Через сколько лет аренды земля переходит в собственность

Обновлено: 30.04.2024

Чтобы осуществлять юридически значимые действия с арендованным земельным участком следует сначала выполнить перевод земли из аренды в собственность. После этого надел можно продать, заложить, сдать иным гражданам, подарить или оставить наследникам. Возможность переоформления земли есть как у граждан, так и у юридических лиц.

Для чего оформлять собственность

Помимо того, что после переоформления надела в собственность владелец может совершать юридически значимые действия со своей землей, данная процедура дает право на получение компенсации, в случае изъятия земли для государственных нужд.

Если участок находится в аренде, и по его территории планируется строительство автодороги, то муниципалитет просто расторгает договор аренды, и забирает землю. Но, если у гражданина оформлено право собственности, то забрать у него территорию никто не сможет. Государство обязано будет выплатить гражданину компенсацию за потерю личного имущества.

Какие земли подлежат переводу

Не все категории земель могут быть предоставлены в собственность граждан. Существуют особые условия для перевода земельного надела. Использование участка должно проводиться по одному из следующих оснований:

  • договор постоянного бессрочного пользования;
  • переход права распоряжения по наследству;
  • действующее соглашение об аренде.

Приоритетное право на переоформление надела в собственность есть у граждан, которые возвели или начали строить капитальную постройку. Капитальным является объект, предназначенный для круглогодичного проживания и имеющий фундамент. Если такая постройка еще не достроена, то физ. лицу необходимо зарегистрировать его как объект незавершенного строительства.

Арендаторы могут получить надел двумя способами:

В каждом из способов существуют свои нюансы, которые необходимо учесть при переоформлении документов.

Безвозмездная передача

Один раз в жизни граждане могут получить земельный надел безвозмездно, в порядке приватизации. Такая возможность предоставляется только при условии выполнения одного из следующих требований:

На региональном или местном уровне власти вправе ставить собственные условия для безвозмездного получения земли.

Последовательность действий

Чтобы оформить участок в собственность необходимо выполнить следующий порядок действий:

  • провести межевание, если ранее оно не было проведено;
  • собрать пакет документов;
  • подать заявление в Росимущество или местную администрацию;
  • получить разрешение;
  • зарегистрировать права в Росреестре.

Межевание необходимо провести для определения границ участка, а также составления плана, на основании которого территория ставится на государственный кадастровый учет.

Документы

Для приватизации необходимо написать заявление о передаче земельной территории в собственность и приложить к нему следующие документы:

  • паспорт гражданина;
  • выписка ЕГРН на территорию;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • подтверждение основания для приватизации – соглашение об аренде, договор бессрочного пользования, справка о многодетности семьи и другое.

Если приватизируемая земля предназначена под ИЖС, то дополнительно прикладывается документация на строение – технический паспорт, выписка ЕГРН.

Сроки рассмотрения

Заявление и пакет документов, представленные гражданином, рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 дней с момента подачи. После чего выносится решение о передаче надела на безвозмездной основе, либо в отказе о предоставлении земли заявителю.

Решение об отказе может быть принято в следующих случаях:

  • отсутствует основание для приватизации;
  • у участка имеются обременения;
  • территория переведена в категорию резерва для государственных нужд;
  • представленные документы содержат неверные сведения.

Также участок не будет предоставлен гражданину при наличии споров по его границам с соседскими землями.

Если причину отказа можно устранить, например, неточности в документации, то гражданин вправе обратиться с заявлением повторно. Также отказ можно оспорить в судебном порядке.

Госрегистрация прав собственности

После получения разрешения от уполномоченного органа на перевод земли из аренды в собственность, гражданину необходимо зарегистрировать свои права в Росреестре. Для этого необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт владельца;
  • кадастровый паспорт участка;
  • постановление о передаче территории в собственность;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Госпошлина за регистрационные действия относительно земель составляет 350 рублей. Подать документы можно как в регистрационной палате, так и в отделении МФЦ. Регистрационные действия должны быть выполнены в течение 10 дней. После чего территория становится собственностью заявителя.

Выкуп участка

Получение территории в собственность путем выкупа доступно через процедуру аукциона или без проведения торгов. В первом случае стоимость участка будет значительно больше, так как претендовать на него могут все желающие.

Возможность выкупа надела без торгов доступна не для всех видов разрешенного использования. Покупка доступна только для земель следующих категорий:

  • ИЖС;
  • ЛПХ;
  • садоводство/огородничество;
  • КФХ.

В остальных случаях выкуп возможен только через проведение аукциона.

Без аукциона

Приобрести арендованный участок в собственность без проведения торговых процедур могут граждане, у которых на данной территории имеется капитальная постройка. Также без аукциона можно выкупить землю при переоформлении права постоянного бессрочного пользования в собственность.

Для выкупа необходимо действовать в следующем порядке:

  • обратиться с заявкой в администрацию;
  • получить постановление о продаже участка;
  • уплатить указанную в постановлении стоимость;
  • заключить договор купли-продажи;
  • зарегистрировать права в регпалате.

Выкупная стоимость определяется исходя из кадастровой оценки территории. Она может составлять от 2,5% до 80% кадастровой оценки. Процент устанавливается субъектом, в чьем ведении находится конкретный участок.

Чтобы выкупить участок по льготной стоимости необходимо представить в администрацию с пакетом документов:

  • заявление;
  • паспорта всех будущих владельцев;
  • выписки ЕГРН на строение и участок;
  • договор аренды.

После подачи документов на территорию выезжает специальная комиссия, которая осматривает дом и землю. Далее принимается решение о заключении договора покупки или отказа в выкупе надела.

Если дом, расположенный на участке, принадлежит одновременно нескольким хозяевам на правах долевой собственности, то надел можно выкупить также в долевую собственность, в тех же пропорциях, в которых определены части дома. Например, если постройка оформлена на мужа и жену в пропорции 1/3 и 2/3, то надел будет предоставлен в тех же частях: мужу 1/3, а жене 2/3.

После получения акта приема-передачи и соглашения о выкупе можно регистрировать свои права в регистрационной палате. Для этого потребуется такой же пакет документов, как и в случае с приватизацией.

На торгах

Через аукцион можно выкупить не только арендуемый участок, но и любой земельный надел, находящийся в собственности у государства, и не ограниченный законом для выкупа. Порядок покупки через аукцион следующий:

Данный способ выкупа является довольно сложным, трудоемким и отнимает много времени на проведение необходимых процедур. При этом существует риск, что арендатор участка не станет собственником земли, так как большую цену может заявить другой гражданин.

Какие участки нельзя приобрести

Далеко не любую землю можно получить в собственность, даже посредством выкупа у государства. К таким наделам относятся:

  • особо охраняемые;
  • ограниченные в обороте;
  • лесной/водный фонд;
  • территории общего пользования;
  • полигоны, зараженные вредными веществами;
  • земли вооруженных сил России.

Помимо этого нельзя оформить собственность на землю, если ее разрешенное использование не соответствует нуждам заявителя. Гражданин не сможет получить надел, даже с построенным на нем домом, если такая земля не предназначена под ИЖС.

В таком случае перед оформлением собственности нужно изменить категорию земли, и только после этого проходить процедуру переоформления аренды во владение.

Минусы переоформления

Несмотря на явные преимущества получения надела в собственность, у изменения права распоряжения есть и ряд минусов:

  • расходы, связанные с процедурой переоформления;
  • после оформления прав у гражданина возникает обязанность по уплате земельного налога;
  • собственник обязан содержать территорию в надлежащем виде и использовать по назначению, иначе госорганы вправе вернуть участок в муниципальное владение.

Оформление надела из аренды в полное владение имеет для хозяина земли больше преимуществ, чем недостатков. Граждане могут получить землю безвозмездно, в порядке приватизации, или через процедуру выкупа. При выкупе приоритет получают заявители, у которых на территории возведен капитальный объект. В таком случае стоимость участка будет ниже, чем при выкупе с торгов. Поэтому перед обращением в земельный комитет следует начать строительство и оформить его как незавершенный объект.

Порядок выкупа арендованного земельного участка

Земельный участок, который находится в аренде, можно выкупить. С экономической точки зрения вариант является более выгодным, чем при обычной сделке. В обзоре разберем подводные камни процедуры, позволяющей получить землю в частную собственность.

Особенности выкупа

Вопросы аренды и покупки регулируют Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Человек через 3 года после заключения договора получает приоритетное право выкупа участка в частную собственность. Лицу достаточно обратиться к владельцу с просьбой о продаже земли.

Если в роли владельца выступает государство, то процедуру покупки осуществляют в виде аукционов. Право собственности получает тот, кто предложит большую сумму. Без предварительных торгов и по фиксированной стоимости участок могут выкупить люди, которые:

  • подписали договор, сроком более чем 3 года;
  • наследники пожизненных арендаторов;
  • построили на территории капитальное здание (дом, баню).

В тексте соглашения должен присутствовать пункт о возможности выкупа арендованных земель. По закону участки в личную собственность могут получить субъекты, которые комплексно осваивают территорию. Например, ведут фермерскую деятельность, строят личные жилые или производственные здания.

Чтобы получить приоритетное право выкупа арендуемого земельного участка, нужно возвести частную собственность. Законодательно отдают предпочтения домам, которые используют в качестве постоянного места обитания. Учитывают даже незавершенные капитальные постройки с надежным фундаметом.


Существуют земельные участки, которые нельзя выкупить. К таким относятся земли, занятые государственными заказниками, заповедниками или сооружениями для их обслуживания. Не подходят охраняемые водозаборные зоны с прилегающими водоемами. Не стоит пытаться получить в частную собственность территорию, принадлежащую службам, обеспечивающим безопасность государства (военные, МВД, МЧС).

Запрещено выкупать участки, на которых расположены мусорные полигоны, атомные станции и объекты по переработке ядерных отходов. Не получится перевести в собственность зоны отчуждения рядом с:

  • инженерными коммуникациями;
  • очистными конструкциями;
  • ЛЭП;
  • узлами, дорогами (портами, вокзалами).

Запрещено передавать в частную собственность образования административные закрытого типа, в том числе и космическое строительство. Не получится выкупить земли, которые находятся в резерве государственных и муниципальных проектов. Территорию лесного фонда можно брать только в аренду.

Видео описание

Выкуп земли из аренды в собственность.

Как проходит процедура

Перевод недвижимости в частную собственность – долгий и кропотливый процесс. Положительный результат зависит от подготовленности человека, который собирается выкупить землю. Среди основных факторов выделим самые важные.

Куда обратиться

Процедурой занимается владелец недвижимости. Бумаги подают в местную администрацию. Сотрудники предупредят о наличии или отсутствии каких-либо документов, об ограничении в использовании участков. В прошении человек описывает причины приватизации, подчеркивая первоочередное право.

Документы

В заявлении владельцу указывают о желании выкупа арендованного участка земли. В бумаге обязательно учитывают кадастровые и физические параметры территории. Дополнительно в документе описывают основания для приватизации и сумму залога, которую внесут для осуществления процедуры.


Обязательно нужен действующий договор аренды. Пункт с возможностью выкупа или дополнительное соглашение дает право перевести недвижимость в частную собственность. Минимальные сроки – 3 года, но юристы рекомендуют не менее 5-6 лет. Среди обязательной документации выделяют:

  • кадастровый паспорт;
  • подтверждение возможности сделки;
  • заключение независимой экспертизы о стоимости;
  • справки из Единого госреестра об отсутствии ограничения;
  • документы заявителей (паспорт, ИНН);
  • квитанции об оплате госпошлин.

Чтобы доказать правомерность выкупа, часто требуют дополнительные бумаги. Например, свидетельства о праве собственности или о вступлении в наследство. Приобретение недвижимости оказывает влияние на семейный бюджет, поэтому у физического лица могут попросить согласие супруга. В многодетных семьях нужно подтверждение службы опеки.

Порядок определения стоимости

Цена участка – фактор, который влияет на возможность покупки. На рынке недвижимости РФ существует 2 варианта определения стоимости имущества:

  • Кадастровая. Получают при процентном расчете объекта. Опция уместна для арендаторов с капитальными постройками на территории.
  • Рыночный анализ. Средняя стоимость аналогичного участка.

Цена зависит от экономических реалий. Обязательно учитывают физические особенности группы в конкретном регионе. В анализ показателей рынка берут данные квадраты похожей недвижимости.

Льготные тарифы

Землю можно выкупить без уплаты стоимости. Льготы работают при использовании территории под личное хозяйство. Поблажки дают при действующем договоре аренды, сроком от 6 лет. Если большая часть периода уже прошла, то арендованный участок забирают безвозмездно.

Бесплатное получение земли возможно семьям, у которых более 3 детей. Льготный тариф действует только один раз. При последующих сделках с недвижимостью придется оплачивать стоимость по общей ставке.


Пошаговая инструкция оформления

Чтобы не получить отказ в приватизации, нужно правильно пройти процедуру. Сбор документов – первый этап при выкупе арендованного участка. Важно четко размежевать территорию, согласовать границы с соседями. Работы осуществляют кадастровые инженеры, которые заносят информацию в реестр.

Если земельный участок не учтен в Госкадастре, то нельзя получить техническую документацию. Справки из Росреестра помогут выяснить ситуацию. После представления планов, паспортов заявителей и квитанций об уплате имущество ставят на учет.

При обращении к чиновникам из местной администрации обязательно прикладывают чеки оплаты госпошлины и выписку из кадастра. После получения одобрения от сотрудников приступают к подписанию договора о покупке участка. Покупатель перечисляет оговоренную сумму на расчетный счет в банке.

После согласования надо зарегистрировать сделку. Данные вносят в Единый госреестр прав. Для этого нужны:

  • выписки из госкадастра недвижимости;
  • постановление главы местной администрации;
  • квитанции об оплате услуг.

Сумма государственной пошлины зависит от категории земельного участка. За сельскохозяйственные типы достаточно 100 рублей. Места для возведения дач и гаражей облагаются суммой до 350 р, территория под жилищное строительство – 2000 р.

Возможные трудности

Выкуп арендованной земли – длительный, сложный процесс. У потенциального покупателя во время оформления документов могут возникнуть сложности. Трудности возможны на любом этапе, о чем стоит помнить.

Часто проблемы бывают в кадастровых бумагах. Техническую документацию надела могут составить с ошибками или возникнут непонимания с инженером, который работал на участке. Сложно провести точное межевание при нарушении границ соседями или при сползании грунта в овраг.


Проблемы возникают при согласовании права на переход участка. Часто мешают сделке попечительские органы, доказывающие о негативных последствиях от покупки для детей. Если процедура проходит у муниципального образования, то могут вмешиваться представители администрации.

Список документов может увеличиться. При использовании заемных средств из банка или из материнского капитала потребуют дополнительные бумаги. Важно не вступать в спор и принести нужную информацию.

Видео описание

Перевод земли из аренды в собственность.

Заключение

Чтобы выкупить арендуемый участок в собственность, нужно получить согласие владельца и собрать документацию. Процедура очень трудоемкая, но, при соблюдении всех этапов оформления, достижимая. Причинами отказа могут стать ошибки в бумагах, недостоверная информация или ограничения в приватизации земли конкретной зоны.

При желании арендатора, если иное не предусмотрено договором или участок не является запретным для продажи, можно обратиться в местную администрацию с пакетом документов и заявлением о покупке земельного участка.

Если на участке уже есть построенные на праве собственности здания и сооружения, то продажа проводится без организации торгов, потому как такой арендатор будет иметь первоочередное право выкупа земельного надела.

Этапы оформления

Статья 625 Гражданского кодекса РФ устанавливает возможность регулирования долгосрочной аренды прописанными пунктами в договоре и нормативно-правовыми актами РФ.

Гражданский кодекс позволяет приобретать землю в собственность.


Статья 624 ГК РФ закрепляет право выкупить земельный участок по окончании срока договора аренды либо на основании досрочного внесения суммы выкупа.

оформление документов при разделе имущества

Если оговорки о праве выкупа в договоре отсутствуют, стороны могут заключить отдельный договор купли-продажи.

Преимущественное право на покупку арендованной земли имеет ее действующий арендатор. Об этом моменте говорит пункт 8 статьи 22 Земельного кодекса РФ.

Пункт 1 статьи 36 ЗК РФ предусматривает порядок выкупа земли при наличии на нем строений. Постройки предоставляют арендатору первоочередное право на выкуп земельного надела. Цену определяют государственные органы, при этом она не должна превышать кадастровую стоимость земли.

По законодательству продать землю можно только, если ее собственник самостоятельно захотел передать ее другому (п. 8 ст. 22 ЗК РФ). Это не значит, что придется ждать изъявления подобного желания.

Законодательная база разрешает арендатору обращаться в соответствующие структуры государственной власти или муниципалитета с заявлением о получении права собственности на оформленный в аренду участок земли.

Продажа земельного участка проводится путем открытых торгов, следовательно, аукционные торги будут повышать стоимость земли. Арендатор может просто не найти необходимые финансы для победы на аукционе, в результате чего участок приобретет покупатель с более состоятельным предложением.


Смена собственника не может повлиять на условия арендного договора (п. 1 ст. 617 ГК РФ).

Оформление земли возможно в совместную собственность, в долевую собственность или в единоличное владение.

Приватизация земельного надела проводится достаточно быстро, если есть все необходимые документы. Органы, осуществляющие регистрацию, как правило, не позже месяца со времени обращения заявителя выдают свидетельство о праве собственности на землю.

кадастровая схема земельного участка

Для получения свидетельства в регистрирующие органы подается следующая документация:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Документ, подтверждающий право заявителя на земельный участок. В нашем случае — это договор аренды земли и наличие построек на земельном участке на праве собственности арендатора;
  • Кадастровая схема земельного участка;
  • Заявление о государственной регистрации земельного надела на праве собственности.


Регистрирующими органами являются Министерство имущественных отношений или районная (городская) администрация.

Так как земельный участок находится в аренде, его необходимо выкупить по определенной муниципалитетом цене, но не больше кадастровой стоимости. С администрацией заключается договор купли-продажи земельного участка.

При выкупе земли закон требует оформления кадастрового паспорта. Для получения кадастрового плана-схемы необходимо обращаться в местную кадастровую палату с заявлением, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом.

оформление кадастрового паспорта

Кадастровый план выдается в течение 10 дней после подачи заявления о его предоставлении. На практике срок может вырастать ввиду неопределенности касательно границ участка либо в кадастровом паспорте имеются не все сведения о земельном наделе.

Бывает так, что кадастровая служба для полноты сведений требует установить земельные границы процедурой межевания, которая оплачивается за счет заявителя. Межевание осуществляется сторонними коммерческими компаниями. В ходе его проведения с соседями обговариваются границы земельного участка.

После проведения межевания земельный участок ставится на кадастровый учет и на руки выдается кадастровый паспорт.

Как только кадастровый паспорт на земельный участок будет получен, можно идти за регистрацией права собственности на землю.

Для этого арендатору участка необходимо обратиться в Регистрационную палату и в Многофункциональный центр для подачи документов (оригиналов и копий):

  • Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ;
  • План межевания;
  • Кадастровый паспорт на земельный надел;
  • Договор основания — договор купли-продажи земельного участка;
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлина составляет 2 тыс. рублей. Квитанцию на уплату выдает регистрирующий орган, оплата производится в кассе органа регистрации. Чек и оплаченная квитанция прикладываются ко всему пакету документов.

долевое владение землей

Заявление, заполненное регистратором на основании подаваемых документом, необходимо подписать.

У регистрирующего органа остается заявление, оригиналы и копии всех документов (кроме паспорта). Взамен органом предоставляется расписка о получении документации. В расписке указывается дата завершения регистрации прав собственности на землю и выдачи документов.

Назначается день, в который можно забрать документы. При себе следует иметь полученную расписку и документ, удостоверяющий личность.

как взять земельный участок в аренду с правом выкупа

Переуступка права аренды земельного участка может иметь достаточно серьезные подводные камни.

Хотите арендовать землю у государства с правом выкупа? В нашей статье подробно описано, как это сделать правильно.

Купить квартиру в Болгарии можно по достаточно выгодной цене. Как найти предложения о продаже недвижимости в этой стране, вы можете узнать здесь.

Особенности оформления участка

Под строительство дома

строительство жилого дома

Если договор долгосрочной аренды заключался в целях строительства на земельном участке жилого дома, то провести процедуру оформления земли в собственность не представляется сложной задачей.

Для этого после окончания строительства дома, его следует зарегистрировать в собственность. Свидетельство о регистрации жилой недвижимости станет реальным основанием для передачи арендованной земли в собственность, если иной порядок не был предусмотрен договором аренды земельного участка.


Строительство разрешается начинать только после получения официального разрешения властей, если участок государственный и согласие собственника, если частный.

Зарегистрировать жилой дом очень просто. Как только строительство будет завершено, необходимо обратиться в бюро технической инвентаризации (БТИ) с целью запроса технического или кадастрового паспорта на дом. Бюро делает выезд на место расположения дома, производит его оценку, после чего составляет кадастровый (технический) паспорт на дом. Срок проведения работ составляет 1-2 месяца.

После получения паспорта на дом следует обратиться в регистрационные органы, в которых в течение 30 дней с момента подачи документации заявителю предоставят свидетельство о госрегистрации права собственности на жилую недвижимость.

Вместе с полученным свидетельством обращаются в местные исполнительные и распорядительные органы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность из долгосрочной аренды.

Под сельскохозяйственные нужды

земля сельскохозяйственного значения

Земли сельскохозяйственного значения имеют особый статус. Оформление договора купли-продажи на такие категории земельных участков потребует использование земель только по целевому назначению.

Как правило, если гражданину выделили долю в участке сельскохозяйственного назначения, то он уже является ее собственником без наличия свидетельства о праве собственности.

Выкупать долю земельного участка возможно только с дальнейшим созданием на ней личного подсобного хозяйства или крестьянско-фермерского хозяйства.


Минимальная территория для выкупа в целях овощеводства — 2 гектара. Для всех остальных случаев создания фермерского хозяйства, за исключением предусмотренных законодательством, минимальный размер участка — 50 гектаров.

Возможные причины для отказа

расторжение договора аренды участка

В оформлении права собственности могут отказать в определенных случаях:

  • В собственность не оформляются земли, принадлежащие службам безопасности России. К примеру, воздушное пространство над такими земельными участками может иметь особое стратегическое значение. Приватизировать такие участки нельзя из-за нарушения государственных интересов. Все решает приписываемая земле категория;
  • Земли, необходимые для Вооруженных сил РФ, использующиеся для проведения военных учений и учебных маневров;
  • Земли заповедников и природоохранные зоны, имеющие особое научное и культурное значение для наследников. Государство не может допустить разрушение и всеобщий доступ к землям важной культурной и исторической ценности.

Таким образом, оформление земли из долгосрочной аренды в личную собственность не представляется сложной процедурой. Требуется лишь правильно подготовить необходимые документы: составить заявление, получить кадастровый паспорт, оплатить госпошлину, заключить договор купли-продажи, и земля из долгосрочной аренды перейдет в собственность.

Порядок выкупа арендованного земельного участка

Земельный участок, который находится в аренде, можно выкупить. С экономической точки зрения вариант является более выгодным, чем при обычной сделке. В обзоре разберем подводные камни процедуры, позволяющей получить землю в частную собственность.

Особенности выкупа

Вопросы аренды и покупки регулируют Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Человек через 3 года после заключения договора получает приоритетное право выкупа участка в частную собственность. Лицу достаточно обратиться к владельцу с просьбой о продаже земли.

Если в роли владельца выступает государство, то процедуру покупки осуществляют в виде аукционов. Право собственности получает тот, кто предложит большую сумму. Без предварительных торгов и по фиксированной стоимости участок могут выкупить люди, которые:

  • подписали договор, сроком более чем 3 года;
  • наследники пожизненных арендаторов;
  • построили на территории капитальное здание (дом, баню).

В тексте соглашения должен присутствовать пункт о возможности выкупа арендованных земель. По закону участки в личную собственность могут получить субъекты, которые комплексно осваивают территорию. Например, ведут фермерскую деятельность, строят личные жилые или производственные здания.

Чтобы получить приоритетное право выкупа арендуемого земельного участка, нужно возвести частную собственность. Законодательно отдают предпочтения домам, которые используют в качестве постоянного места обитания. Учитывают даже незавершенные капитальные постройки с надежным фундаметом.


Существуют земельные участки, которые нельзя выкупить. К таким относятся земли, занятые государственными заказниками, заповедниками или сооружениями для их обслуживания. Не подходят охраняемые водозаборные зоны с прилегающими водоемами. Не стоит пытаться получить в частную собственность территорию, принадлежащую службам, обеспечивающим безопасность государства (военные, МВД, МЧС).

Запрещено выкупать участки, на которых расположены мусорные полигоны, атомные станции и объекты по переработке ядерных отходов. Не получится перевести в собственность зоны отчуждения рядом с:

  • инженерными коммуникациями;
  • очистными конструкциями;
  • ЛЭП;
  • узлами, дорогами (портами, вокзалами).

Запрещено передавать в частную собственность образования административные закрытого типа, в том числе и космическое строительство. Не получится выкупить земли, которые находятся в резерве государственных и муниципальных проектов. Территорию лесного фонда можно брать только в аренду.

Видео описание

Выкуп земли из аренды в собственность.

Как проходит процедура

Перевод недвижимости в частную собственность – долгий и кропотливый процесс. Положительный результат зависит от подготовленности человека, который собирается выкупить землю. Среди основных факторов выделим самые важные.

Куда обратиться

Процедурой занимается владелец недвижимости. Бумаги подают в местную администрацию. Сотрудники предупредят о наличии или отсутствии каких-либо документов, об ограничении в использовании участков. В прошении человек описывает причины приватизации, подчеркивая первоочередное право.

Документы

В заявлении владельцу указывают о желании выкупа арендованного участка земли. В бумаге обязательно учитывают кадастровые и физические параметры территории. Дополнительно в документе описывают основания для приватизации и сумму залога, которую внесут для осуществления процедуры.


Обязательно нужен действующий договор аренды. Пункт с возможностью выкупа или дополнительное соглашение дает право перевести недвижимость в частную собственность. Минимальные сроки – 3 года, но юристы рекомендуют не менее 5-6 лет. Среди обязательной документации выделяют:

  • кадастровый паспорт;
  • подтверждение возможности сделки;
  • заключение независимой экспертизы о стоимости;
  • справки из Единого госреестра об отсутствии ограничения;
  • документы заявителей (паспорт, ИНН);
  • квитанции об оплате госпошлин.

Чтобы доказать правомерность выкупа, часто требуют дополнительные бумаги. Например, свидетельства о праве собственности или о вступлении в наследство. Приобретение недвижимости оказывает влияние на семейный бюджет, поэтому у физического лица могут попросить согласие супруга. В многодетных семьях нужно подтверждение службы опеки.

Порядок определения стоимости

Цена участка – фактор, который влияет на возможность покупки. На рынке недвижимости РФ существует 2 варианта определения стоимости имущества:

  • Кадастровая. Получают при процентном расчете объекта. Опция уместна для арендаторов с капитальными постройками на территории.
  • Рыночный анализ. Средняя стоимость аналогичного участка.

Цена зависит от экономических реалий. Обязательно учитывают физические особенности группы в конкретном регионе. В анализ показателей рынка берут данные квадраты похожей недвижимости.

Льготные тарифы

Землю можно выкупить без уплаты стоимости. Льготы работают при использовании территории под личное хозяйство. Поблажки дают при действующем договоре аренды, сроком от 6 лет. Если большая часть периода уже прошла, то арендованный участок забирают безвозмездно.

Бесплатное получение земли возможно семьям, у которых более 3 детей. Льготный тариф действует только один раз. При последующих сделках с недвижимостью придется оплачивать стоимость по общей ставке.


Пошаговая инструкция оформления

Чтобы не получить отказ в приватизации, нужно правильно пройти процедуру. Сбор документов – первый этап при выкупе арендованного участка. Важно четко размежевать территорию, согласовать границы с соседями. Работы осуществляют кадастровые инженеры, которые заносят информацию в реестр.

Если земельный участок не учтен в Госкадастре, то нельзя получить техническую документацию. Справки из Росреестра помогут выяснить ситуацию. После представления планов, паспортов заявителей и квитанций об уплате имущество ставят на учет.

При обращении к чиновникам из местной администрации обязательно прикладывают чеки оплаты госпошлины и выписку из кадастра. После получения одобрения от сотрудников приступают к подписанию договора о покупке участка. Покупатель перечисляет оговоренную сумму на расчетный счет в банке.

После согласования надо зарегистрировать сделку. Данные вносят в Единый госреестр прав. Для этого нужны:

  • выписки из госкадастра недвижимости;
  • постановление главы местной администрации;
  • квитанции об оплате услуг.

Сумма государственной пошлины зависит от категории земельного участка. За сельскохозяйственные типы достаточно 100 рублей. Места для возведения дач и гаражей облагаются суммой до 350 р, территория под жилищное строительство – 2000 р.

Возможные трудности

Выкуп арендованной земли – длительный, сложный процесс. У потенциального покупателя во время оформления документов могут возникнуть сложности. Трудности возможны на любом этапе, о чем стоит помнить.

Часто проблемы бывают в кадастровых бумагах. Техническую документацию надела могут составить с ошибками или возникнут непонимания с инженером, который работал на участке. Сложно провести точное межевание при нарушении границ соседями или при сползании грунта в овраг.


Проблемы возникают при согласовании права на переход участка. Часто мешают сделке попечительские органы, доказывающие о негативных последствиях от покупки для детей. Если процедура проходит у муниципального образования, то могут вмешиваться представители администрации.

Список документов может увеличиться. При использовании заемных средств из банка или из материнского капитала потребуют дополнительные бумаги. Важно не вступать в спор и принести нужную информацию.

Видео описание

Перевод земли из аренды в собственность.

Заключение

Чтобы выкупить арендуемый участок в собственность, нужно получить согласие владельца и собрать документацию. Процедура очень трудоемкая, но, при соблюдении всех этапов оформления, достижимая. Причинами отказа могут стать ошибки в бумагах, недостоверная информация или ограничения в приватизации земли конкретной зоны.

Читайте также: