Отношение зр зп при оценке пенсионных прав застрахованных лиц должно составлять не более

Обновлено: 15.05.2024

1. Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона № 340-1, на которые начислялись страховые пенсионные взносы (работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию).
Вопрос включения в состав заработка отдельных сумм решается с учетом перечней выплат, на которые в соответствии с действовавшим в конкретный период работы гражданина законодательством не начислялись страховые взносы в ПФР[1].
Для того, чтобы понять какие суммы (и в каком объеме) подлежали обложению страховыми пенсионными взносами, а на какие выплаты взносы не начислялись, можно воспользоваться следующими документами:
1) Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Он действовал вплоть до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ 1 января 2001 года.
ü Суммы, выплачиваемые по основным и дополнительным отпускам, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды основных и дополнительных отпусков[2].

 В соответствии с разъяснениями Пенсионного фонда РФ, при осуществлении индивидуальными предпринимателями, уплачивавшим единый налог на вмененный доход, выплат наемным работникам до 01.01.2001, исчисление среднемесячного заработка наемных работников осуществляется исходя из сумм выплат, с которых у них удерживались страховые взносы в ПФР в размере 1 процента. [3] (выплаты, начисленные в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования).
В случае осуществления данной категорией предпринимателей выплат наемным работникам в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 включительно, среднемесячный заработок наемных работников определяется исходя из решения предпринимателя, который по своему усмотрению распределил сумму вмененного дохода, с которого уплачен единый налог на вмененный доход, между наемными работниками.

2. Помимо выплат, связанных с выполнением работы, на которые начислялись страховые пенсионные взносы, в заработок для исчисления пенсии (ЗР) включается:
- денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы, указанной в ст. 90 Закона № 340-1 (служба в составе Вооруженных Сил РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил СССР, в органах внутренних дел, внешней разведки, контрразведки, министерствах и ведомствах, в которых законом предусмотрена военная служба, и т.д.);
- пособие по временной нетрудоспособности.

 Суммы, выплачиваемые по временной нетрудоспособности, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды временной нетрудоспособности [4].

Несмотря на то, что Законом № 340-1 предусмотрено, что стипендия, выплачиваемая за период обучения включается в состав заработка, с учетом которого исчисляется пенсия, органы Пенсионного фонда РФ в своей практике исходят из того, что, так как в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п. 4 ст. 30) периоды учебы не включаются в общий трудовой стаж, используемый при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав, то и стипендия в подсчете заработка работника (ЗР) для конвертации пенсионных прав использоваться не может.
В правоприменительной практике встречается вопрос о возможности учета в составе заработка (ЗР) при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года пособий по беременности и родам. Правоприменитель в лице Пенсионного фонда РФ дает на этот вопрос отрицательный ответ, что представляется не совсем логичным, учитывая его точку зрения (и обоснование к ней) на вопрос о включении стипендии в состав ЗР (см. предыдущий абзац), а также позицию Конституционного Суда РФ [5]. Дело в том, что 20 марта 1997 г. (даты внесения изменений в Закон № 340-1) пособие по беременности и родам включалось в состав заработка для исчисления пенсии. Закон о трудовых пенсиях (подп. 4 п. 4 ст. 30) предусматривает включение периода нетрудоспособности в связи с беременностью и родами в общий трудовой стаж для подсчета стажевого коэффициента (СК) в формуле конвертации пенсионных прав. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если период, за который считается заработок работника приходился на отрезок времени до 20 марта 1997 года, пособие по беременности и родам может включаться в сумму заработка; если же - после указанной даты, то это пособие в заработке не учитывается и при этом период нахождения в декретном отпуске не исключается и не заменяется другими месяцами.

На практике часто встречаются ситуации, когда граждане не могут предоставить каких бы то ни было документов для определения среднемесячного заработка до регистрации в системе государственного пенсионного страхования из-за того, что первичные документы о заработке были утеряны работодателем, не были переданы правопреемникам или на хранение в архивные организации в случае ликвидации работодателя.
Совместным информационным письмом от 27 ноября 2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704В Минтруд РФ и ПФР рекомендовали органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, рассматривать каждый случай утраты в государственных и муниципальных органах и организациях в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда РФ.
В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, пострадавшим лицам необходимо дать соответствующие рекомендации по обращению в суд. В случае невозможности определения причинителя вреда (например, в случаях стихийных бедствий) органами ПФР могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как видно из текста письма Минтруда России и ПФР такой порядок подтверждения заработка может применяться в весьма ограниченных (по организационно-правовой форме работодателя - юридического лица (только государственные и муниципальные органы и организации) и причинам утраты необходимых документов (стихийные бедствия)) случаях. Поэтому в большинстве случаев застрахованным лицам приходится для подтверждения заработка обращаться в судебные инстанции.
В настоящее время возникли трудности в вопросе о возможности подтверждения (в судебном порядке) заработка работника свидетельскими показаниями.
До 1 января 2010 года была выработана единообразная судебная практика, позволявшего прибегать к помощи свидетелей, когда были исчерпаны другие способы доказывания размера заработной платы. Так, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г.[6], при судебном разбирательстве получение заработной платы в определенном размере (исходя из которого рассчитывается среднемесячный заработок, необходимый для определения, страховой части пенсии при оценке пенсионных прав) в случае утраты первичных бухгалтерских документов[7]может быть подтверждено любыми другими доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями.
1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. В частности, п. 3 ст. 30 теперь содержит указание на то, что среднемесячный заработок свидетельскими показаниями не подтверждается. В то же время в Законе о трудовых пенсиях осталась норма (п. 12 ст. 30) о возможности применения порядка подтверждения заработка, который был установлен и действовал до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, т.е. до 1 января 2002 года.

С одной стороны, возможность подтверждения в суде размера заработной платы работника (ЗР в формуле конвертации пенсионных прав) свидетельскими показаниями в настоящее время следует из нормы п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (которая гарантирует соблюдение принципа правовой определенности в пенсионном законодательстве, на которую неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях[8]), а также из аргументации Верховного Суда из ранее вынесенных им постановлений[9].

Однако, отвечая на вопрос о возможности использования судами свидетельских показаний при установлении юридического факта в схожих правоотношениях (при установлении характера работы, дающей право на досрочное назначение пенсии) в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года[10], Верховный Суд сослался на запрет, установленный новой редакцией (с 01.01.2010 г.) Закона о трудовых пенсиях. Тот же самый вывод был позднее продублирован Верховным Судом РФ и в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года № 30.

К сожалению, остается не ясным, давал ли Верховный Суд оценку соотношению нормы о запрете применения показания свидетелей и нормы п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и считает ли Верховный Суд норму о запрете использования показания свидетелей распространяющейся на прошлое время (т.е. до ее вступления в силу 01.01.2010 г.) – для подтверждения заработка до 1 января 2002 года, который используется для конвертации пенсионных прав.

Факт получения заработной платы в определенном размере, если это необходимо для назначения пенсии, может быть подтвержден судом в порядке особого производства (в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако, в случае возникновения спора о праве на расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка такой спор должен быть разрешен в исковом порядке (в соответствии с требованиями части 3 ст. 263 ГПК РФ, исключающей возможность рассмотрения дела в порядке особого производства в случае возникновения спора о праве).
В суде подтверждать размер заработка работник может любыми, не запрещенными законом способами и без привязки к периоду, когда получение заработка имело место (до или после регистрации работника в системе персучета).
Пример: считаем соотношение заработков (ЗР/ЗП) в формуле конвертации пенсионных прав
Гражданин выбрал вариант использования заработка за 60-месячный период своей трудовой деятельности. В орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, он предоставил справку о заработке (в руб.) за период 01.05.1985 – 30.04.1990 для расчета ЗР:

А поэтому считаю своим долгом предложить людям на рассмотрение мои выводы о пенсионном исчислении, требуемого для выполнения в полном объеме обязательств УПФ РФ перед пенсионерами (без частных случаев).

Точкой отсчета немыслимого ограбления пенсионеров является 2002г. -начало введения в действие пенсионного ФЗ №173.

Историческая справка. Согласно "КОДЕКСа ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (КЗоТ РФ)(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)(утратил силу) Статья 241. Пенсионное обеспечение(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1) Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Статья 242. Пенсии по старости (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1) Пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Вот откуда начинается необходимость исчисления пенсий в связи с ростом заработной платы в стране. Раз Пенсионный фонд при его открытии взял на себя такое обязательство - исчисляй пенсию в связи с ростом заработной платы в стране!

Т.е. она увеличилась в 15,56 раз. Выросли ли пенсии с 2002г. в такое же число раз в силу КЗоТ и положения о пенсионном фонде? Нет! Пенсии выросли не более чем в 4 раза.

В судебном разбирательстве стоит акцентировать, что в момент введения действующего пенсионного законодательства с 01.01.2002 г. в стране закончился переходный период. И утверждение Правительством размера средней заработной платы для исчисления пенсии ( как указано в 340-1 законе) было отменено, стала применяться средняя заработная плата по РФ за квартал до назначения пенсии по справке статуправления РФ. ( Она заказывается в статуправлении поквартально; увеличение пенсии- ее индексация- должна производиться после роста ср. з/пл по РФ 3 раза в год).

-коэффициент отношения заработных плат . Он исчисляется как отношение з/платы пенсионера по предоставленной в пенсионный фонд справки к средней з/плате по РФ за соответствующий тот же период.

Например, зарплата 300 руб по справке работника (сложить за все месяцы, разделив на кол- во месяцев), средняя з/плата по России 150 руб, коэффициент 300/ 150 = 2

Максимальный коэффициент 1,2 . Однако, в районах с повышенным северным (районным) коэффициентом этот коэффициент умножается на величину северного (районного) коэффициента. Основание : Постановление Конституционного суда, ФЗ №122, 173 –ФЗ, 340-1 с изм. По 122ФЗ- смотри примечания №1 после основного текста.

Т.е. минимально пенсия может быть: 14 300 руб при коэффициенте заработных плат =1. При меньшем, например 0, : 0,8 х 14 300 =11 400 руб

При максимальном коэффициенте з/плат , равном 1,2, районном коэффициенте =15% (коэффициент при этом= 1,15)

В следующей статье рассмотрим другие возможности судебного рассмотрения увеличения Ваших пенсий и подводные камни Пенсионного фонда.

« Статья 16. Размер пенсии. устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового , превышающего требуемый для назначения ( 10, 11 и 12 Закона).

Неподготовленного читателя информирую: при существующих ранее и ныне действующем законах Пенсионный фонд обязан произвести оценку пенсионных прав (т.е. возможных расчетов пенсии по разным законам) по каждому и выбрать максимальную пенсию).

Почувствуйте разницу: Пенсионный фонд оценку пенсионных прав по закону №173-ФЗ производит на 2002г, а с применением п.1 ст.17 обязан- по состоянию на день выхода на пенсию.

Т.е. УПФ РФ не использует Закон в полном объеме, а только так, как ему выгодно. Кроме того, коэффициенты индексации роста средней заработной платы по стране, утвержденные Правительством, колоссально отстают с 2002г. ( см. часть 1) по их фактическому росту ( смотри часть1 статьи) согласно справки Росстатуправления (вы ее можете заказать лично поквартально; в г.Барнауле- пенсионерам - бесплатно).

По практическому применению в судебных разбирательствах имеется положительный опыт разрешения исковых требований с

1.признанием незаконными коэффициентов индексации пенсии ( далее - указываем их размер в цифрах, примененных УПФ РФ для индексации пенсий, утвержденных Правительством);

2. признании коэффициентов (указываем коэфф-ты фактического роста средней з/платы по стране рассчетные, начиная от 2002г. – рассчитайте в соответствии со справкой Росстатуправвления) и обязательстве применить их Пенсионным Фондом для исчислении пенсии.

Рассчитать эти суммы можно в принципе самому. Это один из наработанных положительных опытов судебного разрешения увеличения пенсий.

Более правильным считаю исчисление пенсий по Закону №340-1. Возможность применения Закона №340-1 обосновываю следующим.

Пенсии по государственному обеспечению однозначно выше, поскольку находятся в более привелигированном положении отностиельно просто трудовых по закону №173-ФЗ. Например, исчисление трудового стажа производится с включением в него нестраховых периодов, как учеба. А за каждый год специального трудового стажа пенсия увеличивается на один процент, для расчета пенсий применяют последнюю з/плату работника перед выходом на пенсию и т.д. Расчет производить не будем.

Приходилось ли кому увидеть расчет Вашей пенсии по международным договорам ? Вероятнее всего, никто о таком и не слышал. Между тем, эти нормы соответствуют размеру пенсии, равной 40 %заработка. Тогда есть смысл обратиться к расчетам и посчитать с настоящей средней з/ платой по РФ на 31.12.2012г. 26000руб. и обязать УПФ РФ произвести этот перерасчет пенсий.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии с пунктом 3 (до 01.01.2010 – пункт 2) статьи 30 указанного Федерального закона одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), учитываемое в размере не свыше 1,2.

Вместе с тем лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с абзацем первым подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно нормам абзаца второго подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном указанными Правилами, суммируются периоды работ, перечисленные в этом пункте.

Согласно пункту 3 Правил от 11.07.2002 № 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 данных Правил, осуществляется путем прибавления к периодам работы, указанной в пункте 11 (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), периодов работ, указанных в подпунктах 1-10, 16-18.

Право на установление отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере с учетом положений статьи 28.1 настоящего Федерального закона если общий страховой стаж составляет менее 20 лет, отсутствует.

При этом необходимо отметить, что при определении права на назначение трудовой пенсии по старости на основании абзаца третьего подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, переводится в работу в районах Крайнего Севера, а затем к ней прибавляется работа по подпункту 10 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона.

ВАЖНО знать и понимать:

1. Начиная с 2015 года пенсионные выплаты, состоят из двух частей:

  • Страховая пенсия по старости (СПст).
  • Фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ).

Именно эти выплаты ПФР ежемесячно будет перечислять (перечисляет) на Ваш счёт. Пенсионные выплаты = СПст + ФВ. Их в народе называют пенсией.

СПст – страховую пенсию по старости рассчитывают. А ФВ – фиксированная выплата к страховой пенсии имеет конкретное денежное значение. Значения ФВ за 2015-2024 гг. Вы легко можете найти – они опубликованы на официальных сайтах.

В общем виде, согласно ч.1 ст.15 Закона № 400-ФЗ формула расчёта страховой пенсии по старости, выглядит так:

СПст = ИПК х СПК

где: СПст – размер страховой пенсии по старости.

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается пенсия.

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на год, с которого назначается пенсия. Значения СПК за 2015-2024 гг. вы легко можете найти – они опубликованы на официальных сайтах.

Пример расчёта размера пенсии по старости. Допустим человек, в 2020 г., достиг права выхода на пенсию. Он обратился за назначением пенсии – отсрочку он не использует. В ПФР, на день регистрации его письменного заявления, рассчитали его ИПК = 144,935 балла. СПК на 2020 г. = 93,00 руб. Подставляем в формулу вместо буквенных обозначений конкретные цифровые значения: СПст = 144,935 балла х 93,00 руб. = 13 478,95 руб. Эта сумма является размером его страховой пенсии по старости.

Суммируем страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к страховой пенсии, установленную на 2020 г.: 13 478,95 руб. + 5 686,25 руб. = 19 165,2 руб.

Именно такая сумма будет назначена ему к получению в качестве пенсионных выплат – её в народе называют пенсией.

Как можно заметить ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент – важная составляющая при расчёте пенсии.

2. Размер страховой пенсии по старости зависит от продолжительности стажа до 1 января 2002 г. и Вашего среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев работы подряд (до 01.01. 2002 г.), а также, факта и количества взносов, уплачиваемых работодателем в ПФР, после 2002 г.

Совет. Когда будете подсчитывать свой стаж, запишите, в том числе, и его промежуточные значения (таблица подсчёта и сверки стажа ниже, в приложении 1 к статье). Эти промежуточные показатели потребуются, в дальнейшем, для вычисления индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Неверный учёт или недооценка стажа до 2002 г., а также, стажа до 1991 г. может привести к занижению размера пенсии.

Важно понимать, что ПФР не располагает полной информацией о стаже граждан до 2002 г. – такой стаж сотрудниками ПФР может не учитываться!

Рекомендуем, особенно тем, кто работал до 2002 г., заранее, побеспокоиться о включении в стаж, отражённый на ИЛС в ПФР, периодов своей работы и, так называемых нестраховых периодов. Позаботьтесь о подтверждении своего стажа заранее!

Возьмите копию Вашей трудовой книжки (военный билет) и сходите в местный ПФР. Пусть при Вас сверят данные из копии трудовой (военного билета) с данными системы персонифицированного учета. Если необходимо, заставьте сотрудников ПФР сделать соответствующие запросы или сделайте это самостоятельно. Доверяйте, но проверяйте!

Важно, также, знать:

- Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П позволил применять при исчислении пенсии и стажа нормативные акты, действовавшие до введения нового правового регулирования.

- Конституционный суд РФ, своим Постановлением от 10.07.2007 № 9-П, установил: если работодателем не уплачивались полностью или частично страховые взносы в ПФР, застрахованное лицо, имеющее документальное подтверждение работы по трудовому договору, вправе претендовать на включение в страховой стаж данного периода работы, учитываемый как при определении права на трудовую пенсию, так и при расчёте (перерасчёте) размера страховой части пенсии. Соответственно стаж до 2002 г., подтверждается, не по факту и количеству уплаты работодателем взносов в ПФР, а данными трудовой книжки или трудовыми договорами; справками, выдаваемые работодателями; выписками из приказов; лицевыми счетами, иными документами или показаниями двух свидетелей. Если ПФР не включил или не учел при расчёте пенсии весь стаж до 2002 г., Вам необходимо обратиться в ПФР с письмом о включении спорного периода в стаж. Можно обратиться за защитой нарушенных прав с жалобой в прокуратуру и в суд с иском к ПФР о включении спорного периода работы при расчёте (перерасчете) размера пенсии.

- Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам, не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Закона № 173-ФЗ).

Алгоритм расчёта пенсии

Нижеприведённый алгоритм можно применить для расчёта или проверки размера пенсии тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие годы или вышел на пенсию после 1 января 2015 г.

В настоящее время при исчислении пенсии учитываются нормы двух основных законов:

Согласно Закона № 400-ФЗ для расчёта страховой пенсии по старости применяются следующие формулы:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) × КвСП

ИПКс = П/СПКк + ∑НПi

ИПКн = (∑ ИПКi + ∑НПi)

ИПКi = (СВгодi / НСВгод,i) × 10

Для понимания последовательности нижеприводимых действия и формул поясним:

- Сначала приобретённые до 01.01.2002 года пенсионные права конвертируются (преобразовываются) в расчётный пенсионный капитал (по Закону № 173-ФЗ).

- Затем с учётом данного расчётного пенсионного капитала определяется страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 г. (по Закону № 173-ФЗ).

При определении размера пенсии нужно:

1. Рассчитать П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12. 2014 г.

2. Затем, когда П известно, рассчитать ИПКс – сумму баллов, которую Вы набрали до 01.01.2015 г., путём деления П на СПКк, который на 01.01.2015 г. = 64,10 руб.

3. Прибавить рассчитанный ИПКс к имеющемуся ИПКн (добавить, если нужно ∑НПi) и получить ИПК.

4. Умножить ИПК на СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на год, с которого назначается пенсия, и получить СПст – размер страховой пенсии по старости.

5. Суммировать СПст и фиксированную выплату к страховой пенсии, установленную на год назначения пенсии и получить размер причитающихся Вам пенсионных выплат, которые в народе называют пенсией.

Далее, при описании расчётов, будут приводиться примеры расчёта для двух человек:

Мужчина 1963 года рождения (далее Муж.1963 г.р). После 8 класса (1978 г.) поступил в училище и начал работать, затем отслужил по призыву в СА (1982-84 гг.), затем продолжил работать. Имеет необходимый страховой стаж более 25 лет, в том числе, не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа по Списку № 2 на открытых работах (5 лет до 2002 г.) и, соответственно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 55 лет – в 2018 году.

Мужчина 1972 года рождения (далее Муж.1972 г.р.). В 1989 г. окончил школу, затем отслужил по призыву в ВС (1990-92 гг.), начал работать в 1994 г. Имеет необходимый страховой стаж более 20 лет, в том числе, не менее 10 лет на подземных работах ( 4 года до 2002 г.) и, соответственно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 50 лет – в 2022 году.

1. Рассчитываем П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12. 2014 г., по нормам Закона №173-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.14 Закона №173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости.

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ст. 29.1 Закона №173-ФЗ).

Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. В наших расчётах он не учитывается (Б=0).

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Обратите внимание, что СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости, при Б = 0, далее в формуле ч.10 ст.15 Закона № 400-ФЗ, обозначается как, как П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии) – любят чиновники и депутаты путать народ.

Поэтому П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), рассчитывают по формуле: СЧ = ПК / Т.

Небольшое отступление. Обращаем Ваше внимание:

- При расчёте части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по состоянию на 1 января 2002 г.: ПК = (РП-БЧ) х Т (п.1 ст.30 Закона №173-ФЗ).

- При расчёте размера страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = ПК / Т + Б (п.1 ст.14 Закона №173-ФЗ).

Таблица размера Т, в зависимости от года, когда производится
назначение трудовой пенсии и/или при конвертация.

Читайте также: