Куда обращаться по вопросам пенсии

Обновлено: 01.05.2024

Пенсионный фонд России (ПФР) является государственным учреждением, в обязанность которого входят осуществление пенсионного страхования и социальное обеспечение граждан. Перечень функций ПФР довольно широк: персонифицированный учет, назначение и выплаты страховых пенсий, обработка отчетов плательщиков страховых взносов, назначение и выплата материнского капитала и так далее.

В этой связи Пенсионный фонд является тем учреждением, с которым граждане взаимодействуют наиболее часто. Однако не всегда застрахованные лица и страхователи удовлетворены работой учреждения. Нередко возникают спорные моменты, когда, по мнению граждан и организаций, сотрудники ПФР принимают неправомерные решения.

Бесплатно по России

При этом закон позволяет обжаловать действия/бездействие сотрудников Пенсионного фонда в вышестоящие и контролирующие органы. Однако не все знают, каким образом обжалование можно осуществить. О том, как и куда жаловаться на Пенсионный фонд и пойдет речь далее в статье.

Причины претензий

В силу обширного перечня функций и задач, которые возложены на данное ведомство, оснований для подачи жалобы довольно много. Ниже приведем наиболее распространенные неправомерные действия сотрудников ПФР, которые граждане вправе обжаловать в установленном порядке.

Ошибочный расчет пенсии

Пенсионное законодательство довольно сложное и запутанное. При подсчете и начислении материальных выплат гражданам учитывается множество факторов, включая стаж, объем пенсионных прав, всевозможные льготы и послабления.

В этой связи нередко возникают ошибки при определении размера материального обеспечения. При этом неверный расчет, как правило, существенно снижает размер ежемесячной выплаты.

Как правило, неправильный подсчет происходит из-за того, что какой-либо период трудовой деятельности не был учтен сотрудниками при подсчете стажа. Однако, конечно, могут быть и иные причины.

Внимание! Важно понимать, что расчет пенсии производится на основании данных самого ПФР и представленных заявителем документов. Поэтому если у гражданина нет документальных подтверждений своей правоты, то, в первую очередь, следует озаботиться их получением, поскольку не подкрепленная доказательствами жалоба не принесет положительного результата.

Отказ в принятии документов и предоставлении государственной услуги

Установлено, что сотрудники ПФР не вправе отказывать в предоставлении услуг. Однако нередко возникают ситуации, когда под тем или иным предлогом в отделении отказываются принимать документы от гражданина, ссылаясь на неправильное их оформление, недостаточную комплектность или вовсе не называя причин.

Такие действия являются грубым нарушением закона. Сотрудники ПФР обязаны принимать заявления и иные документы в пределах своей компетенции. Если же в них содержатся ошибки или нарушен порядок подачи бумаг, то документы возвращаются заявителю, однако осуществляется это в строгом соответствии с установленной процедурой.

Нарушение сроков оказания услуг

В соответствии с законодательством та или иная услуга, находящаяся в компетенции Пенсионного фонда России, должна быть оказана не позднее истечения определенного срока. К примеру, назначение страховой пенсии осуществляется в течение 10 дней с момента принятия заявления. Однако возможен и более длительный срок рассмотрения – в течение 3 месяцев, однако причины такой отсрочки должны быть обоснованными.

Если сроки не соблюдаются или основания для более длительного рассмотрения отсутствуют, заявитель вправе обратиться с жалобой на бездействие должностных лиц ПФР.

Неподобающее поведение сотрудников Пенсионного фонда

Наиболее прозаичной причиной, по которой направляются жалобы на ПФР, является грубость сотрудников фонда.

Как правило, подобный конфликт имеет причину, не имеющую отношения к компетенции должностного лица, однако любое государственное учреждение имеет стандарты взаимодействия с гражданами, в рамках которых действуют определенные этические нормы. Иными словами, грубость и неподобающее поведение при работе с заявителями недопустимы.

Как правильно написать жалобу в ПФР

Каких-либо специальных требований, предъявляемых к такому документу, как жалоба, не существует. Компетентные органы обязаны принять обращение вне зависимости от характера его содержания.

Однако чтобы жалоба возымела действие, специалисты рекомендуют ее составлять в соответствии с правилами официального документооборота.

Так, обращаться следует в письменном виде. В нем не должно быть грубых грамматических ошибок, нежелательны опечатки и исправления.

Справка! Текст документа может быть написан собственноручно или набран на компьютере. Принципиального значения для возможности скорейшего рассмотрения обращения это не имеет.

Сама жалоба, являясь юридически значимым документом, должна иметь определенную структуру, благодаря чему изложенная в ней позиция будет более лаконичной и четкой.

Образец жалобы в Пенсионный фонд:


Жалоба в обязательном порядке заверяется подписью ее составителя, а также проставляется дата ее написания.

Важно! В тексте жалобы нет необходимости ссылаться на отдельные нормы права и положения законодательства. Однако наличие таких отсылок значительно увеличивает возможность положительного рассмотрения обращения.

Ниже рассмотрим ряд инстанций, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников фонда.

В отделение ПФР

Контроль работы сотрудников возлагается на их непосредственного руководителя. Поэтому жалоба в адрес руководителя отделения будет эффективна в случае хамства и некомпетентности работающих с гражданами должностных лиц. Кроме этого, ему же следует жаловаться и на неправильную организацию приема граждан.

Руководителю территориального отдела

Территориальные отделы координируют деятельность отделений ПФР в конкретном регионе. Руководителю территориального отдела подают жалобу, если обращение к руководству отделения не принесло результата. Кроме этого, на имя руководства отдела подаются обращения, связанные с неправильным начислением пенсионных выплат, нарушением срока оказания услуг и так далее.

В администрацию Президента РФ

В прокуратуру

Прокуратура является надзорным ведомством, в обязанности которого входит контроль исполнения законодательства. Обращение в прокуратуру целесообразно направлять в случаях систематического нарушения прав граждан органами ПФР.

Обращение в суд

Обращение в суд является наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав. Однако в адрес судебного органа подается не жалоба, а заявление.

Оно рассматривается в порядке искового производства, в связи с чем требования к его составлению и порядку подачи устанавливаются процессуальным законодательством. Поскольку ошибки при составлении искового заявления недопустимы, то рекомендуется поручить эту задачу квалифицированному юристу.

Сегодня все большее распространение получают электронные формы взаимодействия с государственными органами. Так, возможно подать жалобу в вышестоящие органы ПФР посредством официального сайта ведомства.

Полезное видео

Как правильно составить иск в суд смотрите в видео:


Заключение

Пенсионный фонд России является ведомством, с которым граждане контактируют довольно часто. При этом нередко решения должностных лиц могут быть неправомерными, что является основанием для подачи жалобы в вышестоящий или контролирующий орган.

Если вам положена социальная выплата, но она не поступила, как действовать в такой ситуации?

Начисление и выплата социальных пособий в России

Хотя пенсионеры и льготники привыкли ругать власть, в России предусмотрено много мер государственной поддержки малоимущих и социально незащищенных граждан. Только детские пособия охватывают период с беременности до 17 лет. Тяжело обычному человеку разобраться, по какому ведомству какое из них проходит, и куда обращаться для назначения и получения выплаты.

Конечно, есть сервис госууслуг и МФЦ, которые принимают заявления и документы почти на все существующие социальные выплаты (за исключением некоторых региональных). Но удобство электронных сервисов государственных и муниципальных услуг и Многофункциональных центров на этом заканчивается. Если выплату назначили, но она по каким-то причинам не поступает или деньги перечисляют с задержкой и неравномерно, человек просто не знает, куда обращаться, ведь на портале госууслуг и в МФЦ на такие вопросы ему не ответят.

Если у вас есть вопросы по льготам и доплатам в 1500 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии - для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам - 8 800 350 09 51 . Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Но на самом деле, все намного проще, чем кажется. Практически все соцвыплаты находят в юрисдикции всего трех ведомств:

  • Пенсионного фонда России (федеральные выплаты);
  • органы соцзащиты населения (муниципальные льготы и выплаты);
  • Фонда социального страхования (выплаты, связанные с работой).

Запомните главное правило — если выплата работает и на федеральном, и на региональном уровнях, то она в ведении ПФР, а если только на местном уровне — соцзащиты. Например:

  • за оформлением федерального материнского капитала обращаются в ПФР;
  • региональный материнский капитал назначают органы соцзащиты;
  • пенсию выплачивает ПФР;
  • региональные доплаты ветеранам труда или инвалидам — органы соцзащиты.

И так далее. В ФСС назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности (в том числе декретные) и выплаты, связанные с профессиональными заболеваниями и травмами. Другими выплатами ФСС не занимается.

Но в 2021 году началась оптимизация соцвыплат и многие региональные льготы начали передавать в Пенсионный фонд. Это удобно для льготников, так как на все их вопросы отвечает всего одно ведомство. Но коснулись ли перемены вашего региона, уточняйте в местном управлении ПФР.

Куда обращаться, если назначенная выплата не поступила

Чтобы понимать, куда звонить, если социальные выплаты назначены, но деньги не пришли, и что с этим делать, необходимо понимать, через какое ведомство поступают деньги. Кроме того, имеет значение название назначенной социальной выплаты:

  • пособие;
  • субсидия;
  • компенсация;
  • дотация.

Уточнить это проще всего на госууслугах. Там же видно, какое ведомство заведует выплатой, то есть кому передано заявление.

Обратите внимаете, что единого центра или службы, которая могла бы оперативно ответить на вопросы по всем соцвыплатам в России пока не существует. Поэтому найдите на сайте соответствующей службы (ФСС, соцзащиты или ПФР) график начислений и выплат. В таких графиках указаны даты, названия льгот, районы проживания получателей и банки, через которые проходят пособия.

При отсутствии в назначенный день перечисления обращайтесь к специалисту ведомства, который обслуживает ваше выплатное дело. Найти его координаты проще всего по телефону в территориальном отделении. Если вы решили не звонить, а посетить отделение лично, возьмите с собой банковские выписки, подтверждающие отсутствие поступлений. Так разговор будет предметным, а разобраться в причинах будет намного проще.

Одной из возможных причин, по которым деньги не дошли до получателя является карта иностранной платежной системы, привязанная к счету. Сейчас социальные выплаты поступают только на карты НСПК МИР.

С 2018 года в России работает Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Она позволяет гражданам вовремя узнавать о положенных им льготах, кому и куда обращаться по этому поводу. Но в ней нет информации о причинах отсутствия перечислений по назначенному пособию или компенсации.

Для выяснения всех обстоятельств дозванивайтесь на многоканальные телефоны или номера кол-центров — вас проинформируют о сроках предоставления каждой из мер поддержки и объяснят, почему деньги задерживаются. Часто для получения выплаты и исключения задержек в дальнейшем достаточно просто уточнить реквизиты.

Пенсионный фонд напоминает, что в ноябре и декабре пенсионеры могут получить перерасчет пенсии и получить доплату в 1500 рублей. Если у вас есть вопросы по льготам и пособиям и доплатам в 1500 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии - для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам - 8 800 350 09 51 . Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Поделитесь в комментариях, что вы думаете о данных изменениях и предложениях?

Читайте также: