Применяется евроконтинентальная модель системы налогов в

Обновлено: 15.05.2024

Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Подобно тому как в законодательном акте определение налога дается с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп.

Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:

• порядок установления и введения налогов;

• порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

• права и обязанности участников налоговых отношений;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность участников налоговых отношений;

• способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.

Система налогов включает большое число ра'зных налогов.

Идеи единого налога, заменяющего множество фискальных платежей, оказались несостоятельными. Лица получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема, который позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования. Единый налог обернулся бы насилием над многообразием форм хозяйственной жизни, нарушил принцип равного налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедливым.

К тому же уклонения от уплаты единого налога были бы очень ощутимы для бюджета, поскольку при этом происходит уклонение от уплаты как бы всех налогов сразу. Риск для государства слишком высок. К тому же возрастают побудительные стимулы к уклонению, так как сумма единого налога значительно превысила бы суммы отдельных налогов.

Однако обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным отношениям. Запутанная, усложненная система налогов неизбежно порождает нарушения налогового законодательства. В данном случае законность нарушается из-за неразумных действий законодателя. Это оборачивается негативным отношением граждан к правовой системе в целом.

1КулишерИ.М. Очерки финансовой науки.—Петроград: Наука и школа, 1919.— С. 149.

2 Анталоги^иировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV. Россия XI—XIX в./Руковод. науч. проекта Г.Ю. Семигин.— М.: Мысль, 1999.— С. 283.

Система налогов, установленная в части первой НК РФ, приведена на схеме IV-2.

Система налогов — плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обуславливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.

В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов1.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.

Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46,42 и 49%.

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

В консолидированном бюджете Российской Федерации на 1999 год доля прямых налогов составляла 42% (в том числе с физических лиц — 14%), косвенных налогов — также 42% (в том числе НДС — 30%, акцизы —12%). Очевидно, что в России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц.

Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. Поскольку в СССР основная масса собственности находилась в руках государства, то и основная масса доходов бюджета формировалась за счет доходов от этой собственности, т.е. за счет платежей государственных предприятий (более 70%). Налоги на доходы населения были незначительны — 8—9%.

По этой же причине вСССР практически отсутствовали имущественные налоги: если почти все, что можно считать избытком над самым необходимым, находилось в руках государства, налогообложение теряло смысл1.

Неразвитостью сферы социального страхования объяснялась малая доля взносов от социального страхования.

Экономическое единство системы налогов — непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.

Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40—50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы.

Этот показатель ориентирован на среднестатистического налогоплательщика. Реальное налоговое давление на конкретного налогоплательщика может существенно различаться. Так, в России уровень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой3.

1 Горский И.В. Налоги в рыночной экономике.— М.: Анкил, 1992.— С. 33.

2 Пансков В.Н. Налоговое бремя в российской налоговой системе/УФинансы.— 1998—№11—С. 19.


СООТНОШЕНИЕ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходов бюджета.

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за последние годы показывает, что в большинстве случаев преобладают косвенные налоги (табл. 1).

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ в 2003-2013 гг.

Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

Разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги:

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных [2, С. 39].

Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции [4, С. 2].

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц [1, С. 153].

Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Мы считаем, что необходимо пересмотреть налоговую систему России в сторону ее приближения к англосаксонской модели, т.е. преобладанию прямых налогов. По нашему мнению, косвенные налоги скрывают от каждого гражданина ту сумму, которую он платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто. Прямые налоги побуждают граждан контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению.

На наш взгляд, чем больше будет косвенных налогов, тем менее прозрачна и более запутана будет налоговая система.

Также хотелось бы отметить, что в демократических странах преобладают прямые налоги, а в странах с низким уровнем экономического развития именно косвенные налоги в приоритете, так как для достаточного обложения прямыми налогами не хватает налоговой базы (доходов). Решение об усилении роли косвенных налогов в российской финансовой системе может привести к увеличению бюджетного дефицита и, возможно, обострению социальных проблем [3, С. 6].

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом – с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное – с учетом специфики экономического развития России.

Увеличить долю прямых налогов мы предлагаем следующим образом:

Еще одной проблемой, влияющей на своевременную уплату налогов - является обновление информационной базы по собственникам имущества, транспортных средств и земельных участков. Зачастую эти сведения не корректируются годами.

Таким образом, если бы государство в своей налоговой политике придерживалось общеустановленных принципов налогообложения, а налоговыми органами были соблюдены все процедуры по проведению налогового администрирования, своевременному вручению налоговых уведомлений, проводилась активная работа по взысканию платежей, то в определенной степени не возникала бы проблема по поступлению платежей в бюджеты различных уровней.

2. Ввести налог на недвижимость. Налоговой базой предполагается признавать оценочную стоимость объектов недвижимого имущества, а в качестве объекта налогообложения - объект недвижимости, состоящий из земельного участка и находящегося на нем строения (дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения). Для налогоплательщиков ставка может стать различной, это связано с тем, что налоговая нагрузка на граждан, особенно с низкими доходами, не должна увеличиваться. Например, предполагается вариант, когда граждане, имеющие единственное жильё, будут платить символическую сумму, а для тех, у кого есть две и более квартиры или дома, будут платить повышенный налог.

3. Стимулировать производство. К сожалению, производство в нашей стране недостаточно развито. Такие меры, как обеспечение конкурентных преимуществ, поддержка и защита интересов отечественных производителей на внешнем рынке способствовали бы развитию производства в России, что привело бы к увеличению сумм налога на прибыль организаций. Еще одним вариантом может быть повышение импортных пошлин, чтобы стимулировать производство в России.

4. Развивать налоговую культуру. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований. Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

- совершенствование механизма разрешения налоговых споров;

- существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;

- повышение качества исполнения налоговых процедур;

- повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Для гармонизации налоговой системы необходим взвешенный подход к соотношению прямых и косвенных налогов.

2. Количественные показатели соотношения меняются в зависимости от уровня развития национальной экономики, на него влияют национальные особенности и традиции населения страны.

3. Для российской экономики переориентация на прямое налогообложение преждевременна, т.к. прямые налоги для производства будут являться: а) сдерживающим фактором развития производства; б) при малом росте ВВП доходы от этих налогов будут недостаточны.

На наш взгляд, главной задачей для современной России должно быть сокращение разрыва между теорией и практикой. Насколько бы идеальны не были теоретические расчеты, отсутствие существования качественных механизмов реализации их на практике не приведет к ожидаемым результатам. Для достижения максимальной справедливости в налогообложении необходимо увеличивать роль прямых налогов в России, однако на пути к данной цели стоит проблема теневого сектора экономики, решение которой, по-прежнему, является первоочередной задачей для нашего государства.

1. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение [Текст] : практическое пособие / А.И. Погорлецкий. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2012. – 292 с.

2. Попова Л.И. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. И. Попова. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 368 с.

3. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран [Текст] / В.Г. Князев // Налоговый вестник. - 2013. - №9. - С.5-8.

Читайте также: