Почему подняли пенсионный возраст

Обновлено: 05.05.2024

В России с каждым годом становится больше пожилых людей, при этом процент работающей официально молодежи постоянно падает. Государственные расходы на содержание пенсионеров постоянно растут, налоги и отчисления от остальной части работающего населения уменьшаются. Большинство развитых стран идет на этот шаг, когда у них начинается старение населения, пришлось это сделать и в России. На данный момент воплощается реформа, в соответствии с которой после 2028 года мужчины будут отправляться на долгожданную пенсию в 65 лет, а женщины чуть раньше – в 60 лет.

Почему пенсионная реформа так необходима

Основная задача, которую должна решить такая реформа – избежать пенсионного коллапса, когда пенсию платить нечем. Если обойтись без пенсионной реформы, то придется каждый год повышать страховые взносы на 1% или уменьшать размер пенсии, которая будет выплачиваться.

На 2021 год пенсия и так не большая, а дополнительное ее снижение повлечет за собой переход множества жителей за черту бедности. Многим уже сейчас не хватает на лекарства и оплату ЖКХ, приходится искать самые дешевые продукты и лишать себя любых радостей, чтобы просто выжить.

На момент сентября 2018 года для выхода на пенсию нужно было отработать 9 лет. В 2021 году этот показатель вырос до 11 обязательных лет, а к 2025 году нужно будет отработать минимум 15 лет, чтобы получить право на получение пенсии по старости.

За счет бюджета тоже не желательно решать проблему, так как нефть будет хорошо продаваться не всегда, поэтому было принято решение повышать пенсионный возраст.

Правительство обещает, что количество работающих пенсионеров уменьшится, новые рабочие места займет поколение 1990-х, поэтому станет возможным индексировать пенсии работающему населению.


Как будет происходить поэтапное повышение пенсионного возраста

Этот процесс начался в первой половине 2019 года и займет он 10 лет – последний этап будет в 2028 году, когда мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60.

Первое поколение россиян, кого затронет повышение возраста – мужчины, которые родились в 1959-1960 годах, и женщины, которые родились в 1964-1965 годах. Для них была предусмотрена особенная льгота – возможность уйти на пенсию на полгода раньше стандартного срока. То есть люди, которые должны были пойти на пенсию в начале 2020 года, могли сделать это во второй половине 2019 года.

Год рождения, м/ж

Когда выходить на пенсию

1959/1964, 1 полугодие

2019, 2 полугодие

1959/1964, 2 полугодие

2020, 1 полугодие

1960/1965, 1 полугодие

2021, 2 полугодие

1960/1965, 2 полугодие

2022, 1 полугодие

Кого повышение пенсионного возраста не коснется

Часть категорий работников пойдут на пенсию в свои привычные сроки, так как их работы слишком сложные и опасные. Это люди, которые работают на вредных производствах, чья работа связана с опасностью, а также те, у которых работодатель переводит страховые взносы по соответствующим тарифам.

На кого не будет распространяться:

  • работников, которые находятся под землей;
  • сотрудников горячих цехов и работающих во вредных условиях;
  • рабочих локомотивных бригад и работников, которые обеспечивают организацию перевозок и безопасность движения;
  • водителей грузовых автомобилей на шахтах, в рудниках или рудных карьерах;
  • женщин, которые трудятся в текстильной промышленности с особенной интенсивностью или вынуждены испытывать тяжести;
  • в бригадах и экспедициях на полевых геолого-разведочных и поисковых работах;
  • людей, которые трудятся на лесоустротельных, гидрографических и геофизических работах;
  • горноспасательные части, включая личный состав.

Женщины, которые успели отслужить 37 лет, и мужчины, имеющие огромный стаж длиной в 42 года, могут выйти на пенсию досрочно. Правда, им не удастся это сделать раньше, чем им исполнится 55 и 60 лет соответственно.

Многодетные матери могут отправляться на пенсию досрочно в зависимости от того, сколько они родили и воспитали детей. В 57 лет они могут выйти на пенсию, если у них 3 детей, в 56 – если 4. Главное – иметь страховой стаж минимум 15 лет. В отдельную категорию обещают добавить женщин, которые родили и вырастили до восьмилетнего возраста 5 и более детей. Для них возраст выхода на пенсию не изменится – это 50 лет.

СмартВклад с повышенной ставкой

Для тех, кто трудится в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним регионах, возраст выхода на пенсию подняли, но он остался льготным. Так мужчины смогут выйти на пенсию в 60 лет, а женщины – в 55 лет.

Учителям также сделали на 5 лет больше пенсионный возраст с учетом специального стажа. Если школьный учитель успел выработать 25 лет стажа, который дает право на получение пенсии в 2028 году, то ему начислят эту пенсию только в 2033 году.

Каким образом будет происходить повышение пенсии

Начиная с марта 2020 года, ПФР обещает высылать раз в 3 года жителям страны письма, в которых будет указано, какой будет их пенсия после завершения трудовой деятельности. Сотрудники пенсионного фонда надеются, что это поможет людям сосредоточиться на повышении своих доходов и их легализации.

Глава ПФР заявил, что в 2019 году на пенсию вышло на 355 тысяч человек меньше, чем могло пойти, если бы пенсионный возраст не сдвинули. За 2020 год выход на пенсию отложится примерно у 800 тысяч человек.

Но зато растет число тех, кто досрочно выходит на пенсию. Правительство разрешило людям предпенсионного возраста выходить на пенсию досрочно, если у них не получается найти работу в течение года. Теперь можно выходить на пенсию на 5 лет раньше, а не на 2, как было до этого.

Власти хотят увеличить пенсию по старости до 6,3%. Это должно добавить каждый месяц пенсионерам по несколько сотен рублей.

like

1

smile

0

normal

0

sad

1

dislike

1

Почему пенсионный возраст повысили, а денег по-прежнему нет и не будет? Разбираемся вместе с ведущими экспертами

— В 2018 году власти обещали, что после повышения пенсионного возраста все станут жить немного лучше — бюджет получит дополнительные доходы, а пенсионеры — более высокую пенсию. Давайте начнем с бюджета: уменьшилась ли дыра в Пенсионном фонде за эти два года?

Если мы говорим про то, сколько денег нужно именно на пенсии и сколько на них собирается за счет страховых взносов в 22%, то дефицит небольшой: порядка половины триллиона рублей. Это к тому, что причина, которая была заявлена изначально для проведения реформы и тогда была не очень правильной, ну а сейчас — тем более. Если разгрузить ПФР от так называемых нестраховых выплат, то дефицит будет очень скромный, потому чтотвсего на выплату пенсий тратится порядка 7–8 триллионов рублей в год.

Но глобально в пенсионной системе за два года ничего не поменялось. Ровно такая же ситуация была, когда все начиналось, — Пенсионный фонд так и не вышел в ноль со своим бюджетом.

— Это вообще был реалистичный план — вывести пенсионную систему на самообеспечение?

— Несмотря на то что сейчас идет процесс уменьшения численности пенсионеров за счет повышения пенсионного возраста до 60–65 лет, он скоро тоже остановится: пенсионный возраст дойдет до новых параметров. И надо помнить, что население стареет, а значит, затем количество людей пенсионного возраста будет опять увеличиваться. Поэтому решить проблему дефицита ПФР, я думаю, принципиально не удастся в обозримой перспективе.

Сейчас ситуация осложняется пандемией. Доходы ПФР — это производная от легальной заработной платы в нашей стране. В первой половине этого года номинальная зарплата упала (в августе она была меньше, чем в марте), и автоматически сумма пенсионных взносов тоже стала падать. И я боюсь, что сейчас наращивание ограничительных мер, переход к скрытому локдауну, опять нанесет существенный удар по экономике. В таких условиях доходы ПФР расти не будут, а возможно, даже будут уменьшаться. А вот расходы никуда не денутся. С другой стороны, дефицит бюджета Пенсионного фонда может быть чуть больше или чуть меньше, в целом ничего страшного в этом нет. Все-таки пенсии в нашей стране небольшие (и это известная проблема), но они исправно выплачиваются. Вот когда мы запустим экономику (если когда-нибудь это произойдет), тогда сможем поразмышлять о том, что будет с Пенсионным фондом и как он будет наполняться. А пока — что есть, то есть.

Федеральный бюджет все равно будет дотировать Пенсионный фонд по простой причине — это принципиальный политический вопрос. Пенсионеры — это особо охраняемая группа, это электорат. У нас впереди выборы в Госдуму, президентские выборы и прочее. В конце концов, есть Фонд национального благосостояния, который сейчас законсервирован, — сейчас в нем уже больше 13 триллионов рублей. Этот фонд в свое время был создан для балансировки пенсионной системы. Если наступит какая-то крайняя ситуация, то

— С бюджетом понятно, а что насчет пенсионеров — стали ли они больше получать?

Они переживают за своих детей, которым через 10–15 лет тоже выходить на пенсию. А молодые люди, которые только входят в трудовую жизнь, пронаблюдав на данном примере, как правительство обходится с населением, как ставит его перед фактом и не слышит никаких аргументов, для себя решили, что им не нужна никакая пенсионная система, и они не будут платить страховых взносов. Поэтому уход от страховых взносов, неверие в то, что эта пенсионная система может тебе что-то дать, стало массовым явлением.

И последнее, что я должен сказать в этой связи: если в России начнется настоящая политическая жизнь (не как сейчас), то, уверяю вас, одним из первых требований со стороны оппозиции или тех людей, кто будет претендовать на смену нынешней власти, будет отмена пенсионной реформы. Запуском этой реформы власти заложили очень хороший кирпичик в будущий политический процесс.

— Понятно, что прогнозировать сложно, но тем не менее: если мы берем людей моего возраста, между 30 и 40 годами, на какую пенсию мы можем рассчитывать в будущем?

К сожалению, таково будущее пенсионных систем во всем мире. Старение населения, увеличение числа пожилых людей — все это не позволяет в будущем существовать той солидарной системе, которая есть сейчас, когда работающие за счет своих взносов оплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это следует из чистой арифметики. Сейчас в России пенсионеров, получающих страховые пенсии, где-то около 40 миллионов человек, а количество работников, за которых платят взносы, — 50 миллионов. И эти цифры сближаются. Лет через 15–20 это соотношение будет один к одному. Значит, мы должны либо поднять эти взносы, либо снизить пенсии. Но подъем взносов — это удар по бизнесу, а в этом году взносы даже частично снизили для малого бизнеса. В итоге будущее во всем мире за комбинированным вариантом из солидарной и накопительной пенсии, но это требует зрелости финансовых рынков, финансовой грамотности самих людей и, самое главное, высоких зарплат. Одно дело, когда вы живете в Америке и получаете 5 тысяч долларов в месяц, вы можете отложить какие-то деньги и туда, и сюда. Другое дело, когда вы живете в России и получаете медианную зарплату около 40 тысяч рублей.

Это объективная картинка современного мира. Ваше поколение (30–40 лет) и более молодое поколение, сейчас только входящее в трудовую жизнь, должны немножко по-другому выстраивать стратегию своей жизни, чтобы обеспечить достойную старость. И кстати, жизнь в старости — это не только пенсия, но и недвижимость, за счет которой в развитых странах многие на пенсии живут. Когда человек неплохо зарабатывает в среднем возрасте, он покупает себе второй дом или квартиру в рассрочку, и потом выплачивает кредит много лет, но, когда он выходит на пенсию, он эту квартиру или дом либо сдает, либо продает и получает деньги, которые прибавляются к его пенсии. Еще вариант: человек является акционером и получает какие-то дивиденды — тоже прибавка. И таких вариантов улучшения материального положения в пожилом возрасте довольно много. Но, повторю, в основе всего этого — высокая зарплата основной части работников.

— Ждать ли нам очередного повышения пенсионного возраста в ближайшие годы?

— Я думаю, что в обозримой перспективе этого не будет. Во-первых, на этой пенсионной реформе власти уже политически обожглись, к тому же у нас еще не закончился переход на новый пенсионный возраст. Во-вторых, когда проводили эту реформу, ссылались на демографию. Один из аргументов был таким: наши женщины выходят в 55 лет на пенсию, а потом еще двадцать с чем-то лет благополучно живут, а мужчины, выходя в 60 лет, живут еще пятнадцать лет (правда, не говорили о том, что у нас треть мужчин не доживает до шестидесяти). Но боюсь, что со здравоохранением у нас в ближайшие годы будет очень плохая ситуация.

В проекте федерального бюджета на следующие три года снижаются государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП из всех источников: федерального и бюджетов, ОМС, а у нас сейчас и так острый и хронический недостаток денег в здравоохранении. В этом году, учитывая расходы на пандемию, на здравоохранение будет потрачено около 4% ВВП, в следующем году будет уже 3,8%, потом — 3,7%, а в 2023 году 3,6%. В развитых странах государственные расходы на здравоохранение не менее 6–7%, а ВВП на душу населения у них, естественно, существенно выше, чем у нас.

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе "нулевого чтения" в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: "Пенсионная реформа назрела"

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Однако, как подчеркнул Андрей Пудов, показатель продолжительности жизни важен, но при принятии решения этот параметр не был ключевым.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала "Накопительная пенсия" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Главная цель изменений, по словам замминистра труда, – это финансирование повышения пенсий выше уровня инфляции. Предполагается, что к 2019 году средняя пенсия увеличится на 1 тыс. руб. – до 15,4 тыс руб. А когда к 2024 году финансовый базис сформируется, средние пенсии составят 20 тыс. руб. То есть, как подчеркнула Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, этот законопроект предлагает повышение не пенсионного возраста, а пенсий – таков замысел кабмина. Таким образом, пояснил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, все средства, которые получит государство в связи с повышением требований к возрасту, будут направлены на увеличение пенсий действующим пенсионерам и на текущие выплаты. В этих условиях можно будет не только выйти на ежегодное повышение пенсии на 1 тыс. руб. в месяц, но и поддерживать этот темп индексации на уровне выше инфляции (при инфляции чуть больше 3%, повышение окажется в два раза выше – около 7%). Работающим пенсионерам при этом индексировать пенсии на уровень инфляции не будут. Напомним, что устойчивый рост реальных доходов граждан, а также уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции – это одна из целей, определенных в новом майском указе Президента РФ. Кроме того, как ожидается, повышение пенсионного возраста позволит преодолеть дефицит бюджета ПФР. В случае принятия предложений кабмина, как указано в проблемной записке к заседанию СПЧ (имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ), дефицит должен планомерно снижаться и составить 73,8 млрд руб. в 2019 году и 44,6 млрд руб. в 2020 году. Сегодня этот показатель равен почти 300 млрд руб.

Андрей Пудов указал, что если ничего в пенсионной системе не менять, то в перспективе соотношение работающих граждан и пенсионеров будет равно один к одному, то есть ситуация станет критической, снизятся уровень пенсий, коэффициент замещения и их соотношение с прожиточным минимумом. Сейчас это соотношение несколько меньше, по разным данным, примерно один пенсионер к двум работающим гражданам. Правда, как признают представители Минтруда России, в этих расчетах не учитываются мигранты. Также, по некоторым экспертным оценкам, на рынке труда наблюдается негативная тенденция – ежегодно убывает около 300-400 тыс. кадров, в том числе в связи с низким уровнем рождаемости. Если реформа начнется, то в 2019 году на рынке останутся около 350 тыс. лиц предпенсионного возраста, а значит, баланс трудовых ресурсов будет обеспечен. Кроме того, продление трудовой жизни, предположительно, может пойти на пользу и самим пенсионерам. Так, в материалах к заседанию в СПЧ указано – оно способно повысить активность и улучшить состояние здоровья пожилых граждан. А член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова отмечала, что граждане пенсионного возраста и сегодня остаются на работе, поскольку чувствуют свою востребованность и силы. По данным кабмина, сегодня 30% людей пенсионного возраста продолжают работать. Некоторые эксперты считают даже, что таким образом трудовую деятельность продолжают наиболее квалифицированные и профессиональные работники, а это может положительно сказаться на рынке труда.

Отдельные особенности касаются педагогов, медицинских и творческих работников. Для этих трех групп, как пояснил Андрей Пудов, по действующему законодательству не предусмотрено понятие пенсионного возраста, важна только выслуга лет. Так, например, право на пенсию за выслугу лет имеют право артисты балета при стаже творческой работы не менее 20 лет (Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"). Требования к выслуге лет не изменится, но воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию можно будет с учетом переходного периода – срок, когда этим правом можно будет воспользоваться, станет сдвигаться во времени. И в итоге выход на досрочную пенсию нужно будет рассчитывать, исходя из нового пенсионного возраста.

Еще один часто встречающийся аргумент в пользу повышения пенсионного возраста – опыт зарубежных стран. Так, согласно п. 2 ст. 26 Конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, пенсионный возраст не должен превышать 65 лет. Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. А в предлагаемом варианте пенсионной реформы указанный порог превышен не будет. Более того, сегодня, по словам Татьяны Москальковой, практически все государства работают над пенсионной реформой, в центре которой – вопрос о возрасте. Эксперты ссылаются на опыт стран Европы, ЕАЭС и СНГ. Кабмин обратил внимание на практику повышения пенсионного возраста в Бельгии, Израиле, Казахстане, Литве, Латвии и Греции. Ответственный секретарь Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию Вячеслав Батаев добавил к этому, что предлагаемые правительством границы пенсионного возраста – мировая норма, а 60 и 55 лет – самый низкий пенсионный возраст среди стран-членов ОЭСР, БРИКС, СНГ и т. д. Таким образом, как утверждают многие эксперты, пенсионная реформа неизбежна, так как уж давно назрела.

… Но необходимо ее существенно доработать

"Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены", – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

"Сырая" нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к "приглашению к дискуссии", ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

В разработке документа должно было участвовать профессиональное сообщество, в частности, работодатели и профсоюзы, но этого не произошло, обращали внимание специалисты. А по оценке заведующей кафедрой трудового права и права социального обеспечения факультета права НИУ ВШЭ, доцента, к. ю. н. Фатимы Сулеймановой, к этому процессу также не особенно активно привлекали юристов и специалистов по праву социального обеспечения.

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Татьяна Москалькова отметила, что к разработанному кабмином документу необходимо подготовить подзаконную базу, а также другие законопроекты, которые действительно позволили бы приступить к пенсионной реформе. Тогда можно будет комплексно решить такие проблемы, как изменение подходов к МСЭ, возможное квотирование рабочих мест для граждан после 50 лет, дифференцированный подход к населению, работающему в различных условиях, и ряд других. Пока соответствующие гарантии, по ее словам, в законопроекте не предусмотрены, а прямолинейный подход к повышению возраста для всех категорий граждан является преждевременным. Представители Минтруда России заверяют, что все необходимые документы находятся на стадии подготовки. Максим Топилин рассказал о разработке проекта бюджета ПФР и добавил, что уже сейчас правительство готовит комплексные программы по вопросам здравоохранения и демографии. Андрей Пудов также отметил, что будут внесены изменения и в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", возможно, соответствующий законопроект рассмотрят в осеннюю сессию.

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Повышение пенсионного возраста чрезвычайно волнует граждан, причем всех возрастов. Михаил Федотов рассказал, в период с 14 по 30 июня 2018 года в адрес президента поступило в 20 раз больше обращений, касающихся пенсионных отчислений, чем в аналогичный период в прошлом году (тогда их было182). В 30% случаев граждане высказывают опасения о проблеме трудоустройства в пожилом возрасте и росте безработицы. Более 28% обратившихся критикуют законопроект, 18% беспокоятся о снижении рождаемости в связи с тем, что старшее поколение будет работать и не сможет оказывать посильную помощь в воспитании внуков. Чуть более 10% не исключают снижения продолжительности жизни, почти 6% считают, что законопроект противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а 4% предлагают вынести вопрос повышения пенсионного возраста на референдум.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза "Университетская солидарность" Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Перенос реформы

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: "Пенсионный возраст повышать нельзя"

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Как отметил член СПЧ Борис Кравченко, в основу реформы положили лишь прогнозируемые цифры роста продолжительности жизни, но выход на плановые показатели представляется сомнительным. По его мнению, нужно учитывать здоровую продолжительность жизни, а она невелика. Причем, по словам члена Совета, председателя Постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрея Бабушкина, правительству не стоит ссылаться на опыт западных стран, так как в них продолжительность жизни на 10 лет выше, чем в России. Напротив, по словам эксперта, смертность среди людей пожилого возраста лишь увеличится, и некоторые не доживут до своей пенсии. Это, по оценкам некоторых специалистов, в первую очередь касается регионов, где выявлена низкая продолжительность жизни, например, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Отдельные представители профессионального сообщества не исключают также и падения демографических показателей. Член Совета "Родительского всероссийского сопротивления" Юрий Бялый отметил, что в российских семьях распространена помощь в воспитании со стороны старшего поколения. "Бабушки, которые будут работать, – это значит молодые мамы, которые не будут рожать даже первого ребенка, не говоря о втором и третьем. То есть мы готовим уже сегодня демографическую яму масштаба 90-х", – заявил он.

Пенсионный возраст повысят, но законопроект должны ещё утвердить в Госдуме.

Правительство поставило точку в многолетней дискуссии о пенсионном возрасте. Многие эксперты давно говорили, что это пора сделать. Теперь решение принято: пенсионный возраст для женщин повысят с 55 до 63 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет. Законопроект еще должны одобрить в Госдуме. Но вряд ли с этим будут большие сложности, хотя отдельные поправки возможны.

Аудио: Зачем нам повышают пенсионный возраст

1.Кого коснется?

Практически всех, кто еще не на пенсии. Повышение будет плавным, но начнется уже со следующего года. Первыми прочувствуют на себе реформу мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Они выйдут на пенсию не в 2019-м, а в 2020 году - в 56 лет и 61 год соответственно (см. графику).

2. Останутся ли досрочные пенсии?

Совсем никаких изменений не будет только для тех, кто работает на вредных производствах (шахтеры, металлурги и др.), а также для женщин, родивших пять и более детей и некоторых других категорий. Для них срок выхода на пенсию не изменится.

Другие льготные категории смогут выходить на пенсию, как и раньше, досрочно. Но пенсионный возраст для них тоже вырастет - пропорционально общему повышению. Пример: если у мужчины, работающего на Крайнем Севере, было право выйти на пенсию в 55 лет, то теперь этот ценз постепенно передвинется к 60 годам.

У педагогов и медработников льготы по стажу останутся без изменений. Чтобы получить досрочную пенсию, им нужно будет отработать от 15 до 30 лет (в зависимости от специальности). Вот возраст выхода на пенсию тоже увеличится - пропорционально.

3.А военные?

Пенсии военным платит не Пенсионный фонд, а Минобороны, поэтому для них пока никаких изменений не будет.

4. Поднимут ли пособия по старости?

Власти обещают повышать пенсии с опережением инфляции. Если в деньгах, то это примерно на 1000 рублей в год, что вдвое больше, чем сейчас.

- Дополнительную индексацию начнем с 2019 года, - пояснила вице-премьер Татьяна Голикова. - С 1 февраля пенсии вырастут на уровень инфляции за предыдущий год. А с 1 апреля увеличатся на величину дополнительных доходов Пенсионного фонда. То есть повышать пенсии начнем чуть заранее.

Напомним: в прошлом году инфляция составила 2,5%. По оценкам Центробанка, в этом году рост цен не превысит 4%. Средняя пенсия в России сейчас составляет 14,4 тыс. рублей. Значит, в 2019 году она должна вырасти до 15,4 тыс. рублей.

5. Работающим пенсионерам тоже добавят?

Нет. Они прибавки не получат. Несколько лет назад правительство отменило для них индексацию пенсий. Соответственно эффекта от повышения пенсионного возраста они тоже не почувствуют. По крайней мере до тех пор, пока будут работать.

Сейчас, по данным ПФР, продолжают трудиться на пенсии около 12 миллионов человек. Их пенсия увеличивается лишь на величину заработанных за прошедший год пенсионных баллов - в среднем прибавка составляет 100 - 200 рублей в год.

6. Для чего все-таки это делают?

Основная причина - растущий дисбаланс пенсионной системы. Число работников сокращается, а число пенсионеров, наоборот, растет. Это связано с демографией. Во-первых, нынешняя молодежь дольше учится - до 23 - 25 лет. Тем самым сокращается период ее трудовой деятельности. Во-вторых, продолжительность жизни в стране растет. С 2000 года у мужчин она увеличилась с 59 до 67 лет, а у женщин - с 72 до 78 лет. И, по прогнозам демографов, будет расти и дальше.

Пенсионная система - это сообщающиеся сосуды. Только правильные пропорции позволяют выплачивать более высокие пенсии. Простой пример: сейчас средняя женщина имеет стаж в 30 лет, а на пенсии проводит 26 лет. Явная диспропорция. В развитых странах соотношение периода работы и заслуженного отдыха составляет в среднем 2:1.

Узнайте, в каком году вы отправитесь на пенсию

7. Как в других странах?

В большинстве развитых стран мира пенсионный возраст составляет 65 лет и выше. Причем и для мужчин, и для женщин. Если сравнивать с бывшими советскими республиками, то со времен СССР этот показатель не менялся только у России и Узбекистана. В остальных странах это решение давно приняли. В среднем по СНГ пенсионный возраст для мужчин составляет 62,4 года, а для женщин - 58,7 года. И будет повышаться.

8. Где найти работу пожилым?

Один из главных вопросов - трудоустройство тех, кто в зрелом возрасте потеряет работу. Людей в возрасте 50+ очень неохотно берут на любые должности. В правительстве пообещали принять комплекс мер, которые будут снижать такую дискриминацию на рынке труда.

И наконец, важный психологический фактор: сегодня после 50 лет многие чувствуют себя пожилыми людьми, мысленно готовятся к пенсии. Хотя при нынешних продолжительности и качестве жизни эти стереотипы давно пора пересмотреть.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

"Женщинам, скорее всего, скостят до 60": Депутаты Госдумы прокомментировали принятие законопроекта о пенсиях

Нашумевший законопроект о повышении пенсионного возраста поступил в Госдуму. Перед этим, в субботу, предложения правительства обсуждались на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) — с представителями бизнеса, то есть работодателями, и профсоюзами. (подробности)

КСТАТИ

Пенсионный возраст в России повысят с 2019 года: рассчитайте, в каком году вы уйдете на заслуженный отдых

В ТЕМУ

Как менялся пенсионный возраст в других странах, и почему его решили повысить в России

Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал эту меру непростой, но необходимой. Главные аргументы властей – продолжительность жизни в стране увеличивается. Россияне стали дольше жить, а значит, могут дольше работать. К тому же, во всем мире так рано, как у нас, на пенсию не уходят. (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: