Человек имеет право на жизнь свободу и собственность высшие ценности это религия

Обновлено: 16.05.2024

- реализацию соответствующих санкций, которые обеспечиваются государством, основанным на общественном договоре.

Право традиционно рассматривается как выражение мирового порядка. Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда (См.: Материалисты Древней Греции /Под ред. М.А. Дынник. М., 1955 г. с. 217). Что касается формы права – номоса (закона), то она является результатом договора людей об общей пользе и взаимной безопасности.

Важнейшей чертой права является его универсальная нормативность, которая проявляется в императивной форме. Причем эта императивность носит безлично авторитарный характер. Своей категоричностью естественное право гарантирует индивиду правомерность поведения, если он будет действовать должным образом.

Соблюдение субъектами соответствующих предписаний рассматривается как благо, а их нарушение – как зло. В этом смысле, естественное право потенциально регулятивно.

? Императивность естественного права носит сверхличный характер и определяется не властью авторитета и не авторитетом власти, а мировым порядком, демонстрируя свою метафизичность.

Ценности права опираются на принцип абсолютности, ибо оно является выражением мирового порядка. Поскольку его нормы никто не дарует человеку, то никто не может их и отнять. Право священно и безусловно при любых обстоятельствах.

Основными категориями права являются: жизнь, свобода, собственность.

? Свобода как возможность осуществления воли является второй по значимости ценностью естественного права. Без осуществления воли, как одной из сущностных сил человека, человек может быть чем угодно, но только не человеком. Реализуя свою волю, человек сознательно совершает выбор и на его основе осуществляет те или иные поступки.

Поскольку человек выступает в трех ипостасях (природного, социального и духовного), то вполне уместно выделить и соответствующие виды свободы: витальную, социальную и духовную.

- Витальная свобода заявляет о себе как воля к жизни. Ее специфика заключается в том, что она вненормативна. Она слепа и не выходит за пределы естественных причинных связей. Но это особый вид слепоты, которая похоже не только не мешает, а помогает решать проблемы витального характера, не путаясь ни в целях, ни в средствах их достижения.

- Социальная свобода есть воля к самоутверждению в пределах конкретного социального пространства. Она есть воля к власти и успеху. В отличие от витальной свободы, социальная свобода нормативна, ибо предполагает определенные ограничения и принятия свободы других людей. Другими словами, она является осознанной необходимостью.

- Духовная свобода есть воля к самоосуществлению. Она сверхнормативна и ориентирована на идеалы метафизики, предполагая духовное восхождение и обретение способности не только смотреть, но и видеть.

Происхождением витальной свободы человек обязан природе; становлением социальной свободы – обществу; формированием духовной свободы – только себе.

Специфика этой ценности заключается в обосновании и защите принципа первовладения; реализации претензии на то, что никому не принадлежит или создано определенными усилиями в рамках антропогенной деятельности человека. Любая форма передела собственности чревата коллизиями, противостоянием интересов.

Право собственности включает три компоненты:

Все три компоненты собственности являются выражением свободной воли человека, который распоряжается собственностью по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

XIII ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ

XIII ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ 1. Категории как особый вид понятий бытия.2. Понимание категорий в философии Аристотеля, И. Канта и Г. Гегеля,3. Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Понятие — одна из

2. Основные категории исторического материализма

Свобода и права человека

3. Основные категории

3. Основные категории Если коснуться основных категорий, то специфическим методом философии Гегеля является диалектика. Однако ради достижения доступности Гегеля здесь приходится отмечать то, что более или менее понятно для нашей современности.Диалектика Гегеля,

3. "Свобода" без права: негативная природа коммунизма

3. "Свобода" без права: негативная природа коммунизма Логика коммунистической "экспроприации экспроприаторов" и освобождения от господства капитала такова: раз общество при капитализме делится на частных собственников-эксплуататоров (владельцев капитала в городе и

§ 3. Основные функции права

§ 3. Основные функции права Основные функции права: коммуникативная; семиотическая; эгалитарная и кратическая. ? Коммуникативная заявляет о себе в двух ипостасях – как координация правовых отношений и как трансляция права – информация о должном. ? Семиотическая (от

Глава № 12. Императивный характер права, его основные категории

Глава № 12. Императивный характер права, его основные категории § 1. Основные категории права: жизнь, свобода, собственность Право основано на трех принципах. Оно предполагает: - воздержание от посягательства на жизнь, свободу и чужую собственность; - соблюдение

Основные грани права.

Основные грани права. Сложность социального явле­ния обозначаемого словом "право", в значительной степени объясняется тем, что оно имеет ряд граней. Наше внимание и мысль схватывают то одну, то другую из этих граней, нередко гиперболизируют и возвеличивают одну из них,

Свобода и самоуправление — свобода, власть и собственность

Свобода и самоуправление — свобода, власть и собственность Да, читатель наверное уже понял, какой строй-путь мы имеем в виду и считаем идеальным.Это, конечно, самоуправление, основанное на групповой собственности на средства производства.Олдос Хаксли в работе «Наука,

2. Основные черты обычного права

2. Основные черты обычного права Юридическая система первого феодального периода, глубоко традиционалистская, как и вся цивилизация того времени, зиждилась на убеждении, что все то, что было, имеет тем самым право на существование. Разумеется, не без оговорок,

II. ИСЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО–МАЛЫХ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

II. ИСЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО–МАЛЫХ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ 1. Бытие, небытие, становление. Приступая к логическому анализу всех основных категорий, оперирование с которыми создает науку математического анализа, мы должны помнить, что далеко не все, понятное математически,

10. Основные категории философии

Что такое либерализм – история, признаки, принципы, плюсы и минусы, отличие от демократии

Практически каждый современный человек наслышан о том, что такое либерализм. Это философское течение имеет свои принципы и формы выражения, разновидности, которые противоречат консервативному типу образа жизни и мыслей как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Либерализм – что это?

Анализом философских течений и идей, образа мышления человека занимаются ученые из смежных отраслей, такие как политологи, философы, социологи и другие. Каждый из них вносит свой вклад в толкование того, что такое либерализм. Если рассматривать понятие глобально, то так можно назвать общественно-политическое течение, философское учение и идеологию, в основу которой положен принцип главенства прав и свобод каждого отдельного человека.

что такое либерализм

История либерализма

Признаки либерализма

Кратко основные черты либерализма сформулированы в следующих постулатах выдающихся ученых:

  1. Государство и каждый человек признают права индивидуума на свободу, собственность, равенство перед законом, честь и достоинство.
  2. Либерал всегда выступает за честное и беспристрастное разделение властей.
  3. Идеалом считается гражданское общество, в котором государство насильно не вмешивается в частную жизнь граждан и экономические отношения между субъектами права.
  4. В экономике рынки должны регулироваться благодаря внутренним механизмам.
  5. Во всех сферах жизни общества провозглашается равенство при свободе выбора в рамках основного закона – Конституции.

признаки либерализма

Принципы либерализма

Еще на заре своего развития идеология либерализма была дополнена основными принципами, благодаря которым она и отличается от других политических и философских течений. Каждый из них либералы стремятся воплотить в жизнь и в наши дни:

  1. Главной ценностью признается человеческая жизнь. При этом подчеркивается, что все люди равны между собой.
  2. Потребности одного индивидуума ставятся выше коллективных или общественных.
  3. Воля личности не должна зависеть от внешних факторов.
  4. Либеральный подход предполагает наличие у каждого человека неотчуждаемых прав на жизнь, свободу слова и выбора и некоторые другие.
  5. Государство как институт создается на основе общего консенсуса. Его задача – охранять законы и ценности, признанные всеми членами общества.
  6. Необходим принцип разделения властей на основе конституционализма.
  7. Терпимость и гуманизм являются теми чертам, которыми руководствуется в своей деятельности как любой общественный институт, так и отдельный индивидуум.
  8. Признается право частной собственности.

Плюсы и минусы либерализма

Как и любая идеология либерализм имеет свои достоинства и недостатки. К ее плюсам можно отнести:

  1. Выборное правительство и конституционный уклад государства, в котором все равны перед законом.
  2. Ограничение власти религиозных институтов и государства как мера охраны частной жизни и собственности.
  3. Свобода мыслей, высказываний и публичных выступлений способствует развитию новых идеи и течений в обществе.
  4. Торговля и предпринимательство на правах саморегулирования позволяют достигать желаемых финансовых высот всем, кто в этом заинтересован.

Однако, многие ученые и мыслители приводят и доводы того, почему либерализм, это плохо:

  1. Нет возможности прихода к власти сильного правителя или управленца, способного привести государство к процветанию.
  2. На практике равенство перед законом часто не соблюдается. При этом законы защищают тех, у кого есть материальные ресурсы.
  3. Принципы капитализма и саморегулирования рынка неизбежно строятся на кризисах и дефолтах, следующих за подъемом в экономике.
  4. Плюрализм мнений приводит к разобщенности нации, у которой нет одной общей идеи или идеологии.

Отличие либерализма от демократии

На практике многие люди считают, что либерализм и демократия это слова-синонимы. Однако между ними есть четкие различия:

  1. Первое заключается в самих определениях. Демократия – это политический режим управления страной народом напрямую или через выбранных представителей. Либерализм же – это идеология, в которой высшей ценностью считаются права и свободы отдельного гражданина.
  2. Второе важное отличие – это условия существования. Либерализм не может функционировать в не демократическом обществе. Демократия без либерализма – вполне жизнеспособная форма управления государством.

отличие либерализма от демократии

Виды либерализма

Можно классифицировать либерализм по ряду признаков. По направленности некоторые ученые выделяют:

  1. Правый либерализм, который выступает за свободу в широком смысле этого понятия.
  2. Левый либерализм. Приверженцы этого ответвления находятся в поиске консенсуса между справедливостью и свободой.

К тому же существует и другая общепризнанная классификация идеологии, по которой понятие делится по сферам применения на:

  • классический либерализм;
  • политический;
  • экономический;
  • культурный;
  • социальный.

Классический либерализм

В основу того, что такое классический либерализм, включены фундаментальные принципы либеральной демократии, которые зародились еще в 18 веке благодаря родоначальник течения – Джону Локку, Жану-Батисту Сэйю, Томасу Мальту и другим. Это либеральное течение строится на:

  1. Гражданских правах каждого индивидуума, которые защищает государство, являясь арбитром в деле решения споров.
  2. Экономических свободах, при которых государство никаким образом не вмешивается в деятельность рыночных механизмов.
  3. Политических свободах, то есть права людей никак не ущемляются регулирующими институтами.

классический либерализм

Политический либерализм

Отдельно можно рассматривать такое понятие, как политический либерализм. Его основные идеи:

  1. Основой закона и общества являются отдельные личности, наделенные правами и свободами.
  2. Общественные политические и государственные институты обеспечивают безопасность и законность внутри страны в виде тесного сотрудничества с обществом.
  3. Политические либералы полностью отрицают заискивание таких структур перед элитой, как правящей, так и экономической.
  4. Законы издаются на основе общественного договора с согласия общества и для его блага.
  5. Обязательно наличие всеобщего избирательного права вне зависимости от пола, расы, вероисповедания и других характеристик личности.

политический либерализм

Экономический либерализм

Основателем понятия того, что такое экономический либерализм, принято считать Адама Смита. Сторонники этого течения выступают за свободу торговли и конкуренции, частного предпринимательства. При этом:

  1. Либерализм в экономике предполагает полное самостоятельное регулирование рынка благодаря внутренним механизмам.
  2. Отрицается жесткое и грубое вмешательство государства в экономические вопросы, при этом допускается контроль за монополиями.
  3. Экономическое неравенство рассматривается как естественное следствие свободной конкуренции в отсутствии принуждения.
  4. Глобализация является основой этой идеи. Признается стирание границ между государствами, общий рынок труда и главенство надгосударственных единиц – корпораций и олигархата.

экономический либерализм

Культурный либерализм

В основу культурного либерального идеологического течения заложены идеи защиты личности и быта каждого человека от влияния государства. Сторонники течения убеждены, что каждый человек волен сам выбирать свои культурные нормы и свободно принимать решения по ряду сложных вопросов. Например:

  1. Сексуальная свобода и поведение, в том числе выбор пола, занятие проституцией, аборты и другие.
  2. Религиозные аспекты.
  3. Научная деятельность.
  4. Искусство и способы культурного проявления.
  5. Отношение к психотропным веществам, таким как алкоголь и наркотики. В эту же категорию причисляются и азартные игры.
  6. Эвтаназия.

культурный либерализм

Социальный либерализм

В конце XIX века в развитых европейских странах возникает так называемый социал-либерализм, идеи которого значительно отличаются от классической идеологии. На него становление повлияли идеи марксизма и социалистическая теория эксплуатации. Основа – восстановление государством социальной справедливости:

  1. При этом государство обязано вмешивается в вопросы перераспределения продуктов в пользу малообеспеченных и незащищенных слоев общества.
  2. Сторонники теории считают, что угнетенные граждане жертвуют своими правами ради выживания, тогда как судебные органы, к примеру, чаще склоняются на сторону богатых и влиятельных граждан.
  3. Эта теория считается близкой по духу к социализму, который был в СССР.

социальный либерализм

Либерализм в современном мире

В наши дни одной из ведущих мировых идеологий принято считать либерализм. В мире существуют отличные по культуры и уровню экономического развития страны либералы, например, Финляндия, Эстония, Кипр, Словения, Тайвань и другие. Всех их объединяет признание:

  1. Концепция личной свободы личности. У индивидуума признается право на чувство собственного достоинства, свободу слова, неприкосновенность частной жизни.
  2. Признание права на свободную торговлю и конкуренцию.
  3. Правовое государство с признанием прозрачной системы государственной политики и реализации государственной власти на базе разумной политики.
  4. Религиозная терпимость и самоопределение нации.

Книги про либерализм

Знаменитые люди-либералы излагали свои идеи, анализировали общественные процессы на страницах знаменитых книг. К самым известным трудам можно отнести:

В древнеримской мифологии был бог Либер, и он соответствует древне­греческому божеству Дионису, который олицетворял жизненную силу, раскрепощение. Поэтому большая часть идеологий либерализма включают в себя идеи личной свободы, не ско­ванной рамками традиций, кроме христианской демократии, консервативного либерализма, и фузионизма.

В наши дни заметно проявляется сильное отклонение современных либеральных течений от канонов классического либерализма. В связи с этим требуется выявить причины данного отклонения и изначальные понятия либеральной теории.

История зарождения либерализма

Пришествие либерализма на территории России не является случайностью, а закономерностью исторических и политических процессов. Все еще сохраняя свои западные черты, либерализм приобрел ряд качеств и в России, и впоследствии, изобразил себя в мыслях русской интеллигенций времен Российской Империи.

Либерализм — это благородная философия, неусторевающие догматы, и многовековая практика. Либерализм это очень гибкая система, часто подстраивающаяся под общественные интересы эпохи, открытая для влияния других идеологий. Своими корнями либерализм восходит к эпохе Просвещения, христианству, Ньютоновской научной революции.

Либертарная идея находится в весьма странном политическом положении. С одной стороны, либерализм победил своих политических оппонентов в лице коммунизма, этатизма, и консерватизма, но идеи современного либерализма намного ближе к тому же социализму, чем к догматам классического либерализма, и в этом, в каком-то смысле, он проиграл на политической поле. Но как страну, которая по большей части сохранила изначальные понятия либерализма можно считать США. Европейская же цивилизация сейчас представляет из себя страны с практикой либерального прогрессивизма — левого либерального течения.

Либеральные идеологии обычно разделяют на левый либерализм и правый либерализм.

  1. Либертарианство (минархизм) — это течение можно назвать прямым перерождением идей классического либерализма. Либертарианцы выступают за минимальную роль государства в жизни общества, минимальное экономическое вмешательство государства, за свободный рынок. Главная основа идей либертарианства- взаимно неагрессивное отношение людей, человек свободен до тех пор, пока он не будет во имя своих желаний вредить иным людям. Либертарианцы считают государство необходимым злом- насилием которое оберегает от еще большего насилия.

2. Классический либерализм — идеология появилась в эпоху Просвещения, основываясь на некоторых идеях христианства и гуманизма. Либералы рассматривают государство, наравне с либертарианцами, как ночного сторожа. Классический либерализм выступает за идеи гуманизма, свободного рынка, и государства как охранника прав и свобод граждан.

3. Консервативный либерализм — совмещает либертарные ценности и консервативные взгляды. Консервативный либерализм похож своей программой на классический либерализм. Большая часть сторонников является приверженцами монархо-либерализма. Часто эта идеология критикует мультикультурализм. Выступают за жесткий контроль общественного порядка, свободный рынок, христианско-традиционалистические ценности, и среднюю роль государства.

4. Либеральная демократия — либеральные демократы придерживаются идей избирательного права и власти большинства. Но решения должны быть приняты с компромиссом, ради защиты меньшинств. Выступают за конкуренцию элит, плюрализм, свободный рынок, среднюю роль государства в жизни людей.

5. Националистический либерализм — этот вид либерализма своей программой очень похож на консервативный либерализм и христианскую демократию. Национал-либерализм отличается своими умеренно националистическими взглядами по вопросам миграции, торговли, внешней политики. Этот вид либерализма проповедует идеи средней роли государства, свободный рынок, умеренный консерватизм, умеренный национализм.

6. Христианская демократия — часто это течение путают с консервативным либерализмом, но христианская демократия чуть более прогрессивна. Христианские демократы часто выступают за свободный рынок, применение христианских понятий в вопросах государства и права, минимальную роль государства в жизни людей.

  1. Социальная демократия — изначально под понятием социал-демократии подразумевали классических марксистов, но после Октябрьской революции все поменялось, социал-демократы стали представлять умеренное крыло социалистов, которые видели приход к коммунизму не через революцию, а через реформы, чуть позднее появилось новое понятие социал-демократии, которое стало похоже на социал-либерализм более левого толка.

2. Социальный либерализм — он является более центристской идеологией, чем левой. Социал-либерализм выступает за смешанную экономику, регулирование рынка во благо беднейших слоев населения, среднюю роль государства.

3. Либертарный пацифизм — это не самая популярная либеральная идеология, у ее сторонников есть раскол на левых и правых. Левые говорят что капитализм- то же насилие, только в прикрытой форме, а правые- что он строится только на добровольных отношениях, и насилием быть не может.

4. Демократический социализм — применение демократических, а не авторитарных принципов для постройки социалистического государства. Ранее среди марксистов ходили споры: социал-демократия и демократический социализм это одно и то же? Идеологи придерживались разных взглядов, так Владимир Ленин считал, что эти вещи одинаковы, а Роза Люксембург проводила грань между ними.

5. Неолиберализм — неолиберализм является продуктом пересмотра старых догматов классического либерализма, сторонники неолиберализма выступали за сильное государственное вмешательство в экономику, тем самым приблизив себя к евро-левым.

Классический либерализм

Истоки идеологии либерализма восходят к христианству, Просвещению и ньютоновской научной революции. Классический либера­лизм связан с установлением формации капитализма в XVII веке. Его основные понятия сложились в борьбе нового сословия против абсолютизма монархов и произвола церкви. Куп­цы, владельцы фабрик, и прочие капиталисты нуждались в экономической свободе, в социальных институтах, которые обеспечивали им независи­мость от королей и церкви.

Христианство не мало повлияло на либертарную идею, позже это влияние стали обозначать отдельным термином — христианский гуманизм, и появится новая ветвь либерализма, под названием христианская демократия. О союзе либерализма и христианства можно начать говорить чуть ли не с первого либерального идеолога, с Джона Локка. Локк очень положительно относился к христианству, хоть и считал понимание Бога не врожденным качеством, а следствием принятия иных взглядов и личного опыта индивида, с чем трудно спорить. Локк утверждал, что религия позволяет контролировать человека без излишнего государственного вмешательства, ибо религия способна трактовать людям нормы морали, нормы поведения в обществе. Самый простой пример: не убей, не укради, полюби ближнего своего. Весьма похоже на либертарную концепцию взаимной неагрессии, и что твоя свобода ограничена свободой другого человека. Христианская демократия, как и любой вид либерализма, проповедует идеи гуманизма. На счет гуманизма и христианской демократии позвольте мне согласиться с мнением правозащитника и священника Виниамина Новика, он считал, что для либерала может быть лишь несколько сверхценностей, и две главенствующие это ближние и сам Бог, это связанно как раз с религиозной моралью, и с тем, что люди являются прямым творением Бога, его наилучшими произведениями, следовательно, почитая Бога, мы должны не меньше уважать его главные творения- людей. Подобные идеи продвигал философ христианский гуманист Эразм Роттердамский.

В рамках вклада в идеологию либерализма у Шарля Луи де Монтескье (1689-1755) две основные заслуги.

  1. Он доработал теорию о делении властей на законода­тельную, исполнительную и судебную. Потребность в разделении властей он выводил из самой природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Различные ветви власти должны вза­имно сдерживать друг друга, предотвращая деспотию и этатизм.

2. Проблемы факто­ров, определяющих систему и образ правления на территории. Философ выяснил, что система и форма правления сильно зависит и от географического положения государства, и зависима от национальных особенностей культуры и менталитета народов, населяющих это государство.

Логическим продолжением демократического наследия евро­пейского Просвещения явились идеи американских мыслителей Бенджамина Франклина (1706-1790), Джона Адамса (1735-1826), Томаса Джефферсона (1743-1826), Томаса Пэйна (1737-1809), Александра Гамильтона (1755-1804). Многие из выдвинутых ими идей легли в основу к требованиям в американской революции и борьбе за независимость Америки.

  1. все люди от природы свободны, независимы и облада­ют неотчуждаемыми правами - на жизнь, свободу;

2. стремление к счастью;

3. право народа на политическое самоопределение и неза­висимое существование;

4. право народа сменить правительство, ко­торое не отвечает своему назначению - обеспечивать достижение всеобщего счастья и безопасности;

5. дополнение идеи разделения властей идеей создания системы сдержек и противовесов, обеспечи­вающих равновесие между ветвями власти;

6. идея судебного надзора за конституционностью принимаемых законов

Георгу Гегелю принадлежит заслуга проработки и разграничения терминов гражданского общества и правового государства. Он создал фундамент теории коллективных интересов, которые рассматривал как базу гражданского общества.

Идеолог английского аристократического либерализма, Иеремия Бентам разработал теорию утилитаризма и с ее помощью обосновал про­грамму демократизации политических и правовых институтов, обеспечения политической свободы. Главная задача государства, по мнению Бентама, заключается в создании общего блага, и его можно достигнуть благодаря свободному рынку, соблюдению законности и права, и демократизации.

Либеральные идеи Нового времени отражены в политическом учении Джона Стюарта Милля — английского утилитариста и побор­ника равноправия. Согласно Джону Миллю, либеральные свободы— это, во-первых, свобода мысли и мнений, во-вторых, свобода дей­ствия коллективно с другими, в-третьих, свобода выбора жизненных це­лей и путей. Он полагал, что угроза свободе индивида исходит как от тира­нии правительства, так и от тирании господствующего в стране общественного мнения.

Вопрос социальный в философии Милля часто затрагивается в его рассуждениях о государстве. Милль утверждал, что государство должно способствовать просвещению и облагораживанию людей, подданных этого государства.

Мы приходим к выводу, что либерализм есть философия, ставящая высшей ценность человека, его права, свободы, и основывающаяся на идеалах демократии и гуманизма. В вопросе экономики же либералы придерживались взглядов о минимальной роли государства, о свободном рынке.

Центр классического либерализма образуют следующие догматы:

2. автономия индивидуальной воли;

3. существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

4. договорный характер отношений между государством и людьми;

5. верховенство закона как инструмента социального контроля;

6. ограничение объема и сфер деятельности государства;

7. защищенность - прежде всего от государственного вмешательст­ва - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках за­кона) во всех сферах общественной жизни.

Основные политические идеи либерализма:

2. Отрицательное отношение к чрезмерной роли государства в экономике;

3. Разделение властей, плюрализм, верховенство закона;

3. Уважение достоинства человеческой личности;

5. Конкуренция элит;

6. Компромисс как основной путь решения политических проблем.

Если в европейских державах либеральная идея проходила с большим трудом, то в США она установилась достаточно просто. Формирование либеральной идеологии в США проте­кало в процессе постоянной реформации, внутренней эволюции, усиливая сильные стороны идеологии, и отбрасывая устаревшие догмы.

Почти что во все времена американской истории между либерализмом и консерватизмом сохранялся определенный консенсус, это происходило благодаря слиянию идей империалистических и либертарных в политике США, а так же благодаря гибкости либертарной идеологии.

На сегодняшний день сложились следующие течения либерализма, которые я описывал немного выше: классический либерализм, либертарианство, либеральная демократия, социал-либерализм, христианская демократия, национал-либерализм, консервативный либерализм, либертарный пацифизм, социал-демократия, демократический социализм, неолиберализм, многие другие.

Специфика левого либерализма и неолиберализма

В США попытки найти выход из Великой депрессии 1929-1933 годов завершились расколом в либеральном движении. Если либералы более консервативного толка продолжали стоять за свободный рынок, то неолибералы же выступали за большее вмешательство государства в экономику.

Основные особенности неолиберализма:

  1. важнейшее достоинство политической системы - справедливость, а правительства - ориентация на моральные принципы и ценности;

2. консенсус управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений;

3. предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти;

4. политическая активность, предприимчивость, свободу от предрассудков, отношение к морали как к частному делу человека, враждебное отношение к интересам различных общностей, эгоизм потребностей, автономия воли и разума.

В 1960 году либерализм нового толка был сильно связан с глобализмом и интернационализмом. Либералами активно разрабатывалась и пропагандировалась кон­цепция конвергенции двух общественных систем под влиянием научно-технической революции и расширения торгово-экономиче­ского сотрудничества.

Новый вид либерализма еще не установился. Его становление идет по различным, во многом противоречащим друг другу путям. С одной стороны, заметен акцент на проблемах общественного неравенства, а с дру­гой стороны, возрождаются антисоциалистические традиции, суть кото­рых — в отрицании вмешательства государственного аппарата в экономику, популяризация Австрийской Экономической Школы и современного либертарианства.

Мы приходим к выводу о том, что если классические либералы и либертарианцы рассматривают государство как институт, сведенный к минимуму, то неолибералы и социал-либералы выступают за куда более явную роль государства в жизни общества и экономике, и из-за этого раскол между левыми либералами и правыми стал еще более ярким.

Со второй половины 1990-х годов внутри либертарного лагеря началось деление между сторонниками различных представле­ний по вопросу о будущем государственного суверенитета. Часть либералов мыслит более консервативными категориями и декларирует приверженность суверенитету и национализму. Их прогрессивные оппоненты же приходят к мысли о размывании границ государств, слияние народов. Они обосновывают свою точку зрения экономическими процессами, процессами глобализации, и развития сферы коммуникаций. Из подобных идей и вытекает мысль о вмешательстве в суверенные дела государств, где нарушаются права человека.

Некоторые события, вызванные в нужде государств кооперировать друг с другом, рассматриваются неолибералами, социал-либералами и либералами глобалистами как тенденции к дальнейшей глобализации.

Для политической культуры в США харак­терно совмещение либеральных и империалистических взглядов, фундаментом которых является представление об Америке как о центре демократии и свободомыслия, и из-за этих идей американское управление относится негативно к мысли о подчинении США интернациональным законам, если они не соответствуют их представлениям о свободе и демократии. Позже поменялись и понимания устройства мирового порядка. Идеи интернационального, единого государства ушли в прошлое, а им на смену пришли мысли о создании надгосударственных органов, контролирующих соблюдение прав человека. Такие организации есть и в наши дни.

Либерализм повлиял на становление идеологии политического идеализма, появление которого были реакцией на бедствия в Первой мировой войне. Идеалисты рассматривали важность этических и правовых норм во внешней политике. Политический идеализм отображался в принципах послевоенного регулирования:

2. моральность внешнеполити­ческой деятельности и дипломатии;

3. сокращение вооружений до ми­нимума, обеспечивающего национальную безопасность;

В идеях неолиберализма окончательно взяли верх глобалистические идеалы, которые трактовали применимость демократии и прав человека ко всем государствам, универсализм, и размывания границ между странами. Неолибералы снизили значение фактора силы государств, поставили на первый план международные правовые нормы. Либералы глобалисты — сторонники верховенства международного права, распространения демократических идей по всему миру, решения гуманитарных проблем, сотрудничества и кооперации разных государств. Благодаря работе либералов глобалистов, среди европейских держав либерализм стал самой популярной идеологией.

У либерализма имеется множество заслуг перед человеческой цивилизацией, и будущие мира, его прошлое, его настоящее неразрывно связано как с идеями классического либерализма, так и с идеями неолиберализма. Еще в 1990 году Френсис Фукуяма выдвинул тезис о конце истории, о полной победе идей либерализма. Тезис был выдвинут под эйфорией западных либералов, вызванной распадом марксистско-ленинского государства СССР, и как следствие, почти полным развалом всего коммунистического блока.

Прогнозируемый Френсисом Фукуямой мировой порядок является абсолютизированной либеральной демократией американо-центристского характера. Он излагает, что самые лучший путь установить демократию в других странах заключается не в войнах, а в просвещении, и изучении культуры, языка, и традиций враждебной стороны. Фукуяма предлагает Соединенным Штатам Америки пересмотреть свои взгляды на внешнюю политику, заменив милитаризм просвещением. Мыслитель прав в том, что демократия может стать фундаментом, при должном обращении с ней, для решения многих глобальных проблем и союзничества самых разных стран.

Подводя итог описанному выше, можно сделать следующие вы­воды:

  1. Исторический опыт свидетельствует о том, что политические принципы либерализма эффективны только при условии их систем­ного применения и с учетом социокультурной специфики стран и регионов.

2. Либерализм претерпел эволюцию, в процессе которой он мо­дифицировал свои идеи в соответствии с изменившимися конкрет­ными условиями. Классический либерализм с его идеей свободы от вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь уступил место неолиберализму, который отводит государству значи­тельную роль в решении стоящих перед обществом проблем.

3. Либерализм и консерватизм сохраняют ведущие позиции бла­годаря тому, что в конкурентной борьбе сумели выработать качества открытых идеологий, учитывающих и интегрирующих интересы широких социальных слоев, способных обеспечивать националь­ный консенсус. Между этими идеологиями сложилось своеобразное деление: функция неоконсерватизма заключается в вы­свобождении предпринимательской активности, функция же неолиберализма и социал-либерализма состоит в смягчении социального неравенства.

Утяшев Марат Мухарович, заведующий кафедрой прав человека и политико-правовых учений Института права Башкирского государственного университета, профессор, доктор политических наук.

Статья посвящена взаимосвязи и взаимозависимости прав человека и исторически сложившихся общечеловеческих ценностей. Права человека рассмотрены во взаимосвязи с некоторыми общечеловеческими ценностями, такими как равенство, равноправие, личные свободы граждан и социальная значимость человеческой личности.

Ключевые слова: права человека, свобода, равенство, равноправие, личность, социальная ценность личности, общечеловеческие ценности.

The article deals with interconnection and interdependence of human rights and historically formed general human values. Human rights are considered in interconnection with certain general human values, such as equality, equality of rights, personal freedoms of citizens and social importance of human personality.

Key words: human rights, freedom, equality, equality of rights, personality, social value of personality, general human values.

Ценностью философская наука признает сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать "иное" и сохранять в памяти прошлое .

Современный философский словарь. Лондон - Париж - Москва, 1998. С. 1001.

Ценностью является то, что имеет для человека важное значение, особую значимость. По Аристотелю, ценность - это "хвалимое благо".

Наиболее фундаментальные "общечеловеческие ценности" стоят выше интересов не только отдельных людей, но и различных классов и групп. Они универсальны. Иначе они и не могли бы служить незыблемыми ориентирами, с которыми следует соразмерять любые человеческие действия и намерения. "Общечеловеческие ценности" не конструируются искусственно в историческом процессе развития человечества, но открываются в этом процессе, встраиваясь в культуру народа .

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 10. 632 с.

В силу своей общей гуманистической направленности, уважительного и бережного отношения к вековым чаяниям народов, к поступательному развитию всего человечества, категория "общечеловеческие ценности" превратилась в современном мире в универсальное средство определения уровня цивилизованности государства.

Таким образом, общечеловеческие ценности отличаются от прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как философская категория означает положительную значимость явления и исходит из интересов отдельной личности, т.е. характеризуется антропоцентричностью. Антропоцентризм человеческих ценностей имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социально-культурных проявлений и основанный на единстве представлений о наличии универсальных сущностей - значимых свойств человеческого существования. К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществам, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшее проявление природы человека, раскрывающееся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром .

Исключительно важную роль в формировании и утверждении идеологии общечеловеческих ценностей имела концепция естественных прав человека.

Вот эту связь и взаимозависимость этих двух категорий нам и предстоит обосновать и доказать.

По поводу перечисленных выше общечеловеческих ценностей стоит заметить, что их количество и "внутреннее качество" имеют весьма широкий спектр разброса. Некоторые ученые предлагают более двадцати ценностей, в том числе такие, как профессиональная честь и достоинство, уважительное отношение к истории своей страны, подразделяя ценности в рамках российского общества на государственные, профессиональные и личные.

С таким расширительным толкованием категории "общечеловеческие ценности" трудно согласиться, ибо это противоречит здравому смыслу. Если рассматриваются ценности общечеловеческие, то едва ли они могут принадлежать исключительно конкретному народу, а если они чья-то "частная собственность", то тогда они не могут называться общечеловеческими.

Кроме того, такой подход обесценивает саму научную категорию, делает ее безмерной, размытой и потому малоубедительной.

Своеобразие культуры обнаруживается не только в комплексе конкретных ценностных ориентаций. Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им разумную значимость, т.е. выстраивает в определенной иерархической системе. При таком ходе мысли естественно возникает вопрос: существуют ли вечные ценности? Положительный ответ следует из всей философии В. Виндельбанда. Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Есть такие абсолютные ценности, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным .

Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. М., 1995. С. 676.

Современная ситуация в мире все более актуализирует проблему общечеловеческих ценностей. Об этом свидетельствует процесс глобализации и общественный прогресс. Все более сложные технологии создают ложную ситуацию, в которой роль человеческого фактора как будто бы снижается.

На самом деле все обстоит иначе. О грядущих наших современных проблемах догадывались многие ученые.

Наша бюрократическая система, пишет Э. Фромм об американской администрации, дает индивиду почувствовать, что он ничего не может ни предпринять, ни организовать без помощи бюрократической машины. В результате она парализует инициативу и порождает в людях глубокое чувство бессилия .

Фромм Э. Душа человека. Революция надежды. М., 2004. С. 134 - 135.

В ответ на вызовы технотронного обесчеловеченного мира гуманистами может быть противопоставлен лишь один принцип - единства всех людей, преданности жизни и человечеству в целом, что всегда и везде должно иметь первостепенное значение по сравнению с приверженностью к любой отдельной группировке людей или идолам.

Исходя из сказанного, первое место в системе общечеловеческих ценностей должно быть предоставлено человеческой личности, а затем свободе, равноправию, справедливости; вершину же этого грандиозного сооружения логично будет венчать теория прав и свобод человека и гражданина.

Человеческая личность - главная общечеловеческая ценность

Человеческая личность в системе ценностей должна занимать первое место просто потому, что она является средоточием всех остальных. На личности концентрируются все политические, экономические, социальные и культурные явления и процессы, от ее деятельности создается на земле все хорошее и, увы, плохое.

Главнейшей и определяющей ценностью, началом всякой системы ценностей является человек, его жизнь и достоинство, условия и смысл его существования, его счастья. Все остальные ценности предназначены для совершенствования и обогащения жизни человека, способствующие одновременно и общественному прогрессу, возрастанию степеней свободы.

На протяжении многовековой истории формировались основные общечеловеческие ценности, следование которым обеспечивало общественный прогресс. Самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. Он субъект ценностей и ценного отношения .

Миронов А.В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. 2007. N 1. С. 101.

По Канту, человек во всяких случаях должен быть целью, но не средством. В ином случае он не самоценность, а ничтожный винтик огромного механизма, в функционировании которого он не играет никакой роли, а выполняет лишь чужую волю.

И вот как логично и вполне обоснованно Основной Закон нашей страны увязывает эти две категории нашего дискурса: человеческая личность как самостоятельная ценность и его права и свободы, являющиеся также ценностью. Поскольку и сам человек, и его права и свободы являются ценностью, то признание, соблюдение и защиту этих прав и свобод государство считает своей обязанностью.

Вступая в высшую должность Российской Федерации, президент страны исполняет торжественный обряд и приносит присягу, в которой клянется народу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

По смыслу этого обряда человек клянется исполнять самые сокровенные, самые дорогие чаяния народа.

И на важнейший философский и политический вопрос всех времен о возможности гармоничного сочетания индивидуальных и общественных интересов и о том, можно ли примирить ценности внутренней жизни отдельной личности и общественное благо, мы отвечаем положительно.

Обеспечивая право индивида на жизнь, защищая его честь и достоинство, обеспечивая свободу и благополучие граждан, государственная власть удовлетворяет тем самым и общечеловеческие ценности, выполняя двуединую задачу - обеспечения прав и свобод человека и гражданина и общественного цивилизационного прогресса своей страны.

Свобода личности

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, без принуждения со стороны себе подобных, властей или каких-либо группировок. В контексте нашего повествования будут рассматриваться преимущественно такие разновидности свободы, как гражданские, политические, личные свободы. Эта совокупность прав личности независима от ее персональных особенностей, т.е. свободы, гарантированные всем гражданам данного государства.

В нашей привычной конституционной трактовке прав и свобод человека и гражданина, употребляемые как однопорядковые, эти две ипостаси отличаются существенно. Право - это легитимное притязание человека на материальные и духовные блага, на получение которых он обладает правомочием, а свобода - возможность действовать по своему усмотрению без какого бы то ни было внешнего вмешательства или принуждения, и прежде всего властных структур. Прав любой поступок, говорит Кант, который (или согласно максиме которого) свобода произвола каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом . Свобода личности предполагает независимость от чужой воли во внешнем проявлении. Именно такое понимание свободы стало превалировать с созданием доктрины прав человека, т.е. с принятием американской Декларации независимости и Декларации прав человека и гражданина.

Кант И. Метафизика нравов. М., 2007. С. 75.

Действующая Конституция РФ взяла на себя обязательства обеспечивать свободу передвижения и свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Гражданину гарантируется возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода мысли и слова.

Другая ипостась свободы личности предполагает неприкосновенность человека. С точки зрения ограждения их самих и их жилищ от произвольных арестов, задержаний и обысков каждый имеет право на свободу и неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Лишение свободы в смысле этой статьи имеет место, если человек против его воли на какое-то время удерживается в определенном месте. Чаще всего это случается в практике органов внутренних дел и спецслужб, которым в силу своей деятельности приходиться посягать на свободу людей. При этом и законодательству, и полицейской практике следовало бы бережно относиться к людям и не злоупотреблять своими властными полномочиями, лишая свободы безвинных людей. "Свобода по своей природе есть индивидуалистическое начало, ибо именно в ней выражается самостоятельность лица. Поэтому борьба против индивидуализма есть борьба против свободы. Эта борьба лишена всякого основания, когда она ведет к поглощению всей частной сферы общественного и к пожертвованию личной свободы общественным требованиям. Такое направление является величайшим врагом свободы и развития, ибо оно уничтожает источник того и другого. " .

Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 75.

В этой главке еще более зримо можно было проследить, как общечеловеческая ценность "свобода" тесно связана с правами человека. Вплоть до того, что иногда они звучат как синонимы. Поэтому у автора отпадает необходимость лишний раз подчеркивать, что и рассмотренная ценность может быть сведена к обеспечению прав человека.

Равенство

Равенство - один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства. Свобода, равенство и братство стали лозунгами Французской революции и нашли отражение в Декларации прав 1793 г. Все люди рождаются свободными и равными. Практическое значение идеологии равенства возросло в связи с отменой сословного деления и сословных привилегий. Принцип равенства, будучи ясным, простым и понятным массам, стал лозунгом борьбы против неравенства и служил вдохновляющим стимулом для восстаний и гражданских войн. Принцип равенства уязвим для критики, ибо равенство всех по рождению или по способностям не подтверждается общественной практикой. Люди не равны по природе - это неисправимое неравенство . Но сохраняет свое значение принцип равенства в ряде иных случаев. Так, можно требовать равенства перед судом и законом, уничтожения различных произвольных привилегий, равенства обязанностей перед государством, равенства на участие в управлении государственными делами, равенства политических прав.

Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. N 2. С. 11.

Видимо, было бы целесообразно развести социологическую категорию "равенство" и политико-правовую категорию "равноправие". Последнее есть один из основополагающих принципов конституционализма и элемент демократии, означающий официально признаваемые равные возможности и правомочия перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, антиподом равноправия выступает конкретная юридическая категория - дискриминация, т.е. различение людей по каким-либо основаниям. Суть в том, что дискриминация может расцениваться как произвол или правонарушение и стать поводом для юридического разбирательства и судебного иска.

Конституция РФ закрепляет равенство граждан и запрещает дискриминацию, утверждает равноправие мужчин и женщин, равную оплату труда, равноправие перед судом и законом, равные избирательные права, равный доступ к государственной службе, общественные объединения как юридические лица тоже равны перед законом.

Итак, и эта общечеловеческая ценность своей сущностью служит для правильного и эффективного обеспечения прав человека, провозглашая равные возможности для реализации прав и свобод, принадлежащих личности.

Права человека

Важнейшей общечеловеческой ценностью являются права человека. Мы уже имеем возможность проследить, что ценности в конце концов в той или иной степени сопрягаются с правами и свободами человека и гражданина. Но и сами по себе права человека - важнейшая общечеловеческая ценность.

"Права человека должны считаться священными, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины, и нельзя измышлять среднего, прагматически обусловленного права. всей политике следует преклонить колени перед правом", - написал великий Иммануил Кант .

Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. С. 461.

Согласно доктрине естественного права, юридическая действительность закона зависит от того, соответствует ли его содержание морали. Блэкстоун описывает этот подход так: "Это право природы, будучи современником человечества, естественно, является первичным ко всем иным обязанностям. Оно повсеместно имеет силу, во всех странах и во все времена: ни один человеческий закон не является действительным, если он противоречит этому праву; те законы, которые имеют силу, берут ее и всю свою власть непосредственно или опосредованно от этого оригинала" .

Blakstone, Judicial Discretion and the nature of law. C. 71.

Концептуальное понятие естественного права неразрывно связано с естественными правами человека. Сами эти категории растут из одного корня. Поэтому можно говорить, что индивид имеет право на право, на обладание правами.

Растущая вера в естественные права человека вела к росту индивидуализма; можно сказать, что сама концепция прав была индивидуалистична, она выражала требования части к целому, требования индивидуума к государству или к другим людям.

Консервативная мысль критически воспринимает идею прав человека и гражданских свобод, усматривая в их поощрении и развитии посягательство на государственную мудрость, мощь и неприкосновенность власти. Между тем история общественного развития демонстрирует прямую зависимость государственного могущества от уровня развития гражданских прав и свобод. Это вполне объяснимо. Наличие свобод и соблюдение прав человека вызывают гражданский энтузиазм, материальное благополучие, повышают сплоченность общества. В условиях уважения чести и достоинства граждан возрастают гражданские инициативы, создаются гражданские институты, формируется гражданское общество. Таким государством гордятся граждане, потенциальные инвесторы не опасаются за соблюдение условий сотрудничества, научный и технический потенциал служат общему благу. Из такого государства не "утекают мозги" и финансы.

Сказанное подводит нас к мысли о том, что если Российской Федерации необходима национальная идея, господствующая идея, нет ничего более мудрого, разумного, полезного для общественного блага и благополучия граждан, чем провозглашение таковыми всемерное уважение достоинства граждан страны, обеспечение и защиту их прав и свобод. Нет и не может быть у государства более важной, более насущной задачи, чем эта. А решая эти проблемы, государственная власть соединит энергию масс, направит их в сознательное русло, а удовлетворяя частные интересы, повышая благосостояние конкретных людей, она добьется эффективного и поступательного развития всей страны к благополучию и цивилизованности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: