Социальное обеспечение это социальное страхование пенсионное обеспечение адресная социальная помощь

Обновлено: 03.05.2024

Социальные страховые взносы — это обязательные платежи, которые должны осуществлять все организации и индивидуальные предприниматели. Их уплата дает право работникам получать различные социальные гарантии. Например, оплату больничного, бесплатную медицинскую помощь, пенсионное обеспечение.

Глава 34 НК РФ регулирует вопросы, связанные с отчислениями на случай временной нетрудоспособности и материнства, на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование. Что касается взносов на травматизм, эту сферу регламентируют Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ и Федеральный закон от 22.12.2005 №179-ФЗ.

Кто должен платить

Платить социальные отчисления должны все работодатели. То есть организации и индивидуальные предприниматели, которые наняли хотя бы одного сотрудника, и физические лица, не имеющие статус ИП, но осуществляющие какие-либо выплаты наемным работникам. Кроме этого, такой обязанностью наделены ИП, которые работают на себя, например, адвокаты, нотариусы.

Довольно часто встречаются ситуации, когда одно лицо подпадает под несколько категорий плательщиков страховых отчислений. В таком случае делать страховые взносы необходимо по каждому основанию. Например, индивидуальный предприниматель, у которого есть наемные работники. В таком случае он платит и за себя, и за работников.

Страховые взносы на социальное обеспечение и их виды

Существуют четыре вида страховых соцвзносов:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • на случай временной нетрудоспособности и материнства;
  • на случай травмы на производстве и профзаболевания.

Администрированием первых трех видов соцвзносов занимается ИФНС. За страховые платежи на травматизм отвечает ФСС. Суммарная ставка первых трех видов составляет 30%. Если предельная величина базы не превышает 1 292 000 руб. — для ОПС, и 912 000 руб. — для ВНиМ, то ставки по каждому страховому социальному отчислению будут составлять:

Если величина базы превышает установленный лимит, страховые ставки будут следующими:

При этом взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются со всей суммы облагаемого дохода, так как лимитов по ОМС не предусмотрено.

Что касается платежей в ФСС, то их ставка колеблется от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска, который подтверждают ежегодно.

Отчисления ИП за себя

Для ИП, осуществляющих страховые отчисления за себя, предусмотрены фиксированные суммы. На ОПС, если сумма дохода не превышает 300 000 рублей:

  • 26 545 руб. — за 2018 г.;
  • 29 354 руб. — за 2019 г.;
  • 32 448 руб. — за 2020 г.

Если сумма дохода выше установленного лимита, придется доплатить 1% от суммы превышения, но не более:

  • 212 360 руб. — за 2018 г.;
  • 234 832 руб. — за 2019 г.;
  • 259 584 руб. — за 2020 г.

Отчисления на ОМС вне зависимости от суммы дохода составляют:

  • 5840 руб. — за 2018 г.;
  • 6884 руб. — за 2019 г.;
  • 8426 руб. — за 2020 г.

Изменения в страховом обеспечении из-за коронавируса

Для поддержки российского бизнеса в период эпидемии коронавируса в России, Президент и Правительство РФ вводят особые меры. Помощь предпринимателям и бизнесменам заключается сразу в нескольких привилегиях:

  1. Отсрочка по налогам и взносам.
  2. Снижение тарифа по страховому обеспечению до 15%.
  3. Отсрочки по сдаче отчетности, запрет проведения налоговых проверок.
  4. Запрет ФНС до 1 мая на блокирование счетов и принудительное взыскание задолженностей.
  5. Кредитные каникулы, льготное кредитование.
  6. Отмена арендных платежей (по государственному и муниципальному имуществу).

Все эти льготы предусмотрены для малого и среднего бизнеса. Причем правительство определило 22 отрасли экономики, которые наиболее пострадали от коронавируса. Бизнесмены из этих отраслей получат поддержку в первую очередь.

Налоговые каникулы из-за коронавируса

Представители малого и среднего бизнеса получат полугодовую отсрочку по всем налогам, кроме НДС и НДФЛ. Если же бизнесмен относится к категории микропредприятий, то ему полагается отсрочка по страховым взносам.

Новые сроки уплаты страховых взносов следующие:

За март, апрель и май 2020 г.

Условие действует только в отношении микропредприятий

За июнь и июль 2020 г.

ИП за самого себя, с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за 2019 г. (срок до 01.07.2020 по НК РФ)

Штрафные санкции и пени за период отсрочки не начисляются

Представителям малого и среднего бизнеса отсрочка предоставляется в беззаявительном порядке. Никаких заявлений и документов подавать в ИФНС не нужно. Не потребуется и соответствующего решения или уведомления от инспекции.

Снижение тарифа страховых взносов

Владимир Путин в своем обращении от 25.03.2020 г. заявил о снижении тарифа по страховым взносам с 30% до 15%. Привилегия предусмотрена только в отношении малых и средних предприятий. Причем льгота распространяется не на всю заработную плату и иные вознаграждения за труд. Снижение тарифа по взносам применяется по новым правилам:

  • в отношении заработной платы, которая не превышает МРОТ, тариф по страховым взносам остается на прежнем уровне — 30%;
  • в отношении части заработной платы, которая превышает МРОТ, тариф по страховому обеспечению снижается до 15%.
  • начисляем по основному тарифу: 12 130 рублей * 30% = 3 639 рублей;
  • считаем сумму заработка, превышающую МРОТ: 30 000 рублей - 12 130 руб. = 17 870 рублей;
  • исчисляем величину страхования по сниженному тарифу: 17 870 рублей * 15% = 2 680,50 рублей.

Снижение тарифа — это не временная мера из-за пандемии коронавируса. Президент предложил ввести новый порядок исчисления страховых взносов для малого и среднего бизнеса на долгосрочную перспективу

Когда платить тем, на кого не распространяется отсрочка

Организации должны перечислять страховые соцвзносы ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за тем, в котором было начислено то или иное вознаграждение. Для ИП установлены другие сроки:

  • ОПС, если доход менее 300 000 руб., — до 31 декабря текущего года;
  • ОПС, если доход выше 300 000 руб., — до 1 июля следующего года;
  • ОМС и ВНиМ — до 31 декабря текущего года.

Когда и куда отчитываться

Ниже представлена таблица, отражающая виды отчетности, ведомство-получатель и сроки подачи.

Фото страницы Кто имеет право на социальное обеспечение?

Прокуратура Усть-Алданского района разъясняет

Кто имеет право на социальное обеспечение?

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение следует из таких нормативных документов, как Европейская социальная хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) и Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что нормы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В статьях 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. Надзор за соблюдением указанных прав и свобод осуществляют органы прокуратуры.

В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий, как разовая выплата при рождении ребёнка, ежемесячная выплата на каждого ребёнка в семье до 18 лет. В случае если ребёнок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте. Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребёнком 1,5 лет.

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить: бесплатное образование, повышенные стипендии, бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание; путёвки на базы отдыха; жилую площадь вне очереди; выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы. Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то, что они не уплачивают налоги.

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят: Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ. Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев. Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады. Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны. Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и её объёмы. Наиболее значительная материальная поддержка предусмотрена для инвалидов ВОВ. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Жизнь у человека всего одна. Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.


Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  1. Виды социального страхования
  2. Заявление в фонд социального страхования
  3. Обязательное социальное страхование
  4. Отчисления в фонд социального страхования
  5. Условия социального страхования
  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.



Разработка программ и систем социального обеспечения является одним из наиболее значительных достижений социальной политики 20-го века. Тем не менее, укрепление и расширение социального обеспечения останутся основными проблемами на ближайшие десятилетия.

Что такое социальное обеспечение?

Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей. Он также может предложить доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи.

Согласно определению Международной ассоциации социального обеспечения, социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные сберегательные фонды и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой, являются частью системы социального обеспечения страны.

Универсальное право

Первые программы социального обеспечения, основанные на обязательном страховании, были созданы в Европе в конце 19-го века. Однако в 20-м веке национальные программы социального обеспечения получили более широкое распространение во всем мире, не в последнюю очередь в результате деколонизации и создания новых независимых государств после Второй мировой войны. Развитие социального обеспечения также поддерживалось различными международными конвенциями и инструментами, а признание социального обеспечения в качестве основного права человека было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948. В некоторых странах, например в Германии и Бразилии, социальное обеспечение является правом, гарантированным Конституцией. Сегодня в большинстве стран есть система социального обеспечения. Во всем мире наиболее распространенным типом программ являются пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, за которыми следуют программы по выплате пособий по производственным травмам и профессиональным заболеваниям, по болезни и материнству, по семейным пособиям и по безработице.

Ограниченный доступ

Согласно имеющимся оценкам, около 50 процентов населения мира имеют доступ к той или иной форме социального обеспечения, в то время как только 20 процентов имеют достаточный охват социальным обеспечением.

Поэтому необходимость расширения охвата является ключевой проблемой для организаций социального обеспечения во всех регионах. Однако это может быть сделано только при решении более широких вопросов политики, включая демографическое старение населения, развитие семейных структур, последствия экономической глобализации, рост неформальных рынков труда, а также эпидемиологические и экологические изменения.

Социальное обеспечение является ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию

Социальная значимость систем социального обеспечения для общества в настоящее время широко признана. Тем не менее, существует меньшее единодушие в отношении экономической важности систем социального обеспечения. Независимо от того, что системы социального обеспечения следует понимать как производительный фактор экономического развития, эта точка зрения набирает силу.

При обосновании экономической важности обеспечения социального обеспечения европейская история социального обеспечения особенно поучительна. Многие европейские страны внедрили программы социального обеспечения на ранних этапах своего развития; прежде чем они были богатыми обществами. Европейская история также показывает, что эффективная экономика и эффективные системы социального обеспечения могут развиваться рука об руку, и что последняя не является тормозом первой. Очевидно, что все страны должны развивать свои системы социального обеспечения в соответствии со своими социально-экономическими потребностями и обстоятельствами. Тем не менее, исходя из европейского опыта, идея для развивающихся стран ясна: эффективные и действенные системы социального обеспечения являются ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию.

Динамическое социальное обеспечение и путь вперед

ISSA поддерживает концепцию динамического социального обеспечения (DSS), которая способствует инновационному использованию комплексных, упреждающих и перспективных политик социального обеспечения с ближайшей целью создания высокопроизводительных организаций социального обеспечения. В основе этой идеи лежит мнение, что эффективные и хорошо управляемые организации жизненно важны для доверия к социальному обеспечению и, в конечном итоге, для его устойчивости. Основываясь на этом первом шаге, долгосрочной целью DSS является содействие обеспечению всеобщего доступа, по крайней мере, к основным денежным пособиям и первичной медико-санитарной помощи во всех странах.

Читайте также: