Статья 126 коап рф об административных правонарушениях какой штраф за нарушение

Обновлено: 07.05.2024

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ > Раздел VI > Глава 16 > Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в срок, установленный пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 000 рублей.

1.1-1. Непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с пунктом 1 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 миллиона рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Комментарий к ст. 126 НК РФ

Данная статья предусматривает ответственность организации за непредставление налоговому органу, проводящему налоговую проверку, сведений о налогоплательщике. Непредставление может выражаться в форме отказа предоставить имеющиеся у организации документы, либо в форме уклонения от предоставления таких документов, либо в форме предоставления документов с заведомо ложными сведениями. Важно отметить, что в данной статье предусмотрено предоставление сведений только в виде документов. Причем организация обязана предоставить налоговому органу только те сведения, которые содержат информацию о проверяемом налогоплательщике, а не любые документы, истребованные налоговым органом.

Субъектом данной статьи, как следует из сказанного выше, является не сам налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, а любая другая организация, у которой имеются какие-либо сведения о проверяемом налогоплательщике.

1. Непосредственным объектом деяния, предусмотренного пунктом 1 комментируемой статьи, является установленный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок представления налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и иных сведений в налоговый орган, в частности сроки их представления.

2. Характеризуя объективную сторону данного правонарушения, следует иметь в виду ряд важных обстоятельств:

а) данная статья охватывает налоговые органы не только по месту учета организации или физического лица, но и любые иные (например, вышестоящие, проводящие так называемую контрольную проверку; налоговые органы, проводящие встречную проверку);

б) сведения о налогоплательщике, упомянутые в пункте 2 комментируемой статьи, - это любые сведения об организациях и физических лицах, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налога. К ним, в частности, относятся сведения о:

- документах, свидетельствующих о налогоплательщике;

- наличии у него лицензии, свидетельства, сертификата, других установленных законом документов;

- документах по постановке на налоговый учет;

- учредительных документах организации;

- государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, объектов налогообложения и т.д.;

в) запрос налогового органа должен иметь письменную форму с указанием места, даты составления, ф.и.о. должностного лица налогового органа. В запросе нужно четко указать, какие именно сведения и в какой срок необходимо представить;

г) "непредставление сведений" может выражаться:

1) в отказе виновного предоставить имеющиеся у него документы о налогоплательщике.

Если же у последнего таких документов нет (либо уже нет на момент получения запроса), то в его деянии отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренная комментируемой статьей;

3) в предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями (например, их текст искажен путем внесения поправок, дополнений, исключения части текста, ее вытравления и т.п., документ помечен другой датой, подменены подписи).

Деяние может быть совершено в форме как действия, так и бездействия.

Правонарушение, предусмотренное пунктом 2 комментируемой статьи, налицо лишь постольку, поскольку не содержит признаков деяния, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ (она устанавливает ответственность банка за непредставление сведений о клиенте банка налоговому органу). Конструктивными признаками деяния, предусмотренного п. 1 настоящей статьи, являются:

- нарушение именно установленных законом сроков представления документов и(или) сведений о примерах таких сроков;

- непредставление в упомянутые сроки не только документов (например, решения о реорганизации юридического лица), но и других сведений.

3. Субъектом деяния, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, могут быть организации и физические лица (включая индивидуальных предпринимателей). При этом речь идет лишь о налогоплательщиках и налоговых агентах. Мнение специалистов МНС России по вопросу привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ изложено в письме МНС от 11 мая 2001 г. N БГ-6-18/377@, а также в письмах от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 и от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@.

С другой стороны, субъектом деяния, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, могут быть только организации, а пунктом 3 статьи 126 Кодекса, - только физические лица. При этом предусмотренная ответственность наступает, если оно не содержит признаков состава преступления.

Привлечение организации к ответственности по статье 126 НК РФ не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности.

Необходимо учесть, что в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы, ОВФ оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в неположенном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на руководителей организаций - от 3 до 5 МРОТ.

4. Субъективная сторона данного деяния может характеризоваться как наличием умысла (а при предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями - только прямого умысла), так и неосторожной формой вины.

Вина организации (при совершении данного правонарушения) определяется в зависимости от вины ее руководителя (иных лиц, выполняющих в организации управленческие функции) либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

5. Перечислим меры ответственности, предусмотренные статьей 126 НК РФ:

- с налогоплательщика (налогового агента), упомянутого в пункте 1 статьи 126 НК РФ, взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;

- организация привлекается за совершение данного налогового правонарушения к штрафу в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Эти суммы могут быть уменьшены или увеличены по правилам статьи 112 НК РФ, пунктов 3, 4 статьи 114 НК РФ.

Судебная практика по статье 126 НК РФ

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.09.2018, решение суда первой инстанции отменено частично, признано недействительным решение инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 413 552 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, связанному с производством и реализацией хлеба и хлебобулочных изделий, а также привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса) в сумме 200 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Голливуд Дентал" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска от 16.06.2017 N 786 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012-2014 годы в размере 1 446 780 рублей, начисления соответствующих сумм пени и штрафа, а также штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 95 000 рублей,

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2017 N 09-06/06дсп и принято решение от 05.05.2017 N 09-06/10, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в размере 149 381 рубля, налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 67 906 рублей; по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций в виде штрафа в общей сумме 268 849 рублей; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений в виде штрафа в общей сумме 500 рублей.

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 93.1 названного Кодекса).
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Нижегородской области) в рамках проведения выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью "Пешеланский гипсовый завод" (далее - ООО "Пешеланский гипсовый завод") Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области дано поручение от 14 декабря 2016 г. N 02461 об истребовании документов (информации).

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2017 N 09-06/06дсп и принято решение от 05.05.2017 N 09-06/10, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в размере 149 381 рубля, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в виде штрафа в размере 67 906 рублей; по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество организаций в виде штрафа в общей сумме 268 849 рублей; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений в виде штрафа в общей сумме 500 рублей.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.05.2018, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018, производство по делу в части требования о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности в сумме 3 612 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа, пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 27 рублей, штрафа по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 394 руб., а также в части штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в сумме 200 рублей прекращено; оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 225 763 рублей, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа; в удовлетворении остальной части требований предпринимателю отказано.

В связи с непредставлением Плуталовым Ю.И. в установленном законом порядке отчетности в налоговые органы заместителем начальника ИФНС России N 12 по Кемеровской области 16 декабря 2015 года было принято решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за период с 1 января 2012 года по 21 апреля 2015 года, по результатам которой составлен акт от 25 июля 2016 года N 8 и вынесено решение от 23 сентября 2016 года N 124-в о привлечении Плуталова Ю.И. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 226, 227, 174, 346.32, 122, 126, 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания:

по заявлению общества о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.06.2017 N 18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 7 214 755 рублей, налога на прибыль в сумме 7 770 639 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс); штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса в размере 1100 рублей,

решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2019, заявленное требование удовлетворено частично, решение инспекции в редакции решения управления признано недействительным в части начисления 6 010 117 рублей налога на прибыль организаций и соответствующей суммы пени, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в сумме 1 202 023 рублей 40 копеек и 400 рублей соответственно. В удовлетворении требования в остальной части отказано.

Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 инспекцией вынесено решение, которым доначислены налог на прибыль в сумме 34 617 629 рублей, НДС в сумме 28 436 418 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафных санкций по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя инспекцией вынесено решение, которым доначислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 811 211 рублей, соответствующие суммы пени и штрафы по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).


В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

***

Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

Виды налоговых требований.

1. Требование о представлении документов (информации).

2. Требование о предоставлении пояснений.

3. Требование об уплате налога.

Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., - не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

Действия при получении требования

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку - дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

Штраф за несвоевременный ответ на требование

Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

Требование о представлении документов:

  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание - п. 2 ст. 126 НК РФ.

Требование о предоставлении информации:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Требование о предоставлении пояснений:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

Требование об уплате налога:

  • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

Основания для уменьшения штрафа

Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

За совершенные налоговые правонарушения учреждение спорта может быть привлечено к ответственности в виде штрафа. Штраф устанавливается в твердой или дифференцированной форме. Между тем Налоговым кодексом предусмотрен механизм снижения налоговых санкций. О том, как работает данный механизм, мы расскажем далее.

Виды правонарушений и мера ответственности за них

За совершение налоговых правонарушений предусмотрены санкции, которые являются мерой ответственности за эти деяния. Санкции устанавливаются и применяются в виде штрафов, размеры которых определены положениями гл. 16 и 18 НК РФ.

Виды налоговых правонарушений, актуальные для учреждений спорта, представлены в таблице.

Вид правонарушения

Мера ответственности

Статья 116 НК РФ

Нарушение срока постановки на налоговый учет (п. 1)

Штраф в размере 10 000 руб.

Осуществление деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2)

Штраф в размере 10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Статья 119 НК РФ

Непредставление в установленный срок в ИФНС налоговой отчетности

Штраф в размере 5 % не уплаченной в установленный срок суммы налогового платежа, подлежащего уплате (доплате) на основании этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Статья 119.1 НК РФ

Нарушение установленного способа представления налоговой отчетности (например, подача отчетности на бумаге при обязательной электронной форме)

Штраф в размере 200 руб.

Статья 120 НК РФ

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (п. 1)

Штраф в размере 10 000 руб.

Деяния, указанные в п. 1, совершенные в течение более одного налогового периода (п. 2)

Штраф в размере 30 000 руб.

Деяния, указанные в п. 1, повлекшие занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) (п. 3)

Штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 руб.

Статья 122 НК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налоговых платежей в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогового платежа или других неправомерных действий (бездействия) (п. 1)

Штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налогового платежа

Деяния, указанные в п. 1, совершенные умышленно (п. 3)

Штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налогового платежа

Статья 123 НК РФ

Неправомерное неудержание и/или неперечисление (неполное удержание и/или перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Примечание. При соблюдении условий, установленных п. 2 ст. 123 НК РФ, налоговый агент освобождается от указанного штрафа

Статья 126 НК РФ

Непредставление в установленный срок в ИФНС документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ (п. 1)

Штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в ИФНС по месту учета (п. 1.2)

Штраф в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета

Непредставление в установленный срок в ИФНС сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу ИФНС либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 НК РФ (п. 2)

Штраф с организации в размере 10 000 руб.

Статья 126.1 НК РФ

Представление налоговым агентом в ИФНС документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения

Штраф в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения

Примечание. Налоговый агент освобождается от указанного штрафа в случае, если он самостоятельно выявил ошибки и представил в ИФНС уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении ИФНС недостоверности сведений, содержащихся в представленных им документах

Статья 129.1 НК РФ

Штраф в размере 5 000 руб.

Деяния, указанные в п. 1, совершенные повторно в течение календарного года (п. 2)

Штраф в размере 20 000 руб.

  • умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);

  • по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Например, к налоговому правонарушению может привести низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера учреждения (см. Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Окончательный размер штрафа за налоговое правонарушение (как в фиксированном, так и в дифференцированном виде), подлежащего взысканию с учреждения спорта (как с налогоплательщика или налогового агента), может быть снижен, поскольку закон предусматривает возможность применения смягчающих обстоятельств при назначении штрафных санкций.

ФНС считает: наказание должно быть адекватно тяжести содеянного налогового правонарушения, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам. Поэтому учреждение, привлекаемое к налоговой ответственности, вправе рассчитывать на установление существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, в частности на учет смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 112 НК РФ (см. Письмо от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@).

Какие обстоятельства признаются смягчающими?

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установлен ст. 112 НК РФ. В их числе (п. 1 названной статьи):

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанный перечень является открытым (что отмечено, например, в Письме ФНС РФ от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@), поскольку к числу обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, п. 4 ст. 112 НК РФ отнесены и иные, не указанные в п. 1 данной статьи обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываться при применении налоговых санкций.

Таким образом, смягчающими могут быть признаны (инспекцией или судом – в силу пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ) любые обстоятельства. Приведем примеры обстоятельств, которые суды обычно признают смягчающими и уменьшают размер взыскиваемых с налогоплательщика санкций.

Смягчающее обстоятельство

Примеры судебных решений, в которых признаны смягчающие обстоятельства

Отсутствие тяжких последствий для бюджета в результате допущенного правонарушения, добросовестность налогоплательщика в виде надлежащего исполнения налоговых обязательств

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 № 09АП-72672/2020 по делу № А40-84205/2020

Несоразмерность штрафа тяжести совершенного налогоплательщиком правонарушения

Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018

Отсутствие умысла в совершении правонарушения (правонарушение налогоплательщик совершил впервые и по неосторожности)

Постановление АС УО от 14.02.2018 № Ф09-8784/17 по делу № А60-22643/2017;

Признание налогоплательщиком своей вины (он не оспаривает нарушение, а лишь просит о снижении штрафа)

Постановление АС ЗСО от 13.11.2019 № Ф04-4877/2019 по делу № А27-23267/2018

Тяжелое материальное положение налогоплательщика

Постановление АС ЦО от 07.08.2019 № Ф10-3213/2019 по делу № А64-1130/2017;

Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018

Осуществление налогоплательщиком деятельности в социально значимой сфере

Постановление АС ВВО от 09.07.2018 № Ф01-2517/2018 по делу № А43-16446/2016;

Постановление АС СЗО от 18.07.2019 № Ф07-7043/2019 по делу № А56-31168/2017

Приведенные примеры смягчающих обстоятельств, разумеется, не являются панацеей. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что они всегда будут признаны таковыми налоговиками или судом. Ведь и налоговики, и арбитры оценивают доказательства, представленные налогоплательщиком, по своему внутреннему убеждению (о чем сказано в ст. 101 НК РФ, ст. 71 АПК РФ). Поэтому одни и те же обстоятельства в разных ситуациях могут быть квалифицированы налоговиками и арбитрами по-разному в зависимости от оценки, основанной на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся у них доказательств правонарушения. Но в любом случае для учреждения есть смысл заявлять о них и при рассмотрении материалов проверки, и в суде.

К сведению: если ошибка, приведшая к налоговому штрафу, была совершена из-за того, что учреждение следовало разъяснениям третьих лиц (например, консалтинговой компании), то данное обстоятельство, по мнению ФНС, не может быть признано обстоятельством, смягчающим вину (см. Письмо от 17.01.2020 № ЕД-4-2/523@). Но если разъяснения о порядке исчисления и (или) уплаты налога были даны уполномоченным органом, то следование таким разъяснениям может быть расценено как смягчающее обстоятельство.

Как применяются смягчающие обстоятельства?

Порядок применения смягчающих обстоятельств определен ст. 114 НК РФ. В частности, в п. 3 сказано, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа может быть сокращен не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

Таким образом, при применении санкций Налоговым кодексом обеспечена индивидуализация их содержания (объема) (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-02-08/69062). Более того, уменьшение размера штрафных санкций по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 114 НК РФ, не ставится в зависимость только лишь от волеизъявления налогоплательщика (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 № 09АП-41791/2019 по делу № А40-49647/2019).

Минфин считает, что при принятии решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговики обязаны учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за его совершение (см. письма от 18.07.2018 № 03-02-08/50214, от 26.12.2018 № 03-02-07/1/95031).

Суды при рассмотрении спора по существу также должны установить наличие либо отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств и исходя из этого определить окончательный размер штрафных санкций, взыскиваемых с налогоплательщика (Постановление АС ЗСО от 28.07.2021 № Ф04-4121/2021 по делу № А02-1486/2020).

Штраф не может быть снижен до нуля!

Пунктом 3 ст. 114 НК РФ установлен минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (см., например, Постановление АС МО от 15.07.2020 № Ф05-10256/2020 по делу № А40-185452/2019). Но! Уменьшение суммы штрафа до нуля означает освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, что не соответствует п. 3 ст. 114 НК РФ. А это недопустимо.

Суд вслед за налоговиками тоже может снизить штраф

Ранее уже упоминалось, смягчающие обстоятельства при определении окончательного размера штрафа, подлежащего взысканию с учреждения, в равной степени могут быть применены как налоговым органом, так и судом.

Но может ли суд снизить размер штрафа после того, как налоговая инспекция уже снизила его? Никаких четких правил в этой части Налоговым кодексом не установлено. Как, впрочем, и ограничений относительно установления максимального размера снижения штрафа, подлежащего взысканию при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Поэтому в арбитражной практике в настоящее время сформирован следующий подход к разрешению споров о порядке снижения штрафа: суд вправе снизить размер штрафа более чем в два раза даже после того, как сам налоговый орган уже снизил его как минимум в два раза. Так, в Постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014 АС ЗСО указал, что само по себе применение смягчающих обстоятельств налоговым органом при принятии оспариваемого решения инспекции не означает невозможность их повторного применения судом.

К сведению: такого же мнения придерживается и ФНС: действующее процессуальное законодательство не содержит запрета на заявление в суде доводов о снижении размера налоговой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств при их учете налоговым органом на стадиях досудебного урегулирования налогового спора, а также на невозможность суда учесть данные обстоятельства повторно и снизить размер санкции в случае несоблюдения налоговым органом принципа соразмерности наказания за допущенное правонарушение (см. Письмо от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

В каких случаях смягчающие обстоятельства не учтут?

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В связи с этим суды зачастую отклоняют довод о совершении налогового правонарушения впервые, если ранее налогоплательщик уже был оштрафован за аналогичное правонарушение (см., например, постановления АС СЗО от 09.08.2018 № Ф07-9643/2018 по делу № А56-85449/2017, АС ЗСО от 25.07.2016 № Ф04-3105/2016 по делу № А75-12477/2015).

Признание вины при систематическом совершении аналогичных деяний, скорее всего, также не будет признано в качестве смягчающего обстоятельства (см., например, постановления АС МО от 16.01.2019 № Ф05-22315/2018 по делу № А41-103588/2017, АС ДВО от 17.11.2016 № Ф03-5470/2016 по делу № А59-499/2016).

Есть случаи, когда арбитры отказались признать в качестве смягчающих следующие обстоятельства, указанные налогоплательщиками:

тяжелое финансовое положение – само по себе не является смягчающим ответственность обстоятельством. Такой вывод сделан, например, в постановлениях АС ЗСО от 23.08.2018 № Ф04-2935/2018 по делу № А27-15817/2017, АС МО от 06.07.2018 № Ф05-9403/2018 по делу № А40-171200/2017;

осуществление благотворительной деятельности – если размер санкции существенно превышает размер благотворительного взноса. На это обстоятельство указано в постановлениях АС МО от 08.08.2018 № Ф05-7824/2018 по делу № А40-246937/2016, АС СЗО от 09.08.2018 № Ф07-9643/2018 по делу № А56-85449/2017.

Применение смягчающих обстоятельств при доказанной вине налогоплательщика

Налоговое ведомство считает, что наличие умысла в действиях налогоплательщика не должно влиять на возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств (конечно, при наличии таковых) и снижения размера штрафных санкций. В Письме от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@ ФНС подчеркнула: вопрос о применении норм ст. 112, 114 НК РФ при доказывании умышленных действий налогоплательщика и применении ст. 54.1 НК РФ должен рассматриваться налоговым органом в зависимости от фактических обстоятельств дела о налоговом правонарушении, а именно – установленного характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Иными словами, наличие отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием для применения смягчающих обстоятельств (см. Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018). К примеру, в Постановлении АС ЗСО от 13.11.2019 № Ф04-4877/2019 по делу № А27-23267/2018 арбитры признали в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, тяжелое финансовое положение организации и ее активную роль в общественной и благотворительной деятельности региона. И, несмотря на установленную в ходе рассмотрения дела умышленную форму вины, арбитры все равно уменьшили размер налогового штрафа.

Законодательство обязывает организации и ИП отчитываться в контролирующие органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие ведомства. За несвоевременную сдачу отчётных документов компании несут ответственность.

В статье расскажем, какие санкции предусмотрены за основные нарушения в 2021 году.

Какие бывают штрафы за несвоевременную сдачу отчётности

За несдачу документов предусмотрены штрафные санкции. Ответственность за непредоставление отчётности регулирует налоговый кодекс и КоАП РФ. Размер санкции зависит от вида несданного в срок документа. Если сдача сведений выпадает на выходные или праздники, то предоставление переносится на ближайший рабочий день.

К организациям могут применить различные санкции. Штраф могут наложить на всю компанию или на должностное лицо. Например, ответственный бухгалтер или директор могут получить административный штраф за непредоставленный вовремя авансовый отчёт. ИФНС вправе приостановить деятельность и заблокировать банковский счёт предприятия.

Несвоевременная сдача отчётности — это грубое нарушение, которое повлечёт за собой наказание. Но существуют условия смягчающие ответственность за совершение налогового преступления. Такие случаи регулирует п. 1 ст. 112 Налогового Кодекса РФ.

Обстоятельства признаются как смягчающие, если:

  • совершены по причине стечения тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
  • сделаны по принуждению;
  • у физлица, нарушившего закон, тяжёлое материальное положение;
  • суд или ИФНС признал их таковыми.

Если предоставление сведений выпадает на праздники или выходные, то отправление документов переносится на следующий за ними рабочий день. Такой порядок регулирует п. 7 ст. 6.1 Налогового Кодекса РФ.

Рассмотрим подробнее, какие штрафы предусмотрены за нарушение налогового законодательства в 2021 году.

Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и РСВ

Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.

Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:

  • годовой налог на прибыль;
  • НДС;
  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • единый налог при УСН;
  • ЕСХН;
  • земельный налог;
  • налог на игорный бизнес.

В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб.
Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам.
ст. 119 НК
Ответственность должностных лиц Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей ст. 15.5 КоАП
Дополнительное последствие Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК

Штраф за несдачу налоговых расчётов

К налоговым расчётам относят:

  • промежуточную декларацию по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
  • справку 2-НДФЛ;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников.

ВАЖНО! Несвоевременная сдача налоговых расчётов не регулируется ст. 119 Налогового Кодекса РФ, оштрафовать организацию по этой статье невозможно.

Штраф за несдачу 6-НДФЛ

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК

Штраф за несдачу 4 ФСС

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей ч. 2 ст. 15.33 КоАП

Подтверждение ОКВЭД в ФСС

Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:

  • справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.

Штрафы за несдачу СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД в ПФР

  • пяти календарных дней с момента обращения за документом;
  • трёх календарных дней при выходе на пенсию;
  • в день увольнения.

Штраф за непредставление декларации по уплате за загрязнение окружающей среды

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей

Регулярные платежи за пользование недрами

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие Федеральное агентство по недропользованию вправе досрочно отозвать лицензию на использование недр п. 8 ст. 20 Закона от 21.02.1992 № 2395-1

Штрафы за несдачу бухгалтерской отчётности

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

Читайте также: