Что такое спец пенсия в украине

Обновлено: 03.05.2024

Государственная пенсия — ежемесячные пенсионные выплаты в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которые получает пенсионер в соответствии с украинским законодательством.

Какой порядок назначения пенсии по возрасту в Украине?
  • достижение пенсионного возраста
  • наличие достаточного страхового стажа
Пенсионный возраст для женщин и мужчин в 2020 году

Напомним, что увеличение возраста выхода на пенсию и количества минимального страхового стажа, необходимого для назначения пенсии, произошло 1 октября 2011 года. К тому же, была проведена новая пенсионная реформа, согласно которой, начиная с 1 января 2018 года, происходит постепенное увеличение пенсионного стажа. Таким образом, украинцы приобретают право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет и при наличии страхового стажа:

  • с 1 января 2018 по 31 декабря 2018 — не менее 25 лет
  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 — не менее 26 лет
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 — не менее 27 лет
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 — не менее 28 лет
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 — не менее 29 лет
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 — не менее 30 лет
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 — не менее 31 года
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 — не менее 32 лет
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 — не менее 33 лет
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 — не менее 34 лет
  • начиная с 1 января 2028 — не менее 35 лет

Пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин составляет 60 лет, однако женщины могут выйти на пенсию в этом возрасте только с 2021 года. Сейчас же для женской половины населения 1961 г.р. и старше увеличение пенсионного возраста происходит постепенно. Таким образом, право на пенсию у женщин возникает по достижении такого возраста:

Возраст для получения пенсии по старости

Если у человека нет предусмотренного законодательством Украины трудового стажа (от 25 до 35 лет в зависимости от времени выхода на пенсию), назначение пенсии по возрасту происходит по достижении 63 лет при наличии страхового стажа:

  • по 31 декабря 2018 года — от 15 до 25 лет
  • с 01.01.2019 по 31.12.2019 — от 16 до 26 лет
  • с 01.01.2020 по 31.12.2020 — от 17 до 27 лет
  • с 01.01.2021 по 31.12.2021 — от 18 до 28 лет
  • с 01.01.2022 по 31.12.2022 — от 19 до 29 лет
  • с 01.01.2023 по 31.12.2023 — от 20 до 30 лет
  • с 01.01.2024 по 31.12.2024 — от 21 до 31 года
  • с 01.01.2025 по 31.12.2025 — от 22 до 32 лет
  • с 01.01.2026 по 31.12.2026 — от 23 до 33 лет
  • с 01.01.2027 по 31.12.2027 — от 24 до 34 лет
  • начиная с 1 января 2028 — от 25 до 35 лет

Начиная с 1 января 2019 года граждане, у которых отсутствует указанный выше стаж, имеют право выйти на пенсию по возрасту по достижении 65-летия при наличии страхового стажа не менее 15 лет. Кроме того, начиная с 2028 года, в случае наличия у лица 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия будет назначаться независимо от возраста.

Размер пенсии по возрасту

Расчет размера пенсии по возрасту в 2020 году проводится по единой для всех украинцев формуле, но сумма выплат определяется индивидуально для каждого человека и зависит не только от продолжительности и коэффициента страхового стажа, но также от коэффициента и величины заработка, с которого были уплачены страховые взносы. Кроме того, при наличии законных оснований, к основному размеру пенсии могут назначаться надбавки, доплаты и повышения.

Согласно законодательству минимальная пенсия при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Вместе с тем, за каждый полный год сверхнормативного стажа начисляется надбавка (доплата) — выплаты увеличиваются на 1% размера пенсии, но не более чем на 1% минимальной суммы пенсии.

Когда обращаться за назначением пенсии по возрасту?

Право на пенсию по возрасту возникает с момента достижения пенсионного возраста. При этом, обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию или не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста (п. 1.6 Порядка подачи и оформления документов для назначения и перерасчета пенсий).

Какие требуются документы для оформления пенсии по возрасту (список)?

Перечень документов, необходимых для оформления в 2020 году пенсии по возрасту предполагает наличие у гражданина, обратившегося за назначением пенсионных выплат, таких бумаг (часть из них может быть заменена электронными выписками, полученными в рамках проекта Е-пенсий):

  • заявление установленной формы
  • паспорт (оригинал и ксерокопия)
  • документы о месте проживания (регистрации) пенсионера
  • свидетельство о рождении детей (в случае необходимости)
  • свидетельство о браке (в случае надобности, оригинал + ксерокс)
  • заявление и номер расчетного счета в уполномоченном учреждении банка
  • трудовая книжка (оригинал и ксерокопия) и другие документы о трудовом стаже
  • ИНН или свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании
  • справка из военкомата о прохождении военной службы, военный билет (при потребности)
  • диплом и другие документы, которыми подтверждаются периоды обучения на дневном отделении до 01.01.2004 (оригинал и ксерокопия)
  • по желанию пенсионера и при условии подтверждения первичными документами справка о заработной плате за любые 60 месяцев подряд до 30.06.2000 года, независимо от перерывов

Более полная информация о порядке предоставления документов и сроках рассмотрения заявлений о назначении пенсии в Украине в 2020 году – здесь.

Можно ли оформить пенсию через представителя?

Доверенности, составленные в государствах-участниках СНГ или в странах, с которыми Украина заключила договора о предоставлении правовой помощи (например, Польша, Чехия, страны Прибалтики и др.) принимаются на территории нашей страны без какого-либо специального удостоверения. В то же время, к документам, выданным на иностранном языке, должен прилагаться их перевод, заверенный нотариально.

24 online консультации по “ Пенсия по возрасту: условия назначения и документы ”

Есть ли в Украине онлайн-назначение пенсий по возрасту и как оформить выплаты через Интернет?

Консультация юриста

Какой в Украине возраст выхода на пенсию по спискам № 1 и 2? Имеется льготный стаж 10 лет по списку № 2 и 7 лет 6 месяцев по Списку №1.

Консультация юриста

Конституционный суд отменил повышение пенсионного возраста для граждан, которые работают в тяжелых и вредных условиях труда по списку №1 и 2, оставив данной категории работников право выхода на пенсию в 45 лет (для женщин) и 50 лет (для мужчин).

При оформлении пенсии в ПФ требуют свидетельство о рождении ребенка.

Мне скоро выходить на пенсию. Во время консультации в ПФ сказали, что нужно свидетельство о браке где должно быть указано, что с девичьей фамилии перешла на фамилию мужа. Однако брак был расторгнут и свидетельства уже нет. Выходила замуж за границей — оттуда пришла справка о заключении брака, но с ошибкой в девичьей фамилии. В Пенсионном фонде сказали, что нужно подтверждать каждое место работы, записанное в трудовой книжке. Можно восстановить справки для пенсии в Украине, но теряется стаж работы за границей и годы обучения в ПТУ тоже не будут учтены.

Куда обратиться, если при автоматическом перерасчете моей пенсии была допущена ошибка или не учтены все данные? Т.е. нет соответствия с общей форумулой перерасчета по стране. Благодарю!

Консультация юриста

При несоответствии пенсионных выплат или возникновении сомнений в правильности расчетов при начислении пенсии, необходимо обратиться в пенсионный фонд по месту регистрации. Если там не разъяснят ситуацию — для решения проблемы можно обратиться на горячую линию ПФУ, к вышестоящему руководству Фонда или в суд (при наличии оснований).

Консультация юриста

Для оформления доставки пенсии на дом необходимо кроме письменного заявления подать еще справку об установлении I группы инвалидности или заключение врачебно-консультативной комиссии. Если из-за состояния здоровья вы не можете самостоятельно подать документы и не имеете законного представителя, можно требовать выездного приема сотрудниками Пенсионного фонда по вашему домашнему адресу.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я инвалид III группы общего заболевания, не работаю, получаю пенсию по инвалидности в размере пенсии по возрасту, так как имею страховой стаж более 35 лет. Должны мне для расчета пенсии по инвалидности учесть в общий стаж период со дня установления группы инвалидности до достижения пенсионного возраста? Заранее большое спасибо за помощь.

Консультация юриста

По общему правилу размер пенсии по инвалидности III группы в соответствии с законодательством определяется как 50% пенсии по возрасту. При этом, в страховой стаж для исчисления размера пенсии по возрасту засчитывается также на общих основаниях период со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста.

Таким образом, при назначении вам пенсионных выплат по инвалидности в размере пенсии по возрасту, учитывается приобретенный страховой стаж и не предусмотрено учета дополнительного стажа со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста.

Я — пенсионерка, но продолжаю работать. Скоро будет ровно два года как я продолжаю работать после назначения мне пенсии. На предприятии, где я трудоустроена, сказали, что я имею право подать заявление в Пенсионный на перерасчет. Слышала в октябре всем будут пересчитывать пенсии. Как лучше сделать: предоставить документы для перерасчета сейчас или ждать октября?

Консультация юриста

Добрый день. Проконсультируйте, пожалуйста. Моя мать, достигла пенсионного возраста, временно проживает за границей. Могу ли я оформить документы для назначения ей пенсии в Украине? Спасибо

Консультация юриста

В случае, если заявление о назначении пенсии по определенным обстоятельствам не может быть подано заявителем лично, обратиться в Пенсионный фонд может представитель с доверенностью.

Скоро подойдет время моего выхода на пенсию, хотелось бы заранее знать на какой размер пенсии я могу рассчитывать. Где и как можно провести предварительный расчет размера своей пенсии?

Консультация юриста

Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, по такому вопросу. В этом году мне исполнилось 55 лет. 33 года я проработала в полевой бригаде государственного опытного хозяйства. Общий стаж — 39 лет. Имею 4 детей. Могу ли я выйти на пенсию на льготных условиях? И в каком возрасте? Заранее спасибо!

Консультация юриста
Консультация юриста

Пенсионный фонд отказывает в первичном назначении пенсии по причине отсутствия в базе данных информации о том, что будущий пенсионер занимался предпринимательской деятельностью и был СПД. Ведомости о частных предпринимателях были утеряны (об этом заявлял Министр социальной политики Украины). Все необходимые документы для первичного оформления пенсии ЧП, включая квитанции об оплате единого налога (ЕСВ) и Свидетельство о регистрации ФОП есть в наличии.

Юридические консультации предоставляются только при условии прочтения ВСЕХ предыдущих разъяснений по данной тематике (см. выше), если схожие вопросы не обсуждались ранее.

Пенсионное и социальное законодательство Украины, а также связанные с ними нормативные акты, содержат несколько разновидностей стажа работы, в том числе:

С введением страхового стажа (01.01.2004 года) стало не важно, сколько человек фактически работал –значение имеет в течение какого периода и сколько уплачивал работодатель за него в Пенсионный фонд. Трудовой стаж, полученный до января 2004, автоматически приравнивается к страховому стажу. После указанной даты для расчёта пенсии имеет значение период уплаты страховых взносов.

Какой стаж нужен для пенсии?

Пенсионная реформа существенно изменила условия выхода на пенсию для украинцев. В частности, были пересмотрены требования к пенсионному возрасту и количеству лет страхового стажа. В 2020 году выйти на пенсию граждане Украины могут в возрасте 60, 63 или 65 лет, в зависимости от накопленного за годы трудовой деятельности страхового стажа.

Пенсійний вік і стаж для пенсії

Что входит в пенсионный (страховой) стаж?

  • срочная служба в армии
  • уход за ребенком-инвалидом
  • воинская (не срочная) служба
  • отпуск по беременности и родам
  • отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
  • срочная альтернативная (не воинская) служба
  • пребывание на фронте или участие в боевых действиях
  • период пребывания за границей жен или мужей дипломатов во время службы
  • инвалидность из-за несчастного случая на производстве или профзаболевание
  • исполнение обязанностей родителей-воспитателей детских домов семейного типа
  • служба в военизированных формированиях, горноспасательных частях и аварийно-спасательных подразделениях, созданных согласно законодательству Украины
  • срок получения материальной помощи на профессиональную подготовку/переподготовку и повышение квалификации, а также период получения пособия по безработице
  • уход за инвалидом I группы, престарелым, требующим постоянного ухода (по МСЭК) или достигшим 80 лет, если этот уход осуществляет неработающее трудоспособное лицо
  • обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
  • период проживания жен офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет)

Какие документы подтверждают пенсионный стаж?

Начисление и подтверждение страхового стажа за период трудовой деятельности до 1 июля 2000 года осуществляется на основании записей в трудовой книжке, а также других документов (справки предприятий, учреждений и организаций, а также данные госархивов). После 1 июля 2000 года расчет пенсионного стажа производится сугубо по данным персонального учета в Пенсионном фонде.

Более детальная информация о документах и способах подтверждения стажа для пенсии.

Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?

Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачтен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса. Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (производится сотрудниками ПФ по обращению работника). Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).

Какой размер страхового взноса в 2020 году для физического лица?

С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена единая ставка ЕСВ – 22%.

Учитывается ли непрерывность стажа при расчете пенсии?

На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот. Сейчас длительность непрерывной работы имеет значение разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате. Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет производят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.

Будет ли учитываться стаж, полученный за границей при оформлении пенсии в Украине?

Особенности учета стажа, полученного за границей, зависят от наличия международных договоров о пенсионном обеспечении между Украиной и государством, в котором украинцы работают. Так, например, при назначении пенсии в Украине учитывается страховой стаж, полученный в странах ближнего зарубежья: Армения, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Кыргызстан. С этими государствами у нас заключены так называемые территориальные договоры, т.е. пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого пенсионер проживает.

Между Украиной, Латвией, Эстонией, Литвой, Болгарией, Словакией, Польшей, Румынией, Испанией, Португалией, Венгрией, Чехией и Монголией действуют так называемые пропорциональные договоры о пенсионном обеспечении. Эти соглашения предусматривают пропорциональное финансирование пенсионных выплат, т.е. каждая страна платит пенсию за часть трудового стажа, полученного на ее территории, соразмерно пенсионным взносам и заработной плате. При этом, размер дохода (заработка) определяется исходя из официально установленного курса на момент назначения пенсии. Проверка и подтверждение стажа компетентными органами соответствующей страны осуществляется Пенсионным фондом по запросу пенсионера, с указанием точного адреса предприятия и его названия.

Работа за границей не учитывается при начислении пенсии, если между Украиной и иностранным государством нет договора о социальном и пенсионном обеспечении (Германия, Италия, Израиль).

Как и за сколько можно купить стаж для пенсии?

Сколько нужно заплатить за пенсионный стаж? Вопрос актуальный и интересует многих украинцев, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой и увеличением количества страхового стажа для приобретения права выхода на пенсию. Для большей наглядности приведем пример расчета:

Допустим для получения пенсии человеку не хватает 1 года (т.е. 12 месяцев) страхового стажа. Вычисление размера доплаты производится по формуле:

Д = С × К × М, где:

  • Д – доплата за недостающий пенсионный стаж
  • С – страховой взнос из минимальной заработной платы по ставке ЕСВ – 22%
  • К – коэффициент стоимости компенсации, применяемый при единовременной уплате
  • М – количество месяцев сажа, которых не хватает для назначения пенсии

Итак, с 01.01.2020 по 31.12.2020 минимальная зарплата составляет 4723 гривны. Минимальный страховой взнос при 22%-ной ставке ЕСВ (1039,06 грн.) с учетом коэффициента, который применяется при единовременной уплате (за 1 год – 2) равен 2078,12 грн.

Таким образом, сумма, которую необходимо в 2020 году оплатить в ПФ за покупку 1 года стажа составляет 24937,44 грн. (12 месяцев × 2078,12).

Обратите внимание, что из-за повышения минимальной заработной платы, размер компенсации за каждый купленный год страхового стажа будет увеличиваться.

1. Право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют лица, которые работали на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на работах, которые дают право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, а пенсии за выслугу лет — на условиях, указанных в части четвертой настоящей статьи. Размеры пенсий для лиц, определенных настоящей статьей, исчисляются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 настоящего Закона.

2. На льготных условиях пенсия по возрасту назначается:

1) работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, — после достижения 50 лет и при наличии страхового стажа не меньше 25 лет у мужчин, из них не меньше 10 лет на указанных работах, и не меньше 20 лет у женщин, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

45 лет — которые родились по 31 марта 1970 года включительно;

45 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;

46 лет — с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971 года;

46 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;

47 лет — с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972 года;

47 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;

48 лет — с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973 года;

48 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;

49 лет — с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974 года;

49 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;

50 лет — с 1 октября 1974 года по 31 декабря 1975 года.

При отсутствии стажа работы, установленного абзацем первым настоящего пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии на дату достижения возраста, установленного абзацами первым и третьим — тринадцатым настоящего пункта, страхового стажа:

с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года — не меньше 20 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 15 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года — не меньше 21 года у мужчин и не меньше 16 лет у женщин;

с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года — не меньше 21 года 6 месяцев у мужчин и не меньше 16 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года — не меньше 22 лет у мужчин и не меньше 17 лет у женщин;

с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года — не меньше 22 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 17 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года — не меньше 23 лет у мужчин и не меньше 18 лет у женщин;

с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — не меньше 23 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 18 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года — не меньше 24 лет у мужчин и не меньше 19 лет у женщин;

с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года — не меньше 24 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 19 лет 6 месяцев у женщин.

Работникам, которые не имеют стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, но имеют не меньше половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного абзацами первым и пятнадцатым — двадцать третьим настоящего пункта соответствующего страхового стажа пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 настоящего Закона:

мужчинам — на 1 год за каждый полный год такой работы;

женщинам — на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы.

Указанное уменьшение пенсионного возраста для женщин применяется также в период увеличения возраста выхода на пенсию по 31 декабря 2021 года;

2) работникам, занятым полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, — после достижения 55 лет и при наличии страхового стажа не меньше 30 лет у мужчин, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не меньше 25 лет у женщин, из них не меньше 10 лет на указанных работах.

До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

50 лет — по 31 марта 1965 года включительно;

50 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1965 года по 30 сентября 1965 года;

51 год — с 1 октября 1965 года по 31 марта 1966 года;

51 год 6 месяцев — с 1 апреля 1966 года по 30 сентября 1966 года;

52 года — с 1 октября 1966 года по 31 марта 1967 года;

52 года 6 месяцев — с 1 апреля 1967 года по 30 сентября 1967 года;

53 года — с 1 октября 1967 года по 31 марта 1968 года;

53 года 6 месяцев — с 1 апреля 1968 года по 30 сентября 1968 года;

54 года — с 1 октября 1968 года по 31 марта 1969 года;

54 года 6 месяцев — с 1 апреля 1969 года по 30 сентября 1969 года;

55 лет — с 1 октября 1969 года по 31 декабря 1970 года.

При отсутствии страхового стажа, установленного абзацем первым настоящего пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии на дату достижения возраста, установленного абзацами первым и третьим — тринадцатым настоящего пункта, страхового стажа:

с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года — не меньше 25 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 20 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года — не меньше 26 лет у мужчин и не меньше 21 года у женщин;

с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года — не меньше 26 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 21 года 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года — не меньше 27 лет у мужчин и не меньше 22 лет у женщин;

с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года — не меньше 27 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 22 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года — не меньше 28 лет у мужчин и не меньше 23 лет у женщин;

с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — не меньше 28 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 23 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года — не меньше 29 лет у мужчин и не меньше 24 лет у женщин;

с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года — не меньше 29 лет 6 месяцев у мужчин и не меньше 24 лет 6 месяцев у женщин.

Работникам, которые не имеют стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, но имеют не меньше половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного абзацами первым и пятнадцатым — двадцать третьим настоящего пункта соответствующего страхового стажа пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 настоящего Закона:

мужчинам — на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы;

женщинам — на 1 год за каждые 2 года такой работы.

Указанное уменьшение пенсионного возраста для женщин применяется также в период увеличения возраста выхода на пенсию по 31 декабря 2021 года;

3) мужчинам, которые работают трактористами-машинистами и непосредственно заняты в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — после достижения 55 лет и при наличии страхового стажа не меньше 30 лет, из них не меньше 20 лет на указанной работе.

При отсутствии стажа работы, установленного абзацем первым настоящего пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии на дату достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, страхового стажа:

с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года — не меньше 25 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года — не меньше 26 лет;

с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года — не меньше 26 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года — не меньше 27 лет;

с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года — не меньше 27 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года — не меньше 28 лет;

с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — не меньше 28 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года — не меньше 29 лет;

с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года — не меньше 29 лет 6 месяцев;

4) женщинам, которые работают трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — после достижения 55 лет и при наличии страхового стажа не меньше 25 лет, из них не меньше 15 лет на указанной работе.

При отсутствии стажа работы, установленного абзацем первым настоящего пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии на дату достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта и абзацами третьим — тринадцатым пункта 2 части второй настоящей статьи, страхового стажа:

с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года — не меньше 20 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года — не меньше 21 года;

с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года — не меньше 21 года 6 месяцев;

с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года — не меньше 22 лет;

с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года — не меньше 22 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года — не меньше 23 лет;

с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — не меньше 23 лет 6 месяцев;

с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года — не меньше 24 лет;

с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года — не меньше 24 лет 6 месяцев.

До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года рождения и старше после достижения ими возраста, установленного абзацами третьим — тринадцатым пункта 2 части второй настоящей статьи;

5) женщинам, которые работают доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — после достижения 55 лет и при наличии стажа на указанных работах не меньше 20 лет, при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года рождения и старше после достижения ими возраста, установленного абзацами третьим — тринадцатым пункта 2 части второй настоящей статьи;

6) работницам текстильного производства, занятым на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утвержденному в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, — после достижения 55 лет и при наличии стажа указанной работы не меньше 20 лет.

До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года рождения и старше после достижения ими возраста, установленного абзацами третьим — тринадцатым пункта 2 части второй настоящей статьи;

7) женщинам, которые работают в сельскохозяйственном производстве и воспитали пятерых и больше детей, — независимо от возраста и трудового стажа в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) водителям городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и большегрузных автомобилей, занятым в технологическом процессе тяжелых и вредных производств, — после достижения 55 лет и при наличии страхового стажа:

для мужчин — не меньше 30 лет, в том числе на указанной работе не меньше 12 лет 6 месяцев;

для женщин — не меньше 25 лет, в том числе на указанной работе не меньше 10 лет.

При отсутствии страхового стажа, установленного абзацами вторым — третьим настоящего пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии на дату достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта и абзацами третьим — тринадцатым пункта 2 части второй настоящей статьи, страхового стажа, установленного абзацами пятнадцатым — двадцать третьим пункта 2 части второй настоящей статьи.

До достижения возраста, установленного абзацем первым настоящего пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года рождения и старше после достижения ими возраста, установленного абзацами третьим — тринадцатым пункта 2 части второй настоящей статьи.

3. Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, — по списку работ и профессий, который утверждается Кабинетом Министров Украины, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на указанных работах не меньше 25 лет, а работники ведущих профессий на таких работах: рабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, сталевары, горновые, агломератчики, вальцовщики горячего проката, обработчики поверхностных дефектов металла (огневым средством вручную) на горячих участках, машинисты кранов металлургического производства (отделений нагревательных колодцев и стрипперных отделений), — при условии, что они были заняты на таких работах не меньше 20 лет. Такой же порядок пенсионного обеспечения распространяется и на работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) на шахтах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, которые реструктуризируются или находятся в стадии ликвидации, но не больше двух лет.

При наличии стажа на подземных работах меньше 10 лет у мужчин и меньше 7 лет 6 месяцев у женщин и страхового стажа, установленного абзацами первым и пятнадцатым — двадцать третьим пункта 1 части второй настоящей статьи, за каждый полный год указанных работ пенсионный возраст, установленный абзацем первым статьи 26 настоящего Закона, уменьшается на один год. При этом пенсионный возраст для женщин не может быть ниже, чем возраст, установленный абзацем первым пункта 1 части второй настоящей статьи.

4. Право на пенсию за выслугу лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 35 лет по перечню и в порядке, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается при увольнении с работы, которая дает право на такую пенсию.

Пенсии для лиц, определенных настоящей частью, до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 настоящего Закона, финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины.

5. В случае назначения пенсий на льготных условиях в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи проводится взаимный зачет периодов работы, предусмотренных настоящей статьей, при условии, что работы, которые засчитываются, дают право на пенсию на аналогичных или более льготных условиях.

6. Контроль за правильностью применения списков на льготное пенсионное обеспечение и качеством проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях, подготовка предложений относительно совершенствования таких списков возлагаются на центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Накопительная пенсия в Украине: когда введут, кто сможет не платить взносы и какие гарантии

В конце прошлого года премьер заявил, что уже через 15 лет при ныне действующей пенсионной системе Украина не сможет платить пенсии в том же объеме, что и сейчас. Но чтобы украинцы не умерли с голоду, если доживут до все время повышающегося пенсионного возраста, в Кабмине решили форсировать введение второго уровня пенсионного обеспечения. Идея заключается в том, что часть выплат будет делать государство, а вторую – из тех денег, которые работник успел отложить за время своей трудовой деятельности на специальных счетах в пенсионных фондах.

И запустить его собираются уже до конца 2021 года.

- Мы с Министерством социальной политики полностью разработали стратегию введения накопительной пенсионной системы,- заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. - Мы ее обсудили и согласовали все нюансы с профильным комитетом Верховной Рады. Сейчас этот вопрос находится в законодательной плоскости. Соответствующий проект закона подготовлен, будем просить парламентариев принять его как можно скорее, чтобы в этом году эта накопительная пенсионная система была введена.

Руководитель комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова (фракция "Слуга народа") считает, что законопроект №2683 о введении общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения можно принять в первом чтении уже в феврале. А вот заработать новая пенсионная система, по ее словам, сможет только с 2023 года. Для того, чтобы часть налогов с работодателей и работников перераспределять в пенсионные фонды, нужно будет найти бюджетные компенсаторы.

Сколько придется платить

Хорошая новость заключается в том, что изначально чиновники предлагают не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и работников. Поэтому на старте работы накопительной системы предлагается установить взносы на уровне 4% (2% работодатель + 2% работник). При этом в правительстве говорят, что готовы одновременно уменьшить ЕСВ и НДФЛ. То есть налоги первое время останутся теми же, но их начнут перераспределять на накопительные счета работников.

Правда, со временем размер отчислений будет увеличиваться. Пока нет точного графика повышения взноса, и механизм, за чей счет и в какой пропорции они будут делаться, тоже не оглашен. Но предполагается, что размер отчислений вырастет минимум до 7%.

В предыдущем варианте накопительной системы предполагалось, что работодатель, помимо ЕСВ (22% от зарплаты работника), должен будет ежемесячно отчислять 2% от суммы зарплаты, а сам работник – 1% своей зарплаты, помимо налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военного сбора (1,5%). То есть налоговая нагрузка росла с первого года введения реформы. При этом работник по собственному желанию мог увеличить свой взнос до 2-4% от размера зарплаты, а работодатель должен был бы пропорционально увеличить свои отчисления до 3-5%. Этот вариант критиковался экспертами из-за того, что увеличивал налоговую нагрузку на бизнес на фоне финансового кризиса, вызванного локдауном.

Впрочем, рассчитывать на то, что за короткое время удастся накопить крупные суммы, не стоит. В Нацкомиссии по ценным бумагам сообщили, что если украинцы начнут откладывать по 7% от зарплаты, то в будущем смогут получать пенсионную выплату в размере около 10,2% от последней зарплаты. Если же откладывать 10%, то размер накопительной части пенсии составит 14,6%.

Если вам за…

Еще один важный момент, с которым пока не определились в правительстве, – это возраст, с которого такие отчисления станут обязательными. Как говорят эксперты, сейчас обсуждается два варианта ограничений возраста для тех, кто начнет платить взносы по новой пенсионной системе. Первый из них – это люди старше 35 лет, второй – старше 50 лет.

Такой разнобой обусловлен тем, что за короткий срок невозможно заработать себе на ощутимую прибавку к пенсии. Да и взносы первые годы будут составлять всего 4%, то есть взносы работников, которым "за пятьдесят", будут минимальны, что приведет к тому, что и их дополнительная пенсия будет невысокой.

Оптимальным считается срок пенсионных накоплений на уровне 30-35 лет. С учетом, что со временем возраст выхода на пенсию поднимут до 65-70 лет, то смысл вводить такие накопления есть для относительно молодых людей.

Еще один намек на то, что пенсионные взносы будут платить молодые работники, заключается в том, что правительство побоялось вводить второй уровень пенсионной реформы даже для работников вредных предприятий среднего возраста. Так, с нового года в Украине накопительные пенсии ввели только для "отдельных категорий работников в возрасте до 35 лет, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение". Речь идет о тех, кто работает на опасных производствах. Не исключено, что возраст 35 лет будет выбран и для введения второго уровня пенсионной реформы, а для людей старшего возраста такие отчисления сделают добровольными.

Где гарантии

Большинство людей понимает, что в нынешней ситуации, когда даже развитые страны вынуждены повышать пенсионный возраст, надеяться на солидарную (см. "Справка") систему в Украине не приходится. Поэтому вопрос пенсионных накоплений для каждого гражданина весьма актуален, и доверить его государству многие не без оснований опасаются.

Ведь еще живо в памяти, как сгорели сбережения граждан при развале СССР, как в Украине галопирующая инфляция 90-х и несколько девальваций (1998,2008 и 2014-2015 годов) обнуляли заначки в национальной валюте. Плюс банкопад пятилетней давности не добавляет уверенности в надежности украинской финансовой системы.

Правительство предполагает, что деньги граждан, которые делают пенсионные взносы, будут попадать в специальные пенсионные фонды, которые будут их аккумулировать и преумножать. Это могут быть как государственные, так и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но где гарантия, что эти самые частные пенсионные фонды не обанкротятся или руководство этих финансовых организаций не сбежит с деньгами, как это делали руководители некоторых банков? Да и вкладывать деньги с перспективой в десятки лет в Украине пока некуда.

- Накопительной системе нужно инвестировать свои "длинные ресурсы" в активы, защищенные от инфляции и девальвации и с растущей капитализацией, - поясняет экономист Алексей Кущ. – А таковые в кризис если и есть, то венчурные, то есть рисковые инвестиции. Конечно, можно впасть в безумие и согласиться с теми, кто сейчас призывает разрешить вкладывать средства НПФ в зарубежные ценные бумаги, но в таком случае мы превратимся не только в сырьевой, но еще и в "финансово-пенсионный придаток" мировой экономики, инвестируя "длинные деньги" своих НПФ в чужие страны и усиливая отток капитала из своей. И никак не регулируя риски владения зарубежными активами. Это как аппарат искусственной почки с управлением в чужих руках.

По словам эксперта, в существующей модели взаимоотношений "государство – плательщик налогов" пока выигрывает тот, кто вообще не платит государству ни копейки, самостоятельно формируя свои пассивные доходы, например, от сдачи недвижимости в аренду. Или работая за рубежом и претендуя на польскую или итальянскую минимальную пенсию.

СПРАВКА

С 2004 года в Украине (см. Закон "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании") определено, что система пенсионного обеспечения состоит из трех уровней.

Первый – солидарная система, когда работающие платят за пенсионеров. То есть сегодня мы - своим родителям, а когда мы на пенсии будем, нам будут платить наши дети. Но так как население Украины не молодеет, а стареет, рассчитывать на эту систему уже не получается.

Второй уровень - накопительный. Он предусматривает, что работники и/или работодатели будут платить обязательные взносы, которые будут аккумулироваться и преумножаться на персональных счетах граждан, а доступными для использования средства будут после достижения гражданином пенсионного возраста.

Третий - система негосударственного пенсионного обеспечения. Она предусматривает добровольные отчисления. Эта система работает и сейчас - в Украине насчитывается несколько десятков негосударственных пенсионных фондов, но большой популярностью у населения пока не пользуется.

После распада Советского Союза все страны, бывшие его республиками, имели общие формы построения системы социального обеспечения. Большинство государств попыталось сохранить эти модели, однако, по объективным причинам, не у всех получилось это осуществить на практике.

Так, системы пенсионного обеспечения во многих странах бывшего СССР претерпели довольно серьезные изменения. Советскую модель сохранить не удалось, поскольку это не позволили сделать сложные экономические и демографические условия, в которых они оказались.

Бесплатно по России

В частности, пенсионная система современной Украины, которая хоть и похожа на российскую, однако к настоящему моменту зашла в тупик и нуждается в кардинальных реформах. Об ее особенностях и пойдет речь далее.

Структура пенсионной системы в Украине

В Украине на сегодняшний момент действует система государственного пенсионного обеспечения. Целью ее функционирования является обеспечение материальной поддержки пожилых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионная система в Украине строится на солидарных принципах. На практике это означает, что денежные средства для выплат нынешним пенсионерам формируются за счет взносов работающих граждан. При этом данная система в украинских условиях показывает себя неэффективной.

Так, на конец 2019 года в стране проживало более 11 млн. пенсионеров, что составляет значительный процент от населения страны. По неофициальным же данным, каждый третий украинец является получателем пенсионного обеспечения.

В связи с этим, а также сложной экономической ситуацией, ПФУ имеет значительный дефицит денежных средств. Так, известно, что в 2019 году более 15% от всего бюджета государственного фонда составляли специально выделенные для целей пенсионного обеспечения средства из бюджета страны.

Сами же взносы в ПФУ являются обязательными для всех категорий работающих граждан. За наемных сотрудников единый социальный взнос (ЕСВ) обязаны уплачивать работодатели.

Внимание! Размер ЕСВ в Украине не является фиксированным и зависит от суммы заработной платы, составляя 22% от нее.

Кроме государственной системы пенсионного обеспечения, в стране действуют десятки частных пенсионных фондов, которые предлагают гражданам услуги по формированию негосударственной пенсии.

Украинское законодательство выделяет три вида таких организаций:

  1. Открытые.С ними могут заключать договоры любые лица без исключений. Открытые НПФ предлагают различные частные программы для граждан, позволяющие накопить достаточное количество средств для обеспеченной старости.
  2. Корпоративные.Эти фонды создаются крупными организациями, а их деятельность направлена исключительно на обеспечение частной пенсией сотрудников этих компаний. Корпоративная пенсия зачастую выступает как часть социального пакета.
  3. Профессиональные.Как правило, учредителями таких организаций выступают профессиональные объединения. Участниками пенсионных программ, которые предлагаются такими фондами, могут выступать только члены соответствующих профсоюзов.

Справка! В целом, система негосударственного пенсионного обеспечения в Украине была во многом скопирована с моделей, принятых в странах ЕС, однако широкого распространения в стране не получила.

Пенсионный фонд Украины

Органом, осуществляющим политику по обеспечению деятельности системы государственного обеспечения нетрудоспособных граждан, является Пенсионный фонд Украины.

Его центральный аппарат расположен в столице страны – Киеве по адресу: улица Бастионная, дом 9.

В областях Украины функционируют территориальные органы, которые осуществляют исполнение положений законодательства о государственном пенсионном обеспечении в пределах конкретного региона.

Кроме этого, на сайте имеется контактная информация для обращения в фонд, в том числе адресе территориальных отделений в областях Украины.

Через сайт пенсионного фонда граждане могут пройти на портал электронных услуг, где имеется возможность создания личного кабинета.

  • посредством подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФУ;
  • посредством использования электронно-цифровой подписи.

После регистрации на портале электронных услуг ПФУ застрахованное лицо сможет следить за состоянием своего пенсионного счета, подавать заявления и получать необходимые документы в режиме онлайн.

Условия для выхода на пенсию

При определении права на получение пенсионного обеспечения в Украине используется два критерия – возраст и страховой стаж гражданина.

Так, на данный момент в стране проходит пенсионная реформа, одной из целей которой является повышение возраста выхода на заслуженный отдых.

В 2020 году украинцы выходят на пенсию в зависимости от накопленного страхового стажа. Под последним следует понимать периоды, когда за работника производились выплаты единого социального взноса в ПФУ.

Важно! Если гражданин осуществлял трудовую деятельность до 2004 года, то в качестве страхового ему засчитывается трудовой стаж.

Таким образом, в Украине принята система, согласно которой продолжительность трудовой деятельности и год рождения непосредственно влияют на возраст выхода на заслуженный отдых.

Пенсионный возраст в Украине

В настоящее время в Украине проходит реформа пенсионной системы, благодаря чему материальное обеспечение начинает выплачиваться в зависимости от количества стажа.

Так, в 2020 году украинцы могут выйти на пенсию в 60 лет, но при этом получать только минимальную пенсию. Для этого им потребуется отработать не менее 27 лет (в зависимости от возраста).

Пенсионное обеспечение в полном объеме выплачивается с 63 лет, при этом, в зависимости от возраста, страховой стаж должен быть в пределах 17-27 лет.

По итогам данной реформы в 2028 году для выхода на пенсию женщинам и мужчинам в 60 лет потребуется минимум 35 лет страхового стажа. Гражданам, которые не наберут необходимое количество лет стажа, придется работать до 63 или даже 65 лет.

Кто может выйти на пенсию раньше

В соответствии с украинским законодательством отдельные категории граждан вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение ранее положенного срока.

Так, в первую очередь, это касается работников вредных и опасных для здоровья производств. В их число входят и шахтеры.

Кроме этого, на льготную пенсию имеют право:

  • многодетные матери;
  • матери, воспитывающие ребенка-инвалида;
  • инвалиды по зрению;
  • участники вооруженных конфликтов;
  • лица, имеющие редкие генетические заболевания (карликовость).

Также значительно раньше на пенсию выходят военнослужащие и сотрудники силовых структур. Однако следует отметить, что им пенсия назначается в особом порядке – в зависимости от выслуги.

Что изменилось для медиков и учителей

Педагогическая деятельность и работа в сфере здравоохранения предполагают повышенные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к профзаболеваниям и ранней потере трудоспособности. В этой связи для данных категорий работников на Украине установлена льгота, связанная с досрочным выходом на пенсию. Основным условием для этого является наличие достаточного количества лет специального стажа.

Проходящие в стране изменения, связанные с пенсионным обеспечением, коснулись медиков и учителей в полном объеме. Спецстаж поднимается поэтапно, при этом в 2024 году для указанных категорий специалистов для получения льготы будет необходимо отработать не менее 30 лет на соответствующих должностях.

Размер пенсионных выплат

Размер украинской пенсии остается одним из самых низких в Европе. Столь неблаговидное положение не спасают даже периодические индексации выплат, производимые руководством страны.

Так, в январе 2020 года минимальный размер пенсии по старости в Украине составлял 1638 гривен. В то же время в среднем украинские пенсионеры получают 3083 гривны.

Особенности расчета пенсии

Пенсия в Украине рассчитывается из 3 важных показателей.

  1. Средняя заработная плата. Берется в расчет только зарплата за три последних года.
  2. Размер заработной платы. От этого параметра зависит размер ЕСВ и, соответственно, объем пенсионных прав.
  3. Длительность трудового стажа.Высчитывается соответствующий коэффициент.

Есть ли задержки в выплатах пенсии – причины

Несмотря на довольно непростое экономическое положение, задержки пенсии в стране перестали быть массовым явлением, однако возможны. Так, основной причиной является недостаток денежных средств, связанный с дефицитом ПФУ.

Кроме этого, на местах невыплата денег может быть связана с ошибками технического и административного характера.

Будет ли проведена пенсионная реформа

В силу неэффективности сложившейся в Украине пенсионной модели многие граждане и эксперты настаивают на ее реформировании. Так, неоднократно высказывается мнение о повышении пенсионного возраста с сопутствующим увеличением среднего размера материального обеспечения. Напрямую такая реформа не проводится, однако на сегодняшний день в стране уже происходит ужесточение требований для будущих пенсионеров.

Пенсии на Украине одни из самых низких в Европе. Правительство страны на сегодняшний день проводит ряд действий, ужесточающих требования для получения выплат. Несмотря на это индексация выплат происходит крайне медленно и, соответственно, пенсии растут ниже, чем инфляция.

Полезное видео

О повышении пенсий на Украине в видео:

Читайте также: