Передача в собственность государства земли промышленных предприятий и т д это

Обновлено: 18.04.2024

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Правовое положение земель промышленности

Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты и т. д.

В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной. Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно. При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.

таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.

Согласно постановлению Верховного Суда РФ от \(27\) .\(12\).\(1991\) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность , государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность .
Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности :

  1. объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
  3. Объекты оборонного производства.
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
  5. Прочие объекты.

1. ресурсы континентального шельфа, заповедники, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения и т. д.
2. Государственная казна РФ, имущество вооружённых сил, высшие учебные заведения и др.
3. Предприятия, которые производят военную продукцию.
4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры и др.
5. Предприятия фармацевтической промышленности, спиртовой и ликёроводочной промышленности.

Объекты федеральной собственности, которые не относятся исключительно к федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов в составе РФ, т. е. в собственность областей, краёв, республик.

учреждения народного образования, здравоохранения, средние специальные и профессиональные учебные заведения, элеваторное хозяйство (зерновой элеватор), предприятия рыбопромысловой промышленности.

Государственное имущество может пополняться в результате национализации либо уменьшаться вследствие приватизации .

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

огромная по объёмам национализация происходила в нашей стране в \(1918\) году после Октябрьской революции, когда все предприятия стали государственными в результате безвозмездной экспроприации. Сегодня же государство не может национализировать частную собственность безвозмездно.

Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

самые частые случаи приватизации в нашей стране происходили в \(1990\)-е годы, когда государство передавало предприятия в частные руки.

В широком смысле субъектом государственной собственности является весь народ Российской Федерации. При этом управляют государственной собственностью кабинет министров и государственные органы, при этом ключевую роль выполняют Министерства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти. Объектом государственной собственности является собственность государства, перечисленная ранее.

Ха­рак­тер национализации за­ви­сит от то­го, кем, в ка­ких це­лях и в ка­кую ис­торическую эпо­ху она про­во­дит­ся. Национализация мо­жет дик­то­вать­ся эко­но­мической це­ле­со­об­раз­но­стью (ча­ще все­го на­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся ка­пи­та­ло­ём­кие и ма­ло­рен­та­бель­ные пред­при­ятия), не­об­хо­ди­мо­стью ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, за­да­чей смяг­че­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, а так­же по­ли­тическими це­ля­ми. Бы­ва­ет час­тич­ной (национализация час­ти ак­ций или национализация отдельных ком­па­ний и от­рас­лей) и гло­баль­ной (национализация иму­ще­ст­ва прак­ти­че­ски всех субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в стра­не). Пра­во го­су­дар­ст­ва на­цио­на­ли­зи­ро­вать соб­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­но в Хар­тии эко­но­ми­че­ских прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств (1974 год).

За­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран оп­ре­де­ля­ет национализацию как эко­но­мическую ме­ру, про­во­ди­мую в об­ществ. ин­те­ре­сах на ос­но­ва­нии специального ак­та ком­пе­тентно­го государственного ор­га­на с вы­пла­той ком­пен­са­ции соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва. За­кон о национализации име­ет экс­тер­ри­то­ри­аль­ное дей­ст­вие, т. е. дол­жен при­зна­вать­ся и за пре­де­ла­ми стра­ны. Го­су­дар­ст­во, при­ни­маю­щее ре­ше­ние о национализации, мо­жет пу­тём за­клю­че­ния ме­ж­ду­народных со­гла­ше­ний уре­гу­ли­ро­вать во­прос об иму­щественных пре­тен­зи­ях с го­су­дар­ст­ва­ми, чьи ин­те­ре­сы бы­ли за­тро­ну­ты. Национализацию от­ли­ча­ют от со­циа­ли­за­ции как раз­ви­ваю­ще­го­ся про­цес­са пе­ре­да­чи в кол­лек­тив­ную соб­ст­вен­ность средств и ре­зуль­та­тов про­из­вод­ст­ва без рез­ко­го на­ру­ше­ния дея­тель­но­сти хо­зяйственного ме­ха­низ­ма, кон­фи­ска­ции как ме­ры на­ка­за­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ряд­ка, се­к­ве­ст­ра - временного ог­ра­ни­че­ния или за­пре­та на поль­зо­ва­ние иму­ще­ст­вом в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах.

Государственная соб­ст­вен­ность ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния, при этом ин­ве­сти­ци­ям го­су­дар­ст­ва при­да­ва­лась роль ско­рее сред­ст­ва сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва в пе­рио­ды эко­но­мических спа­дов, в мень­шей сте­пе­ни - спо­со­ба по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти. В та­ком ви­де идей национализация и рас­ши­ре­ния государственного уча­стия в эко­но­ми­ке при­дер­жи­ва­ют­ся со­ци­ал-де­мо­кра­тические пар­тии, а так­же пра­ви­тель­ст­ва, где цен­три­ст­ские или ле­вые си­лы по­лу­ча­ют зна­чительное пред­ста­ви­тель­ст­во. Идее национализации про­ти­во­сто­ит ли­бе­раль­ная эко­но­мическая мо­дель, пре­ду­смат­ри­ваю­щая в це­лом по­сле­до­ва­тельное са­мо­уст­ра­не­ние го­су­дар­ст­ва от уча­стия в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки. В за­ви­си­мо­сти от ис­то­рических и эко­но­мических об­стоя­тельств ак­ту­аль­ной ста­но­вит­ся то од­на, то дру­гая из этих мо­де­лей.

Ого­су­дар­ст­вле­ние бан­ков­ских ка­пи­та­лов соз­да­ло бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ра­ди­каль­ной и по­сле­до­ва­тель­ной национализации круп­ной промышленности. Дек­ре­том СНК от 28.06.1918 года на­ча­та национализация це­лых от­рас­лей. К осе­ни 1918 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 9,5 тыс. пред­при­ятий, вес­ной 1919 года национализация круп­ной промышленности бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью окон­че­на. Ле­том 1919 года мас­со­вая национализация рас­про­стра­не­на на сред­ние и не­большие пред­при­ятия, по­ста­нов­ле­ни­ем ВСНХ от 29.11.1920 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­лись все пред­при­ятия с чис­лом ра­бо­чих свыше 5 при ме­ха­ническом дви­га­те­ле или свыше 10 - без ме­ха­нического дви­га­те­ля. В ре­зуль­та­те об­щее чис­ло на­цио­на­ли­зи­рованных пред­при­ятий пре­вы­си­ло 37 тыс. В ус­ло­ви­ях про­ве­де­ния но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки советское пра­ви­тель­ст­во в 1921-1922 годах про­ве­ло час­тич­ную де­на­цио­на­ли­за­цию (её ито­ги свёр­ну­ты с окон­ча­ни­ем НЭПа). Од­на­ко все важ­ней­шие сред­ст­ва про­изводства, железнодорожный, вод­ный и воздушный транс­порт, бан­ки, сред­ст­ва свя­зи, объ­ек­ты хо­зяйственной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры ос­та­ва­лись в государственной соб­ст­вен­но­сти, что бы­ло за­фик­си­ро­ва­но статьей 15 Кон­сти­ту­ции РСФСР 1925 года, на со­юз­ном уров­не - статьей 6 Кон­сти­ту­ции СССР 1936 года и статьей 11 Кон­сти­ту­ции СССР 1977 года.

Для управ­ле­ния на­цио­на­ли­зи­рованной соб­ст­вен­но­стью соз­дан ог­ром­ный государственный ап­па­рат во гла­ве с ВСНХ. На­ря­ду с государственной соб­ст­вен­но­стью, имев­шей оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние для советской эко­но­ми­ки, про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать соб­ст­вен­ность кол­хоз­ная и коо­пе­ра­тив­ная, а так­же соб­ствен­ность ос­но­ван­ных на лич­ном тру­де без при­вле­че­ния на­ём­ной ра­бо­чей си­лы мел­ких ча­ст­ных хо­зяйств еди­но­лич­ных кре­сть­ян и кус­та­рей. В свя­зи с низ­кой эф­фек­тив­но­стью цен­тра­ли­зо­ван­но ре­гу­ли­руе­мой государственной эко­но­ми­ки советское ру­ко­вод­ство в хо­де пе­ре­строй­ки вновь на­ча­ло про­во­дить по­ли­ти­ку де­на­цио­на­ли­за­ции: в 1987-1990 годах рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти для пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти коо­пе­ра­тив­ных пред­при­ятий в сфе­ре ус­луг, про­из­вод­ст­ве по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, сельском хозяйстве, бы­ла на­ру­ше­на государственная мо­но­по­лия в бан­ков­ской сфе­ре и пр.

В Российской Фе­де­ра­ции с 1992 года раз­вер­ну­лась ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция государственной соб­ст­вен­но­сти, став­шая важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Кон­сти­ту­ция Российской Фе­де­ра­ции в рав­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет пра­ва и за­щи­ту ча­ст­ной, государственной, му­ни­ци­паль­ной и др. форм соб­ст­вен­но­сти. Со­глас­но Гра­ж­дан­ско­му ко­дек­су РФ (статья 235), национализаци долж­на про­во­дить­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном фе­де­раль­ным за­ко­ном (в на­стоя­щий мо­мент не при­нят). Пол­ный или час­тич­ный вы­куп пред­при­ятий го­су­дар­ст­вом воз­мо­жен на ос­но­ва­нии обыч­ных до­го­во­ров ку­п­ли-про­да­жи.

В стра­нах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки к национализации об­ра­ща­ют­ся, как пра­ви­ло, во вре­мя эко­но­мических кри­зи­сов или для пре­одо­ле­ния не­га­тив­ных по­след­ст­вий войн, в зна­чительной сте­пе­ни под влия­ни­ем ле­вых сил. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии час­тич­ную национализацию про­вёл ряд ев­ропейских стран, например пра­ви­тель­ст­во На­род­но­го фрон­та во Фран­ции на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ло несколько во­енных за­во­дов, в 1937 году об­ра­зо­ва­ло Национальное общество же­лез­ных до­рог, под управ­ле­ние ко­то­ро­го пе­ре­шли все французские же­лез­ные до­ро­ги. После Второй ми­ро­вой вой­ны для пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий во Фран­ции и лей­бо­ри­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны со­от­вет­ст­вен­но Банк Фран­ции и Банк Анг­лии, а так­же уголь­ная промышленность, про­изводство элек­тро­энер­гии, га­за, транс­порт, не­ко­то­рые др. от­рас­ли.

Про­цесс по­стко­ло­ни­аль­но­го раз­ви­тия со­про­во­ж­дал­ся тре­бо­ва­ни­ем раз­ви­ваю­щих­ся стран ус­та­но­вить но­вый ме­ж­ду­народный эко­но­мический по­ря­док. Оно на­шло вы­ра­же­ние в ре­зо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о по­сто­ян­ном су­ве­ре­ни­те­те над при­род­ны­ми ре­сур­са­ми (1962 год), за­кре­пив­шей воз­мож­ность национализации в це­лях обес­пе­че­ния национальных ин­те­ре­сов. В слу­ча­ях национализации в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом и со­блю­де­ни­ем пра­вил ме­ж­ду­народного пра­ва пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся воз­ме­ще­ние соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва.

Ис­то­рический опыт по­ка­зы­ва­ет, что национализация, как и об­рат­ный про­цесс - при­ва­ти­за­ция, яв­ля­ют­ся мощ­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ше­ния про­блем раз­ви­тия эко­но­ми­ки и при­но­сят по­ло­жи­тель­ный эф­фект, ко­гда вы­сту­па­ют как ин­ст­ру­мен­ты эко­но­мической по­ли­ти­ки, а не в ка­че­ст­ве спо­со­бов дос­ти­же­ния док­три­наль­ных це­лей.

Исторические источники:

На­цио­на­ли­за­ция про­мыш­лен­но­сти в СССР. Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов 1917–1920 гг. М., 1954.


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, принудительное обращение в гос. собственность имущества, являющегося частной собственностью . Н., осуществляемая после победы социалистической революции,— важнейший революционный акт диктатуры пролетариата. Национализируются: земля, крупная пром-сть, банки, транспорт, средства связи, внешняя и оптовая внутр. торговля . Собственность мелких и средних индивидуальных производителей не подлежит Н. Путём Н. победивший пролетариат создаёт экономич. основу для социалистического переустройства общества. В СССР Н. началась сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 окт. (8 ноября) 1917, была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Декретом ВЦИК от 14 дек. (27 дек.) 1917 были национализированы частные банки. С конца 1917 до середины 1918 Советское государство осуществило Н. всей крупной пром-сти и транспорта, внешней торговли. Н. решающих отраслей нар. х-ва сыграла огромную роль в победоносной борьбе против иностр. интервентов и белогвардейщины в годы гражд. войны (1918—20), она подрывала экономич. мощь свергнутых эксплуататорских классов, положила начало организации советского народного хозяйства, созданию общенародной собственности, исключающей эксплуатацию человека человеком.

Н. осуществлена также в странах народной демократии с учётом конкретных особенностей каждой из них.


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — в СССР отмена рабочим классом, завоевавшим власть, права частной собственности на землю, орудия и средства производства и на другие объекты права частной собственности с установлением на них права государственной социалистической собственности. Опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства Таким образом, экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил получил у нас полный простор.

Проведённая Советским государством Н. земли с её недрами, лесами и водами, Н. заводов, фабрик, рудников, основных средств транспорта, банков утвердила социалистическую собственность на орудия и средства производства и, ликвидировав тем самым капиталистическую систему хозяйства, заложила основу социалистической системы хозяйства.

Н. земли была проведена в России декретом о земле от 26 октября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 3) в первый же день завоевания власти пролетариатом (см. Национализация земли). Вслед за Н. земли последовали: 14 декабря 1917 г. Н. банков (СУ РСФСР 1917 г. №10, ст. 150); в январе 1918 г. Н. торгового флота (СУ РСФСР 1918 г. № 19, ст. 290); 22 апреля 1918 г. Н. внешней торговли (СУ РСФСР 1918 г. № 33, ст. 432). Н. промышленности предшествовал декрет 14 ноября 1917 г. о рабочем контроле (СУ РСФСР 1917 г. № 3, ст. 35). Рабочий контроль явился подготовительным мероприятием к переходу частнокапиталистических предприятий в собственность Советского государства и одновременно — школой для подготовки будущих хозяйственников из среды рабочего класса, организаторов социалистического производства.

Сначала Н. подвергались отдельные фабрики и заводы, брошенные их владельцами, а также предприятия, собственники к-рых отказались подчиниться рабочему контролю. 28 июня 1918 г. была декретирована Н. всех крупных промышленных предприятий, предприятий коммунальных и ж.-д. транспорта.

На базе обобществления средств производства в социалистическом обществе возник экономический закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме.

Н. в корне изменила экономическую структуру страны. Капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности, были заменены социалистическими производственными отношениями, в основу к-рых положена государственная социалистическая собственность на орудия и средства производства. Государство и право как часть новой надстройки стали величайшей силой, к-рая активно содействовала оформлению и укреплению экономического базиса нового, социалистического государства.

Н. земли, банков, крупной промышленности, предприятий, транспорта была проведена в дальнейшем и в новых республиках, вошедших в состав СССР, а также на воссоединенных территориях. В июле 1940 г. декларациями сеймов Литвы и Латвии и государственной думы Эстонии земля была объявлена государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием; одновременно была декларирована Н. банков и крупной промышленности. В конституциях Литовской, Латвийской и Эстонской республик говорится о ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмене частной собственности на орудия и средства производства в промышленных предприятиях и Н. этих предприятий, банков, транспорта и средств связи в целях полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества.

При Н. происходит прекращение частной собственности и возникновение новой, государственной социалистической собственности. Право собственности государства не является производным от прав предшественника. В частности, при Н. предприятий к государству не переходят долги национализируемых предприятий.

Переход к государству имущества национализированных предприятий не зависит от того, где это имущество находится. Имущество национализируемого предприятия является единым имущественным комплексом. Из этого следует, что к Советскому государству перешло всё имущество национализированных предприятий, в том числе и находящееся за границей. Это положение подтверждается текстом самих декретов о Н. Переход имущества национализированного юридического лица определяется законом того государства, к-рое прекратило существование этого юридического лица, Декреты о Н. распространяются и на те предприятия, участниками к-рых являются иностранцы. В постановлении СНК РСФСР 2 декабря 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 90, ст, 907) указывалось, что русские акционерные банки подходят под действие декрета 14 декабря 1917 г. (этот декрет установил Н. банков) независимо от национального состава их акционеров или вкладчиков.

В наст. время национализированное имущество, вывезенное советскими органами за границу, повсеместно признается собственностью Советского государства. Таким образом, иностранные суды признали экстерриториальное действие советских декретов о Н. Что же касается национализированного имущества заграничных отделений русских банков, морских судов и т. п., то буржуазные суды по общему правилу не признавали права собственности СССР на это имущество. Эти суды произвольно ограничивали смысл советских декретов о Н., признавая СССР собственником лишь того имущества, к-рое находилось в момент Н. на территории Советского государства. Ограничение действия декретов о Н. является нарушением общепринятых начал международного частного права, актом борьбы против советских законов о Н. СССР никогда не отказывался и не отказывается от своих прав на это имущество.

Опыт строительства социализма в СССР был широко использован государствами народной демократии при проведении мероприятий, направленных на ликвидацию капиталистической частной собственности. Основные орудия и средства производства в этих странах стали государственной всенародной собственностью, Н. командных высот народного хозяйства и использование их в общенародных интересах обеспечили социалистический путь развития государств народной демократии. В конституциях народных республик всенародная собственность провозглашается главной опорой государства в развитии народного хозяйства и является материальной основой экономического процветания и национальной независимости народной республики.

Т. н. Н., проведённая после второй мировой войны в ряде буржуазных стран — Англии, Франции, Австралии, Австрии,— не имеет ничего общего ни с экспроприацией капиталистической частной собственности на орудия и средства производства, ни с социализмом. После Н. английского банка в кредитной системе Англии всё осталось по-старому. В результате Н. угольной промышленности и железных дорог владельцы получили от государства гарантированный доход в государственных облигациях. Во главе национализированных шахт и железных дорог остались прежние руководители. Аналогичный характер носит Н. частных банков в Австралии, крупных банков, угольной промышленности и страховых компаний во Франции, крупных банков и нек-рых промышленных предприятий в Австрии.

Н. в современных капиталистических странах влечет за собой переход права собственности на национализируемые предприятия к капиталистическому государству и направлена на получение максимальных выгод капиталистами.


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность roc-ва. Социалистич. Н. ликвидирует частную собственность на средства произ-ва, уничтожает эксплуататорские классы, создает социалистич. уклад в экономике. Может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп, а также обобществление мелкой собственности в процессе кооперирования. В 1917—18 сов. гос-во национализировало крупную пром-сть, транспорт, внеш. торговлю, частные банки; была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Капиталистич. Н. не уничтожает капиталистич. характера произ-ва. В развитых капиталистов. странах она проводится гл. обр. в отраслях, требующих больших капитальных вложений (военная и топливно-энергетич. пром-сть, транспорт и др. отрасли инфраструктуры). Капиталистич. гос-во, как правило, выплачивает владельцам национализированных предприятий значит. компенсацию. В развивающихся странах Н. направлен на обычно против иностр. капитала. В результате создается гос. сектор — основа становления и развития нац. экономики.

НАЦИОНАЛИЗА´ЦИЯ, - и, ж. 1. Передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей народного хозяйства, земель, банков, жилых и общественных зданий. Н. фабрик и заводов. 2. В первые годы советской власти: организация общественных учреждений в национальных республиках и областях на национальной основе при участии местных национальных кадров. Н. школы.


Большая российская энциклопедия. 2017

НАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ, перевод в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или коллективным собственникам, на возмездной или безвозмездной основе. Характер Н. зависит от того, кем, в каких целях и в какую историч. эпоху она проводится. Н. может диктоваться экономич. целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политич. целями. Бывает частичной (Н. части акций или Н. отд. компаний и отраслей) и глобальной (Н. имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974). Законодательство большинства стран определяет Н. как экономич. меру, проводимую в обществ. интересах на основании спец. акта компетентного гос. органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т. е. должен признаваться и за пределами страны. Государство, принимающее решение о Н., может путём заключения междунар. соглашений урегулировать вопрос об имуществ. претензиях с государствами, чьи интересы были затронуты. Н. отличают от социализации как развивающегося процесса передачи в коллективную собственность средств и результатов производства без резкого нарушения деятельности хозяйств. механизма, конфискации как меры наказания индивидуального порядка, секвестра – врем. ограничения или запрета на пользование имуществом в чрезвычайных обстоятельствах.

В Рос. Федерации с 1992 развернулась широкая приватизация гос. собственности, ставшая важнейшим фактором развития рыночной экономики. Конституция Рос. Федерации в равной мере гарантирует права и защиту частной, гос., муниципальной и др. форм собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 235), Н. должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом (в настоящий момент не принят). Полный или частичный выкуп предприятий государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.

Историч. опыт показывает, что Н., как и обратный процесс – приватизация, являются мощными средствами решения проблем развития экономики и приносят положительный эффект, когда выступают как инструменты экономич. политики, а не в качестве способов достижения доктринальных целей.

Лит.: Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954; Sigmund P. Multinationals in Latin America: the politics of nationalization. Madison; L., 1980; Ленин В. И. О рабочем контроле и национализации промышленности. М., 1983; Кругликова Т . В. Национализация и политическая борьба во Франции: Опыт правительства левых сил. М., 1988; Иванов В. Н. Приватизация – национализация: Российские альтернативы. М., 2006; Кириченко Э. В. Антикризисная политика США // Международная экономика. 2009. № 11; Там бовцев В. Л. Права собственности, приватизация и национализация в России. М., 2009.

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию — конфискацию, а также через полный или частичный выкуп — реквизицию.

В Российской Федерации, согласно ст. 235 ГК РФ, национализация должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ. Полный или частичный выкуп государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.

В ряде справочных изданий (например — Новейший энциклопедический словарь, указано также, что различия национализации зависят от того, в какую историческую эпоху, кем и в интересах каких классов она проводилась.

Национализация в истории

  • Национализация крупной промышленности, объектов недвижимости и банков в Советской России в результате прихода большевиков к власти.
  • Национализация нефтедобычи в Мексике в 1938 правительством Ласаро Карденаса
  • Национализация ряда отраслей экономики в Великобритании правительством Клемента Эттли в 1940-х гг.
  • Национализация Суэцкого канала правительством Египта в 1956 (см. Суэцкий кризис)
  • Национализация американских предприятий на Кубе в 1959—1960 гг.
  • Национализация горнорудной промышленности в Чили в 1970-х гг. (при президенте Сальвадоре Альенде)
  • Национализация нефтедобычи в Венесуэле в 1976.
  • Национализация ипотечных корпораций Fanni Mae и Freddie Mac министерством финансов США в 2008.

Современная российская интерпретация

Читайте также: