Когда была пенсионная реформа в россии

Обновлено: 15.05.2024

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.

Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.



C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Пойти на повышение пенсионного возраста правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами - доля работников все меньше, а пенсионеров все больше, сказал глава правительства Дмитрий Медведев, представляя параметры реформы. Увеличение возраста поможет "обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам", подчеркнул он, отметив, что по Конвенции МОТ размер пенсии должен обеспечивать 40 процентов утраченного заработка.

Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

Большинство педагогов и медиков, оформивших досрочную пенсию, продолжают трудиться. Сейчас такие пенсии получают 1,1 миллиона учителей и 659 тысяч врачей. В прошлом году ее оформили 23 тысячи учителей, и более 19 тысяч остались на рабочем месте. Та же картина и с врачами: в 2017 году досрочную пенсию получили 14,5 тысячи медработников, и 12,3 тысячи из них по-прежнему продолжают лечить людей.
Педагогам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей, независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2019 году выработает этот необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году.

Многим категориям работников повышение пенсионного возраста, откровенно говоря, даже выгодно. Приближаясь к предпенсионному возрасту, люди опасаются потерять работу. Новый порядок защитит их интересы.

С другой стороны, встает вопрос об обострении конкуренции опытных зрелых людей и креативной, но бесшабашной молодежи. Повышение пенсионного возраста не должно серьезно повлиять на показатели безработицы, считает глава минтруда Максим Топилин. Работники старших возрастов и молодежь занимают разные ниши на рынке труда: молодые охотнее занимаются информационными технологиями, идут в бизнес, финансовую сферу, открывают собственное дело. Старшее поколение занято в основном в традиционных отраслях и бюджетной сфере. "Мы исходим из того, что в связи с повышением пенсионного возраста серьезных изменений показателей безработицы не будет", - сказал министр.

По данным минтруда, на начало 2018 года уровень безработицы в стране (по методологии МОТ) составлял чуть более 5 процентов - 3,9 млн человек. Фактически это тот уровень безработицы, который является естественным для российского рынка труда при текущем достаточно слабом развитии трудовой мобильности.

Основной проблемой для России становится сейчас не безработица, а нехватка кадров, которая, как следует из прогнозов Росстата, Банка России и минэкономразвития, будет только нарастать. Это - ключевое ограничение для экономического роста (а значит, и для повышения доходов населения, в том числе пенсионеров). И повышение пенсионного возраста позволит смягчить этот дефицит ресурсов.



При этом эксперты предупреждают о возможных рисках. Директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова напомнила, что повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также специальными программами поддержки занятости людей старших возрастов.

"Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности", - предупредила Овчарова.

Вероятность роста безработицы не исключил и проректор Академии труда и социальных отношений, профессор Александр Сафонов. Кроме того, он не исключил того, что власти могут столкнуться с необходимостью дополнительного увеличения пособий, выплачиваемых безработным гражданам.

"Не стоит также забывать, что решение повысить НДС с 18 до 20 процентов повлияет на доходы населения не в лучшую сторону. Реальные доходы граждан станут меньше, соответственно, это может усугубить ситуацию с занятостью", - отметил эксперт.

Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму проект поправок, касающийся страховых взносов работодателей на обязательное пенсионное страхование. По действующей редакции Налогового кодекса до конца 2020 года применяется тариф на уровне 22 процента от фонда оплаты труда, с 2021 года тариф должен был составить 26 процентов. Проектируемыми изменениями повышение тарифа отменяется.

Сельским медицинским работникам также требуется 25 лет работы в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста и пола.
Если врач сельской больницы выработает необходимый стаж в 2020 году, пенсия ему будет назначена в соответствии с общим темпом повышения пенсионного возраста через два года, то есть в 2022 году.

В Пенсионном фонде РФ "РГ-Неделе" предоставили уточненный список категорий граждан, которые сегодня имеют право на назначение досрочных пенсий, и это право решено за ними сохранить без каких-либо изменений.

Речь идет о гражданах, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в частности, горняках и шахтерах, рабочих в добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "малые списки".

Еще одна категория - "чернобыльцы", получившие льготы в связи с радиационным воздействием. Кроме того, сохраняются льготы и для граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (в частности, многодетные матери, родившие 5 и более детей, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, а также лилипуты (карлики).

Возраст не меняется для так называемых "списочников": граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда (страховые взносы за них в Пенсионный фонд платятся по специальным тарифам, устанавливаемым в результате спецоценки условий труда):

Пенсионная реформа — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.

Содержание

Международная дискуссия о пенсионной реформе

Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка (Worldbank), Международной организации труда (МОТ — ILO), Международной организации социального обеспечения (ISSA ) спорили о соотношении накопительных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает — что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития.

Аргументы противников и сторонников различных подходов

В поддержку накопительного принципа пенсионного обеспечения

В поддержку солидарного принципа пенсионного обеспечения

Солидарная пенсионная система финансируется за счет отчислений (налогов, страховых взносов) трудоспособного населения. В условиях инфляции и роста экономики повышается номинальный размер заработной платы и, соответственно, совокупные отчисления в пенсионную систему. Индексация пенсий осуществляется за счет увеличения совокупных отчислений работающего населения.

Этапы пенсионной реформы в России

22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации в правовой оборот введен фонд в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации

В пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учёта.

В 22 субъектах РФ действуют единые пенсионные службы. Работающее население страны полностью охвачено персонифицированным учётом.

Декабрь 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным

Началась новая фаза развития пенсионной реформы.

Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Фонды признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.

С 1 июля НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:

  • с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб.;
  • с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Для получения Фондом права на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.

На ПФР возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. ПФР начал вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

С 1 октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.

С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учётом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.

Минтруд выступил против предложенного Минфином проекта ограбления стариков

Дмитрий Родионов



Ранее, в конце октября Минфин и ЦБ РФ 29 представили новый вид системы накопительной пенсии в продолжение начатой пенсионной реформы, — гарантированный пенсионный план, который позволит россиянам создавать накопления самостоятельно или при помощи работодателя, добровольно отчисляя средства из зарплаты в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

ГПП подразумевает, что те, кто добровольно откладывает деньги на пенсию, смогут получить ряд налоговых льгот. Так пенсионные взносы граждан в систему в пределах 6% от заработной платы предлагается освободить от НДФЛ. Налоговые льготы предусмотрены и для работодателей, перечисляющих взносы по ГПП своих работников, в частности, они смогут получить льготу по налогу на прибыль, отнеся понесенные расходы на себестоимость. Власть, объявив пенсионную реформу и ограбив население, снова ищет способы забрать деньги у населения.

Напомним, что ранее существовавшая система пенсионных накоплений в связи с нехваткой средств для выплат пенсионерам была заморожена в 2014 году на срок до конца 2021 года. Ожидается, что закон о гарантированном пенсионном плане будет принят к 1 июля 2020 года. В первый год запуска системы добровольных пенсионных накоплений со стороны россиян в правительстве ожидают притока в почти 1 трлн рублей. При этом, видимо, авторы пенсионной реформы понимают, что могут его не дождаться этого триллиона.

ГПП — далеко не первый план, предложенный Минфином. Ранее система называлась гарантированным пенсионным продуктом, а еще раньше — индивидуальный пенсионный капитал. Внесение законопроекта об ИПК планировалась весной 2019 года, однако его пришлось отложить. Причиной этого эксперты считают то, что пенсионная реформа и повышение возраста выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 50 — у женщин вызвали настолько резкое неприятие общества и опасения в том, что любая новая инициатива в этой области заранее обречена на массовое отторжение. Но как бы это не называлось, это все равно продолжение пенсионной реформы.

В основе идеи ИПК лежал замысел установить определённый процент вычетов из зарплаты по желанию работника по той же схеме, по которой вычитается НДФЛ, а получателями платежей стали бы выбранные гражданами НПФ. Последние должны были бы накапливать средства, (обеспечив в итоге большую доходность, чем при размещении средств в банке на депозите), которые в будущем позволили бы сформировать накопительную часть пенсии. В рамках системы ИПК также замышлялась возможность в экстренных ситуациях, связанных с необходимостью расходов на медицинские нужды, получить средства досрочно, оплатив с полученной суммы НДФЛ.

Как понимать разногласия между Минтрудом и Минфином? В правительстве нашлись люди, осознавшие губительность пенсионной реформы и пожелавшие пересмотреть ее? И чем этот ГПП отличается от ранее предложенного ИПК? При первоначальном взгляде, кажется, что между проектами нет существенных различий, во всяком случае, тех, которые могли бы облегчить жизнь жертвам пенсионной реформы, то есть - граждан предпенсионного возраста…

— Просто дело в том, что ЦБ и Минфин понимают, что без автоподписки (автоматическое включение в систему — когда человек своим молчанием соглашается быть участником негосударственного пенсионного страхования) система не заработает, — уверен профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

— Новых агентов системы найти при низких зарплатах найти невозможно. А Минтруд хочет, чтобы система была абсолютно добровольной. Добровольный пенсионный план предусматривает создание единого оператора — депозитария. Сейчас эту роль играет ПФР. ПФР для граждан бесплатен, депозитарий будет требовать плату. Как правило 3−4%.

— Вероятно, речь в данном случае может идти о попытке найти крайнего в заранее провальной пенсионной реформу и неблагодарной новой схеме пенсионных накоплений, — считает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.

— Ни одно из вышеупомянутых ведомств не желают быть на острие отведенных им пенсионной реформой стрелок. И речь даже не об экономике, а именно от том чья резолюция будет идти в конце паровоза пенсионной реформы. Разумеется, этот публичный обмен мнениями происходит не для того чтобы итоговый потребитель — простой гражданин нашей страны был более защищен.

— Замена наименования, а также постоянная попытка государства отойти от своих пенсионных обязательств вполне идет в духе предшествующих и последней пенсионных реформ. Тем более, не стоит забывать, что последняя реформа, увеличивая возраст выхода на пенсию для наших сограждан, нарушила не только элементарные права людей, но и действующую Конституцию, в соответствии с которой государство не имеет право принимать законов, ухудшающих социальное положение граждан. Принципиально с учетом смысла реформы только одно: государство говорит нам всем, что с этого момента оно ничего не должно.

— Новая формула, ставшая, по сути, предметом обсуждения внутри государственных ведомств, с большой долей вероятности, как и предыдущие, подчищают концы по тем обязательствам и тем отчислениям, которые осуществлялись ранее гражданами. К сожалению, новые формулы вызывают серьезную обеспокоенность как раз самим механизмом их работы.

— К сожалению Минтруд на сегодняшний день превратился в формальный орган, который должен быть в социальном государстве. Мы все были свидетелями того, как это ведомство протаскивало пенсионную реформу и повышение пенсионного возраста, подчеркивая неизбежность и необходимость подобной меры. Хотя мы видим, что никакого обещанного рога изобилия для пенсионеров так никто и не преподнес.

Читайте также: