Типовой договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным

Обновлено: 06.05.2024

Допустимо ли заключение договоров об обязательном пенсионном страховании от имени негосударственных пенсионных фондов их представителями, действующими на основании доверенностей?

В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" "обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения".

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию согласно абз. 5 ст. 5 данного Закона наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

В соответствии со ст. 32 данного Закона застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с указанным Законом и договорами об обязательном пенсионном страховании отнесена ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" к одному из трех исключительных видов деятельности фондов и включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Согласно абз. 3 ст. 3 названного Закона о негосударственных пенсионных фондах договор об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. В соответствии с абз. 2 п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 36.4 названного Закона как для случая реализации застрахованным лицом права на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФ РФ и права на выбор негосударственного пенсионного фонда для формирования накопительной части трудовой пенсии, так и для случая реализации застрахованным лицом права на переход из одного фонда в другой, т.е. для всех случаев заключения фондами договора об обязательном пенсионном страховании, предусмотрена простая письменная форма этого договора.

На основании абз. 1 п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Абзацем 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ допускается установление законом, иным правовым актом (постановлением Правительства РФ - п. 6 ст. 3 ГК РФ), а также соглашением сторон дополнительных требований к форме сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью), но не к кругу лиц, расписывающихся в ее совершении. При этом необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 60*(1), изданным во исполнение п. 2 ст. 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, утвержден не бланк договора об обязательном пенсионном страховании, а его типовая форма - "типовой договор об обязательном пенсионном страховании". Ни данный Закон, ни постановление Правительства РФ N 60 не содержат никаких указаний о совершении договоров об обязательном пенсионном страховании на бланках.

При применении п. 2 ст. 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах и постановления Правительства РФ N 60 следует иметь в виду то, что фонды заключают с застрахованными лицами конкретные, а не типовые договоры. Законодательство придает типовым договорам совершенно другое значение, нежели бланкам.

Типовые договоры не являются образцом для дословного воспроизведения, тем более что полная идентичность между типовым договором, утвержденным Правительством, и конкретным договором об обязательном пенсионном страховании физически невозможна как в силу самого названия этих договоров, так и в силу необходимости вносить конкретные фактические данные в те места, которые в типовом договоре не заполнены. Законодательство признает за утвержденными типовыми договорами роль эталона не по формальным признакам, а по содержанию условий, которым условия конкретных договоров должны соответствовать. В частности, институт типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ, предусмотрен ст. 426 ГК РФ для публичных договоров. Хотя фонды в силу ст. 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах не являются коммерческими организациями, тем не менее положения п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ о значении типовых договоров для публичных могут быть применены к договорам фондов об обязательном пенсионном страховании по аналогии (ст. 6 ГК РФ). Согласно указанным выше нормам п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ ничтожными являются именно условия публичного договора, которые не соответствуют требованиям типовых договоров, а не какие-либо иные содержательные элементы договора (указание на сторону договора, на местонахождение и т.п.). Вместе с тем имя (фамилия, имя, отчество) подписывающего договор от имени юридического лица гражданина, его правовое положение (исполнительный орган или представитель) и документ (устав, доверенность), на основании которого он действует, не являются условиями договора и представляют собой способ идентификации стороны - юридического лица.

Поэтому указание в разделе "Общие положения" типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 60, на должностное лицо, действующее на основании устава, является частным случаем заключения договора и вовсе не означает, что все договоры обязательного пенсионного страхования со стороны фонда должны заключаться исключительно его единоличным исполнительным органом. Каких-либо запретов или ограничений на заключение таких договоров иными уполномоченными должным образом со стороны фондов лицами данное постановление не содержит. Иное толкование постановления Правительства РФ N 60 противоречит ранее указанному п. 1 ст. 160 ГК РФ, а также п. 1 и 4 ст. 182 ГК РФ, которые как нормы закона обладают большей юридической силой, нежели акты Правительства.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа либо органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Необходимо отметить, что п. 4 ст. 182 ГК РФ предусмотрено, что не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе. Однако договоры об обязательном пенсионном страховании к числу таких сделок не относятся.

Во-первых, договоры негосударственных пенсионных фондов не могут рассматриваться как имеющие для них личный характер, поскольку являются сделками юридического лица, от имени которого в любом случае выступает иное лицо: либо в силу закона или учредительных документов (законное и уставное представительство - п. 3 ст. 53 ГК РФ), либо на основании доверенности (представительство по доверенности - п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Во-вторых, ни Закон "О негосударственных пенсионных фондах", ни другие законы не содержат положений, запрещающих заключение от имени фондов каких-либо договоров представителями, действующими на основании доверенности. При этом постановление Правительства РФ N 60 к числу законов не относится и указанных выше запретов на представительство по договорам об обязательном пенсионном страховании также не предусматривает.

Таким образом, договоры об обязательном пенсионном страховании от имени негосударственных пенсионных фондов могут быть заключены их представителями, действующими на основании доверенностей. При этом в таких договорах необходимо указывать фамилию, имя, отчество и место жительства представителя, а также реквизиты соответствующей доверенности, на основании которой он действует.

Имеют ли право негосударственные пенсионные фонды выдавать доверенности на заключение от их имени договоров об обязательном пенсионном страховании своим работникам, а также другим лицам, не состоящим с фондами в трудовых отношениях?

Доверенностью согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Общее право юридических лиц выдавать доверенности, совершать сделки и вступать в отношения с третьими лицами через своих представителей, действующих на основании доверенности, предусмотрено, помимо указанной выше нормы, п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 182 и п. 5 ст. 185 ГК РФ. Каких-либо специальных изъятий из этого права для негосударственных пенсионных фондов, а также для договоров об обязательном пенсионном страховании ни ГК РФ, ни Закон о негосударственных пенсионных фондах, ни другие законы не содержат.

В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации. По общему правилу п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ доверенность рассматривается как односторонняя сделка и может быть выдана юридическим лицом по своему усмотрению любому лицу, вне зависимости от его личности, возраста, правового положения и т.д., поскольку таких требований в законе не содержится.

Однако в различных законах предусмотрены случаи, когда даже при наличии доверенности то или иное лицо не может выступать в качестве представителя вообще либо в части определенных действий.

Так, в силу ст. 21, 26-30 ГК РФ не могут выступать представителями по доверенности граждане, не достигшие возраста полной дееспособности и не объявленные полностью дееспособными в результате эмансипации, а также граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности. Это правило распространяется и на представительство негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании.

Пункт 3 ст. 182 ГК РФ устанавливает: "Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства". Данные ограничения также являются общими и применяются к представительству негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании.

Кроме того, ст. 59, 60 АПК РФ, ст. 51 ГПК РФ, ст. 36 Закона об исполнительном производстве, а также ст. 45 и 55 УПК РФ предусмотрены ограничения процессуального представительства, которые к представительству фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании отношения не имеют.

Что же касается наличия трудовых отношений, то закон вообще не связывает с этим обстоятельством возможность или невозможность выступать в качестве представителя юридического лица, в том числе негосударственного пенсионного фонда. Единственная норма ч. 5 ст. 59 АПК РФ, которая связывала возможность процессуального представительства юридического лица с наличием трудовых отношений с его представителем, постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П признана не соответствующей Конституции РФ.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды вправе выдавать доверенности на заключение от их имени договоров об обязательном пенсионном страховании любым лицам. Закон не связывает возможность представительства негосударственного пенсионного фонда при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании с наличием трудовых отношений между фондом и его представителем. Представителями негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании могут быть любые лица как состоящие, так и не состоящие с фондами в трудовых отношениях, за исключением: граждан, не достигших возраста полной дееспособности и не объявленных полностью дееспособными в результате эмансипации; граждан, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности; представителей при совершении сделок от имени фондов в отношении себя, а также в отношении других лиц, представителями которых они одновременно являются.

В последние годы вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, стали все больше волновать россиян. Граждане понимают, что для обеспечения достойного уровня жизни в старости необходимо заботиться о формировании своей пенсии как можно раньше, практически с самого начала ведения трудовой деятельности.

На сегодняшний момент единственным и действенным вариантом приумножить размер своего пенсионного обеспечения является формирование ее в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Молодые россияне имеют подобную возможность, благодаря механизму перевода накопительной части пенсии в данные организации.

Бесплатно по России

На практике это означает, что страховые взносы на пенсионное обеспечение, выплачиваемые работодателями, будут направляться как в ПФР на формирование страховой пенсии, так и в НПФ для пополнения накопительного счета.

Кроме этого, каждый гражданин вправе самостоятельно заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ и производить соответствующие взносы для дополнительного материального обеспечения в старости. Но как же выбрать надежный НПФ и на что следует обращать внимание при заключении соответствующего договора об НПО? Речь об этом и пойдет в статье далее.

Договор с НПФ о договор о негосударственном пенсионном обеспечении

Подписание соглашения с НПФ является юридически значимым действием, которое предполагает возникновение определенных прав и обязанностей у всех сторон договора. И, естественно, данный шаг имеет как плюсы для гражданина, так и определенные недостатки, учитывать которые необходимо еще до того, как договор об обязательном пенсионном страховании вступит в силу.

К несомненным положительным сторонам перечисления пенсионных накоплений в НПФ следует отнести:

  1. Сохранность денежных средств. Граждане, которые перевели накопительную пенсию в НПФ, вправе не беспокоиться за сохранность сбережений. Они не могут быть как-либо удержаны или использованы фондом не по назначению. Даже в случае ликвидации организации денежные средства в полном объеме попросту вернутся в государственный пенсионный фонд.Что касается взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, то здесь клиенту важно проследить, чтобы денежные средства были застрахованы от рисков, связанных с прекращением деятельности НПФ.
  2. Возможность получения дохода. НПФ не только аккумулируют денежные средства, но и обеспечивают их прирост. Он происходит за счет вкладывания их в различные доходные проекты. Последними, как правило, выступают ценные бумаги. Инвестиционный доход может значительно увеличить размер пенсии гражданина в будущем.
  3. Открытость и прозрачность деятельности. Деятельность негосударственных пенсионных фондов законодательно отрегулирована и находится под постоянным контролем надзорных органов.

Важно! В соответствии с законом финансовые показатели НПФ также должны публиковаться в открытом доступе.

К недостаткам заключения договора с негосударственным фондом следует отнести:

  1. Отсутствие гарантированного дохода. Денежные средства, находящиеся на счетах в ПФР, периодически индексируются, что обеспечивает хоть небольшой, но все же прирост к будущей пенсии. НПФ гарантирует лишь сохранность денежных средств, которые были перечислены в качестве страховых взносов, что не отменяет риск нулевой доходности по инвестициям.
  1. Потеря инвестиционного дохода при частых сменах НПФ. При частой смене фондов или переходе из негосударственной организации в государственную раньше, чем это предусмотрено законом, клиент лишается права на инвестиционный доход. В этой связи к выбору НПФ следует отнестись крайне ответственно.

Можно ли перейти из ПФР в НПФ

В соответствии с действующим законодательством гражданин, чья пенсия формируется в государственном фонде, вправе перевести накопительную ее часть в коммерческую организацию. В этих целях между НПФ и гражданином в обязательном порядке заключается договор ОПС.

После этого застрахованное лицо должно подать заявление в ПФР по установленной форме. Сделать это можно как лично, обратившись в отделение пенсионного фонда, так и через представителя, на руках у которого должна быть соответствующая доверенность. Подать заявление необходимо до 1 декабря года подписания договора.

Переходить из одного фонда в другой гражданам разрешено не чаще, чем 1 раз в год.

Что нужно знать о НПФ перед заключением пенсионного договора

Рынок негосударственного пенсионного страхования в нашей стране в последние годы значительно расширился. Организаций, предлагающих гражданам заключать договора ОПС, большое количество, и, следует отметить, не все они могут гарантировать исполнение своих обязательств перед клиентом.

Кроме этого, зачастую под НПФ маскируются банальные мошенники. В этой связи переход из ПФР в НПФ должен быть продуманным шагом.

Если целесообразность перевода накопительной пенсии в негосударственный фонд у гражданина не вызывает вопросов, то вполне обоснованно возникает проблема выбора организации.

Именно поэтому перед подписанием договора следует учитывать:

Тонкости оформления и подписания документа

В соответствии с законом в договоре ОПС обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • данные о гражданине и НПФ;
  • СНИЛС;
  • права и обязанности подписавших договор лиц;
  • особенности выплат пенсионного обеспечения и порядок его установления;
  • особенности, связанные с выплатой денежных средств правопреемникам гражданина в случае его смерти;
  • ответственность сторон;
  • особенности, связанные с прекращением договора;
  • порядок урегулирования моментов спорного характера между сторонами;
  • реквизиты сторон;
  • печать и подписи сторон.

Список документов, необходимых для заключения договора

Перечень документов, которые гражданин обязан предоставить в целях заключения договора ОПС, весьма небольшой. Он включает в себя паспорт РФ и СНИЛС.

С 01 апреля 2019 года ПФР объявил о прекращении выдачи зеленых карточек. Однако это не означает, что ранее выданные прекращают свое действие – их также можно предоставлять по месту требования.

Если карточки нет, то для подтверждения статуса застрахованного в системе ОПС лица следует предоставлять справку из ПФР, которую можно получить как путем личного обращения в фонд, так и в электронном виде через интернет.

Как расторгнуть договор

Если же пенсия формировалась в рамках программы негосударственного страхования, то клиент вправе, кроме вышеперечисленного, указать реквизиты своего банковского счета, куда ему будут переведены деньги, если он не желает оставлять их в пенсионной системе. Однако гражданин будет обязан уплатить НДФЛ на сумму процентов, начисленных в период действия договора.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

и может быть изменен или расторгнут в соответствии с настоящим Федеральным законом; должен содержать страховой номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, указание фамилии, имени и отчества застрахованного лица, в том числе фамилии, которая была у застрахованного лица при рождении, даты и места рождения, пола застрахованного лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". 2. Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании утверждается Правительством Российской Федерации.

ответчиком ненадлежащим образом исполнена данная обязанность, суд приходит к выводу о правомерности требований истца, а в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в размере 400 147 999,44 руб.; - отклонил оводы ответчика, изложенные в отзыве и дополнениях к нему, как необоснованные; - отклонил довод ответчика о моменте прекращения договора и его правовых последствиях; - в соответствии с п. 40 типовой формы договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию , и управляющей компанией, утвержденной Приказом ФСФР от 06.07.2010 N 10-44/пз-н, Договор прекращается в день передачи фонду либо указанному им лицу всего имущества, находящегося в доверительном управлении; - таким образом, до возврата Управляющей компанией Фонду всего имуществастороны должны добросовестно исполнять обязательства, предусмотренные Договором. - установил, что датой прекращения Договора является не дата аннулированию лицензии Фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а

форм отчетов, утвержденных Приказом Минюста от 14.08.2003г. № 195, нарушена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, не внесены сведения о приложении соответствующих документов в отчеты о проведении процедуры конкурсного производства и об использовании денежных средств должника, указанные отчеты не соответствуют требованиям Типовых форм. Так, конкурсным управляющим Викуловым С.М. 03.09.2008г. удовлетворены требования шестой очереди – вознаграждение конкурсному управляющему в сумме 34131руб.61коп. ( расходный кассовый ордер № 22 от 03.09.2008г.) за период с 19.07.2008г. по 19.09.2008г., а также произведена оплата по договору на общую сумму 90000руб. (расходные кассовые ордера №№ 23-28 от 03.09.2008г.) и не произведены расчеты с кредиторами третьей очереди по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008год в сумме 10405руб. (декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008год), за 2007 год в сумме 6597руб. (декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007год). Общая сумма неоплаченных обязательных платежей составила 17002руб. Конкурсным управляющим удовлетворены требования

и условия установления и выплаты накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам; 7) порядок и условия доставки накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты и порядок оплаты расходов, связанных с доставкой; 8) ответственность сторон за неисполнение своих обязательств; 9) порядок и условия прекращения договора; 10) порядок урегулирования споров; 11) реквизиты сторон (п.1 ст.36.3). Договор об обязательном пенсионном страховании может содержать иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации (п.2 ст.36.3). Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании утверждается Банком России (п.3 ст.36.3). Договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании. Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации (п.1 ст.36.4). Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на

РФ; должностными лицами консульских учреждений РФ в случае, если застрахованное лицо находится за пределами территории РФ; фондом, с которым застрахованным лицом заключен действующий договор об обязательном пенсионном страховании; в порядке, установленном Правительством РФ; многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. В статье 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах указано, что договор об обязательном пенсионном страховании заключается на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут в соответствии с данным Федеральным законом. Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4.11.2003 № , является Минздравсоцразвития РФ. Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации. Пунктом 6.1 статьи 36.4 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если после внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц договор об обязательном пенсионном страховании признан судом недействительным, такой договор подлежит прекращению в соответствии

ст. 36.4 Федерального закона от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании. Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации. Статьей 36.3 вышеназванного Закона установлены требования к договору об обязательном пенсионном страховании. Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании утверждается Банком России. В договоре об обязательном пенсионном страховании должны быть указаны, в том числе наименования сторон; страховой номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, фамилия, имя и отчество застрахованного лица, в том числе фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении, дата и место рождения, пол застрахованного лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного

В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 3 статьи 34, пунктом 3 статьи 36.3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2001, N 7, ст. 623; 2003, N 2, ст. 166; 2007, N 50, ст. 6247; 2009, N 52, ст. 6454; 2010, N 17, ст. 1988; 2011, N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7037, 7040; 2012, N 47, ст. 6391), абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4388; 2006, N 2, ст. 226; 2010, N 4, ст. 407; N 42, ст. 5386; 2012, N 19, ст. 2406; 2013, N 13, ст. 1559) и подпунктом 5.2.75 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

2. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"*(1) (далее - Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"), страховыми правилами фонда и настоящим договором обязуется осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица.

1) представлять интересы застрахованного лица перед страхователем, уплачивающим страховые взносы на формирование накопительной части его трудовой пенсии;

2) направлять на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда_______процентов (не более 15 процентов) дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, после вычета вознаграждения управляющей компании (управляющим компаниям) и оплаты услуг специализированного депозитария.

1) знакомить застрахованное лицо со страховыми правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями;

2) осуществлять учет средств пенсионных накоплений застрахованного лица и своих обязательств перед застрахованным лицом путем ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, обеспечить целевое использование указанных средств;

3) обеспечить обособленный учет на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования;

5) отражать на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, порядок расчета которых устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам*(2);

6) производить назначение, корректировку и выплату накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"*(3) (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"*(4) (далее - Федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"), страховыми правилами фонда и условиями настоящего договора;

7) осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, страховыми правилами фонда и настоящим договором;

8) осуществлять единовременную выплату средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в статье 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

9) передавать по поручению застрахованного лица средства его пенсионных накоплений в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Читайте также: