По приказу какого бога прометей оказался прикован к скале на краю земли

Обновлено: 16.05.2024

Древнегреческая мифология содержит мало упоминаний о противниках владыки Олимпа. Греки верили, что Зевс непобедим. Единственный, кто посмел противоречить вседержителю — титан Прометей. Решительный стратег и умелый манипулятор сумел обмануть Громовержца. Правда, расплата за обман оказалась жестокой и утомительной.

История создания

Описание самого титана и его подвигов дает исследователям повод утверждать, что Прометей — симбиоз верований балканских народов и минойской цивилизации. Образ титана включает в себя черты догреческого покровителя простого народа, но при этом тот наделен родством с олимпийскими богами.

Прометей

Прометей

В биографии Прометея четко прослеживается трансформация божества. Герой отчуждается от родственников и примыкает к новым божествам, при этом жалея и успокаивая проигравшую (то есть фактически собственную) сторону. Прометей сохраняет в новой системе положительные качества: мудрость, хитрость и великодушие. Но олимпийская мифология не может иметь сразу двух лидеров, поэтому со временем Прометея противопоставляют Зевсу.

Казалось бы, мученика, которым представлен титан в мифах, греки должны почитать не меньше Громовержца. Но культ Прометея не получил большого распространения. Алтарь великому герою установлен в Афинах и роще Академа. Не менее известна статуя титана в городе Панопеи, а вот праздников и фестивалей в честь бессмертного не проводили.

Прометей с огнем

Прометей с огнем

Объяснение феномену простое — помимо огня, Прометей подарил людям способность мошенничать и обманывать. Древние греки не считали, что подобные способности нуждаются в прославлении.

Прометей в мифах

Прометей — представитель второго поколения титанов. Родители смелого мужчины — Иапет и Климена (по другим источникам – Фемида). Прометей не единственный сын известной пары, у титана есть братья: Атлант, Менетий, Эпиметей.

С рождения могущественный бог наделен даром предвидеть будущее, поэтому во время войны Зевса (собственного двоюродного брата) и титанов (родных братьев мужчины) перешел на сторону Громовержца.

Бог Зевс

Бог Зевс

Благодаря тактическим умениям и знаниям Прометея, новый владыка Олимпа выиграл многовековую битву. Но долгожданное событие только ухудшило отношение Громовержца и преданного титана. С этой минуты главный бог перестал доверять собственному союзнику.

Придя к власти, Зевс решил восстановить выжженные земли и заселить планету живыми существами. Ответственную миссию Громовержец доверил Прометею и Афине. Титан создал людей из воды и грязи, а богиня вселила в получившихся существ жизнь. После завершения работы перед глазами героя открылось плачевное зрелище. Люди не умели строить дома, не выращивали злаки и не пользовались посудой.

Желая помочь слабым и немощным, Прометей научил жителей Греции ремеслам и принес человечеству подарок – огонь, который мужчина позаимствовал из кузницы Гефеста. Новый покровитель научил древнейших людей добывать золото, собирать лекарственные травы и подарил надежду на светлое будущее.

Богиня Афина

Богиня Афина

Подобные действия разозлили и заинтересовали богов. Если раньше люди не представляли особой ценности, то с этого момента жители Олимпа получали от человечества подношения и подарки.

Чтобы мирно сосуществовать на планете, боги собрали совет – необходимо определить права и обязанности людей. На собрание пришел и Прометей, подозревающий, что Зевс замышляет уничтожить человеческий род.

Статуя Прометея

Статуя Прометея

Один из вопросов, который подняли боги на совете, – жертвоприношения. Желая помочь людям, Прометей лично убил быка и разделал тушу на две кучи. В одну сложил мясо и прикрыл куски шкурой, в другую положил кости и блестящий, вкусно пахнущий жир. Расставив подношения перед Зевсом, титан предложил правителю выбрать что люди будут дарить богам.

Миф утверждает, что Зевс понял хитрый трюк Прометея, но, желая осадить и наказать непослушного титана, выбрал кости. За обман Громовержец лишил подопечных мужчины огня и отправил на землю Пандору. Ответным действием бессмертного стала новое похищение искры жизни. За столь дерзкий проступок Прометея приковали цепями к Кавказским горам, чтобы титан наблюдал, как страдает человечество, наказанное из-за заступничества упрямого мужчины.

Прометей прикован к скале

Прометей прикован к скале

Восставший против Зевса бессмертный не стал просить Зевса о помиловании. Предвидящий будущее Прометей громогласно заявил, что правление владыки Олимпа скоро закончится. Наглые пророчества разозлили Громовержца, и тот послал могучего орла к титану. В обязанности птицы входило мучить прикованного к скале – каждый день выклевывать печень мужчины. За ночь орган вырастал вновь, поэтому мучения продолжались вечно.

Спас титана от непрекращающейся пытки Геракл. Смелый герой убил птицу и уничтожил цепи, за что Прометей указал мужчине дорогу в сад Гесперид. Правда, убийство орла все же было согласовано с Зевсом, который устал от постоянной вражды и желал узнать собственное будущее.

Геракл и Прометей

Геракл и Прометей

Освобожденный Прометей, прославившийся мудростью и рациональностью, пошел на примирение с двоюродным братом. Вскоре титан женился на океаниде Гесионе. С тех пор громких споров между родственниками не наблюдалось, да и Зевс относился к людям гуманнее.

Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).

В 51 год Анна Халприн медленно умирала. Врачи диагностировали у нее тяжелый, неизлечимый рак кишеч.

Орлы в европейской живописи - здесь Орел, перелетев за снеговые кручи, У.

-Метки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Мифы и Легенды * Прометей


Мифы и Легенды

Прометей/4711681_Prometeus_700 (421x700, 251Kb)

Создание людей

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием;

Прометей и первый человек (по модели Симона Луи Буано) Пьетро Стаджи, 1783-1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия/4711681_Prometei_i_pervii_chelovek_po_modeli_Simona_Lyi_Byano_Petro_Stadji__17831793_Ermitaj_SanktPeterbyrg_Rossiya_2 (440x700, 260Kb)


Прометей и первый человек
(по модели Симона Луи Буано) Пьетро Стаджи,
1783-1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю.
Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

Прометей. Похищение огня (Jan Cossiers)/4711681_30PrometheusJanCossiers (415x647, 221Kb)


Прометей. Похищение огня (Jan Cossiers)

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

Наказание Прометея

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту.

Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)/4711681_Gefest_i_Prometei_Dirck_van_Baburen_2 (626x700, 361Kb)


Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)

По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов.
Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала.

Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)/4711681_Prometei_BV (503x700, 343Kb)


Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)

Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет.
Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.
Его жертвенник в афинской Академии. Культ Прометея в Колоне. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея). По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного.

В литературе и искусстве

* См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа).

Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Название космического корабля "Прометей" в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).

* Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл.7 (стр.226-297) — подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе

* В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре расположена статуя Прометея. Сама статуя выполнена из бронзы, а её поверхность покрыта позолотой.

Прометей. В Рокфеллеровском центре/4711681_P31819187e (700x526, 340Kb)


Прометей. В Рокфеллеровском центре

Прометей помогает Зевсу бороться с титанами/4711681_Prometei_pomogaet_Zevsy_borotsya_s_titanami (418x677, 402Kb)


Прометей помогает Зевсу бороться с титанами

На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец, а Прометей стал его советником.
Зевс поручил Прометею создать людей.
(Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством до греческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. До греческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству.)

Прометей и Афина создают людей/4711681_Prometei_i_Afina_sozdaut_ludei (700x617, 472Kb)


Прометей и Афина создают людей

Прометей и Эпиметей/4711681_prometeo (540x413, 78Kb)


Прометей и Эпиметей

Девкалион и Пирра (Andrea_di_Mariotto)/4711681_Andrea_di_Mariotto_del_Minga_DeucaliF3n_y_Pirra_Studiolo (458x683, 407Kb)


Девкалион и Пирра (Andrea_di_Mariotto)

Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.
Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея.
Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию — Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Прометей/4711681_Prometei (480x700, 351Kb)


Прометей

(Перевод под редакцией С. Апта)

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола.
Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Прометей/4711681_6_Prometej (607x700, 321Kb)


Прометей

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.
Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.
Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.
Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.
И Зевс сдался.

Прометей и Геркулес (Christian Griepenkerl (1839–1912)/4711681_Prometei_i_Gerkyles_Christian_Griepenkerl_18391912 (670x343, 126Kb)


Прометей и Геркулес (Christian Griepenkerl (1839–1912)

ПРОМЕТЕЙ

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой. ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок - глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Так был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу - но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний.

Ты добр - в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел
Несчастьям положить предел,
Чтоб разум осчастливил всех!
Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, -
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь, -
Жизнь человека - светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье.
Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу обращать.

Многим знаком образ Прометея благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

образ прометея

Кто такой Прометей

прометея образ

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав.

Сюжет произведения

В основании мифа – история о том, как Прометей похитил у Зевса огонь, спрятал в тростнике, который издревле рос вдоль Гирканского побережья, и передал его в дар людям. Прометей научил людей всем наукам и ремеслам, которые знал сам:

  • он дал людям знания, научил чтению, счету, письму;
  • он познакомил человека с металлами, научил добывать их из недр земли, обрабатывать;
  • он усмирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди смогли обрабатывать землю;
  • он первым построил корабль и оснастил его;
  • он же познакомил людей с первыми лекарствами, научил лечить болезни.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Прометей прикованный, краткий анализ 420 ₽ Реферат Прометей прикованный, краткий анализ 250 ₽ Контрольная работа Прометей прикованный, краткий анализ 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

За похищение огня Зевс жестоко покарал Прометея. Желая его сломить, Зевс изначально вверг мятежного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где, по представлениям древних греков, скатаются души умерших, затем поднял на поверхность земли, приковав к скале алмазным клином, вбитым в грудь Прометея. Но и этого мстительному Зевсу показалось мало, и он наслал на Прометея огромного орла, которой каждое утро прилетал к титану для того, чтобы терзать его печень. К утру рана затягивалась, и орел прилетал вновь. Все пытки Прометей сносил молча.

Его мать Фемида и отец Иалет приходили к страдальцу и предлагали смириться, подчиниться своему всемогущему брату, Зевсу, но титан отказался. Нимфы-океаниды испытывали жалость к Прометею, умоляли его смириться и открыть Зевсу тайну. О том же просили Прометея и его братья – титаны. Но Прометей отвечал отказом, говоря, что признается Зевсу лишь в том случае, если он признает, что расправился с ним зря. Незнание, непонимание сущности поступка Прометея мучило Зевса, и он решил освободить Прометея.

Геракл и сын Кроноса, кентавр Хирон, освободили Прометея. Титан открыл тайну Зевсу, последний, вняв предостережению мойр и эриний, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. В этом браке был рожден Ахилл – внук Зевса и будущий герой Троянской войны.

Прометей был забыт, а Зевс занял свое место владыки богов и людей, покровителя героев и дарователя всех благ. Народ, ради которого Прометей пошел на жертвы, промолчал.

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Сочинение на тему образ прометея

Прометей в музыкальных произведениях

образ прометея в литературе

Прометей в живописи

образ прометея в литературе и культуре

Сохрани к себе на стену!

Примеры похожих учебных работ

Письмо литературному герою сочинение 9 класс

… письмо литературному герою, которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений … Вам сегодня в 9 утра (я остался …

Истоки мифа о Прометее, по мнению Мюррея, надо искать в местном афинском культе демона огня, второстепенного божества, покровителя кузнецов и гончаров, которого почитали вместе с Гефестом, на одном алтаре. Алтарь называли алтарем Прометеякак более древнего, изначального божества. Кроме того, это был единственный посвященный ему алтарь, в то время как у Гефеста их было много. Главной церемонией культа Прометея был бег с факелом от алтаря через квартал гончаров.


(музей Пио Клементино, Ватикан)

Мы настаиваем на том, что миф о Прометее нельзя понять вне связи с историей о Пандоре, ее ящике и открывшем его Эпиметее. Этот миф повествует о нисхождении Высшего Разума в человека; он принадлежал Мистериям и никогда не выходил за их пределы, разве что в виде известного в народе и вызывавшего сочувствие образа. Эсхил же полностью отразил этот миф в своей трагедии, сделав доступным для каждого, кто хотел бы его узнать.

Религиозная жертва, которую приносили Прометею, непосвященным казалась очень странной. Жертву, которой мог быть, например, вол, участники церемонии умерщвляли, мясо тщательно отделяли от костей, жарили и с великой радостью поедали, запивая вином с водой. Кости приносили в жертву Зевсу.

В конце пролога, прервав напряженное молчание, титан произносит страстный монолог, где после сетования на свое нынешнее состояние торжественно объявляет: он принес огонь смертным, чтобы с его помощью они развивали науки, искусства и ремесла. Он утверждает, что этот Священный Огонь – величайший дар, которым дано обладать человеку.

Во втором эписодии Прометей подробно рассказывает Океанидам обо всех благах, которые обрели люди, начиная от науки о числах до письменности и памяти. Священный Огонь также позволил им запрячь животных в ярмо и научиться строить корабли. Прометей повествует о медицине и о способах прорицания, о снах, о предзнаменованиях и о том, как толковать полет птиц. И все это стало возможным благодаря Священному Огню. Говорит он и о том, что научил смертных приносить жертвы Бессмертным, научил находить металлы и пользоваться ими.


Орел, посланный Зевсом, пожирает печень Прометея

(из книги: Michel de Marolles, Tableaux du temple des Muses,1655)

Прометей рассказывает дочерям Тефиды* о своих страданиях и о том, что, по его мнению, Зевс поступил с ним несправедливо. Согласно большинству современных теорий, черная скала, к которой титан был прикован нерушимыми цепями на протяжении тысячелетий, могла быть связана с Тартаром, куда были низвергнуты древние боги и остальные враги Зевса. Именно Прометей помог ему занять великий трон, принадлежавший до этого его отцу Кроносу.

В этой неясной и, к сожалению, неточной версии скрывается тайна, что заключена в связи между Временем, Разумом и Волей.

Прометей вспоминает другого истязаемого Судьбой – своего брата, ушедшего в землю Атланта, который поддерживает новую Землю, покрываемую новым Небом.

В трагедии Прометей показан гигантом и в физическом, и в моральном смысле, главным благодетелем человечества, самим воплощением свободы, которая наделяет отвагой и сознанием.

На сцене появляется Ио, двурогая богиня, которая жалуется на беспощадного слепня, который по приказу Геры постоянно жалит ее. Она называет себя девой-скиталицей и просит Прометея сказать ей, когда прекратятся ее мучения. Но тот отвечает, что лучше ей этого не знать. В следующем диалоге с Ио он скажет, что Кавказ – самая высокая гора и что с нее стекает река (отсюда нам должно стать понятно, что Прометей прикован не там).

Анализ трагедии позволяет нам оценить важность Кратосаи Бии(Силы и Насилия), которые приволокли титана к скале. Некоторые комментаторы предпочитают помещать эту скалу между русскими степями и Понтом Эвксинским (Черным морем). Но мы уже говорили, что из-за многочисленных переводов и пробелов в тексте ни один комментарий не может претендовать на точность.

Гефест – кузнец-маг, который по приказу Зевса заковал Прометея в волшебные цепи. И хотя он сочувствует титану, но исполняет приказ, приковывая его к необычной скале, которая, судя по тому, что о ней говорится, нависает над пропастью, разверзнутой бурями (снова образ Тартара).


Прометей и нимфы Океаниды

(из книги: J. Flaxman, T. Piroli, F. Howard, Compositions fr om the Tragedies of Aeschylus,1831)

После того как Океаниды выходят из огромной колесницы, с небес спускается крылатый грифон или дракон, верхом на котором сидит бог Океан, отец кротких Океанид. Он советует Прометею последовать его собственному примеру и просто принять наказание Зевса. Персонажи как бы противопоставляются друг другу.

Мюррей разумно замечает, что раз Океан не видит своих дочерей, находящихся на земле, это может означать, что грифон с помощью какого-то подъемного устройства продолжал оставаться на некоторой высоте, возможно там же, где находился прикованный Прометей. Когда Океан удаляется, хор исполняет первый стасим, и между ним и вторым актом следует длительное молчание Прометея, который затем извиняется за свое кажущееся высокомерие. Mekanai, механика, вероятно, в этот момент переносила весь хор в какое-то новое место, ближе к Прометею.


Ио и нимфы Океаниды

(из книги: J. Flaxman, T. Piroli, F. Howard, Compositions fr om the Tragedies of Aeschylus, 1831)

Перед вторым стасимом Прометей утверждает, что Мойра и Эринии* могущественнее даже самого Зевса, который не сможет избежать своей Судьбы. (Это древнее философское утверждение отражено в Мистериях и говорит о том, что все существа, явления и вещи, вне зависимости от своей значимости, подчинены закону действия и реакции, который индусы называют кармой. По крайней мере, все те, кто проявлен на любом из планов сознания.)

Ио, похоже, появляется на сцене обычным путем. Ее сторожит стоглазый Аргус, но волшебная флейта Гермеса гипнотически усыпляет его, и Посланник богов отсекает ему голову. Деву-Мать Ио представляла юная красавица с полумесяцем на голове, напоминавшая египетскую Исиду-Хатхор* поздней эпохи. Поскольку, как мы уже говорили, ее преследует слепень, она, возможно, металась по широкой сцене, и это контрастировало с неподвижностью Прометея. Эта эффектная сцена, продолжавшаяся некоторое время, должно быть, выглядела весьма впечатляюще. Заглядывая все глубже и глубже, Эсхил подсказывает нам, что и движение, и неподвижность в своих крайних проявлениях становятся формой наказания и несчастья… Стоики должны были бы невозмутимо улыбнуться, созерцая эту картину.

Следом за упомянутым выше диалогом между Ио и титаном хор исполняет третий стасим, короткий, поскольку он состоит лишь из одной триады.


Прометей, Гефест, Кратос и Биа

(из книги: J. Flaxman, T. Piroli, F. Howard, Compositions fr om the Tragedies of Aeschylus,1831)

В начале четвертого эписодия Прометей повторяет Океанидам свое пророчество, а затем появляется Гермес, возможно, по воздуху, поскольку этот бог способен летать при помощи волшебных крыльев на своих сандалиях. В произведении Эсхила Гермес – достаточно верный и услужливый исполнитель приказов Зевса. Доводы, которые он приводит Прометею, чтобы убедить того подчиниться наказанию, намеренно неубедительны.

Видя, что Прометей продолжает упорствовать в своем нежелании открыть великий секрет (Гермес его не знает, но знает публика, поскольку ей он уже был открыт, и даже с некоторыми мистериальными элементами, которые, как кажется, совсем необязательно было добавлять), Посланник богов угрожает Прометею, что молния Зевса низвергнет его в Тартар. Прометей вновь отвечает отказом и советует Океанидам удалиться, чтобы избежать столь великой опасности, но те отвечают, что разделят его судьбу. Здесь Океаниды, дочери жизненного Океана, символизируют все мыслящее человечество, которое не желает терять Искру, данную Прометеем. Они предпочитают спуститься вместе с ним во мрак Тартара, то есть на тот план, где мы, люди, существуем, двигаясь почти вслепую.


Прометей и Океан

(из книги: J. Flaxman, T. Piroli, F. Howard, Compositions fr om the Tragedies of Aeschylus,1831)


Прометей прикованный и Океаниды

(из книги: J. Flaxman, T. Piroli, F. Howard, Compositions fr om the Tragedies of Aeschylus, 1831)

Огромная скала, к которой прикован Прометей, проваливается под землю, в пропасть, из которой клубами валит пар и одновременно дует сильный ветер:

Загудели грома грохотаньем глухим.

Ослепительных, огненных молний, змеясь,

Извиваются искры. Столбами ветра

Крутят пыль придорожную. Вихри ревут

И сшибаются в скрежете, в свисте. Встает

Вихрь на вихрь! Друг на друга восстали ветра!

Хлябь морская и небо смешались в одно (?)!

(Пер. А. Пиотровского)

Это описание из самой трагедии подтверждено многочисленными зрителями, но нам нелегко ему поверить. Как все это производилось? Какими средствами удавалось создать настоящий природный катаклизм? Даже если допустить существование каких-то огромных машин и использование вентиляторов и химических средств, наше воображение не в силах представить, как все это делалось.

Сегодня мы знаем, что в мистериальных действах использовалось электричество от жидкостных батарей, но в наших музеях хранятся лишь небольшие кувшины размером не больше аккумулятора современного автомобиля. Этого недостаточно, чтобы создать сверкающие в воздухе молнии. И если для имитации молний применяли какую-то хитрость, нанося на огнестойкий канат воспламеняющиеся вещества, то все прочие эффекты, в том числе обрушение огромных глыб в искусственную пропасть и дрожание земли, выходят за рамки возможностей чистой механики – разве что эти возможности были гораздо больше, чем мы обычно приписываем грекам V века до нашей эры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Прометей и Ио

Прометей и Ио Этот рассказ основан на материале, заимствованном у двух поэтов: грека Эсхила и римлянина Овидия, отделенных друг от друга временным интервалом в четыреста пятьдесят лет. В еще большей степени они разнятся мерой их дарования и темпераментом. Их произведения

Прометей

Прометей Это было удивительное зрелище. Сотни смуглолицых юношей, с венками на головах и с металлическими стержнями в руках, снабженными с одной стороны витыми ручками, с другой – обернутыми щедро промасленной паклей – толпились у мраморного жертвенника, на котором

Читайте также: