Когда выплачивают пенсию военным пенсионерам после увольнения

Обновлено: 17.05.2024

Индексация пенсий — это ежегодный пересчет стоимости пенсионных баллов в сторону увеличения с учетом темпа роста инфляции. Ежегодное повышение касается не всех государственных выплат. Для некоторых категорий граждан оно приостановлено.

Многие пенсионеры, несмотря на назначение пенсии от государства, продолжают трудиться. Правительство РФ решило отменить ежегодную индексацию пенсионных накоплений таким работникам. По сути, все просто: получаешь и госпенсию, и зарплату — индексации не жди. Уволился — выплаты проиндексируют за все причитающееся время, начнете получать больше. Порядок об отмене индексации работающим пенсионерам утвержден в 2016 году (Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Как индексируют пенсию после увольнения пенсионера

По новому порядку о приостановлении индексации отдельным категориям граждан, а именно работающим пенсионерам, выплаты пересчитают только после официального прекращения трудовой деятельности. Уволился пожилой работник — получил перерасчет госпенсии.

Государство гарантирует, что перерасчет сделают за все время работы, начиная с 2016 г. Как это понимать? Конечно, задним числом суммы надбавки никто не начислит и не выплатит. Речь идет только о размере индексации пенсий работающим пенсионерам после увольнения.

За последние годы госпенсии были проиндексированы на такие значения:

Если гражданин оформился на госпенсию в 2015, но продолжил трудиться до середины 2020, при увольнении его пенсия будет проиндексирована на 20,55% (4% + 5,8% + 3,7% + 7,05%). Например, в декабре 2015 работнику была назначена госпенсия в сумме 10 000 рублей. При увольнении в июне 2020 года сумма проиндексированной выплаты по старости составит 12 055 рублей (10 000 + 20,55%). Все время с 2015 по 2020 г. (до увольнения) гражданин получал ежемесячную выплату в 10 000 рублей. А повышенную госпенсию 12 055 рублей назначат только после увольнения.

Другой пример. Работник ушел на госпенсию в марте 2017. Выплата составляла 12 000 рублей. Но в августе 2017 он снова трудоустроился. На 01.01.2018, когда проводилась очередная индексация выплат, гражданин числился трудоустроенным. Следовательно, его госпенсия в 2018 не увеличилась. Уволившись в 2020, россиянин может претендовать на повышенную пенсию в сумме 13 290 (12 000 + (3,7% + 7,05%)). То есть его выплаты будут проиндексированы на показатели 2018 и 2020.

Нужно ли увольняться для индексации

С 2016 года, когда индексация пенсии работающих пенсионеров была приостановлена, всех работодателей обязали сдавать дополнительную форму отчетности. Это отчет по форме СЗВ-М, в котором отражаются все работники, официально трудоустроенные у конкретного нанимателя.

На основании сведений СЗВ-М представители ПФР получали информацию о трудоустройстве пенсионеров. Если гражданин указан в отчетности работодателя, значит, он работает, получает заработок, и в его пользу производятся страховые отчисления. Следовательно, такой россиянин не подпадает под ежегодную индексацию пенсии.

Если работника прекратили включать в ежемесячную отчетность, это значит, что он прекратил трудовую деятельность, и имеет полное право на индексированные выплаты.

Так нужно ли увольняться пенсионеру, чтобы получить индексацию? Чтобы получать повышенную госпенсию прямо сейчас и индексировать ее каждый год, да, придется прекратить все трудовые взаимоотношения. Если срочности нет, продолжайте работать. Как только уволитесь, сумму сразу пересчитают.

Можно ли устраиваться на работу после индексации

Действующее законодательство не запрещает пенсионерам работать. Следовательно, после получения индексации можно снова устроиться на работу. Например, вернуться на старое место или устроиться к новому работодателю.

Другой вопрос, уменьшат ли пенсию при новом трудоустройстве? Нет, не имеют права. Например, гражданин Бюджетников Б.Б. на пенсии проработал 4 года. За все это время его выплаты не индексировались и составляли 8000 рублей. В 2020 году он уволился. Его госпенсия была проиндексирована на показатели четырех расчетных лет и составила 9644 (8000 + 20,55%). Позже Бюджетников устроился на работу. Его проиндексированная пенсия в 9644 останется неизменной. То есть представители ПФР не могут уменьшить выплаты на сумму произведенной индексации. Это незаконно.

Куда обращаться

Пенсионеру, решившему уволиться, не требуется специального обращения в государственные органы и ведомства. По общим правилам, индексация пенсий после увольнения производится в беззаявительном порядке. Это значит, что никаких заявлений и обращений нести в ПФР не требуется.

Система работает так:

Пенсионер написал заявление на увольнение и официально прекратил трудовые или гражданские отношения с нанимателем.

Работодатель подает отчетность по форме СЗВ-М.

В отчете пенсионера указывают в месяце, на который пришлось увольнение. Например, если он уволился 1 сентября, то информацию включают в отчет за сентябрь.

И только со следующего месяца пенсионера полностью исключают из СЗВ-М, конечно, при условии полного прекращения трудовых или гражданских отношений.

Представители ПФР обрабатывают отчетность по форме СЗВ-М.

Индексация пенсии. Пересчет производится только с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило увольнение.

Гражданин получает повышенную сумму выплат на карту, сберкнижку или наличными.

Но не всегда пересчет проходит по указанной схеме. И если пенсионер не получил увеличенной выплаты через месяц после увольнения, то необходимо обратиться в ПФР за разъяснениями.

Какие документы нужны в ПФР

В общем случае специальных заявлений и подтверждающих документов в Пенсионный фонд предоставлять не требуется. Пересчет производится автоматически, на основании сведений от работодателя. Если при индексации возникли проблемы и споры, то обращение в ПФР неизбежно. Например, если гражданин не получил увеличенную пенсию либо сумма ниже причитающейся.

Разъяснения по сложившейся ситуации дадут в любом отделении ПФР или МФЦ. При себе нужно иметь документы:

  1. Паспорт или иной формуляр, удостоверяющий личность заявителя.
  2. СНИЛС (страховое свидетельство) или выписка о регистрации в системе ОПС.
  3. Пенсионное удостоверение.
  4. Трудовая книжка с отметкой об увольнении с последнего места работы.
  5. Трудовой договор с дополнительным соглашением о его расторжении.
  6. Гражданско-правовой договор (завершенный).
  7. Выписка из отчета СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ с последнего места работы.
  8. Справка о заработной плате и прочих вознаграждениях за труд.
  9. Выписка о состоянии индивидуального счета застрахованного лица.

Это не полный перечень документации, так как каждый случай обращения сугубо индивидуален. Например, в отдельных случаях придется предоставить справку об инвалидности, справку с ЦЗН и другое.

Когда начнут платить по-новому

Сроки проведения индексации закреплены на законодательном уровне. Пенсию обязаны проиндексировать не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем увольнения. Например, уволились 1 марта, индексируют выплату с 1 апреля. Но вот со сроком выплаты дела обстоят иначе.

Не стоит ждать повышенной суммы уже в месяце увольнения или даже месяц спустя. Увеличенная выплата поступит только через три календарных месяца с момента увольнения. Например, если уволились в марте, то увеличенную выплату будете получать только с июля.

Задержка во времени закреплена особым регламентом. Ждать три месяца приходится не просто так. В первый месяц работодатель прекращает трудовые отношения с работником. На второй месяц подает отчетность, из которой видно, что пенсионер уволен. И лишь в третьем месяце производится пересчет и назначение повышенных выплат.

Все эти три месяца ожидания оплачиваются. То есть уволившись в марте, гражданин получит увеличенные выплаты за апрель, май, июнь, но только в июле — общей суммой.

Когда еще пересчитают пенсию

При увольнении пенсионер вправе претендовать не только на индексацию, но и на повышение выплаты: за годы работы на пенсии суммы страховых взносов перечислялись в ПФР, следовательно, росли показатели индивидуального пенсионного коэффициента.

В расчет включают:

  • ИПК, определенный на момент оформления на пенсию;
  • сумму баллов, накопленную за период работы на пенсии;
  • предельные лимиты по страховым взносам ОПС на соответствующие годы;
  • стоимость баллов на момент окончательного прекращения трудовой деятельности;
  • коэффициенты, ограничивающие максимальное значение пересчета;
  • значение ежегодных индексаций за все годы работы пенсионера;
  • максимальное значение баллов.

До 2022 г. при перерасчете страховой пенсии применяется максимальное значение ИПК, равное 3,0 (п. 4 ст. 33.3 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ; ст. 6.1 закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ).

Но могут возникнуть и другие основания. Например, получение инвалидности, возникновение прав на повышенные коэффициенты, льготный стаж, достижение определенного возраста и прочие.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Работник, ранее служивший в УФСИН, сейчас в отставке (его возраст 36 лет) и хочет уволиться, при этом заявляет, что ему, как пенсионеру за выслугу лет, положена отработка при увольнении 3 дня, а не две недели.

Вопросы

Как такая ситуация прописана в законодательстве?

Ответ юриста

По нашему мнению, военный пенсионер вправе уволиться без предупреждения работодателя за две недели, если в заявлении об увольнении будет указана причина - в связи с выходом на пенсию.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели (ст. 80 ТК РФ).

В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (например, выход на пенсию), работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ, абз. 2 пп. "б" п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Необходимо обратить внимание на то, что ч. 3 ст. 80 ТК РФ предусматривает в качестве одной из причин невозможности продолжения работником работы выход на пенсию. При этом законодатель не раскрывает, что понимается в указанной норме под выходом на пенсию, в частности не указывает на вид пенсии.

Существует мнение, что под выходом на пенсию следует понимать просто оставление пенсионерами работы. В таком случае работодатель не имеет правовых оснований для того, чтобы отказать пенсионеру, уже увольнявшемуся ранее с работы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, в повторном увольнении по той же причине.

Согласно другому мнению, под выходом на пенсию можно понимать смену социального статуса гражданина: после выхода на пенсию он становится пенсионером, то есть лицом, получающим ежемесячную денежную выплату в целях компенсации заработной платы или иного дохода, которые он получал перед установлением трудовой пенсии. Поскольку право на пенсию, как и статус пенсионера, приобретается только один раз, согласно данной точке зрения, это и есть выход на пенсию, что предполагает однократность применения гарантии, установленной ч. 3 ст. 80 ТК РФ.

Так, например, в Определении Московского городского суда от 08.12.2010 N 33-38420 указано, что работник, имеющий право на пенсию (вне зависимости от того, когда он это право получил - только что или какое-то время назад), вправе уволиться по собственному желанию в любой удобный для него срок, который он укажет в своем заявлении.

В рассматриваемой ситуации речь идет о военном пенсионере, получившем пенсию за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

По смыслу ч. 3 ст. 80 ТК РФ основанием для увольнения работника по собственному желанию в связи с невозможностью продолжения им работы является реализация работником своего права выхода на пенсию, и, учитывая то, что законодатель не указывает на вид пенсии, воспользоваться данным правом можно по любому предусмотренному законом виду пенсии (в том числе пенсии за выслугу лет).

По нашему мнению, работающий военный пенсионер сохраняет статус пенсионера и иное толкование закона влечет нарушение трудовых прав указанной категории работников. Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста.

На основании вышеизложенного, если в заявлении работающего военного пенсионера об увольнении по собственному желанию будет указана причина - в связи с выходом на пенсию, работодатель обязан соблюсти требования ч. 3 ст. 80 ТК РФ, то есть уволить работника в тот срок, который указан в заявлении. Если же такая причина не указана, работодатель вправе требовать от работника двухнедельной отработки.

Соответственно, если военный пенсионер увольняется до достижения пенсионного возраста по старости, то в заявлении об увольнении он должен указать причину увольнения - в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

Тем не менее, судебная практика по данному вопросу противоречива. Так, судебная инстанция в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 12.05.2015 по делу N 33-4283-15 указала, что военный пенсионер был ранее уволен со службы. Указанное обстоятельство не препятствовало ему продолжить трудовую деятельность путем трудоустройства. На момент увольнения по собственному желанию истец не достиг пенсионного возраста, поэтому на него не может быть распространена гарантия, установленная ч. 3 ст. 80 ТК РФ.

В Определении Санкт-Петербургского городского суда от 18.06.2013 N 33-7386/13 указано, что работник, уволившийся с работы в связи с выходом на пенсию, имеет право продолжать свою трудовую деятельность, устроившись на другую работу. В таком случае он уже будет являться пенсионером и не сможет уволиться по собственному желанию по причине выхода на пенсию, так как второй раз выйти на пенсию, уже будучи пенсионером, невозможно. Обязанность работодателя расторгнуть договор в срок, указанный в заявлении работника, в данном случае неприменима, поскольку на момент увольнения он уже являлся пенсионером, но не увольнялся в связи с выходом на пенсию.

Кроме того, Мурманский областной суд считает, что работник может воспользоваться правом на увольнение в связи с выходом на пенсию только один раз. Достижение пенсионного возраста работника не означает выхода на пенсию (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 11.04.2012 по делу N 33-842).

Однако отметим, что законом не установлено, сколько раз работник может увольняться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. В Постановлении Президиума Тверского областного суда от 16.07.2012 N 44-г-37 сказано, что в ч. 3 ст. 80 ТК РФ не содержится указания на то, что соответствующим правом работник может воспользоваться лишь однократно. По смыслу указанной нормы работник, имеющий право на пенсию (вне зависимости от того, когда он это право получил - только что или какое-то время назад), вправе уволиться по собственному желанию в любой удобный для него срок, который он укажет в своем заявлении.

Статус пенсионера является статусом не единовременным, а длящимся всю жизнь, следовательно, если работающий пенсионер в заявлении укажет в качестве причины увольнения выход на пенсию, то работодатель обязан будет расторгнуть трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в указанный в заявлении срок, даже если этот работник раньше уже увольнялся по аналогичной причине. Поскольку ТК РФ не установлено иное, трудовой договор может расторгаться пенсионером неограниченное количество раз, в связи с чем льгота, предусмотренная ст. 80 ТК РФ, может быть реализована неоднократно (Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 06.04.2011 N 33-2143).

По нашему мнению, поскольку ст. 80 ТК РФ не содержит ссылок на конкретные нормы пенсионного законодательства, как и не содержит ограничения по количеству увольнений в связи с выходом на пенсию, трактовать эту норму следует в пользу работника, поэтому, исходя из общего смысла трудового законодательства работник вправе воспользоваться данным правом неоднократно.

В случае, когда военный пенсионер желает уволиться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости, также рекомендуем работодателю уволить его в день, указанный в его заявлении. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости - это два разных вида пенсионного обеспечения, а значит, два разных основания для увольнения по собственному желанию без отработки.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Поводом для направления данного ходатайства послужила обнаружившаяся, по мнению заявителя, неопределенность в толковании и применении указанных положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П судами общей юрисдикции.

Как следует из представленных материалов, в период 2013-2015 годов суды, рассматривая дела, связанные с приостановлением выплаты гражданам пенсии за выслугу лет, назначенной по линии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, при поступлении их на службу в таможенные органы, в одних случаях отказывали в удовлетворении исков данной категории граждан о восстановлении выплаты им пенсий и взыскании денежных средств, в других - принимали решения о необоснованности приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в период прохождения службы. Верховный Суд Российской Федерации в своих решениях, выносимых по различным делам, также использует прямо противоположные подходы.

Так, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отменял решения судов первой и апелляционной инстанций, подтверждающих правомерность действий пенсионных органов по приостановлению выплаты пенсий за выслугу лет тем гражданам, которые после ее назначения поступили на службу в таможенные органы и органы прокуратуры (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 75-КГ13-17, от 2 февраля 2015 года № 71-КГ14-10 и № 4-КГ14-42).

В то же время при рассмотрении дела о признании частично не действующим пункта 4.39 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе (утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 258), предусматривающего приостановление пенсионным органом выплаты пенсии, в частности, в случае поступления пенсионера на военную службу, службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел Российской Федерации или любого другого государства, а также в Государственную противопожарную службу, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы, Верховный Суд Российской Федерации признал данное регулирование не противоречащим закону (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2015 года № АКПИ14-1568, оставленное без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 года № АПЛ15-204).

В отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 ноября 2004 года № 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.

Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.

1. Признать ходатайство Министерства обороны Российской Федерации не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П не требуется.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел (ОВД), Государственной противопожарной службе (ГПС), органах наркоконтроля, уголовно-исполнительной системе (УИС), и их семей, предусматривает следующее.

Пенсионерам из числа лиц, на которых распространяется действие данного закона, при поступлении на указанную службу выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Минобороны России обратилось в Конституционный Суд РФ за официальными разъяснениями.

Вопрос заключается в том, приостанавливается ли выплата пенсии за выслугу лет, назначенная по этому закону, если военный пенсионер поступает на службу в иной госорган (напр., в таможенный).

Конституционный Суд РФ прояснил данную ситуацию. Его выводы сводятся к следующему.

Названный закон определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, УИС. Именно этими категориями граждан ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Вместе с тем другими федеральными законами действие этого закона распространено и на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах (прокуроров, таможенников).

Причем те законы отсылают к указанному закону в целом, а не к отдельным его положениям.

Норма, предусматривающая приостановление выплаты пенсий, не упоминает лиц, служивших в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по правилам данного закона. Но это не означает, что в отношении пенсионеров, ранее служивших в таможенных органах, прокуратуре, либо пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет не действует. Оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.

Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет, назначенной по данному закону, приостанавливается при поступлении пенсионеров из числа военных, сотрудников ОВД, иных правоохранительных органов на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, которая дает право на пенсионное обеспечение по правилам этого закона).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В Вооруженных Силах РФ и силовых ведомствах (МВД, ФСБ, Росгвардии) сотрудники выходят на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. Военнослужащие не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования, и работодатели не платят за них страховые взносы в Пенсионный фонд. После выхода на заслуженный отдых пенсию силовикам выплачивает государство через бюджеты тех ведомств, где они служили. Кроме государственной пенсии, отставные военнослужащие получают целый ряд преференций. Разберемся, какие льготы положены военным пенсионерам в налоговой, социальной, коммунальной и других сферах. Какие преимущества дает этот статус и на какие категории подразделяются военные пенсионеры.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда положены надбавки к военной пенсии и как ее увеличить. Используйте эти инструкции бесплатно.

Право на льготы

Не все военнослужащие, уволенные со службы и достигшие пенсионного возраста. получают льготы. Преференции положены только тем пенсионерам, у которых общая продолжительность службы составляет не менее 20 лет. Это стандартные преференции. Но есть расширенные льготы для военных пенсионеров в 2021 году, которые положены:

Набор положенных преференций у всех пенсионеров разный, как и размер положенных им социальных выплат. Например, есть ветераны службы в Вооруженных Силах РФ, имеющие больше льгот.

Льготы военным пенсионерам-ветеранам

Налоговые льготы

Льготы для военнослужащих, уволенных из рядов ВС и силовых ведомств, установлены на федеральном уровне законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ о статусе военнослужащих в РФ. А вот льготы военным пенсионерам в 2021 году по освобождению их от уплаты налогов и сборов установлены нормами Налогового кодекса РФ:

  • освобождение от налога на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в их собственности и не используемого в предпринимательской деятельности (статья 407 НК РФ);
  • перенос имущественных налоговых вычетов на приобретение (строительство) жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), на годы, непосредственно предшествующие году, в котором образовался переносимый остаток вычетов, но не более чем на 3 предшествующих года (п. 3 ст. 210 НК РФ, ст. 216 НК РФ, п. 10 ст. 220 НК РФ);
  • освобождение от уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений (административных исковых заявлений) имущественного характера и на всех стадиях судебного рассмотрения, если цена иска не превышает 1 млн руб. и ответчиком выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (п. 3 ст. 333.36 НК РФ);
  • стандартный вычет по НДФЛ в размере 3000 рублей для военнослужащих в отставке, которые в период несения военной службы призывались на специальные сборы для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС (п. 1 ст. 218 НК РФ);
  • освобождение от НДФЛ в отношении полученной помощи (в денежной и натуральной формах) и подарков для ветеранов (п. 33 ст. 217 НК РФ).

Льготы на услуги ЖКХ, проезд в общественном транспорте, образование и медпомощь

В статье 1 закона № 76-ФЗ указано, что дополнительные социальные гарантии и компенсации пенсионерам-силовикам устанавливают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В их число входят:

  • бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Большинство российских регионов предоставляют льготы военным пенсионерам по оплате ЖКХ и жилья — 50% от установленных для остального населения тарифов. Право на льготы необходимо ежегодно подтверждать в местных органах соцзащиты. Военкоматы, которые ведут бывших военнослужащих в других сферах, к этому отношения не имеют.

Для некоторых уволенных со службы пенсионеров предусмотрен особый порядок оказания медицинской помощи — они вправе пользоваться военными поликлиниками и госпиталями. В сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи льготы военным пенсионерам ветеранам военной службы распространяются на:

  • офицеров при общей продолжительности службы свыше 25 лет;
  • прапорщиков и мичманов, если общая продолжительность их службы составляет не менее 20 лет.

Военнослужащие на пенсии вправе оплачивать путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в ведомственных санаториях, домах отдыха, пансионатах в размере 25% от стоимости. Для них установлен бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом на лечение и обратно не чаще одного раза в год.

Жилье для бывших военных

Гражданам, уволенным с военной службы, продолжительность службы которых составила не менее 10 лет, положено обеспечение жильем за счет государства. Им выделяют жилищную субсидию или предоставляют в собственность жилье из федерального фонда при условии, что они уволились из армии в связи:

  • с достижением предельного возраста пребывания на службе;
  • с состоянием здоровья;
  • с организационно-штатными мероприятиями.

Преференции для супругов

  • бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских организациях, к которым прикреплен супруг;
  • скидки на путевки на отдых и лечение;
  • зачисление в стаж периодов ухода за детьми и пребывание в статусе безработной.

Отдельно действуют льготы женам военнослужащих при начислении пенсии после смерти супруга — они вправе выбрать, какую пенсию получать. Если пенсия умершего мужа выше, вдову переведут на нее.

Читайте также: