Нужно ли пенсионное удостоверение для оформления инвалидности

Обновлено: 16.05.2024

Определенные группы граждан больше других нуждаются в помощи государства. Далее рассмотрим, какие денежные выплаты и другие льготы полагаются лицам с инвалидностью.

Содержание:

Пособие по инвалидности

Граждане с ограниченными физиологическими возможностями считаются незащищенной социальной категорией. В связи с проблемами со здоровьем человек не имеет возможности полноценно трудиться, а значит иметь должное финансовое обеспечение. Поэтому он нуждается в материальной помощи. Существует 2 категории выплат: первая выделяется на региональном уровне, вторая — на федеральном.

В 2021 году пособие в России не является заменой выплаты пенсии по старости. Это отдельная финансовая помощь.

Виды пособий по инвалидности

Граждане, которым официально присвоена группа инвалидности, могут рассчитывать на следующие виды финансовой поддержки:

    Полагается гражданам, которые не успели наработать соответствующий рабочий стаж. Можно оформить несовершеннолетним гражданам или при потере кормильца, а также пенсионерам.
  • Трудовая. Пенсия выплачивается в качестве компенсации за утрату возможности получать в будущем доходы. Главное условие — это минимальный трудовой стаж от 1 дня.
  • Государственная. Начисление положено космонавтам, военнослужащим, ветеранам ВОВ, участникам блокады.

Кто может претендовать на выплаты

Претендовать на получение выплаты могут граждане, которые официально подтвердили инвалидность. Для этого нужно обратиться в медицинское учреждение, пройти комиссию, чтобы подтвердить ухудшение здоровья и отсутствие улучшений.

На территории РФ в зависимости от состояния здоровья принято выделять несколько категорий инвалидности:

  • I группа. Человек не способен самостоятельно себя обслуживать и зачастую нуждается в помощи третьих лиц, может потеряться в пространстве и не контролировать собственные действия.
  • II группа. Способен работать при помощи вспомогательных средств. Может передвигаться самостоятельно, сохраняется пространственная ориентация.
  • III группа. Наличие серьезного заболевания позволяет осуществлять трудовую деятельность на лояльных требованиях.
  • Дети-инвалиды. Общая категория, которая включает детей до совершеннолетнего возраста.

Важно: Граждане, относящиеся к одной из категорий, имеют возможность оформить обеспечение по инвалидности. Назначается пособие, которое выплачивается ежемесячно, а также единовременная выплата.

Единовременное пособие по инвалидности

Данная выплата выделяется один раз. Поддержка может быть оказана не только в денежном, но и натуральном эквиваленте. В каком виде получать пособие, остается на выбор гражданину.

Говоря о натуральном эквиваленте в состав входят следующие аспекты:

  • городская связь;
  • ежегодное посещение санатория;
  • социальный пакет услуг;
  • стоматологические услуги, протезирование каждые 5 лет.

Говоря о финансовой выплате, ее размер зависит от вида присвоенной категории:

  • I группа — 3897 рублей;
  • II группа — 2783 рублей;
  • III группа — 2228 рублей;
  • детям-инвалидам — 2783 рублей.

Внимание: гражданин имеет полное право выбрать финансовую выплату в качестве альтернативы натуральному эквиваленту. От оказания услуг можно отказаться частично, заменив финансовой компенсацией, либо полностью.

Для получения данного вида помощи необходимо подать:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие личность;
  • копию документа, подтверждающего инвалидность;
  • копию страхового свидетельства.

Если документы будет подавать доверенное лицо, необходимо также подтверждение его личности и нотариально заверенная доверенность.

Страховая выплата по инвалидности

Требуется выполнить 2 требования: иметь любую группу инвалидности и трудовой стаж.

Расчет общего эквивалента зависит от нескольких факторов:

  • группа;
  • рабочий стаж;
  • размер выплаченных взносов;
  • количество граждан, находящихся на попечительстве;
  • регион страны.

Страховая выплата включает фиксированную часть, которая индексируется ежегодно на государственном уровне. Согласно последним данным, на текущий год размер части варьируется в диапазоне 3500–24003 руб.

Для оформления данного пособия необходимо предоставить:

  • заявление;
  • паспорт или документ, удостоверяющий личность;
  • справку о периоде работы с указанием занимаемой должности, основанием для зачисления сотрудника в штат, заверенную подписью должностного лица;
  • другие документы, которые подтверждают дополнительную информацию.

Пособие по инвалидности по группам

Первая группа инвалидности

Зафиксированная прибавка к страховой части также выплачивается ежемесячно и составляет 5 686,25 рублей. Подробные данные по выплатам представлена в следующей таблице:

Фиксированный показатель выплаты рассчитывается с учетом регионального коэффициента независимо от того, где проживает гражданин на момент выплаты.

Так, например, чтобы получать повышенный размер пособия за рабочий стаж в условиях Крайнего Севера, гражданин не обязательно должен там проживать.

ЕДВ (единовременная выплата) установлена на отметке 3897 рублей. Получить денежное пособие возможно только в том случае, если гражданин официально отказывается от натурального эквивалента.

Для инвалидов I категории предоставлены следующие льготы:

  • скидка в размере 50% на оплату ЖКХ;
  • на покупку жилья;
  • на получение образования;
  • бесплатное использование общественного транспорта, в другой город скидка в размере половины от стоимости билета;
  • ежегодные путевки в санаторий, получение льготных медицинских препаратов, протезирование;
  • предоставление социальной поддержки — скидки на услуги сиделки, ритуальные услуги.

Для граждан, получивших инвалидность в результате военных действий, узникам концентрационных лагерей положено ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) в 1000 рублей. Для участников ВОВ, блокады Ленинграда — до 500 рублей.

Если у гражданина с инвалидностью ежемесячный доход находится ниже прожиточного минимума, дополнительно назначается ФСД (федеральная социальная дотация). Размер устанавливается в зависимости от региона или области.

Вторая группа инвалидности

Общий размер выплаты дополнительно к страховой части для инвалидов II категории составляет 5 686,25 рублей. Подробная информация о выплатах в следующей таблице:

Надбавка ЕДВ составляет 2 783 рублей. Касательно фиксированной выплаты, то надбавки такие же, как и для первой категории: 1000 и 500 рублей. Претендовать на дотацию на государственном уровне возможно, если размер прожиточного минимума ниже.

Также предусмотрены следующие льготы:

  • пользование городским транспортом бесплатно;
  • скидка на использование других видов транспорта в размере 50%;
  • ежегодное посещение санатория;
  • получение медицинских препаратов;
  • протезирование в стоматологии;
  • обучение;
  • оплата ЖКХ в размере половины от общего счета за услуги;
  • применение медицинского оборудования, позволяющего обеспечить наилучший образ жизни — слуховых аппаратов, ортопедической обуви.

Третья группа инвалидности

Фиксированная часть пособия для инвалидов третьей категории составляет 2843,13 рубля. В следующей таблице расписаны подробные размеры выплат и условия:

Кроме того, граждане данной категории могут дополнительно получать:

  • единовременную выплату в размере 2228 рублей;
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в диапазоне 500–1000 рублей;
  • дотацию на федеральном уровне.

Также предоставляются следующие льготы:

  • оплата ЖКХ в размере 50%;
  • получение жилищной субсидии;
  • право бесплатного проезда на общественном транспорте;
  • ежегодное посещение санатория со скидкой в 50%;
  • скидка на медицинские препараты в размере 50%;
  • обучение на льготных условиях.

Если инвалид трудится на предприятии, то длительность отпуска увеличивается до 60 дней. При этом рабочие часы в неделю сокращены до 40. Увольнение инвалида по закону возможно по инициативе работодателя при том условии, если работник находится на восстановлении здоровья или больничном свыше 4 месяцев. Гражданин имеет право получить оплаченный отпуск или выходное пособие.

Пособие инвалидам с детства

На законодательном уровне предусмотрены следующие выплаты:

  • социальное пособие: первой группе — 12681,29 рублей, второй группе — 10567,73 рублей, третьей группе — 4491,3 рублей;
  • единовременная выплата: для первой категории — 3897 рублей, второй — 2783 рублей, третьей — 2228 рублей.

В случае потери кормильца полагается выплата дополнительного пособия. Инвалиды с детства могут претендовать на такие же льготы, как и граждане, которые получили данный статус в течение жизни.

Пособие детям-инвалидам

Детям несовершеннолетнего возраста предусмотрены следующие выплаты:

  • единовременная — 2783 рубля;
  • социальная — 12423,44 рублей.

По уходу за ребенком-инвалидом полагается следующее финансовое обеспечение:

  • для родителей или официальных опекунов положено 10 000 рублей;
  • для остальных категорий граждан — 1200 рублей.

Для детей-инвалидов предусмотрены такие же льготы, как и для других граждан с инвалидностью. Дополнительные льготы в виде увеличенного отпуска, досрочного выхода на пенсию.

Важно: данные пособия положены только детям до достижения совершеннолетнего возраста. При условии, что трудоспособность не восстановилась после 18 лет, гражданину присваивается категория инвалида с детства. Поэтому назначаются социальные выплаты.

Пособие работающим инвалидам

Трудоустроенные лица тоже могут претендовать на пенсию по инвалидности. Для рабочей группы установлена другая сумма — каждый инвалид III группы получает пособие в размере 4 765,27 рубля. Помимо этого, в зависимости от региона проживания льготника действуют свои районные коэффициенты.

Пособие инвалидам при увольнении

Причиной увольнения работающего инвалида может стать полная потеря трудоспособности или отсутствие подходящих вакансий. Такое увольнение оформляется, как по независящим от воли сторон обстоятельствам. Льготнику причитается выходное пособие, которое должен выдать работодатель. В него входят:

  • пособие за стационарное и амбулаторное лечение;
  • компенсация за неиспользованные отпускные;
  • двухнедельные выплаты.

Получение ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение)

Выплату ввели на территории РФ с 60-летним юбилеем победы в ВОВ, поэтому на ее получение могут рассчитывать только участники боевых действий. Дополнительно 1000 рублей могут получить следующие категории населения:

Получить выплату в размере 500 рублей могут:

  • вдовы погибших граждан ВОВ и инвалидов;
  • инвалиды, которые несли военную службу в ВОВ и не были участниками боевых действий;
  • пленники лагерей совершеннолетнего возраста;
  • лица со статусом жителей блокады Ленинграда.

Получение пособий в связи с коронавирусом

Для инвалидов, которые ранее получили инвалидность, автоматически пролонгируются выплаты до полугода при том условии, если освидетельствование попадает в период до 01.03.2021. Подобное условие также касается детей-инвалидов. Медицинская и социальная экспертиза будет проводиться без личного присутствия гражданина. Данное предложение было опубликовано Минтрудом РФ.

Необходимый пакет документов

Чтобы ознакомиться с правилами оформления, можно обратиться в медицинское учреждение, которое присваивает категорию инвалидности. После получения соответствующего заключения, остается обратиться с заявлением в ПФР и предоставить следующий набор документов:

  • удостоверение личности;
  • медицинское заключение;
  • трудовую книжку.

Внимание: в зависимости от того, какое пособие планируется оформить (например, скидку на ЖКХ), может быть запрошен дополнительный набор документов. Поэтому перед обращением целесообразно уточнить информацию у ответственных органов.

Как правило, пособие выплачивается вместе с назначенной пенсией. Чтобы узнать размер пособия, достаточно обратиться в ПФР. Кроме того, сотрудники подробно проконсультируют, какие документы нужно собрать. Дополнительно нужно открыть банковский счет, на который будут сделаны перечисления.

Инструкция по оформлению

Перечисление социальной пенсии осуществляется ежемесячно. Гражданин может самостоятельно выбрать ответственный орган, который будет заниматься оформлением выплаты. Получать выплаты может третье лицо при оформлении генеральной доверенности сроком 1 год.

Получить выплату можно несколькими методами:

  • Почтовое отправление. Пенсию можно получить с доставкой на домашний адрес, либо самостоятельно в отделении. Должен быть соблюден определенный срок выплат, который устанавливается индивидуально в каждом регионе. Когда пенсионная выплата не забирается в течение полугода, ее перечисление останавливается. Для восстановления придется обратиться в ПФР.
  • Посредством банковского перечисления. Денежные средства можно получить в банковском отделении наличными либо путем отправки денег на расчетный счет. В таком случае средства можно снять в любое удобное время. Кроме того, пенсионеры не должны оплачивать банковское обслуживание.
  • Организацией, занятой доставкой пенсионных перечислений. Денежные средства можно забрать самостоятельно из офиса организации либо заказать услугу доставки курьером. Полный список организаций, которые могут оказывать данную услугу, утверждается на региональном уровне. Чтобы не попасть в руки мошенников, список публикуется на официальном сайте ПФР.

Дополнительная помощь для инвалидов

Финансовая помощь — не единственная мера поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды. Дополнительную помощь можно получить в различных сферах жизнедеятельности:

  • Трудовые условия. Гражданин должен дать официальное согласие на сверхурочную работу, а также в выходной день, днем или ночью. Кроме того, трудовая деятельность не должна причинять дополнительный вред здоровью.
  • Использование общественного транспорта. Дети-инвалиды могут пользоваться транспортом бесплатно, также данной льготой могут воспользоваться инвалиды I, II групп, а также граждане с ограниченным зрением или двигательными возможностями.
  • Есть возможность водить ТС при условии, что будет установлен специальный знак. Кроме того, можно бесплатно парковаться.
  • Скидки на приобретение медицинских препаратов. Льгота предусмотрена в размере 50 или 100% в зависимости от того, работает ли гражданин.
  • Посещение общественных мест. Инвалиды I, II группы имеют право посещать медицинские учреждения без очереди и другие общественные места (в магазинах, поликлиниках).
  • Проживание. Согласно установленным нормативам, пенсионер не должен проживать на площади менее 36 м², что в два раза больше, чем для человека с нормальным здоровьем. Денежные средства выделяются из государственного бюджета для специализированного оборудования и устройств.
  • Получение социального жилья. Инвалиду предоставляется жилье при оформлении договора соцнайма. Для начала гражданина ставят на учет. Для инвалидов-сирот предоставление жилья осуществляется без очереди.

Важно отметить, что данный список неполный. Чтобы узнать более подробную информацию о льготах, достаточно посетить официальный сайт ПФР или прочитать закон о соцзащите. На государственном уровне предусмотрена гибкая система поддержки инвалидов различных категорий, что позволяет поддерживать уровень жизни граждан на должном уровне.

Анна Хмылова

2. документы, удостоверяющие личность гражданина (представителя). В качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство, предъявляется паспорт гражданина. Для иностранных граждан и лиц без гражданства – вид на жительство;

3. документы, подтверждающие продолжительность стажа. Основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина до регистрации его в качестве застрахованного лица в системе ОПС, является трудовая книжка. После регистрации периоды работы подтверждаются по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. При отсутствии трудовой книжки, а также когда в ней содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

· письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

· договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, оформленный в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документ работодателя об уплате обязательных платежей и акт о приеме-сдаче выполненных работ;

· трудовые книжки колхозников;

· справки, которые выдают работодатели или государственные (муниципальные) органы;

· выписки из приказов;

· лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы

Документы, подтверждающие периоды работы, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания их выдачи.

4. выписка из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом. Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет ее в территориальный орган Пенсионного фонда России в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Для подтверждения дополнительных обстоятельств прилагаются документы:

· об изменении фамилии, имени, отчества. В качестве таких документов предъявляются: свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака;

· о среднемесячном заработке. Действующим пенсионным законодательством предусмотрены два варианта исчисления среднемесячного заработка за периоды работы до 2002 года. Первый вариант: берется среднемесячный заработок за 2000–2001 годы. Причем заработная плата, полученная в эти годы, учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, т. е. все сведения хранятся в Пенсионном фонде России, а значит никакой справки за этот период предоставлять не нужно. Если зарплата в 2000–2001 годах была небольшая либо Вы в этот период не работали (или работали неофициально), то следует представить справку за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года. Эту справку выдает работодатель либо государственные (муниципальные) органы на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдают правопреемник, вышестоящий орган или архивная организация, располагающие необходимыми сведениями.

Также для исчисления пенсии принимаются:

– расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;

– копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями;

  • о нетрудоспособных членах семьи.Нетрудоспособными членами семьи признаются:

– дети, братья, сестры и внуки:

а) не достигшие 18 лет;

б) обучающиеся очно в образовательных организациях по основным образовательным программам до окончания обучения, но не старше 23 лет. Сюда относятся и те иностранные образовательные организации, которые расположены за пределами территории России, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом период обучения подтверждается справками, выдаваемыми этими образовательными организациями;

в) достигшие 18 лет, но ставшие инвалидами до достижения 18 лет.

При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

г) дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, и при этом нет никого, кто обязан их содержать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

д) родители и супруг, если они достигли возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) либо являются инвалидами.

В качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются: свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака;

· подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении. Подтверждается справкой жилищных органов, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях – решением суда об установлении данного факта;

· подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации. В качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета).

В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета.

. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории РФ, является его личное заявление;

· подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ. Это определяется на основании документов, которые выдают дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации либо компетентные органы (должностные лица) иностранного государства.

В том случае, если необходимые документы есть в пенсионном деле, то их представлять не обязательно.

Власти столицы помогают инвалидам во многих аспектах — от денежных выплат до создания комфортной городской среды.

Узнайте, как оформить денежные выплаты, в частности:

Узнайте, как получить помощь для семей с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами:

  • выплаты и другая помощь (специальные условия обучения для детей, специальные условия труда для родителей) для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
  • выплаты для семей с детьми, которых воспитывают родители-инвалиды.

Узнайте, как получить социально-медицинские услуги:

Узнайте, как получить жилищную поддержку, в частности:

Узнайте, как получить льготы по использованию транспорта, в частности:

2. Как оформить страховую пенсию по инвалидности?

Работающие или работавшие ранее инвалиды могут получать страховую пенсию по инвалидности (выплачивается инвалидам I, II или III группы, имеющим хотя бы один день страхового стажа).

Для назначения страховой пенсии по инвалидности нужно, чтобы:

  • обращающийся за пенсией был признан инвалидом и ему была установлена группа инвалидности;
  • обращающийся официально проработал хотя бы один день, то есть у него был хотя бы один день страхового стажа. Если страховой стаж полностью отсутствует, то будет назначена социальная пенсия по инвалидности.

Для оформления страховой пенсии по инвалидности вам обязательно понадобятся следующие документы:

Страховая пенсия по инвалидности оформляется:

3. Как оформить государственную пенсию по инвалидности?

Государственная пенсия по инвалидности назначается:

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.

Для оформления государственной пенсии по инвалидности вам понадобятся:

  • заявление о назначении государственной пенсии по инвалидности (бланк заявления);
  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • документы о праве на получение государственной пенсии в зависимости от категории лица, обратившегося за указанной пенсией.

Страховая пенсия по инвалидности оформляется:

4. Как оформить ежемесячную доплату к пенсии?

Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии предоставляется:

  • военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан;
  • военнослужащим, ставшим инвалидами в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с 1995 года.

Доплата к пенсии назначается военнослужащему, который соответствует всем перечисленным ниже требованиям:

Размер доплаты к пенсии можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Для оформления доплаты к пенсии вам понадобятся:

  • заявление на выплаты пенсионерам и инвалидам (бланк заявления);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномчия представителя (в случае обращения уполномоченного представителя заявителя);
  • документ, подтверждающий факт регистрации по месту жительства в городе Москве (в случае отсутствия такой отметки в документе, удостоверяющем личность);
  • пенсионное удостоверение или справка о факте назначения пенсии в Москве (для пенсионеров, получающих пенсию в пенсионном органе федерального органа исполнительной власти);
  • документ, подтверждающий факт получения ранения (контузии, увечья, заболевания) во время участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан или в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с 1995 года, приведшего к инвалидности, выданный органом, в котором военнослужащий проходил военную службу, или заключение военно-врачебной комиссии.

5. Как получить помощь в снижении этажности инвалидам-колясочникам?

Страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилье предоставляется в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

Замена производится на равнозначное по площади жилое помещение:

  • по договору безвозмездного пользования (для занимающих жилое помещение на основании договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования);
  • по договору мены либо (по желанию инвалидов) по договору безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда города Москвы (для занимающих жилое помещение на праве собственности).

Узнайте, как получить помощь в снижении этажности в нашей инструкции.

6. Как получить помощь в улучшении жилищных условий для страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями?

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает право на внеочередное улучшение жилищных условий для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Для получения жилья вне очереди необходимо встать на жилищный учет и подать заявление на внеочередное предоставление жилья.

Узнайте, как получить помощь в улучшении жилищных условий, в нашей инструкции.

7. Как получить дополнительные льготы инвалидам — участникам городских жилищных программ?

  • выкупная стоимость жилого помещения при подписании договора купли-продажи определяется за вычетом 30% из площади жилого помещения для семей, имеющих детей-инвалидов;
  • при рождении в семье (усыновлении) третьего или последующего ребенка в период действия договора купли-продажи с рассрочкой платежа, а также при признании одного из детей инвалидом в этот период, осуществляется однократное списание 30% от указанной в договоре купли-продажи выкупной стоимости приобретенного у города Москвы жилья. При этом размер списания не может превышать остатка невыплаченной стоимости жилого помещения.

Узнайте, как получить помощь в улучшении жилищных условий, в нашей инструкции.

8. Как найти работу для инвалида?

Подбор подходящей работы для инвалидов проводится в соответствии с медицинскими рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

По месту обращения вам:

  • предоставят информацию об имеющихся вакансиях;
  • окажут консультации по вопросам трудоустройства;
  • предложат пройти тестирование с целью подбора подходящей сферы трудовой деятельности;
  • предоставят информацию о возможности пройти профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации;
  • окажут психологическую поддержку;
  • предоставят возможность принять участие в оплачиваемых общественных и временных работах;
  • предоставят информацию о проводящихся ярмарках вакансий.

Кроме того, вы можете ознакомиться с вакансиями для инвалидов на Портале открытых данных.

9. Как воспользоваться услугами центра мобильности в метро?

Чтобы гарантированно получить помощь инспекторов центра, нужно заранее (не менее чем за 24 часа до поездки) оставить заявку на сопровождение:

Услуги инспекторов бесплатны для пассажиров. Оплачивается только проезд в метро согласно действующим тарифам. Если у вас есть право бесплатного проезда, для вас бесплатными будут и проезд, и услуги инспекторов центра.

10. Какие льготы на парковку есть у инвалида?

Инвалиды или те, кто перевозит инвалидов или детей-инвалидов, могут парковаться на специальных местах для инвалидов, которые не имеют право занимать другие участники дорожного движения. С 1 июля 2020 года чтобы воспользоваться этим парковочным местом, нужно, чтобы:

С 1 июля 2020 года для бесплатной парковки в зоне платной парковки в Москве не нужно дополнительно получать льготное разрешение на парковку. Московский реестр парковочных разрешений для инвалидов упразднили, а все данные об автомобилях из него перенесли в Федеральный реестр инвалидов. Проверить актуальность сведений можно при помощи онлайн-сервиса, достаточно указать госномер машины.

Если данных нет, либо есть, но вы хотите их изменить (например, поменять машину или срок действия разрешения), нужно подать заявление. Сделать это можно:

Обратите внимание, в реестр вносятся сведения только на 1 автомобиль, но эти данные можно менять.

Автомобиль будет внесен в Федеральный реестр инвалидов в течение 15 минут с момента регистрации заявления.

11. Как получить бесплатную юридическую помощь?

Инвалиды I и II группы могут получить бесплатную юридическую помощь, обратившись к специальным московским адвокатам. Полный список адвокатов, оказывающих такую помощь, размещен на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

Чтобы получить бесплатную юридическую помощь, вам нужно обратиться к адвокату (в адвокатское образование) с документами. Вам понадобятся:

  • письменное заявление, в котором указаны сведения и факты, подтверждающие правовые основания для предъявления требований в суд, государственный (муниципальный) орган, организацию;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • справка об инвалидности.

Поставщики услуги: Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Как получить услугу:

По направлению из поликлиники

  1. В случае отказа в оформлении направления в поликлинике, необходимо запросить справку об отказе для дальнейшего самостоятельного обращения в бюро.

Самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (пребывания).

Необходимые документы для предоставления в бюро:

  1. Документы, удостоверяющие личность.
  2. Направление из поликлиники либо справка об отказе в направлении.
  3. Согласие гражданина (официального представителя).
  4. Заявление об оказании услуги по проведению экспертизы (в отдельных случаях).

Срок оформления:

  • Один месяц с момента передачи медицинским учреждением документов в медико-социальную экспертизу (либо самостоятельного предоставления документов в медико-социальную экспертизу).
  • Не более 3-х дней для нуждающихся в паллиативной помощи, находящихся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации.

Кто может обратиться за услугой:

Поставщик услуги: Пенсионный фонд России.

Как получить услугу:

Вариант 1. Лично обратиться в территориальные органы ПФР или в МФЦ.

Вариант 2. Обратиться к работодателю.

Необходимые документы:

  1. Заявление о назначении пенсии.
  2. Документы, удостоверяющие личность (паспорт).

Срок оформления: 10 рабочих дней (с 1 января 2022 г. – 5 рабочих дней).

Кто имеет право на выплаты:

  1. Граждане России, получившие статус инвалида I, II, III группы.
  2. Граждане России – дети-инвалиды.

Поставщик услуги: Пенсионный Фонд России

Как получить услугу:

Срок оформления:

10 дней со дня поступления сведений в территориальный орган Пенсионного Фонда сведений об инвалидности.

Кто может получить:

Поставщик услуг:

  1. Фонд Социального Страхования
  2. Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).

Как получить услугу:

Необходимые документы:

  1. Заявление об отказе/заявление о возобновлении предоставления социальных услуг.
  2. Заявление об отзыве ранее поданного заявления.
  3. Документы, удостоверяющие личность.
  4. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  5. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

Состав набора:

  1. Лекарства по рецептам, медицинские изделия по рецептам, спец. продукты лечебного питания для детей-инвалидов.
  2. При показаниях путевки на санаторно-курортное лечение.
  3. Проезд на пригородном ж/д транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно, также и для сопровождающих инвалидов Iгруппы и детей инвалидов.

Срок оформления:

  • Подача заявления до 01 октября.
  • Пенсионный Фонд рассматривает заявление – 5 рабочих дней.
  • Выплата – через месяц с даты принятия решения.

Кто может получить:

Поставщик услуги: Фонд социального страхования

Как получить путевку и бесплатный проезд:

Вариант 1. Лично обратиться в территориальный орган Фонда Социального Страхования или в МФЦ (при условии наличия соглашения о взаимодействии с Фондом).

Вариант 2. Лично обратиться в Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).

Необходимые документы:

  1. Путевка:
    • - заявление о предоставлении путевки;
    • - медицинская справка на лечение по форме № 070/у;
    • - документы, удостоверяющие личность;
    • - документы, удостоверяющие личность представителя;
    • - документ, подтверждающий полномочия представителя.
  2. Транспорт:
    • - заявление о предоставлении бесплатного проезда;
    • - документы, удостоверяющие личность;
    • - документы, удостоверяющие личность представителя;
    • - документ, подтверждающий полномочия представителя;
    • - направление к месту лечения, выданное медицинским учреждением;
    • - талон №2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения, выданный медицинским учреждением.

Срок оформления:

Кто имеет право на бесплатную парковку:

Как получить услугу:

Подать заявление лично (официальным представителем) в Пенсионный фонд России:

Необходимые документы:

Срок получения: 15 минут.

Кто может воспользоваться:

  1. Инвалиды.
  2. Дети-инвалиды.
  3. Отдельные категории граждан из числа ветеранов, которые не являются инвалидами:

Поставщики услуги: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и территориальные органы ФСС.

Виды технических средств:

Как получить:

Вариант 1. Лично подойти в территориальный орган ФСС либо МФЦ, территориальный центр социального обслуживания.

Вариант 2. Через Интернет в личном кабинете:

Необходимые документы для получения технических средств реабилитации (ТСР), в том числе протезов, протезно-ортопедических изделий (для ветеранов), и их замены:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).
  7. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  8. Заключение медико-технической экспертизы для подтверждения необходимости замены (в том числе досрочной замены) ТСР.

Сроки оформления:

  • 15 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР.
  • 7 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР (для инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи).
  • Не больше 60 дней – срок изготовления технических средств по индивидуальному заказу в рамках действующего государственного контракта.
  • 30 дней – предоставление изделия при его серийном производстве в рамках действующего государственного контракта.

Необходимые документы для получения собак-проводников:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).

Сроки оформления:

В течение 15 дней с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о постановке на учет по обеспечению собакой-проводником. Одновременно с уведомлением высылается направление в организацию для получения собаки-проводника.

Виды услуг:

  • предоставление услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу;
  • ремонт ТСР, включая протезно-ортопедические изделия;
  • ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Необходимые документы для получения услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).

Сроки оформления:

Не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления и комплекта документов осуществляется постановка инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу и выдается направление в организацию, предоставляющую такие услуги.

Необходимые документы для получения услуг по ремонту ТСР:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  7. Заключение медико-технической экспертизы о необходимости ремонта технического средства (изделия).
  8. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).

Сроки оформления:

  • 15 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР.
  • 7 календарных дней с даты поступления заявления и всех документов – уведомление о постановке на учет для предоставления услуги по ремонту ТСР (для инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи).
  • В 7-дневный срок с даты заключения государственного контракта – при отсутствии действующего государственного контракта.

Необходимые документы для получения ежегодной денежной компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников собаки-проводника:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  6. Документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника (паспорт установленного образца на собаку-проводника).
  7. Копия справки установленного образца об осмотре собаки-проводника, выданной государственным ветеринарным учреждением не ранее чем за 30 дней до подачи заявления (для следующей выплаты компенсации).

Сроки оформления:

В 15-дневный срок с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о назначении компенсации и ее размера.
Выплата компенсации осуществляется в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление. Следующая выплата компенсации инвалиду производится по истечении одного года после получения компенсации за предыдущий год.

Необходимые документы для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (ПОИ) или оказанные за счет собственных средств услуги, а также при оплате проезда к месту нахождения организации для получения ТСР и услуг:

  1. Заявление о предоставлении услуги.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, удостоверяющие личность представителя.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  5. Для детей до 14-ти лет – свидетельство о рождении.
  6. Документы, подтверждающие место жительства (место пребывания или фактического проживания).
  7. Заключение медико-технической экспертизы о необходимости ремонта, замены ТСР.
  8. Заключение врачебной комиссии (для ветеранов).
  9. Документы (чеки, счета), подтверждающие понесенные затраты, проездные документы.
  10. Письменное подтверждение о необходимости поездки, выданное организацией-поставщиком изделия/услуги.
  11. Для спортсменов – документ, подтверждающий, что инвалид является кандидатом в сборную команды в официальных спортивных мероприятиях Единого календарного плана регионального, всероссийского и международного уровней.

Сроки оформления:

  • в течение 30 дней со дня принятия заявления и комплекта документов – решение о выплате компенсации;
  • один месяц – осуществление выплаты с даты принятия указанного решения.

Электронный сертификат – это новый сервис обеспечения ТСР и является дополнением к уже действующим способам обеспечения средствами реабилитации.

Как работает электронный сертификат?

Электронный сертификат - это запись в реестре, привязанная к номеру карты МИР.

Сервис организован так, что деньги, выделенные на покупку, не перечисляются на карту, а резервируются под каждое ТСР (в соответствии с ИПРА) в бюджете Федеральным казначейством, и напрямую отправляются продавцу при покупке изделия с использованием карты МИР.

Если вам понравилось изделие по цене превышающее номинал сертификата, вы все равно сможете с его помощью оплатить покупку, при этом доплатив из собственных средств только разницу в цене. Единственное условие – изделие должно соответствовать ИПРА.

Если вам положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении.

На каждый вид ТСР выдадут отдельный сертификат, но все сертификаты будут привязаны к одной карте МИР.

Сертификат содержит следующую информацию:

Вид и количество ТСР, которые можно приобрести по сертификату

Максимальная цена за единицу ТСР, которую можно оплатить сертификатом

Срок действия, в течение которого можно использовать сертификат для оплаты ТСР

Как оформить сертификат?

Примите решение о необходимости оформления сертификата.

Осуществите покупку выбранного вами ТСР в магазине лично либо в online -магазине, подключенных к государственной информационной системе электронных сертификатов (ГИС ЭС) .

Если вы по какой-либо причине решили приобрести ТСР другим, традиционным способом, вы можете отказаться от сертификата, подав заявление об отзыве сертификата таким же способом, как подавали на оформление.

Необходимые документы:

Через МФЦ или в территориальном отделении ФСС:

Документ, удостоверяющий личность

Номер карты Мир, выпущенной любым банком

Для оформления через портал Госуслуги : заявление и номер карты МИР

Читайте также: