Уровень раскрытия показателей налоговой отчетности

Обновлено: 03.05.2024

Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним

Приложение № 7. Регламент информационного взаимодействия (Форма по КНД 1110304)

Приложение № 7
Утверждено
Приказом ФНС России
от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@

Форма по КНД 1110304

(наименование налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика)

Код налогового органа

Порядковый номер редакции

Период налогового мониторинга

Регламент информационного взаимодействия

(сокращенное наименование организации)

(полное наименование организации)

2 Указывается дата, по состоянию на которую представляется регламент информационного взаимодействия, в формате: дд.мм.гггг.

3 Указывается КПП, присвоенный организации при постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения. Для организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации к категории крупнейших налогоплательщиков, указывается КПП, присвоенный при постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Глава I. Порядок представления налоговому органу документов (информации)

1.1. Порядок доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация), связанные с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, а также документы (информация) о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

1.1.1. Информационные системы организации, в которых содержатся документы (информация), связанные с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, а также документы (информация) о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (приложение № 1 к настоящему Регламенту).

1.1.2. Порядок доступа к информационным системам организации (приложение № 2 к настоящему Регламенту).

1.1.3. Учетные записи пользователей налогового органа в информационных системах организации (приложение № 3 к настоящему Регламенту).

1.1.4. Техническая и информационная поддержка пользователей налогового органа в информационных системах организации (приложение № 4 к настоящему Регламенту).

1.1.5. Функциональные возможности информационных систем организации по работе с экранными формами и интерфейсами (приложение № 5 к настоящему Регламенту).

1.1.6. Функциональные возможности информационных систем организации по работе с документами (информацией) (приложение № 6 к настоящему Регламенту).

1.2. Порядок и сроки представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, а также документов (информации) о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов через информационные системы организации и (или) по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, а также форматы представляемых документов (информации) (приложение № 7 к настоящему Регламенту).

1.3. Информация о лицах, ответственных за информационное взаимодействие с налоговым органом (приложение № 8 к настоящему Регламенту).

1.4. Порядок структурирования представляемой информации (файлов).

1.5. Способы определения и подтверждения целостности (объема) представленных и полученных документов (информации).

1.6. Порядок информационного взаимодействия налогового органа и организации при представлении (изменении) документов (информации), в том числе:

способ информационного взаимодействия:

1.7. Способ защиты передаваемой информации.

1.8. Порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов, связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, а также документов о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Глава II. Раскрытие показателей налоговой отчетности

2.1. Структура раскрытия показателей налоговой отчетности (приложение № 9 к настоящему Регламенту).

2.2. Сведения о регистрах бухгалтерского и налогового учета:

2.2.1. сведения о регистрах налогового учета (приложение № 10 к настоящему Регламенту);

2.2.2. сведения о регистрах бухгалтерского учета (приложение № 11 к настоящему Регламенту);

2.2.3. информация о способах формирования налоговой отчетности (приложение № 12 к настоящему Регламенту).

2.3. Сведения об иной информации, подтверждающей правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Глава III. Информация о системе внутреннего контроля

3.1. Информационные системы организации, в которых реализуется внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (приложение № 13 к настоящему Регламенту).

3.1.1. Функциональные возможности информационных систем организации по выполнению внутреннего контроля правильности формирования показателей налоговой отчетности (приложение № 14 к настоящему Регламенту).

3.1.2. Функциональные возможности информационных систем организации по выполнению внутреннего контроля справочной информации (приложение № 15 к настоящему Регламенту).

3.1.3. Функциональные возможности информационных систем организации по выполнению внутреннего контроля правильности отражения в учете первичных документов (приложение № 16 к настоящему Регламенту).

3.1.4. Функциональные возможности информационных систем организации по хранению и обработке результатов внутреннего контроля (приложение № 17 к настоящему Регламенту).

3.2. Информация об аудите информационных систем, реализующих функции внутреннего контроля (приложение № 18 к настоящему Регламенту).

Глава IV. Информация о порядке внесения изменений

4.1. Порядок и сроки внесения изменений и дополнений в Регламент (приложение № 19 к настоящему Регламенту).

_________________________________________________________________________
(должность, Ф. И. О. 4 руководителя организации (представителя организации)

________________________________________________________________________.
(наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя организации)

Приложение № 1. Информационные системы организации

Приложение № 1
к Регламенту информационного взаимодействия,
утвержденному Приказом ФНС России
от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@

Публичное раскрытие показателей отчетности

Общие положения.

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – отчетность);
  • методические основы составления отчетности общего назначения.

По степени обобщенности и порядку формирования

По степени раскрытия информации

Например, учреждение образования составляет индивидуальную отчетность специального назначения для своего учредителя, а отчетность общего назначения размещает на официальном сайте в Интернете.

Отчетная дата – дата, на которую составляется отчетность за отчетный период. В частности, в целях составления годовой отчетности:

Пояснения к отчетности, а также к публично раскрываемым показателям отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах.

Раскрытие информации – отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, в пояснениях, а также публичное раскрытие показателей отчетности.

Публичное раскрытие показателей отчетности

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности учреждения.

В частности, допущение непрерывности деятельности предполагает, что одновременно соблюдаются следующие условия:

  • учреждение в обозримом будущем собирается продолжать свою деятельность, выполнять полномочия (функции) и обязательства. Обозримое будущее – период не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность;
  • учредитель не имеет намерения и (или) необходимости в обозримом будущем принять решение о ликвидации (упразднении) учреждения или об изменении его основной деятельности.

Не является нарушением допущения непрерывности деятельности, если меняются подведомственность, учредитель, тип государственного (муниципального) учреждения.

а) значительно изменился характер деятельности учреждения;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его отчетности указывают, что другое представление или другая классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики учреждения;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности – внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей субъектом отчетности и пересмотр классификации сравнительной информации, раскрываемой в отчетности за предыдущие отчетные периоды.

При реклассификации показателей отчетности в пояснениях раскрываются:

  • характер реклассификации показателей отчетности;
  • стоимостные показатели, подлежащие реклассификации;
  • причина реклассификации показателей отчетности.

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период учреждением не осуществляется, то в пояснениях указываются:

  • причина, по которой она не производится;
  • характер корректировок показателей отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации.

В пункте 20 названного стандарта приведены следующие особенности отражения и раскрытия показателей отчетности:

1. Все существенные показатели отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, представляются отдельно.

2. Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому), раскрываются отдельно, за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности.

3. Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности учреждения, раскрываются обособленно в пояснениях.

По всем публично раскрываемым показателям отчетности учреждением приводится сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 21 СГС Представление отчетности).

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями отчетности таких показателей.

Бухгалтерский баланс учреждения

В таблице даны разъяснения по указанной классификации (п. 27, 28 СГС «Представление отчетности).

Краткосрочные (оборотные) показатели

Долгосрочные (внеоборотные) показатели

Актив учреждения классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочный актив;

в) представляет собой денежные средства или их эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования), при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего трех месяцев после отчетной даты

Все прочие активы учреждения, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов учреждения, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Обязательство классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочное обязательство;

в) у учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Все прочие обязательства учреждения классифицируются как долгосрочные

Пояснительная записка. В пункте 37 указанного стандарта приведена обязательная информация, которую должна содержать пояснительная записка к отчетности:

1) информация о месте нахождения и организационно-правовой форме учреждения;

2) сведения об изменениях наименования учреждения за отчетный период, если такие изменения производились;

3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;

4) наименование учредителя учреждения и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;

5) информация о сроках деятельности учреждения (если оно создано на определенный срок);

6) сведения об основных направлениях деятельности учреждения, иная информация о его деятельности, существенная для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения;

7) указание на то, что представленные показатели отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухучета и составление отчетности;

8) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:

10) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость данных активов и обязательств на отчетную дату. К таким учетным оценкам относятся, например, оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

11) информация о результатах исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

12) информация о результатах исполнения учреждением государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

13) иная финансовая и нефинансовая существенная информация, необходимая для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения.

Еще раз напомним основные моменты:

2. Подлежат обязательному раскрытию баланс, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, отчеты, которые обеспечивают сопоставление показателей.

3. По всем публично раскрываемым показателям представляется сопоставимая информация за один предыдущий период (за исключением случаев, когда нормативно-правовыми актами предусмотрено иное).

4. Публично раскрываемые показатели отчетности представляются обособленно от иной информации о деятельности учреждения.

5. Введено понятие реклассификации показателей отчетности.

6. Установлено деление активов баланса на краткосрочные (оборотные), долгосрочные (внеоборотные).

В приложении к письму от 29.12.2020 №07-04-09/115445. Минфин России рекомендовал аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО) за 2020 год обратить внимание на формирование информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете.

Организации обязаны применять корректировки с отчетности за 2020 год. Но, возможно, какие-то организации воспользовались правом досрочного добровольного применения изменений.

Тем организациям, которые перешли на новый порядок учета налога на прибыль начиная с БФО за 2020 год, нужно учесть рекомендации финансового ведомства.

Изменение понятийного аппарата

Целью изменений было привести правила бухучета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухучета в соответствие с МСФО (IAS 12). В результате в правилах учета:

изменены определение временных разниц и перечень случаев, в которых они образуются;

уточнено определение текущего налога на прибыль (ТНП);

введен показатель, характеризующий изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли;

изменен состав показателей, раскрываемых в отчете о финансовых результатах;

уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Еще в ПБУ 18/02 появился порядок применения этого стандарта участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Изменения коснулись и понятийного аппарата:

постоянное налоговое обязательство заменено постоянным налоговым расходом (ПНР). Под ним понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде;

постоянный налоговый актив стал постоянным налоговым доходом (ПНД). Это сумма налога, которая уменьшает налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Момент признания ПНР (ПНД) в периоде, в котором возникает постоянная разница, и порядок их определения не изменились. ПНР (ПНД) определяют как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Помимо доходов и расходов, формирующих бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или в других отчетных периодах, теперь под временными разницами понимают также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие облагаемую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.

В феврале 2020 года организация ввела в эксплуатацию основное средство. Его первоначальная стоимость в бухгалтерском учете – 659 520 руб. В бухучете и в налоговом учете установлен срок полезного использования 72 месяца. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), объект отнесен к четвертой амортизационной группе. Организация применяет линейный способ начисления амортизации. В налоговом учете организация воспользовалась правом на амортизационную премию в размере 30 %.

В бухгалтерском учете начиная с марта 2020 года по основному средству ежемесячно начисляется амортизация 9160 руб. (659 520 руб. : 72 мес. х 1 мес.). До конца 2020 года сумма начисленной амортизации составит 91 600 руб. (9160 руб/мес. х 10 мес.), остаточная стоимость объекта на 31 декабря – 567 920 руб. (659 520 – 91 600).

В налоговом учете использование амортизационной премии в сумме 197 856 руб. (659 520 руб. х 30%) привело к тому, что объект был включен в четвертую амортизационную группу по первоначальной стоимости 461 664 руб. (659 520 – 197 856). Исходя из этого сумма ежемесячной амортизации – 6412 руб/мес. (461 664 руб. : 72 мес.), до конца года в расходах при определении облагаемой базы по налогу на прибыль в виде амортизационных отчислений будет учтено 64 120 руб. (6412 руб/мес. х 10 мес.), остаточная стоимость объекта – 397 544 руб. (461 664 – 64 120).

Временная разница между балансовой стоимостью основного средства и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения, на 31.12.2020 составила 170 376 руб. (567 920 – 397 544). Она признается налогооблагаемой, поскольку приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (абз. 2 п. 11 ПБУ 18/02).

Как видим, финансисты отошли от определения временной разницы по каждому факту хозяйственной жизни, при котором величины доходов или расходов, учитываемые в бухгалтерском и налоговом учете, не совпадают. Теперь интересен исключительно результат на конец отчетного периода. Это подтверждает пример, приведенный в приложении к ПБУ.

Путем сравнения балансовой стоимости актива (обязательств) на конец отчетного периода с его стоимостью в целях налогообложения определяются временные разницы по всем статьям баланса.

Налогооблагаемые и вычитаемые временные разницы при этом суммируются отдельно. Разница между ними – это исходная величина для определения отложенного налогового обязательства (ОНО) или отложенного налогового актива (ОНА). При этом:

ОНА – это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах;

ОНО – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

ОНО признаются в отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы. ОНА признаются также в периоде возникновения вычитаемых временных разниц, но при условии вероятности того, что субъект получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

В пункте 11 ПБУ 18/02 приведен перечень случаев, при которых образуются временные разницы, и он не является исчерпывающим.

Новый показатель – расход (доход) по налогу на прибыль (абз. 3 п. 20 ПБУ 18/02). Это сумма налога на прибыль, признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период.

Расход (доход) по налогу на прибыль определяется как сумма текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. При этом отложенный налог на прибыль за отчетный период определяется как суммарное изменение ОНА и ОНО за этот период, за исключением результатов операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль – это сумма налога на прибыль, которая определяется исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отражается в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка). Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль – это произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (абз. 1, 2 п. 20 ПБУ 18/02).

ТНП – это налог для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 21 ПБУ 18/02).

Организация по-прежнему может определять величины ТНП на основе (п. 22 ПБУ 18/02):

данных, сформированных в бухгалтерском учете;

налоговой декларации по налогу на прибыль.

В обоих случаях величина ТНП должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Способ определения величины текущего налога на прибыль должен быть закреплен в учетной политике организации.

Изменения в отчете о финансовых результатах

В отчете о финансовых результатах за 2020 год организация должна раскрыть показатели, характеризующие налог на прибыль (п. 24 ПБУ 18/02):

расход (доход) по налогу на прибыль и

налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Ранее же таковыми были постоянные налоговые обязательства (активы), изменения ОНА (ОНО), текущий налог на прибыль.

Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в качестве статьи, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при формировании чистой прибыли (убытка) за отчетный период. В отчете о финансовых результатах расход (доход) по налогу на прибыль подразделяется на отложенный налог на прибыль и ТНП.

Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), отражается в качестве статьи, уменьшающей (увеличивающей) чистую прибыль (убыток) при формировании совокупного финансового результата периода.

Приведенные новшества повлекли за собой изменения в отчете о финансовых результатах. В обновленной форме уточнены состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль:

Организация может обнаружить ошибки (искажения) в предыдущие отчетные (налоговые) периоды. В таких обстоятельствах сумма доплаты (переплаты) налога на прибыль не должна влиять на ТНП отчетного периода. В связи с чем доплату предложено занести по отдельной (дополнительной) статье отчета о финансовых результатах (после статьи текущего налога на прибыль).

Значение показателя по строке 2412 за 2020 год может определяться следующими способами:

как совокупность разниц:

как совокупность разниц:

– между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 09 и

– между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 77 за 2020 год (без учета кредитового оборота по счету 09 и дебетового оборота по счету 77 в корреспонденции со счетом 99).

Напомним, что при выбытии актива (актива или вида обязательства), по которому ОНА (ОНО) был (было) начислено, их значения списываются в сумме, на которую по законодательству РФ о налогах и сборах не будет уменьшена (увеличена) налогооблагаемая прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 17, 18 ПБУ 18/02).

Положительное значение отложенного налога на прибыль отражается без скобок, а отрицательное – в скобках.

Раскрытие информации

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах организация должна раскрыть информацию, необходимую пользователям бухгалтерской отчетности. Такая информация нужна для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организаций. Ранее соответствующие показатели подлежали раскрытию в пояснениях только при наличии постоянных налоговых обязательств (активов), изменений ОНА и ОНО, корректирующих показатель условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль. В пункте 25 ПБУ 1802 содержание таких пояснений уточнено.

Теперь в пояснениях следует раскрывать отложенный налог на прибыль, обусловленный:

возникновением (погашением) временных разниц в отчетном периоде;

изменениями правил налогообложения (в том числе изменениями применяемых налоговых ставок);

признанием (списанием) ОНА в связи с изменением вероятности того, что организация получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Кроме того, следует пояснить величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения. Таким величинами, к примеру, являются:

применяемые налоговые ставки;

условный расход (условный доход) по налогу на прибыль;

постоянный налоговый расход (доход).

Приведенный в пункте 25 ПБУ 18/02 перечень показателей, раскрываемых в пояснениях, не является исчерпывающим. В пояснения следует включать и иную информацию, необходимую для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организаций.

В отчете об изменениях капитала следует раскрыть, в частности, информацию о стоимости чистых активов (с учетом внесенных приказом Минфина России от 31.08.2020 № 179н изменений).

Согласно нововведению принимаемые к расчету обязательства должны включать все обязательства организации, за исключением доходов будущих периодов, признанных ею:

в связи с получением государственной помощи, а также

в связи с безвозмездным получением имущества.

Корректировка применяется с 09.11.2020.

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии. При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.

На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ [4] , Федресурс [5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом [6] ;
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи [7] ;
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения [8] .


Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).


Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].



Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].


Помощь консультанта

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

[8] Пункт 12.7.23 Действующего Положения

[9] Пункт 35.3 Нового Положения

[11] Пункт 2.1 Приложения 3 Действующего Положения

[12] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[13] Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. Показатель EBITDA представляет собой величину прибыли (или убытка) без учета процентных расходов, расходов на налог на прибыль и расходов на амортизацию внеоборотных активов

[14] Пункт 64.2 Нового Положения

[15] Пункт 73.3 Действующего Положения

[16] Пункт 12.1 Нового Положения

[17] Раздел IV Действующего Положения

[18] Пункт 12.1 Нового Положения

[19] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[20] Пункт 52.2 Нового Положения


Бухгалтерская отчетность имеет не только утвержденные для ее составления Минфином РФ бланки, но и должна формироваться с соблюдением ряда требований к ней. Рассмотрим, что это за требования.

Состав бухгалтерской отчетности

  • о его финансовом положении;
  • финансовых результатах его деятельности за период;
  • движении его денежных средств.

Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н для раскрытия информации по каждому из этих вопросов предназначаются, соответственно:

Иные формы, приведенные в приказе № 66н, раскрывают ту информацию, без которой невозможна правильная оценка итогов деятельности организации.

Для юрлиц, применяющих упрощенные способы бухучета, доступно составление упрощенной бухотчетности.

О лицах, которым доступны упрощенные бухучет, и об особенностях упрощенной бухотчетности читайте здесь.

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
После подписания бухгалтерской отчетности руководителем она считается составленной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, подписание отчетности руководителем является обязательным.
Кто еще вправе/должен подписывать бухотчетность, смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

В последний раз формы отчетности были обновлены с 01.06.2019 (приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н). Ключевые изменения баланса и других форм таковы:

  • теперь отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя;
  • ОКВЭД в шапке форм заменен на ОКВЭД 2;
  • в бухгалтерском балансе нужно указывать сведения об аудиторской организации (аудиторе).

Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.

В отчете о финансовых результатах (форма 2):

А совокупный финансовый результат теперь определяется как сумма строк:

Изменения, касающиеся формы 2 (включая упрощенную), в обязательном порядке вводятся с отчетности за 2020 год, но компании вправе были начать применять их досрочно.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
В общем случае организации обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения. Исключением являются ситуации, когда.
Кто и куда, кроме ИФНС, обязан сдавать бухотчетность, узнайте в К+, оформив бесплатный пробный доступ.

Требование достоверности

Требование к достоверности бухотчетности прописано уже в законе № 402-ФЗ (п. 1 ст. 13). Чем обеспечивается его исполнение?

Достоверность данных бухучета, являющихся основой бухотчетности, подтверждается путем проведения инвентаризации активов и обязательств, в ходе которой проверяются их наличие, состояние и оценка.

Правила проведения инвентаризации содержат Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Порядок и сроки проведения инвентаризации в организации определяются ее руководителем, за исключением случаев, когда такое проведение обязательно по законодательству.

Так, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года) (пп. 26, 27 ПБУ по бухучету и бухотчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).

Требование полезности

Информация, представленная в отчетности, считается полезной, если она, в соответствии с пп. 6.1, 6.5.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997:

  • уместна;
  • надежна;
  • сравнима;
  • своевременна.

Информация уместна (п. 6.2 Концепции), если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

Информация сравнима (п. 6.4 Концепции), если она предоставляет для пользователей отчетности возможность сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности.

Информация своевременна (п. 6.5.1 Концепции), если она удовлетворяет потребности пользователей, связанные с принятием решений.

Требование полноты

Требование существенности

В бухгалтерскую отчетность включаются существенные показатели. Существенным считается показатель, если его отсутствие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе бухгалтерской отчетности. Существенность показателя бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов (п. 11 ПБУ 4/99; п. 6.2.1 Концепции; письмо Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01). Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным для раскрытия его в отчетности, зависит от оценки этого показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Требование нейтральности

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий (п. 7 ПБУ 4/99; п. 6.3.3 Концепции).

Требование последовательности

Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним (к их числу приказ Минфина России № 66н относит отчет о движении денежных средств) допускается только в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности (п. 9 ПБУ 4/99; ч. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ).

Итоги

Бухотчетность составляется не только с применением установленных Минфином России форм в их актуальной редакции, но и с соблюдением требований, предъявляемых к данным отчетности в части ее достоверности, уместности, надежности, сравнимости, своевременности, а также полноты, существенности, нейтральности и последовательности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: