Что не относится к принципам этики ненасилия этика ненасилия предполагает большое личное имущество

Обновлено: 15.05.2024

Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали. По вертикали они проходят под патронажем государственных политических структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение, опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность, как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся организовать, тем больше воздействие на народ, а следовательно, и на власть.


  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После определения темы выступления привлекаются средства массовой информации, информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану.

3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того, чтобы людям было проще проверить себя, в университетах США существуют практики по ненасилию, где любой может проверить себя.

4. Планирование основных действий, согласование с государственными и муниципальными органами, отбор и организация участников.

5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными, могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает точку зрения большинства.

6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции. Намечаются дальнейшие действия.

Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны, группируются по определённым принципам (экономические, идеологические и т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё время появляются новые находки и идеи и устаревают другие.

Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чучел и т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти акции носят массовый характер.

Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.


  1. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ. МОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ.

Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор личности. Он может происходить между различными вариантами поведения, между различными ценностями, но в конечном итоге он сводится к выбору между добром и злом. Так как ситуации выбора разнообразны, необходимо их классифицировать:

1) выбор между нравственным и безнравственным поведением. Данный выбор в основном зависит от прочности нравственных принципов. Если человек их уважает, то предел их прочности перед выбором зла бывает удивительно высоким;

2) выбор между разными видами нравственного поведения;

4) выбор между своими и чужими интересами в традиционной этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем в число интересов личности входят и нравственные интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям;

5) выбор между личными убеждениями и общественным мнением. Данный выбор более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть не до конца развитой, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении того, насколько нравственным оказался тот или иной выбор;

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Свобода всегда связана с ответственностью, так как тот, кто действует свободно, всегда полностью отвечает за содеянное. Ответственность можно определить как категорию этики, отражающую особое социальное и моральное отношение человека к другим людям и всему обществу, которое характеризуется необходимостью выполнения своего нравственного долга. Ответственность – это еще и способность правильно определить, в чем нуждаются другие люди и непосредственно сам человек. Ответственное поведение личности возможно лишь при наличии определенных условий:

1) действие человека должно быть результатом свободного выбора. Если человек связан или не способен к совершению определенных поступков, то он не несет ответственности;

2) действие человека должно быть преднамеренным. Если человек причинил зло другому случайно, не желая этого, то моральная ответственность снижается, однако не пропадает полностью;

3) человек должен отдавать себе отчет при совершении действия. Но если человек находился в гипнотическом трансе и не отдавал себе отчета в своих поступках, то он не несет за них ответственности.

Очень часто происходит так, что люди специально бегут от ответственности. Этой проблемой занимался немецко-американский философ, живший в XX в., Эрих Фромм. Он выделил целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности за происходящее.

Первый механизм бегства от ответственности – это охотное подчинение тоталитарному режиму. Люди подсознательно хотят, чтобы был сильный и властный вождь, который брал бы на себя всю ответственность, делая людей лишь винтиками своей системы.

Второй механизм Фромм назвал автоматизирующим конформизмом. Суть этого понятия заключается в полном принятии общественного мнения как своего личного. В результате этого человек перекладывает ответственность на все общество, снимая тем самым ее груз с себя.

Еще одним немаловажным аспектом проблемы моральной ответственности является ее предметность. Для определения предметности моральной ответственности необходимо ответить на вопрос, перед кем несет ответственность человек. В современной этической мысли существуют различные точки зрения на этот вопрос:

1) с социальной позиции человек несет ответственность перед другими людьми;

2) с религиозных позиций человек несет ответственность прежде всего перед Богом;

3) с индивидуалистических позиций человек несет ответственность только перед собой, своей совестью.

Таким образом, каждый свободный человек несет тяжелый груз ответственности, отвечая как перед собой, так и перед всем обществом в целом.

Читайте также: