Если никогда не работал будет ли пенсия украина

Обновлено: 14.05.2024

Недавно премьер-министр Денис Шмыгаль сделал сенсационное заявление: если ничего не делать, уже через 15 лет Украина не сможет выплачивать пенсии. Причина — в старении нации и увеличении количества пенсионеров.

По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, уже через 15 лет Украина не сможет выплачивать пенсии.

Николай Шамбир, советник министра социальной политики Украины

Проблема пенсионных систем любых стран - это соотношение плательщиков и получателей. В Украине одна из самых сложных демографических ситуаций. У нас 13 млн плательщиков и 11,3 млн пенсионеров, то есть около 1:1. Эта ситуация с каждым годом ухудшается. Пенсионная система, и солидарная в частности, может успешно работать, когда есть хорошее соотношение 2:1. То есть два плательщика — один получатель.

С цифры 203 млрд грн, которые идут из бюджета в Пенсионный фонд, 38 млрд грн — дефицит. И эта цифра даже за последние годы далеко не самая худшая. Если мы берем солидарные системы европейских стран, то сегодня буквально единицы не являются дефицитными.

Дефицит при росте экономики очень просто преодолеть: не повышать пенсии. Тогда дефицит преодолевается за счет повышения взносов. Но, конечно, мы этим путем идти не можем, потому что пенсии в Украине очень низкие. Правительство не может взять на себя решение чисто математически достичь бездефицитности пенсионного фонда. Мы должны иметь баланс между расходами, которые идут из государственного бюджета, в том числе и на покрытие дефицита, и повышением пенсий и поддержанием хоть каком-то уровне их покупательной способности.

Накопительная система не является панацеей и она не призвана полностью изменить солидарную систему.

Наше законодательство предусматривает трехкомпонентную пенсионную систему:

  • солидарная система первого уровня,
  • обязательная накопительная система второго уровня,
  • добровольное накопление третьего уровня.

Первый и третий уровень у нас действуют. Запуск обязательной накопительной даст стабилизацию пенсионной системе. Доход пенсионера из трех источников будет способствовать стабильности: если в какой-либо из систем есть проблема, другие компенсируют.

Для запуска второго уровня не нужно очень много времени, то есть даже 2021 год может быть стартом, хотя и не с начала года.

Андрей Рева, бывший министр социальной политики

Как вообще выплачивается пенсия? Пенсия выплачивается за счет средств пенсионного фонда. Мы с вами работаем, работодатель начисляет на нашу заработную плату единый социальный взнос, который направляется в Пенсионный фонд, и выплачивается пенсия пенсионерам. Чем больше нас с вами, работающих, тем больше денег в Пенсионном фонде, тем выше пенсии.

Сегодня плательщиками в Пенсионный фонд являются только 10 млн граждан (при том, что 22 млн человек трудоспособного возраста). Так в чем проблема: в плохой демографии, или в том, что у нас половина граждан трудоспособного возраста не платит социальный взнос?

Если мы посмотрим на 12 млн, которые не платят, картина будет следующая:

  • За 3 млн людей у ​​нас платит государство, это социально незащищенные люди: женщины в отпуске по уходу за ребенком, получатели социальной помощи.
  • 3 млн людей, которые работают и являются официально занятыми, освобождены от уплаты единого социального взноса.
  • У нас 2 млн безработных.
  • 3 млн находятся за рубежом.
  • Наконец, есть люди, которые работают в тени.

Давайте посмотрим как платят. У нас из 10 млн людей, которые платят взносы в Пенсионный фонд, есть наемные работники, за которых платит работодатель; есть предприниматели, которые являются самозанятыми лицами, которые уплачивают ЕСВ. Если взять людей, которые платят взнос из минимальной заработной платы, то из 10 млн таких 4 млн. Это значит, что их месячный платеж в Пенсионный фонд составляет 1100 грн в месяц. Представьте: минимальная пенсия для человека без стажа — 1712 грн, а с полным стажем — 2100 грн.

Если у вас есть лишние деньги, вы верите негосударственным пенсионным фондам, вы можете сами туда пойти. Есть 63 фонда, они работают с 2004 года. Но результаты деятельности этих фондов плачевны.

Проблема даже не в том, чтобы собрать с людей деньги — хотя это дополнительный налог. А в том, что эти деньги никогда не будут работать на людей.

Для того, чтобы вводить накопления, нужно создать условия. Нельзя сначала собрать деньги, а потом думать, куда их вложить.

Григорий Овчаренко, глава подразделения по управлению локальными активами группы ICU

Накопительная система существует почти во всех странах, даже в так называемых странах постсоветского пространства. Недавно такая система заработала и у наших восточных соседей — в Грузии, Армении. Она предусматривает, что за счет или дополнительных взносов, или перераспределения существующих взносов каждый человек накапливает себе лично на пенсию. Этот переход необходим для того, чтобы снять часть нагрузки государства и переложить ее непосредственно на самих плательщиков. Чтобы добавить размер будущих пенсионных выплат уже непосредственно из кармана самих граждан.

Есть разные взгляды на существование такой накопительной системы, так как она тоже имеет свои риски, как и любая система. Она более чувствительна к системным кризисам. Потому что деньги таких накопительных систем вкладываются непосредственно в рыночные активы. Поэтому они зависят от колебаний и от макроэкономики. Но они не зависят от баланса солидарной системы — количества плательщиков и количества пенсионеров. Поэтому она имеет свои преимущества и недостатки, и в большинстве случаев она дополняет существующую систему.

Накопительная система может и должна вкладывать и в международные рынки капитала, которые со временем дают возможность увеличить покупательную способность этой системы.

Некоторые говорят, что в Украине нет фондового рынка. Это не совсем так. Нет конкретной категории рынка акций. Но существуют другие инструменты, которые работают, в частности, инструменты долгового рынка. Некоторые страны больше вкладывают в инструменты с фиксированной доходностью. К этим инструментам относится и локальный долг, или так называемые государственные облигации, корпоративные облигации, депозиты и другие. Поэтому для запуска этой системы в Украине уже достаточно инструментов.

Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии

В 80-е рождаемость в Украине была высокая. Но уже в 1990-е, после распада СССР, рождаемость очень сильно снизилась. Таким образом, мы имеем ситуацию, при которой людей в возрасте от 30 до 50 лет, когда они уйдут на пенсию, будет некому заменить в рабочей силе.

К сожалению, с течением времени люди будут выходить на пенсию, а новые люди к рабочей силе привлекаться не будут. Поэтому каждый работающий получит гораздо большую нагрузку в виде пенсионеров, которых они будут вынуждены содержать за счет своего дохода. Поэтому пенсии будут маленькими. Большие пенсии просто неоткуда взять.

Очень важно, чтобы сейчас люди в возрасте 30+ очень хорошо это понимали. И, во-первых, накапливали себе на пенсию. Во-вторых, получали те навыки, благодаря которым они смогут зарабатывать себе на жизнь в 50-60 лет. Ну и, в-третьих, конечно, вкладывали в образование своих детей, которые будут поддерживать их в старости.

Проблема с накопительной системой в Украине имеет две стороны. Первая — это то, что у нас нет инструментов, в которые можно было бы вкладывать эти накопления на 20-30 лет, и получить если не гарантированный доход, то хотя бы с низким риском. У нас существуют только государственные облигации и очень неприятная история мошенничества на финансовых рынках.

С макроэкономической точки зрения, если сейчас нельзя вкладывать в финансовые рынки (ни в акции, ни в облигации, в другие какие-то инструменты капитала, потому что они не существуют), даже если запустить эту накопительную систему, то вкладывать средства пенсионеров будут или в банковские депозиты, или в ОВГЗ. Людям сейчас самым ничего не мешает откладывать себе на депозиты. А вложения в ОВГЗ — это такой же государственный долг и государственные обязательства, как и просто выплаты пенсий.

Согласно мировому опыту, нужно объединять солидарную и накопительную систему. Накопительная состоит в том, что пока человек работает, он обязан часть своих доходов откладывать специально на пенсию. К тому времени, когда он не сможет обеспечивать себя.

Почему накопительная пенсионная система все еще не создана? Первая проблема политическая. Это не выгодно сегодняшним руководителям, ведь накопительная система даст результаты лет через 20. Все это время это будут дополнительные расходы граждан.

Сегодня нерешенным является вопрос, где брать средства, чтобы откладывать. Или уменьшить отчисления в пенсионный фонд (тогда государство должно будет еще больше дотировать), или дополнительно взымать какие-то взносы с работодателя (а работодатели у нас и так не хотят показывать белую зарплату, так как высокие расходы на фонд оплаты труда), или нагрузить работника, чтобы он с и так часто небольшой зарплаты отдавал что-то на 30-40 лет вперед.

Вторая проблема заключается в доверии к финансовым институтам. Вы сегодня отдаете средства — и будете зависеть от учреждения через 30-40 лет, когда будете старенькие. А вдруг на тот момент эта структура обанкротится? А вдруг деньги исчезнут? А вдруг они девальвируются? Эти вопросы тоже надо решать.

Уже сейчас украинцам, чтобы обеспечить достойную старость, надо — первое и главное — откладывать часть средств не для потребления, а для накопления. Приучить себя к тому, что 10% от зарплаты, а если какая-то премия — то до 50% — должны быть сэкономлены.

Пенсия для тех, кто вообще не работал. Справедливо или нет?

В нашем социальном государстве, несмотря на все пенсионные реформы до сих пор еще существует вид пенсии, который вообще не зависит от того, работал гражданин или нет. Эта выплата назначается при наступлении определенного возраста и называется социальная пенсия.

Так давайте порассуждаем, справедлива ли такая выплата по старости или все таки нет.

Немного о социальной пенсии

В нашей стране, несмотря на множество изменений пенсионного законодательства, направленных далеко не на улучшение жизни пожилых граждан, до сих пор чудесным образом сохранился такой вид пенсионных выплат, как социальная пенсия.

Социальная пенсия по старости — это выплаты от государства для пожилых людей, которые в силу возраста нуждаются в поддержке. Ее платят тем, кто не набрал пенсионного стажа или пенсионных коэффициентов для выхода на страховую пенсию (Подробнее ➤).

На настоящее время величина социальной пенсии в России составляет 5606,15 рублей. Сумма вроде бы совсем смешная, но в большинстве субъектов РФ такая выплата увеличивается почти в два раза за счет социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в данном субъекте.

Сейчас на федеральном уровне прожиточный минимум пенсионера составляет 10 022 рублей, но это средняя величина. В конкретном регионе эта сумма может быть больше или меньше, так как уровень прожиточного минимума пенсионера везде разный (величину прожиточного минимума пенсионера в вашем регионе вы можете посмотреть здесь).

Такие пенсионные выплаты полагаются у нас при достижении определенного возраста. В этом году их начинают выплачивать женщинам в возрасте 63 лет и мужчинам - в 67 лет. Стоит обратить внимание, что к 2024 году этот возраст сдвинется для женщин до 65 лет, а для мужчин до 70 лет.

Справедливо или нет?

Многие недовольны тем, что такие совсем не маленькие суммы платят по сути "тунеядцам". А очень многие люди, честно отработав всю свою жизнь, например воспитателем в детском саду, нянечкой или даже предпринимателем, зачастую имеют примерно такую же пенсию, как те, кто вообще ни разу в жизни не работал. Единственная разница – они начинают получать ее на 5 лет раньше.

Получается, что государство у нас поддерживает тех, кто всю свою жизнь ничего не делал и не перечислил ни копейки налогов, либо просто скрывал свой доход, примерно в такой же степени, что и тех, кто честно и исправно трудился на благо нашей страны?

Но с другой стороны, государство по Конституции у нас социальное и должно поддерживать стариков. Да и то, что, например, человек работал неофициально, потому что работодатель экономил на налогах и выплачивал зарплату "в конверте", а работы больше никакой найти не удалось, в этом человек, на мой взгляд, не виноват. Виновато государство, создавшее такие условия, в которых и предпринимателю и работнику приходится выкручиваться и как-то выживать. К сожалению, у нас сейчас полстраны вынуждено так работать, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. Таким людям будет нереально наработать необходимый стаж и количество пенсионных баллов для получения трудовой пенсии, тем более, сейчас предусмотрено ежегодное повышение этих требований. Об этом я очень подробно писала в своих отдельных публикациях (Подробнее ➤, Подробнее ➤)

В итоге в пожилом возрасте миллионы россиян рискуют оказаться вообще без страховой пенсии, даже если они долго и исправно платили налоги. И в данной ситуации, подождав 5 лет, они смогли бы получить хоть какую-то компенсацию в виде поддержки государства.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Справедлива или нет выплата социальной пенсии?

Проголосовали: 4 228

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да, спаведлива. Стариков в таком возрасте нужно поддерживать

Нет, не справедлива. "Кто не работает, тот не ест"

Надо оставить такую выплату только для тех, кто имеет хоть какой-то стаж работы

Пенсии на Украине могут в перспективе сократить, сообщила министр соцполитики Марина Лазебная. Причина кроется в демографических изменениях. Тем временем в Киеве готовят реформу, которая прибавит денег банкам, а не пожилым людям

Экс-министр посоветовал украинцам самим копить на пенсию

Трудоспособное население Украины неуклонно сокращается, преимущественно из-за массовой миграции рабочих. За рубежом работают около 8 миллионов украинцев. Однако и количество пенсионеров сокращается примерно такими же темпами, в том числе в результате медицинской реформы.

При этом стране нужно выплачивать внешние кредиты, а аппетиты украинских чиновников постоянно растут. С другой стороны, и продолжительность жизни на Украине снижается, многие просто не доживают до пенсии.

В октябре 2020 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выступал перед студентами Львовской политехники. Глава правительства сделал заявление, которое шокировало миллионы украинцев. По словам Шмыгаля, через 10-15 лет государство не сможет выплачивать пенсии.

Бортник рассказал, как власти демотивировали украинцев платить налоги

Основная причина, по словам премьера, — ужасающая ситуация с воспроизводством населения и отсутствие реалистичных перспектив ее радикального изменения в обозримом будущем.

Иными словами, премьер-министр страны откровенно делает выбор между интересами компаний и возможностью выживания для миллионов пожилых украинцев. В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин говорит, что глава правительства даже чересчур оптимистичен относительно сроков. По подсчетам Шубина, уже через пять лет будет невозможно платить пенсии.

Между тем Министерство социальной политики предлагает ввести обязательные накопления для всех работающих лиц младше 50 лет и добровольные — для лиц старше 50 лет. По словам министра Марины Лазебной, взносы предварительно составят 2 процента от работодателя и 2 процента от работника. Деньги из накоплений будут вкладываться в пенсионные фонды — негосударственные или государственный — которые будут заниматься их инвестированием. Лазебная подчеркнула также, что введение подобной системы неизбежно.

В понедельник 27 сентября в Киеве состоялась пресс-конференция о перспективах украинской пенсионной реформы, в которой приняли участие глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко и эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.

Нынешние 40-летние украинцы могут забыть о пенсии - министр

Павловский отметил, что разговоры о введении накопительной системы ведутся уже лет двадцать. Однако мешает ее введению, по его мнению, экономическая стагнация и нестабильность. Эксперт сообщил, что в восточноевропейских странах этот опыт оказался провальным. В Венгрии и Польше, как и в ряде латиноамериканских стран, эта система была заморожена.

Как отмечает Павловский, такой подход имеет смысл, при стабильном экономическом росте, иначе существует высокий риск, что он даст только огромную финансовую пирамиду. В предлагаемых украинскими министрами вариантах не прописаны никакие гарантии сохранения средств, не говоря уже об инфляции, которая может полностью съесть все пенсионные отчисления за несколько лет.

В заключение Павловский подчеркнул, что все реформы, включая пенсионную и медицинскую, имеют смысл лишь при экономическом росте. В противном случае эти проекты — лишь попытки отдельных политиков и чиновников погреть руки на соцвыплатах украинцев. По его словам, накопительная система вводится на Украине исключительно в интересах финансовых спекулянтов.

В то же время Андрей Новак на пресс-конференции отметил, что накопительная система необходима украинским банкам, которые испытывают нехватку средств для инвестиций на длительный период. Он также подчеркнул, что дефицит солидарной пенсионной системы будет сохраняться всегда, а экономического роста можно просто не дождаться.

Бизнес на человеческом терпении. И жизнь хороша, и выживать хорошо

Иными словами, для повышения пенсий необходимо урезать другие расходы. Как говорит Ткаченко, нынешняя солидарная пенсионная система на Украине рушится не сама по себе, а ее рушат сознательно и намеренно.

Современное украинское государство определилось со своими приоритетами. В их число входят западные кредиторы, силовики, националистические культурные проекты и украинские чиновники, выводящие миллиарды в офшоры. Пенсионеры, по мнению экспертов, и прочие социально незащищенные категории граждан в число приоритетов не входят. Им остается лишь надеяться на самих себя.

Пенсия для тех, кто вообще не работал. Справедливо или нет?

В нашем социальном государстве, несмотря на все пенсионные реформы до сих пор еще существует вид пенсии, который вообще не зависит от того, работал гражданин или нет. Эта выплата назначается при наступлении определенного возраста и называется социальная пенсия.

Так давайте порассуждаем, справедлива ли такая выплата по старости или все таки нет.

Немного о социальной пенсии

В нашей стране, несмотря на множество изменений пенсионного законодательства, направленных далеко не на улучшение жизни пожилых граждан, до сих пор чудесным образом сохранился такой вид пенсионных выплат, как социальная пенсия.

Социальная пенсия по старости — это выплаты от государства для пожилых людей, которые в силу возраста нуждаются в поддержке. Ее платят тем, кто не набрал пенсионного стажа или пенсионных коэффициентов для выхода на страховую пенсию (Подробнее ➤).

На настоящее время величина социальной пенсии в России составляет 5606,15 рублей. Сумма вроде бы совсем смешная, но в большинстве субъектов РФ такая выплата увеличивается почти в два раза за счет социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в данном субъекте.

Сейчас на федеральном уровне прожиточный минимум пенсионера составляет 10 022 рублей, но это средняя величина. В конкретном регионе эта сумма может быть больше или меньше, так как уровень прожиточного минимума пенсионера везде разный (величину прожиточного минимума пенсионера в вашем регионе вы можете посмотреть здесь).

Такие пенсионные выплаты полагаются у нас при достижении определенного возраста. В этом году их начинают выплачивать женщинам в возрасте 63 лет и мужчинам - в 67 лет. Стоит обратить внимание, что к 2024 году этот возраст сдвинется для женщин до 65 лет, а для мужчин до 70 лет.

Справедливо или нет?

Многие недовольны тем, что такие совсем не маленькие суммы платят по сути "тунеядцам". А очень многие люди, честно отработав всю свою жизнь, например воспитателем в детском саду, нянечкой или даже предпринимателем, зачастую имеют примерно такую же пенсию, как те, кто вообще ни разу в жизни не работал. Единственная разница – они начинают получать ее на 5 лет раньше.

Получается, что государство у нас поддерживает тех, кто всю свою жизнь ничего не делал и не перечислил ни копейки налогов, либо просто скрывал свой доход, примерно в такой же степени, что и тех, кто честно и исправно трудился на благо нашей страны?

Но с другой стороны, государство по Конституции у нас социальное и должно поддерживать стариков. Да и то, что, например, человек работал неофициально, потому что работодатель экономил на налогах и выплачивал зарплату "в конверте", а работы больше никакой найти не удалось, в этом человек, на мой взгляд, не виноват. Виновато государство, создавшее такие условия, в которых и предпринимателю и работнику приходится выкручиваться и как-то выживать. К сожалению, у нас сейчас полстраны вынуждено так работать, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. Таким людям будет нереально наработать необходимый стаж и количество пенсионных баллов для получения трудовой пенсии, тем более, сейчас предусмотрено ежегодное повышение этих требований. Об этом я очень подробно писала в своих отдельных публикациях (Подробнее ➤, Подробнее ➤)

В итоге в пожилом возрасте миллионы россиян рискуют оказаться вообще без страховой пенсии, даже если они долго и исправно платили налоги. И в данной ситуации, подождав 5 лет, они смогли бы получить хоть какую-то компенсацию в виде поддержки государства.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Справедлива или нет выплата социальной пенсии?

Проголосовали: 4 228

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да, спаведлива. Стариков в таком возрасте нужно поддерживать

Нет, не справедлива. "Кто не работает, тот не ест"

Надо оставить такую выплату только для тех, кто имеет хоть какой-то стаж работы

Читайте также: