Зарплата и налоги в балансе

Обновлено: 14.06.2024

Правильная организация учета зарплаты и других трат на оплату труда – один из залогов успеха предприятия.

Где в балансе отражается фонд заработной платы и что нужно учитывать при составлении отчета? Эта статья ответит на выше поставленные вопросы.

Что включает в себя фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда в отчетности включает в себя следующие подразделы:

  • контроль производительности труда, обеспечение его роста;
  • контроль дисциплины труда;
  • контроль рациональности использования трудовых часов и выполнения производственных норм;
  • поиск способов повышения производительности труда;
  • точный расчет зарплаты каждого служащего, ее распределение по различным направлениям затрат;
  • контроль правильности и своевременности расчетов со служащими фирмы;
  • контроль траты ФOТ и т.д.

Фондом оплаты труда называется заработная плата сотрудников, рассчитанная с учетом:

  • страховых взносов, в том числе пенсионных начислений, – примерно 20%;
  • налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13%;
  • отчислений в фонды медицинского и социального страхования – около 6%.

Например: зарплата сотрудника составляет 10 тысяч рублей. Необходимо прибавить к этой цифре 20% на страховые взносы и пенсионные отчисления и 6% от фонда на медицинское и социальное страхование. Таким образом, на зарплату этого работника вам необходимо заложить 12 600 рублей. При этом на руки он получит лишь 8 700 рублей, поскольку из положенных ему 10 тысяч будут вычтены 13% на оплату НДФЛ. (В примере не учитываются особые режимы налогообложения.)

Точные размеры страховых взносов в госфонды, ежемесячные сроки и ответственность за их нарушение отражены в ФЗ №212 от 24 июля 2009 года (ищите редакцию с последними изменениями и дополнениями).

О том, что входит в ФОТ и ФЗП, мы более подробно рассказывали здесь.

Какая отчетность сдается

Если вы индивидуальный предприниматель и работаете в упрощенной системе налогообложения, сдать отчетность по ФОТ не составит особой сложности.

Доходы и расходы фонда оплаты труда традиционно отражаются в соответствующей книге .

В седьмой графе документа записываются доходы, полученные в течение месяца, и расходы, которые фирма понесла в этом же периоде, и учитывается полученная разница.

Книга сдается на контроль в декабре каждого финансового года.

Ежеквартальная отчётность по ФОТ подразумевает заполнение форм фонда соцстрахования и пенсионного фонда. А вот для фонда медицинского страхования отдельной формы не предусмотрено.

Расчет по категориям этого фонда также сдается в ПФ.

Если ваша компания работает в общей системе налогообложения, составлять отчётность будет труднее.

Вам предстоит подвести баланс, отчётность о полученных средствах и понесенных убытках, а в конце отчетного периода – сдать приложение к балансу, отчёты о движении денег и о целевом использовании всех средств.

При подведении отчётности по заработной плате вы сможете использовать те же формы, что и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенке.

Разница будет лишь в сроках сдачи отчётности.

Какие документы используются

Информация об оплате труда представляется в следующих документах:

  • бухгалтерский баланс ( форма №1 ) с приложением ( форма №5 );
  • отчеты о доходах и расходах ( форма №2 ), о движении средств ( форма №4 ), о целевом использовании денег ( форма №6 ) и т.д.

Как отражается фонд заработной платы в балансе?

Начисление зарплаты в бухучете отображается с помощью записи:

Чтобы фонд оплаты труда в балансе был отражен правильно, помощь в работе бухгалтеру могут составить установленные образцы следующих документов:

  • рaбочих фoрм ежемесячнoго рaсчета зарплаты;
  • рaсчетных ведoмостей по каждoму сoтруднику с результaтами рaсчета аванса, с рaзбивкой по центрaм зaтрат, по чистым oкладам, с oбщими итoгами и видaми нaчислений и удержaний ( Т-51 );
  • свoдных отчетoв по налoгам и сбoрам, в том числе с рaзбивками по видaм нaчислений, соответствующих ведoмостей по каждoму работнику;
  • тaбелей учетa рабoчего времeни ;
  • плaтежных пoручений ;
  • рaсчетных листкoв рабoтников ;
  • бaнковских реестрoв в банкoвском фoрмате;
  • мемориaльных oрдеров ;
  • рaсчетов бoльничных и oтпусков ;
  • зaписок-рaсчетов при увoльнении ( единая форма Т-61 ).
    , а также как узнать размер годового ФЗП?
  • Какие методы планирования ФОТ и ФЗП используются, как проводят их оптимизацию и что значит эффективность использования фондов?
  • Какие виды ФОТ и ФЗП бывают, какими налогами они облагаются и какие отчисления из них производят?
  • Как провести грамотное использование и распределение фондов?

Сроки

Сроки сдачи обязательной отчетности по фонду оплаты труда устанавливается регулирующими государственными органами. Обычно отчетность сдается по итогам:

  • очередного квартала;
  • календарного года.

Обратите внимание:

При подготовке отчетов по ФОТ необходимо составить налоговую декларацию по Единому социальному налогу не позже чем 30.03 года, следующего за отчетным периодом.

При подготовке и сдаче отчетности предприятие проходит следующие этапы:

  1. Бухгалтер направляет нормативные документы, устанавливающие форму отчета и включающие в себя инструкции по формированию отчетов в отделе автоматизации.
  2. Технические специалисты обновляют и настраивают отчетные формы.
  3. Бухгалтер готовит, консолидирует и верифицирует данные для подготовки отчетности.
  4. Бухгалтер генерирует отчетность за текущий отчетный период.
  5. Бухгалтер проверяет правильность сгенерированных отчетов.
  6. Бухгалтер распечатывает установленное количество экземпляров отчетов.
  7. Подготовленные отчеты проходят повторный цикл проверки.
  8. Бухгалтер сдает подписанные клиентов отчеты в контролирующие органы.
  9. Предприятие получает отчеты с отметкой контролирующего органа о сдаче.

Подытоживая, отметим, что ФOТ – это фиксированный размер зарплаты сотрудников.

26% от ФOТ обязан оплатить работодатель, 13% (НДФЛ) – сотрудник из своего дохода.

Отчётность по ФOТ практически одинакова для всех малых предприятий вне зависимости от формы организации.

Разнятся лишь режимы налогообложения, но эта разница несущественна.

Организации с филиалами также отчитываются в контролирующие органы. Такие компании ведут и бухгалтерский, и налоговый учет. В некоторых случаях филиалы ведут бухучет самостоятельно. Как поставить на учет филиал, какую отчетность необходимо сдавать — расскажем в статье.


Контролируйте отчетность всех филиалов онлайн, оперативно выполняйте требования госорганов

Бухгалтерский учет в организации, имеющей филиал

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиал — это вид обособленного подразделения. По нормам Налогового кодекса к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и другие обособленные помещения (здания, объекты). Филиал выполняет функции головной компании в полном объеме или частично. Ознакомиться с характеристиками обособок можно в ст. 11 НК РФ.

Как вести бухгалтерию в филиале, зависит от выбранного способа. Филиал может быть выделен на отдельный баланс, а может работать без него.

Независимо от выбранного варианта бухгалтерская (финансовая) отчетность головной организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов (п. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 4/99).

Филиал не выделен на отдельный баланс

Если филиал не поставлен на отдельный баланс, учет в компании ведется централизованным способом. То есть все факты хозяйственной жизни, в том числе проходящие через обособленное подразделение, отражает в учете сама головная организация. Филиал не ведет бухучет.

Организации должны вести учет, опираясь на федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Об этом говорится в ст. 21 Закона № 402-ФЗ. Для коммерческих компаний утверждено четыре ФСБУ: по учету запасов (5/2019), аренды (25/2018), основных средств (6/2020) и капитальных вложений (26/2020).

ФСБУ 5/2019 необходимо применять с 2021 года, остальные стандарты лишь с 2022 года. Так как на данный момент утвержденные ФСБУ затрагивают лишь часть учета, организации в работе применяют правила из разных ПБУ.

Несмотря на то, что филиалы без отдельного баланса не ведут бухучет, им необходимо оформлять первичную документацию.

Все документы оформляются от имени головной организации, так как филиал не является юридическим лицом.

Головной компании необходимо грамотно организовать документооборот. Правила передачи первички и иных документов от филиала к компании утверждают в учетной политике. Обычно передача документов происходит по специальному реестру.

Головная организация должна наладить аналитический учет в разрезе по каждому филиалу. То есть операции филиалов нужно отражать на отдельных субсчетах.

Годовую бухгалтерскую отчетность сдает головная организация с учетом показателей по филиалу.

Отчитывайтесь за головную организацию и филиалы через интернет

Филиал выделен на отдельный баланс

В этом случае филиал ведет бухучет самостоятельно, но только в том объеме, который утвержден учетной политикой компании. Также в учетной политике закрепляют рабочий план счетов филиала, формы первичной документации и порядок ее передачи головной организации.

Если филиал с отдельным балансом производит и продает свою продукцию (работы, услуги), он может определять и собственный финансовый результат. Полученную прибыль (убыток) филиал передает головной организации с помощью проводок.

  • Дебет 99 Кредит 79 — передана прибыль (ежемесячная, квартальная).
  • Дебет 84 Кредит 79 — передана годовая прибыль от филиала.
  • Дебет 79 Кредит 99 — получена прибыль от филиала (ежемесячная, квартальная).
  • Дебет 79 Кредит 84 — получена годовая прибыль от филиала.

Филиалы также формируют баланс, но он служит лишь для управленческого учета и формирования консолидированной отчетности. Филиалы не сдают бухгалтерскую отчетность в ИФНС.

Налоговая отчетность филиала

Если организация находится на ОСНО, она является плательщиком НДС. При этом плательщиками НДС могут быть юридические лица или ИП (п. 1 ст. 143 НК РФ). Филиал не относится ни к той, ни к другой категории. Значит, филиал не уплачивает НДС самостоятельно. Все расчеты по налогу производит головная организация. Она же сдает декларацию по НДС.

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько филиалов, можно выбрать один и через него перечислять налог. Об этом решении следует известить ИФНС (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Декларации по налогу на прибыль подает головная организация. Их будет несколько: общая по компании и отдельные декларации по каждому филиалу. Если в одном субъекте РФ находится несколько филиалов, а налог в местный бюджет платит один из них, то декларация формируется по группе таких филиалов.

Что касается налога на имущество, организация с филиалами на отдельном балансе уплачивает авансы и налог по местонахождению филиала (ст. 384 НК РФ). Декларацию по налогу на имущество по филиалу сдают, если место расположения филиала совпадает с местом расположения налогооблагаемой недвижимости организации.

С дохода работников филиала, у которых в договоре прописано условие о работе в подразделении, НДФЛ уплачивают по месту расположения филиала.

6-НДФЛ по доходам работников головной организации сдается по месту учета организации, а по доходам работников филиала — по месту нахождения филиала.

Расчет по страховым взносам сдает головная компания. Если филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет, то расчет по взносам, начисленным работникам подразделения, сдает филиал (ст. 431 НК РФ).

Постановка на учет

Об открытии филиала нужно в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого понадобится форма № С-09-3-1. ИФНС включит сведения о филиалах в ЕГРЮЛ и поставит на учет. Далее организации придет уведомление о постановке филиала на налоговый учет. Филиалу присвоят КПП.

Если филиал будет начислять зарплату и производить выплаты со своего расчетного счета, необходимо уведомить об этом ФНС по форме КНД 1112536. На основании такого уведомления ФНС информирует Пенсионный фонд. А Фонд в свою очередь поставит филиал у себя на учет.

Также филиал нужно зарегистрировать в ФСС. На это отводится 30 дней с момента открытия филиала (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н). Чтобы поставить на учет филиал, нужно написать заявление о регистрации в ФСС, приложить к нему справку об открытии счета и документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физическим лицам.

Если не сообщить в ФСС своевременно об открытии филиала, компанию могут оштрафовать (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ).

Как сдавать отчетность компаниям с филиалами

Отчетность по филиалу чаще всего сдает головная организация. Сроки отчетности одинаковые для всех налогоплательщиков: и с обособленными подразделениями, и без них. Для некоторых отчетов предусмотрена возможность представления на бумажном носителе. Однако чаще всего компании выбирают более удобный способ и отчитываются по всем налогам и взносам электронно.

Формируйте и сдавайте отчетность компании и филиалов через Контур.Экстерн. Это удобно, легко и надежно.

Своевременно отчитывайтесь за филиалы и подразделения, взаимодействуйте с контролирующими органами через интернет

personal photo

Отчет Налоги и взносы(кратко) формируется не по рабочим местам, а по физическим лицам.

Так что отчет не дает настроить ни группировку по месту работы физического лица, ни отбор.

Если каждое физическое лицо работает только в одном подразделении (т.е. нет оформления физического лица в одно подразделение по основному месту работы, а в другое по совместительству), можно выполнить следующие настройки.

1. Главное меню (справа вверху желтый шарик в левом верхнем углу программы) – Настройки – Параметры установить флаг для активности команды Все функции.

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

2. Главное меню - Все функции – Константы – Использовать дополнительные реквизиты и сведения - установить флаг.

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

3. В любом разделе в окне поиска по функциям внести реквизи и открыть ссылку Дополнительные реквизиты

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

4. В открывшейся форме в левом окне установить указатель на Физические лица, Добавить – Новый. Указываем наименование, тип выбираем Подразделение. Заполнять обязательно – данный флаг будет означать, что без заполнения этого реквизита программа не даст вам сохранить изменения. В нашем случае необязательно.

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

5. После чего в разделе Зарплата и кадры - Физические лица - в карточке физического лица появится вкладка Дополнительные данные, в которой можно выбрать значение Подразделение физлица из списка подразделений.

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

6. Это значение для каждого физического лица необходимо внести вручную, значение поля Подразделение физлица - никак не связано в документами Прием и Кадровый перевод.

В справочнике физических лиц можно сразу же вывести это поле для наглядности (Еще – Изменить форму)

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

7. При переводе сотрудника в другое подразделение необходимо войти в карточку физического лица и изменить подразделение.

Никакая история храниться не будет: что указано для физического лица сейчас, то и попадет в формируемый отчет, несмотря на то, что за прошлые периоды он был в другом подразделении.

8. Настроить отчет Налоги и взносы(кратко). Кнопка Настройки - Расширенный - Структура – выбрать поле Организация, нажать Добавить, выбрать Сотрудник – Подразделение физлица.

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

Структура приобретет такой вид

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

Нажимаем Закрыть и сформировать.

После чего отчет в поле Сотрудник будет иметь дополнительную разбивку с указанием присвоенного вами в карточке физлица подразделения. Для тех сотрудников, в карточках физлиц вы этот реквизит не назначили, будет отдельная пустая группировка.

Отчет Налоги и взносы с разбивкой по подразделениям сотрудников

ВАЖНО: Данное разбиение по подразделениям производится только согласно созданному нами и указанному в карточке физического лица реквизиту, вне зависимости от фактического места получения дохода в том или ином месяце.

Приближается отчетная кампания за 2021 год. Рассказываем, что изменилось в зарплатной отчетности, на что обратить внимание и какие нововведения ждут бухгалтеров в 2022 году.

"Коронавирусная" субсидия

В связи введением нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября 2021 года из-за всплеска заболеваемости, правительство РФ в своем постановлении от 28.10.2021 № 1849 утвердило новую субсидию организациям, попавшим под ограничения в период локдауна.

Согласно пункту 89 статьи 217 НК РФ и пункту 1 статьи 442 НК РФ, доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные за счет субсидии, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. Выплаченную сумму вознаграждений за счет субсидии необходимо отразить в отчетности с кодом дохода 2000 – оплата труда, а полученную субсидию отразить как необлагаемую сумму с кодом вычета 620. При пониженном тарифе страховых взносов для малых и средних предприятий целиком необлагаемая сумма выплаты отразится по коду 01, а отсчет целиком облагаемой суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ) по основному тарифу начнется с 12 793 руб.

Коды доходов

Согласно приказу ФНС от 28.09.2021 № ЕД-7-11/844@, из кода иных доходов 4800 отдельно выделены:

  • код дохода 2763 – материальная помощь от образовательной организации студентам с кодом вычета 512,
  • код дохода 2004 – ежемесячное вознаграждение за классное руководство
  • код дохода 2015 – суточные, превышающие 700 рублей.

Также появился код социального вычета 329 – за физкультурно-оздоровительные услуги, который можно будет получить с 1 января 2022 года.

Форма 6-НДФЛ

С 1 января 2022 года вступает в силу новая форма 6-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@.

Так для доходов, учитываемых по всем ставкам, кроме 13% и 15%, продолжает действовать основной КБК – 18210102010011000110.

shutterstock_1725184684.jpg

По ставке 13% КБК:

18210102070011000110 – для прочих доходов (проценты, купоны по облигациям российских организаций с 1 января 2017 г.);

18210102010011000110 – для остальных доходов до 5 млн руб.;

18210102080011000110 – для остальных доходов, превышающих 5 млн руб.

По ставке 15% КБК:

18210102080011000110 – для доходов, превышающих 5 млн руб.;

18210102010011000110 – для остальных доходов, в том числе дивидендов нерезидентов.

Кроме этого, код бюджетной классификации добавлен в Приложение 1 новой формы расчета 6-НДФЛ. Теперь в разрезе КБК представляются справки о доходах и суммах налога физического лица, добавленные в форму расчета 6-НДФЛ, а расшифровка Раздела 2 показывает итоги сформированных справок в Приложении 1. Этим можно пользоваться для проверки корректности заполнения отчета.

Дивиденды

Но что делать, если дивиденды превышают сумму в 5 млн руб.? В своем письме от 30.03.2021 № БС-4-11/4206@ ФНС России разъяснила, что в первую очередь уменьшается исчисленный налог по ставке 15%. Если суммы налога на прибыль достаточно, то уменьшается налог, исчисленный по ставке 13%.

Высококвалифицированные специалисты

  • сумма дохода ВКС (строка 115),
  • количество ВКС (строка 121)
  • сумма налога, исчисленная с доходов ВКС (строка 142).

Показатели дохода, численности и исчисленного налога заполняются на листах расчета 6-НДФЛ, исходя из ставки процента по НДФЛ.

Справки сотрудникам

Отдельно за 2021 год представлять справки о доходах не нужно. Они сформируются автоматически в Приложении 1 новой формы расчета 6-НДФЛ за 2021 год.

Новые формы РСВ и 4-ФСС

С 1 января 2022 года вступает в силу новая форма расчета по страховым взносам, утвержденная приказом ФНС от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@. Форма изменилась в связи с переходом на прямые выплаты пособий за счет ФСС.

С осуществлением выплаты пособий непосредственно застрахованным лицам появились особенности заполнения формы расчета 4-ФСС за 2021 год:

Пониженный тариф страховых взносов

С 1 января 2022 года малые и средние организации общественного питания, среднесписочная численность работников которых больше 250 человек, получат право применять пониженные тарифы страховых взносов. В своем письме от 27.08.2021 № БС-4-11/12152@ ФНС России разъяснила условия применения пониженных тарифов:

сумма доходов организации не превышает в совокупности 2 млрд руб.;

удельный вес дохода от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов больше 70%;

среднемесячный размер заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

При этом порядок исчисления взносов остается прежним, а минимальный размер оплаты труда в 2022 году составляет 13 890 руб.

Предельная величина облагаемой базы по взносам в ФСС вырастет до 1 032 000 руб., а по взносам на ОПС – до 1 565 000 руб.

Социальный электронный документооборот с ФСС (СЭДО)

С 1 января 2022 года, согласно Федеральному закону от 30.04.2021 № 126-ФЗ, все листки нетрудоспособности будут выдаваться только в электронном виде. Основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам будет являться электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).

Персонифицированный учет

С 1 января 2022 года вступают в силу требования к представлению внеочередных сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ. Согласно изменениям Федерального закона от 26.05.2021 № 153-ФЗ, внесенным в статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, организации должны представить в ПФР сведения о страховом стаже работника, оформившего заявление о выходе на пенсию, в течение 3 дней со дня обращения сотрудника с заявлением или поступления соответствующего запроса из ПФР.

Электронные трудовые книжки

С 1 августа 2021 года вступила в силу новая форма сведений о трудовой деятельности застрахованного лица (СЗВ-ТД), утвержденная постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п. В новой форме убрали отчетный период и добавили раздел сведений о работодателе-правопреемнике. Изменения также коснулись заполнения кода выполняемой функции по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ) вместо кода профессионального стандарта по должности, а также добавлен код работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

Читайте также: