10 проект изъятия и предоставления земель для несельскохозяйственных целей обязательно включает

Обновлено: 15.06.2024

Начнем с того, что такое изъятие земельного участка? Это один из способов прекращения земельных прав.

Данная тема регулируется статьями 49, 56.3 Земкодексом РФ (далее – ЗК РФ). Сегодня мы попробуем разобраться в случаях, когда Ваш земельный участок могут изъять, каков порядок изъятия и как обжаловать решение об изъятии.

Участок могут изъять даже в ситуации, когда у собственника есть все права на землю. Законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка в следующих случаях.

  • Для государственных или муниципальных нужд.
  • Изъятие в целях комплексного развития территории.
  • Изъятие при ненадлежащем его использовании.
  • Изъятие земли в порядке реквизиции.
  • Конфискация земельного участка.

1. Для государственных или муниципальных нужд.

Решения об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В данном случае, должен быть осуществлен выкуп имущества. Выкуп производится за счет Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Орган, принявший такое решение обязан уведомить правообладателя земельного участка в письменном виде, не менее чем за год, до предполагаемого изъятия. Данное решение, обычно, выносится в форме постановления. В течение этого времени, собственник сохраняет право на владение, продажу, сдачу в аренду и любое другое разрешенное использование участка.

При наличии согласия правообладателя , в соглашении об изъятии, в порядке, которые определены законодательством, может быть предусмотрено предоставление ему другого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, с зачетом стоимости такого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый участок.

Размер возмещения зависит от рыночной стоимости земельного участка, а также включает в себя убытки, причиненные изъятием такого участка, в том числе упущенную выгоду.

Отметим, что если одновременно с изъятием земельного участка изымаются расположенные на нем и принадлежащие правообладателю данного участка объекты недвижимости, то в возмещение включается и рыночная стоимость таких объектов.

Условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии такого участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Если же соглашение об изъятии земли не достигнуто - производится принудительное изъятие. Для государственных или муниципальных нужд принудительное изъятие допускается, если соблюдено условие предварительного и равноценного возмещения. Но при этом сроки, размер возмещения и другие условия уже определяются судом.

Необходимо отметить, что право собственности на изымаемый земельный участок у собственника прекращается.

2. Изъятие в целях комплексного развития территории.

Такое изъятие участка может быть произведено, если он расположен в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории. В таком случае решение об изъятии принимает орган местного самоуправления. Основанием будет являться утверждённый проект планировки территории и проект межевания территории.

Орган местного самоуправления в течении 7 рабочих дней с даты принятия такого решения направляет его копию и проект соглашения об изъятии правообладателю такого участка. Соглашение должно содержать выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием.

Если же правообладатель не заключает соглашение в течение месяца со дня предоставления проекта соглашения, изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости происходит в принудительном порядке через суд.

Решение суда об изъятии земли в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый участок.

3. Изъятие при ненадлежащем его использовании.

Например, если использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо причиняет вред окружающей среде. Или изъять участок могут, если он предназначен для жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет.

Если собственник участка письменно уведомляет принявший решение об изъятии земельного участка орган, о своем согласии исполнить такое решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если же собственник земли не согласен с решением об изъятии, то орган, который принимает решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже такого земельного участка в суд.

4. Изъятие земли в порядке реквизиции.

Это возможно только в чрезвычайных случаях - стихийных бедствий, эпидемий, аварийных ситуаций, эпизоотий и при иных обстоятельствах.

Стоит отметить, что в таком случае, изъятие будет временным, а если изъятый участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

Регулируется такое изъятие статьей 51 Земельного кодекса РФ.

Факт реквизиции участка должен быть подтвержден документально. Исполнительный орган государственной власти, который принимает такое решение о реквизиции участка должен выдать документ, который имеет важное значение. Он гарантирует собственнику реквизированного участка право требовать возврата ему этого участка или выплат. Юридическим основанием иска в таких случаях могут служить ст.301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения).

5. Конфискация земельного участка.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления, то есть конфискован. Принудительно забрать земельный участок могут только у физического либо юридического лица, являющихся собственниками данной территории.

Конфискация участка может быть осуществлена только после принятия судебного решения.

После официального изъятия участка , площадь будет продана на торгах. В рамках передачи земли другому собственнику осуществляется процедура переоформления всех прав.

Изъятие земель — в форме процесса по изъятию.

Эти процессы состоят из ряда стадий, последовательность проведения которых определена в законе.

Землеотводной процесс состоит из следующих стадий:

1) утверждение акта о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение проектных и изыскательских работ;

3) принятие постановления о предоставлении земельного участка;

4) установление границ земельного участка на местности и составление его плана или чертежа;

Государственная регистрация и выдача документов, удостоверяющих право на землю.

Предоставление земель-это правовой землеотводный процесс наделения субъектов права пользования землей определенными правами и гарантиями.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица, заинтересованные в выделении земельного участка для строительства, обращаются в государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением, в котором должно быть указано назначение объекта, дано его технико-экономическое обоснование либо соответствующие расчеты и испрашиваемое право на земельный участок.

Эти органы с учетом социально-экономических, экологических и градостроительных условий принимают решение о предоставлении участка, что;является основанием для выбора в установленном порядке земельного участка, определения границ этого участка в натуре (на местности) и оформления комитетом по земельным ресурсам и землеустройству акта о предварительном согласовании места размещения объекта, а необходимых случаях его санитарной (охранной) зоны.

В случае, когда для размещения объекта необходимо изъятие земельных участков или их частей у землепользователей, соответствующий орган информирует собственников этих участков о их возможном выкупе.

Указанные органы принимают постановление об утверждении акта о предварительном согласовании места размещения объекта по одному из вариантов или об отказе в размещении объекта.

При предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, может быть проведён сход граждан по поводу изъятия и предоставления земельных участков под объекты, деятельность которых затрагивает интересы указанных народов и групп.

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает постановление о предварительном согласовании места размещения объекта с учетом итогов этого схода.

Постановление об утверждении акта является основанием для подготовки землеустроительной документации по предстоящему изъятию, определению размеров возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Постановление соответствующего органа о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для разработки проектной документации и действует в течение трех лет.

После согласования и утверждения проекта на строительство граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридические лица, на основании утвержденных актов о предварительном согласовании места размещения объекта или генеральных планов и проектов застройки (в городах и других населенных пунктах) обращаются в государственный орган исполнительной власти или орган местного, самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с ходатайством (заявлением) о предоставлении земельного участка.

По представлению соответствующего комитета по земельным ресурсам и землеустройству соответствующий орган рассматривает представленные материалы и принимает решение об условиях предоставления земельного участка.

Ходатайства юридических лиц и заявления граждан о предоставлении земельных участков для предпринимательской деятельности рассматриваются соответствующими органами в двухмесячный срок, а заявления граждан для иных целей — в месячный срок, если не установлен иной срок законами субъектов РФ.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Начнем с того, что такое изъятие земельного участка? Это один из способов прекращения земельных прав.

Данная тема регулируется статьями 49, 56.3 Земкодексом РФ (далее – ЗК РФ). Сегодня мы попробуем разобраться в случаях, когда Ваш земельный участок могут изъять, каков порядок изъятия и как обжаловать решение об изъятии.

Участок могут изъять даже в ситуации, когда у собственника есть все права на землю. Законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка в следующих случаях.

  • Для государственных или муниципальных нужд.
  • Изъятие в целях комплексного развития территории.
  • Изъятие при ненадлежащем его использовании.
  • Изъятие земли в порядке реквизиции.
  • Конфискация земельного участка.

1. Для государственных или муниципальных нужд.

Решения об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В данном случае, должен быть осуществлен выкуп имущества. Выкуп производится за счет Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Орган, принявший такое решение обязан уведомить правообладателя земельного участка в письменном виде, не менее чем за год, до предполагаемого изъятия. Данное решение, обычно, выносится в форме постановления. В течение этого времени, собственник сохраняет право на владение, продажу, сдачу в аренду и любое другое разрешенное использование участка.

При наличии согласия правообладателя , в соглашении об изъятии, в порядке, которые определены законодательством, может быть предусмотрено предоставление ему другого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, с зачетом стоимости такого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый участок.

Размер возмещения зависит от рыночной стоимости земельного участка, а также включает в себя убытки, причиненные изъятием такого участка, в том числе упущенную выгоду.

Отметим, что если одновременно с изъятием земельного участка изымаются расположенные на нем и принадлежащие правообладателю данного участка объекты недвижимости, то в возмещение включается и рыночная стоимость таких объектов.

Условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии такого участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Если же соглашение об изъятии земли не достигнуто - производится принудительное изъятие. Для государственных или муниципальных нужд принудительное изъятие допускается, если соблюдено условие предварительного и равноценного возмещения. Но при этом сроки, размер возмещения и другие условия уже определяются судом.

Необходимо отметить, что право собственности на изымаемый земельный участок у собственника прекращается.

2. Изъятие в целях комплексного развития территории.

Такое изъятие участка может быть произведено, если он расположен в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории. В таком случае решение об изъятии принимает орган местного самоуправления. Основанием будет являться утверждённый проект планировки территории и проект межевания территории.

Орган местного самоуправления в течении 7 рабочих дней с даты принятия такого решения направляет его копию и проект соглашения об изъятии правообладателю такого участка. Соглашение должно содержать выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием.

Если же правообладатель не заключает соглашение в течение месяца со дня предоставления проекта соглашения, изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости происходит в принудительном порядке через суд.

Решение суда об изъятии земли в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый участок.

3. Изъятие при ненадлежащем его использовании.

Например, если использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо причиняет вред окружающей среде. Или изъять участок могут, если он предназначен для жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет.

Если собственник участка письменно уведомляет принявший решение об изъятии земельного участка орган, о своем согласии исполнить такое решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если же собственник земли не согласен с решением об изъятии, то орган, который принимает решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже такого земельного участка в суд.

4. Изъятие земли в порядке реквизиции.

Это возможно только в чрезвычайных случаях - стихийных бедствий, эпидемий, аварийных ситуаций, эпизоотий и при иных обстоятельствах.

Стоит отметить, что в таком случае, изъятие будет временным, а если изъятый участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

Регулируется такое изъятие статьей 51 Земельного кодекса РФ.

Факт реквизиции участка должен быть подтвержден документально. Исполнительный орган государственной власти, который принимает такое решение о реквизиции участка должен выдать документ, который имеет важное значение. Он гарантирует собственнику реквизированного участка право требовать возврата ему этого участка или выплат. Юридическим основанием иска в таких случаях могут служить ст.301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения).

5. Конфискация земельного участка.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления, то есть конфискован. Принудительно забрать земельный участок могут только у физического либо юридического лица, являющихся собственниками данной территории.

Конфискация участка может быть осуществлена только после принятия судебного решения.

После официального изъятия участка , площадь будет продана на торгах. В рамках передачи земли другому собственнику осуществляется процедура переоформления всех прав.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 октября 1999 года N 353

О временном Положении о порядке изъятия сельскохозяйственных угодий и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей

Признано утратившим силу:

Изменения и дополнения:

1. Утвердить представленное комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области временное Положение о порядке изъятия сельскохозяйственных угодий и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей (прилагается).

2. Считать утратившим силу постановление Главы Администрации области от 01.02.99 N28 "О временном Положении о порядке изъятия особо ценных земель Астраханской области и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей".

И.о. Главы Администрации области

от 05.10.99 N 353

I. Общие положения

1.1. К сельскохозяйственным угодьям с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня относятся: орошаемые земли, земли лиманного орошения и рекреационного "назначения, земельные участки, расположенные в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги, земельные участки, занятые прибрежными полосами рек области.

1.2. Настоящее временное Положение не распространяется на территории опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, участков по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, существующие особо охраняемые природные территории области, в том числе природные заповедники, природные и охотничьи заказники, памятники природы, земли историко-культурного назначения, на места нереста осетровых рыб, а также зарезервированные в установленном порядке участки, которые предлагается объявить особо охраняемыми природными территориями.

1.8. Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей допускается лишь в исключительных целях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

1.4. Для решения вопроса изъятия и предоставления земельных участков, а также в целях ведения государственного земельного кадастра материалы по отводу земель объединяются в землеустроительные дела, которые готовятся:

- земельными комитетами районов, в административных границах которых находятся земельные участки (кроме территорий городов, поселков и сельских поселений);

- администрациями городов, поселков и сельских населенных пунктов с участием земельных комитетов городов и районов, а также районных и городских комитетов по строительной, архитектурной и жилищной политике на землях городских, поселковых и сельских поселений.

1.5. При изъятии земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд граждане и юридические лица, которым предоставляются земельные участки, возмещают собственникам стоимости изымаемых земель; землевладельцам, землепользователям и арендаторам - убытки, причиненные отводом земель; а районным, городским, поселковым и сельским администрациям - потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием сельскохозяйственных угодий.

2. Предварительное согласование места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади земель

2.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются с ходатайством в местную администрацию, в границах которой расположены испрашиваемые земли, о предварительном согласовании места расположения объекта с указанием его ориентировочной площади.

К заявке о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагаются заключение комитета природных ресурсов по Астраханской области,копия горноотводного акта.

2.2. Администрация рассматривает ходатайство и в десятидневный срок принимает распоряжение о создании комиссии по выбору земельного участка под строительство объекта в составе заместителя Главы Администрации области (председатель комиссии), представителей районных земельных комитетов, комитетов по охране окружающей среды, органов архитектуры, рыбоохраны, санэпиднадзора, пожарного надзора, гражданина или юридического лица, заинтересованного в отводе земель. В работе комиссии принимают участие собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, на территории которых проектируется строительство объекта.

2.3. Для размещения объекта комиссия рассматривает несколько вариантов, анализирует их и принимает оптимальный вариант, предусматривающий минимальное изъятие земельных угодий. Границы выбранных земельных участков наносятся на план земель граждан или юридических лиц, которым они предоставлены. По каждому варианту определяется общая площадь земельных участков и состав их по угодиям. План земель подписывается всеми членами комиссии. В акте выбора в обязательном порядке указываются условия предоставления земель, ограничения и обременения в их использовании.

2.4. Комиссия оформляет акт выбора земельного участка, к которому прилагаются:

- план земель гражданина или юридического лица с указанием принятого варианта изымаемого земельного участка;

- экспликация земель гражданина или юридического лица с указанием изымаемого земельного участка;

- согласие гражданина или юридического лица на изъятие земельного участка и условия его предоставления;

- справка комитета природных ресурсов по Астраханской области об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых;

- справка о нормативной цене изымаемого земельного участка (если он находится в собственности);

- акт о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий ;

- материалы других согласовании и заключение экологической экспертизы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.5. Местные администрации в 10-дневный срок рассматривают материалы предварительного согласования места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади земель и принимают по ним постановления, которые являются основанием для проведения проектно-изыскательских работ и действительны в течение двух лет.

3. Возбуждение и рассмотрение ходатайств о предоставлении земельных участков

3.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, после составления проекта и утверждения его в установленном порядке, направляют ходатайства в администрации по месту нахождения испрашиваемых земель о предоставлении земельного участка.

3.2. К ходатайству прилагаются следующие документы:

- материалы предварительного согласования места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади земель, указанные в пунктах 2.1.-2.5. настоящего Положения;

- копия генерального плана размещения объектов строительства на испрашиваемом земельном участке;

- согласие граждан или юридических лиц на изъятие земельного участка;

- план земель и их экспликация гражданина или юридического лица с указанием изымаемых земель;

- справка о наличии средств на строительство объекта у гражданина или юридического лица, которому предоставляется земельный участок;

- заключение экологической экспертизы проекта объекта, намечаемого к строительству.

3.3. Администрация города Астрахани рассматривает землеустроительные материалы по отводу земель, принимает постановления и направляет документы на рассмотрение в Администрацию области.

3.4. Сельские, поселковые и городские администрации (городов районного подчинения), если на их территории находится намечаемый к строительству объект, принимают постановление о предоставлении земель и направляют его с землеустроительными документами в администрацию района на рассмотрение.

3.5. Администрации районов принимают постановления о предоставлении земель и направляют их с землеустроительными делами в Администрацию области.

3.6. Администрация области принимает свое постановление по изъятию и предоставлению земельного участка гражданам и юридическим лицам под строительство объекта, которое является окончательным.

4. Порядок оформления правоустанавливающих документов

4.1. После получения постановления Главы Администрации области о предоставлении земельного участка гражданам и юридическим лицам необходимо для установления границ земель в натуре (на местности) обратиться с ходатайством к юридическому или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, имеющему лицензию на выполнение этих работ.

4.2. Согласно инструкции Госкомзема по межеванию земель землеустроительные предприятия готовят межевое дело по установлению границ предоставленных в пользование земель в натуре: и план (чертеж) границ земельного участка.

Межевое дело регистрируется и постоянно хранится в архиве районного земельного комитета.

4.3. В случаях предоставления земель в аренду между собственниками земли и. гражданами или юридическими лицами составляется договор аренды, к которому прилагается план (чертеж) границ земельного участка.

4.4. Правоустанавливающие документы (постановления, договоры аренды и т.д.) и план (чертеж) границ земельного участка являются основанием для государственной регистрации прав в соответствии с действующим законодательством и освоения земельного участка.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 октября 1999 года N 353

О временном Положении о порядке изъятия сельскохозяйственных угодий и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей

Признано утратившим силу:

Изменения и дополнения:

1. Утвердить представленное комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области временное Положение о порядке изъятия сельскохозяйственных угодий и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей (прилагается).

2. Считать утратившим силу постановление Главы Администрации области от 01.02.99 N28 "О временном Положении о порядке изъятия особо ценных земель Астраханской области и предоставления их гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей".

И.о. Главы Администрации области

от 05.10.99 N 353

I. Общие положения

1.1. К сельскохозяйственным угодьям с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня относятся: орошаемые земли, земли лиманного орошения и рекреационного "назначения, земельные участки, расположенные в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги, земельные участки, занятые прибрежными полосами рек области.

1.2. Настоящее временное Положение не распространяется на территории опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, участков по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, существующие особо охраняемые природные территории области, в том числе природные заповедники, природные и охотничьи заказники, памятники природы, земли историко-культурного назначения, на места нереста осетровых рыб, а также зарезервированные в установленном порядке участки, которые предлагается объявить особо охраняемыми природными территориями.

1.8. Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей допускается лишь в исключительных целях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

1.4. Для решения вопроса изъятия и предоставления земельных участков, а также в целях ведения государственного земельного кадастра материалы по отводу земель объединяются в землеустроительные дела, которые готовятся:

- земельными комитетами районов, в административных границах которых находятся земельные участки (кроме территорий городов, поселков и сельских поселений);

- администрациями городов, поселков и сельских населенных пунктов с участием земельных комитетов городов и районов, а также районных и городских комитетов по строительной, архитектурной и жилищной политике на землях городских, поселковых и сельских поселений.

1.5. При изъятии земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд граждане и юридические лица, которым предоставляются земельные участки, возмещают собственникам стоимости изымаемых земель; землевладельцам, землепользователям и арендаторам - убытки, причиненные отводом земель; а районным, городским, поселковым и сельским администрациям - потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием сельскохозяйственных угодий.

2. Предварительное согласование места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади земель

2.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются с ходатайством в местную администрацию, в границах которой расположены испрашиваемые земли, о предварительном согласовании места расположения объекта с указанием его ориентировочной площади.

К заявке о согласовании места разработки полезных ископаемых прилагаются заключение комитета природных ресурсов по Астраханской области,копия горноотводного акта.

2.2. Администрация рассматривает ходатайство и в десятидневный срок принимает распоряжение о создании комиссии по выбору земельного участка под строительство объекта в составе заместителя Главы Администрации области (председатель комиссии), представителей районных земельных комитетов, комитетов по охране окружающей среды, органов архитектуры, рыбоохраны, санэпиднадзора, пожарного надзора, гражданина или юридического лица, заинтересованного в отводе земель. В работе комиссии принимают участие собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, на территории которых проектируется строительство объекта.

2.3. Для размещения объекта комиссия рассматривает несколько вариантов, анализирует их и принимает оптимальный вариант, предусматривающий минимальное изъятие земельных угодий. Границы выбранных земельных участков наносятся на план земель граждан или юридических лиц, которым они предоставлены. По каждому варианту определяется общая площадь земельных участков и состав их по угодиям. План земель подписывается всеми членами комиссии. В акте выбора в обязательном порядке указываются условия предоставления земель, ограничения и обременения в их использовании.

2.4. Комиссия оформляет акт выбора земельного участка, к которому прилагаются:

- план земель гражданина или юридического лица с указанием принятого варианта изымаемого земельного участка;

- экспликация земель гражданина или юридического лица с указанием изымаемого земельного участка;

- согласие гражданина или юридического лица на изъятие земельного участка и условия его предоставления;

- справка комитета природных ресурсов по Астраханской области об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых;

- справка о нормативной цене изымаемого земельного участка (если он находится в собственности);

- акт о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий ;

- материалы других согласовании и заключение экологической экспертизы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.5. Местные администрации в 10-дневный срок рассматривают материалы предварительного согласования места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади земель и принимают по ним постановления, которые являются основанием для проведения проектно-изыскательских работ и действительны в течение двух лет.

3. Возбуждение и рассмотрение ходатайств о предоставлении земельных участков

3.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, после составления проекта и утверждения его в установленном порядке, направляют ходатайства в администрации по месту нахождения испрашиваемых земель о предоставлении земельного участка.

3.2. К ходатайству прилагаются следующие документы:

- материалы предварительного согласования места расположения объекта и примерных размеров намечаемой к изъятию площади земель, указанные в пунктах 2.1.-2.5. настоящего Положения;

- копия генерального плана размещения объектов строительства на испрашиваемом земельном участке;

- согласие граждан или юридических лиц на изъятие земельного участка;

- план земель и их экспликация гражданина или юридического лица с указанием изымаемых земель;

- справка о наличии средств на строительство объекта у гражданина или юридического лица, которому предоставляется земельный участок;

- заключение экологической экспертизы проекта объекта, намечаемого к строительству.

3.3. Администрация города Астрахани рассматривает землеустроительные материалы по отводу земель, принимает постановления и направляет документы на рассмотрение в Администрацию области.

3.4. Сельские, поселковые и городские администрации (городов районного подчинения), если на их территории находится намечаемый к строительству объект, принимают постановление о предоставлении земель и направляют его с землеустроительными документами в администрацию района на рассмотрение.

3.5. Администрации районов принимают постановления о предоставлении земель и направляют их с землеустроительными делами в Администрацию области.

3.6. Администрация области принимает свое постановление по изъятию и предоставлению земельного участка гражданам и юридическим лицам под строительство объекта, которое является окончательным.

4. Порядок оформления правоустанавливающих документов

4.1. После получения постановления Главы Администрации области о предоставлении земельного участка гражданам и юридическим лицам необходимо для установления границ земель в натуре (на местности) обратиться с ходатайством к юридическому или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, имеющему лицензию на выполнение этих работ.

4.2. Согласно инструкции Госкомзема по межеванию земель землеустроительные предприятия готовят межевое дело по установлению границ предоставленных в пользование земель в натуре: и план (чертеж) границ земельного участка.

Межевое дело регистрируется и постоянно хранится в архиве районного земельного комитета.

4.3. В случаях предоставления земель в аренду между собственниками земли и. гражданами или юридическими лицами составляется договор аренды, к которому прилагается план (чертеж) границ земельного участка.

4.4. Правоустанавливающие документы (постановления, договоры аренды и т.д.) и план (чертеж) границ земельного участка являются основанием для государственной регистрации прав в соответствии с действующим законодательством и освоения земельного участка.

Читайте также: