Какой фонд является внебюджетным пенсионный

Обновлено: 01.05.2024

В Российской Федерации к фондам социального назначения от­носятся: 1) Пенсионный фонд РФ (ПФ); 2) Фонд социального страхования РФ (ФСС); 3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государствен­ный фонд занятости населения РФ (ГФЗН).

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоро­вья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т. п.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсион­ный фонд РФ. Его бюджет — второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50% федерального бюджета.

Пенсионный фонд РФ был образован постановлением Верховно­го Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Фе­дерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учре­ждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собст­венностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правле­нием, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъ­ектах Российской Федерации органами оперативного управления яв­ляются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделени­ях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пенсии в соответ­ствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обес­печением достоверности сведений о стаже и заработке, определяю­щих размер пенсии при ее назначении; 3) созданием информацион­ной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсии на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; 4) развитием заинте­ресованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уп­латой страховых взносов застрахованными лицами; 6) упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных тру­довых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единство государственного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
  • соответствие сведений о суммах страховых взносов, представ­ляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведени­ям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страхо­вых взносов;
  • осуществление индивидуального учета в процессе всей трудо­вой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каж­дому застрахованному лицу страховое свидетельство государственно­го пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкет­ные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершенно­летние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государствен­ного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получаю­щих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхова­ния хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахо­ванном лице влечет за собой необходимость внесения соответствую­щих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщика­ми страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели пред­ставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти работодатели зареги­стрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами пред­ставляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистра­ции в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финан­сово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оператив­ном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подве­домственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являют­ся федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не вхо­дят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются феде­ральным законом, а бюджеты региональных и центральных отрасле­вых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотре­ния правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие испол­нительные органы: 1) региональные отделения, управляющие сред­ствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; 2) центральные отраслевые отде­ления, управляющие средствами государственного социального стра­хования в отдельных отраслях хозяйства; 3) филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделе­ниями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения яв­ляются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках.

Главными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также со­циального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслужива­ние работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственного программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социально­го страхования.

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гаран­тий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в фи­нансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхо­вание осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обяза­тельном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной ча­стью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе фи­нансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечи­вают финансирование в части неработающего населения (пенсионе­ры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства - ра­ботающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Фонды обязательного медицинского страхования являются само­стоятельными государственными некоммерческими финансово-кре­дитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обес­печение финансовой стабильности государственной системы обяза­тельного медицинского страхования и выравнивания финансовых ре­сурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхова­ния находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти для реализации государственной по­литики в области ОМС как составной части государственного соци­ального страхования. В городах и районах могут создаваться филиа­лы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным ис­полнительным директором территориального фонда ОМС.

На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

  • финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщи­ками);
  • выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направ­ленное на проведение ОМС;
  • предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;
  • организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.

Процесс выравнивания состоит в перераспределении средств в форме суб­венций территориальным фондам ОМС, у которых образуется недостаток собст­венных доходов на покрытие расходов по программе ОМС. При определении раз­меров субвенций применяются следующие оценочные критерии, разработанные правлением Федерального фонда: наличие утвержденной в установленном поряд­ке территориальной программы ОМС и обеспеченность ее источниками финанси­рования.

Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оператив­ном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости на­селения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды заня­тости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями Фонда занятости являлись:

  • профессиональная подготовка и переподготовка граждан, вклю­чая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;
  • выплаты пособий по безработице, а также оказание материаль­ной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гра­жданам;
  • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;
  • организация общественный работ.

Финансовое положение Фонда занятости с 1996 г. характеризова­лось как неудовлетворительное ввиду значительных долгов по соци­альным выплатам населению. Так, например, к началу 1998 г. задол­женность государственного фонда занятости по выплате пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендий и т. п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье.

С 2001 г. финансирование расходов, связанных с выполнением основных функций Государственного фонда занятости, осуществляет­ся через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.

К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федера­ции относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Они создают­ся на федеральном уровне по решению органов Федерального Соб­рания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представитель­ных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.

Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдель­ных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ, социального и материально-технического обеспече­ния отдельных ведомств. Сроки существования их в Российской Фе­дерации, к сожалению, крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью соци­ально-экономической политики государства.

Внебюджетные фонды НИОКР формировались за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуе­мой продукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себе­стоимость продукции (работ, услуг) и создавались по согласованию с Министерством науки и технической политики Российской Феде­рации, на которое и был возложен контроль за целевым использованием средств вышеуказанных фондов. Самым крупным по объему аккуму­лируемых финансовых средств среди внебюджетных фондов НИОКР являлся Российский фонд технологического развития.

Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообра­зием форм формирования, исполнения и контроля за использовани­ем средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формиро­вания и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти. В то же вре­мя есть регионы, где проекты сметы дохо­дов и расходов внебюджетных фондов, отчеты о ее исполнении рас­сматриваются представительными органами аналогично тому, как рассматривается и сам бюджет.

В последние годы наметилась тенденция по ликвидации внебюд­жетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной систе­мы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономическо­го, так и социального назначения.

В большей мере данный процесс затронул ведомственные вне­бюджетные фонды. С 1994 г. были консолидированы в бюджетную систему, то есть включены в бюджеты соответствующего уровня в виде целевых бюджетных фондов, федеральный и территориальные дорожные фонды, федеральный и территориальные экологические фонды.

В дальнейшем из внебюджетных в состав бюджетных целе­вых фондов были трансформированы: Фонд развития таможенной системы РФ; Федеральный и территориальные фонды воспроизвод­ства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Государственный фонд борьбы с пре­ступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам; Федеральный фонд службы налоговой полиции РФ; Фонд Мини­стерства РФ по атомной энергии.

Государственные внебюджетные фонды - фонды с денежными средствами, которые образуются вне бюджета государства, с целью реализации прав граждан в области пенсионного обеспечения, социального страхования и охраны здоровья.

Общая характеристика государственных внебюджетных фондов России

Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляется в предусмотренном Бюджетным кодексов РФ порядке. Помимо этого, учитываются положения иных законодательных актов, в том числе законов о бюджете РФ на предстоящий год.

Внебюджетные фонды рассматривают как форму по организации ресурсов в финансовой сфере, направленную на их использование и перераспределение с целью финансирования некоторых потребностей общества.

Государство нуждается в том, чтобы перераспределять ресурсы бюджета в случае, когда они ограничены, и экономика находится в непростом финансовом состоянии. Поскольку доходы не закреплены за определенными видами расходов, бюджетные средства являются достаточно мобильными. При этом не исключается опасность урезания бюджетных расходов на потребности социума, что заставляет определять наиболее значимые участки поступления средств в бюджет и обеспечивать их использование только для реализации поставленных целей.

В качестве одного из способов, способных решить сложившуюся ситуацию, рассматривается формирование внебюджетных фондов, имеющих конкретное назначение - расширение источников финансирования нужд социума с целью обеспечить реализацию прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

При помощи рассматриваемых фондов реализуется определенный круг задач, поставленных перед государством: оказание влияния на производство путем кредитования, субсидирования, финансирования российских предприятий; предоставление населению социальных услуг, например, в виде выплаты пособий и пенсий; обеспечение реализации мероприятий в области охраны природы; возможность предоставления займов, в том числе и для партнеров за рубежом.

Создание и деятельность внебюджетных фондов страны относится к ведению местных, республиканских и центральных государственных органов, что регламентируется законом.

Характер и масштаб задач, которые стоят перед внебюджетными фондами, а также финансовое и экономическое положение государства, в основном обуславливают источники их формирования.

Создание внебюджетных фондов происходит двумя способами: путем выделения имеющих важное значение расходов из бюджета или путем формирования фонда с определенной целью и с принадлежащими ему источниками доходов. При этом цель формирования фонда, как правило, прослеживается в его названии.

Национальный доход является практически самым важным источником для подавляющего числа фондов. Для того, чтобы его перераспределить, применяются бюджетные средства, займы, сборы и налоги. При этом сборы и налоги устанавливаются законом государства.

Источники поступления доходов во внебюджетные фонды включают в себя: целевые сборы и налоги, которые устанавливаются в законодательстве страны; средства государственного бюджета представленные безвозмездными субсидиями или отчислениями; отчисления от полученной предприятиями и организациями прибыли; прибыль, полученная в результате коммерческой деятельности отдельных лиц и фондов; займы, которые предоставляются коммерческими банками или Центральным банком РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее ; другие, предусмотренные законом виды доходов.

Доходы поступают в фонды с помощью органов исполнительной власти, которые занимаются сбором налогов для федерального бюджета.

К основным особенностям внебюджетных фондов государства относятся следующие: планирование деятельности и строгая направленность на поставленные государственными органами цели; финансы, находящиеся во внебюджетных фондах, подлежат использованию с целью покрыть расходы государства, которые не включены в государственный бюджет; возможно использование внебюджетными фондами в качестве источника их формирования обязательных отчислений юридических и физических лиц; поступление взносов в форме общеобязательных налогов, которые устанавливаются государством; фондовые средства не изымаются для использования не предусмотренных назначением фонда целей; основанием учета расходов фонда является распоряжение Правления самого фонда и Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее .

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фонд социального страхования подробнее .

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Государственный фонд занятости подробнее , функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (ПФР). Пенсионный фонд РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Пенсионный фонд РФ подробнее можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Органы пенсионного фонда РФ подробнее статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой.

Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Необходимость государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.

Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством

Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды .

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Социальные внебюджетные фонды РФ

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам.

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся:

1) риски утраты трудоспособности с возрастом;

2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;

3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника.

Для предотвращения этих исков создаются социальные внебюджетные фонды.

В социальные внебюджетные фонды входят:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В экономические внебюджетные фонды входят:

· Российский Фонд технологического развития

· отраслевые внебюджетные Фонды НИОКР

Они создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг)

Внебюджетные фонды образуются:

•Министерством промышленности, науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития;




•федеральными министерствами — внебюджетные фонды министерства;

•иными федеральными органами исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;

•корпорациями, концернами и ассоциациями (далее объединениями) — внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции

ПФ РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992г.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.

Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Средства ПФ РФ формируются за счет:

За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий

Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета

4) содержание аппарата Пенсионного Фонда

5) расходы по доставке пенсий

6) выплата пособий на погребение

Пенсионный Фонд финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

ФСС

ФСС был образован Постановлением Совета Министров от 25.12.1990 года. Основная цель создания – управление средствами государственного социального обеспечения.

Основные задачи фонда:

| обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

| участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

| организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

| сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Источники формирования фонда:

· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях.

ФОМС

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные - все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

2) страхователи - юридические и физические лица; для работающих -- предприятия, учреждения, организации, для неработающих -- органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный фонды ОМС[6].

Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) - органы государственной власти всех уровней; для работающего населения -- работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется разнообразными страховыми организациями, имеющими на это лицензию.

Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования -- ФФОМС и ТФОМС. Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО - это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Финансовые средства Федерального и территориального фонда ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;

4) добровольных взносов;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

6) средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения

Здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг, поэтому было принято решение объединить ОМС и ДМС и сформировать единую систему ОМСС.

Внебюджетные фонды — одна из форм организации финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении возникает, когда ресурсы ограничены. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Государственные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

  • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
  • Обеспечение природоохранных мероприятий;
  • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
  • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного фонда для определенных целей с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

Важнейшим материальным источником для большей части государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из следующих источников:

  • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
  • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
  • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
  • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
  • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
  • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

  • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
  • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
  • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
  • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
  • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
  • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Прочие внебюджетные фонды.

Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

  • Страховые взносы работодателей и граждан;
  • Средства федерального бюджета;
  • Суммы различных финансовых санкций;
  • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
  • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
  • Иные источники, не запрещенные законодательством.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения.

Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

Структура Пенсионного фонда гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т. д.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т. д.

Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т. д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического.

Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

  • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
  • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.

Читайте также: