Высшая налоговая академия актион

Обновлено: 18.05.2024

. Еще в начале прошлого года в ответ на новую идею снижения налогов, высказанную властями, Александр Шохин описал приоритеты бизнеса: "Снижение ставок интересует бизнес меньше, чем прозрачные правила возмещения НДС и налоговых проверок".

Чиновники, депутаты и эксперты уже год напряженно спорят о том, какие налоги и в какой мере нужно снизить, чтобы и бизнес осчастливить, и рост экономики подстегнуть, и бюджет не обескровить. Признавая ценность широкой дискуссии по такому важному для экономики и всей страны вопросу, нельзя не отметить, что в нынешней обстановке такое обсуждение практически лишено смысла.
Интенсивная дискуссия о том, как и что надо менять в российской налоговой системе, стартовала в начале 2005 г. Бизнесмены тогда выступили единым фронтом против налоговиков, обвинив их в том, что они превратили экономику в минное поле, из-за чего доверие бизнеса к власти упало до самого низкого за 15 лет уровня.
И Минфин уже в конце февраля 2005 г. заявил о готовности снизить налоговое бремя в 2006-2008 гг. суммарно на 500 млрд руб., предложив несколько вариантов: снижение НДС с 18% до 13-15% без льгот, до 16% с льготами или снижение налога на прибыль с 24% до 20% с правом вычета всех расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы. Потом премьер Михаил Фрадков выступил со своей идеей снижения НДС до 13%, и дискуссия о налогах в значительной мере свелась к спору Фрадкова с министрами Грефом и Кудриным о целесообразности и возможности такого снижения.
Теперь в дискуссию включились аудиторы Счетной палаты Валерий Горегляд и Владимир Пансков. Первый вместо снижения НДС до 13% предложил снизить налог на прибыль до 16% и полностью вычитать из прибыли инвестиции в разработку инновационных продуктов. Если же вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога на физлиц, как предлагает аудитор Пансков, то это может закрыть возникающую в бюджете дыру -налоговое бремя будет перераспределено с бизнеса на граждан, как в развитых странах.
Академические споры о налогах - прекрасная вещь. Но в дополнение к разговорам всегда хороши какие-то конкретные действия. Еще в начале прошлого года в ответ на новую идею снижения налогов, высказанную властями, Александр Шохин описал приоритеты бизнеса: "Снижение ставок интересует бизнес меньше, чем прозрачные правила возмещения НДС и налоговых проверок".
Именно это обещали бунтовавшим в начале 2005 г. бизнесменам вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин, премьер-министр Михаил Фрадков и президент Владимир Путин. Последний дважды - в послании Федеральному собранию и в бюджетном послании - заявил о необходимости бороться с "налоговым террором".
Обещано было следующее: повторные проверки только в двух случаях - по решению суда (выявлены факты коррупции или фальсификации) и по просьбе самого налогоплательщика; возврат НДС при строительстве и капитальных вложениях помесячно, а не после ввода в эксплуатацию; отмена НДС с авансов. Кроме того: безусловное ограничение срока выездной проверки двумя месяцами, закрытый список документов, которые могут требовать налоговики, и право обсуждать результаты проверок с руководством налогового органа.
Мало что из этого списка обещаний оказалось выполнено. Принятые летом поправки по НДС в результате облегчили бизнесу жизнь, но не в той мере, в какой хотелось бы, - например, НДС с авансов так и не отменили, как не упростили и возврат НДС экспортерам. Поправки же по налоговому администрированию и проверкам до сих пор в Думе, причем поступили туда в таком варианте, который способен превратить "налоговый террор" в настоящую бойню. Особенно учитывая, что налоговики в креативном запале пытаются облагать налогами то покойников, то психически больных людей. Суды же создают для этого все условия, фактически отменяя сроки давности, инициируя поправки о списании штрафов без суда и отказывая в возмещении НДС экспортерам при малейшем поводе для этого.
На этом фоне споры о том, какие налоги лучше снижать, сродни спору о том, какой рисунок должен быть на занавесках в доме, который объят пожаром. Усилий бизнеса явно не хватает, чтобы заставить бюрократическую машину прислушаться к себе - может быть, помог бы единый фронт с компетентными чиновниками, депутатами, аудиторами? Ведь стоит сначала всем вместе потушить пожар, а потом уже в спокойной обстановке выбирать занавески.

Читайте также: