За счет какого налога на работодателей формируются государственные внебюджетные фонды

Обновлено: 14.05.2024

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид — пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на взносы на страховую пенсию и взносы на накопительную пенсию.

Второй вид — медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид — взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным закономот 24.07.09 № 212 (далее — Закон № 212-ФЗ).

Кто платит взносы

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в период с 2014 по 2016 год действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2015 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные — за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь — не позднее 15 октября и т д.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Когда отчитываться по взносам

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность — сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и ФФОМС.

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37 процентов;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 146 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает, какие именно доходы подлежат зачислению в бюджеты соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

На основании вышеизложенного поступления по коду вида доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)" подлежат зачислению в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Задайте вопрос юристу:

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Внебюджетные фонды (ВБФ) — это юридические лица, которые выступают как самостоятельные финансовые или кредитные организации. В них не входят государственные бюджетные средства. Простыми словами, внебюджетный фонд — это организация, которая создана дополнительно для решения экономических задач.

Внебюджетные фонды: что это, их виды и классификация

Основы ВБФ

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Основы ВБФ

Отчисления во внебюджетные фонды:

Налоги

    ;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Виды и классификация

ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.

ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:

Внебюджетные фонды

  1. По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
  2. По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
  3. По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
  4. По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
  5. По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

Государственные расходы

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.

Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.

К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.

Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:

Конституция РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.

Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.

Задачи ПФР:

Задачи ПФР

  • сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
  • взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
  • привлечение спонсорских взносов;
  • сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
  • финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.

Средства ПФР расходуются на:

  • выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ); ;
  • оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование деятельности ПФР.

Социальное страхование (ФСС РФ)

ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:

Страхование

  • обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
  • осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
  • поддержание финансового состояния ФСС РФ;
  • повышение квалификации работников фонда;
  • работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.

Источники финансирования ФСС РФ:

Инвестиции

  • страховые отчисления работодателей;
  • страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
  • инвестиции;
  • добровольная помощь физических и юридических лиц;
  • средства государственного бюджета;
  • иные поступления.

Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)

ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:

  • обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
  • финансирование стабильной деятельности ФОМС;
  • финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ.

ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.

К бесплатным страховым услугам относятся:

Амбулаторное лечение граждан

  1. Экстренная медицинская помощь.
  2. Амбулаторное лечение граждан.
  3. Стационарное лечение граждан.
  4. Медицинская помощь на дому.
  5. Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
  6. Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.

Обязанности застрахованных лиц:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
  3. Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

Состав бюджета РФ

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.

Читайте также: