Плюсы и минусы пенсии

Обновлено: 25.04.2024

Кто такие возрастные сотрудники

Ещё один важный момент — респонденты из предпенсионной и пенсионной групп среди основных причин отказа в работе называют именно возраст или проблемы со здоровьем. Это их субъективное мнение, а не версия, официально озвученная сотрудником отдела кадров. Тем более что каждый третий предпенсионер и каждый четвёртый пенсионер не знает причины отказа.

Плюсы и минусы сотрудников в возрасте

Возрастные сотрудники отмечают у себя несколько весомых преимуществ перед молодыми коллегами.

  • Ценный для компании и коллектива багаж знаний и опыта.

Особенно объёмным он становится, когда человек много лет провёл в одной отрасли или профессии и при этом поднимался по карьерной лестнице. Это может также сочетаться с большим количеством профессиональных связей и полезных компании контактов.

  • Более ответственный, чем у молодёжи, подход к работе.

Об этом заявляют 67% предпенсионеров и 61% пенсионеров. Причём высокий уровень ответственности связан, по их мнению, сразу с двумя факторами: более очевидным — прожитой жизнью — и менее — советским воспитанием.

Среди пенсионеров об этом говорят лишь 27%. И вместе с этим у возрастных сотрудников невысокие зарплатные ожидания по сравнению с молодёжью — об этом говорят 30% респондентов.

Готовность быть наставниками, передавать ценные опыт и знания. Об этом заявляют 36% предпенсионеров и 31% пенсионеров.

Также свыше 40% респондентов старше 45 лет отмечают, что они знают, чего хотят, и умеют добиваться своего в работе. И вместе с этим они более убедительны по сравнению с молодыми специалистами, поэтому к ним прислушиваются и коллеги, и клиенты.

Без минусов тоже не обошлось. Их легко прочесть в преимуществах молодёжи, которые выделили возрастные респонденты.

Кроме самого очевидного — плохая ориентация в современных технологиях, есть и другие. В частности, возрастные сотрудники менее креативны, реже отличаются нестандартным мышлением и свежими идеями. Потому что они не следят за трендами так активно, как молодёжь, не изучают постоянно свою отрасль. По той же причине свежих и передовых знаний у возрастных сотрудников часто не хватает.

Также у людей в возрасте меньшая выносливость и физическая сила. Поэтому задачи, требующие крепкого здоровья, физической подготовленности, таким сотрудникам чаще всего не подходят. К переработкам они не готовы, профессионально выгорают быстрее, чем молодые коллеги. В среднем около 15% пенсионеров и предпенсионеров также указывают на то, что им сложно адаптироваться к новой среде и влиться в коллектив.

Что говорят эксперты

Набор технологий в разработке очень сложный и предполагает умение оперативно справляться с трудными задачами, поэтому мы с удовольствием рассматриваем кандидатов без возрастных ограничений, на первом месте всегда стоят компетенции. В одной из компаний, где я работала, был случай, когда при отборе на позицию Junior Golang разработчика предпочтение отдали кандидату 40+ благодаря высокой мотивированности, горящим глазам и стремлению поглощать новые знания. Сейчас этот человек в числе самых успешных разработчиков в команде.

Возрастных сотрудников выгодно отличает жизненный опыт, практика налаживать коммуникацию. Чаще всего они держатся за работу и ответственно к ней относятся, не склонны эмоционально менять компанию и лояльны к изменениям. Работодатели опасаются их проблем со здоровьем, медлительности в освоении новых навыков и низкого уровня принятия решений. Но зачастую это мнение ошибочно. Сложностями могут стать требования быстрой адаптации, но, если есть чёткая и выверенная программа ввода в должность, это не является проблемой. Для профилактики следует описать все темы, которые нужны сотруднику для погружения в работу и закрепить за ним наставника. Этот путь помогает новичкам в любом возрасте.


Однако проблема недопонимания между поколениями существует до сих пор, и поэтому в формировании взаимоотношений большую роль играет характер людей. Например, кто-то воспринимает критику от опытного сотрудника с уважением, готов следовать его советам. Такая кооперация ведёт к повышению КПД обоих и, соответственно, к пользе для компании. А другому человеку будет некомфортно от такого взаимодействия, он считает, что его решения более правильные. В итоге недопонимание ведёт к личным конфликтам, качество работы обоих снижается.

Людей легко отсортировать по возрасту, а в трудовой жизни существует множество мифов о пожилых людях, их трудоспособности и способности к обучению. Но люди одного возраста разные. Наличие молодых сотрудников важно и необходимо, с учётом того, что они часто лучше разбираются в цифровых медиа.


Но в команде также должны быть и возрастные люди, которые готовы учиться, переучиваться и имеют желание развивать свои профессиональные навыки. Возрастные проблемы в трудовой жизни отражают трудовой стаж людей, а не их возраст. Многие ухудшения трудоспособности людей можно компенсировать их распорядком дня и опытом или улучшением и адаптацией рабочей среды в зависимости от их условий.

При подборе кадров не оцениваем возраст соискателя. Мы смотрим на опыт кандидата: что он умеет, что знает, какие проекты реализовывал. Стать частью нашей команды может как начинающий специалист, так и эксперт с многолетним стажем.


Немаловажным критерием является и соответствие кандидата корпоративной культуре и его мотивация. Разделяет ли он ценности и культуру компании? Интересуют ли его задачи, на которые он идёт?


И, конечно, мы смотрим на личностные качества кандидата. Нам важно, чтобы будущий сотрудник мог брать на себя ответственность за результат, был проактивным, а также был командным игроком. Кроме того, мы считаем, что разновозрастные команды более эффективны.

У нас средний возраст сотрудников — 42–43 года, а самому старшему 67 лет: это экономист. Самый молодой специалист находится на позиции электрика: ему 24 года. Практически все возрастные сотрудники выросли вместе с компанией: пришли на свободные вакансии в момент её рождения, много лет назад, и всё это время работают здесь.


Мы очень хорошо изучили их плюсы и минусы, понимаем, как решать спорные моменты в их работе. В этом основное преимущество их перед молодыми и новыми сотрудниками. Кроме того, в регионах остро стоит вопрос подбора кадров: рынок свободных вакансий маленький.


Поэтому все сотрудники держатся за свои места. Человек понимает, что, если его уволят в 60, шансов найти хорошую работу мало. Поэтому он ответственно относится к своей работе, инициативен, вовлечён, и это хорошо сказывается на показателях бизнеса.


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.



C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Пойти на повышение пенсионного возраста правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами - доля работников все меньше, а пенсионеров все больше, сказал глава правительства Дмитрий Медведев, представляя параметры реформы. Увеличение возраста поможет "обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам", подчеркнул он, отметив, что по Конвенции МОТ размер пенсии должен обеспечивать 40 процентов утраченного заработка.

Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

Большинство педагогов и медиков, оформивших досрочную пенсию, продолжают трудиться. Сейчас такие пенсии получают 1,1 миллиона учителей и 659 тысяч врачей. В прошлом году ее оформили 23 тысячи учителей, и более 19 тысяч остались на рабочем месте. Та же картина и с врачами: в 2017 году досрочную пенсию получили 14,5 тысячи медработников, и 12,3 тысячи из них по-прежнему продолжают лечить людей.
Педагогам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей, независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2019 году выработает этот необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году.

Многим категориям работников повышение пенсионного возраста, откровенно говоря, даже выгодно. Приближаясь к предпенсионному возрасту, люди опасаются потерять работу. Новый порядок защитит их интересы.

С другой стороны, встает вопрос об обострении конкуренции опытных зрелых людей и креативной, но бесшабашной молодежи. Повышение пенсионного возраста не должно серьезно повлиять на показатели безработицы, считает глава минтруда Максим Топилин. Работники старших возрастов и молодежь занимают разные ниши на рынке труда: молодые охотнее занимаются информационными технологиями, идут в бизнес, финансовую сферу, открывают собственное дело. Старшее поколение занято в основном в традиционных отраслях и бюджетной сфере. "Мы исходим из того, что в связи с повышением пенсионного возраста серьезных изменений показателей безработицы не будет", - сказал министр.

По данным минтруда, на начало 2018 года уровень безработицы в стране (по методологии МОТ) составлял чуть более 5 процентов - 3,9 млн человек. Фактически это тот уровень безработицы, который является естественным для российского рынка труда при текущем достаточно слабом развитии трудовой мобильности.

Основной проблемой для России становится сейчас не безработица, а нехватка кадров, которая, как следует из прогнозов Росстата, Банка России и минэкономразвития, будет только нарастать. Это - ключевое ограничение для экономического роста (а значит, и для повышения доходов населения, в том числе пенсионеров). И повышение пенсионного возраста позволит смягчить этот дефицит ресурсов.



При этом эксперты предупреждают о возможных рисках. Директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова напомнила, что повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также специальными программами поддержки занятости людей старших возрастов.

"Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности", - предупредила Овчарова.

Вероятность роста безработицы не исключил и проректор Академии труда и социальных отношений, профессор Александр Сафонов. Кроме того, он не исключил того, что власти могут столкнуться с необходимостью дополнительного увеличения пособий, выплачиваемых безработным гражданам.

"Не стоит также забывать, что решение повысить НДС с 18 до 20 процентов повлияет на доходы населения не в лучшую сторону. Реальные доходы граждан станут меньше, соответственно, это может усугубить ситуацию с занятостью", - отметил эксперт.

Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму проект поправок, касающийся страховых взносов работодателей на обязательное пенсионное страхование. По действующей редакции Налогового кодекса до конца 2020 года применяется тариф на уровне 22 процента от фонда оплаты труда, с 2021 года тариф должен был составить 26 процентов. Проектируемыми изменениями повышение тарифа отменяется.

Сельским медицинским работникам также требуется 25 лет работы в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста и пола.
Если врач сельской больницы выработает необходимый стаж в 2020 году, пенсия ему будет назначена в соответствии с общим темпом повышения пенсионного возраста через два года, то есть в 2022 году.

В Пенсионном фонде РФ "РГ-Неделе" предоставили уточненный список категорий граждан, которые сегодня имеют право на назначение досрочных пенсий, и это право решено за ними сохранить без каких-либо изменений.

Речь идет о гражданах, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в частности, горняках и шахтерах, рабочих в добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "малые списки".

Еще одна категория - "чернобыльцы", получившие льготы в связи с радиационным воздействием. Кроме того, сохраняются льготы и для граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (в частности, многодетные матери, родившие 5 и более детей, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, а также лилипуты (карлики).

Возраст не меняется для так называемых "списочников": граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда (страховые взносы за них в Пенсионный фонд платятся по специальным тарифам, устанавливаемым в результате спецоценки условий труда):

Пенсионная реформа в России

  1. Закон о пенсионной реформе
  2. Пенсионный возраст в России
  3. Страховая и социальная пенсия в РФ
  4. Пенсии отдельным категориям граждан
  5. Накопительная пенсия в РФ
  6. Граждане предпенсионного возраста
  7. Повышение пенсий
  8. Пенсионная реформа — 2018: плюсы и минусы
  9. Пенсионная реформа, плюсы
  10. Пенсионная реформа, минусы

Закон о пенсионной реформе

Законопроект о пенсионной реформе в России был внесен в Госдуму 16 июля 2018 года. Подготовило его Министерство Труда и Социальной Защиты по распоряжению премьер-министра. 19 июля законопроект был принят Госдумой в первом чтении, после чего жителей РФ охватило негодование: пенсионную реформу стали активно обсуждать, протестовать против нее, рейтинги действующей власти стали падать. Были проведены масштабные акции протеста, были попытки вынести этот вопрос на референдум (которые, естественно, были отклонены).

В законопроект стали вносить поправки, всего их было почти 300, из которых подавляющее большинство в дальнейшем принято не было. 29 августа о пенсионной реформе впервые публично высказался президент РФ, и по его предложению была внесена важная поправка о том, что пенсионный возраст для женщин будет увеличен не на 8 лет, как предполагал законопроект, а на 5, как и у мужчин.

Рассмотрим все ключевые моменты, которые включает в себя пенсионная реформа в России.

Пенсионный возраст в России

Самый главный момент, вызывающий неодобрение — это повышение пенсионного возраста. Согласно закону, он будет повышен на 5 лет, как для мужчин, так и для женщин, и составит 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Пенсионный возраст в России

Страховая и социальная пенсия в РФ

Все описанное выше касается страховой пенсии, рассчитывать на которую могут граждане, имеющие не менее 15 лет страхового стажа и набравшие не менее 30 пенсионных баллов.

Страховой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности гражданина, при которой уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.

Пенсии отдельным категориям граждан

Отдельные категории граждан (а именно — медработники, педагоги, артисты, представители творческих профессий, жители районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей) после внедрения пенсионной реформы так же начнут получать пенсию на 5 лет позднее, чем сейчас.

Для медработников, педагогов и артистов пенсионный возраст будет начинаться спустя 5 лет после выработки спецстажа, который для разных профессий разный и составляет от 15 до 30 лет. Причем, повышение периода начала выплаты пенсий тоже будет происходить поэтапно с 2019 по 2026 год. Люди, относящиеся к данным категориям и выработавшие стаж в этот период, начнут получать пенсию, соответственно, с 2020 по 2034 год: ежегодно в переходный период начало выплаты пенсии будет повышаться на 2 года.

Пенсионная реформа в России не затронет представителей малочисленных коренных народов Крайнего Севера — для них пенсионный возраст сохранится на уровне 55 (для мужчин) и 50 (для женщин) лет.

Также без изменений останется пенсионный возраст для работников силовых структур (военнослужащих, полицейских, и т.д.), получающих пенсии не из ПФ, и представителей вредных и опасных профессий (шахтеров, химиков и т.д.).

Пенсионный возраст для женщин-многодетных матерей стал зависеть от количества детей. Так, если у женщины трое детей — она сможет выйти на пенсию на 3 года ранее положенного возраста — в 57 лет. Если четверо детей — на 4 года ранее — в 56 лет. Если 5 и более детей — на 10 лет ранее, то есть, в 50 лет. Все это при наличии страхового стажа не менее 15 лет.

Выйти на пенсию на 2 года ранее положенного возраста, согласно Закону о пенсионной реформе, могут также люди, имеющие большой страховой стаж (мужчины — от 42 лет и более стажа, женщины — от 37 лет и более).

Накопительная пенсия в РФ

Внедрение ИПК пока происходит только на уровне инициативы, закон об этой системе еще не разработан и не подписан.

Граждане предпенсионного возраста

Гражданами предпенсионного возраста, согласно пенсионной реформе, в России будут считать мужчин от 60 лет и женщин от 55 лет, то есть, за 5 лет до выхода на пенсию. Вот основные изменения, которые касаются этой категории людей:

  1. За увольнение или отказ в приеме на работу граждан предпенсионного возраста работодателю грозит административная (штраф до 200 тыс. рублей) или уголовная ответственность.
  2. Работодатели обязаны ежегодно предоставлять таким работникам дополнительные 2 дня отпуска с сохранением зарплаты для проведения бесплатной диспансеризации.
  3. Установлено повышенное пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста (сейчас оно будет составлять 11280 рублей). Получать его можно не более 1 года.
  4. Для этой категории граждан предусмотрены специальные бесплатные программы повышения квалификации.
  5. Для граждан предпенсионного возраста будут сохранены все льготы, которые сейчас действуют для пенсионеров. Но только на переходный период — до 2028 года.

Повышение пенсий

По словам представителей правительства, внедрение пенсионной реформы позволит ежегодно повышать пенсии таким образом, чтобы их рост опережал уровень инфляции. Так, сейчас планируется повышать пенсии примерно на 1000 рублей ежегодно, начиная с 2019 года.

Однако, хочу обратить внимание: повышение пенсий не закреплено законодательно в подписанных законах о пенсионной реформе. Там сказано, что такие решения будут приниматься ежегодно отдельными нормативными актами.

Таким образом, пенсионная реформа не гарантирует обязательного повышения пенсий, а лишь предполагает наличие такой возможности.

Пенсионная реформа — 2018: плюсы и минусы

В заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки принятой пенсионной реформы.

Пенсионная реформа, плюсы

  1. Главным плюсом, что логично, является постепенное снижение нагрузки на бюджет пенсионного фонда, возможность сделать его бездефицитным.
  2. Потенциальная возможность повышать пенсии с опережением роста инфляции, что поспособствует некоторому улучшению финансового состояния пенсионеров.
  3. Временное сохранение льгот и законодательная поддержка граждан предпенсионного возраста.
  4. Повышение пенсионного возраста — это общемировая практика, пенсионные реформы уже проведены и продолжают проводиться во многих странах мира.

Пенсионная реформа, минусы

  1. В целом уровень жизни пожилых людей существенно упадет.
  2. Существенно больше людей, в сравнении с нынешними условиями получения пенсии, просто вообще не будут доживать до пенсионного возраста. Так, во многих регионах России официальный средний возраст жителей ниже установленного возраста выхода на пенсию.
  3. Пенсионная система станет еще более несправедливой: в пенсионный фонд на протяжении жизни человека будет вноситься существенно больше денег, чем в результате из него выплачиваться этому же человеку. Рекомендую на эту тему почитать отдельную статью: А нужна ли пенсия?
  4. Вопрос с накопительной пенсией не решен, она по прежнему заморожена = пропала.
  5. Граждане предпенсионного возраста, по факту, скорее всего, получат больше проблем, чем поддержки: их будут увольнять или не брать на работу еще раньше, до наступления этого периода. Работодатели найдут варианты уйти от ответственности.
  6. Дополнительному прессингу со стороны государства подвергнутся представители бизнеса (в отношении соблюдения норм о защите граждан предпенсионного возраста).
  7. Высока вероятность, что такие нововведения повысят уровень безработицы.
  8. Повышение пенсионного возраста в России проведено более жестко, чем во многих других странах, где в последнее время проводились такие реформы (среднее повышение пенсионного возраста в мире ниже, чем в РФ).
  9. Противники пенсионной реформы подсчитали, что найти возможность выплачивать пенсии можно и без повышения пенсионного возраста (за счет более рационального использования средств ПФ, сокращения финансирования убыточных проектов, сокращения спецпенсий, улучшения уровня жизни, что приведет к снижению пенсий по инвалидности, утрате трудоспособности, и т.д.).

Какой главный финансовый вывод можно сделать из всего вышеизложенного?

Надеяться на государственную пенсию — это тупик! Я говорил об этом уже давно, в т.ч. и когда пенсионная реформа даже не назревала. Но сейчас это прозвучит особенно актуально. Заботиться об обеспечении своей старости нужно только самостоятельно, делая то, что зависит только от вас, а не от государства, работодателя или кого-либо еще. Создавайте сами себе альтернативные пенсионные накопления, инвестируйте, создавайте личный капитал, который будет работать на вас и перейдет по наследству вашим детям и внукам, а не пропадет неизвестно куда в бюджете пенсионного фонда. И чем раньше вы начнете заботиться об этом, тем проще вам будет обеспечить свою старость.

Вот такие основные моменты включает в себя проведенная пенсионная реформа в России. Для сравнения — Пенсионная реформа в Украине.

Оставайтесь на Финансовом гении, повышайте свою финансовую грамотность, учитесь грамотно зарабатывать, тратить и приумножать деньги. И тогда вам не будут страшны никакие пенсионные реформы. До новых встреч на страницах сайта!


— Наша задача — чтобы каждый гражданин надеялся не только на государственную поддержку в виде государственной пенсии по старости, которую мы, как по законодательству положено, будем выплачивать в полном объеме в установленные сроки. Каждый человек должен быть заинтересован в повышении своего уровня и качества жизни в старости. Поэтому и предлагается новый механизм по добровольному накопительному страхованию, — заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Что предложили власти?

Указом № 367 предусмотрено, что с 1 октября 2022 года работникам предоставляется право уплачивать дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию в размере до 10% заработка (в дополнение к обязательному взносу в 1% в ФСЗН). Точный размер каждый выбирает самостоятельно, но он не может превышать 10%.

Одновременно работодатель будет обязан делать доплаты, соразмерные взносам работников. Если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет 3%.

При этом нагрузка на нанимателей не увеличится. Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдет на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

Участвовать в новой системе страхования смогут работающие граждане, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет. Накопленные средства они будут получать равными долями ежемесячно на протяжении 5 или 10 лет.

Почему новая система начнет действовать с 1 октября 2022 года?

— Потому что надо провести ряд организационно-технических мероприятий. Надо будет доработать ряд программных ресурсов, чтобы без сбоя с 1 октября 2022 года человек мог либо прийти в страховую организацию и заполнить заявление, либо же в электронном виде через сайт подать заявление и заключить договор, чтобы вступить в эту систему, – пояснила Ирина Костевич.

— Государство может гарантировать сохранность накопленных средств и ресурсов через государственную организацию. Кроме того, это достаточно развитая филиальная сеть. И если посмотреть на ныне действующий механизм, то более 90 % человек, согласившихся на добровольное страхование, сделали это именно через эту организацию, – сказала Костевич.

Как государство гарантирует сохранность накоплений?

Указом установлено, что страховые резервы по накопительному пенсионному страхованию будут размещаться на счетах в банках и вкладываться в объекты инвестиций в общеустановленном для страховых организаций порядке. В настоящее время страховщики при инвестировании обязаны соблюдать следующие соотношения (в процентах от суммы страховых резервов): не более 15% – в ценные бумаги Национального банка; не более 30% – в ценные бумаги банков Республики Беларусь, за исключением акций; не более 15% – в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов; не более 25% – в ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, не являющихся банками, за исключением Банка развития, кроме акций и векселей; не более 10% – в недвижимое имущество, кроме жилых помещений; не более 5% – в драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов.

Отчисления в гарантийные фонды по накопительному пенсионному страхованию определены в размере 0,5% от суммы страховых взносов и ежемесячно перечисляются страховщиком в республиканский бюджет.

Ранее журналисты поинтересовались, как средства накопительной пенсионной системы будут защищены от обесценивания. По словам Костевич, важно, что отложенная по этой системе сумма будет наследоваться и капитализироваться, то есть деньги будут не просто накапливаться, а работать на экономику, вкладываться в инвестиционные проекты с высокой доходностью.

Вместе с тем министр признала, что определенные риски существуют. Поэтому в Минтруда и не рассчитывают, что системой добровольного пенсионного страхования воспользуются все работники.

— Мы видим, что, скорее всего, интерес будет у тех людей, у кого осталось где-то 10 лет до пенсии. То есть те, у кого уже есть ориентиры, понимание того, что через какой-то короткий промежуток тебе надо задуматься о своем новом уровне жизни, — отметила она.

Экономист проекта BEROC Лев Львовский видит в этой реформе несколько положительных моментов.

— Правительство наконец осознало проблему и пытается решить её нормальными методами, а не просто повышением пенсионного возраста как раньше (что никак не решает проблему, а только отодвигает ее). Вторая хорошая новость состоит в том, что реформа предполагает добровольность. Еще одна правильная идея в том, что накопительный элемент будет наследоваться, — перечисляет Львовский в комментарии ilex. — Теперь о том, что мне кажется странным – это посыл о том, что в новой системе будут участвовать те, кому осталось до пенсии 10 лет. Одна из идей накопительных пенсий заключается в том, что люди начинают копить рано. За много лет эти инвестиции должны принести весомую прибыль. Таким образом в принципе надо говорить не о сбережении, а приумножении капитала. Когда магия сложных процентов на длительном горизонте позволяет получить весомую прибавку к пенсии. Второй важный вопрос касается инвестиций нового пенсионного фонда и уровня риска. В Беларуси не развит фондовый рынок. Да, можно купить акции некоторых белорусских частных компаний, но это не даст необходимой диверсификации, чтобы инвестиции были приемлемого уровня риска. Если говорить про ценные бумаги крупных государственных компаний и банков, то сейчас возник дополнительный санкционный риск.

Что говорит международный опыт?

Ключевая характеристика пенсионных систем этих стран – многоуровневое устройство (одновременно действуют солидарная, профессиональная (обязательные взносы в пенсионные фонды) и добровольная системы). Они не смогли бы добиться успеха, если бы в них работал только один из уровней, отмечают аналитики Mercer.

В стране-лидере рейтинга Нидерландах пенсионеры получают около 80% предпенсионного заработка после прекращения работы. В дополнение к обязательным первому и второму уровням, в стране один из самых высоких в Европе процент граждан, которые делают добровольные накопления на пенсию в молодом возрасте – 28%. Еще более высокие цифры – в Германии (56%) и Швеции (36%).

Но если посмотреть на опыт более близких Беларуси стран, то картина может быть не такой радужной.

Справедливости ради стоит сказать, что в ряде стран Восточной Европы государство вынуждено залезало в обязательные индивидуальные накопления сразу после кризиса 2008 года, когда в регионе закончилась эпоха устойчивого экономического роста.

Притчей во языцех уже стала история с пенсионными реформами в Венгрии. Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х, государственные пенсионные расходы страны выросли с 8% ВВП в 2000 году до 11% ВВП в 2010 году. Имея высокий госдолг 81% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, Венгрия в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Поэтому осенью 2010 года правительство Виктора Орбана робко начало с предложения временно заморозить накопительную часть всего на год, а через несколько месяцев закончило практически полной национализацией всех накоплений – и текущих, и за прошлые годы, с самого начала реформы в 1998 году. За это время индивидуальные пенсионные накопления появились у 70% работающих. Государство поставило граждан перед выбором: участвовать можно или в накопительной, или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения. В результате большинство граждан сделали выбор в пользу распределительной пенсионной системы. А венгерское правительство получило в распоряжение на тот момент около 15 млрд долларов пенсионных накоплений. Поначалу были разговоры, что эти деньги потратят на создание новой, более эффективной пенсионной системы, но в итоге все разошлось на текущие нужды и выплату госдолга, который действительно благодаря этому снизился в 2011–2013 годах с 81% до 77% ВВП. В других странах Восточной Европы (например, Словакии, Польше, Чехии) национализировать накопления, как в Венгрии, не решались, но постоянно изменяли законодательство так, чтобы люди сами, вроде как добровольно вернулись в государственную систему.

Что касается Украины, то там доминирует солидарная система. При этом финансовое состояние Пенсионного фонда Украины остается стабильно тяжелым. Около 40% расходов ПФУ покрываются за счет трансфера из государственного бюджета. В настоящее время в Украине только готовятся к внедрению обязательных накопительных пенсий. При этом средний размер накопительного взноса исходя из мирового опыта может составить 5-7%. Идут консультации с МВФ и Всемирным банком, чтобы провести определенные реформы.

Крупнейшая накопительная система в бывшем СССР работает в Казахстане – накопления составляют около 15% ВВП. Но там децентрализованную модель с несколькими пенсионными фондами заменили единым госфондом. Он аккумулирует средства, управлять ими разрешено рыночным компаниям по управлению активами.

— Смешанный тип — самый распространенный и успешный тип пенсионных систем. Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений. Здесь пропорции разнятся в зависимости от возможностей каждой из стран. Универсального решения не существует, поскольку много зависит от демографических, экономических, политических и иных обстоятельств. Беларуси было бы неправильно копировать какую-то одну модель. Надо перенимать лучшие практики, — полагает Лев Львовский. — Мы не можем резко перейти на накопительную систему. Потому что тогда пострадают люди предпенсионного возраста, которые не успели ничего накопить. А мы не можем допустить, чтобы пенсионеры умирали от голода.

Читайте также: