Заключение по транспортному налогу

Обновлено: 06.05.2024

Введение транспортного налога являлось оче ­ редным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на поль ­ зователей автомобильных дорог, налог с владель ­ цев транспортных средств, акцизы с продажи лег ­ ковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отноше ­ нии водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вво ­ дится в действие законом субъекта РФ в соответ ­ ствии с НК РФ и обязателен к уплате на террито ­ риях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установле ­ нии налогов должны быть определены все элемен ­ ты налогообложения.

В отношении транспортного налога часть эле ­ ментов налогообложения (объект, база, период, пре ­ делы изменения налоговой ставки) установлена фе ­ деральным законодательством, а в отношении дру ­ гой части (ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы) законода ­ тельные (представительные) органы субъекта РФ.

Налоговая база - обязательный элемент налогообложения. Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам (для примера: существуют различия в способе замера лошадиных сил двигателей транспортных средств из Японии и из Европы, что законодательно не "разрулено"). Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте.

Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов.

Целью работы является изучение и раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения.

Предметом исследования выступает транспортный налог.

Объектом исследования является Ленинградская, Московская и Иркутская области.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года.

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.

Информационным обеспечением работы послужили законодательные акты регионов, Налоговый кодекс РФ, а также учебные пособия и статьи в журналах, и некоторые сайты Интернет.

При заключении договора лизинга.

Напомним, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода (календарного года) согласно п.1 ст.360 НК РФ на основании уведомлений [3] налогового органа. Другими словами, индивидуальный предприниматель не участвует в расчете суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию, а также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога.

В соответствии со ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления (например, по почте заказным письмом).

1.1. "Рождение" транспортного налога

Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл.28 "Транспортный налог" (п.30 ст.1 Закона № 110-ФЗ).

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" п.25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением Указов Президента РФ в соответствие с законодательством

Транспортный налог заменил следующую совокупность налогов: на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ (ст.9 Закона № 110-ФЗ) и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст.3 Закона № 110-ФЗ).

1.2. Налогоплательщики

Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

Так, в соответствии со ст.5 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст.6 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.

С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц – владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

По моему мнению, ст.357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу – физические и юридические лица.

"Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения [1]. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

Часть вторая ст.357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.

Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

Согласно ранее действовавшего законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п.1.3).

Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой [2].

Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.

1.3. Объект налогообложения

Не являются объектом налогообложения:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- промысловые морские и речные суда;

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

1.4. Налоговая база и налоговый отчетный период

Налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1. настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

- налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в ранее, - как единица транспортного средства;

- налоговая база определяется отдельно

Налоговый отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

1.5. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (Таблица 1.4.1).

Таблица 1. - Налоговые ставки

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с

каждой лошадиной силы):

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью

двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Объект налогообложения

Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

  • автомобили (грузовики и легковые);
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
  • воздушный и водный транспорт;
  • самоходные и гусеничные машины.

Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год

В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

  • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
  • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

Региональные власти наделили следующими правами:

  1. предоставлять льготы по уплате налога;
  2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
  3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году

Регион | Ставка руб. за 1 л.с.0-100100-150150-200200-250251+
Адыгея, республика10204070130
Алтайский край10202560120
Алтай, республика10142045120
Амурская область15213075150
Архангельская область14245075150
Астраханская область14274871102
Башкирия, республика25355075150
Белгородская область15255075150
Брянская область10184075130
Бурятия, республика9.517.925.538.376.5
Владимирская область20304075150
Волгоградская область9204075150
Вологодская область25355075150
Воронежская область25355075150
Дагестан, республика8103550105
Еврейская АО816406095
Забайкальский край710203365
Ивановская область10203560120
Ингушетия, республика57103040
Иркутская область10.514.53552.5105
Кабардино-Балкария, республика7153565130
Калининградская область2.5153566147
Калмыкия, республика11224775150
Калужская область10255075150
Камчатский край9244068130
Карачаево-Черкесия, республика714253595
Карелия, республика6305075150
Кемеровская область8144568135
Кировская область20304460120
Коми, республика15205075150
Костромская область1426.83860120
Краснодарский край12255075150
Красноярский край514.52951102
Крым, республика57152050
Курганская область10275075150
Курская область15224070150
Ленинградская область18355075150
Липецкая область15285075150
Магаданская область68121836
Марий Эл, республика253550 90
Москва, город12355075150
Мордовия, республика17.325.937.975150
Московская область10344975150
Мурманская область1015254080
Ненецкий АО0 25 50
Нижегородская область22.531.54575150
Новосибирская область6103060150
Омская область715304590
Оренбургская область0155075150
Орловская область15355075150
Пензенская область15 / 21304575150
Пермский край25305058
Приморский край18264375150
Псковская область13 / 15255075150
Ростовская область12154575150
Рязанская область10204575150
Самарская область16204575150
Санкт-Петербург, город24355075150
Саратовская область14305075150
Сахалинская область10213575150
Свердловская область2.59.432.749.699.2
Северная Осетия, республика715204590
Севастополь, город572575100
Смоленская область10204060100
Ставропольский край7153675120
Тамбовская область20305075150
Татарстан, республика25355075150
Тверская область1021304590
Томская область58203075
Тульская область1025.45075150
Тыва, республика711203070
Тюменская область1030344066
Удмуртия, республика8205075100
Ульяновская область12304565115
Хабаровский край12163060150
Ханты-Мансийский АО574060120
Хакасия, республика615254075
Челябинская область7.7205075150
Чечня, республика711244891
Чувашия, республика13235075150
Чукотский АО57101530
Якутия, республика813173060
Ямало-Ненецкий АО1524.52537.575
Ярославская область15.828.14568145

В Москве 1 л. с. обойдется в 12 руб. для автомобилей мощностью до 100 л. с. А владельцы машин мощностью свыше 250 л. с. заплатят уже 150 руб. за 1 л. с.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:

Средняя стоимость автомобиляВозраст автомобиляКоэффициент
От 3 000 000 до 5 000 000 руб.до 3 лет1,1
От 5 000 000 до 10 000 000 руб.до 5 лет2
От 10 000 000 до 15 000 000 руб.до 10 лет3
Более 15 000 000 руб.до 15 лет3

Льготы по транспортному налогу

Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.

Список автомобилей, не облагаемых налогом:

Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.

Некоторые регионы ввели льготы для владельцев газовых и электрических автомобилей. В Москве, Московской области и ряде субъектов РФ до 2024 отменен транспортный налог на электромобили (гибридные под льготы не попадают). В Белгородской и Иркутской областях налог для владельцев транспорта на газу ниже в 2 раза. В Новосибирске и Приморье применяется понижающий коэффициент для машин старше 10 лет.

Для физических лиц

Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

  1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
  2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
  3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
  4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
  5. Герои СССР и РФ.
  6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
  7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
  8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.

Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

  • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
  • ветераны труда.

Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

Для юридических лиц

Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:

  1. используют труд инвалидов;
  2. поддерживают коренные промыслы малых народов;
  3. осуществляют пассажироперевозки;
  4. поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).

Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.

Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.

Расчет транспортного налога в 2022 году

  • мощность в л. с.;
  • субъект РФ (по прописке собственника);
  • тип транспорта;
  • число месяцев владения.

Для дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент, необходимо указать год выпуска (из ПТС), модель и марку.

Для проверки можно сделать ручной расчет по формуле: базовая ставка для региона * мощность (л. с.) * месяцы владения /12 * повышающий коэффициент.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

Сроки оплаты налога для юридических лиц

По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

Заключение

Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).

Декларация по транспортному налогу — это форма, которую заполняют организации, имеющие на балансе ТС. С 2021 года отчет упраздняется.

Кто обязан сдавать декларацию

В 2020-м и ранее документ заполняли организации — владельцы транспортных средств, которые должны перечислять этот сбор в соответствии с главой 28 НК РФ и законами субъектов Федерации.

Отчетная декларация по транспортному налогу за 2020 год для юридических лиц не сдается. С 1 января 2021 года транспортный отчет в ФНС отменяется (п. 9 ст. 3 63-ФЗ от 15.04.2019). Это значит, что налогоплательщики не представляют декларацию с отчетности за 2020 год. Если компания реорганизована в 2020-м, инспектор примет только уточненную форму, поданную в течение 2020 года.

По действующим в 2020 году правилам налоговая декларация по транспортному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (в соответствии с п. 1 ст. 363.1 НК РФ) или по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика (в соответствии с пунктом 4 той же статьи).

Сбор региональный, поэтому ставки в городах России различаются.

Срок сдачи

Ранее предельные сроки сдачи декларации по транспортному налогу были не позднее 1 февраля следующего года. При совпадении с выходным срок переносился на первый последующий рабочий день. Но в 2021-м форма отменяется: отчитываться в феврале за 2020 год не требуется.

Важные изменения 2020 года

Декларация по транспорту за 2020 год — это последний отчет, который придется сдать налогоплательщикам. В 2021 году декларация по транспортному налогу за 2020 для физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц не подается в ФНС. Нововведения закреплены в п. 17 ст. 1, ч. 3, 9 ст. 3 Федерального закона №63-ФЗ от 15.04.2019.

Форма декларации

Форма документа, формат в электронном виде и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России №ММВ-7-21/668@ от 05.12.2016. В 2021 году заполнение налоговых деклараций по транспортному налогу отменяется и приказ ФНС №ММВ-7-21/668@ признается недействительным.

Штраф за непредоставление декларации

Юридические лица, которые платят транспортный налог, сдавали отчеты до 1 февраля года, следующего за отчетным. Штраф составлял 5% не уплаченной в срок налоговой суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки представления декларации.

Действовали такие штрафы:

  • не больше 30% неуплаченной в срок суммы, подлежащей уплате по опоздавшей декларации;
  • не меньше 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ, письмо Минфина №03-02-08/47033 от 14.08.2015).

Заполнение декларации по транспортному налогу в 2020 году: общие правила

Удобнее сначала оформить титульный лист, затем второй раздел по каждому автомобилю, а уже потом суммировать итоговую сумму в первом разделе.

Заполнение декларации: пошаговая инструкция

Разберем на конкретном примере порядок заполнения декларации по транспортному налогу, действовавший до 2020 года включительно.

Шаг 1. Титульный лист

Налоговая декларация по транспортному налогу

  • вверху страницы укажем ИНН и КПП компании, затем они автоматически дублируются на каждом листе декларации;
  • номер корректировки при сдаче декларации впервые — 000;
  • код налогового периода для календарного года — 34. Для последнего налогового периода при ликвидации — 50;
  • год отчета — 2019;
  • налоговая инспекция, в которую предоставляется декларация, имеет уникальный четырехзначный код, узнайте его, обратившись в ИФНС, или на сайте ФНС: первые 2 цифры — код региона, вторые 2 цифры — код самой инспекции. Декларация сдается в ИФНС по месту нахождения автомобилей, которые организация обычно регистрирует по месту своего нахождения. Либо по месту нахождения обособленного подразделения — при регистрации транспортных средств (ТС) подразделением. На примере — код ИФНС №9 Центрального района СПб;
  • налогоплательщик проставляет код по месту учета, который зависит от его статуса. Коды — в приложении №3 к порядку заполнения:

По месту учета организации — крупнейшего налогоплательщика

По месту учета правопреемника крупнейшего налогоплательщика

По месту нахождения транспортного средства

Шаг 2. Раздел 2 по каждому транспортному средству отдельно

Наименование транспортного средства

Водные транспортные средства

Суда морские и внутреннего плавания

суда пассажирские и грузовые морские и речные самоходные (кроме включенных по коду 421 00)

суда грузовые морские и речные самоходные (кроме включенных по коду 421 00)

суда спортивные, туристские и прогулочные

спортивные, туристские и прогулочные суда самоходные (кроме включенных по кодам 422 00, 423 00–426 00)

Наземные транспортные средства

автомобили грузовые (кроме включенных по коду 570 00)

Тракторы, комбайны и специальные автомашины

  • 040 — VIN — идентификационный номер машины;
  • 050 — марка — указываем Scania R420;
  • 060 — государственный регистрационный номер, присвоенный машине;
  • 070 — поле предназначено для указания даты регистрации ТС по документам;
  • 080 — строка заполняется в случае снятия с учета. Важно пользоваться регистрационными документами;
  • 090 — налоговая база для транспортного налога. Определите ее следующим образом:
    • если ТС с двигателем, то указать мощность в лошадиных силах. В нашем примере как раз используется этот показатель, а в самом образце декларации указано 420 л. с.;
    • при заполнении отчета на воздушное ТС вписывают паспортную статическую тягу реактивного двигателя (суммарную тягу всех двигателей) на взлетном режиме в килограммах силы либо мощность двигателя транспортного средства в л. с. Владельцы водных несамоходных (буксируемых) ТС указывают валовую вместимость в регистровых тоннах, а самоходных — мощность двигателя в л. с.;
    • если речь идет о водных и воздушных ТС, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется как единица ТС, и в строке 090 ставят 1;


    • 170 — налоговая ставка, определяемая на уровне субъекта Федерации. Для определения региональных ставок воспользуйтесь сервисом ФНС. В СПб ставка на грузовые автомобили мощностью более 250 л. с., с года выпуска которых прошло более 5 лет, составляет 85 рублей (см. ст. 2 Закона Санкт-Петербурга №487-53 от 04.11.2002 в ред. от 21.06.2016);
    • 180 — повышающий коэффициент Кп указывается при владении легковым автомобилем средней стоимостью от 3 000 000 рублей и зависит от его года выпуска (коэффициент варьируется от 1,1 до 3). Такие машины вынесены в особый перечень (информация Минпромторга России от 26.02.2016). В остальных случаях поставьте прочерки;
    • 190 — сумма исчисленного за грузовой автомобиль налога. Формула для расчета:


    Строка 190 = стр. 090 × стр. 170 × стр. 150 × стр. 160 × стр. 180.

    Рассчитаем сумму налога для нашего примера:


    Льготы по транспортному налогу, устанавливаемые законами субъектов РФ, из них:

    • льготы в виде освобождения от налогообложения

    Льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами РФ

    Если организация владеет легковым автомобилем, декларацию надо заполнять аналогичным образом, но с небольшими отличиями. Обратите внимание:

    • код вида транспортного средства — легковой автомобиль — 51000;
    • количество лет, прошедших с года выпуска, заполнять не нужно, поскольку ставки для легковых автомобилей в Санкт-Петербурге не дифференцируются в зависимости от возраста машины.

    Шаг 3. Раздел 1

    Заполнение 1-го раздела декларации по транспортному налогу за 2020-й происходит в последнюю очередь. В бланке предусмотрены 3 блока строк (с 020 по 040) для отражения записей по разным ОКТМО. Если организация платит налог со всех машин по одному и тому же ОКТМО, заполняется только один такой блок.

    • 010 — КБК для уплаты транспортного налога. Актуальные коды здесь;
    • 020 — код ОКТМО, по которому уплачивается налог;
    • 021 — сумма транспортного налога. Ее берут из строки 300 раздела 2. Если транспортных средств несколько, в поле 021 надо вписать общую сумму налога к уплате;
    • 023, 025 и 027 — поля для указания квартальных авансовых платежей. Расчет авансовых платежей производится по формуле:


    В строке 030 — сумма к уплате в бюджет по итогам 2020-го. Рассчитывается по формуле:


    В нашем случае сумма дублируется из строки 021 раздела 1 и строки 300 раздела 2.

    Обратите внимание: отрицательное значение вписывают в строку 040 (без минуса). В этом случае налог по итогам года не платится, но декларация предоставляется.

    Читайте также: