Чем характеризовалось первобытное общество существованием частной собственности

Обновлено: 17.05.2024

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества, в том числе важнейших из них – частной собственности, общественных классов и государства.

Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъёмом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что делало возможным появление прибавочного продукта, создавшегося одним человеком и присваивающегося другим. Во-вторых, та же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникла свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи первобытной общины, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.

О зарождении и накоплении частной собственности свидетельствуют многочисленные данные археологии. Многие находки говорят об очень неравномерном распределении богатств между членами общества. Характерно, например, появление богатых по сопровождающему инвентарю погребений (Майкопский курган конца 3 тыс. до н.э.). Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками: частнособственническим началам приходилось преодолевать ещё многочисленные коллективистические формы производства, прочную психологию общинно-родовой эгалитарности. Частная собственность в этот период выступала чаще всего не в виде личной собственности, а в виде групповой собственности.

Разбогатевший человек, особенно бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры. Все должны были быть равны, поэтому в эпоху классообразования широкое распространение получили обычаи публичного уничтожения накопленного имущества, которому на смену пришёл праздник потлача. Потлач – специальный праздник у северо-западных индейцев, проводимый в особый календарный цикл (его устроитель представлял накопленные богатства на всеобщий смотр, а затем раздавал их). Накопленные запасы проедались за один присест. Эти праздники генетическими корнями уходят в обычаи уничтожения богатств и внешне несут коллективные форы. Фактически в них были заложены и принципы разложения родового строя:

1. устроитель пира зарабатывал высокий общественный статус, вербовал себе сторонников, что было важно в борьбе за руководство фратрией, родом;

2. участие в нём давало возможность участвовать в другом потлаче, ответном, и возвратить если не все, то хотя бы часть даров;

3.устройство пиров приводило к дальнейшему имущественному расслоению родовой общины, т.к. рядовые члены общины долго экономически не могли прийти в себя, были вынуждены обращаться за помощью, попадали в зависимость;

4.частная собственность на ранних этапах пока ещё не полностью противопоставлялась общинной. Важную роль играл тот факт, что земля, пастбищные угодья находились в коллективной собственности.

Развитие частной собственности в эпоху классоброзования тормозилось в основном сохранением коллективной собственности на землю. Но индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал должны были привести к появлению частной собственности на землю, которая поначалу становилась возможной только за пределами своей общины, т.е. на свободных землях.

Особенности частной собственности:

Накапливалась в виде натурального продукта;

Накапливалась в руках верхушки;

Накапливалась в группе (линидже), была коллективной по отношению к группе, частной по отношению к роду;

Появляется собственность первопоселенцев;

Производительные силы избыточный продукт прибавочный продукт социальное и имущественное неравенство частная собственность классы государство.

Возникновение прибавочного продукта и частной собственности не только усиливало общественную и имущественную дифференциацию, но и порождало отношения эксплуатации. Различают внутриобщинную (эндоэксплуатацию) эксплуатацию – кабальничество, зачатки феодализма и эксплуатацию межобщинную (экзоэксплуатацию) – военный грабеж, контрибуция, данничество. Промежуточное между ними положение занимало рабство или рабовладение. Появление регулярного избытка продукции сделало сразу же возможным использования труда военнопленных. Их стали адаптировать на правах младших членов семьи (домашнее или патриархальное рабство), они выполняли непрестижную работу, выступали в роли помощников. Рабы пользовались личными и имущественными правами, кроме того обычаи запрещали продажу, убийство и жестокое обращение с рабом. Расширились источники рабства: плен, рождение в неволе, работорговля, кабальничество (особый вид эксплуатации, соединяющий в еще слабо расчлененной форме как экономическую, так и личную зависимость в положении человека). В эпоху классооброзавания распространение получили военные грабежи, данничество – вид эксплуатации, состоящий в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных.

Классы – большие группы, различающиеся:

По своему месту в системе производства;

По отношению к средствам производства

По роли в общественной организации труда.

Появление общественных классов было тем рубежом, который отделял первобытно общинную эпоху от классовой. Процессу классооброзавания способствовали не только внутренние, но и внешние факторы: войны, расширение обмена и торговли. Классовое расслоение было несколько другим, чем другие предшествующие ему расслоения. Наряду с экономическими оно имеет наиболее полное социальное и идеологическое оформление. Богатая и влиятельная верхушка общества обособляется в наследственную власть, претендует на благородство происхождения, специальные знаки отличия и привилегии. Это закрепляется сначала особенными нормами и обычаями, а затем и законами. В противовес им беднота воспринимается как безродные простолюдины, чернь. Еще в более приниженном положении оказались рабы. В ходе процесса классооброзования происходит формирование и других систем, связанных с:

Соподчинением старших и младших членов;

Привилегированных и не привилегированных;

Завоеванных и завоевателей.

В ряде отсталых обществ значительное распространение получают рэмиджи (конические кланы), в которых социальный статус людей определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику (эпониму). В Индии большую роль в классооброзовании сыграла система каст, которая сохранилась, в отличие от рэмиджей после перехода к классовому обществу. В целом процесс классооброзавания шел при образовании 2 основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

Разложение феодализма

Разложение феодализма Наиболее существенным моментом реставрации Мэйдзи и последующих лет является стремительность превращения феодального общества в общество буржуазное. Это отмечали уже журналисты и путешественники того времени, но никто из них не пытался дать

Тенденция к установлению частной собственности на землю

Тенденция к установлению частной собственности на землю Присвоение земли новым классом помещиков негласным путем происходило еще при феодальном режиме; после же реставрации Мэйдзи оно было узаконено. В результате освобождения от феодальной зависимости крестьяне

Разложение банковской системы

Разложение банковской системы В наши дни у любой страны, богатой или бедной, независимой или находящейся под контролем иностранного правительства, есть Центральный банк, который обязан следить за ее финансовым здоровьем и регулировать его.Именно Центральный банк

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

16. Методы изучения социальных классов

16. Методы изучения социальных классов Существует огромное количество методов для измерения и описания социальных классов. Такие методы создавались для того, чтобы связать зависимые переменные (имидж компании, отношение к ее продукту и т. д.) с независимыми переменными

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Возникновение человеческого общества Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы,

Возникновение рабовладельческого строя

Возникновение рабовладельческого строя Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ После распада Варшавского Договора и Советского Союза, казалось, неизбежным будет и распад самой России. То есть той России, какой она была в Советском Союзе, а именно республикой, в которой проживали подавляющее

2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НА v+m

Частной собственности больше не существует

Частной собственности больше не существует Близок капиталистический конец света. Пять крупнейших американских инвестбанков испарились за считанные дни, а их коммерческие собратья подвергаются огосударствлению в масштабах, и не снившихся большевикам. На самом

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Метод разложения работы на составные части подразумевает анализ ее по отдельным операциям, процессам или заданиям, которые можно выделить, а их выполнение – отследить в целях обучения.В стандартной форме результаты такого анализа

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя Мне кажется до сих пор еще, что женщина не слишком дурно наделена природою. Если б ангелы, не имеющие, по мнению ученых теологов, пола, получили бы приказание спуститься на землю и облечься в

Разложение на атомы

Разложение на атомы ЦЕЛЬ ИГРЫПришло время заглянуть вглубь. В основу нашей исследовательской работы мы положим, как это делается в науке, разбиение крупной структуры на составные части. Это позволит понять суть происходящего и сгенерировать новые идеи.Упражнение

На протяжении позднего неолита, а также на разных стадиях эпохи раннего металла в первобытных обществах начинают проявляться симптомы разложения. Это были не единичные быстротечные явления, а сложные длительные процессы, затрагивающие все аспекты действительности.

Получают развитие интенсивные формы земледелия, в частности ирригационное и пашенное. Выводятся новые сорта съедобных растений, развивается садоводство. В связи с усложнение земледельческой техники увеличивается доля мужского труда, появляется необходимость в организации достаточно масштабных общественных работ, повышается урожайность.

С дальнейшим развитием скотоводства связано появление молочного хозяйства и шерстоткачества. Одомашнивание таких животных, как осел, верблюд и лошадь, а также появление колесных повозок способствует эффективному решению транспортных проблем. В некоторых областях создаются предпосылки для возникновения кочевнического хозяйства.

Значительный подъем производства был связан с развитием обработки металлов. Использование самородных металлов, известное еще в каменном веке, сменяется плавкой рудной меди, затем появлением бронзы. Хотя эти металлы и уступали кремнию в твердости, зато обладали большей пластичностью. Дальнейшее развитие металлургии связано с обработкой железа. По сравнению с цветными металлами он обладало большей твердостью, было значительно шире распространено, хорошо поддавалось ковке. Правда, отличалось более высокой температурой плавления – 1530 o (бронза – 750-900 о ), что требовало изобретения доменных печей.

Процесс разложения первобытного общества чаще всего происходил в форме перехода к патриархату. Больше всего данные изменения коснулись брачно-семейных отношений. Кросскузенный брак сменяется ортокузенным, экзогамия постепенно уступает место эндогамии. Парный брак постепенно трансформируется в моногамный, роль женщины в семейной и общественной жизни понижается. Смена материнского рода отцовским характеризовался таким явлениями, как авункулат, кувада, компромиссные формы счета родства и т.д.

Основной хозяйственной ячейкой становится большая семья, объединение родственных больших семей получило название патронимия. Род по-прежнему остается верховным собственником земли, хотя фактически она поделена между семьями. Еще одной формой, характеризующей переход к патриархату, становятся мужские тайные союзы, фактически контролировавшие жизнь общества.

Другой формой разложения родоплеменных отношений был поздний матриархат. В области семейных отношений он выразился в большем ослаблении связей между супругами и укреплении большесемейных материнских коллективов. Статус женщин здесь оставалось достаточно высоким.

Родовая община постепенно сменяется первобытной соседской общиной, состоящей из объединенных общей территорией и ведущих самостоятельное хозяйство больших семей.

Экономика данного периода характеризовалась возрастанием роли распределительных процессов. Редистрибуция создавала условия для имущественного неравенства, а в дальнейшем – отношений зависимости и эксплуатации. Несмотря на различные способы решения проблем нарушения первобытного коллективизма, постепенно происходит обособление родо-племенной верхушки, превращения ее в нетрудовую часть населения. Одним из главных препятствий окончательного закрепления частной собственности была коллективная собственность на землю.




Среди форм ранней эксплуатации можно назвать рабство, внутриобщинную эксплуатацию (расходы на содержание вождей, аренда и т. д.) и данничество. Как правило, на ранних ступенях становления государства параллельно развиваются все три формы, а впоследствии одна из них становится ведущей.

Еще более возрастает роль военных конфликтов, что приводит к появлению союзов племен и такому явлению, как вождество. Согласно этнографическим данным, можно говорить о трех путях политогенеза: военный (наиболее распространенный), аристократический и плутократический (самый ранний). Обоснование происходящих в обществе перемен нередко происходило с помощью сакрализации власти. Окончательное становление государства характеризовалось появлением аппарата управления, налогообложения, законодательства, административного деления и рядом других признаков.

Неравномерное развитие всемирно-исторического процесса вело к тому, что первые государства фактически были маленькими островками в океане множества обществ, находящихся на разных ступенях разложения родоплеменных отношений. Контакты первобытной периферии и классовых обществ могли носить хозяйственный, политический, социальный и духовно-идеологический характер. Пережитки первобытности, сохранялись на протяжении долгого времени, некоторые из них сохранились до сих пор. Сюда можно отнести такие остаточные структуры и представления, как племя, соседская община, семейная община, тайные союзы, искусственное родство, кровная месть, семейно-брачные отношения, суеверия и традиции.

Термины:

Авункулат, агнатное родство, аталычество, бигмен, билинейность, билокальность, военная демократия, данничество, дислокальность, избыточный продукт, когнатное родство, кувада, моногамный брак, матронимия, ортокузенный брак, патриархат, патронимия, плутократия, политогенез, потлач, редистрибуция, соседская община, тайные союзы, филиация, эндогамия.

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

2. Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М., 1978

3. Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1974.

4. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995

5. Черных Е.Н. Металл – человек – время. М., 1972.

6. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000.

Читайте также: