Как повлиять на пенсионный фонд

Обновлено: 07.05.2024

Граждан России в пенсионной системе не устраивает практически всё. Прежде всего, конечно, людей не устраивает размер пенсий и несправедливость пенсионных законов. По этому поводу негатив выплескивается и на Президента, и на Правительство, и на депутатов Госдумы, и на всю российскую политическую и бизнес элиту.

Однако не менее раздражающим фактором является и то, как государством совместно с ПФР выстроены отношения пенсионной системы с Человеком и Гражданином, и здесь уже по полной программе достается ПФР, потому что именно с этой структурой, выступающей в отношениях с гражданами от имени государства, людям приходится непосредственно контактировать. Остальные высокие инстанции слишком высоки и недоступны.

Вместе с тем, многие моменты, связанные с персонифицированным учётом застрахованных лиц, расчётом и назначением пенсий, а также информационным сопровождением этих процессов, в законах вообще никак не прописаны, и тогда открывается широкое поле для инициатив и творческой деятельности Пенсионного фонда и Минтруда.

В других ситуациях ПФР поступает наоборот, оставляет неотрегулированными неопределённости (или даже искусственно создаёт их) там, где выгодно трактовать свои действия или бездействие по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств, но явно не в пользу пенсионеров.

Выяснить, где заканчивается законодательная воля государства по регулированию пенсионной системы и начинается бесконтрольная самодеятельность ПФР (или Минтруда?) весьма сложно, кроме писаных законов параллельно вполне может существовать и институт устных указаний сверху.

Казалось бы, услуга расчёта и назначения пенсии структурой, созданной государством и не имеющей собственного коммерческого интереса в этом вопросе, должна быть прозрачной, понятной и удобной для пенсионера. Если бы так и было, то в социальном государстве нормальная укрупненная модель процедуры назначения пенсии выглядела бы следующим образом….

Человеку при выполнении соответствующих условий назначают пенсию, выдают пенсионное удостоверение (пусть даже и с уплатой государственной пошлины тем, кто захочет) и одновременно документ-справку, внятно разъясняющий расчёт назначенной пенсии по наиболее выгодному для него варианту.
В личном кабинете ПФР пенсионеру и после назначения пенсии доступна полная информация о состоянии его индивидуального лицевого счёта и эта корректная информация соответствует данным использованным для расчёта и назначения пенсии.
Кроме того, на сайте ПФР, как публичной структуры, имеются полноценные вариативные калькуляторы, позволяющие самостоятельно рассчитать свою пенсию и среднюю зарплату за периоды до 2002 года, и таким образом убедиться, что расчёт произведён правильно.

Однако ПФР при содействии Минтруда выстроил процедуру назначения пенсий совсем по другому алгоритму, сделав её максимально непонятной, непрозрачной и унизительной для пенсионера. Процедура назначения пенсии приобрела форму запутанного квеста по сценарию ПФР. Для придания этому квесту легитимности был издан Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий…".

После назначения пенсии с 2015 года пенсионное удостоверение пенсионерам не выдаётся. ПФР лукавит и объясняет отмену выдачи пенсионных удостоверений изменением пенсионного законодательства, в частности ссылается на закон 400-ФЗ, выдача пенсионных удостоверений которым не предусмотрена. Да, в указанном законе о выдаче пенсионных удостоверений ничего не сказано, но и в предыдущем основном пенсионном законе 173-ФЗ про пенсионные удостоверения также ничего не говорилось, но удостоверения выдавались.

Люди не хотят всю оставшуюся жизнь бегать в недружественный им орган за справками, которые быстро приходят в негодность и ассоциируются со справками об освобождении, а государство молчит. Кто-нибудь считал, сколько уйдёт бумаги на выдачу справок вместо пенсионных удостоверений за весь срок дожития пенсионеров, а сколько нужно содержать работников ПФР с компьютерами и принтерами для оформления и распечатки справок?
Выгода от отмены пенсионных удостоверений весьма сомнительна, а негатива выше крыши, и он будет с каждым годом нарастать. Государству это надо? Не высокая ли цена вопроса для мнимой экономии?

Более любознательные пациенты переходят к следующему этапу пенсионного квеста и начинают собственное расследование правильности расчёта пенсии.

Стойкий пациент, пройдя кордоны громкоголосых работниц ПФР, и получив от ПФР расчёт своей пенсии и другие имеющие значение персональные сведения, может с удивлением обнаружить, что некоторые периоды его трудовой деятельности 20-30 летней давности исключены из общего и страхового стажа, но уведомить об этом пациента ПФР нужным не посчитал.

Понятно, что специалисты ПФР своим пациентам пенсии вручную не считают, а используют для этих целей полноценные калькуляторы, но ПФР почему-то полагает, что застрахованным лицам будет вполне достаточно и калькулятора-дезинформатора на сайте ПФР. Тот, кто им пользовался, знает, что этот калькулятор нещадно врёт и рассчитывает пенсию в гораздо большем размере по сравнению с тем, который фактически будет назначен.

Следующий этап пенсионного квеста для стойких пациентов – доказательство факта расчёта пенсии работниками ПФР в заниженном размере относительно возможного.

Если представленные пациентом в территориальный орган ПФР собственные ручные расчёты пенсии и аргументы будут на 100% убедительны, то ПФР может с ними даже согласиться… и предложить написать заявление на перерасчёт пенсии. Стоит ли согласиться с таким предложением (и простить ПФР всю сумму недоплаты пенсии за весь период после её назначения) или идти до конца и требовать перерасчёта пенсии с момента её назначения – каждый должен решить сам, в зависимости от обстоятельств.

Если ПФР с представленными расчётами и аргументами не согласится, то у пациента останется одна дорога - в суд. Кстати, ПФР очень любит направлять несогласных пациентов по любому вопросу в суд, отлично понимая, что из числа даже самых стойких пациентов до суда дойдут не все.

Помимо квест-процедуры назначения пенсий существует ещё целый пласт проблем, связанных одновременно с расчётом или перерасчётом пенсий, персонифицированным учетом и отображением информации в личном кабинете застрахованного лица, и перечень претензий к ПФР по этим проблемам может быть бесконечно длинным, было бы кому их адресовать и решать.

Какие-то частные проблемы пенсионеры могут и решают в одиночку через суд, но есть множество общих проблем, для решения которых и в суд-то идти не с чем. Очевидно, что права пенсионеров в приведенном примере квест-процедуры назначения пенсии ущемляются, но формально закон не нарушен, и тогда всё чаще возникают вопросы – ПФР существует сам для себя или всё-таки для пенсионеров? Кто повернёт ПФР и Минтруда к пенсионеру лицом, а к лесу задом? К кому обращаться за восстановлением справедливости?

Всю эту камарилью, как у вас там верно указано, давненько бы уж к лесу задом
следовало бы.

Всё карьеру отработал на должности старшего инженера, а пенсию мне назначили по зарплате сторожа, коим работал когда на развалинах Советского Союза работать было негде. Назначающая инспектор на полном серьёзе меня поздравила и порадовала, сказав, что у меня высокая и максимальная пенсия. Я мало встречаю пенсионеров, у которых пенсия была бы ниже моей. Русское чудо? Ура?! См. мой рассказ "Сторож России".

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

список лицензированных НПФ

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

Полгода до пенсии? Пора идти в Пенсионный фонд!

На самые распространенные вопросы отвечает начальник управления организации назначения и выплаты пенсий Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю Ирина Глазырина.

- От чего зависит размер трудовой пенсии?

- Основные составляющие, от которых зависит размер пенсии, – это продолжительность трудового стажа и величина среднемесячного заработка гражданина за период трудовой деятельности до 1 января 2002 г., а также сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде, за период работы после 1 января 2002 года.

При расчете размера пенсии учитываются и другие параметры: наличие иждивенцев, продолжительность работы на Севере и др.

- Если женщине исполнится 55 лет в мае 2013 года. Когда надо прийти в Пенсионный фонд?

- Рекомендую всем, кто в ближайшее время приобретает право оформить пенсию, заблаговременно обратиться на прием в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Желательно, чтобы это событие состоялось за 6 месяцев до наступления права на пенсию. Тогда и у вас, и у специалиста Пенсионного фонда будет достаточно времени, чтобы подготовить и запросить все необходимые документы. Если времени осталось меньше, ничего страшного, придите за 3, 2 месяца. Это делается в ваших же интересах, для того чтобы в момент назначения пенсии максимально учесть все заработанные вами пенсионные права.

Заблаговременная работа проводится ещё и для того, чтобы предельно сократить срок назначения пенсии, и соответственно, срок получения первой выплаты. Быстрое решение вопроса о назначении пенсии позволит гражданам, имеющим право на определенные льготы по квартплате, услугам связи и транспорту, своевременно приобрести их.

- Если в трудовой книжке имеются исправления, возникнут ли трудности при оформлении пенсии?

- Если записи в трудовой книжке выполнены с нарушением Правил ее заполнения, а тем более, если в ней есть незаверенные исправления, такие периоды работы могут быть исключены из подсчета стажа, что негативно скажется на размере пенсии, а то и вообще лишит человека права на трудовую пенсию. Поэтому, если вы в ближайшее время собираетесь оформлять пенсию, придите в Пенсионный фонд для заблаговременной работы с вашими документами. Наши специалисты помогут вам сделать соответствующие запросы.

- Какие трудности при оформлении пенсии возникают чаще всего?

- Самые распространенные ошибки – это отсутствие в трудовых книжках номера или даты приказа о приеме (увольнении) гражданина, отсутствие записей о переименовании предприятия, незаверенные исправления, подчистки, плохо читаемые, размытые печати предприятий организаций, отсутствие сведений о перемене фамилии и другие недостатки.

Ознакомьтесь со своей трудовой книжкой, посмотрите, все ли записи выполнены правильно, есть ли все необходимые сведения. И если вдруг, что-то вас тревожит, вызывает сомнение, заручитесь справкой работодателя или архива, подтверждающей этот период работы.

Практика показывает, что на получение уточняющих справок о стаже уходит немало времени, особенно, если необходимо сделать запрос в другой регион России или заграницу. Возникают трудности, если предприятие ликвидировано или не ведет финансово-хозяйственную деятельность.

- Если у женщины на титульном листе трудовой книжки записана девичья фамилия до брака. Понадобится ли ей при назначении пенсии какой-то документ для подтверждения смены фамилии при заключении брака?

- Да, при обращении за назначением пенсии необходимо будет подтвердить, что эта трудовая книжка принадлежит именно ей. Подтверждающим документом является свидетельство о заключении брака. Если оно утеряно либо брак был в дальнейшем расторгнут и свидетельство изъято, необходимо сделать запрос в органы ЗАГС.

- Если в трудовой книжке нет записи о переименовании предприятия. Помешает ли это при оформлении пенсии?

- Если записи об изменении названия организации в трудовую книжку своевременно внесены не были, а при увольнении по печати прослеживается другое наименование, потребуется историческая справка. Ее может выдать сама организация, если она продолжает работать, правопреемник или архивный орган.

- Как влияет заработок на размер пенсии?

- Заработок для исчисления размера пенсии, учитывается за 2000 - 2001 годы по данным индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде либо за 60 месяцев подряд трудовой деятельности гражданина до 1 января 2002 года по справкам о заработной плате, выданным организацией или архивным органом.

За период трудовой деятельности после 1 января 2002 года в расчет пенсии принимаются страховые взносы, накопленные на лицевом счете, а не стаж и заработок. Поэтому для назначения пенсии не принимаются справки о зарплате за последние два года работы, как то было при старом пенсионном законодательстве.

Если вы обратитесь в ПФР для заблаговременной подготовки документов, специалист посмотрит лицевой счет, есть ли там сведения о среднемесячном заработке за 2000-2001 гг. В случае, если заработка нет или он невыгоден для исчисления пенсии, то сотрудники ПФР порекомендуют, за какие годы лучше взять справку о заработной плате, а при необходимости, помогут в ее запросе.

- С июля 2012 года у пенсионеров, в том числе и будущих, появилось право на выплату средств пенсионных накоплений. Что необходимо сделать, чтобы их получить?

Пенсия состоит из двух частей – страховой и накопительной. Страховая часть пенсии есть у всех пенсионеров, а накопительная нет. Пенсионные накопления в обязательном порядке формируются:

– у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем страховых взносов в ПФР,

– у участников Программы государственного софинансирования пенсии, которые уплачивают дополнительные взносы в счет будущей пенсии,

– у тех, кто направил средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Пенсионные накопления также формировались у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

С 1 июля 2012 г. пенсионеры имеют право подать заявление в Пенсионный фонд – ПФР или негосударственный пенсионный фонд на назначение и выплату средств пенсионных накоплений.

Те граждане, которые в ближайшем будущем только готовятся стать пенсионерами, такое заявление смогут подать одновременно с заявлением о назначении пенсии. Те, кто уже являются пенсионерами (и у них есть пенсионные накопления) могут обратиться в ПФР с соответствующим заявлением в любое время.

Существует три вида выплат пенсионных накоплений:

единовременная выплата. Получатели – те, у кого накопительная часть пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости.

срочная пенсионная выплата. Получателями такого вида выплаты становятся участники Программы государственного софинансирования пенсий и владельцы сертификата на материнский капитал, которые направили его средства на формирование накопительной части своей будущей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть меньше десяти лет.

выплата накопительной части пенсии по старости в течение всей жизни. Выплачивается ежемесячно равными платежами одновременно со страховой частью пенсии гражданина.

- Что необходимо сделать для своевременного назначения пенсии?

- За 6 месяцев до достижения пенсионного возраста необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства для заблаговременной оценки пенсионных прав. Стандартный пакет документов, который необходимо иметь с собой:

- военный билет, если гражданин проходил военную службу;

- свидетельства о рождении детей (в основном это для женщин, а для мужчин, в том случае, если дети не достигли возраста 18 лет, или старше, но являются учащимися образовательных учреждений по очной форме, то есть находятся на иждивении);

- справки службы занятости населения о периодах получения пособия по безработице (если такие у гражданина имеются);

- документы о периодах работы, которые не подтверждены трудовой книжкой (справки, трудовые договоры, выписки из приказов, договоры гражданско-правового характера и т.п.);

- справку о заработной плате, если гражданин изъявил желание учесть заработок за 5 лет трудовой деятельности до 01.01.2002.

Специалисты ПФР ведут прием ежедневно, можно предварительно записаться на прием.

- Сейчас в Пенсионном фонде есть все данные о стаже и заработке каждого гражданина, но для назначения пенсии все равно приходится собирать документы. Почему?

- В Пенсионном фонде накоплены значительные сведения о пенсионных правах граждан, но пока только за период с момента регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (в большинстве случаев с 1998 г. и позже). Начиная с 2002 г. в Пенсионном фонде находятся все сведения о страховых взносах и периодах работы гражданина, но только в том случае, если он работал официально и работодатель ответственно сдавал необходимую отчетность в ПФР.

В 2003-2004 гг. органами ПФР от работодателей принимались, так называемые формы СЗВ-К, где отражен стаж работы граждан до 1 января 2002 г. Эти формы обработаны, проверены и в настоящий момент применяются для установления пенсий. К сожалению, данные сведения имеются не на всех граждан, и в них содержатся только те данные, которые внес работодатель. Поэтому за периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования для назначения пенсии гражданину необходимо будет представить в ПФР первичные документы. Специалисты Пенсионного фонда их проверят, сверят с данными ПФР, посоветуют какие документы необходимо представить дополнительно, а при необходимости помогут сделать соответствующие запросы.

Органы ПФР края перешли на электронный документооборот с краевыми и муниципальными архивами, что дает возможность оперативно получать необходимые для назначения пенсии сведения.

Хочется посоветовать всем жителям края: заботьтесь о будущей пенсии заранее. Это избавит вас от возможных проблем и разочарований при наступлении права на неё. Чтобы при выходе на заслуженный отдых, в размере пенсии были учтены все заработанные вами пенсионные права, не надо пускать процесс её оформления на самотёк.

Читайте также: