Как рассчитать среднедушевой доход пенсионера

Обновлено: 14.05.2024

В разъяснениях Минтруда России и Минфина России от 11.08.2016 г. № 12-3/10/В-5678 / № 12-05-06/8/47283 указано, что Правила № 1075 положений об исключении каких-либо доходов, полученных гражданами в денежной форме, из расчета среднедушевого дохода не содержат.

Согласно разъяснений Минтруда России и Минфина России ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемые гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки, социального обеспечения и социальной защиты, в связи с чем учитываются при расчете среднедушевого дохода.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода должны учитываться и полученные гражданами соответствующих категорий ежемесячные денежные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, различные выплаты компенсационного характера, в том числе ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, и иные аналогичные выплаты, полученные в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, по мнению Облкомсоцзащиты в расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг не должна учитываться ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 руб., предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343.

Согласно утвержденным постановлением № 343 Правилам осуществления ежемесячных компенсационных выплат данная выплата назначается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а выплачивается непосредственно нетрудоспособным гражданам, в отношении которых осуществляется уход.

  1. Вопрос. Учитывается ли в расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг натуральная помощь, оцененная в денежном эквиваленте, например, сельхозпродукция, выделенная получателю социальных услуг сельхозпредприятием.

Ответ. Согласно разъяснениям Минтруда России и Минфина России от 11.08.2016 № 12-3/10/В-5678 / № 12-05-06/8/47283 Правила № 1075 учитывают виды доходов, полученные гражданами в денежной форме, так как при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены виды доходов, полученные гражданином в натуральной форме.

С учетом этого считаем, что доходы, полученные гражданином в натуральной форме, независимо от того, оценены они в денежном эквиваленте или нет, не должны учитываться при расчете среднедушевого дохода граждан.

Ответ: В октябре 2016 года необходимо произвести расчет среднедушевого дохода получателей социальных услуг на основании имеющихся в распоряжении государственных организаций социального обслуживания сведений о доходах граждан (представленных гражданами; запрошенны в центрах социальной защиты населения; полученных в рамках межведомственного запроса).

  1. Для расчета необходимо располагать сведениями за период с октября 2015 г. по сентябрь 2016 г., т.е. за 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения в октябре 2016 г. перерасчета среднедушевого дохода получателей услуг.

Среднедушевой доход получателей социальных услуг необходимо проводить с учетом доходов членов семьи – родителей, супругов, нетрудоспособных детей. Доходы иных членов семьи, в том числе совместно проживающих трудоспособных детей, при расчете среднедушевого дохода не учитываются.

С 1 ноября 2016 г. для получателей социальных услуг (кроме обратившихся в октябре 2016 г.) применяется ПВ = 11151 руб. (7434 руб. х 1,5) с учетом нормы, указанной в пункте 7 приказа Облкомсоцзащиты от 16.11.2015 № 1612 (в редакции приказа от 14.09.2016 № 1173), а до 31 октября 2016 г. применяется прежний ПВ = 11215,5 руб. (7477 руб. х 1,5).

Для граждан, впервые обратившихся в октябре 2016 г., ПВ составляет 11151 руб. (7434 руб. х 1,5), которая действует с даты заключения в октябре 2016 г. договора о предоставлении социальных услуг.

  1. Вопрос.Просим дать некоторые пояснения по применению раздела 5 Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Облкомсоцзащиты от 19.02.2015 № 345 в новой редакции от 31.08.2016 № 1076?

Расчет величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг необходим как для определения условий оплаты им социальных услуг (бесплатно, за плату, частичную плату), так и для определения размера ежемесячной платы, в том числе предельного, не превышающего 50% разницы между его среднедушевым доходом и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Учитывая декларативный подход указания получателем социальных услуг своего дохода в заявлении, причем без подробной его расшифровки по видам доходов (в том числе получаемых в виде пенсий, пособий, социальных выплат и т.д.), Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее — Порядок № 345) регламентирует, что поставщик социальных услуг должен располагать как можно полной и достаточной информацией о фактических доходах получателей социальных услуг, необходимых для достоверного определения условий оплаты социальных услуг, а также размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг.

Порядок № 345 предусматривает это делать за счет предоставления сведений о доходах самим получателем социальных услуг (пункт 5.1.2 Порядка № 345), предоставления сведений о социальных выплатах центром социальной защиты населения по запросу поставщика социальных услуг (пункт 5.1.1 Порядка 345), а также в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 5.1.3 Порядка № 345) в случаях, если сведений предоставленных по п.п. 5.1.1. и 5.1.2 Порядка № 345 недостаточно.

Сведения о доходах, полученных от реализации и (или) сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего получателю социальных услуг на праве собственности, могут быть подтверждены и предоставлены гражданином в любом удобном варианте: в форме заявления, декларации, справок из налоговых органов и т.д.

В п.5.1.3 Порядка № 345 указано, что одним из документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, являются сведения о принадлежащем получателю социальных услуг имуществе на праве собственности.

Решение о запросе таких сведений в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии принимает поставщик социальных услуг.

По мнению Облкомсоцзащиты такой запрос возможен в случаях, если у поставщика социальных услуг имеются неофициальные сведения о том, что гражданин, например, имеет несколько объектов недвижимого и иного имущества одного типа (например, несколько квартир и домов; несколько гаражей и т.д.).

В случае, если Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии будет подтверждено наличие у гражданина несколько объектов недвижимого и иного имущества одного типа, а получатель социальных услуг по п.5.1.2 не указал доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то поставщик социальных услуг в соответствии с абзацем восьмым п.5.1.3 в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия вправе обратиться в налоговые и иные органы, которые обладают информацией о доходах заявителя с целью их уточнения (пункт 3 статьи 7.1 Федерального закона № 210-ФЗ).

  1. Вопрос.В обязательном ли порядке получателями социальных услуг и членами его семьи должны предоставляться сведения о принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности?

Ответ. В соответствии с п.5.1.2 получатель социальных услуг и члены его семьи (родители, супруги, несовершеннолетние дети) не обязаны предоставлять сведения о принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, но вправе это сделать по собственной инициативе.

Вместе с тем, в соответствии с п.5.1.2 получатель социальных услуг обязаны предоставлять поставщику социальных услуг документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) доходов получателя социальных услуг и членов его семьи, в том числе полученных от реализации и (или) сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего ему (им) на праве собственности.

Порядок № 345 не содержит нормы, по которой поставщик социальных услуг обязан в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивать сведения о принадлежащем имуществе на праве собственности абсолютно по всем получателям социальных услуг и членам их семей.

Поставщик социальных услуг вправе по своему усмотрению запросить такие сведения в случае, если представленные в соответствии с пунктами 5.1.1 и 5.1.2 Порядка № 345 документы (сведения) не содержат достаточной информации для установления фактических доходов того или иного получателя социальных услуг или членов его семьи.

В связи с этим наличие у всех получателей социальных услуг в личном деле документов о принадлежащем им и членам их семей имуществе на праве собственности не обязательно.

  1. Вопрос. При применении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075, имеются случаи отказа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в предоставлении сведений о своих доходах. В большей степени это относится к гражданам, являющимся пенсионерами по линии отдельных министерств и ведомств. Как поступать в этих случаях?

В соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075, расчет среднедушевого дохода осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.

Эта норма закреплена в Порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Облкомсоцзащиты от 19.02.2015 № 345.

В случае если поставщик социальных услуг не располагает сведениями о фактических доходах гражданина в связи с его отказом предоставить такие сведения (например, сведения о размере пенсий, пособий и т.д., выплачиваемых органом, осуществляющим пенсионное обеспечение), а получение таких сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия не предусмотрено или невозможно, то у поставщика социальных услуг нет оснований для заключения соответствующего договора о предоставлении социальных услуг (гражданину не могут быть определены условия оплаты социальных услуг и размер ежемесячной платы).

Заявление гражданина о заключении договора на условиях полной оплаты без предоставления сведений о фактических доходах, не может быть принято поставщиком социальных услуг как основание для заключения договора.

  1. Вопрос. Что делать если в центрах социальной защиты населения отсутствует копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования?

Ответ. В случае если копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (далее — СНИЛС) в центре социальной защиты населения отсутствует, для поставщика социальных услуг достаточным будет наличие сведений о СНИЛС, указанных гражданином в заявлении о предоставлении социальных услуг (копия заявления представляется центром социальной защиты населения).

  1. Вопрос. Имеют ли право на бесплатное социальное обслуживание во всех формах социального обслуживания лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют специальный статус и иные акты применяются в отношении данных категорий граждан в части, не противоречащей Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1.

Поскольку в Федеральном законе № 442-ФЗ не предусмотрено право бесплатного предоставления социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оснований для его предоставления не имеется.

Данные разъяснения даны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.05.2015 № 12-3/10/П-2598.

Дорогой Тинькофф! Постоянно читаю ваш журнал. Есть один вопрос, не дающий покоя.

Я здоровый работающий мужчина 26 лет с зарплатой за 26 тысяч рублей без НДФЛ. У меня есть жена и несовершеннолетний ребенок. Родители тоже присутствуют, полная семья. Работаю официально с 18 лет, соответственно, плачу налоги. Проживаем в однушке, в которой половина принадлежит мне, а половина — матери. Жена не работает официально — фрилансит.

Смогу ли я подать документы, чтобы нас признали малоимущей семьей, дабы поднять бюджет? Если да, то как это сделать?

Дмитрий, документы подать вы, конечно, сможете. Возможно, вас даже признают малоимущей семьей. Но вот поднимете ли вы этим бюджет — это вопрос.

Расскажу, как семье получить статус малоимущей и что она может получить от государства.

Кого признают малоимущими

В социальном праве малоимущие — это те, у кого доход меньше прожиточного минимума, ПМ. Причем то, какой доход должен быть у семьи, чтобы она считалась малоимущей, зависит от прожиточного минимума по субъекту РФ, а не общефедерального.

По стране он сильно различается: в 2021 году в Москве прожиточный минимум для трудоспособных граждан — 20 589 Р , в Санкт-Петербурге — 13 074 Р . Наибольший прожиточный минимум в Чукотском автономном округе, 24 875 Р , наименьший — в Саратовской области, 10 615 Р .

Прожиточный минимум для взрослых и детей различается. Обычно для детей он немного меньше, но, например, в Севастополе, Костромской и Астраханской областях — наоборот. Самый маленький прожиточный минимум определен для пенсионеров.

Прожиточный минимум в конкретном субъекте в 2021 году можно узнать, скачав таблицу с сайта РосстатистикиDOC, 238 КБ

Если в семье двое взрослых и ребенок, нужно сложить прожиточные минимумы, которые установлены для каждого из них. Полученная сумма будет порогом, ниже которого находятся малоимущие семьи. Эта величина — прожиточный минимум вашей семьи.

Я не знаю, где вы живете. Например, в Москве. В вашем случае доход на одного человека для малоимущей семьи в 2021 году должен составлять 18 920 Р . Вот как это посчитать.

В 2021 году в Москве для расчета социальных выплат установлены значения прожиточного минимума за третий квартал 2020 года: 20 589 Р для взрослых и 15 582 Р для детей. Итого 56 760 Р — ПМ семьи из двух взрослых и одного ребенка. Если поделить на количество членов семьи, будет 18 920 Р .

Данные о величине прожиточного минимума в МосквеPDF, 274 КБ

В других регионах критериями малоимущей семьи в 2021 году могут быть прожиточные минимумы за другой период: например, за второй квартал 2020 года или за 2021 год. При этом нельзя брать значения ниже ПМ за второй квартал 2020 года. Мы сделали аналогичный расчет для всех субъектов федерации.

Вы пишете, что ваша официальная зарплата чуть больше 26 тысяч рублей после вычета НДФЛ. Получается, до вычета она составляет примерно 30 тысяч рублей.

Если ваша зарплата меньше прожиточного минимума для семьи из двух взрослых и ребенка, формально вы подходите под условия. Официальный доход вашей семьи позволяет встать на учет как малоимущим.

Но бюрократию придумали не для того, чтобы все было так просто.

Как считают доход семьи

Порядок учета доходов семьи для признания ее малоимущей определяет специальный закон. Основные правила такие:

  1. Расчет проводится за три последних календарных месяца. Они отсчитываются от даты обращения в орган соцзащиты. Учитывается весь доход семьи за три месяца. Потом эту сумму поделят на три — это средний доход семьи. Его поделят на число членов семьи — это среднедушевой доход.
  2. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.
  3. Считают доходы каждого члена семьи. Не только трудовые. Существует специальный перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого расхода семьи. Проверьте, получаете ли вы что-то из этого перечня. Орган соцзащиты засчитает в общий доход семьи не только зарплату, но и выплаты по гражданско-правовым договорам. Также учитываются: стипендии, пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, доходы от сдачи имущества в аренду, оплата по гражданско-правовым договорам, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.

Обманывать государство я вам не советую. Если выяснится, что доход семьи реально был выше, чем вы заявили, все излишне выплаченное государство потребует обратно.

Например, в судебной практике было такое дело. Женщине назначили государственную социальную выплату. В сведениях о доходах она указала только одно место работы. Орган соцзащиты узнал, что дополнительно она работает социальным работником в государственном учреждении. Значит, она предоставила не соответствующие действительности сведения о доходах. Орган соцзащиты потребовал переплату назад. Пришлось вернуть 255 227 Р . Суд с этим согласился.

Чтобы учесть доходы семьи, государство должно о них узнать. Для этого органу соцзащиты дано право проверять сведения о доходах. Он может направлять запросы в налоговую, пенсионный фонд и Росреестр, может проверить жилищные условия.

Вы пишете, что у вашей жены есть доход от фриланса. Если она проводит его официально, вам нужно учитывать этот доход при обращении в органы соцзащиты.

Кому дают соцпомощь

Семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, могут рассчитывать на государственную социальную помощь. Но ее оказывают не всем малоимущим семьям, а только тем, которые не могут получать больше прожиточного минимума. То есть если просто не работать и не вставать на учет в службе занятости, государство не станет помогать.

У семьи должны быть причины, из-за которых доход семьи ниже прожиточного минимума. Например:

  1. ребенок в возрасте до полутора лет;
  2. один из членов семьи — инвалид;
  3. несколько несовершеннолетних детей;
  4. официальный статус безработного у одного из взрослых;
  5. временная нетрудоспособность одного из взрослых и др.

Этот перечень нигде прямо не прописан и не может быть прописан. Насколько уважительна причина, по которой малоимущая семья оказалась в трудном финансовом положении, оценивает орган соцзащиты. Его объективность проверит суд. Если причин для низкого дохода нет, соцпомощь не дадут.

Субсидии по оплате жилых помещений дают на основании ст. 159 ЖК РФ. Правила определены постановлением правительства № 761.

Сколько платят малоимущим

Размер социальной помощи невелик. Задача государства — обеспечить малоимущим прожиточный минимум, поэтому выплаты небольшие. От субъекта к субъекту они сильно различаются.

Разовые выплаты. Малоимущим могут оказывать материальную помощь. В Вологодской области она варьируется от 300 до 10 000 Р . Материальная помощь — это разовый платеж.

Натуральная помощь. Помощь может иметь натуральный характер: малоимущим выдают дрова, еду, одежду, обувь, медикаменты. В Пермском крае натуральную помощь могут предоставить на сумму не более 3500 Р в год.

Социальный контракт — это особый вид социальной помощи. По нему семье дают денег, а она должна выйти из кризисной ситуации и повысить свой прожиточный минимум. Это социальный договор между государством и малоимущими.

Например, в Тверской области размер выплаты по соцконтракту зависит от того, сколько в семье детей. Если детей нет — дадут не больше 40 тысяч рублей, если детей не больше двух — 100 тысяч рублей, а если больше трех — 150 тысяч рублей.

Выплаты могут измеряться в десятках тысяч, но с государством нужно согласовывать все траты и отчитываться по ним. В контракте может быть прописано, что нужно пройти обучение, активно искать работу, пройти лечение от алкоголизма, купить сельскохозяйственную технику. Это обязательное условие получения денег.

Социальные пособия — это регулярные денежные выплаты. Скорее всего, говоря о том, как поднять бюджет семьи, вы имеете в виду именно пособия. Приведу несколько примеров, чтобы вы представляли, о каких суммах идет речь.

В Московской области малоимущим ежемесячно компенсируют сумму, которой не хватает до прожиточного минимума. Размер соцпомощи на одного члена семьи — от 300 до 1000 Р в месяц. В год на каждого члена семьи дадут не больше 6000 Р .

В Псковской области денежные выплаты малоимущим семьям составляют 5000 Р , если среднедушевой доход семьи не больше, чем прожиточный минимум на душу населения.

В Свердловской области социальное пособие малоимущим выплачивают из расчета 387 Р на одного человека в месяц.

В Санкт-Петербурге установлено общее правило: социальное пособие малоимущей семье не может быть выше, чем разница между прожиточным минимумом семьи и ее доходом.

Цель выплаты пособия — довести доход семьи до прожиточного минимума. Сильно бюджет на этом, к сожалению, не поднять.

Куда обращаться за социальной помощью

Чтобы получить соцпомощь, нужно обратиться в орган социальной защиты населения по месту постоянной или временной регистрации. Что это за орган, определяет законодательство субъекта РФ, в котором вы живете.

Социальная помощь малоимущим — это государственная услуга, поэтому ее можно получить на портале госуслуг или в МФЦ. Это упрощает задачу. В МФЦ сотрудники подскажут, куда адресовать заявление.

Дальше вам расскажут, какие услуги малоимущим оказывают в вашем регионе:

  1. Документы, подтверждающие личности членов семьи.
  2. Справку о составе семьи из паспортного стола.
  3. Справки о доходах 2-НДФЛ.
  4. Трудовые книжки.

Этот перечень различается от субъекта к субъекту, как и размеры пособий.

Что в итоге

Соцпомощь малоимущим — это поддержка для тех, кому тяжело зарабатывать на жизнь. Среди них государство должно выбрать тех, кому тяжелее прочих, и помочь именно им. Это инвалиды, тяжелобольные, безработные, неполные и многодетные семьи. Государство обеспечивает им прожиточный минимум. Все остальные обеспечивают его себе самостоятельно.

Если вы все-таки хотите получить статус малоимущей семьи, вот ваш план действий:

  1. Посчитайте средний доход вашей семьи. Сложите выплаты от работодателей и заказчиков, проценты по вкладам и доходы от сдачи имущества в аренду.
  2. Посчитайте прожиточный минимум для вашей семьи в субъекте, где вы живете. Эта величина показывает, какой должен быть доход у малоимущей семьи.
  3. Оцените: есть ли обстоятельства, из-за которых вы не можете получать доход в большем размере. Например, если вам нужно ухаживать за маленьким ребенком.
  4. Напишите в орган соцзащиты по месту жительства заявление о предоставлении соцпомощи. Приложите документы о доходах. Если принесете не все, вам скажут, чего не хватает.
  5. Результат: получите какие-никакие, но дополнительные деньги.

Если вы не получили право на соцпомощь, не расстраивайтесь. Значит, у вас все не так плохо.

Если же ситуация на самом деле тяжелая, а работники соцзащиты необъективны, обращайтесь в суд. Вам могут помочь в бесплатных юридических консультациях, например, при правовых вузах. Граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Прожиточный минимум на 2021 год составит 11,6 тыс. руб., а МРОТ — 12,8 тыс. руб. Их значения рассчитаны исходя из медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Однако эксперты не видят прогресса в новом подходе правительства

Фото: Frank Augstein / AP

Проект поправок, закрепляющих новую модель формирования ключевых социальных показателей, одобрен на заседании правительства 23 сентября и будет внесен в Госдуму на этой неделе, сообщили в ведомстве.

Новые основы расчета

Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году составит 11 653 руб., сообщили в Минтруде. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год (по данным Росстата (*.doc), 26 365 руб.). Медианный среднедушевой доход — это уровень, выше которого доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже. Согласно предложенному правительством подходу, прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.

Рассчитанный по старой методике — на основе стоимости потребительской корзины — прожиточный минимум в России во втором квартале 2020 года составил 11 468 руб. (для трудоспособного населения — 12 392 руб., пенсионеров — 9 422 руб., детей — 11 423 руб.).

Прожиточные минимумы трудоспособного населения, пенсионеров и детей, согласно проекту поправок, предлагается устанавливать в соотношении с прожиточным минимумом на душу населения в целом по России: для трудоспособного населения — 109% от этого уровня, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%. Эти соотношения были определены на основе действующей потребительской корзины, рассчитанной с учетом рекомендаций по здоровому питанию ВОЗ, уточнили в Минтруде.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет устанавливаться в соотношении 42% медианной зарплаты за предыдущий год и не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде. Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Новый подход к определению прожиточного минимума и МРОТ в России потребует дополнительных расходов федерального бюджета (в 2021 году —увеличение на 48,2 млрд руб., в 2022 году — на 13,4 млрд руб., в 2023 году — на 60,1 млрд руб.), а также региональных бюджетов (в 2021 году — на 28,5 млрд руб. во всех регионах, в 2022 году — на 32,8 млрд руб., в 2023 году — на 49,6 млрд руб.). Одновременно дополнительные расходы внебюджетного сектора оцениваются Минтрудом в 253 млрд руб. за три года.

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов. Сейчас во многих субъектах РФ региональные прожиточные минимумы занижены, и к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, пояснили в Минтруде. В 2021 году проектом поправок закрепляется норма, что все региональные прожиточные минимумы по всем социальным группам не должны быть ниже величины прожиточного минимума за второй квартал 2020 года.

Влияние на уровень бедности

Изменение подхода не привело к серьезному увеличению величины прожиточного минимума и МРОТ, согласен проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. По его мнению, это связано с тем, что в основу расчета был взят медианный, а не среднедушевой доход населения. По его мнению, справедливее при определении прожиточного минимума было бы исходить именно из последнего. Теперь ключевой станет прозрачность методологии Росстата при расчете медианного дохода и медианной зарплаты, заметил Сафонов.

Федеральный план статистических работ предусматривает публикацию данных о медианной зарплате населения по итогам исследования, которое пройдет в апреле 2021 года (раскрытие данных в июле 2021 года), уточнили РБК в Росстате.

Медианная зарплата, по данным исследования Росстата в 2019 году, составила 34 335 руб. Медианное значение зарплат россиян значительно ниже средней зарплаты по стране — 47 657 руб. в 2019 году (рассчитывается только по крупным и средним предприятиям) — и более приближено к реальной зарплате значительной части населения.

Медианные данные по доходам населения в 2020 году Росстат опубликует в апреле—мае 2021 года, добавили в Росстате. С 2013 года медианные доходы россиян постепенно росли с 19 тыс. до 26,4 тыс. руб. в месяц в 2019 году.

Состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода:

  • состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети;
  • одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети;
  • родители (родитель), несовершеннолетние братья и сестры, независимо от места их проживания (пребывания) ребенка, который находится под опекой (попечительством) и сам ребенок на которого не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

В состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, не включаются:

  • дети, достигшие совершеннолетия;
  • дети в возрасте до 18 лет при приобретении ими полной дееспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дети, в отношении которых родители лишены родительских прав;
  • дети, находящиеся под опекой (попечительством), на содержание которых выплачиваются денежные средства в соответствии с законодательством Республики Башкортостан;
  • дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
  • супруг (родитель, усыновитель), проходящий военную службу по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата или матроса либо обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы;
  • супруг (родитель, усыновитель), отсутствующий в семье в связи с осуждением к лишению свободы или нахождением под арестом, на принудительном лечении по решению суда, в связи с прохождением судебно-медицинской экспертизы на основании постановления следственных органов или суда;
  • супруг (родитель, усыновитель), находящийся на полном государственном обеспечении.

Размер дохода семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 12 календарных месяцев, предшествующих четырем календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособия на ребенка, исходя из состава семьи на дату подачи этого заявления.

Виды дохода семьи, учитываемого при исчислении величины среднедушевого дохода:

  • в доход семьи, взявшей ребенка под опеку (попечительство), включаются доходы родителей или одного из них (кроме случая лишения родительских прав), несовершеннолетних братьев и сестер, а также назначенные ребенку пенсии и алименты;
  • доходы, получаемые на ребенка (пенсия, алименты и т. д.).
  • доходы от личного подсобного хозяйства.
  • доходы от личного подсобного хозяйства, которое ведут две и более семей, учитываются раздельно по каждой семье пропорционально числу ее членов, работающих в этом хозяйстве.

При расчете среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка в доход семьи, не включаются:

  • алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в данной семье;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи;
  • социальные выплаты и денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий;
  • единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи;
  • ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
  • при исчислении размера дохода не учитываются начисленные, но не выплаченные фактически заработная плата (денежное вознаграждение, содержание), денежное довольствие и другие выплаты.

Если граждане не имеют возможности подтвердить документально виды доходов, они самостоятельно декларируют их в заявлении о назначении ежемесячного пособия на ребенка в письменной форме.

К видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся:

  • доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;
  • оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  • авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;
  • доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;
  • доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;
  • проценты по банковским вкладам;
  • наследуемые и подаренные денежные средства.

Нормативные акты, регулирующие данные правоотношения:

Под среднедушевым доходом понимается доходность на душу населения. Если определяется усредненное значение семейного дохода, совокупные поступления делятся на количество членов семьи.

Порядок расчетов закреплен в федеральном законе №44-ФЗ от 05.04.2003 и в постановлении правительства №512 от 20.08.2003. В 44-ФЗ указано, как высчитать, малоимущая семья или нет в 2021 году, — для этого потребуется вычислить средний душевой доход на каждого члена семьи и сравнить его с региональным прожиточным минимумом.

Душевой доход на семью требуется при назначении социальных пособий от государства и региональных властей. Если поступления на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, который действует в регионе, граждане вправе претендовать на дополнительную поддержку от государства.

ПФР на официальном сайте опубликовал перечень прожиточных минимумов по регионам, которые действуют при расчете пособий и соцвыплат в 2021 году.

В ежегодных региональных нормативах закрепляется, какой доход на 1 человека должен быть у малоимущей семьи в 2021 году, — не больше прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Если семейная доходность ниже этого показателя, обращайтесь в органы соцзащиты за пособиями. Вот на что вправе претендовать малоимущие семьи:

Путинское пособие на детей до 3 лет

Деньги на первого и второго ребенка ежемесячно перечисляют фонды:

  • на первого — ФСС;
  • на второго — ПФР из материнского капитала.

Пособие назначат, если средняя семейная доходность суммарно не больше двух прожиточных минимумов в регионе. Величина выплат — один прожиточный минимум на уровне субъекта РФ.

Путинское пособие на детей от 3 до 7 лет

Компенсацию перечислят всем, чей средний душевой доход на семью ниже прожиточного минимума в регионе. Пособие составляет 50% от регионального прожиточного минимума.

Получатели, порядок назначения, размеры — в региональных нормативах

Субсидии на ЖКХ

Получат граждане, чьи расходы на коммунальные услуги составляют от 30% и более от среднего семейного дохода

Выплачивают студентам из малоимущих семей. Размер регулируется локальными актами учебного заведения.

Субсидии на детский оздоровительный отдых

Малоимущие родители подают заявку в отдел соцзащиты на оформление 100% компенсации летнего отдыха детей.

На официальных сайтах региональных и муниципальных властей размещена информация об уровне прожиточного минимума. Следите за локальными нормативами, обращайтесь в местные администрации и центры социальной защиты населения: они расскажут, каков минимальный доход на душу населения в регионе и какие документы требуются для подтверждения заработка.

Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, как получать пособия: по безработице, на детей и другие. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие доходы надо включать, а какие нет

Официальный список, что входит в доход семьи, закреплен в постановлении правительства №512. В этом же нормативе определены и исключения. В расчет включают выплаты до вычета налогов и сборов.

В составе поступлений учитывают:

  1. Оплату труда и все вознаграждения от работодателя.
  2. Средний заработок, сохраненный на время по законам РФ.
  3. Выходное пособие.
  4. Социальные выплаты — ежемесячные детские пособия от работодателя, пенсии и стипендии, пособие по безработице и пособие по временной нетрудоспособности (в том числе и декретное), другие выплаты.
  5. Иные поступления — арендная плата, авторские вознаграждения и оплата по договорам ГПХ, доходы ИП, крестьянских и фермерских хозяйств, проценты от вкладов и акций, наследство и др.

А вот что не входит в расчет:

  • государственная социальная помощь (по закону о социальной помощи) в форме денежных и натуральных выплат;
  • единовременные страховые выплаты, которые перечисляют для возмещения ущерба жизни и здоровью гражданина и ежемесячные перечисления для оказания услуг медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Из совокупных поступлений исключают сумму уплаченных алиментов (п. 3 постановления №512).

Кто относится к членам семьи

В состав семьи включают:

  1. Родителя, усыновителя или опекуна или единственного родителя (усыновителя, опекуна).
  2. Супруга или супругу, совместно проживающего с родителем (усыновителем, опекуном).
  3. Всех детей до совершеннолетнего возраста.

Каков порядок расчета

Нормативные акты (44-ФЗ, постановление правительства №512) приводят единую формулу, как рассчитать, является ли семья малоимущей в 2021 году:

  • СД — среднедушевой доход;
  • Д — доходные поступления;
  • КМ — количество месяцев;
  • ЧС — число членов семьи.

Для расчета путинского пособия от 3 до 7 лет берут доходные поступления за 12 месяцев; отсчет периода начинайте не сразу, а за полгода до дня подачи заявки на выплату. Некоторые региональные соцвыплаты исчисляются по доходу за 3 или 6 месяцев.

Доход на одного члена семьи не должен превышать региональный прожиточный минимум, действовавший во втором квартале года, предшествующего расчетам. К примеру, региональные власти Московской области определили, какой должен быть доход на семью из 3 человек для получения субсидии — 13 115 рублей на каждого человека.

Каждое пособие регулируется отдельным нормативным актом. Новые путинские выплаты регламентирует постановление правительства №384 от 31.03.2020.


В этом нормативе приведен порядок, как правильно рассчитать доход семьи для получения пособия с 3 до 7 лет для малообеспеченных граждан:

  1. Определить размер поступлений за 12 месяцев.
  2. Посчитать среднее значение, разделив полученную сумму на 12.
  3. Разделить полученную сумму на количество членов семьи и сверить итоговый показатель с региональным прожиточным минимумом.

Как рассчитать: пример

Приведем пример, как рассчитать прожиточный минимум на семью из 3 человек в 2021 году из Нижегородской области.

Семья Петровых состоит из трех человек: матери, отца и трехлетнего сына. Они планируют оформить путинское пособие на ребенка от 3 до 7 лет. Доходные поступления Петровых за 2020 год таковы:

  1. Оплата труда отца — 250 000 рублей.
  2. Зарплата матери — 115 000 рублей.
  3. Материальная помощь государства из-за коронавируса — 25 000 рублей. Эти деньги не включаются в расчет.

СД = 365 000 / 12 / 3 = 10 138,89 рубля.

Прожиточный минимум на душу населения за второй квартал 2019 в Нижегородской области установлен на уровне 10 456 рублей. Поступления Петровых не превышают этот размер, они получат пособие на ребенка в размере 5329 рублей.

А это — пример расчета для Ленинградской области через портал государственных услуг:

Как рассчитать прожиточный минимум на семью из 4 человек в 2021 году

Какой должен быть доход семьи из 4 человек для получения пособия на детей в Ленинградской области

Читайте также: