Запрос налоговой о движении денежных средств

Обновлено: 28.06.2024

Налоговый орган обязан представить взыскателю сведения о банковских счетах должника в случае направления им запроса, соответствующего установленным требованиям.

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, а также о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обязательным условием при этом является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В этой связи разъясняется, в частности, следующее:

  • запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган;
  • в запросе указывается основание (ссылка на положение федерального закона), устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию;
  • подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя, при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью;
  • при обращении с запросом взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. При предъявлении подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия обязан возвратить подлинник взыскателю.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 июля 2017 г. N СА-4-9/14444@

Федеральной налоговой службой проведен анализ поступивших жалоб налогоплательщиков на непредставление (отказы в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника.

В результате проведенного анализа установлено, что основаниями непредставления (отказа в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника являются непредставление заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа и ненадлежащее оформление ими запроса о представлении указанных сведений.

Федеральная налоговая служба с целью исключения необоснованного бездействия налоговых органов по непредставлению соответствующих сведений сообщает о необходимости учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1 - 13 пункта 1 статьи 102 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 102 Кодекса налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 9 статьи 69 Закона Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены в том числе сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Из пункта 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗ следует, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Исходя из изложенного, к сведениям, отнесенным к категории ограниченного доступа, относится налоговая тайна.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пункта 4 Порядка следует, что запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В силу пункта 5 Порядка при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка в запросе отражаются основания для рассмотрения такого запроса в налоговом органе, а именно ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, а также конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию.

В силу пункта 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, налоговый орган представляет взыскателю сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ и относящиеся к конфиденциальной информации, только в случае направления взыскателем запроса, соответствующего требованиям Порядка.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Во всех остальных случаях направления запроса в налоговый орган с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, налоговым органам с целью подтверждения достоверности полученной копии исполнительного листа необходимо принять меры по проверке сведений о выдаче взыскателю данного исполнительного листа путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист.

После получения ответа на указанный запрос сведения о банковских счетах должника подлежат представлению законному или уполномоченному представителю взыскателя при представлении им документов, подтверждающих полномочия на получение данных сведений.

image_pdf
image_print


Илья Назаров, управляющий партнер

АКТУАЛЬНО НА 01.11.2021

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств и иных активов по зарубежным счетам (банковским, а также счетам в иных организациях финансового рынка (ИОФР). В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. — это ВСЕ граждане России, а также иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились или планируют находиться за пределами РФ более 183 дней.

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявленных лицом сведений)
ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

ч.2.1. ст. 15.25 КоАП РФ

Документы прикладывать НЕ требуется

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет — в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее — ежегодно в срок до 01 июня

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредставление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности — 2 года с момента совершения правонарушения , т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Декларация 3-НДФЛ

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом РФ (находился на территории РФ более 183 дней в календарном году), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января — 31 декабря

2) уплата налога — до 15 июля этого же года

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ —
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2022 г. налоговая может вынести решение о проведении проверки не более чем за 3 предыдущих отчетных года — 2021, 2020, 2019.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Законность валютных операций

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства — незаконная валютная операция

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В отношении незаконной валютной операции срок давности начинает исчисляться С МОМЕНТА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИИ — правонарушение также НЕ является длящимся. Указанный срок НЕ может быть восстановлен уполномоченным органом с момента обнаружения факта правонарушения.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ — н еуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года . Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 — как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

Читайте также: