Для каких избирательных курий был установлен имущественный ценз по закону от 6 августа 1905
Обновлено: 17.05.2024
Прежде, чем говорить об избирательном праве 1905-1917 гг. хотелось бы сначала дать само определение избирательного права и выяснить, что оно означает. Существует два значения избирательного права:
1. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право – гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).
Содержание
Оглавление
Введение 3
Избирательное право 1905-1917 гг. 5
Первоначальный проект избирательного закона 5
Дальнейшее развитие избирательного закона 7
Избирательное право после Февральской революции 1917 г. 10
Заключение 16
Библиографический список 18
Работа содержит 1 файл
Иогп реферат.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра теории и истории государства и права
студента 2 курса
д. и. н., профессор Киселёва Н.В.
Прежде, чем говорить об избирательном праве 1905-1917 гг. хотелось бы сначала дать само определение избирательного права и выяснить, что оно означает. Существует два значения избирательного права:
1. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право – гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).
К обобщённым принципам избирательного права относятся:
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами).
2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным – болезнь, отъезд, отсутствие интереса, так и политическим – своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов).
4) Прямые и непрямые выборы. Прямое (непосредственное) – означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность. Косвенное (многостепенное) – означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.
5) Тайное голосование ( Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя) . Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).
В период с 1905 года по 1917 год развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования российской государственности и конституционализма. Возрастающее революционное движение вынудило российское правительство пойти на расширение политических прав подданных, что повлекло создание системы представительных учреждений, состоявшей из Государственной Думы и Государственного Совета. Данные органы наполовину формировались путем выборов представителей от духовенства, науки, торговли и промышленности, земских собраний и дворянских обществ (всего 98 выборных членов).
Первоначальный проект избирательного закона
Выборы в Государственную Думу проводились на основе избирательных законов. Согласно первоначальному проекту избирательного закона, подготовленному Советом министров и обсужденному на Петергофских совещаниях, выборы в Государственную Думу предполагалось проводить на основе цензового представительства.
Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Государственную Думу, утвержденное 6 августа 1905 г.
Избирательных прав лишались следующие категории лиц:
- Иностранные подданные,
- лица моложе 25 лет,
- женщины,
- учащиеся,
- военные, состоящие на действительной службе,
- бродячие инородцы,
- признанные виновными в преступлениях, наказание за которые предполагает поражение в правах, в краже, мошенничестве, присвоении вверенного имущества, укрывательстве, покупке или принятии в заклад заведомо краденного или полученного через обман имущества, а также за уклонение от воинской повинности,
- отрешенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения),
- состоящие под судом и следствием за все вышеперечисленные преступления, кроме уклонения от воинской повинности,
- банкроты (до определения причины),
- состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями)
- исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях)
- полицейские (работающие в избирательном округе).
Запрещалось иметь кому-либо два голоса 1 .
По закону 3 июня 1907 года права голосовать по курии землевладельцев лишались арендаторы и управляющие имениями. В закон включили ряд положений упоминавшихся указом Сената. В остальном условия избирательного права оставались теми же 2 .
Для избирателей малых городов выборы были двухстепенные:
- городской съезд,
- губернское собрание.
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Дальнейшее развитие избирательного закона
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон 11 декабря 1905 г. значительно увеличил число избирателей от горожан.
По избирательному закону 11 декабря 1905 года было создано 135 избирательных округов, в том числе 26 городских (избирали 34 депутата) 33 территориально-сословных конфессиональных и этнических округов(40 депутатов). По закону 3 июня 1907 года было 96 округов из них 13 городских (7 городов 19 депутатов) и 11 территориально-сословных конфессиональных и этнических округов (34 депутата). По закону 11 декабря 1905 года от губернии избиралось от 2 до 15 депутатов по закону 3 июня 1907 года от 1 до 14. От городов избиралось 1-6 депутатов. 3
По закону 11 декабря 1905 года Европейская Россия избирала 412 депутатов (79%) Польша – 37 депутатов (7%) Кавказ – 29 (6%) Сибирь и дальний Восток – 25(4%) Средняя Азия и Казахстан – 21 (4%). Всего по закону 1907 года от Европейской России избиралось 403 депутата (91%) от Кавказа – 10 (2%) от Польши – 14 (3%) от Азиатской России – 15 (4%). 4
Принципы распределения мест между округами в законах указаны не были (указывалось лишь количество избираемых от каждого округа депутатов).
Было произвольно сокращено представительство от некоторых европейских
Губерний (Вятской Киевской Пермской и Уфимской) которые до этого избирали оппозиционных депутатов.
Завышенное представительство имели городские избирательные округа. Лишь немногие достигали 250-350 тысяч жителей имелись и города с отдельным представительством с населением лишь 60-70 тыс. человек.
Российское избирательное законодательство предусматривало две группы условий предоставления избирательных прав:
Лица, подпадающие под отрицательные условия лишались избирательных прав в любом случае. Остальные могли голосовать лишь в том случае если они удовлетворяли в течении года перед составлением списков избирателей положительным условиям необходимым для включения в одну из курий.
Для крестьян сохранились четырехступенные выборы в Государственную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).
Жалобы на допущенные нарушения при выборах рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам о выборах.
Выборщики от рабочих принимали участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Устанавливался кворум — присутствие не менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся независимо от числа прибывших выборщиков.
Выборы в Государственную Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в феврале-марте 1906 г. По составу она была достаточно левой, иными словами, самым демократичным представительным органом монархической России. На основании Манифеста от 9 июня 1906 г. Дума была досрочно распущена.
Выборы в Думу второго созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.
Положение о выборах от 3 июня 1907 г. в отличие от предшествующего свода нескольких законодательных актов представляло собой единый, целостный закон, кодифицировавший законодательство о выборах применительно к центральным губерниям. На Урале, в Сибири и Дальнем Востоке выборы проводились на основании прежнего Положения. Этот избирательный закон существенно ограничил представительство населения окраин.
Избрание членов Государственной Думы по губерниям и областям производилось губернским избирательным собранием под председательством губернского предводителя дворянства и выборщиков, избранных в каждом уезде. В составе губернского избирательного собрания имели право участвовать выборщики, избиравшиеся губернскими съездами уполномоченных от рабочих предприятий фабричной, заводской и горнозаводской промышленности.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей – 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания 5 .
Читайте также: