Взаимосвязь учетной политики и налогового планирования

Обновлено: 02.07.2024

Целью является изучение формирования учетной политики и ее взаимосвязи с финансовой отчетностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить законодательно-нормативные акты, регламентирующие порядок формирования учетной политики;
  • определить состав и содержание учетной политики, ее взаимосвязь с финансовой отчетностью.

Оглавление

2.1. Принципы формирования учетной политики

Приведенное определение учетной политики позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова — как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

С другой стороны, учетная политика может рассматриваться и в узком смысле — как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией.

На выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:

  • отраслевая принадлежность и вид деятельности;
  • объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации;
  • управленческая структура организации (наличие филиалов, структурных подразделений);
  • степень развития информационной системы в организации;
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т. д.);
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров и т. д.

Возникновение специфических правил и условий ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике конкретных организаций, зависит от ряда причин:

  1. От выбранного варианта ведения учета, если нормативная база предлагает вариантность.
  2. От наличия хозяйственных операций и объектов, порядок учета которых не регламентирован вообще или по большей части.
  3. От наличия хозяйственных операций или объектов, по которым в нормативной базе существуют противоречия.
  4. От попыток максимального сближения систем бухгалтерского и налогового учета через учетную политику.

При формировании учетной политики организация должна исходить из допущений и выполнять требования к организации учетного процесса.

Эти допущения и требования относятся к правилам ведения учета и формирования бухгалтерской отчетности. Они должны выполняться, но не обязательно заявляться в учетной политике организации. И только если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от установленных допущений, она обязана раскрыть причины этих отступлений в учетной политике.

Допущения

Источник информации

Последовательность применения учетной политики

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

2.2. Требования к формированию учетной политики организации

Требования к формированию учетной политики изложены в п. 7 ПБУ 1/98.

В соответствии с п. 7 ПБУ 1/98 учетная политика организации должна обеспечить:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности;
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Если рассматривать организацию учетного процесса как элемент учетной политики, то эти требования должны исполняться в обязательном порядке, а не отражаться обособленно в учетной политике организации.

2.3. Порядок формирования учетной политики

Порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений прописан в ст. 6 Закона № 129-ФЗ и ПБУ 1/98.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером организации, утверждается ее руководителем и оформляется приказом, распоряжением или иным организационно-распорядительным документом. Она является единой для всех подразделений организации — филиалов, представительств, а также иных структурных подразделений (в том числе выделенных на отдельный баланс).

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 6 ПБУ 1/98). Изменить ее можно только в случае:

  • внесения поправок в законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Что касается новых способов ведения бухучета, они призваны обеспечить наиболее полное отражение показателей хозяйственной деятельности в учете и отчетности, уменьшить трудоемкость учета, но при этом обязаны сохранить на прежнем уровне достоверность информации (п. 16 ПБУ 1/98). Поэтому, прежде чем менять способ ведения учета, организация должна убедиться в том, что при использовании нового метода данные требования будут выполнены. Кроме того, в указанном пункте разъяснено, что существенное изменение условий деятельности предприятия — это реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т. п.

Поправки, внесенные в учетную политику, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения. Они оформляются приказом, распоряжением или иным нормативным актом организации. Информацию о внесенных изменениях организация отражает в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

В составе учетной политики утверждаются (ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/98):

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов для отражения операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухучета.

Основное назначение учетной политики — документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. Дело в том, что нормативными актами по бухгалтерскому учету установлен различный порядок учета хозяйственных операций. Единственный и обязательный способ учета в учетной политике не отражается. Если законодательством предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация вправе выбрать один из них и закрепить его в учетной политике. Способ учета хозяйственных операций, не предусмотренных нормативной базой по бухучету, организация разрабатывает самостоятельно и отражает его в учетной политике.

Составляющие учетной политики можно условно разделить на две группы элементов: организационно-технические и методологические.

Организационно-технические элементы учетной политики

К таковым, в частности, относятся рабочий план счетов, первичные документы и формы бухгалтерской отчетности, а также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.

Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухучета. Он разрабатывается на основе плана счетов и инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета. В рабочем плане счетов указываются наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, применяемых организацией для учета хозяйственных операций. Организации могут уточнять содержание субсчетов, утвержденных Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г., исключать и объединять их, а также вводить дополнительные.

Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами. Последние служат основанием для отражения в бухучете осуществленных операций. Принимать к учету можно только документы, которые отвечают требованиям п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, т. е. документы, составленные по форме, которая приведена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо разработанные организацией самостоятельно, но содержащие обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте. Формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются в учетной политике.

Помимо первичных учетных документов организации применяют формы бухгалтерской отчетности. Они утверждены Приказом Минфина России № 67н от 22.07.2003 г. Применять ли формы, рекомендованные финансовым ведомством, или разработать собственные, решает организация, главное закрепить свой выбор в учетной политике.

Как известно, инвентаризация в обязательном порядке проводится перед составлением годовой отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества, при реорганизации, ликвидации предприятия и др. Однако в течение года можно провести и дополнительную инвентаризацию некоторых видов имущества и обязательств. В учетной политике необходимо отразить количество инвентаризаций в отчетном году, дату их проведения, а также перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них.

Методологические элементы учетной политики

Выводы

В составе учетной политики утверждаются (ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/98):

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов для отражения операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухучета.

Основное назначение учетной политики — документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета.

Читайте также: