Азарова е г пенсионное обеспечение детей потерявших кормильца особенности правового регулирования

Обновлено: 01.05.2024

Право на социальное обеспечение, в том числе по случаю потери кормильца, является одним из гарантированных российским гражданам Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39). Согласимся с позицией ученых[1], что в государстве, если оно провозглашает себя правовым, социальным и демократическим, вопросы о защите прав и свобод граждан, о поддержке нуждающихся категорий граждан выступают индикатором уровня его правового развития. "Политика России как правового и социального государства — исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты каждому гарантируется социальное обеспечение"[2].

Общепризнана позиция, что детство представляет собой важный период в жизни каждого человека[3], от качества обеспечения которого зависят его дальнейшее здоровое развитие и формирование полноценной личности[4]. В соответствии с законодательством обязанность по содержанию и воспитанию ребенка возложена на его родителей (лиц, их заменяющих), тем самым обеспечение ребенка необходимыми потребностями представляет первостепенную задачу его законного представителя, который выполняет функцию кормильца. На определенных законодательством условиях функция законного представителя может быть возложена на других родственников ребенка (бабушку, дедушку, сестру, брата, дядю, тетю и т.д.). В любом случае роль кормильца олицетворяется с основным источником жизнеобеспечения ребенка. Тем самым потеря кормильца для ребенка — это не только боль утраты близкого человека (психологическая травма), но и одновременно прекращение источника средств к существованию. По мнению специалистов, подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца являются именно дети, потерявшие родителей (заменяющих их лиц)[5]. Следует согласиться с позицией Е.Г. Азаровой, что здесь "речь идет о предоставлении в рамках социального обеспечения средств к существованию" именно "в то время, когда они необходимы, поскольку их отсутствие грозит самой жизни ребенка"[6].

Учеными отмечается стремительное развитие социального законодательства в последнее десятилетие[7], которое направлено в том числе на решение вопросов пенсионного обеспечения. Законодателем определены дополнительные условия предоставления и порядок назначения пенсионного обеспечения, в соответствии с которым потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан, в том числе детей. Наряду с Конституцией РФ нормативной основой назначения пенсии по случаю потери кормильца являются федеральные законы, которые применяются в каждом конкретном случае, в зависимости от статуса кормильца при жизни.

В случае если кормилец при жизни был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, то право его нетрудоспособных иждивенцев (в том числе детей) на пенсию по случаю его смерти регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[8] (далее — Закон N 400-ФЗ) и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[9] (далее — Закон N 167-ФЗ), которыми регламентированы основания возникновения и порядок реализации права на пенсию по случаю потери кормильца, а также условия ее назначения, порядок расчета, круг лиц, имеющих право на данный вид пенсионного обеспечения. В соответствии с Законом N 400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов страховых пенсий (ст. 6) в форме ежемесячной денежной выплаты нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца (ст. 3).

Конституционность данной нормы (п. 1 ч. 2 ст. 10), в части наличия направления на обучение ребенка в иностранную организацию как необходимого условия для назначения страховой пенсии ребенку по случаю потери кормильца, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Кузнецкого районного суда Пензенской области, в производстве которого находилось дело по иску гр. Н., которой было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью ее отца на том основании, что она, обучаясь в очной магистратуре за пределами России, поступила в учебное заведение самостоятельно, а не по направлению, как требуется исходя из буквального толкования нормы п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 400-ФЗ.

По итогам рассмотрения обстоятельств дела Конституционный Суд РФ признал положения оспариваемой нормы не соответствующими Конституции РФ (ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39), "в той мере, в какой они служат основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам"[12].

В интересах ребенка в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 400-ФЗ право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца имеют один из родителей, или супруг, или дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, в случаях, если они являются неработающими и заняты уходом за детьми (братьями, сестрами, внуками кормильца, не достигшими 14 лет). Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением следующих случаев: в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца. В этом случае нетрудоспособным иждивенцам может быть назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее — Закон N 166-ФЗ), которая представляет собой один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Порядок назначения пенсионного обеспечения детям из числа членов семей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, регулируется нормами Закона N 166 и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"[17] (далее — Закон РФ N 1244-1). Право ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в данном случае возникает у детей в возрасте до 18 лет, а также обучающихся по очной форме в образовательных организациях на территории нашей страны, а также за ее пределами, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ребенком обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 25 лет (п. 3 ч. 1 ст. 29). В данном случае пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, что, безусловно, важно.

Таким образом, пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца является своего рода компенсирующей выплатой, которую дети умершего кормильца могли бы получать в случае его присутствия и получения дохода. Пенсионное обеспечение ребенка предполагает решение комплекса последовательных задач, что возможно при решающей роли государства в рамках реализации государственной правовой политики в социальной сфере.

Литература

1. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. 2015. N 2 (218). С. 65 — 81.

2. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. 2017. N 8 (248). С. 112 — 127.

3. Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях информационного пространства России / Э.И. Атагимова // Правовая информатика. 2017. N 2. С. 18 — 27.

4. Атагимова Э.И. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения / Э.И. Атагимова, И.Н. Федоров // Мониторинг правоприменения. 2016. N 3 (20). С. 70 — 76.

5. Гусева Т.С. Правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца и вызовы времени / Т.С. Гусева // Российский ежегодник трудового права. 2013. N 8. С. 615 — 625.

6. Дородонова Н.В. Некоторые вопросы правового регулирования семейных правоотношений / Н.В. Дородонова // Право. Законодательство. Личность. 2014. N 2 (19). С. 11 — 15.

7. Нечаева А.М. Семейное право и педагогика / А.М. Нечаева // Государство и право. 2014. N 5. С. 54 — 61.

Также рекомендуется Вам:

8. Ростова О.С. О реализации государственной программы материнского (семейного) капитала / О.С. Ростова // Администратор суда. 2017. N 4. С. 13 — 17.

9. Рыбаков О.Ю. Правовая политика и позитивное право / О.Ю. Рыбаков // Право и жизнь. 2014. N 196 (10). С. 48.

10. Рыбаков О.Ю. Стратегия правовой политики России / О.Ю. Рыбаков // Юридическое образование и науки. 2015. N 1. С. 30 — 38.

11. Рыбакова О.С. Поддержка материнства и детства в Российской Федерации: приоритеты законодательного регулирования / О.С. Рыбакова // Основные тенденции и перспективы развития современного права: Материалы ежегодной Международной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского (г. Москва, 19.04.2018): Сб. науч. ст. М.: МГПУ, 2018. С. 358 — 362.

12. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2014. N 8 (212). С. 5 — 15.

[1] Рыбаков О.Ю. Правовая политика и позитивное право // Право и жизнь. 2014. N 196 (10). С. 48; Рыбаков О.Ю. Стратегия правовой политики России // Юридическое образование и науки. 2015. N 1. С. 30 — 38; Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. N 3. С. 78.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой" // Российская газета. 2018. 10 июля.

[3] Нечаева А.М. Семейное право и педагогика // Государство и право. 2014. N 5. С. 56; Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. N 3 (20). С. 72; Дородонова Н.В. Некоторые вопросы правового регулирования семейных правоотношений // Право. Законодательство. Личность. 2014. N 2 (19). С. 14; Нечаева А.М. Семейное право и педагогика // Государство и право. 2014. N 5. С. 56.

[4] Ростова О.С. О реализации государственной программы материнского (семейного) капитала // Администратор суда. 2017. N 4. С. 13 — 17; Рыбакова О.С. Поддержка материнства и детства в Российской Федерации: приоритеты законодательного регулирования // Основные тенденции и перспективы развития современного права: Материалы ежегодной Международной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. М., 2018. С. 358 — 362.

[5] Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8 (248). С. 115; Гусева Т.С. Правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца и вызовы времени // Российский ежегодник трудового права. 2013. N 8. С. 620.

[6] Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2 (218). С. 67.

[7] Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. N 8 (212). С. 5 — 6.

[8] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О страховых пенсиях" (далее — Закон N 400-ФЗ) // СЗ РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6965.

[9] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

[10] Пасынки (падчерицы) имеют право на пенсионное обеспечение наравне с родными детьми умершего кормильца в случае, если они находились на иждивении последнего (п. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ и ст. 13 Закона N 167-ФЗ).

[12] Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области" // СЗ РФ. 2017. N 51. Ст. 7911.

[15] Братьев (сестер, внуков) в случаях отсутствия собственных трудоспособных родителей.

[17] Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (ред. от 07.03.2018, с изм. от 16.03.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.

Читайте также: