Какова ответственность работодателя за правильность сведений предоставляемых пенсионному фонду

Обновлено: 17.05.2024

Если вы забыли включить сведения о каких-либо работниках в СЗВ-М, Пенсионный фонд выпишет штраф из расчета 500 руб. за каждого. Но это еще не все.

В случае когда "потерянный" работник - пенсионер, с вас могут потребовать и излишне выплаченную ему из-за вашей ошибки часть пенсии. Тот же результат - при просрочке подачи СЗВ-М на пенсионера, если она повлечет начисление ему пенсии в полном объеме.

Как платится пенсия работающим пенсионерам

Пока пенсионер трудится, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются ему без учета всех тех индексаций, которые имели место в период его работы . В случае увольнения он получает право на пенсию в полном объеме. Порядок предусмотрен такой :

- в первом месяце после увольнения Фонд получает от работодателя форму СЗВ-М , в которой пенсионер уже не указан;

- в месяце, следующем после получения формы, Фонд выносит решение об индексации;

- в месяце, следующем после вынесения решения, начинаются выплаты в полном объеме.

То есть фактически выплата индексированной пенсии происходит спустя 3 месяца после увольнения. При этом сейчас индексация начисляется уже с первого месяца после увольнения , а до 2018 г. - начислялась только с третьего.

Например, работник уволился 09.02.2018. В таком случае в мае ему первый раз выплатят полную пенсию, а также доплатят индексацию за март и апрель.

Что происходит, если пенсионера "потеряли"

Как вы понимаете, ПФР не будет разбираться в причинах отсутствия пенсионера в СЗВ-М - он действительно уволился или его просто забыли включить. Фонд однозначно воспринимает это как увольнение и индексирует выплачиваемую сумму .

Аналогичные последствия возникают в том случае, когда вы берете на работу пенсионера, который до этого получал полную пенсию, и случайно не показываете его в СЗВ-М. Фонд, не зная о его трудоустройстве, продолжает начислять ему пенсию вместе с индексациями.

Когда же выясняется, что работодатель ошибся, лишнюю выплату с пенсионера не удерживают . Ее требуют с работодателя в качестве возмещения ущерба, поскольку именно он представил неверные сведения .

Ну и плюс штраф в размере 500 руб. за каждого "потерянного" - как при любом нарушении сроков или достоверности персонифицированной отчетности .

Как ПФР взыскивает ущерб

Вначале пенсионный орган пришлет вам претензию и попросит возместить ущерб добровольно. Если вы откажетесь - пойдет в суд.

Судиться имеет смысл, поскольку для взыскания ущерба ПФР должен доказать :

- наличие ущерба и его размер;

- противоправность ваших действий;

- причинно-следственную связь между вашими действиями и возникшими убытками.

Вот с последним при грамотном разбирательстве и возникают проблемы. Однажды вычеркнув пенсионера из списков работающих, в ПФР не слишком следят за его дальнейшей судьбой и таким образом сами допускают избыточные начисления.

Так, в одном споре форма СЗВ-М за декабрь 2016 г. была сдана работодателем в срок, 09.01.2017, но 180 работающих пенсионеров в ней указать забыли. Компания сама обнаружила ошибку и 16.02.2017 направила дополняющую форму (с кодом "доп") за декабрь, включив туда пенсионеров. Однако 20.02.2017 Фондом было принято решение о выплате индексации сумм пенсии этим гражданам.

Справка. СЗВ-М сдается ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным .

Пенсионный фонд потребовал от компании вернуть ему более 200 тыс. руб.

Но суд в иске отказал, отметив, что решение о выплате индексации было принято уже после подачи страхователем уточненных сведений, то есть когда оснований для этого у Фонда уже не было .

В то же время в судебной практике есть примеры решения вопроса в аналогичных ситуациях и не в пользу работодателей .

Если вы просто представили форму СЗВ-М с опозданием

Бывают случаи, когда Фонд обвиняет в излишней выплате пенсий и те компании, которые не "потеряли" своих работников-пенсионеров, а просто опоздали со сдачей СЗВ-М. Хотя не совсем понятно, какое у ПФР в этом случае основание начислить индексацию, - отчет-то они еще не видели.

К примеру, компания не представила в срок СЗВ-М за август 2016 г. Не получив форму вовремя, Фонд посчитал пенсионерку, работавшую в компании, уволенной и выплатил ей проиндексированную пенсию за период с ноября 2016 г. по март 2017 г. включительно.

Суд же отметил, что сведения персонифицированного учета за сентябрь 2016 г. подали вовремя, из них следовало, что пенсионерка продолжает работать. Следовательно, оснований выплачивать с 01.11.2016 пенсию с учетом индексации у ПФР не было .

В другом случае Фонд требовал от организации компенсировать избыточную выплату пенсий работникам-пенсионерам за 2 месяца.

Суд же пришел к выводу, что работодатель должен отвечать лишь за 1 месяц, а в переплате за второй ПФР виноват сам. Но поскольку компания оспаривала всю сумму и не представила суду расчет размера убытков за 1 месяц, суд в итоге взыскал с нее все, что хотел Пенсионный фонд .

Как избежать негативных последствий "потери" пенсионеров

Как только вы обнаружили "потерянных" пенсионеров, срочно включайте их в форму с кодом "доп" и направляйте ее в ПФР. Кстати, если вы успеете сделать это до обнаружения ошибки самим Фондом, то от штрафов можно отбиться при условии, что основную форму (с кодом "исхд") вы подали вовремя .

Если с вас уже требуют возмещения убытков и вы готовы судиться, просчитайте сроки, когда у ПФР появились сведения о "потеряшках", и укажите на это суду. Ведь уточнять факт наличия (отсутствия) работы у пенсионера в ПФР должны ежемесячно . Таким образом, с месяца, следующего за тем, в котором они получили от вас информацию, что пенсионер работает, сумма пенсии вновь должна быть уменьшена . И если этого не произошло, то виноват в этом ПФР, а не вы.

Если вы считаете, что виноваты только частично, не забудьте представить суду свой расчет сумм, которые, по вашему мнению, вы должны Фонду.

По правилам ГК РФ вас могут освободить от возмещения вреда, если вы докажете отсутствие своей вины в его причинении . Поэтому, если просрочка или ошибки в составлении отчетности случились по техническим причинам (например, сбой программы, отключение электричества или Интернета) либо из-за форс-мажора (допустим, затопление офиса), обязательно укажите на это суду.

Но такие обстоятельства нужно быть готовым доказать.

ч. 1 ст. 26.1 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ)

ч. 4, 6, 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п

ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 1, 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ

ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

Постановление АС УО от 19.02.2018 N Ф09-164/18

Постановление 13 ААС от 19.12.2017 N 13АП-27702/2017

Постановление 17 ААС от 02.02.2018 N 17АП-18532/2017-АКу

Постановление 17 ААС от 30.01.2018 N 17АП-19588/2017-АКу

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

You are using an outdated browser. Upgrade your browser today or install Google Chrome Frame to better experience this site.


меню

Свердловская областная организация горно-металлургического профсоюза России

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ в
Свердловской областной
организации ГМПР - 2021

Должна ли организация-работодатель предоставлять работнику индивидуальные сведения персонифицированного учета?

Если должна, то какие, как часто и в какой форме, учитывая, что в формах отчетности в Пенсионный фонд РФ могут содержаться сведения о других работниках организации? Возможно ли предоставлять работнику индивидуальные сведения один раз в конце года за весь год или один раз при увольнении за весь период работы? Необходимо ли письменное подтверждение передачи сведений работнику?

Должна ли организация-работодатель предоставлять работнику индивидуальные сведения персонифицированного учета? Если должна, то какие, как часто и в какой форме, учитывая, что в формах отчетности в Пенсионный фонд РФ могут содержаться сведения о других работниках организации? Возможно ли предоставлять работнику индивидуальные сведения один раз в конце года за весь год или один раз при увольнении за весь период работы? Необходимо ли письменное подтверждение передачи сведений работнику?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Страхователь обязан передавать сведения о застрахованных лицах, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, в территориальный орган ПФР в установленные законом сроки по утвержденным формам. Также установлена обязанность страхователя в те же сроки передавать копии таких сведений застрахованным лицам. Однако не установлены ни порядок передачи таких копий застрахованным лицам, ни ответственность за неисполнение данного требования.
По нашему мнению, исходя из требований трудового законодательства, работодатель обязан выдать указанные копии сведений по заявлению сотрудника в срок не позднее 3 дней. Отметим, что с 1 января 2017 года норма, предписывающая передавать копии сведений застрахованным лицам, будет действовать в новой редакции, которой предусмотрено предоставление копий сведений также по заявлению застрахованного лица или в день его увольнения, а не в сроки, предусмотренные для сдачи отчетности в ПФР.
Порядок передачи копий сведений застрахованным лицам не установлен, страхователь может данный порядок установить самостоятельно, в том числе и порядок подтверждения получения застрахованным лицом копии сведений.
Что касается предоставления копии формы СЗВ-М, отметим, что ее предоставление должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". То есть необходимо передавать копии сведений по форме СЗВ-М без указаний персональных данных других застрахованных лиц.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что в силу ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ):
- застрахованное лицо имеет право получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) для индивидуального (персонифицированного) учета;
- а страхователь, в свою очередь, обязан передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, копию сведений, представленных в орган ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.
Абзацем первым п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей передавать застрахованным лицам копии сведений, представленных в орган ПФР в сроки, установленные Законом N 27-ФЗ для передачи этих сведений. При этом сведения индивидуального персонифицированного учета, передаваемые в ПФР ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п), отражаются в отдельном Разделе 6, сведения в котором указываются индивидуально на каждое застрахованное лицо.
Однако с II квартала 2016 года все работодатели помимо ежеквартальной отчетности в ПФР ежемесячно отчитываются в ПФР о каждом работающем у них лице, предоставляя сведения по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п) (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ). Данная обязанность установлена новым пунктом 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно действующей в настоящее время редакции абзаца первого п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ*(1) копия сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, выдается работнику в сроки, установленные для передачи сведений в ПФР. А также в следующих случаях (абзацы второй и третий указанного пункта):
- при оформлении документов в случае выхода на пенсию - в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления о выходе на пенсию;
- при увольнении (прекращении договора гражданско-правового характера) - в день увольнения работника (в день прекращения договора ГПХ).
Таким образом, из прямого прочтения абзаца 1 п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ следует также, что копия сведений должна выдаваться сотруднику не только в указанных выше случаях, но и с каждым представлением СЗВ-М в ПФР, то есть ежемесячно.
При этом ни Законом N 27-ФЗ, ни иными нормативными актами не определен порядок исполнения страхователем данного требования. Кроме этого, не установлена ответственность за его неисполнение страхователем.
Отметим, что частью 1 ст. 62 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя передать по заявлению работника документы, связанные с работой*(2), в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления. То есть основанием для выдачи работнику копий документов, указанных в ст. 62 ТК РФ, является заявление работника, составленное в письменной форме, с указанием конкретных видов копий документов (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 26.12.2014 по делу N 33-29154/2014).
Таким образом, с одной стороны, абзацем 1 п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя передавать застрахованным лицам сведения, необходимые для персонифицированного учета в сроки, установленные для передачи таких сведений в ПФР, однако в настоящий момент не установлен порядок предоставления и ответственность за неисполнение данной обязанности. В то же время, учитывая положение ч. 1 ст. 62 ТК РФ, можно прийти к выводу, что страхователь (работодатель) обязан представить застрахованному лицу (работнику) сведения, указанные в пунктах 2-2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в том числе и по форме СЗВ-М, по заявлению самого работника.
Что касается предоставления застрахованному лицу сведений по форме СЗВ-М, отметим, что, в отличие от Раздела 6 формы РСВ-1 ПФР, сведения в котором указываются индивидуально на каждое застрахованное лицо, форма СЗВ-М представляет собой реестр застрахованных лиц. То есть страхователь формирует не пачки документов отдельно на каждого сотрудника, а представляет в ПФР один документ (файл) по форме СЗВ-М.
По нашему мнению, при передаче застрахованному лицу копии формы СЗВ-М необходимо удалять индивидуальные сведения третьих лиц либо распечатывать форму СЗВ-М с указанием в ней данных только одного застрахованного лица.
Дело в том, что представление полной формы СЗВ-М (с указанием персональных данных*(3) всех застрахованных лиц) страхователем приведет к нарушению требований ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и ст. 86 ТК РФ.

Если вы забыли включить сведения о каких-либо работниках в СЗВ-М, Пенсионный фонд выпишет штраф из расчета 500 руб. за каждого. Но это еще не все.

В случае когда "потерянный" работник - пенсионер, с вас могут потребовать и излишне выплаченную ему из-за вашей ошибки часть пенсии. Тот же результат - при просрочке подачи СЗВ-М на пенсионера, если она повлечет начисление ему пенсии в полном объеме.

Как платится пенсия работающим пенсионерам

Пока пенсионер трудится, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются ему без учета всех тех индексаций, которые имели место в период его работы . В случае увольнения он получает право на пенсию в полном объеме. Порядок предусмотрен такой :

- в первом месяце после увольнения Фонд получает от работодателя форму СЗВ-М , в которой пенсионер уже не указан;

- в месяце, следующем после получения формы, Фонд выносит решение об индексации;

- в месяце, следующем после вынесения решения, начинаются выплаты в полном объеме.

То есть фактически выплата индексированной пенсии происходит спустя 3 месяца после увольнения. При этом сейчас индексация начисляется уже с первого месяца после увольнения , а до 2018 г. - начислялась только с третьего.

Например, работник уволился 09.02.2018. В таком случае в мае ему первый раз выплатят полную пенсию, а также доплатят индексацию за март и апрель.

Что происходит, если пенсионера "потеряли"

Как вы понимаете, ПФР не будет разбираться в причинах отсутствия пенсионера в СЗВ-М - он действительно уволился или его просто забыли включить. Фонд однозначно воспринимает это как увольнение и индексирует выплачиваемую сумму .

Аналогичные последствия возникают в том случае, когда вы берете на работу пенсионера, который до этого получал полную пенсию, и случайно не показываете его в СЗВ-М. Фонд, не зная о его трудоустройстве, продолжает начислять ему пенсию вместе с индексациями.

Когда же выясняется, что работодатель ошибся, лишнюю выплату с пенсионера не удерживают . Ее требуют с работодателя в качестве возмещения ущерба, поскольку именно он представил неверные сведения .

Ну и плюс штраф в размере 500 руб. за каждого "потерянного" - как при любом нарушении сроков или достоверности персонифицированной отчетности .

Как ПФР взыскивает ущерб

Вначале пенсионный орган пришлет вам претензию и попросит возместить ущерб добровольно. Если вы откажетесь - пойдет в суд.

Судиться имеет смысл, поскольку для взыскания ущерба ПФР должен доказать :

- наличие ущерба и его размер;

- противоправность ваших действий;

- причинно-следственную связь между вашими действиями и возникшими убытками.

Вот с последним при грамотном разбирательстве и возникают проблемы. Однажды вычеркнув пенсионера из списков работающих, в ПФР не слишком следят за его дальнейшей судьбой и таким образом сами допускают избыточные начисления.

Так, в одном споре форма СЗВ-М за декабрь 2016 г. была сдана работодателем в срок, 09.01.2017, но 180 работающих пенсионеров в ней указать забыли. Компания сама обнаружила ошибку и 16.02.2017 направила дополняющую форму (с кодом "доп") за декабрь, включив туда пенсионеров. Однако 20.02.2017 Фондом было принято решение о выплате индексации сумм пенсии этим гражданам.

Справка. СЗВ-М сдается ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным .

Пенсионный фонд потребовал от компании вернуть ему более 200 тыс. руб.

Но суд в иске отказал, отметив, что решение о выплате индексации было принято уже после подачи страхователем уточненных сведений, то есть когда оснований для этого у Фонда уже не было .

В то же время в судебной практике есть примеры решения вопроса в аналогичных ситуациях и не в пользу работодателей .

Если вы просто представили форму СЗВ-М с опозданием

Бывают случаи, когда Фонд обвиняет в излишней выплате пенсий и те компании, которые не "потеряли" своих работников-пенсионеров, а просто опоздали со сдачей СЗВ-М. Хотя не совсем понятно, какое у ПФР в этом случае основание начислить индексацию, - отчет-то они еще не видели.

К примеру, компания не представила в срок СЗВ-М за август 2016 г. Не получив форму вовремя, Фонд посчитал пенсионерку, работавшую в компании, уволенной и выплатил ей проиндексированную пенсию за период с ноября 2016 г. по март 2017 г. включительно.

Суд же отметил, что сведения персонифицированного учета за сентябрь 2016 г. подали вовремя, из них следовало, что пенсионерка продолжает работать. Следовательно, оснований выплачивать с 01.11.2016 пенсию с учетом индексации у ПФР не было .

В другом случае Фонд требовал от организации компенсировать избыточную выплату пенсий работникам-пенсионерам за 2 месяца.

Суд же пришел к выводу, что работодатель должен отвечать лишь за 1 месяц, а в переплате за второй ПФР виноват сам. Но поскольку компания оспаривала всю сумму и не представила суду расчет размера убытков за 1 месяц, суд в итоге взыскал с нее все, что хотел Пенсионный фонд .

Как избежать негативных последствий "потери" пенсионеров

Как только вы обнаружили "потерянных" пенсионеров, срочно включайте их в форму с кодом "доп" и направляйте ее в ПФР. Кстати, если вы успеете сделать это до обнаружения ошибки самим Фондом, то от штрафов можно отбиться при условии, что основную форму (с кодом "исхд") вы подали вовремя .

Если с вас уже требуют возмещения убытков и вы готовы судиться, просчитайте сроки, когда у ПФР появились сведения о "потеряшках", и укажите на это суду. Ведь уточнять факт наличия (отсутствия) работы у пенсионера в ПФР должны ежемесячно . Таким образом, с месяца, следующего за тем, в котором они получили от вас информацию, что пенсионер работает, сумма пенсии вновь должна быть уменьшена . И если этого не произошло, то виноват в этом ПФР, а не вы.

Если вы считаете, что виноваты только частично, не забудьте представить суду свой расчет сумм, которые, по вашему мнению, вы должны Фонду.

По правилам ГК РФ вас могут освободить от возмещения вреда, если вы докажете отсутствие своей вины в его причинении . Поэтому, если просрочка или ошибки в составлении отчетности случились по техническим причинам (например, сбой программы, отключение электричества или Интернета) либо из-за форс-мажора (допустим, затопление офиса), обязательно укажите на это суду.

Но такие обстоятельства нужно быть готовым доказать.

ч. 1 ст. 26.1 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ)

ч. 4, 6, 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п

ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 1, 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ

ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

Постановление АС УО от 19.02.2018 N Ф09-164/18

Постановление 13 ААС от 19.12.2017 N 13АП-27702/2017

Постановление 17 ААС от 02.02.2018 N 17АП-18532/2017-АКу

Постановление 17 ААС от 30.01.2018 N 17АП-19588/2017-АКу

Светлана Симонова

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда

Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

страхователь обратился за выделением средств;

сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

Читайте также: