Положена ли пенсия при раке щитовидной железы

Обновлено: 17.05.2024

Поставщики услуги: Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Как получить услугу:

По направлению из поликлиники

  1. В случае отказа в оформлении направления в поликлинике, необходимо запросить справку об отказе для дальнейшего самостоятельного обращения в бюро.

Самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (пребывания).

Необходимые документы для предоставления в бюро:

  1. Документы, удостоверяющие личность.
  2. Направление из поликлиники либо справка об отказе в направлении.
  3. Согласие гражданина (официального представителя).
  4. Заявление об оказании услуги по проведению экспертизы (в отдельных случаях).

Срок оформления:

  • Один месяц с момента передачи медицинским учреждением документов в медико-социальную экспертизу (либо самостоятельного предоставления документов в медико-социальную экспертизу).
  • Не более 3-х дней для нуждающихся в паллиативной помощи, находящихся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации.

Кто может обратиться за услугой:

Поставщик услуги: Пенсионный фонд России.

Как получить услугу:

Вариант 1. Лично обратиться в территориальные органы ПФР или в МФЦ.

Вариант 2. Обратиться к работодателю.

Необходимые документы:

  1. Заявление о назначении пенсии.
  2. Документы, удостоверяющие личность (паспорт).

Срок оформления: 10 рабочих дней (с 1 января 2022 г. – 5 рабочих дней).

Кто имеет право на выплаты:

  1. Граждане России, получившие статус инвалида I, II, III группы.
  2. Граждане России – дети-инвалиды.

Поставщик услуги: Пенсионный Фонд России

Как получить услугу:

Срок оформления:

10 дней со дня поступления сведений в территориальный орган Пенсионного Фонда сведений об инвалидности.

Кто может получить:

Поставщик услуг:

  1. Фонд Социального Страхования
  2. Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).

Как получить услугу:

Необходимые документы:

  1. Заявление об отказе/заявление о возобновлении предоставления социальных услуг.
  2. Заявление об отзыве ранее поданного заявления.
  3. Документы, удостоверяющие личность.
  4. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  5. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

Состав набора:

  1. Лекарства по рецептам, медицинские изделия по рецептам, спец. продукты лечебного питания для детей-инвалидов.
  2. При показаниях путевки на санаторно-курортное лечение.
  3. Проезд на пригородном ж/д транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно, также и для сопровождающих инвалидов Iгруппы и детей инвалидов.

Срок оформления:

  • Подача заявления до 01 октября.
  • Пенсионный Фонд рассматривает заявление – 5 рабочих дней.
  • Выплата – через месяц с даты принятия решения.

Кто может получить:

Поставщик услуги: Фонд социального страхования

Как получить путевку и бесплатный проезд:

Вариант 1. Лично обратиться в территориальный орган Фонда Социального Страхования или в МФЦ (при условии наличия соглашения о взаимодействии с Фондом).

Вариант 2. Лично обратиться в Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).

Необходимые документы:

  1. Путевка:
    • - заявление о предоставлении путевки;
    • - медицинская справка на лечение по форме № 070/у;
    • - документы, удостоверяющие личность;
    • - документы, удостоверяющие личность представителя;
    • - документ, подтверждающий полномочия представителя.
  2. Транспорт:
    • - заявление о предоставлении бесплатного проезда;
    • - документы, удостоверяющие личность;
    • - документы, удостоверяющие личность представителя;
    • - документ, подтверждающий полномочия представителя;
    • - направление к месту лечения, выданное медицинским учреждением;
    • - талон №2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения, выданный медицинским учреждением.

Срок оформления:

Кто имеет право на бесплатную парковку:

Как получить услугу:

Подать заявление лично (официальным представителем) в Пенсионный фонд России:

Необходимые документы:

Срок получения: 15 минут.

Кто может воспользоваться:

  1. Инвалиды.
  2. Дети-инвалиды.
  3. Отдельные категории граждан из числа ветеранов, которые не являются инвалидами:

Поставщики услуги: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и территориальные органы ФСС.

Виды технических средств:

Как получить:

Вариант 1. Лично подойти в территориальный орган ФСС либо МФЦ, территориальный центр социального обслуживания.

Вариант 2. Через Интернет в личном кабинете:

Необходимые документы для получения технических средств реабилитации (ТСР), в том числе протезов, протезно-ортопедических изделий (для ветеранов), и их замены:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).
  7. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  8. Заключение медико-технической экспертизы для подтверждения необходимости замены (в том числе досрочной замены) ТСР.

Сроки оформления:

  • 15 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР.
  • 7 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР (для инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи).
  • Не больше 60 дней – срок изготовления технических средств по индивидуальному заказу в рамках действующего государственного контракта.
  • 30 дней – предоставление изделия при его серийном производстве в рамках действующего государственного контракта.

Необходимые документы для получения собак-проводников:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).

Сроки оформления:

В течение 15 дней с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о постановке на учет по обеспечению собакой-проводником. Одновременно с уведомлением высылается направление в организацию для получения собаки-проводника.

Виды услуг:

  • предоставление услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу;
  • ремонт ТСР, включая протезно-ортопедические изделия;
  • ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Необходимые документы для получения услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).

Сроки оформления:

Не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления и комплекта документов осуществляется постановка инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу и выдается направление в организацию, предоставляющую такие услуги.

Необходимые документы для получения услуг по ремонту ТСР:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  7. Заключение медико-технической экспертизы о необходимости ремонта технического средства (изделия).
  8. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).

Сроки оформления:

  • 15 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР.
  • 7 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР (для инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи).
  • В 7-дневный срок с даты заключения государственного контракта – при отсутствии действующего государственного контракта.

Необходимые документы для получения ежегодной денежной компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников собаки-проводника:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  6. Документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника (паспорт установленного образца на собаку-проводника).
  7. Копия справки установленного образца об осмотре собаки-проводника, выданной государственным ветеринарным учреждением не ранее чем за 30 дней до подачи заявления (для следующей выплаты компенсации).

Сроки оформления:

В 15-дневный срок с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о назначении компенсации и ее размера.
Выплата компенсации осуществляется в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление. Следующая выплата компенсации инвалиду производится по истечении одного года после получения компенсации за предыдущий год.

Необходимые документы для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (ПОИ) или оказанные за счет собственных средств услуги, а также при оплате проезда к месту нахождения организации для получения ТСР и услуг:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  7. Заключение медико-технической экспертизы о необходимости ремонта, замены ТСР.
  8. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).
  9. Документы (чеки, счета), подтверждающие понесенные затраты, проездные документы.
  10. Письменное подтверждение о необходимости поездки, выданное организацией-поставщиком изделия/услуги.
  11. Для спортсменов – документ, подтверждающий, что инвалид является кандидатом в сборную команды в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана регионального, всероссийского и международного уровней.

Сроки оформления:

  • в течение 30 дней со дня принятия заявления и комплекта документов – решение о выплате компенсации;
  • один месяц – осуществление выплаты с даты принятия указанного решения.

Электронный сертификат – это новый сервис обеспечения ТСР и является дополнением к уже действующим способам обеспечения средствами реабилитации.

Как работает электронный сертификат?

Электронный сертификат - это запись в реестре, привязанная к номеру карты МИР.

Сервис организован так, что деньги, выделенные на покупку, не перечисляются на карту, а резервируются под каждое ТСР (в соответствии с ИПРА) в бюджете Федеральным казначейством, и напрямую отправляются продавцу при покупке изделия с использованием карты МИР.

Если вам понравилось изделие по цене превышающее номинал сертификата, вы все равно сможете с его помощью оплатить покупку, при этом доплатив из собственных средств только разницу в цене. Единственное условие – изделие должно соответствовать ИПРА.

Если вам положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении.

На каждый вид ТСР выдадут отдельный сертификат, но все сертификаты будут привязаны к одной карте МИР.

Сертификат содержит следующую информацию:

Вид и количество ТСР, которые можно приобрести по сертификату

Максимальная цена за единицу ТСР, которую можно оплатить сертификатом

Срок действия, в течение которого можно использовать сертификат для оплаты ТСР

Как оформить сертификат?

Примите решение о необходимости оформления сертификата.

Осуществите покупку выбранного вами ТСР в магазине лично либо в online -магазине, подключенных к государственной информационной системе электронных сертификатов (ГИС ЭС) .

Если вы по какой-либо причине решили приобрести ТСР другим, традиционным способом, вы можете отказаться от сертификата, подав заявление об отзыве сертификата таким же способом, как подавали на оформление.

Необходимые документы:

Через МФЦ или в территориальном отделении ФСС:

Документ, удостоверяющий личность

Номер карты Мир, выпущенной любым банком

Для оформления через портал Госуслуги : заявление и номер карты МИР

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы"

При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:

  • способность или неспособность к самообслуживанию;
  • степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.

Критерии установления инвалидности для граждан РФ

К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушение психических функций;
  • расстройство языкового и речевого аппарата;
  • нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
  • нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
  • расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
  • нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

ИПРА - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.

Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.

Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)

При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).

ТСР - это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Порядок обжалования решения Бюро МСЭ

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.

Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.

Фото: ikrolevetc\shutterstock

В 2021 году сумма материнского капитала составляет 483,8 тыс. руб. При рождении второго ребенка размер выплаты с 2021 года увеличивается на 155,5 тыс. руб. Таким образом, для семей, в которых с 1 января 2020 года родился или только родится в этом году второй ребенок, материнский капитал составляет 639,4 тыс. руб.

Одним из самых популярных способов использования господдержки остается улучшение жилищных условий и оплата ипотеки. По данным Минтруда, именно на эти цели тратили средства около 61% участников программы в 2020 году. Рассказываем, как изменилась программа в 2021 году и на что можно потратить денежный сертификат.

Содержание

Размер маткапитала 2021 году

В 2021 году произошло несколько изменений по программе материнского (семейного) капитала. Во-первых, его размер был проиндексирован на 3,7%. Теперь за первого ребенка можно получить 483,8 тыс. руб. вместо 466,6 тыс. руб., за второго — 155,5 тыс. руб. вместо 150 тыс. руб. Таким образом, для семей, в которых с 1 января 2020 года родился или только родится в этом году второй ребенок, материнский капитал составляет 639,4 тыс. руб. Маткапитал на второго ребенка в семьях, где за первого ребенка его не получали, составит 639,4 тыс. руб., рассказала член Ассоциации юристов России Венера Шумлянская.

При рождении второго и третьего ребенка после 1 января 2020 года можно получить 639,4 тыс. руб. — при условии, что родители не пользовались маткапиталом. Всего женщина имеет право на один такой сертификат. Если в семье родился третий ребенок, то она может получить 450 тыс. руб. на погашение ипотеки.

Выплаты по маткапиталу до 2024 году

Уже стали известны размеры сертификатов на ближайшие три года. В 2022 году после рождения первого ребенка запланирована выплата 503,2 тыс. руб., а при рождении второго — 665 тыс. руб. В 2023 году сумма по выплате на первого ребенка в семье составит 523,3 тыс. руб., а на второго — 691,6 тыс. руб. В 2024 году после рождения первого ребенка семья получит 544,3 тыс. руб., на второго ребенка — 719,2 тыс. руб.

Что еще изменилось в 2021 году

О программе

Материнский капитал — госпрограмма финансовой поддержки семей, действующая с 2007 года. Ее цель — повысить рождаемость в стране. Изначально денежные выплаты выдавались семьям, где родился второй ребенок. В 2020 году программу расширили. Теперь сертификат можно получить на первого ребенка, рожденного или усыновленного с 1 января 2020 года. Программа действует до конца 2026 года.

На материнский капитал имеют право:

  • женщины, родившие или усыновившие второго или третьего ребенка с 1 января 2007 года;
  • женщины, родившие или усыновившие первого ребенка с 1 января 2020 года;
  • отцы — единственные усыновители второго и третьего ребенка по решению суда после 1 января 2007 года;
  • отцы, которые усыновили первого ребенка по решению суда после 1 января 2020 года;
  • в случае если мама ребенка умерла или была лишена родительских прав, то отец может вместо нее получить материнский капитал.

На что можно потратить маткапитал в 2021 году

Один из самых популярных способов использования сертификата — улучшение жилищных условий: строительство и покупка дома, квартиры и выплата ипотеки. По данным Минтруда, в 2020 году на эти цели тратили средства около 61% участников программы. Для сравнения, на образование — 17%, на ежемесячные выплаты — 22%, на накопительную пенсию мамы — менее 1%.

Рассмотрим подробнее самые популярные направления использования маткапиатала.

1. Покупка жилья и ипотека

Средства маткапитала можно использовать при покупке квартиры, дома за собственные средства или в ипотеку. Обычно сертификат направляют на погашение основного долга жилищного кредита, рефинансирование или первоначальный взнос. В последнем случае лучше добавить собственные сбережения — так выше шансы получить одобрение.

Маткапитал можно использовать и при участии в льготных программах — дальневосточной, сельской, семейной, военной ипотеках. Начиная с прошлого года подать заявление на самое востребованное направление программы — покупку или строительство жилья в ипотеку — стало возможным непосредственно в банке, в котором открывается кредит. Сбором необходимых документов занимаются банки.

2. Строительство и реконструкция дома

Потратить маткапитал на реконструкцию и строительство загородного жилья можно лишь при условии, что помещение имеет статус жилого дома, предназначено для постоянного проживания, а у владельца сертификата (супруга) есть право собственности (пользования, владения, аренды) на землю и разрешение на строительство жилья (уведомление о планируемом строительстве). Построить или реконструировать жилой дом на садовом участке с использованием маткапитала можно своими силами либо с привлечением строительной компании и заключением договора подряда.

В марте 2021 года вступили в силу изменения, по которым для подтверждения того, что дом построен, нужно предоставить выписку из ЕГРН. Ранее требовались сведения из акта освидетельствования проведения основных работ по строительству жилого дома. Сам дом должен быть возведен после 1 января 2007 года. Если он построен до этой даты, семья может потратить маткапитал только на его реконструкцию.

3. Покупка земельного участка и ремонт

Нюансы использования маткапитала

Материнский капитал накладывает ряд ограничений, о которых необходимо знать перед использованием сертификата. Подать заявление на использование маткапитала можно по истечении трех лет со дня рождения ребенка. Использовать материнский капитал, не дожидаясь трехлетия ребенка, можно при условии покупки жилья или строительства дома с использованием кредитных средств.

Все это касается и переуступки прав требования на квартиру, если возникает необходимость продать ее еще до оформления собственности, в том числе на детей. В случае расторжения сделки средства возвращаются в Пенсионный фонд.

Начал действовать новый "Порядок оказания медпомощи взрослому населению при онкологических заболеваниях", утвержденный Минздравом России. Согласно документу, помощь онкобольным должна оказываться по единым стандартам, вне зависимости от региона. Еще одна важная цель - обеспечить преемственность диагностики и лечения. На что теперь могут рассчитывать онкопациенты, "РГ" рассказал главный внештатный специалист онколог Минздрава России, глава НМИЦ радиологии, академик РАН Андрей Каприн.

Каприн: Задача стоит снизить смертность от новообразований к 2024 году до 185 на 100 тысяч человек. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Каприн: Задача стоит снизить смертность от новообразований к 2024 году до 185 на 100 тысяч человек. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Это действительно так, что по новому порядку пациент может обратиться в федеральный центр самостоятельно, без направления?

Андрей Каприн: Да. Новый порядок предусматривает возможность самостоятельного обращения в федеральный центр. Для этого необходимо иметь результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающие диагноз и необходимость получения специализированной медпомощи, в том числе высокотехнологичной, именно в федеральном центре.

Почему понадобился новый порядок оказания медицинской помощи онкобольным?

Андрей Каприн: С конца 2018 года в нашей стране стартовал федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями. Перед нами были поставлены очень серьезные задачи: к 2024 году показатель смертности от новообразований должен снизиться до 185 случаев на 100 тысяч человек, а одногодичная летальность - до 17,3 процента. Все это возможно только при одном условии: онкологическая помощь должна стать доступной и качественной. Мы понимали, что основой всех изменений должна стать идеология индивидуального подхода к каждому пациенту - это было четко сформулировано Минздравом России. Все эти годы поэтапно выстраивался механизм трехуровневой системы онкологической помощи, которая покрывала бы всю страну и приближала помощь к пациенту вне зависимости от того, где он живет. Для этого, например, только за два предыдущих года было открыто более 280 центров амбулаторной онкологической помощи в 72 регионах страны. Поэтому решение текущих задач и целевых показателей, обозначенных нацпроектом "Здравоохранение", по сути, легло в основу трансформации существующих подходов к усовершенствованию онкологической помощи в нашей стране - все это отражено в новом документе. Новый порядок готовился при участии ведущих экспертов - онкологов. В этой работе участвовали Росздравнадзор и ФОМС. Хочу отметить роль пациентских организаций, которые активно отстаивали права и интересы онкологических пациентов.

Фото: iStock

Какие реальные преимущества вводимые изменения в работе онкослужбы дадут пациентам?

Андрей Каприн: В первую очередь, порядок определяет и регулирует этапы оказания медицинской помощи, стандарты оснащения и штатные нормативы структурных подразделений медицинских организаций по профилю "онкология". Все это приводится к единым стандартам. Для пациентов также крайне важно, что сроки оказания первичной помощи от момента возникновения подозрения на онкозаболевание и до момента получения специализированного лечения и реабилитации пациента синхронизированы с программой госгарантий.

В результате процедура обращения каждого больного за помощью стала понятной и прозрачной, обеспечивается преемственность лечения. Этому, в том числе, поможет новая информационная система ВИМИС, которую сейчас активно внедряет минздрав.

Как это все будет работать?

Андрей Каприн: В каждом регионе специальными актами будут закреплены правила маршрутизации пациента. Они будут включать перечень медицинских организаций, в которые пациент будет направлен для диагностики и лечения в зависимости от вида злокачественного образования. Это существенно ускорит сроки получения помощи, особенно, если учесть, что они теперь строго регламентированы. Причем в этот перечень войдут медучреждения любой формы собственности (как государственные, так и частные), которые участвуют в территориальной программе ОМС и имеют соответствующие лицензии.

За два года было открыто 280 центров амбулаторной онкологической помощи, чтобы приблизить ее к пациентам вне зависимости от того, где они живут

При этом при подготовке порядка полностью сохранена возможность получения высокотехнологичной помощи в федеральных медицинских центрах. Более того, мы учли пожелания пациентов в отношении выбора, согласно новому порядку, пациент теперь сможет обратиться в федеральный медицинский центр по решению онкологического консилиума или даже по собственной инициативе. Однако я хочу еще раз подчеркнуть, что в первую очередь речь идет о сложной хирургии, лучевой терапии и иных видах высокотехнологичной медицинской помощи, которую не всегда легко получить на региональном уровне.

А что вы можете сказать об уровне онкологической помощи, которую больные получают в регионах, ведь не случайно многие, узнав о диагнозе, стремятся попасть в столичные клиники?

Андрей Каприн: Сегодня региональные онкодиспансеры уже достаточно хорошо оснащены высокотехнологичным оборудованием как для диагностики, так и для лечения. С 2019 года специалисты НМИЦ радиологии регулярно выезжают в регионы и проводят мастер-классы "живой" хирургии. Непосредственно в операционных на местах онкохирурги обучаются технике выполнения операций различной сложности у ведущих специалистов страны. Таким образом, многие виды помощи сегодня успешно выполняются в региональных онкологических диспансерах.


Региональные онкодиспансеры хорошо оснащены высокотехнологичным медоборудованием. Фото: Татьяна Андреева/РГ

За последний год, в том числе, и из-за эпидемии, бурно развивалась телемедицина. Чем это направление полезно применительно к работе онкологической службы?

Андрей Каприн: Считаю, очень важно, что в документе предусмотрено проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий.

Прежде всего это отличная возможность получить консультацию специалистов федерального центра, не выезжая при этом из своего региона. То есть самому пациенту не нужно тратить время, деньги и силы на дорогу. В нашей практике мы сталкиваемся с очень непростыми случаями, когда по какой-либо причине больному требуется уточнить диагноз, скорректировать план лечения, продумать новые варианты оказания помощи, когда все стандартные методы уже исчерпаны. К сожалению, все еще большой проблемой являются ситуации с поздней диагностикой. Во всех этих случаях на помощь специалистам в регионе и их пациентам приходит телемедицинский консилиум с врачами нашего Центра.

При необходимости, в таком консилиуме могут участвовать специалисты сразу нескольких специальностей - хирург, радиолог, химиотерапевт. Мы совместно с коллегами обсуждаем каждого конкретного пациента и вырабатываем решение по дальнейшей тактике его наблюдения и лечения.

Процедура обращения каждого больного за помощью теперь стала понятной и прозрачной, обеспечивается преемственность лечения

Телемедицинские консультации становятся все более востребованными. Если раньше подобных консультаций было около 1000-2000 в год, то за 2020 год мы провели более 4500 дистанционных телеконсилиумов, а в 2021 году проходит уже около 600 консилиумов в месяц.

То, что теперь порядок проведения телемедицинского консилиума регламентирован - станет очень важным подспорьем в лечении пациента. Кстати, если в ходе такого консилиума мы понимаем, что пациент может получить необходимое лечение только в нашем Центре, мы приглашаем его к нам. Мы не отказываем никому.

Алгоритм оформления инвалидности

Для признания гражданина инвалидом должны наличествовать одновременно три условия:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Порядок установления инвалидности

В период пандемии коронавирусной инфекцией Правительство РФ утвердило Временный порядок признания лица инвалидом, который действует до 1 октября 2021 г. Порядок установления инвалидности один и тот же независимо от физиологических показателей гражданина (проблемы слуха, зрения и т.п.) 1 .

Установлено, что медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится заочно в целях предотвращения распространения коронавируса. В случае обжалования гражданином результатов МСЭ в городе или районе МСЭ может проводиться в главном бюро медико-социальной экспертизы или Федеральном бюро медико-социальной экспертизы в очном порядке.

Медицинская организация в направлении на МСЭ, выданном гражданину впервые, указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.

Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.

Решения об установлении инвалидности впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида принимаются федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.

Рекомендуемый алгоритм оформления инвалидности

1. Обратитесь в медицинскую организацию, ПФР или орган соцзащиты населения для направления вас на МСЭ.

2. Подготовьте необходимые для проведения МСЭ документы.

Список документов определен п. 24 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95; далее – Правила № 95); п. 3, 28, 31, 34, 37, 90 Административного регламента (утв. Приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н); п. 3 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789):

3. Пройдите МСЭ и получите решение.

МСЭ может проводиться (п. 23 Правил № 95; п. 90 Административного регламента):

  • в бюро МСЭ по вашему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения вашего пенсионного дела, если вы выехали на постоянное жительство за пределы РФ;
  • на дому, если вы не можете явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья (при наличии заключения врачебной комиссии медорганизации);
  • в медицинской организации, оказывающей вам помощь в стационарных условиях;
  • в организации социального обслуживания, оказывающей соцуслуги в стационарной форме;
  • в исправительном учреждении;
  • заочно – по решению бюро.

Гражданам при наличии установленных законодательством заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании (п. 23 Правил № 95). Кроме того, МСЭ может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий.

При принятии решения о проведении заочного освидетельствования бюро МСЭ учитывает следующие условия (п. 23 Правил № 95):

Если человек находится в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждается в первичном протезировании, на МСЭ дается 3 рабочих дня с момента поступления в бюро направления на МСЭ (п. 23 Правил № 95).

МСЭ проводится бесплатно (п. 45 Административного регламента).

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, и объявляется после МСЭ в их присутствии. При необходимости они дают разъяснения по содержанию решения (п. 28 Правил № 95; п. 105, 107 Административного регламента).

Решение и разъяснения по нему направляются вам (п. 108–110 Административного регламента):

  • в форме электронного документа через Портал госуслуг;
  • на бумажном носителе по почте в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.

4. Получите справку об инвалидности и ИПРА.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением. ИПРА с 1 января 2021 г. формируется в форме электронного документа. При подаче заявления о проведении МСЭ через Портал госуслуг ИПРА направляется в личный кабинет на портале. По вашему желанию ИПРА может быть предоставлена на бумажном носителе или направлена заказным почтовым отправлением. В случае направления справки или ИПРА по почте должны быть соблюдены требования законодательства о персональных данных (абз. 4, 5, 7 п. 10 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н; п. 119, 122 Административного регламента).

Читайте также: