Законодательное увеличение государственных закупок и снижение ставок налогообложения означает проведение

Обновлено: 26.04.2024

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Для лучшего понимания сути фискальной экспансии рассмотрим следующий пример.

На рис. 1.1, мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от AD1 до AD2. Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд. р. — величины, близкой к уровню производства при полной занятости, — до 485 млрд. р. Это падение реального производства на 20 млрд. р. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы.


Рис. 1.1 Стимулирующая фискальная политика

Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей. Что в этих обстоятельствах должно предпринять правительство? У него есть три основные возможности проведения фискальной политики:

1) увеличение государственных расходов;

2) сокращение налогов;

3) сочетание увеличения государственных расходов и сокращение налогов.

Если бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, т. е. на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями [7, c. 26].

1. Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, как показано на рис. 1.1 — от AD2 до AD1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правительство выделяет дополнительные 5 млрд. р. на строительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и др. Представляем эти дополнительные 5 млрд. р. государственных расходов горизонтальным отрезком между AD2 и пунктирной нисходящей линией, расположенной справа от AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд. р. больше, чем до увеличения государственных расходов.

Но кривая совокупного спроса смещается вправо, до AD1, т. е. спрос увеличивается больше чем на 5 млрд. р. дополнительных государственных расходов. Это происходит потому, что эффект мультипликатора приумножает первоначальное изменение спроса с каждым следующим циклом новых потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на расстояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, который представляет увеличение государственных расходов на 5 млрд. р. Данное увеличение совокупного спроса происходит в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реальный объем производства возрастает в 4 раза. Заметим, что реальный объем производства подскочил до 505 млрд. р., т. е. возрос на 20 млрд. р. по сравнению с уровнем 485 млрд. р., наблюдавшимся во время спада. Одновременно сокращается безработица, так как фирмы вновь нанимают работников, уволенных в период спада [7, c. 28].

2. Снижение налогов. Есть и альтернативный путь: для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от AD2 до AD1, правительство может снизить налоги. Предположим, правительство сократило индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд. р., в результате чего располагаемый доход увеличился на такую же величину. Потребление возрастет на 5 млрд. р. (0,75·6,67 млрд. р.) , а сбережения увеличатся на 1,67 млрд. р. (0,25·6,67 млрд. р.).

Для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления. Чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. При ПСП, равной 0,75, для будущего увеличения потребления на 5 млрд. р. налоги должны быть сокращены на 6,67 млрд. р., поскольку 1,67 млрд. р. идет на сбережения (а не на потребление). Если бы ПСП составляла, скажем, 0,6, то для первоначального увеличения потребления на 5 млрд. р. налоги надо было бы сократить на 8,33 млрд. р. Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса.

3. Сочетание увеличения государственных расходов и снижения налогов. Правительство может одновременно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и, в конечном счете, увеличить совокупный спрос и реальный ВВП. В экономике, представленной на рис. 1.1, государство могло бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд. р. и в то же время снизить налоги на 5 млрд. р. Такое сочетание приведет к искомому результату — первоначальному увеличению расходов на 5 млрд. р.[7, c. 29].


Рис. 1.2 Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и снижение государственных расходов, повышение налогов и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда [6, с. 283].

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

На рис. 1.2 обращаем своё внимание на вертикальный отрезок кривой совокупного предложения. Во-первых, допустим, что сдвиг кривой совокупного спроса от AD3 до AD4, на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Р3 до Р4. Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может:

1) сократить государственные расходы;

2) повысить налоги;

3) использовать два первых варианта в сочетании.

Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка, т. е. на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

1. Сокращение государственных расходов. Правительство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изображено на рис. 1.2, где горизонтальный отрезок между AD4 и пунктирной линией указывает на сокращение государственных расходов на 5 млрд. р. Это уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево от AD4 до AD3, если процесс действия мультипликатора будет завершен. При условии, что цены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Р3, т. е. на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей — 515 млрд. р.

2. Повышение налогов. Точно так же, как правительство снижает налоги для увеличения потребительских расходов, оно может прибегнуть к повышению налогов для сокращения потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, как на рис. 1.2, правительство должно повысить налоги на 6,67 млрд. р., чтобы потребление уменьшилось на 5 млрд. р. При повышении налогов на 6,67 млрд. р. сбережения сократятся на 1,67 млрд. р. (0,25 · 6,67 млрд. р.), и это сокращение сбережений по определению не является уменьшением расходов. Но повышение налогов на 6,67 млрд. р. приведет к сокращению потребительских расходов на 5 млрд. р. (0,75·6,67 млрд. р.), что выражено отрезком между кривой AD4 и пунктирной линией слева от нее. Благодаря эффекту мультипликатора совокупный спрос сместится влево на 20 млрд. р. при любом уровне цен (4·5 млрд. р.), а уровень цен упадет с Р4 до Р3. Это обеспечит контроль за инфляцией спроса.

3. Сочетание сокращения государственных расходов и повышения налогов. Для уменьшения совокупного спроса и контроля за инфляцией правительство может прибегнуть к сочетанию сокращения государственных расходов и повышения налогов.

2. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2.1 Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок

Дискреционная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идёт о воздействии, оказывающем виляние на изменения объёма производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объёма государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п. [12, с. 589]

Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

Осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;

Реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

Изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой станки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

Государство может оказывать на экономику прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = С + I + G), являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное — через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредованно — через изменение величины потребительских (Q) и инвестиционных расходов (I).

Используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, рассмотрим механизм воздействия дискреционной фискальной политики.

Экономика находится в равновесии, если фактические расходы (Y) равны планируемым (Е). В закрытой экономике Е - С + I + G, а равновесие достигается в точке А, где Y=Е (рис.2.1).

Описание: D:\Универ\Макроэкономика\image049.jpg

Рис. 2.1 Влияние увеличения государственных расходов на доход

Рассмотрим воздействие изменения государственных расходов. При росте государственных расходов на ∆ G кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ∆G, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до У2 на величину ∆ Y, причем ∆ Y больше ∆ G (рис. 2.1). Отношение ∆ Y/∆ G изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.

Мультипликативный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆G, что означает увеличение дохода па эту же величину, что в свою очередь увеличивает потребление на mрс ∆ G (в соответствии с функцией потребления

где mрс - предельная склонность к потреблению). Этот рост вновь увеличивает расходы и доход, а это приводит к увеличению потребления на mрс2 · DG и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ∆ G;

первое изменение потребления = mрс · ∆ G;

второе изменение потребления = mрс2 · ∆ G;

третье изменение потребления = mрс3 · ∆ G;

Мультипликатор государственных расходов:


Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mрс. Чем больше mрс, тем более крутая кривая планируемых расходов Е и тем больше величина мультипликатора государственных расходов [7, с. 91].

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 55579
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 4

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП; меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП); воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения

Фискальная политика направлена на обеспечение полной занятости и неинфляционный рост национального дохода

В качестве встроенного стабилизатора недискриционной фискальной политики выступает прогрессивная система налогообложения; система государственного страхования по безработице …

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – политика встроенных стабилизаторов; автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода

К характеристикам недискриционной фискальной политики относят бюджетный дефицит и профицит не являются следствием действий правительства; автоматическое изменение государственных расходов …

Примером встроенного стабилизатора при автоматической фискальной политике служить не может изменение госрасходов

Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать ряду общественных целей, к которым не относятся достижение полной конвертируемости рубля

Совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНД называют бюджетно-налоговой, фискальной политикой

Не существует адаптивной фискальной политики.

При экономическом буме действие автоматической бюджетно-налоговой (фискальной) политики сопровождается увеличением налоговых сборов и уменьшением социальных пособий

При дискреционной бюджетно-налоговой политике правительство регулирует налоги для обеспечения полной занятости; бюджетный дефицит (профицит) возникает в результате действий правительства

Основой проведения дискреционного типа бюджетно-налоговой политики не является использование встроенных стабилизаторов

Меры правительства по изменению госрасходов, налогообложения, объема трансфертов составляют основу бюджетно-налоговой политики.

К характеристикам дискреционной сдерживающей политики относят снижение государственных расходов; рост ставок налогообложения

Стимулирующая фискальная политика предполагает уменьшение налоговых ставок …. и\или увеличение государственных расходов

К методам сдерживания фискальной политики относятся уменьшение субсидий и дотаций; увеличение налога на прибыль..

Увеличение налоговых поступлений в бюджет, вызванное экономическим бумом, относится к рестриктивной автоматической налогово-бюджетной (фискальной) политике

Предоставление государством налоговых льгот производителям с целью получения выгод перелива приводит к увеличению предложения

В качестве встроенных стабилизаторов недискриционной фискальной политики не выступают денежная система; банковская система

К примерам встроенных стабилизаторов при автоматической фискальной политике относят систему государственных трансфертов; прогрессивную шкалу налогообложения

Фискальная политика представлена двумя формами автоматической и дискреционной

Встроенными стабилизаторами, используемыми при осуществлении автоматической фискальной политики, считают пособия, субсидии, налоговые поступления

Закономерность, доказывающая, что поступление доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходит только до некоторого критического уровня налогообложения, а затем начинает сокращаться вследствие падения деловой активности, описывает кривая Лаффера

Увеличение учетной ставки вызовет сокращение объема денежного предложения

Установите правильную последовательность результатов экспансионистской (стимулирующей) бюджетно-налоговой политики: 1: увеличение государственных расходов 2: увеличение доходов частного сектора 3: увеличение совокупного спроса 4: увеличение занятости и объёмов производства

Дискреционная бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это сознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях макроэкономической стабилизации

Инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) политики являются государственные расходы; налоги.

Роль государственных расходов, снижение налогов - характерные черты сдерживающей; дискреционной фискальной политики

Установите правильную последовательность результатов снижения Центральным банком ставки рефинансирования (учетной ставки):1: увеличение возможности коммерческих банков предоставлять новые кредиты 2: возрастают избыточные резервы коммерческих банков 3: увеличивается предложение денег 4: увеличивается совокупный спрос

Фискальная политика состоит в изменении налогов и государственных расходов с целью стабилизации производства, уровня занятости и цен, т.о. инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы (закупки).

Для осуществления государственных расходов государство формирует с помощью налоговых поступлений централизованный денежный фонд, называемый государственным бюджетом.

Таблица 12. Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
Налоги (ТA) Государственные закупки (расходы) (G)
Государственные трансферты (TR)
Баланс Баланс

Баланс величины расходов и доходов государственного бюджета означает что бюджет сбалансирован. Однако бюджет не всегда является сбалансированным. При превышении доходов над расходами возникает бюджетный излишек. При превышении расходов над его доходами создается бюджетный дефицит.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

1) Пассивный дефицит – это дефицит бюджета, вызванный непосредственно автономным движением национального дохода (т.е. без государственного маневрирования государственными расходами и налогами);

2) Активный дефицит – это дефицит бюджета, вызываемый оперативным маневрированием ставками налогов и уровнем расходов;

3) Структурный дефицит – это дефицит, определяемый как разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и заданном уровне безработицы;

4) Циклический дефицит – это дефицит, определяемый как разность между фактически наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы увеличивается выше базового, реально наблюдаемый дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит из-за роста трансфертных выплат и падения налогов.

Для анализа того, каким образом манипулирование государственными расходами и налогами позволяет реализовать стабилизационную функцию государства используют кейнсианскую макромодель, включив в нее государственный сектор.

Наличие государственного сектора влечет два важных изменения в данной модели. Во-первых, следует принять во внимание, что государственные закупки являются компонентой планируемых расходов: AЕ = C+I+G. Во-вторых, появляется различие между доходом и личным располагаемым доходом, поскольку государство собирает налоги и осуществляет трансфертные платежи. В результате располагаемый доход будет равен: YD = Y+TR-TA. Соответственно, потребление можно записать как функцию располагаемого дохода:

Предположим, что госзакупки и государственные трансфертные платежи задаются экзогенно и . В дальнейшем мы будем рассматривать два вида налогов: аккордные, то есть, фиксированные налоги, не зависящие от уровня дохода () и пропорциональные зависящие от дохода. Это налоги умноженные на ставку подоходного налога t (, где 0£t

Влияние государственных закупок на совокупный спрос

Государство, осуществляя государственные закупки, воздействует на изменение совокупного спроса. Чем выше величина государственных закупок, тем больше увеличивается совокупный спрос, и, следовательно, растет национальный продукт.

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 79).

Изменения государственных расходов подвержены действию эффекта мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает насколько изменяется объем национального продукта при изменении величины государственных расходов. Формула изменения выпуска пропорционально мультипликатору государственных расходов имеет следующий вид.




Изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Следует отметить, что при рассмотрении влияния государственных закупок на национальный доход в предыдущей формуле мы абстрагировались от существования пропорциональных налогов, допустив существование только аккордных налогов. Если же в анализе учесть одновременное существование аккордных и пропорциональных налогов, то мультипликатор налогов примет иной вид. Мультипликатор государственных расходов уменьшается в связи с уменьшение предельной склонности к потреблению на множитель (1 – t). В результате приращение выпуска национального продукта будет определятся следующей формулой: .

Влияние налогов на совокупный спрос.

Изменяя налоги, государство, оказывает воздействие на изменение совокупного спроса и национального продукта. С ростом налогов сокращаются потребительские расходы, совокупный спрос и объем выпуска.

Итак, наличие подоходного налога, приводит к уменьшению эффекта мультипликатора. Это связано с величиной косвенных эффектов. Действительно прямой эффект не зависит от налогов: увеличение автономных расходов на единицу ведет при неизменном доходе к такому же росту совокупных планируемых расходов и требует адекватного увеличения выпуска. Однако когда выпуск растет на единицу, то при наличии пропорциональных налогов это означает, что располагаемый доход увеличится лишь на (1-t), то есть, меньше, чем на единицу, а значит, и изменения в спросе и выпуске будут также меньше. Итак, тот факт, что часть дохода на каждом шаге уходит от потребителя к государству и не оказывает дальнейшего влияния на выпуск, приводит к снижению величины мультипликатора.

Влияние на равновесие увеличения государственных трансфертных платежей.

Увеличение трансфертов на единицу влечет увеличение автономных расходов лишь на величину предельной склонности к потреблению mpc, которая меньше единицы. Это объясняется тем, что трансферты влияют на планируемые расходы не непосредственно, как государственные закупки, а опосредованно через потребление. Количественная оценка изменения объема выпуска при изменении трансфертных платежей выражается формулой .

Пропорциональные налоги выполняют роль автоматического стабилизатора экономики. Под автоматическим стабилизатором понимается механизм, который ослабляет реакцию выпуска на изменения в автономных расходах. При наличии подоходного налога, уменьшается величина мультипликатора автономных расходов, и потому, следует ожидать меньшего роста/падения выпуска в ответ на такое же увеличение/падение автономных расходов.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика может использоваться для стабилизации экономики. В частности, когда наблюдается спад производства, то следует уменьшать ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от увеличения государственных закупок будет выше, чем при таком же увеличении государственных трансфертов. В случае, когда, напротив, наблюдается “перегрев” экономики (экономика на подъеме), то, повышая налоги или сокращая государственные расходы, можно вернуть экономику в состояние полной занятости.

Существует три основных типа фискальной политики:

1) политика неравновесного бюджета (бюджетного дефицита и профицита);

2) политика равновесного бюджета;

3) политика встроенных стабилизаторов.

Первый и второй типы фискальной политики относятся к дискреционной фискальной политике, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

В зависимости от направления воздействия на совокупный спрос различают:

1) стимулирующую фискальную политику – она применяется в период спада в целях повышения занятости. Стимулирующая фискальная политика приводит к бюджетному дефициту.

2) сдерживающую фискальную политику, которая реализуется в период подъема с целью ограничения роста совокупного спроса и уровня инфляции. Сдерживающая фискальная политика приводит к бюджетному излишку.

Политика неравновесного бюджета

Данная политика предполагает варьирование:

1) государственными расходами при постоянстве уровня налогообложения;

2) изменение налогов при постоянстве государственных расходов;

3) разнонаправленное изменение налогов и государственных расходов.

Результаты применение этих вариантов политики в случае, когда целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.13. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Варьирование инструментами Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов и увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается

Из таблицы видно, что, и увеличение государственных закупок, и снижение налогов ведет к дефициту государственного бюджета. Таким образом, стимулирующая фискальная политика или, как ее называют фискальная экспансия, негативно влияет на состояние бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

Величина изменения налогов или государственных расходов фиксирует сумму, необходимую для ликвидации дефляционного или инфляционного разрыва.

Политика равновесного бюджета

Политика равновесного бюджета предполагает одновременное изменение как государственных расходов, так и государственных доходов. Применение данной политики оказывает воздействие на изменение уровня национального дохода в связи с тем, что эффект роста государственных расходов превышает эффект действия налогообложения. Это обусловлено разной величиной мультипликаторов государственных расходов и налогов. Результаты от проведения данной политики, если целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.14. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Однонаправленное и одновременное изменение государственных расходов и налогов Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Доходы равны расходам, сальдо равно нулю Растет Увеличивается
Увеличение налогов Сокращается Снижается
Общее изменение спроса и выпуска Растет Увеличивается

Данная политика отражает стремление правительства проводить нейтральную фискальную политику по отношению к состоянию бюджета. Это значит, что увеличение государственных закупок должно финансироваться за счет роста налоговых поступлений. Но при этом, известно, что рост государственных закупок приводит к увеличению равновесного выпуска, а снижение налогов – к уменьшению равновесного дохода. Увеличение государственных закупок на единицу ведет к такому же увеличению совокупных планируемых расходов, а снижение налогов на единицу приведет к сокращению планируемых расходов лишь на mpс, поскольку налоги влияют на планируемые расходы опосредованно через потребление. Таким образом, величина совокупных планируемых расходов при каждом уровне дохода увеличится на величину, равную mp, поскольку .

В результате кривая совокупных планируемых расходов сдвинется вверх и равновесный выпуск увеличится. Рост налогов и государственных расходов на одинаковую величину вызывает рост национального дохода, равный изменению уровня бюджета на туже самую величину, т.е. .

Отсюда, можно определить мультипликатор сбалансированного бюджета. Общая величина прироста выпуска будет определятся как сумма двух ниже представленных выражений:

Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост государственных закупок на единицу (при одновременном повышении налогов) ведет к увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.

Политика встроенных стабилизаторов

Данная политика рассматривает налоги и расходы как автоматически действующие механизмы, способные компенсировать колебания национального дохода: смягчать падение и тормозить бум.

Политика встроенных стабилизаторов реализуется без дискретного вмешательства государства. Автоматизм достигается за счет самого факта существования налогов и трансфертов. Основными автоматическими стабилизаторами являются налоги и пособия по безработице.

Постоянство налоговых ставок ведет в периоды подъема к росту налоговых поступлений, что способствует снижению стимула к росту производства и сдерживает черезмерный спрос. В период спадов постоянство налоговых ставок ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и снижению налоговых изъятий у частных лиц, что приводит к созданию нового спроса.

Применение прогрессивной ставки налога усиливает регулирующие возможности подоходного налога, т.к. темпы изменения налоговых изъятий опережают темпы изменения национального дохода.

Применение данной фискальной политики позволяет оперативно воздействовать на колебания национального дохода, без проблем коллективного согласования выбора времени и объема воздействия на совокупный спрос. Но в тоже время, эта политика не в состоянии вызвать действительный, кардинальный подъем национального производства и занятости.

Читайте также: