Что даст пенсионная реформа

Обновлено: 28.04.2024

Нищенство миллионов пожилых людей наши миллиардеры в момент могли бы изжить, но жаба душит


Плоды пенсионной реформы: Старик, сдай квартиру в аренду, езжай на дачу и умри на грядке


Российский миллиардер, глава компании Becar Asset Management и гильдии управляющих и девелоперов Александр Шарапов предложил способ выживания на пенсии. По его мнению, для этого надо приобрести однокомнатную квартиру и сдавать ее в аренду.

Не случайно же только с начала года благосостояние богатейших 27 россиян выросло на 65 млрд. долларов, а это больше 4,5 трлн. рублей. Их активы превысили 420 млрд. долларов. Это больше, чем годовой федеральный бюджет страны. Могут скинуться и помочь решить пенсионную проблему.

Власть решает проблему низких пенсий, повышая пенсионный возраст на пять лет, бессрочно замораживая, то есть конфискуя, с 2014 года пенсионные накопления, отказывая с 2015 года в индексации пенсии работающим пенсионерам. Платя эти абсолютно нищенские пенсии, на которые нельзя выжить, людей вынуждают работать, чтоб хоть как-то прокормить себя, платить коммуналку, купить лекарства.

— В России пенсия — синоним бедности и даже нищеты, социальной депривации. Даже официальные данные Росстата показывают, что у нас восьмой месяц подряд, с учетом инфляции, падает размер так называемой реальной пенсии.

То есть в номинальном выражении пенсии якобы растет на 5−6%, а с учетом того, что официальная инфляция у нас выше 8,15%, и это в два раза больше, чем прогнозы правительства и Центробанка в начале года и чем то, что было заложено в бюджет, получается, что пенсионеры все беднее и беднее даже с учетом официальной инфляции.

Я напомню, что продукты питания официально подорожали на 10,2%, а в действительности — на 30−50%. Некоторые продукты, в том числе по данным Росстата, подорожали на 80−100%! В их числе капуста, картофель, в полтора раза выросли цены на морковку, огурцы, помидоры, поэтому на пенсию сегодня можно купить меньше продуктов, чем два года назад.

Власти не хотят обсуждать темы повышения прожиточного минимума до 25−30 тысяч рублей, повышения пенсии хотя бы до физиологического минимума, который уже много раз просчитан Академией наук (Институтом социологии, Институтом экономики и другими), чтобы не обсуждать, где взять деньги, каким образом профинансировать.

Может, надо повысит налоги на дивиденды, которые уплачивает крупный бизнес, а они рекордные. Таких дивидендов как в этом году, в России никогда не было. Пока народ беднеет — восьмой год падают реально располагаемые доходы — в то же время корпоративные прибыли выросли в четыре раза в этом году и рекордный объем дивидендных выплат. Эти дивиденды не идут на рабочие места, на реальные инвестиции, на решение социальных проблем, медицину, образование.

Они идут на покупку новых суперяхт за 500 млн. долларов и даже под миллиард, покупку элитной недвижимости, скупку недвижимости в Майями, Монте-Карло, Лондоне, на Антибах.

С пенсиями проблем много, поэтому олигархи и выходят периодически с идеей, что россияне должны сами себя обеспечивать. В стране, в которой огромная пропасть между богатыми и бедными, где богатство долларовых миллиардеров превышает 45% от ВВП, а например, в Китае этот показатель около 15%, в США ниже 20%, нам говорят — спасайте себя сами, на зарплату в 35−40 тысяч накормите семью, соберите детей в школу, оплатите их обучение, медицину и еще квартиру купите, а потом сдавайте и выживайте. Мне кажется, это социальный дарвинизм.

— У нас действительно огромный профицит бюджета. По итогу января-октября превышение доходов над расходами более 2 трлн. 100 млрд рублей. Международные валютные резервы за последние месяцы выросли более чем на 30 млрд. долларов и уже превышают 628 млрд. долларов.

Экономика в депрессивном состоянии, доходы населения падают, но при этом валютные резервы на историческом максимуме, к тому же только официальный вывоз капитала за последние 12 лет превысил 930 млрд. долларов.

— Вы говорите страшные вещи, за которые меня все время критикуют. Министр финансов Антон Силуанов, выступавший в Госдуме, очень не любил вопрос, который вы задаете.

Власть не считает, что потребление — это двигатель экономического роста.

— 2 трлн. — это практически больше 25% Пенсионного фонда. Можно заложить в следующем году повышение на более высокий уровень пенсий — не на 6−7%, а на 15−20%. Это можно делать частями, повышая раз в 2−3 месяца.

Пенсионная реформа – изменение порядка выплаты пенсионного обеспечения в РФ. Правительство планирует постепенно поднимать пенсионный возраст с 55 до 60 лет (для лиц женского пола), с 60 до 65 лет (для мужчин). Автор реформы руководитель НИФИ Минфина России Владимир Назаров.

Причины повышения пенсионного возраста в 2019 году

Бесплатно по России

фото 420_1

Представители власти утверждают, что разработать пенсионную реформу их побудила ситуация с трудовыми ресурсами.

Количество трудоустроенных граждан сокращается, тогда как число лиц на пенсии повышается.

Из-за этого может нарушиться баланс пенсионной системы, может дойти до того, что правительство не сможет выполнять собственные обязательства по выплате пенсий. Лишь при увеличении пенсионного возраста возможно гарантировать достойное качество жизни людям на пенсии.

На одного пенсионера в 1971 г. приходилось 3.8 работоспособных лиц. В 2019 г. данный показатель уменьшится до 2 человек. К 2045 г. на одного пенсионера будет всего 1.6 трудоустроенных человека.

При текущей демографии и экономике гарантировать людям на пенсии нормальный уровень жизни не представляется возможным, утверждает Лилия Овчарова, руководитель социально-исследовательского отдела Высшей школы экономики.

Краткое содержание законопроекта

Суть законодательного проекта заключается в том, чтобы повышать возраст ухода на пенсию по старости. Других существенных изменений в реформе не предусмотрено. Основные идеи были описаны в версии законопроекта, которую Государственная Дума приняла в первом чтении. Однако затем законопроект был отредактирован, большую часть правок внес президент России. Полный список корректив опубликовали 24.09.2018. 26.09.2018 Государственная Дума во 2-м чтении одобрила коррективы Владимира Путина. Другие коррективы не нашли поддержки.

С 01.01.2019 возраст выхода на пенсию начнет увеличиваться. В одобренном Госдуме законодательном проекте определен новый возрастной предел – 60/65 лет. Пенсионный возраст станет постепенно повышаться до предельных значений до 2028 г.

фото 420_2

Повышение пенсионного возраста сначала коснется лиц мужского пола, которые родились в 1959 г.; лиц женского пола, которые родились в 1964 г. Соответственно с законопроектом, они уйдут на пенсию в 60.5 и 55.5 лет соответственно.

Пенсионную реформу критикует не только народ, но и депутаты. К примеру, депутаты Государственной Думы от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов надели на заседание, посвященное рассмотрению корректив для пенсионной реформы, футболки с зачеркнутыми числами 63 и 65.

Кроме того, недовольные реформой организовали митинг около Государственной Думы, провели несколько пикетов. Никого из участвующих в протестах не задержали. Представили Министерства внутренних дел утверждают, что не получали никакой информации о протестах.

Руководитель Российской академии наук Александр Сергеев утверждает, что влияние пенсионной реформы на длительность жизни еще не изучено. Он считает, что нужно проводить исследование, направленное на установление факторов долгой жизни, нахождение связи между здоровьем россиян и социальными, экономическими факторами.

Принят ли Путиным законопроект

фото 420_4

03.10.2018 г. глава России поставил свою подпись в законопроекте, соответственно с которым возраст выхода граждан РФ на пенсию будет расти.

Лица женского пола будут уходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65. Это на 5 лет больше, чем было раньше.

На сегодня люди, которые должны были стать пенсионерами в 2019 и 2020 гг., получат незначительные льготы. Они получат возможность выйти на пенсию на полгода раньше.

Особенные условия будут для многодетных матерей. Женщины, родившие 3 детей, вправе уйти на пенсию на 3 года раньше. Для женщин с 4 и 5 детьми действует аналогичное правило.

Кроме того, повышается минимальный стаж, который требуется получить для досрочного выхода на пенсию. Для лиц мужского пола стаж должен равняться 42 годам, для лиц женского пола – 37.

Важно! Увеличенные выплаты по безработице и 2 дополнительных выходных раз в 12 месяцев на прохождение диспансеризации.

Положительная сторона реформы

После того как правительство опубликовало законодательный проект об увеличении возраста выхода на пенсию, многие россияне задумались о том, есть ли плюсы у этой реформы. Можно выделить следующие преимущества пенсионной реформы:

  1. Снижается дефицит ПФР. Дефицит Пенсионного фонда России в 2018 г. равнялся 106.6 миллиарда рублей. Весной его предлагали повысить до 256.8 миллиарда рублей. Каждый год ПФР получает трансфер из государственной казны. Следовательно, если возраст выхода на пенсию увеличится, это даст возможность уменьшить дефицит Пенсионного фонда и сделать его бюджет сбалансированнее.
  2. Возможно вовлечение большего количества граждан в трудовые отношения, борьба с дискриминацией по возрасту. Повышение возраста выхода на пенсию обеспечивает нивелирование последствий демографического кризиса девяностых. На данный момент население стареет, а число работоспособных граждан уменьшается.
  3. Возможно увеличить пенсионные выплаты. Руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что благодаря увеличению возраста выхода на пенсию качество жизни пенсионеров до 2030 г. увеличится на 30 процентов. Вице-премьер Татьяна Голикова утверждает, что пенсионные выплаты после реформы будут повышаться на 1000 рублей ежегодно.
  4. Возможно сделать бюджеты регионов сбалансированнее. Сбалансированности региональных бюджетов можно будет добиться по причине уменьшения количества денег, затрачиваемых на льготы лицам пенсионного возраста.
  5. Бюджет государства станет сбалансированнее. Население стареет, потому затраты бюджета на обеспечение сбалансированности пенсионной системы станут увеличиваться. Увеличение возраста выхода на пенсию уменьшает бюджетные выплаты в ПФР, следовательно, дефицита бюджета не возникнет даже при снижении стоимости нефти. Это делает устойчивее всю бюджетную систему.

Отложил или отменил Путин реформу до 2020 года

Средства массовой информации активным образом распространяют сведения о том, что глава России Владимир Путин якобы сдвинул дату начала пенсионной реформы на 1 год. При этом ни одно официальное СМИ, ни кремлевское представительство не дают подтверждения этому. Скорее всего, данная новость – фейк.

Справка! В интернете была создана петиция к Владимиру Путину и правительственному аппарату. Россияне голосовали против проведения пенсионной реформы. Петицию поддержали 2 600 778 человек.

Комментарии и отзывы народа об изменениях

Далее вы можете ознакомиться с тем, что граждане России думают о пенсионной реформе. Приведены реальные мнения интернет-пользователей:

Как видите, пенсионная реформа не получила народной поддержки. Возможно, законопроект еще будет изменен, в него будут внесены коррективы, направленные на снижение скорости роста пенсионного возраста.

Интересное видео

Что еще говорит народ об изменениях смотрите в видео-сюжете:

Экономист Владимир Назаров объяснил, почему пенсионный возраст повышали в такой спешке

Фото: Геннадий Черкасов

Потом это были эпизодические встречи с экспертами на разных площадках. Сейчас в таком же режиме обсуждается развитие добровольных пенсионных накоплений.

Но автором пенсионной реформы я себя не считаю. Я, скорее, один из первых в российском экспертном сообществе, кто обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы.

С переходом в постиндустриальное общество ослабевает связь между достижением пенсионного возраста и потребностью в социальной поддержке, которая может возникнуть гораздо раньше или гораздо позже общеустановленного пенсионного возраста. В ряде случаев эта потребность может выражаться не в регулярной выплате денег, а в услугах по уходу и присмотру, в обеспечении лекарствами, в помощи в трудной жизненной ситуации и так далее.

Долгое время именно пенсионная система была в центре общественной повестки, а важнейшие для нашей страны проблемы борьбы с бедностью, обеспечения граждан доступными лекарствами, помощи в уходе за пожилыми людьми оставались за рамками основной дискуссии.

Сейчас фокус внимания начинает понемногу смешаться в сторону решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Я верю, что по этим вопросам рано или поздно будет достигнут значительный прогресс, что мы будем жить в обществе, где каждому вне зависимости от его возраста будет гарантирован минимальный доход и оказана необходимая помощь с лекарствами.


- Как вы оцениваете промежуточные итоги реформы?

- Основной итог на данный момент – это индексация пенсии для неработающих пенсионеров в начале 2019 года на 7,05%, то есть, почти вдвое выше прошлогодней инфляции.

Такая же ситуация повторится и в 2020 году: с 1 января пенсии вырастут на 6,6% при инфляции около 3%. Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более, чем на 6%. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока еще слишком рано.

- За счет повышения пенсионного возраста правительство предполагало урегулировать дефицит государственной пенсионной системы. Как с этим обстоят дела?

- Основной целью было сохранение размеров пенсий в условиях сокращения числа работников, за счет страховых взносов которых и выплачивались пенсии. Например, в 2019 году численность занятых, по данным официальной статистики, снизилась почти на миллион человек. Согласно демографическим прогнозам, такое снижение будет происходить еще как минимум 5-10 лет.

Речь о снижении дефицита бюджета Пенсионного фонда не шла, в текущих непростых демографических условиях практически ни одной развитой стране не удается добиться превышения доходов пенсионного фонда над расходами. Но и увеличивать дефицит пенсионной системы также невозможно – от этого могут пострадать расходы на другие направления социальной политики. Некоторые развитые государства пошли даже на снижение размера пенсий.

В России такой подход был и остается неприемлемым. В итоге повышение пенсионного возраста позволило одновременно увеличить индексацию самым уязвимым категориям пенсионеров – пожилым неработающим людям, и при этом не допустить неконтролируемого роста дефицита.

- Предполагалось, что число занятых на официальном рынке труда граждан будет расти. Какова ситуация сейчас?

- Повышение пенсионного возраста сможет в лучшем случае замедлить темпы снижения численности рабочей силы, но ожидать роста количества занятых не стоит. Именно поэтому реформа создает сейчас меньше рисков для населения старшего возраста, которое дольше остаётся на рынке труда, чем если бы эта мера осуществлялась десять-пятнадцать лет назад, когда численность занятых росла.

- Вопросы вызывает реализация пенсионной реформы. В развитых странах о таких вещах принято предупреждать заранее, например, в Германии уже сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Почему у нас это судьбоносное решение было принято в такой спешке? Люди не получили возможности адаптироваться к новой ситуации. Не лучше бы было пойти по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

- В развитых странах сама идея повышения пенсионного возраста также не подвергается сомнению: пенсионный возраст за последние двадцать лет повышали как в Европе, так и практически во всех странах СНГ. Однако и там это не вызывает восторга населения, достаточно вспомнить недавние протесты во Франции. Причем острота общественной реакции далеко не всегда зависит от продолжительности подготовительного периода.

Действительно, в России реформа была проведена значительно быстрее, но это цена того, что решение откладывалось столь долгое время. Времени на раскачку уже не было, ведь повышение пенсионных возрастов - процесс длительный, основные результаты появляются через 5-10 лет после начала реформы.

Что касается референдума, то он в России неприменим, поскольку повышение пенсионного возраста безальтернативно, это единственный способ надежно, в долгую сохранить размеры пенсии в условиях старения населения. А пойти на их сокращение невозможно – пенсии и так относительно невысоки, а у государства есть определенные обязательства: выплаты должны индексироваться не ниже, чем инфляция, размеры пенсий не могут быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Поэтому в большинстве стран мира референдум по такому вопросу не проводят. Просто в какой-то момент политики берут на себя ответственность за своё решение и стараются по возможности снизить свои электоральные потери, убеждая людей в том, что альтернативы были хуже. А в большинстве случаев они действительно хуже.

- Сейчас, по прошествии года, можно ли говорить, что какие-то последствия пенсионной реформы были не просчитаны? Или технически все было сделано правильно?

- Сейчас мы не видим каких-то серьезных просчетов в самой пенсионной реформе, но есть ряд проблем в сфере соцзащиты населения.

Это, во-первых, введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста. Очевидно, что такая мера приведет к увеличению дискриминации по возрасту при найме сотрудников: работодатель лишний раз подумает, стоит ли ему нанимать такого работника, увольнение которого может повлечь для него уголовную ответственность.

Во-вторых, новые меры по сохранению населения старшего возраста на рынке труда (например, по переобучению) направлены почему-то только на лиц в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до выхода на пенсию. Но ведь абсолютно ясно, что повышение пенсионного возраста может увеличить риски на рынке труда и у более молодых групп населения – в возрасте 45-50 лет. Как мне кажется, новые программы должны включать большее широкий круг возрастов.

В-третьих, и это главное - по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия в России двух важнейших программ, позволяющих значительно снизить социальные риски для наших семей: гарантированный минимальный доход и лекарственное страхование в амбулаторно-поликлиническом звене.

По обоим направлениям в последнее время были сделаны важные шаги: введена выплата на первого и второго ребенка для семей, у которых среднедушевой доход не превышает 2 прожиточных минимума, а с 2020 года стартует пилотный проект по обеспечению лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. Но, несмотря на эти шаги, мы еще далеки от создания универсальных общенациональных программ по поддержке доходов семей и обеспечению нуждающихся лекарствами.

- Я бы не стал относить большой теневой сектор к числу главных проблем российского рынка труда. Существует довольно четкая связь между уровнем экономического развития и неформальной занятости. И, если сравнивать Россию с близкими по ВВП на душу населения странами СНГ, Восточной и Южной Европы, то выяснится, что уровень неформальной занятости у нас близок или даже ниже, чем в этих странах.

Совокупные издержки по налогам на труд достаточно велики (вместе с НДФЛ – это около 40% от фонда оплаты труда), а трудовое законодательство зарегулировано. Поэтому некоторые работодатели предпочитают не заключать с работниками официальный трудовой договор, а нанимать на основании устных договоренностей или платить большую часть зарплаты в конверте.

Если ставить задачу снизить уровень неформальной занятости помимо ужесточения налогового администрирования, неплохо было бы снизить налоги на труд и создать государственную программу гарантированного дохода, чтобы предпринимателям было проще расторгнуть трудовые отношения с работникам, но те при этом оставались под защитой государственной помощи. Только совокупность этих мер позволит вывести заработные платы из тени, не убьет бизнес и сохранит занятность и доходы граждан.

- Сейчас почти 30% граждан (около 14 млн человек) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. Речь идет о военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих. Ничего подобного нет в других странах мира.

Многие из этой категории лиц, как правило, не имеющих хронических проблем со здоровьем и сохраняющих возможность работать, получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета. Справедливо ли это? Ведь досрочные пенсии дают немалую нагрузку на ПФР, кроме того, за них платят все граждане.

- Действительно, около трети граждан выходят на пенсию досрочно, вот только большую часть из них составляют вовсе не военные и полиция, а работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери – суммарно их как раз около трети от всех пенсионеров по старости. А вот пенсии по выслуге лет в России получают не более 5% всех пенсионеров.

По учителям, врачам и жителям крайнего Севера уже приняты решения о повышении возраста выхода на пенсию, но при этом режим их выхода на пенсию останется льготным по сравнению с большинством граждан. Что касается гражданских госслужащих, то они в России всегда выходили в общеустановленном пенсионном возрасте, никаких льготных возрастов у них нет. Напротив, пенсионный возраст для них начали поднимать еще в 2017 году, причем новый пенсионный возраст для женщин данной категории составляет 63 года, для мужчин – 65 лет.

Ольга Смирнова

Ольга Смирнова. Иллюстрация: Личный архив

Ольга Смирнова, независимый эксперт:

— Пенсионная система в России возникла не так давно, ей не больше ста лет. Я не говорю о пенсионных пособиях офицерам во времена Петра I (по одной из версий, именно это время принято считать зарождением пенсионного права в России).

Можно сказать, что пенсионная система еще достаточно молода, ей наверняка предстоит перенести множество изменений. А если взять отдельные страны, например, Китай, то у них до недавнего времени вообще не было пенсий. До 1990 года пенсия выплачивалась только государственным служащим, обязанность содержать стариков возлагалась на молодых родственников. До настоящего времени большинство сельского населения не имеет права на пенсию, всеобщая пенсионная система Китая активно реформируется в течение последних пяти лет.

То, что пенсионная реформа, о которой сейчас так много говорят, случилась у нас неожиданно, — неправда.

О повышении пенсионного возраста говорят уже лет 20. Последние несколько лет нас готовили к этому шагу: возрастают требования к назначению досрочных пенсий, в прошлом году был повышен пенсионный возраст для государственных служащих. Если учесть демографический фон — старение населения, и возрастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда России на выплату назначенных пенсий, логично предположить, что следующим последовательным шагом реформирования будет повышение пенсионного возраста для остальных категорий получателей страховых пенсий. И я, возможно, в разрез общественному мнению, отношусь к такому повышению положительно.

Повышение пенсионного возраста нельзя рассматривать в отдельно взятой отрасли пенсионного обеспечения. Давайте будем честными перед самими собой:

Во-первых, более 35% российских пенсионеров (по официальным данным) продолжают работать после наступления пенсионного возраста (после 60 лет — мужчины, 55 — женщины). Это происходит не только потому, что размер пенсии очень низкий! Многим очень сложно преодолеть психологический барьер — осознать себя в роли пенсионера (немощного старика), с одной стороны, а с другой стороны, люди в таком возрасте чувствуют себя вполне работоспособными, имеют накопленный жизненный и профессиональный опыт и могут быть весьма полезными для решения многих задач предприятий;

Второе: как бы ни ругали нашу страну, уровень медицины и жизнеобеспечения возрастает с каждым годом. А это означает возможность и желание людей продолжать работу будучи пенсионерами;

По моему искреннему убеждению, повышение пенсионного возраста позволит нам выйти из порочного замкнутого круга пенсионных коллизий, перейти на новый уровень жизнедеятельности, совершить скачок в собственном развитии.

О пенсионных накоплениях

В 2001 году был принят пакет законов по пенсионной реформе. С 2002 года пенсионная система России приобрела совершенно новый формат и содержание: из распределительной она превратилась в распределительно-накопительную.

С моей точки зрения, введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования было прогрессивным положительным шагом для развития системы в целом. Это было изменение сознания — на пенсию можно копить, а накоплениями — распоряжаться. Например, перевести их в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Вот тогда и начался пенсионный ликбез для граждан.

Я, к сожалению, помню времена, когда рухнула советская распределительная пенсионная система. Это был конец 1980-х – начало 1990-х годов, когда пенсионеры не получали выплат по 6-8 месяцев. Сейчас трудно себе представить, как выживали тогда люди.

Необходимость реформы

Сегодня ситуация еще сложнее, пенсионной системе катастрофически не хватает денег, чтобы содержать старшее поколение. Населению пора брать на себя ответственность за свое будущее, нельзя надеяться на кого-то.

Именно поэтому я думаю, что реформа в части повышения пенсионного возраста правильная и своевременная, тем более что переход к новым правилам предусмотрен очень мягкий. К слову сказать, я тоже попала в ту категорию, которая из-за реформы будет выходить на пенсию позже. Те люди, которые сейчас моложе, они уже не почувствуют это увеличение возраста. Повышение пенсионного возраста — это цивилизованный шаг, который стимулирует людей дольше жить, дольше работать, дольше быть активными.

Не будем забывать, что у нас в стране самый низкий пенсионный возраст. По этому показателю мы прилично отстаем от остальных стран. Во-вторых, у нас сильно стареет население.

В 60-70-е г. на одного пенсионера приходилось 7-8 работающих. Сегодня у нас одного пенсионера содержит 1,7 работающих человек. Из-за чего такой перекос? Дело в том, что сейчас выходят на пенсию люди, которые родились после войны, когда был демографический бум. А содержат их дети 80-90х г — период демографической ямы.

В общем-то, повышение пенсионного возраста выглядит как совершенно логичный шаг. Не очень понятно, почему реформа касается только пенсионеров, которые выходят на пенсию на общих основаниях.

И если претензий по возрасту к реформе в рамках обязательного пенсионного страхования у меня нет, то есть ремарки по поводу возникновения права на негосударственную пенсию. По действующему закону право на негосударственную пенсию напрямую связано с правом на страховую пенсию по старости, предполагается, что они назначаются в один год. Это означает, что возраст для назначения негосударственной пенсии также будет повышаться.

В данной ситуации я бы предложила законодателю зафиксировать возраст для назначения негосударственной пенсии: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Для чего? Чтобы люди, которые активно и осознанно участвуют в формировании своей будущей пенсии, самостоятельно перечисляя пенсионные взносы в негосударственный пенсионный фонд, могли распорядиться своими деньгами (назначить себе негосударственную пенсию) немного раньше. То есть женщинам не придется ждать 63 лет, чтобы начать получать негосударственную пенсию, они ведь сами копили деньги, поэтому имеют право назначить себе выплаты раньше. Кстати, в Казахстане так и сделали, они повысили пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и женщин. Но позволили людям назначать себе негосударственные пенсии раньше этого срока.

Каждый копит на себя

Сейчас еще обсуждается концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Это очень важная инициатива. ИПК призван заменить замороженную накопительную пенсию.

Государство осознает, что без пенсионных накопительных денег, которые инвестируются в экономику и развитие, приходится трудно. Да и достичь рекомендованного Международной организацией труда коэффициента замещения (замещение пенсией утраченного заработка должно быть не менее 40%) возможно только при дополнительных перечислениях в пенсионную систему.

Если взять, например, размер пенсии в Европе, то у них государственное пособие в Германии, например, составляет только 40% от всех выплат (базовое пособие). Все остальное человек копил на протяжении жизни, перечисляя взносы в систему государственного пенсионного страхования.

Сейчас населению пора понять, что рассчитывать нужно только на себя. Я часто привожу в пример пенсионную систему в Америке, где человек тратит более 40% зарплаты на различные страховые взносы, в том числе пенсионные, но ему эти уплаченные деньги никогда назад не вернутся, даже при выплате пожизненного аннуитета. Однако у них такой менталитет: копить самому на себя. Если ты не будешь откладывать деньги на счастливую старость, никто тебе их не даст и счастье в старости не обеспечит, ты просто останешься без пенсии. Свою американскую мечту ты осуществляешь сам. И американцы к этому привыкли.

У нас в России есть негосударственные пенсионные фонды, которые вообще-то предлагают населению программы индивидуального пенсионного капитала — это то, о чем думает сейчас правительство. То есть каждый человек может начать откладывать себе на пенсию с началом рабочего стажа, причем размер взноса он определяет сам: от 150 руб. до бесконечности в месяц — все зависит от зарплаты, доходов, желаний. Правительство еще размышляет, но в целом рекомендованный взнос в концепции индивидуального пенсионного капитала предложен в размере 0-6% от месячной зарплаты.

Развитие корпоративных и индивидуальных пенсионных программ будет возможно тогда, когда будут серьезные льготы для работодателей. Мы же хотим достигнуть коэффициента замещения 40%, который рекомендован Международной организации труда. То есть пенсия должна составлять не менее 40% от утраченного заработка. Сегодня показатель в России составляет 30%. В абсолютных числах средняя зарплата составляет 41 тыс. руб., а средняя пенсия 13,7 тыс. руб. Чтобы достигнуть те самые 40%, сегодня важно пользоваться инструментами накопления.

Как накопить на счастливую старость

Благодаря длительному периоду накопления, в НПФ можно накопить достаточно большие средства, причем малыми страховыми взносами. Негосударственные пенсионные фонды ведут консервативную инвестиционную политику, плюс у них достаточно диверсифицированный инвестиционный портфель.

Государственная пенсионная система устанавливает свои правила игры. Если возникнут какие-то сложности, то государство будет в первую очередь решать свои проблемы — а это глобальные проблемы в масштабах страны, будет менять правила игры, что, собственно, сейчас и происходит. Человек же может научиться брать на себя ответственность за свое будущее.

Читайте также: