Взносы на травматизм уменьшают налог на прибыль

Обновлено: 30.06.2024

Работодатели, которые тратятся на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний, могут получить возмещение расходов от ФСС. Для этого нужно подать документы не позднее 15 декабря. Правила в 2021 году изменились из-за перехода всей страны на прямые выплаты. Расскажем, какие расходы можно возместить, в каких суммах и что для этого нужно.

ФСС продлил прием заявлений о финансовом обеспечении предупредительных мер до 1 октября 2021 года. В список расходов, которые можно возместить, снова вернули коронавирусные затраты: маски, перчатки, термометры, антисептики и пр. Если вы уже подали заявление до 1 августа, обратитесь в фонд еще раз с 19 сентября по 1 октября с новыми документами, чтобы вам возместили больше расходов.

Какие расходы возмещает ФСС

За счет взносов в ФСС работодатели могут финансировать предупредительные меры по сокращению травматизма:

  • обязательные и периодические медосмотры;
  • спецоценка условий труда (СОУТ);
  • мероприятия по уменьшению вредных и опасных производственных факторов до нормативов;
  • обучение охране труда;
  • лечебно-профилактическое питание;
  • санаторно-курортное лечение;
  • покупка аптечек, спецодежды, алкотестеров, тахографов и пр.
  • покупка масок и респираторов, перчаток, бахил, противочумных костюмов и пр.;
  • покупка дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для рук, дозирующих устройств;
  • покупка устройств для контроля температуры тела, проведение обследований на коронавирус.

Полный список дан в п. 3 и 3.1 приказа Минтруда и соцзащиты РФ от 14.07.2021 № 467Н.

Что изменилось в 2021 году из-за прямых выплат

Компания оплачивает мероприятие по профилактике травматизма за свой счет. Затем ФСС возмещает ей часть расходов. С 2021 года ФСС выплачивает возмещение деньгами на расчетный счет компании (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов в 2021 году, утв. постановлением Правительства от 30.12.2020 № 2375).

Раньше фирмы тоже оплачивали профилактические меры за свой счет, но ФСС деньги не возвращал. Вместо этого фонд разрешал уменьшить взносы на травматизм на часть расходов, которую согласовал.

Льготой можно воспользоваться только с разрешения фонда в пределах одобренной суммы.

Сколько денег можно вернуть

Сумма получаемых средств ограничена. Предельную сумму можно рассчитать по формуле:

Лимит возмещения = Сумма начисленных взносов на травматизм за 2021 год – Расходы на выплату больничных по несчастным случаям и профзаболеваниям за 2021 год – Расходы на оплату отпусков (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно за 2021 год

Лимит расходов = (Взносы на травматизм в 2020 – Расходы на выплату больничных по несчастным случаям и профзаболеваниям в 2020 – Расходы на оплату отпусков (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в 2020) × 20 %

Пример расчёта

Условия

  • взносы на травматизм в ФСС — 252 605 тыс. рублей;
  • на выплату больничных по несчастным случаям на производстве и профзаболеваниям, оплату отпусков для лечения — 3 978 тыс. рублей.

Максимальная сумма финансирования составит (252 605 — 3 978) × 20 % = 49 725,4 тыс. рублей

Те, у кого меньше 100 работников и в 2019–2020 гг. не было финансирования предупредительных мер, лимит рассчитывают иначе:

Пример расчёта

Условия

  • взносы на травматизм в ФСС 2018 — 54 300 рублей;
  • взносы на травматизм в ФСС 2019 — 56 500 рублей;
  • взносы на травматизм в ФСС 2020 — 56 600 рублей.
  • на выплату больничных по несчастным случаям на производстве и профзаболеваниям, оплату допотпусков для лечения за все три года — 0 рублей.

Максимальная сумма финансирования составит (54 300 + 56 500 + 56 600 — 0) × 20 % = 33 480 рублей

В обоих случаях действуют дополнительные условия:

  • лимит увеличивается с 20 до 30 %, если страхователь направляет средства на санаторно-курортное лечение предпенсионеров и работающих пенсионеров;
  • полученную сумму можно использовать полностью, только если она не превышает страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний, которые начислены к уплате в ФСС в 2021 году, уменьшенные на величину расходов на больничные по травматизму и расходов на оплату отпусков по лечению.

Как получить обеспечение предупредительных мер

Чтобы получить возмещение расходов на профилактику травматизма от ФСС, сперва нужно получить одобрение. Для этого подайте пакет документов до 1 октября 2021 года.

Новые правила, утвержденные Приказом № 467н, начнут действовать с 19 сентября 2021 года. Если вы уже подали документы и запросили меньше средств, чем могли бы по новому порядку, обратитесь в ФСС повторно в период с 19 сентября по 1 октября 2021 года.

1. Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер — форма утверждена приложением № 1 к приказу ФСС от 07.05.2019 № 237.

2. Копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и (или) копия или выписка из коллективного договора, соглашения по охране труда.

3. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году — рекомендуемый бланк приведен в приложении к приказу № 467н.


Образец плана финансового обеспечения предупредительных мер

4. Заверенные подписью руководителя и печатью (если есть) документы, которые обоснуют необходимость каждого вида предупредительных мер. Они перечислены в п. 4 приказа № 580Н. Например, договор с медицинской организацией о проведении медосмотров, перечень работников на обучении охране труда, приказ о начале спецоценк, перечень приобретаемых средств индивидуальной защиты и др.

Подать документы в ФСС

Дождаться решения фонда

Срок принятия решения зависит от суммы взносов, которые организация начислила в прошлом году:

  • до 25 млн рублей включительно — 10 рабочих дней;
  • больше 25 млн рублей — 18 рабочих дней, так как территориальное отделение должно согласовать решение с ФСС.

Территориальный орган фонда оформит решение приказом и направит его вам в течение трех рабочих дней с даты подписания. Уведомить должны и о положительном решении, и об отказе. Результат рассмотрения заявления также можно найти на сайте ФСС.

Откажут в возмещении расходов за счет ФСС, если фирма подготовила не все документы или указала в них неверную информацию, не погасила недоимку, пени или штрафы по взносам. Ещё один риск — ФСС распределит все предусмотренные бюджетом средства и вам денег просто не хватит.

После отказа можно подать заявление и документы повторно, главное — уложиться в срок до 1 октября. Если вы не согласны с решением территориального фонда, отказ можно обжаловать через вышестоящий орган ФСС или в суде.

ФСС не имеет права отказывать по другим причинам. Если все подготовлено верно и вовремя, но сотрудники отделения отказывают в финансировании, можно пожаловаться руководителю территориального отделения или в ФСС в установленном порядке (раздел V приказа ФСС от 07.05.2019 № 237).

Как возместить расходы

Если возмещение вам одобрили, до 15 декабря 2021 года надо подать в ФСС еще одно заявление — о возмещении расходов на предупредительные меры. Его форма утверждена приложением № 14 к приказу ФСС от 04.02.2021 № 26.

К заявлению приложите документы, подтверждающие расходы: платежные поручения, накладные, ведомости выдачи средств индивидуальной защиты и др. Расходы, на которые нет документов, подтверждающих целевое использование средств, фонд возмещать не будет.


Фрагмент заявления о возмещении расходов на предупредительные меры

ФСС проверит документы. Если нарушений не найдут, в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления и документов фонд примет решение о возмещении и перечислит деньги на счет из заявления (п. 4, 5 Постановления Правительства № 2375).

Как учесть полученные деньги

Возмещение от ФСС нужно учитывать как целевое финансирование. Проводки следующие:

  • Дт 76 Кт 86.01 — ФСС одобрил финансирование предупредительных мер;
  • Дт 86.01 Кт 91.01 — финансирование расходов от ФСС признано в доходах;
  • Дт 51 Кт 76 — на счет поступили деньги от ФСС.

НДС по расходам на профилактику можно принимать к вычету, но его нужно восстановить, когда ФСС передаст вам решение о возмещении расходов.

В форме 4-ФСС после перехода на прямые выплаты таблицу 3 страхователи не заполняют и не сдают. Именно в ней, в строке 9, раньше отражали сумму финансирования предупредительных мер (письмо ФСС от 09.03.2021 № 02-09-11/05-03-5777).

Эксперт: Елена Вячеславовна Шлапак, консультант отдела страхования профессиональных рисков ГУ — Свердловского регионального отделения ФСС РФ

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Все работодатели платят страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Часть взносов (пенсионные, медицинские и на случай болезни и материнства) платится разными платежками в налоговую. И только социальные взносы в соцстрах от несчастных случаев и профзаболеваний по-прежнему перечисляются в ФСС. В статье расскажем, как начислять взносы, какие формировать проводки и как учитывать их в налоговом учете.

Начисление страховых взносов: проводки, особенности

Страховые взносы в бухгалтерском учете начисляют работодатели в том месяце, к которому относятся взносы. Страховые взносы с отпускных начисляются вместе с ними. Согласно ТК РФ, отпускные должны быть выданы работнику не позднее трех дней до начала отдыха. Значит, страховые взносы на всю сумму отпускных должны быть начислены одновременно с отпускными, даже если отпуск начался в одном отчетном периоде (расчетном периоде), а закончился в другом.

Принцип расчета взносов одинаков для всех видов страхования. Страхователь ежемесячно определяет базу для расчета взносов по каждому работнику. Базой является общая сумма выплат работнику, с которых начисляются взносы. Она определяется нарастающим итогом с начала года. Далее исчисленную базу нужно умножить на тариф и вычесть из полученной суммы взносы, начисленные ранее за этот год.

Для учета страховых взносов в плане счетов есть 69 счет и субсчета к нему. К субсчетам первого порядка открывают субсчета второго порядка, чтобы отдельно выделить взносы на пенсионное и медицинское страхование, а также взносы на случай болезни и материнства и взносы от несчастных случаев на производстве. Начисленные взносы отражают по кредиту этих субсчетов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат:

Эти проводки сделайте в последний день месяца на все выплаты, начисленные в периоде. Если в компании были расходы на выплату больничных, оплату декретных отпусков и пр., уменьшите на них сумму страховых взносов на ВНиМ. Эту операцию отразите проводкой:

Отражение уплаты страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Налоговый учет страховых взносов

Если вы работаете на ОСНО, то расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов. То же касается взносов, начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций на ОСНО. Дата признания расхода зависит от метода учета:

  • при кассовом методе — взносы включаются в расходы в размере фактически уплаченной суммы на дату перечисления в бюджет;
  • при методе начисления — взносы, которые относятся к прямым расходам, учитываются по мере продажи продукции, в стоимость которых их включили, а косвенные страховые взносы учитываются в расходах на дату начисления.

От 50 % до 100 % страховых взносов принимаются к уменьшению суммы налога, уплачиваемого в связи с применением спецрежима в следующих случаях:

Если вы ИП без сотрудников, то уменьшить налог можете на всю сумму страховых взносов за себя. Организации и предприниматели с сотрудниками уменьшают налог только на половину. Стоимость патента страховые взносы с 2021 года тоже уменьшают, для этого в налоговую надо подать специальное уведомление.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

В полях, где должен быть указан банк получателя, нужно указывать реквизиты банка получателя, соответствующие местоположению организации или месту жительства ИП. Их перечень ФНС дала в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@ . Также в этом письме перечислены другие реквизиты: БИК банка получателя (поле 14), номер счета банка получателя (поле 15), номер казначейского счета (поле 17). При уплате взносов в ФСС впишите реквизиты, указанные на официальном сайте вашего отделения ФСС.

В поле 106 указывается значение основания платежа — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольно (ЗД). В 107 поле указывается налоговый период, за который перечислены взносы. Для текущих платежей или добровольного погашения задолженности используйте формат XX.NN.ГГГГ, где:


Штрафы и пени по страховым взносам

В случае, когда страхователь верно отразил суммы в РСВ и вовремя его сдал, но опоздал с уплатой взносов, с него будут взысканы только пени за просрочку. Пени для организаций начисляются из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки в пределах 30 дней и в размере 1/150 ставки с 31 дня. Пени для ИП — из расчета 1/300 ставки за весь период.

Пени по взносам на травматизм считают из 1/300 ставки рефинансирования в день за весь период просрочки

Неустойка по страховым взносам законодательно не предусмотрена, а вот штрафы весьма значительны. Вашу компанию могут оштрафовать за то, что вы не успели в срок зарегистрироваться во внебюджетных фондах или предоставили отчетность по страховым взносам с опозданием, или не по установленной форме. Это не исчерпывающий перечень для штрафа компании, который может выписать внебюджетный фонд.

Уплата страховых взносов в 2022 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы в налоговую и ФСС по-прежнему уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления. Если день уплаты приходится на выходной или праздничный день, то срок переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

При начислении страховых взносов учитывайте ряд изменений:

  1. С 1 января 2022 года Федеральный МРОТ вырастет с 12 792 рублей до 13 890 рублей. Так как страховые взносы начисляются с фонда оплаты труда, их минимальный размер увеличится;
  2. Увеличен максимальный размер зарплаты, с которой начисляются и уплачиваются взносы. С 1 января 2022 года максимальный размер дохода, облагаемый взносами и начисленный с начала года, составит: для ПФР — 1 565 тыс. рублей, для ФСС (нетрудоспособность и материнство) — 1 032 тыс. рублей. Взносы в ФОМС по-прежнему не ограничиваются. Для сравнения в 2021 году предельная база по взносам в ПФР составляла 1 465 тыс. рублей, по взносам на ВНиМ — 966 тыс. рублей.
  3. Изменился перечень кодов тарифов страховых взносов. Подробнее об этом в статье о кодах тарифа плательщика страховых взносов.
  4. Обновился бланк расчета по страховым взносам, начиная с отчета за 1 квартал 2022 года ( приказ ФНС от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@).
  5. У крупных организаций общественного питания с основным кодом ОКВЭД 56, среднесписочной численностью сотрудников больше 250 человек и доходом за 2021 год до 2 млрд рублей появится возможность применять сниженные тарифы по взносам с части зарплаты, превышающей МРОТ: в ПФР — 10 %, в ФСС — 0 %, в ФОМС — 5 %.
  6. У ИП на патенте появилась возможность уменьшать стоимость патента на страховые взносы за себя и своих сотрудников.

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы в ФСС на травматизм в 2021 году

Взносы на травматизм обязательны для любого работодателя. Чтобы добиться оптимальной суммы платежей, избежать переплат и воспользоваться доступными льготами, нужно разобраться в нюансах и учесть все факторы.

Тарифы по страховым взносам на травматизм

Страховые взносы на травматизм — неналоговые платежи, которые поступают на счёт Фонда социального страхования. Они формируют бюджет, из которого в дальнейшем компенсируют лечение и реабилитацию пострадавших на работе сотрудников. Кроме возмещения ущерба, Фонд занимается:

  • учётом всех страхователей;
  • профилактикой травматизма на рабочих местах;
  • регулированием тарифов и порядка платежей.
  • В последнем они опираются на правила, прописанные в Федеральном законе от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

Кто должен платить

Абсолютно все работодатели, вне зависимости от организационно-правовой формы. Как ИП, так и ООО должны платить за каждого работника, с которым у них заключён трудовой или гражданско-правовой (если это предусмотрено в его пунктах) договор. Кроме того, гражданство и наличие регистрации наёмного работника не имеет значения — выплаты оформляются в том же порядке, что и для граждан РФ.

Организациям не нужно вставать на учёт в Социальный фонд — он в любом случае оперативно получит информацию от налоговой. А индивидуальным предпринимателям нужно сделать это самостоятельно. Пока он работает в одиночку, это необязательно. Но в течение месяца после первого подписанного договора с работником нужно написать заявление и встать на учёт.

Размер тарифов

В нынешнем году изменений по сравнению с 2020-м в тарифном плане не произошло. Его размер установлен отдельно для каждого вида деятельности по ОКВЭД (согласно Приказу Минтруда России № 851н от 30.12.2016), в соответствии со степенью риска той или иной профессии. Тариф варьируется от 0,2% до 8,5% и растёт соответственно увеличению степени производственного риска. Таблица ниже наглядно демонстрирует ставки для каждого класса.

Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, % Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, %
I 0,2 XVII 2,1
II 0,3 XVIII 2,3
III 0,4 XIX 2,5
IV 0,5 XX 2,8
V 0,6 XXI 3,1
VI 0,7 XXII 3,4
VII 0,8 XXIII 3,7
VIII 0,9 XXIV 4,1
IX 1,0 XXV 4,5
X 1,1 XXVI 5,0
XI 1,2 XXVII 5,5
XII 1,3 XXVIII 6,1
XIII 1,4 XXIX 6,7
XIV 1,5 XXX 7,4
XV 1,7 XXXI 8,1
XVI 1,9 XXXII 8,5

Тарифные ставки для каждого класса риска в 2020 году

Подтверждение основного вида деятельности

Работодатель должен каждый год до 15 апреля самостоятельно обращаться в ФСС и подтверждать основной вид деятельности своего бизнеса. Для этого нужно подать:

  • заявление;
  • подтверждающую справку;
  • пояснительная записка для баланса (для организаций).

Если работодатель совмещает несколько видов деятельности в своём бизнесе, в качестве основного должен выступать тот, по которому вы получили наибольшую прибыль за последний год. Если опоздать с подачей информации или вообще проигнорировать это условие, то Социальный Фонд будет судить не по вашим доходам, а по степени риска тех кодов, которые указаны в отношении вас в ЕГРЮЛ. Выберет самый высокий и назначит вам сравнительно больший тариф.

Если степень риска по всем видам деятельности одинакова, специально можно ничего не подтверждать. Но если она отличается, а переплачивать не хочется, с подтверждением лучше не опаздывать. Оспорить решение ФСС вы не сможете.

Как узнать свой тариф

Чтобы рассчитать свой тариф, нужно ориентироваться на класс, к которому относится ваш основной род занятий. Это можно сделать по списку ОКВЭД из Приложения к Приказу Минтруда РФ от 30.12.2016 года № 851Н. Там все виды деятельности чётко классифицированы, и для каждого установлен свой показатель риска.

Сколько перечислять

Существует ряд выплат, которые не облагаются взносами. Среди таких:

  • оплата больничных сотрудников;
  • материальная помощь от работодателя для пострадавших на работе сотрудников или их семей;
  • оплата курсов повышения квалификации или обучения;
  • выходные пособия при увольнении;
  • другая помощь до 4000 рублей.

Все остальные выплаты подлежат тарифному обложению. Платежи начисляются на конец каждого месяца, а рассчитать их можно по следующей формуле:

Выплаты, подлежащие взносам * Тариф - Взносы, начисленные с начала года до предыдущего месяца = Сумма платежа.

Установленный Фондом тариф можно увеличить или уменьшить, в зависимости от определённых условий. Скидки и надбавки к платежам предусмотрены постановлением Правительства от 30.05.2012 № 524.

Данные для скидок и надбавок в 2021 году

Чтобы получить скидку, необходимо соответствие следующим условиям:

  • Деятельность должна вестись минимум 3 года.
  • У предпринимателя не должно быть недоимок по предыдущим платежам.
  • За прошедший рабочий год не должно быть зафиксировано ни одного несчастного случая со смертельным результатом.

При расчёте размера скидки во внимание будет приниматься ряд факторов, а именно:

  • количество полученных производственных травм на 1000 работников;
  • число дней нетрудоспособности из-за производственных травм на одного человека;
  • соотношение выплат Социального фонда по всем страховым случаям и общего размера взносов, начисленных работодателю.

Средние допустимые показатели по каждому пункту указаны в постановлении ФСС РФ от 31.05.17 №67. Скидки получают страхователи, которые добросовестно выплачивают взносы, занимаются профилактикой производственных травм и болезней на своем предприятии и не допускают несчастных случаев. Максимально возможный размер скидки — 40%.

В бланке заявления дополнительно нужно будет указать:

  • КПП;
  • сведения обо всех уплаченных взносах;
  • списанные задолженности;
  • возвращённые переплаты по страхованию и другие факторы.

Какие есть льготы по страховым взносам на травматизм

В 2021 году сохраняются все прежние льготные тарифы. Чтобы привлечь к работодателям инвалидов I, II, III групп, государство оставляет страхователям право на скидку в размере до 60% от установленной законом ставки по их роду деятельности.

Дополнительной документации для подтверждения этого права от работодателя не требуется. Льготы доступны как организациям, так и ИП.

Срок оплаты взносов на травматизм в ФСС

Работодатели должны оплачивать взносы до 15 числа каждого месяца. Кроме того, по результатам каждого квартала необходимо сдавать определённую отчётность в Фонд социального страхования. Её нужно предоставить в орган по форме 4-ФСС. Если численность официальных сотрудников больше 25, то подать документы нужно в электронной форме. Если сотрудников меньше, разрешено подать их в бумажном варианте.

Их нужно подавать по результатам отчётного квартала в следующем порядке:

  • бумажные документы нужно подать не позднее 20 числа следующего месяца;
  • электронные — не позднее 25 числа следующего месяца.

ФСС будет возмещать расходы на снижение травматизма и профзаболеваний по новым правилам

Новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний утверждены приказом Минтруда от 14.07.21 № 467н (далее — Правила № 467н). Документ начнет действовать 19 сентября. С этой же даты утратит силу приказ Минтруда от 10.12.12 № 580н, которым утверждены действующие правила.

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

  • покупку средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок, респираторов, многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
  • приобретение дезинфицирующих салфеток, антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств для обработки рук указанными антисептиками;
  • приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
  • приобретение устройств для бесконтактного контроля температуры тела работника, термометров;
  • проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (подп. 3.1 Правил № 467н).

Подтвердите основной вид деятельности через интернет Подтвердить бесплатно

Какую сумму можно потратить на предупредительные меры

Как и раньше, на предупредительные меры можно потратить не более 20% от суммы взносов в ФСС за предыдущий календарный год за минусом произведенных в том же периоде расходов:

  • на выплату пособий по травматизму;
  • на оплату отпусков работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

При этом появилось важное уточнение. Оно касается страхователей, у которых численность работников не превышает 100 человек, и которые в течение двух предыдущих лет не проводили мероприятий по снижению травматизма и профзаболеваний. Сейчас объем средств на финансовое обеспечение таких страхователей не может превышать сумму взносов в ФСС, подлежащих перечислению в текущем финансовом году.

По новым правилам, объем средств не может превышать сумму взносов, начисленных за текущий год за вычетом произведенных в этом же периоде:

  • расходов на выплату пособий по травматизму;
  • расходов на оплату отпусков работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (п. 2 Правил № 467н).

Срок и способ подачи заявления о финансовом обеспечении

Чтобы получить разрешение на финансирование предупредительных мер, страхователь должен подать заявление и подтверждающие документы в территориальный орган ФСС по месту регистрации. Согласно пункту 4 Правил № 467н, это нужно сделать до 1 августа текущего года.
Но в 2021 году срок подачи заявления продлен до 1 октября (п. 3 комментируемого приказа).

Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями) страхователь или его представитель может подать на бумажном носителе или в электронном виде. Полный список документов, необходимых для обоснования финансового обеспечения каждого предупредительного мероприятия, приведен в пунктах 5 — 6.1 Правил № 467н.

Отчет об использовании средств ФСС

Также уточнено, что после того, как страхователь получил разрешение на финансирование предупредительных мер и реализовал мероприятия в соответствии с согласованным планом, нужно обратиться в территориальное подразделение ФСС с заявлением о возмещении расходов. Срок — не позднее 15 декабря текущего года. В свою очередь фонд в течение 5 дней примет решение о возмещении средств и перечислит деньги на счет, указанный в заявлении (п. 17 Правил № 467н).


Ежегодно работодатели тратят немалые средства для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), медосмотры, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний и другие аналогичные мероприятия. Все работодатели обязаны платить в ФСС взносы в зависимости от класса профессионального риска. Часть произведенных расходов можно возместить за счет уплаченных взносов.

Когда обращаться за финансированием

Регламент обращения прописан в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены Приказом Минтруда № 580н от 10.12.2012), далее Правила.

У вас есть право подать в Фонд заявление с приложенными к нему подтверждающими документами в общем случае до 1 августа текущего года, но в 2020 году из-за нагрянувшей пандемии срок продлен до 1 октября 2020-го.

Важно! Обращайтесь в ФСС как можно раньше, ведь финансирование производится за счет бюджетных ассигнований, а они, естественно, ограничены. Даже при соблюдении сроков и подаче всех документов есть шанс получить отказ просто потому, что выделенные средства закончились.

В каком размере ФСС возместит затраты

В целях стимулирования более ответственного отношения к охране труда и заинтересованности (в том числе с экономической точки зрения) в сокращении несчастных случаев и профзаболеваний, ФСС вправе устанавливать скидки или надбавки к присвоенному организации тарифу . Поэтому размер взносов может меняться в большую или меньшую сторону, даже если компания или ИП не изменяли вид деятельности.

Но какую бы сумму взносов вы не заплатили, расчет суммы финансирования делается по одному и тому же принципу, исходя из данных предыдущего календарного года . Для этого необходимо взять сумму взносов на травматизм и вычесть из нее расходы, произведенные на выплату больничных в связи с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями и расходы на оплату отпуска сотрудников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с законодательством РФ) на период лечения и проезда (туда-обратно) к месту лечения.

Полученный результат умножьте на 20% - это и есть сумма возможного финансирования предупредительных мер. Работодатель, который заботится о работниках предпенсионного и пенсионного возраста и направляет дополнительные средства на их санаторно-курортное лечение, может рассчитывать на более высокую долю - 30%.

Также особые условия установлены для тех организаций или ИП, штат которых насчитывает менее ста работников и которые не обращались в течение двух предыдущих лет за мерами поддержки. Для них расчет ведется сразу из трех предыдущих лет, но сумма финансирования не может превысить сумму взносов текущего года .

Какие расходы входят в список подлежащих возмещению

До 2020 года можно было обратиться за финансовым обеспечением, если вы расходовали средства на следующие мероприятия и средства:

  • Специальная оценка условий труда (СОУТ);
  • Приведение уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов (далее ВОПФ) в соответствие с нормативами охраны труда;
  • Обучение по охране труда, обучение по безопасности ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производстве отдельных категорий работников. К примеру, руководителей организаций в сфере малого предпринимательства, специалистов служб охраны труда организаций и т.д. Более подробно - подпункт в, пункта 3 Правил .
  • Средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства для работников, занятых на работах с ВОПФ, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

СИЗ должны быть изготовлены на территории государств - членов Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия), они учитываются в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ или на основании проведенной СОУТ.

  • Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с ВОПФ;
  • Обязательные периодические медосмотры (обследования) работников, занятых на работах с ВОПФ;
  • Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 46н от 16.02.2009 г.);
  • Приборы для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры), если работники обязаны проходить предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры;
  • Приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов), если организация или ИП осуществляет пассажирские или грузовые перевозки;
  • Аптечки для оказания первой помощи;
  • Приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (системы) приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах, а также для проведения обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • Оборудование (см. п. 11) для дистанционной видео- и аудио фиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранения результатов такой фиксации;
  • Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (предпенсионеров).

В 2020 году к этому списку добавились расходы на мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 . В частности приобретение:

  1. СИЗ для органов дыхания (одноразовых и многоразовых масок, респираторов), лицевых щитков, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
  2. дезинфицирующих салфеток, антисептиков и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук;
  3. устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия (проще говоря - уничтожающих вирусы) для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
  4. устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника, термометров.

Также в перечень включено проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.

Какие документы нужны для получения финансирования

Основной документ, который потребуется подготовить - план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году. Вот форма плана (он является приложением к Правилам):

Необходимо предоставить копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, копию или выписку из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

Дополнительно, в зависимости от того какие предпринимаются и планируются предупредительные меры, к заявлению потребуется приложить копии других документов. К примеру:

  • приказа о создании комиссии по проведению СОУТ, договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится спецоценка и стоимости, отчет о проведении спецоценки;
  • документов, обосновывающих покупку оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия ВОПФ в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приказа о направлении работников на обучение по охране труда, уведомления Минтруда о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, программа обучения, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности и т.д.;
  • перечня приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
  • заключительного акта врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации, калькуляции стоимости путевки, документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
  • перечня приобретаемых дезинфицирующих средств вирулицидного (т.е. противовирусного) действия с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности;
  • списка работников, направляемых на обследование на COVID-19, договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медицинской организацией (медицинской лабораторией) и документа, подтверждающего стоимость обследования 1 работника, при отсутствии указанной информации в договоре, лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Вот образец реестра работников-предпенсионеров, направляемых на санаторно-курортное лечение.

ФСС может самостоятельно запросить другие сведения и документы в Минтруде, Росздравнадзоре, Ростехндзоре и других учреждениях в порядке межведомственного обмена информацией. При этом, для ускорения рассмотрения заявления, указанные сведения и документы заявителю рекомендуется представить самостоятельно.

В какой срок будет известен ответ Фонда о финансировании?

Сроки принятия решения фондом зависят от суммы страховых взносов, уплаченных за прошлый календарный год:

  • Если сумма составляет менее 25 000 рублей включительно, то решение принимает территориальный орган Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • Если сумма более 25 000 рублей территориальный орган согласует финансирование с ФСС РФ. В этом случае в течение 3-х рабочих дней документы направляются в Фонд и тот в течение 15 рабочих дней со дня их поступления производит согласование.

После принятия решения территориальный орган Фонда оформляет приказ, и в течение 3-х рабочих дней направляет его заявителю

Если вы получили отказ в поддержке из-за неполного пакета документов или наличия недоимки, то после устранения этих обстоятельств, вы вправе снова подать заявление до окончания срока приема в текущем году. Если отказ связан с тем, что выделенные на поддержку средства полностью распределены, то подавать повторное заявление бессмысленно.

Нужно ли отчитываться за целевое использование средств?

Подтверждать, что средства пошли именно на те цели, что вы указали в документах, придется ежеквартально. Форма отчета прилагается к Письму ФСС РФ № 02-09-11/16-05-3685 от 20.02.2017.

После завершения всех запланированных мероприятий необходимо представить в Фонд подтверждающие документы. Если средства освоены не в полном размере, то об этом также нужно сообщить не позднее 10 октября текущего года.

Если вы представите неверно оформленные документы или не сможете подтвердить какие-то расходы, то эти суммы не будут зачтены в счет уплаты “несчастных” взносов в ФСС.

Отражение финансирования в бухгалтерском и налоговом учете

Для целей налогового учета выделенные средства не являются ни доходами, ни расходами (на любой системе налогообложения). Дело в том, что как таковые средства ФСС вам не выдает, просто на определенную сумму уменьшает размер текущих взносов на “несчастное” страхование.

В бухгалтерском учете операции отражаются как целевое финансирование с использованием счета 86.

Для примера возьмем ситуацию, когда организация получает финансирование на приобретение СИЗ (масок и перчаток) для продавцов в продовольственном магазине, организация работает с НДС, СИЗ приобретаются после получения разрешения:

Дебет 20 Кредит 70 - начислена заработная плата рабочим

Дебет 20 Кредит 69 - начислены взносы в ФСС на травматизм

Дебет 76 Кредит 86 - получено разрешение на финансирование

Дебет 10 “СИЗ” Кредит 60 - приобретены маски и перчатки для защиты

Дебет 19 Кредит 60 - выделен НДС с приобретенных СИЗ

Дебет 69 Кредит 76 - уменьшена задолженность перед Фондом на сумму произведенных расходов

Дебет 86 Кредит 98 - учтены средства целевого финансирования в доходах будущих периодов

Дебет 20 Кредит 10 “СИЗ” - выданные продавцам маски и перчатки учтены в расходах

Дебет 98 Кредит 91.1 - признан прочий доход в сумме понесенных расходов на предупредительные меры

При расчете налога на прибыль данная сумма в составе доходов не учитывается. В результате в бухучете возникает постоянная разница и постоянный налоговый актив (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02):

Дебет 68 Кредит 99

Стоимость СИЗ в бухучете включается в состав производственных расходов, а при расчете налога на прибыль не учитывается. В результате также возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 Кредит 68

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" бюджетные средства на финансирование текущих расходов списываются со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Если бы организация изначально приняла к вычету сумму НДС со стоимости СИЗ (так бывает, если средства защиты приобретались до того, как организация получила разрешение на финансирование от ФСС), то сумму НДС пришлось бы восстановить :

Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету входной НДС при приобретении и оприходовании СИЗ

Дебет 19 Кредит 68 - восстановлена сумма НДС с СИЗ, на которые получено финансирование

Это следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получено разрешение.

Читайте также: