Кто перечисляет компенсацию за квартиру инвалиду соцзащита или пенсионный фонд

Обновлено: 17.05.2024

Граждане, которые официально получили группу инвалидности по состоянию своего здоровья, могут рассчитывать на дополнительные меры помощи и поддержки со стороны государства. Они затрагивают все сферы жизнедеятельности, и жилищно-коммунальный сектор не является исключением. Пользуясь газом, водой, светом на общих основаниях, инвалиды вправе оплачивать не полную, а лишь частичную их стоимость.

Нормативная база

Ключевые законодательные издания, которые регулируют этот момент, выглядят следующим образом:

После детального ознакомления со статьями этих документов можно удостовериться, что действительно инвалидам и семьям, где есть дети-инвалиды, положены скидки, льготы и субсидии по ЖКХ, вне зависимости от группы. Вдобавок к федеральным послаблениям и привилегиям допустимо установление и использование региональных преференций.

Кто устанавливает список субсидий по ЖКХ для инвалидов?

Основной законодатель – федеральная власть. Но законодательство сегодня всесторонне развивается и в региональных направлениях, поэтому установление размеров льгот по ЖКХ для инвалидов зачастую производится силами местных муниципалитетов. Для выяснения вопросов, связанных с перечнями коммунальных субсидий, требуется наносить визит в местные органы социальной защиты населения.

Кто имеет право получать субсидии на услуги ЖКХ?


Предоставление льготных условий регулируется в рамках правительственного постановления №541 от 29.08.2005 г. В соответствии с ним величина оплаты за коммунальные услуги ежемесячно должна составлять не более 22% среднемесячного дохода семьи. Но есть регионы, в которых оформить скидку можно и в случае платы за КУ, равной лишь 10% расходов семейного бюджета. Предоставление субсидии со стороны государства в целом и регионов в частности производится в адрес пенсионеров, малообеспеченных семей. К последней категории относятся собственники, получающие доходы ниже прожиточной минимальной величины. А на территории РФ ее определение производится на региональном уровне. Помимо этого, рассчитывать на получение субсидий вправе следующие категории граждан (ст. 159 ЖК РФ):

  • дети-сироты, оставшиеся без родительской опеки и попечения;
  • лица, официально признанные инвалидами;
  • безработные граждане;
  • многодетные семьи;
  • участники военных действий во время ВОВ.

Льготная дотация может быть начислена исключительно на малоимущего члена семьи. Если у инвалида в собственности есть несколько помещений, льготы по ЖКХ предоставляются лишь на одно из них, так что в любом случае придется делать выбор.

Субсидии по оплате услуг ЖКХ по группам инвалидности

Возмещение денежных величин, которые были израсходованы на оплату коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с нормативами потребления, которые устанавливаются на законодательном уровне. Здесь в качестве ориентиров выступают показания приборов учета. Если они отсутствуют, расчетные мероприятия осуществляются по среднему тарифу, принятому в рамках определенного региона или края. Второй вариант менее выгоден, поэтому федеральные и региональные власти настаивают на установке счетчиков.

В таблице приведен перечень оформляемых субсидий по ЖКХ, предоставляемых в зависимости от группы инвалидности.

Самые серьезные субсидии по ЖКХ предоставляются инвалидам 1 и 2 группы. Поскольку 3-я гр. является рабочей, она не предполагает дополнительных послаблений ни для самого инвалида, ни для членов его семьи.

Значения групп инвалидности

В таблице представлены основные характеристики для 1-й, 2-й, 3-й групп инвалидности.

Группа инвалидностиСложность протеканияОграничения организмаРаботоспособность
1-ясамая сложная, если судить по меркам общего состояния организмавыявление серьезных нарушений в плане функциональности здоровья, включая трудности в перемещении, общении, обучении, способности контролирования собственных действийотсутствует, т. к. ограничения значительны и приводят к зависимости больного от окружающих его людей, способность к самообслуживанию также может частично или полностью отсутствовать
2-ясредней сложности, предполагающая незначительные в сравнении с 1-й группой нарушенияэто могут быть травмы, полученные при родах, другие повреждения отдельных органов и частей тела, паралич, отсутствие пальцев, кистей, низких ростимеется, но работа должна подразумевать особый режим с чередованием периодов труда и продолжительного отдыха, такие люди способны обслуживать себя сами и не нуждаются в постоянном присмотре со стороны родных и близких
3-япостоянные нарушения средней тяжестиутрата ориентирования в пространстве, состояние глухоты, частичного параличаограничения по жизнедеятельности являются умеренно выраженными, работоспособность присутствует, такие люди могут обслуживать себя сами без посторонней помощи

Пошаговая инструкция оформления сльгот по ЖКХ для инвалидов

Чтобы переложить определенную часть забот по оплате жилищно-коммунальных услуг на государство, необходимо сделать обращение в специализированные службы, которые отвечают за этот аспект. Гражданам требуется предоставить набор необходимых бумаг, которые подтвердят факт необходимости перечисления льгот на оплату услуг ЖКХ по той или иной категории инвалидности. Обратиться можно в следующие организации:

  • предприятия коммунальных сервисов;
  • ЖЭК;
  • жилищные ремонтно-эксплуатационные компании;
  • прочие официальные учреждения.

Далее следует этап расчетных мероприятий. Исчисление суммы льгот для инвалидов по ЖКХ производится достаточно легко, просто и понятно.

  1. Требуется владеть информацией об объеме потребляемых коммунальных услуг за период, который вносится плата.
  2. Фиксируются показания, отраженные на приборах учета.
  3. Если в доме или отдельной квартире такие устройства отсутствуют, величина льгот для инвалидов подлежит вычитанию из данных по нормативам ЖКХ.

Чтобы получить скидку, нужно собрать необходимый набор бумаг и предоставить их в управление социальной защиты. Там же происходит заполнение заявления. Как только оно будет одобрено и удовлетворено, средства станут поступать на ваш банковский счет. Немаловажную роль играет выбор времени обращения в Департамент: если сделать это после 15 числа, то скидка будет получена лишь в следующем месяце.

Оформление субсидии по ЖКХ для ребенка-инвалида

На федеральном уровне дети-инвалиды вправе рассчитывать на оплату жилья и услуг по льготным условиям. Это гарантируется соответствующим законодательством №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (статья 17). Статья свидетельствует о том, что семьям, на попечении которых находится ребенок-инвалид, предоставляется скидка в 50% с квартирной платы (при проживании в муниципальном или общественном жилищном фонде) и оплату КУ вне зависимости от принадлежности жилища.

Предоставление льготных условий по ЖКХ в адрес семей с детьми-инвалидами осуществляется и в соответствии с правительственным постановлением РФ №901 от 27.07.1996 г. Некоторые местные органы на региональном уровне также вправе обеспечить облегчение коммунальной нагрузки на семьи, в которых родились инвалиды. Но данная возможность реализована далеко не во всех городах, т. к. выступает в качестве дополнительной привилегии. То же самое касается и дополнительных скидок по региональным программам.

Чтобы получить льготы по ЖКХ, потребуется предоставление справку об инвалидности. Если она отсутствует, нужно позаботиться о процедуре оформления инвалидности заблаговременно, обратившись в соответствующее учреждение здравоохранения или управление СЗН. После обретения этой бумаги можно приступать к действиям в отношении получения скидки в максимально короткий временной период и без дополнительных трудностей.

  1. Сбор необходимого перечня документов (они будут рассмотрены далее).
  2. Открытие в банке баланса в целях перечисления субсидий.
  3. Обращение в отдел, занимающийся работой с инвалидами.
  4. Заполнение соответствующего заявления на субсидию.
  5. Ожидание решения приблизительно в течение 10 раб. дней.

Немаловажную роль играет грамотное заполнение заявительной бумаги, которое осуществляется в соответствии с имеющимся шаблоном.

Необходимые документы

Чтобы получить льготы по инвалидности по оплате услуг ЖКХ, в соответствующее заведение требуется принести с собой перечень документов:

  • удостоверение личности в оригинальном и отксерокопированном варианте;
  • справка, подтверждающая степень инвалидности гражданина, нуждающегося в получении субсидии;
  • справочная бумага о том, что ранее производилась оплата этих услуг без начисления соответствующих скидок и льгот.

Срок оформления

Временной период, в течение которого происходит оформление субсидий по ЖКХ, является небольшим, и составляет максимум 1 месяц. После подачи документов нужно выждать до 10 дней, которые выделяют органам на принятие решения (ст. 159 ЖК РФ). Если вы подали заявление до 15 числа, скидка начнет действовать с этого же месяца, если после – то со следующего.

Период действия субсидии

Субсидии предоставляются на 6 месяцев для пользования жилым помещением и на год за пользование водой, электричеством, газом. Каждый период, на который предоставляются приведенные дотации, необходимо подтверждать факт наличия оснований для начисления льгот. Т. е. если инвалидность осталась, и группа по-прежнему закреплена за гражданином, период действия продолжается. Если нет, действие субсидий приостанавливается.

Отказ в предоставлении

Есть вероятность того, что в предоставлении субсидий по ЖКХ инвалиду будет отказано. Это может возникнуть в следующих ситуациях:

Нюансы оформления

Социальная политика государственной системы, невзирая на трудные экономические реалии и урезание расходов бюджета, почти не подверглась изменениям в данной сфере. Кроме того, и до сегодняшнего дня производится индексация по субсидированию инвалидов на КУ по ЖКХ, в то время как в других областях жизнедеятельности от реализации подобной политики пришлось отказаться.

На ближайшее будущее есть планы по сокращению разновидностей и направлений льгот в рамках услуг жилищно-коммунального сектора. Производится разработка решения о том, чтобы сократить число лиц, которые могли бы пользоваться этими послаблениями.

Как показывает законодательная практика, в ближайшее время в данной сфере следует ожидать изменений в виде следующих мероприятий:

  • проведение плановой индексации по размерам субсидий по ЖКХ;
  • расширение количества льгот для инвалидов нематериального типа;
  • экспансия возможностей по получению образования;
  • расширение списка налоговых льгот работающим инвалидам.

Таким образом, предоставление льгот по оплате ЖКХ в адрес инвалидов – перспективная для развития ниша.

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

Пенсионеры относятся к самой незащищенной категории населения. Работать в пожилом возрасте становится труднее. Далеко не все граждане в состоянии себя обеспечить. Прожить без государственной поддержки может лишь малая часть пенсионеров. Остальные нуждаются в помощи. Таким лицам жизненно важно оформить субсидию от государства. Остается разобраться, какими видами помощи может воспользоваться пенсионер и как делаются выплаты в 2021 году.

  1. Законодательные основы регулирующие субсидии пенсионерам
  2. Условия субсидирования
  3. Виды субсидий
    1. Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг

    Законодательные основы регулирующие субсидии пенсионерам

    Субсидия позволяет частично покрывать расходы на содержание квартиры, оплачивать коммунальные услуги, транспорт или лекарства. Государственная помощь рассчитана на поддержку малоимущих лиц, достигнувших пенсионного возраста. Среднедушевой доход претендентов не должен превышать установленный правительством размер прожиточного минимума.

    Начисление и выплата субсидии регулируется следующими законами:

    ЖК РФ. Здесь описан порядок начисления, размеры дотации и категории граждан, которым полагается льгота. А также основания для предоставления государственной помощи малоимущим лицам.

    ПП РФ от 14.12.2005 № 761. Постановление регламентирует порядок предоставления помощи на оплату коммунальных услуг.

    НК РФ. Налоговый кодекс регулирует вопрос предоставления льгот на покупку жилья и получения имущественного вычета.

    На заметку! Правительство субъектов РФ вправе принимать дополнительные законы и разрабатывать социальные программы, посвященные вопросу поддержки пенсионеров.

    Условия субсидирования

    Порядок предоставления жилищных или транспортных льгот регулирует закон. Каждое направление имеет свои особенности. Например, субсидия на оплату ЖКУ полагается лицам, у которых расходы на оплату услуг превышают предельно допустимую величину.

    Владельцам квартир, достигшим 80-летнего возраста, полагается 100% возмещение взносов на ремонт жилого дома (ст.169 ЖК РФ). Программа активно используется в Санкт-Петербурге. Подробнее о предоставлении льготы тут.

    Виды субсидий

    Государственная поддержка затрагивает основные сферы жизни населения. Виды субсидий для пенсионеров:

    Пользование общественным транспортом бесплатно.

    Имущественный вычет при покупке жилья.

    Возмещение расходов на ремонт многоквартирного дома.

    Для получения поддержки от государства по оплате ЖКУ, гражданам предстоит получить статус малоимущей семьи.

    Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг

    Стоимость ЖКУ постоянно растет. Многие пенсионеры не в состоянии оплачивать квартплату даже за маленькую квартиру. Поэтому правительство пытается помощь малоимущим лицам путем предоставления адресной помощи. За получением дотации пенсионерам нужно обращаться в службу социальной поддержки.

    Для получения выплаты нужно достичь пенсионного возраста или иметь инвалидность. Льгота предоставляется собственникам квартир, арендаторам по договору найма и членам ЖСК (ст.159 ЖК РФ).

    Если человек использует жилье на основании договора безвозмездного пользования, субаренды или пожизненного содержания с иждивением, то ему не полагается субсидия на оплату ЖКУ.

    Социальные органы учитывают площадь квартиры, стоимость услуг и общий доход членов семьи. Размер финансовой помощи малоимущим гражданам варьируется от 25% до 100 % от суммы квартплаты.

    Размеры субсидии для малоимущих граждан

    Размеры выплат для незащищенных слоев населения:

    50% на содержание квартиры и оплату услуг – ветераны Второй мировой войны, участники ВОВ, военнопленные лица, инвалиды войны (I-III группа) и жители блокадного Ленинграда;

    100% на содержание квартиры и 50% на оплату услуг – герои Труда и граждане, имеющие орден Трудовой славы;

    50% на оплату услуг (муниципальный /государственный фонд) – военнообязанные лица, признанные инвалидами по болезни, дети инвалиды и лица, получившие инвалидность на производстве (I-III группа);

    50% на содержание квартиры – почетным донорам России;

    50% на возмещение взносов на ремонт дома – пенсионеры (70 лет);

    100% на возмещение взносов на ремонт дома – пенсионеры (80 лет).

    Если нормы жилой площади превышают базовые стандарты, то льгота на содержание жилья полагается только одиноким пенсионерам.

    При какой пенсии положена субсидия ЖКХ

    Размер пенсии или статус пенсионера не всегда играет ключевую роль при назначении дотации. Почетные доноры России имеют право на льготу независимо от суммы пенсионного пособия. Для получения государственной помощи семья должна быть признана малоимущей.

    Например, правительство Москвы берет на себя оплату расходов, если более 10% дохода семьи идет на оплату услуг ЖКХ.

    Органы соцзащиты учитывают предельно допустимый размер дохода жителей столицы (в рублях):

    Количество членов семьи

    Муниципальный/ государственный фонд

    Собственность города Москвы

    Взносы на ремонт капремонт многоквартирного дома

    Расчет размера субсидии на оплату ЖКХ

    Изначально рассчитывается общий доход семьи. Для этого следует сложить все поступления без учета налогов за полгода и поделить на шесть. При проведении расчетов берутся доходы каждого члена семьи, независимо от места его прописки.

    Затем нужно сравнить результат с предельно допустимым размером дохода для семьи из трех, четырех или пяти человек.

    Льготы на проезд

    Льгота подразумевает бесплатный проезд в общественном транспорте или частичное возмещение потраченных денег.

    Для получения финансовой помощи претенденту нужно подать заявление. Сумма компенсации для пенсионеров определяется законом. Максимальная сумма возмещения – 100%. Она предоставляется:

    ветеранам и инвалидам Второй Мировой войны;

    участникам боевых действий;

    лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

    героям СССР, РФ, Труда;

    кавалерам ордена Славы.

    Пенсионеры также доступно проездное удостоверение. Для его получения требуется паспорт и подтверждение социального статуса заявителя.

    Проездное удостоверение позволяет бесплатно пользоваться городским и пригородным транспортом (автобус, трамвай, метро). Единственное условие – его владелец должен иметь с собой паспорт.

    Героям СССР, РФ и кавалерам ордена Славы также полагается бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в пределах страны. Они могут пользоваться поездом два раза в год (туда и обратно).

    Налоговый вычет при покупке квартиры

    Гражданам, которые купили квартиру в многоквартирном доме или участок для ИЖС, полагается налоговый вычет. Правило распространяется и на пенсионеров. Единственное условие – для получения льготы требуется наличие источника дохода, с которого удерживается подоходный налог. Если претендент не работает, то он может использовать доходы от сдачи имущества в аренду или от продажи жилья.

    При необходимости налогоплательщик может перенести неиспользованный вычет на будущий налоговый период (ст.220 НК РФ). Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФНС от 15.05.2013 №ЕД-4-3/8721.

    Пенсионерам также положены льготы по налогу на имущество. Освобождение от уплаты налога допускается в отношении одного объекта недвижимости (квартира, дом). Детальнее о предоставлении льготы тут.

    Льготы по капремонту

    Неработающим пенсионерам полагается субсидия на ремонт многоквартирного дома. Гражданам в возрасте 70 лет – 50%, в возрасте 80 лет – 100%. Государственная помощь также полагается инвалидам I-II группы, проживающим в составе семьи вышеупомянутых лиц (ст.169 ЖК РФ).

    Принцип выплаты дотации – вначале владелец квартиры делает взносы, а затем подает заявление на возврат денег.

    Сумма компенсации определяется на основании минимального размера взносов на 1 кв. м. общей площади. Во внимание также берутся размеры стандарта нормативной площади в регионе.

    Оформление субсидий пенсионеру

    Оформить дотацию можно в органах соцзащиты по месту жительства претендента или в МФЦ. Пенсионеру потребуются следующие документы:

    паспорта всех прописанных в квартире лиц;

    правоустанавливающие документы на жилье или договор найма;

    банковские реквизиты для перечисления денег;

    справка о составе малоимущей семьи;

    справка о доходах за последние полгода;

    копии квитанций об оплате ЖКУ;

    доказательства права на льготу.

    Одиноким лицам пенсионного возраста нужно подготовить справки о кончине членов семьи.

    Сроки оформления

    Решение о назначении государственной помощи принимается в 10-дневный срок. Если оно будет положительным, то заявителю начислят субсидию с 1 числа будущего месяца.

    Расчет размера субсидии

    Расчеты суммы дотации делаются по особой формуле, которая разработана для соответствующего вида помощи.

    Перед оформлением льготы можно обратиться в органы соцзащиты. Сотрудники центра помогут произвести расчеты с учетом конкретных обстоятельств. Например, если пенсионеру нужно оформить право на бесплатный проезд и лекарства или получить компенсацию взносов на капремонт многоквартирного дома.

    Льготы работающим пенсионерам

    Эта категория граждан приравнивается в правах ко всем остальным лицам трудоспособного возраста. А также им полагаются льготы, которые основаны на возрастных ограничениях.

    Таким гражданам полагается дополнительный неоплачиваемый отпуск. Его продолжительность зависит от социального статуса получателя:

    пенсионеры – 14 дней;

    участники войны – 35 дней;

    инвалиды – 60 дней.

    В случае увольнения пенсионеры не должны отрабатывать 2-недельный срок. При этом пенсионный возраст не является основанием для увольнения граждан по инициативе работодателя.

    При уходе за нетрудоспособным членом семьи, работающий пенсионер имеет право на неполную трудовую неделю или на сокращение рабочего дня.

    Когда прекращается выплата субсидий

    Выплата дотации производится шесть месяцев. Затем претенденту нужно повторно подготовить документы на субсидию и подать заявление.

    Вопросы и ответы

    №1. Как подтвердить отсутствие дохода?

    Все зависит от фактических обстоятельств. Например, лица в возрасте 16-18 лет могут взять справку в учебном заведении об обучении или отсутствии стипендии. Беременные женщины справку о том, что они наблюдаются в поликлинике.

    №2. Полагается ли имущественный вычет неработающим пенсионерам?

    Вычеты предоставляются лицам, доходы которых облагаются подоходным налогом. Тогда как НДФЛ с пенсии не удерживается (ст.217 НК РФ). Однако если претендент имеет другой источник дохода и платит налоги, тогда он вправе рассчитывать на получение вычета.

    №3. Платят ли налог на недвижимость пенсионеры – иностранные граждане?

    Иностранные пенсионеры освобождаются от уплаты данного налога наравне с гражданами России (письмо ФНС РФ от 09.01.2017 № БС-4-21/48).

    №4. Может ли пенсионер получить компенсацию по плате за стационарный телефон?

    В Москве подобная услуга полагается одиноким пенсионерам и семьям, состоящим из одиноких граждан пенсионного возраста. Также полагается субсидия неработающим одиноким пенсионерам, на иждивении которых находятся дети младше 18 лет.

    №5. Кто может получить ежемесячную городскую денежную выплату и как ее оформить?

    Этот вид помощи рассчитан на поддержку ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, подвергшихся политическим репрессиям. Порядок назначения и предоставления ежемесячной городской выплаты закреплен ПП Москвы от 08.02.2005 №74-ПП. Детальнее о предоставлении адресной помощи тут.

    Заключение

    Государственные субсидии – довольно эффективная мера социальной поддержки, которая позволяет облегчить жизнь малообеспеченным гражданам. Размер финансовой помощи зависит от вида выбранной региональной или местной льготы и города, в котором проживает человек. Последние годы наблюдается значительное увеличение нагрузки на региональные бюджеты. Однако правительство продолжает поддерживать пожилых граждан и инвалидов.

    О порядке расчета и назначения ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям с детьми инвалидами

    - платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

    - платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

    - платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    - оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

    Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

    1) заявление о назначении ЕДК и способе ее выплаты;

    2) документ, удостоверяющий личность заявителя, место жительства на территории Хабаровского края. Документом, подтверждающим место жительства на территории Хабаровского края, является паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания на территории Хабаровского края;

    5) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний месяц отопительного периода и последний месяц летнего периода перед месяцем подачи заявления о назначении ЕДК (например, если обращение в ДЕКАБРЕ 2017 года, то квитанции за сентябрь 2017 года и за ноябрь 2017 года по всем видам услуг) и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

    6) для семей с детьми инвалидами дополнительно: свидетельство о рождении ребенка-инвалида, документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих в жилом помещении, к членам семьи (паспорта родителей, бабушки, дедушки, свидетельство о рождении братьев, сестер и пр.)

    Граждане, проживающие в домах с печным отоплением, представляют документы, подтверждающие расходы на приобретенное топливо и транспортные услуги по его доставке (квитанции, договор купли-продажи, и т.д.)

    Назначение ЕДК производится с первого числа месяца признания инвалидом и выплачивается за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения, но не ранее месяца возникновения права.

    Доставка ЕДК производится по выбору гражданина путем перечисления на их банковские счета или через почтовые отделения связи.

    Приостановление выплаты ЕДК производится при возникновении следующих обстоятельств:

    а) неполучение установленной ЕДК в течение шести месяцев подряд;

    б) изменение состава семьи;

    в) изменение основания получения ЕДК;

    г) наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;

    д) установка индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов.

    В случае наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ЕДК будет назначена льготнику, но выплата не будет производиться до тех пор, пока не будет погашена задолженность или заключены соглашения. В случае погашения задолженности или заключения соглашения, в отдел социальной поддержки необходимо представить документы, подтверждающие данный факт, и в этом случае выплата будет произведена за весь неоплаченный период назначения.

    Если задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникла по уважительной причине, то необходимо предоставить документы, подтверждающие данный факт (справка лечебного учреждения о прохождении лечения, свидетельство о смерти близкого родственника, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством).

    Возобновление выплаты ЕДК производится при предоставлении гражданином заявления и необходимых документов.

    Прекращение выплаты ЕДК производится по следующим причинам:

    а) изменение места жительства;

    б) утрата права на предоставление мер социальной поддержки;

    в) смерти гражданина, а также признании его в установленном порядке без вести отсутствующим;

    г) предоставление гражданином документов с заведомо неверными сведениями;

    д) сокрытие данных, влияющих на право назначения ЕДК и исчисление ее размера.

    В случае изменения размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги гражданин вправе обратиться в Центр социальной поддержки населения за перерасчетом размера ЕДК, представив документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за период не менее шести месяцев перед месяцем обращения.

    Если размер ЕДК, начисленной за период до месяца обращения за перерасчетом, ниже размера ЕДК после перерасчета, то Центр социальной поддержки населения производит доплату за период перерасчета.

    Если размер ЕДК, начисленной за период до месяца обращения за перерасчетом, выше размера ЕДК после перерасчета, то Центр социальной поддержки населения засчитывает суммы ЕДК, полученные за период перерасчета, в счет будущей выплаты ЕДК. При отсутствии права на получение ЕДК в последующие месяцы, излишне выплаченные суммы ЕДК взыскиваются по решению суда либо возмещаются гражданином путем перечисления средств на счет Центра социальной поддержки населения.

    В случае совместного проживания гражданина, обратившегося за перерасчетом, с супругом и другими членами семьи, получающими ЕДК, перерасчет производится всем членам его семьи.

    Обо всех изменениях граждане обязаны извещать Центры социальной поддержки населения в течение одного месяца со дня наступления обстоятельств (изменение состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, основания получения ЕДК, места жительства, установки индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов либо наступления обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления ЕДК).

    Суммы ЕДК, излишне выплаченные гражданам по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения ЕДК, исчисление ее размера и др.), удерживаются с их согласия по решению руководителя Центра социальной поддержки населения. Удержания производятся в размере, не превышающем 20 процентов суммы ЕДК при каждой последующей выплате. С согласия гражданина возможно увеличение процента удержания ЕДК.

    При прекращении выплаты ЕДК излишне выплаченные суммы взыскиваются по решению суда либо возмещаются гражданами путем перечисления средств на счет Центра социальной поддержки населения.

    Оформить ЕДК можно во Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных по адресам:

    - в Центральном округе – пр. Интернациональный, д. 10, корп. 2;

    - в Ленинском округе – ул. Калинина, 6.

    В отделах социальной поддержки, расположенных:

    - в Центральном округе - пр. Ленина, 25, информацию можно получить по телефону 54-44-38, по этому же телефону можно записаться на прием,

    - в Ленинском округе - ул. Калинина, д.6, информацию можно получить по телефону 22-12-39.

    Режим работы отделов: в понедельник, вторник, четверг с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00, в пятницу с 9.00 до 13.00.

    Читайте также: