Бенефиций предполагал предоставление земли в условное держание

Обновлено: 08.05.2024

1) в средневековой Европе пожизненное условное держание земли, пожалованное вассалу на условиях несения военной или административной службы; 2) церковная должность в римско-католической церкви, связанная с определенными доходами.

Смотреть что такое БЕНЕФИЦИЙ в других словарях:

БЕНЕФИЦИЙ

(от лат. beneficium — благодеяние) 1) в Древнем Риме какая-либо льгота (например, должнику, в период империи — также различные податные льготы. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

бенефиций привилегия, должность, льгота, владение, бенефиция Словарь русских синонимов. бенефиций сущ., кол-во синонимов: 5 • бенефиция (1) • владение (27) • должность (23) • льгота (13) • привилегия (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бенефиция, владение, должность, льгота, привилегия. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

БЕНЕФИЦИЙ (от лат. beneficium-благодеяние), 1) в Др. Риме к.-л. льгота (напр., должнику, в период империи -также различные податные льготы, пожалован. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

(лат. beneficium, букв - благодеяние) - 1) В Др. Риме к.-л. льгота (напр., должнику, в период империи - также различные податные льготы, пожалования им. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

БЕНЕФИЦИЙ1) недвиж. имущества римско-католич. духовенства и доходные должности духовных лиц; 2) пожертвования с благотворительной целью на благотворит. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

(от лат. beneficium - благодеяние) - в период раннего средневековья в Западной Европе землевладение, которое жаловал король (другой крупный феодал) в п. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

(от лат. beneficium — благодеяние). 1) Земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы — придворной, административ. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

(от лат. beneficium - благодеяние) - одна из форм феод. пожалований. Первоначально, в древнеримском словоупотреблении, слово не имело юридич. смысла и обозначало услугу, оказанную одним лицом другому. В рим. праве Б. обозначал особые льготы, предоставляемые нек-рым категориям лиц с целью смягчения для них действия общей нормы права. В период образования варварских королевств в 6-7 вв. Б. обозначает земли, переданные королями своим дружинникам и др. лицам на основе врем. владения, б. ч. становившегося наследственным.

Вопрос о системе Б. в Рус. гос-ве является предметом дискуссии, хотя принципиальное мнение о наличии аналога Б. можно считать сложившимся. Н. П. Павлов-Сильванский считал, что Б. тождественны русскому поместью "удельного" периода 13 - 1-й пол. 14 в., др. историки обнаруживают систему Б. еще в Др. Руси. Согласно иной точке зрения Б. сопоставимы с системой кормления, широко распространенной на Руси 11-15 вв. Однако нек-рые совр. ученые склонны сближать кормления с английским бокландом, владением на основе королевской грамоты, сопровождаемым др. льготами и иммунитетами. По мнению С. Б. Веселовского, рус. феодализм вырастал на протяжении 14-15 вв. в форме вотчинного, а с последних десятилетий - поместного землевладения, разрушая при этом систему кормлений.

Лит.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М. - Л., 1947; Пашуто В. Т. Черты полит. строя Др. Руси, в кн.: Древнерус. гос-во и его международное значение. М., 1965; Павлов-Сильванский П. Н. Феодализм в России. М., 1988, с. 450.

БЕНЕФИЦИЙ

1) Орфографическая запись слова: бенефиций2) Ударение в слове: бенеф`иций3) Деление слова на слоги (перенос слова): бенефиций4) Фонетическая транскрипц. смотреть

БЕНЕФИЦИЙ

БЕНЕФИЦИЙ

установившееся в процессе формирования феодальных отношений в Западной Европе пожизненное владение землей, пожалованное монархом или крупным феодалом и действительное до смерти бенефициария (получателя) или жалователя. Б. давался под условием службы (военной, административной, придворной). Б. получил распространение со времени реформ Карла Мартелла (1-я половина 8 в.), заменившего систему земельных дарений системой пожизненных и притом условных пожалований. Б. мог быть отобран при неисполнении бенефи-циарием обычных условий его пожалования – несения военной службы и др. Постепенно Б. превратились в феоды (см. Лен). . смотреть

Пребе́нда (ср.-лат. prebenda) у католиков и протестантов — особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т. п. Пребенды были особенно распространены в XII — XVI веках.

Кано́ник (др.-греч. κανονικός, лат. canonicus, нем. Stiftsherr, Chorherr, англ. canon, фр. chanoine) в католической церкви — член кафедрального либо коллегиального капитула. Термин имеет греческое происхождение: κανονικός — название священнослужителя, внесённого в список, канон, то есть каталог епархии.

Абба́т (лат. abbas, от ивр. ‏אבּא‏‎ — отец) — почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости.

Клюни́, Клюнийская конгрегация — монашеская конгрегация с центром в монастыре Клюни, ветвь бенедиктинцев, созданная в X веке, в ходе Клюнийской реформы. Уничтожена в ходе Великой французской революции в конце XVIII века.

Упоминания в литературе

В целях усиления вооруженных сил франкского государства Карл Великий изменил систему землепользования. Вместо прежних королевских дарений земли в частную собственность Карл стал давать земли в условное держание – бенефиции . Лица, получившие бенефиции, обязаны были являться по вызову короля на коне, в полном вооружении и с определенным числом воинов. Бенефиции представляли собой своеобразные самодостаточные в военном и хозяйственном отношении единицы и олицетворяли собой феодальный способ производства, господство натурального хозяйства. Специальным указом Карл Великий установил ответственность владельцев земельных владений за их использование.

Под влиянием реформы Карла Мартелла бенефиций как форма пожалования получил широкое распространение. Крупные землевладельцы постепенно превращались в бенефициариев короля и в свою очередь раздавали бенефиции средним и мелким держателям-рыцарям. Между пожалователем и получателем бенефиция устанавливались сеньорально-вассальные отношения. Вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил ему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор. При Карле Великом основная масса крестьян была освобождена от обязанности являться на судебные заседания и от службы в ополчении, лишалась тем самым права носить оружие.

Связанные понятия (продолжение)

Вавассоры, Вальвассо́ры (от позднелат. vassus vassorum — вассал вассалов, старофранцузское vavassor, vavassour, фр. vavasseur) — держатели мелких феодов от рыцарей в средневековой Италии и Франции. C течением времени в Италии составили часть городского дворянства.

Клюнийская реформа, Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.

Дека́н (лат. decanus, от decem — десять; греч. δεκανός от греч. δέκα — десять) — в церковно-административной системе декан, называемый также окружным викарием (vicarius foraneus) или архипресвитером, выполняет административные и пастырские функции по координации деятельности приходов в определённой части епархии — деканате. В Восточных Католических Церквях исполняющий эту должность чаще всего называется протопресвитером (protopresbyter) (CCEO 276 § 1), а в Русской Православной Церкви аналогичные.

Фео́д (лат. feudum), также фьеф, лен — зе́мли (реже — фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные вассалу сеньором в пользование и распоряжение ими (иногда в наследственное — см. поместье), осуществлялось на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Этот вид земельного держания практиковался во времена Средневековья в Европе.

Инвеститура (позднелат. investitura от investio — облачаю, облекаю) — согласие парламента на начало деятельности правительства.

Интерди́кт (лат. interdictum — запрещение) — в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже — на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией).

Ни́щенствующий о́рден — монашеский орден, который целиком зависит от милостыни людей на средства к существованию. Такие ордены не имеют какой-либо собственности, ни частной, ни общественной, и принимают обет бедности с целью посвятить всю свою энергию и время религиозной работе.

Симони́я (греч. σιμωνία, лат. simonia) — продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д. В широком смысле симония — продажа благодати Святого Духа.

Пра́во мёртвой руки́ (лат. manus mortua — мёртвая рука), норма феодального права, существовавшая в Средние века в странах Западной и Центральной Европы.

Узуфрукт (лат. usus — использование, лат. fructus — доход) — вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения. Предметом узуфрукта могут быть вещи, потребление которых возможно без их уничтожения, например, земельные участки, животные и, в классическом римском праве, рабы; денежный капитал не может быть предметом узуфрукта. Устанавливается пожизненно, на определённый срок, или с условием.

Па́пский лега́т (лат. Legatus papae, Legatus Pontificius) — личный представитель папы римского в разных странах с поручением на срок, необходимый для его выполнения. Легат назначается лично папой и посылается с поручением к правительству, к монарху или к определённой общине верующих или же для организации определённого важного церковного мероприятия. Легаты стали назначаться папами с VI века. В отличие от папского нунция, легат не являлся постоянным дипломатическим представителем и действует от имени.

Релье́ф (фр. relèvement; англ. relief; лат. relevium) — феодальный платёж, который уплачивался наследником рыцарского лена своему сеньору при вступлении в наследство. Обязательство уплаты рельефа поддерживало условный характер феодального земельного держания и обеспечивало сохранение системы вассально-ленных отношений в средневековой Европе. Рельеф, с одной стороны, представлял собой материальное подтверждение прав сеньора в отношении лена его вассала, а с другой стороны, при его уплате, гарантировал.

Коллегиальная церковь, или Коллегиа́та (нем. Kollegiatstift, Chorherrenstift, фр. collégiale, англ. collegiate church, итал. collegiata) у католиков — церковная община, населяемая и управляемая секулярными канониками. Такую общину не следует путать с общиной монашеского ордена, а общежитие каноников — с монастырём.

Сеньория (фр. Seigneurie) — территориальное образование, широко распространённое в западной Европе в Средние века и в Новое время, в рамках которого функции хозяйственного и юридического управления закрепляются за физическим или юридическим лицом, которое при этом не наделяется непременными правами и обязанностями суверена. Сеньория по своей сути чётко отличается от феода и, наряду с аллодом, является одним из способов осуществления права сеньора.

Вели́кий за́падный раско́л (также Па́пский раско́л, или Вели́кая схи́зма) — раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 года — три) претендента объявили себя истинными папами. Раскол в церкви произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 году.

Коммунальное движение — в Западной Европе X—XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы в целом, а против сеньоров тех или иных городов.

Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами (однако в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев-обсервантов,по имени Бернардина Сиенского).

Легисты (от лат. lex — закон) — юристы, законоведы, занимавшие должности королевских советников. Разрабатывали и внедряли римское право, которое они противопоставляли праву обычному. Особое значение приобрели во Франции в XIII в. Легисты — выходцы из городских сословий, занимали административные и судебные должности в государственном аппарате; сыграли большую роль в процессе централизации Франции.

Парижский университет (лат. Universitas Magistrorum et Scholarium Parisiensis) был одним из самых значительных и старейших университетов в Средние века. Образовавшись в середине XII века, он был официально признан французским королём Филиппом-Августом в 1200 году и папой Иннокентием III в 1215 году, и быстро приобрёл большую известность и уважение, особенно по части философского и богословского образования. Университет объединял все парижские колле́жи (коллегии) на левом берегу Сены и давал образование.

Приорат (лат. Priorat) — термин, в некоторых католических монашеских орденах означающий мужской или женский монастырь, управляемый приором (или приорессой), подчинённый соответствующему аббатству.

Аллод (нем. Allod, фр. alodis от al — полный и od — владение) — согласно средневековым законам, выделенное в полную власть феодальное земельное владение.

Князь-епископ (нем. Fürstbischof) — епископ, который помимо осуществления священнических функций обладал светской властью на определённой территории и являлся сувереном соответствующего территориального образования — церковного княжества. Князья-епископы особенно характерны для Священной Римской империи, в которой церковные княжества являлись важной опорой государственной власти, а их правители обладали статусом имперских сословий и пользовались полной самостоятельностью во внутренних делах. Князья-епископы.

Борьба́ за инвеститу́ру — конфликт между папским престолом и престолом Священной Римской империи в последней четверти XI века — первой четверти XII века, наиболее значительный конфликт между Католической церковью и светской властью в средневековой Европе. С формальной юридической точки зрения заключался в борьбе за право назначать епископов и аббатов, в широком политическим аспекте являлся борьбой за верховенство власти в империи. Длившееся около пятидесяти лет противостояние существенно ослабило.

Протонотарий (греч. Προτονοταριϊ) — первый или главный секретарь высшей судебной инстанции; в Константинопольском патриархате второе после патриарха лицо. В Средние века протонотарий заведовал делопроизводством патриархата, по повелению патриарха составлял тексты указов, адресованных патриаршим сановникам и другим властям, докладывал патриарху дела, дважды в год проверял деятельность юристов, выступавших от имени церкви, и лиц, чьи иски рассматривались в церковных судах, проверял достоверность и.

Право опеки (англ. Right of Wardship) — в феодальном праве Западной Европы, одна из разновидностей имущественных прав сюзерена на земельные владения его вассала.

Отлуче́ние (от це́ркви) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.

Конверз, светский брат — в западном монашестве лицо, принадлежащее к монашескому ордену и живущее в монастыре, но принимающее на себя только часть монашеских обетов и занятое, главным образом, физической работой.

Аннаты (лат. annatae) — сбор в пользу папской казны, взимавшийся с тех лиц, которые получали от папы пребенду (то есть право на доход с церковной должности).

Генеральный магистр Ордена проповедников — официальный титул главы Ордена проповедников (O.P.), широко известных как доминиканцы. На протяжении истории ордена его возглавляли 87 человек, первым был основатель ордена Святой Доминик, в настоящее время на посту генерального магистра доминиканцев находится Брюно Кадоре.

Устав святого Бенедикта (лат. Regula Benedicti) — книга заповедей, написанных святым Бенедиктом Нурсийским (480-547 гг.) для монахов, живущих общиной под руководством аббата. Начиная примерно с VII века этот устав был также принят и женскими сообществами. На протяжении полутора тысяч лет своего существования книга заповедей стала значительным проводником для западного христианства, жившего в монашеской общине. Суть Устава Святого Бенедикта суммируется в девизе Бенедиктинской Конфедерации: pax («мир.

Импе́рский вика́рий (нем. Reichsvikar, нем. Reichsverveiser, Vicarius или Provisor imperii) — в старой Германской империи регент, заменявший императора во время междуцарствия или в случае болезни, несовершеннолетия или продолжительного отсутствия главы империи.

Министериа́лы (лат. ministeriales, от лат. ministerium —должность) — в средневековой Европе (главным образом в Германии) представители мелкого рыцарства, владеющие небольшими земельными участками, на основе домениального права. Данные участки не являлись ленами, а министериалы не являлись вассалами своего господина в строгом смысле слова. Право министериалов на земельный участок возникает не на основе несения ими вассальной службы, а на основе занятия ими определенной должности на службе у своего.

Апостольская канцелярия (лат. Cancellaria Apostolica) — один из древних институтов Римской курии. На протяжении веков многократно реформировалась, меняла структуру и функции. Упразднена в XX веке, функции переданы Государственному секретариату Ватикана.

Абба́тство (лат. Abbatia) — католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе. Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные (лат. abbas nullius) или территориальные аббатства (лат. abbas territorialis).

Концилиари́зм — богословская концепция в католицизме. Основная идея концилиаризма — приоритет решений собора над решениями папы римского.

Капитулярии (от лат. capitula — глава) — законы и распоряжения (указы) франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века.

Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII века под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых, и других походов: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда против протестантства). Впоследствии ордены могли стать.

Князь Церкви — термин, в настоящее время применяющийся исключительно к кардиналам Римско-католической церкви. Однако, исторически термин более значим как общее название всех высших священнослужителей (епископов и архиепископов и даже аббатов), чьё служение даёт им высокий светский ранг и привилегии князей (в самом широком смысле) или приравнивает их к князьям. В случае с кардиналами, с ними всегда обращаются в протоколе как с принцами королевской крови.

Имперское аббатство (нем. Reichsabteien) — монастырь в составе Священной Римской империи, подчиняющийся в светских вопросах непосредственно императору и обладающий правом территориального суверенитета на принадлежащих ему землях. Имперские аббатства имели статус имперского сословия и обладали целым комплексом прав и привилегий, обеспечивающих их функционирование в качестве самостоятельных церковных княжеств. Главы имперских аббатств (имперские прелаты; нем. Reichsprelaten) имели право участия в рейхстагах.

Упоминания в литературе (продолжение)

Пожаловавший бенефиций был сеньором (старшим господином) по отношению к вассалу, сохранял право отобрать бенефиций. Система бенефициев окончательно утвердила вассалитет, особый тип социально-экономических отношений, основу феодализма. Со временем бенефиции стали наследственными наделами, а затем – собственностью вассалов. Королевские вассалы свои наделы отдавали в бенефиции, становились сеньорами по отношению к собственным вассалам и впоследствии лишь формально зависели от короля. Вассалы нижнего ранга сдавали свои наделы частями в аренду конкретным землепользователям за определенную плату (ренту).

Короли, вышедшие из среды племенных вождей, были как бы распорядителями земель, которые они раздавали от своего имени дружинникам и служилым людям. Становление ленной системы во франкском государстве началось при Карле Мартелле (717–741), введшем условное пожизненное держание земли – бенефиций , и окончательно оформилось при Карле Великом (768–814). Тем самым управление было децентрализовано: каждый воин получил автономный источник дохода в форме участка земли. Работавшие на этой земле крестьяне стали содержать землевладельца, тем самым обеспечив ему экономическую независимость от государства.

Собственники земель, известные под именем отчины или дедины (термин, знакомый также салическому праву древних франков), были обязаны выставлять известное число вооруженных солдат в соответствии с раз и навсегда установленным отношением к количеству десятин или четей, составлявших поверхность земель владельца. Когда Петр Великий предпринял реорганизацию общественного и политического строя России, он нашел вполне готовый материал для проведения основного принципа своей реформы, а именно, чтобы каждый дворянин, к какому бы слою высшего класса он ни принадлежал и каков бы ни был характер его владения – военные ли бенефиции или наследственная земля, оставался на государственной службе в течение всей своей жизни, сперва в рядах армии и вновь созданного флота, а затем, когда старость или плохое состояние здоровья станут препятствием к отправлению военных обязанностей, по крайней мере, в качестве гражданского чиновника.

Читайте также: