Как узнать приватизирован ли частный дом
Обновлено: 25.06.2024
Каждый гражданин нашей страны мечтает о собственном жилье. Те люди, которые в силу финансовых возможностей не могут позволить себе приобретение недвижимости, пользуются проживанием в жилье по программе социального найма. По прошествии некоторого времени такое жилье можно приватизировать, а значит, стать его полноправным собственником. Если вы решились на подобные действия, то смело можете начинать подготовку.
Но самое главное – это не забыть уточнить все необходимые нюансы и возможность вашего участия в программе. В противном случае окажется, что все подготовительные действия вы осуществили зря. В этой статье мы рассмотрим, может ли конкретно взятый гражданин Российской Федерации приватизировать недвижимость или же нет?
Кто имеет право получить информацию?
Существуют определенные правила, которые прописаны в законодательстве, регулирующем приватизацию. Данные правила регламентируют перечень лиц, которые могут ознакомиться с информацией о возможности осуществления вышеуказанных действий.
Несмотря на то, что статья 11 Федерального закона 1541-1 “О приватизации” говорит о том, что каждый гражданин имеет право на приобретение жилья бесплатно.
Статья 11 Федерального закона 1541-1 от 04.07.1991
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Существуют строгие рамки и ограничения, согласно которым предоставляется информация.
- В первую очередь, право на получение данных имеет наниматель социального помещения. Именно он является активным участником процедуры приватизации, а значит должен полностью ориентироваться в данных.
- Информация доступна для членов семьи нанимателя. Однако только для тех лиц, которые проживают в одном помещении с ним и также имеют право на участие в приватизации.
- Представители счетной палаты.
- Наследники.
- Администрация города или района, которая выделила помещение, может также ознакомиться со всеми сведениями.
- Судебные инстанции.
- В отдельных ситуациях, когда идет речь о возможном нарушении закона, с документами о приватизации могут ознакомиться представители правоохранительных структур.
Из каких документов можно получить сведения?
После прохождения процедуры приватизации недвижимости на руки новоиспеченному собственнику с июля 2016 года выдается не свидетельство о приватизации, а предлагают получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), что и будет являться подтверждением осуществления процедуры.
Условия получения выписки
Сразу оговоримся о том, что официально такое понятие, как ЕГРП перестало существовать на территории нашей страны с 1 января 2017 года. ЕГРП и ГКН объединили в один информационный блок и дали ему наименование Единый государственный реестр недвижимости. Такое нововведение упростило решение многих задач при получении госуслуг. Но граждане, по старинке, предпочитают употреблять в своем лексиконе понятие ЕГРП.
- Основным условием получения выписки из ЕГРН является факт осуществления процедуры приватизации.
- Немаловажно, чтобы получал справку собственник недвижимости, то есть лицо, которое составило заявление о приватизации или иные упомянутые в нем собственники.
- Предоставление необходимого пакета документов, который убедит сотрудников в том, что лицу, запросившему информацию, могут быть представлены подобные данные.
Существуют и иные условия, которые нужно соблюсти, однако только в индивидуальном порядке.
Смотрите видео о том, как получить выписку из ЕГРН:
Как проверить?
Существует масса способов, как узнать, участвовали ли вы в приватизации квартиры ранее или же нет. Однако многие нюансы зависят от того, в какой именно орган вы обращаетесь. В следующих пунктах мы разберемся подробнее.
Куда обратиться?
Существует несколько учреждений, куда можно обратиться.
- В первую очередь такой информацией владеет БТИ.
- Также имеется способ узнать о приватизации через интернет.
- Соответствующие выписки ЕГРН даёт Росреестр.
- Кроме того можно обратиться в частную организацию, которая за деньги выдаст искомую информацию.
Необходимые документы
- Документ, удостоверяющий вашу личность, а также, при необходимости, удостоверение личности ваших сожителей.
- Свидетельство о рождении ребенка, если он участвует в процедуре.
- Ксерокопии вышеуказанных бланков.
- Заявление о получении сведений о возможном факте вашей ранней приватизации.
- Справка из БТИ или паспортного стола о местах вашего проживания за последние 10 лет.
По запросу могут предоставляться и иные документы, например, доверенность в случае, если получить информацию старается не собственник.
Госпошлина
Справка из ЕГРН является платной услугой. Для того чтобы получить подобный документ необходимо оплатить государственную пошлину по реквизитам, которые относятся к тому отделению Росреестра, куда вы обращаетесь. Справка выдается как в письменном, так и в электронном формате.
Справка! Величина государственной пошлины равна 400 руб. в напечатанном формате. Электронная выписка обойдется дешевле, в 250 руб.
Сроки получения и действия
Срок для получения выписок из Росреестра стандартен и составляет до 7 календарных рабочих дней. В случае если время ожидания попадает на выходные или праздничные дни, срок увеличивается. Также срок может увеличиться, если вы задерживаете предоставление необходимых документов или с архивными данными возникли сложности и делаются запросы в соответствующие учреждения.
Сотрудник Росреестра должен обосновать вам причины задержки, а при необходимости, выдать соответствующие документы.
Как получить сведения из ЕГРН онлайн?
Для того чтобы получить необходимые сведения необходим доступ в Интернет.
- Перейдите на официальный сайт Росреестра.
- Зарегистрируйтесь в личном кабинете.
- Нажмите на вкладку “Электронные услуги и сервисы”.
- В перечне электронных услуг и сервисов найдите “Государственная регистрация прав”.
- В правой части сайта найдите название услуги “Выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости”.
- Перед вами появится форма запроса. В неё нужно внести информацию о субъекте, о типе объекта, указать период, а также данные о возможном правообладателе.
- Необходимо выбрать способ предоставления сведений из предложенных.
- Введите код с картинки и нажмите на клавишу “Перейти к сведениям о заявителе”.
- После продолжительной загрузки, если информация про вас действительно имеется на ресурсе, она появится в соответствующем окне.
- В случае если вы не являетесь собственником какой-либо недвижимости, то значит, вы действительно можете участвовать в процедуре приватизации на общих основаниях.
Как найти информацию по адресу, если сведения в Росреестре отсутствуют?
Как проверить в таком случае приватизацию квартиры? Если данные в Росреестре отсутствуют, то имеются и другие способы выяснить информацию о факте приватизации квартиры.
Квитанция об оплате коммунальных услуг
Такой способ поможет, если нет времени на длительное ожидание результата из Росреестра.
- Возьмите квитанцию, которая ежемесячно поступает вам на оплату коммунальных платежей по адресу квартиры, данные о приватизации которой вы выясняете. Вверху под подсчетами будет указан тип жилья.
- В зависимости от формы квитанции информация может быть расположена и чуть ниже. В данной строке будет указано приватизирована недвижимость или нет.
Важно! Не стоит очень доверять подобному способу. К сожалению, иногда данные в коммунальных организациях годами не меняются или же попросту не обновляются, а вы можете быть дезинформированы.
Бюро инвентаризации располагает огромным количеством данных, которые содержатся в архивах.
- Вам необходимо явиться в местное отделение бюро с необходимыми бумагами.
- Заполните заявление по образцу, обязательно указав адрес интересующей недвижимости.
- Предоставьте свой паспорт.
- Письменная заявка отправляется на рассмотрение.
- После этого по прошествии от нескольких минут и до нескольких дней вы можете получить документы, подтверждающие или опровергающие статус приватизированной квартиры.
Расчетный центр
Расчётный центр – это так называемый посредник, который назначается между государством и физическими лицами при осуществлении сделок с недвижимостью. Также расчетный центр оказывает и иные услуги, например, предоставляет информацию о том, была ли приватизирована квартира или нет. Для того чтобы получить информацию таким способом, вам необходимо:
- Сформировать пакет документов. В него войдет ваш паспорт, а также заявление, которое составляется по форме расчетного центра. В заявлении указывается адрес расположения интересующей вас недвижимости.
- Затем вы должны явиться в отделение вышеупомянутого учреждения.
- Подайте запрос сотруднику.
- Дождитесь проверки, после чего, дождитесь выдачи вам информации. Как правило, на это потребуется от нескольких минут до нескольких часов.
Справка! В случае если в расчетном центре не содержится сведений, то возможно, данные не были внесены своевременно. Услуга в расчетном центре обойдется вам в сумму от 200 до 250 руб.
Умение получать необходимые сведения своевременно, а главное, самостоятельно – это отличный способ всегда быть в курсе положения вещей вокруг вас. Надеемся, что инструкции оказались для вас понятными, а вы сможете легко применить их на практике, выбрав оптимальную.
Полезное видео: 5 этапов приватизации квартиры, документы, особенности и сроки получения
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Жилой дом — это распространенный тип недвижимого имущества. Если такой объект принадлежит гражданину, то он сам решает, как ему распорядиться своим имуществом.
Совсем иначе обстоит дело с недвижимостью, которая принадлежит государству (муниципалитету). Для таких случаев оптимальным будет вариант приватизации дома и участка земли. Как протекает этот процесс и какие особенности имеет, лучше разобраться заранее.
Что такое приватизация дома?
В широком смысле, приватизация – это юридический процесс перехода государственной собственности в частную. Объектами приватизации могут быть жилые и нежилые объекты, земля, заводы и предприятия. По-другому этот процесс еще называется денационализацией.
[stextbox Именно в начале 90-х годов начался ажиотаж с приватизацией жилья, после того, как государство дало добро на бесплатное проведение этой процедуры.[/stextbox]
А с 2017 года она стала бессрочной, это означает, что можно не спешить с приватизацией жилья, а хорошо подготовиться, собрать все документы и только тогда подавать заявку.
Зачем нужна
Приватизация нужна для того, чтобы человек мог иметь собственное имущество и вкладывать личные средства в его улучшение.
Это правильнее и выгоднее , чем пользоваться государственным жильем по договору найма и постоянно вносить арендную плату.
Плюсы и минусы
После завершения приватизации дома и земельного участка его собственник получает ряд преимуществ. Основные из них следующие:
- возможность распоряжаться своей собственностью как угодно, без согласования с государственными органами;
- при продаже увеличить рыночную стоимость дома;
- объединять или разделять участки на свое усмотрение;
- строить дополнительные объекты на своем участке (если участок принадлежит государству, то на нем может быть возведено, кроме дома, только одно строение);
- в случае изъятия участка на государственные нужды, собственник получает компенсацию.
Минусом приватизации для гражданина является то, что имущество физических лиц в РФ облагается налогами (ст. 401 НК РФ) и с момента передачи жилья в частные руки, собственник обязан будет платить налог на недвижимость, а кроме того, выполнять капитальный ремонт и текущее обслуживание объекта.
Условия
- Гражданин РФ и члены его семьи не участвовали ранее в денационализации (такое право дается однократно).
- У заявителя на приватизацию в собственности не должно быть другого жилья.
- Приватизация жилого дома должна быть согласована со всеми, кто в нем прописан. Если человек отказывается участвовать, он сохраняет за собой право бессрочного проживания.
- Земельная площадь под домом не должна находиться в природоохранной зоне или быть изъятой из оборота.
Для осуществления перехода собственности потребуется официально определить статус жилого дома (полноценное жилье или летняя дача, которая жилым объектом не является).
Рекомендуем: Что нужно знать о кадастровой стоимости частного дома? Как считается и можно ли оспорить
Какие дома подлежат приватизации
Приватизации подлежат все дома, которые находятся в государственной (или муниципальной) собственности.
Но при этом должны быть выполнены необходимые условия для перехода права собственности и не должно быть оснований, препятствующих этому.
Когда могут отказать
Отказать гражданину РФ в приватизации жилья могут по следующим причинам:
- если он проживает в доме незаконно;
- за домом числится долг по коммунальным платежам;
- в доме выполнена незаконная перепланировка;
- жилье имеет особый социальный статус (общежитие, служебное жилье и др.);
- здание находится в аварийном состоянии;
- земельный участок под домом расположен в природоохранной зоне или изъят из оборота.
В любом случае отказ должен быть официальным и иметь конкретное обоснование.
Как приватизировать жилой дом и землю
По собственному желанию гражданин может приватизировать жилой дом и участок под ним, а может денационализировать только дом. В зависимости от принадлежности объекта по вопросу приватизации нужно обращаться:
- в департамент по землепользованию, когда дом является муниципальной собственностью;
- в территориальное отделение Росимущества, когда объект принадлежит государству.
Порядок и пошаговая инструкция
Порядок приватизации жилого дома и квартиры имеет определенные отличия. Алгоритм действий при оформлении права собственности на дом следующий:
- Подготовить и собрать необходимые документы (перечень смотрите ниже).
- Заказать технический паспорт дома и кадастровый паспорт участка.
- Подать заявление о приватизации дома и участка в соответствующий государственный орган.
- Дождаться выдачи постановления.
- Зарегистрироваться в Кадастровой палате.
Процедура
Процедура приватизации дома и участка более подробно состоит из следующих этапов:
- Необходимо точно выяснить, кто является собственником дома и участка. Если территория окажется бесхозной, ее нужно будет переоформить.
- За оформлением кадастровых документов нужно обращаться в ближайший отдел БТИ. Аккредитованные специалисты произведут нужные замеры, точно определят приватизируемую площадь и сделают необходимые расчеты.
- Далее следует подготовить все необходимые справки:
- о том, что соискатель ранее не участвовал в приватизации;
- о том, что у него нет в собственности другого жилья;
- выписка из лицевого счета, чтобы установить отсутствие задолженности;
- выписка из домовой книги, чтобы выяснить точное количество прописанных в доме лиц.
- После рассмотрения всех документов уполномоченный государственный орган при положительном решении выдает постановление о передаче собственности (в 2-х экземплярах).
- Получив постановление, гражданин обязан зарегистрировать собственность в любом отделении Росреестра. Для этого необходимо передать регистратору все документы, взамен он выдаст расписку об их получении, а забрать их можно будет позже, вместе с готовым свидетельством о регистрации.
Документы
Для того, чтобы осуществить денационализацию объектов в 2019 году, придется подготовить следующий пакет документов:
- копия паспорта соискателя;
- документ, подтверждающий право на льготу (если необходимо);
- справка, выполненная по форме №3, о неучастии в денационализации ранее;
- техпаспорт дома;
- копия договора соцнайма;
- согласия всех прописанных в доме лиц, оформленные в письменном виде;
- выписка из домовой книги;
- копия лицевого счета;
- заявление;
- квитанция об уплате госпошлины.
Обычно приватизацию дома и земельного участка осуществляют одновременно. На землю нужно подготовить следующие документы:
- кадастровый паспорт;
- договор аренды, либо ордер;
- подробный акт о границах территории.
Все документы на дом и на землю можно подавать одним пакетом, а в заявлении указать интересующие объекты денационализации.
Заявление
При обращении в соответствующий госорган соискатель заполняет заявление определенной формы на приватизацию в 2-х экземплярах. В заявлении он должен указать следующую информацию:
- наименование госоргана;
- ФИО, данные паспорта и номер телефона соискателя;
- информация о приватизируемых объектах;
- основания для передачи права собственности;
- перечисление всех построек (в том числе, нежилых) на участке;
- размеры участка;
- инвентарный номер дома;
- дата и подпись соискателя.
Очень важно, чтобы данные в заявлении совпадали с информацией в документах. Заполнять его нужно внимательно, в противном случае может быть получен отказ.
[stextbox Подробно ознакомиться с типовой формой заявления можно на официальном сайте Госуслуг или в МФЦ.[/stextbox]
Нюансы приватизации
В основном, процесс денационализации объектов достаточно простой, но, как и в любом деле, имеются свои тонкости, о которых лучше узнать заранее.
Приватизация доли
По закону приватизировать только долю квартиры или дома нельзя, если она является частью целостного объекта недвижимости. Передача собственности осуществляется только на весь дом в пользу одного человека или группы лиц, между которыми жилье распределяется по долям.
Но в случае, если по документам БТИ часть дома является самостоятельным объектом, то частичная приватизация возможна.
Как приватизировать дом без земельного участка
Процесс денационализации дома без земельного участка имеет такую же последовательность, как и приватизация квартиры в городе. Он проще, поскольку не потребуется оформление документов на землю.
Особенности приватизации дома с землей
Земельный участок, как и дом, является полноценным объектом денационализации. Он имеет свой статус, площадь, стоимость. Оформление документов на землю потребует дополнительных расходов и времени, но это даст возможность получить право собственности без каких-либо ограничений.
Если земля под домом имеет особый статус, или находится в собственности другого физического (юридического) лица, то в приватизации будет отказано, поскольку это не государственная собственность.
Сроки и стоимость приватизации
Сама по себе передача права собственности осуществляется бесплатно. Но итоговая стоимость, в которую обойдется приватизация жилого дома и участка, зависит от многих факторов и в каждом конкретном случае она будет разной. Основные статьи расходов следующие:
Сроки приватизации отличаются в каждой индивидуальной ситуации, но примерно они будут такими:
- оформление технического и кадастрового паспортов в БТИ ориентировочно занимает 2 месяца;
- заявка на приватизацию рассматривается в течение 2 недель;
- свидетельство о регистрации в Росреестре должно быть выдано не позднее, чем через 10 дней после обращения.
Если техпаспорт на дом и кадастровый документ на участок уже имеются в наличии, то процесс денационализации объектов займет время около 1 месяца.
Полезные видео
Далеко не все наниматели жилья перезаключили договор и стали полноправными хозяевами квадратных метров. При смене владельцев объекта недвижимости актуален вопрос о том, приватизирована ли квартира. Получить ответ можно несколькими путями.
Запрос информации в Росреестре
Самый простой и достоверный способ узнать информацию о приватизации жилья — обратиться в Росреестр. Данный вариант подойдет, если соблюдается одно из двух условий:
- Жилье оформлено в частную собственность после вступления в силу закона о регистрации недвижимого имущества, т.е. начиная с 1 февраля 1998 г.
- Квартира приватизирована ранее вышеуказанной даты, но позже стала объектом сделки купли-продажи, дарения, наследования, обмена или залога.
В указанных случаях в ЕГРП обязательно хранятся сведения о правообладателях, обременениях и арестах, наложенных на недвижимость и ряд других данных.
Информация в Росреестре доступна и открыта. Сюда может обратиться любой гражданин. При этом необходимо:
- предъявить паспорт;
- написать заявление;
- оплатить госпошлину в размере 200 рублей.
Сведения предоставляются в форме выписки. Если в ЕГРП отсутствуют данные на квартиру, значит либо она не приватизирована, либо стала частной собственностью ранее 1998 г. и больше никаких сделок с ней не совершалось.
Запрос на получение сведений осуществляется также и через официальный сайт Росреестра. Для этого нужна электронная подпись, оформить которую можно в отделении МФЦ по месту жительства. Далее на сайте заполнить необходимые данные, оплатить пошлину. Готовая справка придет на указанную электронную почту.
Запрос сведений в БТИ
В эту организацию стоит обратиться, если есть предположения, что квартира приватизировалась в период с 1991 г. по 1998 г. В это время оформлением соответствующих договором занималось БТИ.
В отличие от Росреестра информацию из этой службы могут получить не все граждане. Сведения доступны следующим лицам и организациям:
- собственникам или их представителям при наличии доверенности;
- наследникам, имеющим право на жилье по закону или завещанию;
- правоохранительным и судебным органам;
- органам власти государственного и местного масштаба;
- налоговые и статистические службы;
- иным учреждениям и гражданам согласно законодательству.
Выданная БТИ справка — официальный документ. Она содержит полную информацию о квартире, включая дату ее приватизации.
Информация в квитанции ЖКХ
Если заинтересованному лицу не нужен официальный документ, подтверждающий статус квартиры, сведения о приватизации можно узнать по квитанции на оплату коммунальных услуг.
Нужно знать, что оформление помещения в собственность происходит за два месяца. По окончании указанного периода статус жилья может измениться, если наниматель квартиры подал заявление на приватизацию. Актуальная информация содержится в недавно полученных квитанциях. Поэтому необходимо, чтобы квитанция была достаточно свежей.
Итак, если данные о приватизации не найдены, можно оформлять квартиру в собственность. Помощь в сборе и подаче соответствующих документов окажут грамотные юристы, специализирующиеся на имущественном праве.
На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.
В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года "О бесплатной юридической помощи".
Проще всего узнать, приватизирована ли квартира — по квитанции за коммунальные услуги. Там есть строка о плате за наем, и если она пуста — жилье приватизировано. Аналогичную информацию могут предоставить в расчетном центре Управляющей компании. Еще можно подать запрос в Росреестр — лично, через интернет или Многофункциональный центр. Если квартира была приватизирована до 1998 года и затем никаких сделок с ней не было, узнать об этом можно в местном Бюро технической инвентаризации.
В некоторых случаях приватизация квартиры может повлечь за собой обременения или вовсе быть оспоренной. Если вы подозреваете подобные проблемы или просто хотите убедиться, что они не возникнут в будущем, стоит обратиться за консультацией к юристу по вопросам приватизации. Специалист поможет сориентироваться в ситуации и не допустить ошибок с документами.
Проверяем, приватизирована ли квартира: порядок дейтсвий
Условно случаи, когда нужно проверить, приватизирована ли квартира, можно разделить на две категории: если важен сам факт и если нужны детальные сведения. В зависимости от этого меняются возможный порядок действий и круг лиц, которые могут эту информацию о квартире узнать в законном порядке.
Простой случай: нужно только узнать, была ли квартира приватизирована
Если возникли сомнения или нет доступа к платежным документам, можно обратиться в расчетный центр или бухгалтерию Управляющей компании. Теоретически там могут потребовать доказательства вашей причастности к жилью, но обычно этого не происходит. Подробностей вы не выясните, но узнать, приватизирована ли квартира вообще, сможете.
Еще один способ — воспользоваться бесплатной формой справки на сайте Росреестра. Найти там объект недвижимости можно как по кадастровому номеру, так и просто по адресу. В выдаче четко указано, приватизирована ли квартира и когда она поставлена на кадастровый учет. Но узнать имя собственника и дату приватизации так не получится.
Сложный случай: нужны точные данные о собственниках приватизированной квартиры и сделках с ней
За такими сведениями могут обращаться собственники и наниматели еще не приватизированных квартир, а также члены их семей и наследники, которым недвижимость причитается. Если вы не относитесь к этим категориям или не представляете органы власти, в запросе вам откажут. Все запросы платные.
Узнать, приватизирована ли квартира, можно через:
- платный запрос на сайте Росреестра;
- личный визит в Росреестр;
- Многофункциональный центр (МФЦ);
- Бюро технической инвентаризации (БТИ).
В первом случае определить, успели ли квартиру приватизировать, можно через форму на сайте. Если у вас есть электронная подпись, она поможет ускорить обработку заявки. После предварительного одобрения запроса нужно будет оплатить пошлину — 300 рублей за бумажный экземпляр ответа и 150 за электронный. Для юридических лиц это 950 и 400 рублей соответственно. Далее в течение трех рабочих дней вы получите ответ по обычной или электронной почте.
Личный визит в Росреестр отличается только необходимостью иметь на руках бумажные документы. Чтобы узнать, приватизирована ли квартира, нужно явиться с квитанцией об уплате пошлины и паспортом. В ходе приема вы напишете заявление по установленному образцу и через те же самые три дня получите ответ.
Запрос в МФЦ оформляется точно так же, но на передачу документов между ведомствами отводится два дополнительных дня. То есть в сумме узнать, кем, как и когда приватизирована квартира, можно за пять дней.
Если в ответах по описанным выше обращениям вы не получили нужных сведений, возможно, квартира просто была приватизирована давно. Если это произошло в промежуток между 1991 и 1998 годами, а затем собственник жилья не менялся, узнать об этом можно будет только в БТИ.
Там от вас потребуется паспорт и заявление на получение справки. Также нужно завещание, доверенность, свидетельство о браке или другой документ, если вы не являетесь собственником жилья. Узнать, приватизирована ли квартира, вы сможете в течение месяца. Стоимость услуги зависит от региона и индивидуальная в каждом БТИ.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Приватизация дома или другой постройки, которая квалифицируется как жилой фонд, началась в России еще с 1991 года.
Тогда был издан закон о приватизации жилья, главная цель которого заключалась в передаче имущественного права на жилье от муниципалитета гражданам, которые раньше пользовались жильем, как арендаторы.
Как приватизировать жилой дом, с чего начать, какие документы нужны и сколько стоит процедура в 2021 году?
Чтобы приватизировать жилой дом, нужно, чтобы граждане имели право им пользоваться. А такое право они получают в том случае, если они получили дом в пользование согласно ордеру (до 2005 года) или согласно договору социального найма (после 2005 года).
Порядок приватизации жилого дома
Прежде чем заниматься передачей государственной собственности в частные руки, желательно проконсультироваться с юристом касательно того, как приватизировать дом, что нужно для приватизации, какие документы следует собрать и куда обращаться, чтобы процедура прошла быстро и просто.
Нижеприведенная инструкция поможет сориентироваться на том, какие шаги стоит сделать, чтобы пройти процедуру приватизации:
Шаг 1. Сбор необходимых документов
Какие документы нужны для приватизации жилого дома в 2021 году знают единицы людей. В обязательный пакет документов должны входить такие бумаги:
Поскольку жилой дом стоит на земельном участке, то заявителю следует подготовить документы и на него:
- кадастровый паспорт;
- договор аренды или ордер;
- акт межевания территории;
- поэтажная схема жилого дома.
Подавать документы на приватизацию дома с земельным участком можно одновременно.
Шаг 2. Подача заявления в муниципалитет
Собранный пакет документов необходимо подать в жилищный департамент при местном муниципалитете. Если с документами все в порядке, то через некоторое время компетентный сотрудник жилищного отдела издает постановление о передаче недвижимости в собственность частного лица.
Шаг 3. Обращение в Росреестр
С постановлением, заявлением и пакетом документов заявитель должен обратиться в ближайшее отделение Росреестра для внесения изменений в выписку ЕГРН.
В заявлении нужно указать следующую информацию: данные о приватизируемом жилье, информацию о заявителе, инвентарный номер дома, кадастровые данные, дату и подпись заявителя.
Получив документы, регистратор должен дать заявителю расписку в принятии документов. В течение нескольких дней документы обрабатываются, после чего заявителю выдается на руки документ о регистрации жилого дома.
Стоимость приватизации частного дома
Если говорить о том, сколько стоит приватизация дома, то по законам РФ приватизировать жилье можно бесплатно, но только 1 раз. Однако при обращении в Росреестр с заявлением о регистрации перехода прав собственности, заявителю придется оплатить госпошлину в размере 2000 рублей.
Можно ли приватизировать дом при отсутствии документов?
Что делать, если у проживающих в жилом доме людей нет ни ордера, ни договора социального найма (документы были утеряны, уничтожены и т. п.)? Как приватизировать дом, если нет документов?
Для этого следует обратиться в центральный архив при муниципалитете и подать запрос на выдачу решения о предоставлении жилой площади. А дальше следует обратиться в жилищный отдел муниципалитета и по стандартной схеме пройти процедуру приватизации жилого дома.
Нужно ли приватизировать частный дом, если он в собственности?
Если частный дом уже находится в собственности какого-то лица, то приватизировать его не нужно, ведь приватизация – передача в частную собственность муниципальных либо государственных квартир/домов.
Совсем другое дело, если у собственника нет документов на жилье. Но здесь не идет речь о приватизации, а стоит думать о подтверждении того, что жилье принадлежит человеку.
Также не стоит приватизировать дом, если он находится в личной собственности гражданина, а не в собственности государства. Если дом находится в собственности гражданина или юридического лица, то это значит, что он никому больше не принадлежит, поэтому приватизировать жилье не нужно.
Особенности приватизации дома в деревне
Прежде чем переходить к вопросу о приватизации дома в деревне, необходимо определиться с тем, какой статус должен получить дом:
После того как будет сформирован необходимый пакет документов, заявителю следует обратиться в муниципалитет, который заведует интересующим объектом. Обычно за вопросом приватизации дома в деревне нужно обращаться в сельскую администрацию.
После регистрации заявления с заявителем будет заключен договор передачи дома и земли под ним в собственность. Когда договор будет подписан, заявитель должен обратиться в Росреестр и подать документы на регистрацию права собственности на приватизированный дом.
Приватизировать жилой дом можно точно так же, как и квартиру, но нужно иметь в виду, что приватизации подлежит только та недвижимость, которая находится во владении муниципалитета.
Читайте также: