Выездная проверка налога на игорный бизнес

Обновлено: 05.07.2024

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

Выездные проверки

В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


Чимидов Вадим
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

Камеральные проверки

В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

Оспаривание результатов налоговых проверок

Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.


Налоги

налог на игорный бизнес

В течение продолжительного времени (2005-2015 г.г.) возможность свободного заработка с помощью азартных игр была в России под запретом. Новая государственная стратегия выразилась в появлении игорных зон особого типа в нескольких регионах страны, где можно заработать, играя в азартные игры. Владельцы игорных заведений уплачивают в бюджет налог на игорный бизнес, пополняя казну с доходов. Которые они получают от этого вида предпринимательской деятельности.

Плательщики налога

Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.

Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.

Минфин двумя приказами утвердил:

  1. форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
  2. порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).
  1. стол для азартных игр;
  2. электронное устройство (аппарат);
  3. место приёма ставок на события;
  4. центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.

Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.

Игорные зоны РФ

По состоянию на 1 января 2019 года в России утверждены четыре зоны для деятельности организаций, занимающихся игорным бизнесом:

Осуществляется утверждение проектной документации и выбор места строительства ещё по трём зонам:

В некоторых регионах Российской Федерации на законодательном уровне запрещена любая деятельность по организации игорного бизнеса и приёма ставок. Примеры – Республика Дагестан, Республика Тыва, Иркутская область.

Исчисление и уплата налога

Налоговым периодом для декларирования налога на игорный бизнес является календарный месяц. Налог по каждой категории исчисляется следующим образом:

Ставки налога определены в соответствии с 369-й статьёй НК в виде минимальной и максимальной суммы для отдельного объекта каждой категории:

  • стол – 50-250 тыс.руб.;
  • автомат – 3-15 тыс.руб.;
  • ПЦ букмекерской конторы – 50-250 тыс.руб.;
  • ПЦ обычного тотализатора – 50-250 тыс.руб.;
  • ПЦ интерактивных ставок для тотализатора или букмекерской конторы – 2500-3000 тыс.руб.;
  • пункт приёма ставок в тотализаторе или букмекерской конторе – 10-14 тыс.руб.

Если субъекты РФ, в которых действуют игровые зоны, не приняли соответствующие законы, действуют фиксированные ставки:

  • стол – 50 тыс.руб.;
  • автомат – 3 тыс.руб.;
  • ПЦ букмекерской конторы – 50 тыс.руб.;
  • ПЦ обычного тотализатора – 50 тыс.руб.;
  • ПЦ интерактивных ставок для тотализатора или букмекерской конторы – 2500 тыс.руб.;
  • пункт приёма ставок в тотализаторе или букмекерской конторе – 10 тыс.руб.

Титульный лист декларации

Декларация по налогу на игорный бизнес подаётся плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным. Форма декларации утверждена приказом ФНС от 28.12.2011 г. №ММВ-7-3/985@. В состав декларации входят три раздела, отражающие:

  1. 1-й – сумму налога;
  2. 2-й – число объектов, подлежащих обложению налогом;
  3. 3-й – изменения, внесённые плательщиком в количественный состав категорий объектов налогообложения.

Ответственность за нарушение законодательства

В случае несвоевременной подачи декларации по налогу на игорный бизнес плательщик внести в бюджет штраф в размере 30% проставленной в документе суммы налога. Следует помнить, вне зависимости от базы налогообложения и итоговой суммы налога, меньше 1000 руб. штраф быть не может. При несвоевременной уплате с 21 числа автоматически начинается начисление пени, ежедневная сумма которой составляет трёхсотую часть ставки рефинансирования на день просрочки.

Сумма штрафа может достигать 40% задекларированного налога. Кроме сроков, то касается и нарушения порядка уплаты. При нарушении порядка регистрации объекта (в том числе, любых изменений) сумма штрафа может составить тройную ставку налога. Повторное нарушение автоматически увеличивает сумму штрафа на 100%.

Жёстко караются законом глобальные нарушения:

  • занятие игорным бизнесом вне установленных законом игровых зон на территории России;
  • организация азартных игр без получения лицензии;
  • нарушение порядка ведения игорного бизнеса.

Для различных видов нарушений Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей, или лишение права заниматься организацией игорной деятельности на срок до 90 суток. Органам государственного надзора и прокуратуры законом делегировано право проведения проверок деятельности юридических лиц в сфере игорного бизнеса.

☎️ Остались вопросы после прочтения статьи?

Содержание

Содержание

Игорным бизнесом называют вид именно предпринимательской деятельности, заключающейся в подготовке и исполнении азартных игр (гэмблинга от англ. gambling) и извлечении при этом прибыли (выигрыша или платы). К нему относят: тотализаторы, казино, игровые автоматы, другие игорные заведения. В данной статье мы рассмотрим какой налог на игорный бизнес, что является объектом налогообложения и какой размер налоговых ставок на прибыль.

Налог на игорный бизнес и специфичность азартных игр

Федеральный закон не используется в отношении биржевой и лотерейной деятельности. Во исполнение принятого законодательства с начала июля 2009 г. все виды игорной коммерции, кроме тотализатора, букмекерской конторы, лотереи, осуществляются в периметре четырех отведенных для этих целей административно-территориальных объектах. Игорные учреждения типа букмекерской конторы и тотализатора вне периметра игровых зон открываются на основе лицензии, действующей бессрочно. К настоящему времени подобные зоны сосредоточены: в Калининградской области, Алтайском, Приморском и Краснодарском краях. Планируется создание пятой игровой зоны на Крымском полуострове.

Организаторы гэмблинга и объекты налогообложения игорного бизнеса

Налог на игорный бизнес обязаны уплачивать только те плательщики, чья деятельность имеет прямое отношение к индустрии гэмблинга. Объектами налогообложения признается по действующему российскому законодательству соответствующее игорное оборудование:

  • стол и автомат игровые;
  • центр процессинга тотализатора и букмекерства (актуально с 2012 г.);
  • приемный пункт ставок тотализатора и букмекерства.

Все перечисленные виды объектов нужно обязательно регистрировать у налоговиков по месту их установления. Оформление осуществляется на основе поданного организатором азартных игр по специальной форме заявления. Указанное письменное обращение подается как минимум за пару дней до введения в действие или открытия самого игорного учреждения (Приказ Минфина N 184н от 22 декабря 2011 г.).

Любые изменения, произошедшие после регистрации по части игорного оборудования, которые относятся к закрытию или выбытию его, также фиксируются налоговиками. Для этого организатор гэмблинга своевременно (за пару дней до известных изменений) должен вновь написать заявление. Во всех случаях составленные обращения можно представить лично, по почте с включением описи вложения или через доверенное лицо.

Какой размер текущей налоговой ставки на игорный бизнес?

Этот налоговый сбор является региональным, соответственно, порядок введения, величина ставок регулируются официальными правовыми документами субъектов РФ. Для них действуют установленные законодательством предельные нормы. В иных случаях применяется назначенная величина ставки.

Единица объекта налогообложения Предельная величина ставки для субъектов РФ Фиксированная величина ставки
Стол игровой 25 тыс. – 125 тыс. р. 25 тыс. р.
Автомат игровой 1500 – 7500 р. 1500 р.
Центр процессинга тотализатора 25 тыс. – 125 тыс. р. 25 тыс. р.
Центр процессинга букмекерства 25 тыс. – 125 тыс. р. 25 тыс. р.
Приемный пункт ставок тотализатора 5 тыс. – 7 тыс. р. 5 тыс. р.
Приемный пункт букмекерских ставок 5 тыс. – 7 тыс. р. 5 тыс. р.

Когда стол для игр имеет несколько полей, величина ставки повышается кратно числу столов. Льготирование по части налогов в сфере гэмблинга российским законодательством не предполагается.

Калькуляция и налоговые платежи организаторов гэмблинга

Налоговым периодом в предпринимательской деятельности игорной индустрии считается календарный месяц. Итоговую сумму сбора за указанный период нужно вносить в бюджет по месту регистрации объектов. Крайний срок определяется последней датой подачи декларации. Плательщик самолично каждый месяц рассчитывает налоговый сбор по итогам деятельности в области гэмблинга согласно формуле:

Налоговый сбор = база налогообложения * налоговая ставка.

Здесь база налогообложения – общее число объектов налогообложения.

Налоговая ставка может быть снижена и составлять – ½ налоговой ставки. Она берется при калькуляции налогового платежа в следующих случаях:

  • вследствие открытия (устанавливания) новых объектов налогообложения по прошествии 15 числа календарного месяца;
  • вследствие закрытия (убытия) объектов налогообложения по прошествии 15 числа календарного месяца.

Нередко итоговая величина сбора бывает большой. Это объясняется тем фактом, что налог на прибыль в игорной индустрии на сегодня не взимается, поскольку его целиком сменил налог на игорный бизнес. Задержка платежей, как и несоблюдение сроков по уплате, становятся причиной начисления пенни (ст. 75 НК).

На Кубани открыто и действует заведение для гэмблинга с 5 автоматами для игр. Калькуляция за месячный период по налоговой уплате в бюджет выполняется согласно формуле: база налогообложения * ставка налогообложения.

Информация по калькуляции Сумма
База налогообложения 5 игровых автоматов
Фиксированная налоговая ставка 7 тыс. 500 р.
Налог к уплате 37 тыс. 500 р.

База налогообложения определяется как общее число автоматов, то есть 5. Налоговая ставка за единицу объекта (одного автомата) — 7 тыс. 500 р. Новые автоматы за текущий период не покупались, а имеющиеся с учета не снимались. Следовательно, величина налоговой ставки не уменьшается, остается неизменной, поэтому расчет налога для платежа ведется по фиксированной ставке. Согласно формуле: 5*7500=37500. Это и есть итоговая сумма налога, которую следует внести плательщику за месячный период.

Организация, ведущая деятельность в сфере гэмблинга, по состоянию на 1.01.2016 имеет данные:

Платежная сумма по налогу высчитывается по формуле: база налогообложения * ставка налога.

Сначала высчитывается налог по 7 столам. Фиксированная ставка на единицу игрового стола равняется 25 тыс. р. Согласно формуле расчета: 7 * 25000 = 175000. Это первая часть итоговой суммы налога, которую нужно будет оплатить.

Окончательная сумма налогового платежа в бюджет высчитывается путем суммирования первых двух: 175000 + 37500 = 212500. Это значит, что за месячный период организатор гэмблинга должен будет заплатить 212 тыс. 500 р.

Какая отчетность по налогам на азартные игры?

Налоговикам декларацию надо представить до 20 числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом. Категория крупнейших плательщиков отчитывается налоговой по месту учета (ст. 370 НК). Подать декларацию можно в бумажном и электронном варианте. Декларант имеет право представить отчетность:

  • посредством телекоммуникационных каналов;
  • персонально;
  • через доверенное лицо;
  • по почте (в отправление включается опись).

При доставке посредством почты или телекоммуникаций дата отправки является днем представления декларации. Передача электронного варианта через каналы связи регламентируется законодательством. При подаче отчетности декларантом напрямую или через доверенное лицо налоговики делают пометку о дате принятия декларации на ее копии. За нарушение сроков подачи отчетности декларант штрафуется.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1: Какие санкции налагаются за нарушения уплаты налога?

Ответ: Неуплата и иные нарушения порядка платежей наказываются штрафом в 20–40% от налоговой суммы, которую нужно оплатить (Налоговый кодекс, ст. 122).

Вопрос № 2: Где нужно поставить на учет автоматы, которые расположены за пределами места, где находится коммерческая организация?

Вопрос № 3: Какой штраф предусмотрен за несвоевременную сдачу декларации?

Ответ: От 5% суммы неуплаченного налога, который нужно заплатить или доплатить за каждый целый месяц или часть его, но до 30% и не менее 1 тыс. р. (ст. 119 налогового кодекса).

Вопрос № 4: Как оплачивают налог представительства и филиалы организации?

Ответ: Плательщиками признаются только организации, а их подразделения или филиалы не обладают правом исполнять налоговые обязательства и исчислять суммы сборов.

Вопрос № 5: Какие наказания предусмотрены за несоблюдение регистрационного порядка для объектов налога?

Ответ: Нарушитель штрафуется в трехкратном размере действующей налоговой ставки (НК РФ, ст. 129.2) для должного объекта. При повторном нарушении штраф увеличивается до шестикратного величины назначенной налоговой ставки.

Вопрос № 6: Надо ли платить сбор, если игорное заведение не работало в налоговый период?

Ответ: Если организация прекратила свою деятельность или имело место выбытие игорного оборудования, основанием для прекращения налоговых платежей может быть только снятие с учета самих объектов.

Вопрос № 7: Облагается ли этим налогом сфера игровой компьютерной индустрии?

Ответ: Заниматься проведением и организацией гэмблинга в интернете запрещено (ст. 5 ФЗ №244). В отношении игр можно руководствоваться следующим. Если игры относятся к азартным, то, конечно, налогом они облагаются. Если признаков азартной игры не имеется, то применяется общеустановленный порядок налогообложения. Правовую основу в сфере игорной индустрии регламентирует ФЗ № 244, где в статье 4 дается определение азартной игры. Ориентироваться следует на него.


Налоги

налог на игорный бизнес

В течение продолжительного времени (2005-2015 г.г.) возможность свободного заработка с помощью азартных игр была в России под запретом. Новая государственная стратегия выразилась в появлении игорных зон особого типа в нескольких регионах страны, где можно заработать, играя в азартные игры. Владельцы игорных заведений уплачивают в бюджет налог на игорный бизнес, пополняя казну с доходов. Которые они получают от этого вида предпринимательской деятельности.

Плательщики налога

Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.

Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.

Минфин двумя приказами утвердил:

  1. форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
  2. порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).
  1. стол для азартных игр;
  2. электронное устройство (аппарат);
  3. место приёма ставок на события;
  4. центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.

Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.

Игорные зоны РФ

По состоянию на 1 января 2019 года в России утверждены четыре зоны для деятельности организаций, занимающихся игорным бизнесом:

Осуществляется утверждение проектной документации и выбор места строительства ещё по трём зонам:

В некоторых регионах Российской Федерации на законодательном уровне запрещена любая деятельность по организации игорного бизнеса и приёма ставок. Примеры – Республика Дагестан, Республика Тыва, Иркутская область.

Исчисление и уплата налога

Налоговым периодом для декларирования налога на игорный бизнес является календарный месяц. Налог по каждой категории исчисляется следующим образом:

Ставки налога определены в соответствии с 369-й статьёй НК в виде минимальной и максимальной суммы для отдельного объекта каждой категории:

  • стол – 50-250 тыс.руб.;
  • автомат – 3-15 тыс.руб.;
  • ПЦ букмекерской конторы – 50-250 тыс.руб.;
  • ПЦ обычного тотализатора – 50-250 тыс.руб.;
  • ПЦ интерактивных ставок для тотализатора или букмекерской конторы – 2500-3000 тыс.руб.;
  • пункт приёма ставок в тотализаторе или букмекерской конторе – 10-14 тыс.руб.

Если субъекты РФ, в которых действуют игровые зоны, не приняли соответствующие законы, действуют фиксированные ставки:

  • стол – 50 тыс.руб.;
  • автомат – 3 тыс.руб.;
  • ПЦ букмекерской конторы – 50 тыс.руб.;
  • ПЦ обычного тотализатора – 50 тыс.руб.;
  • ПЦ интерактивных ставок для тотализатора или букмекерской конторы – 2500 тыс.руб.;
  • пункт приёма ставок в тотализаторе или букмекерской конторе – 10 тыс.руб.

Титульный лист декларации

Декларация по налогу на игорный бизнес подаётся плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным. Форма декларации утверждена приказом ФНС от 28.12.2011 г. №ММВ-7-3/985@. В состав декларации входят три раздела, отражающие:

  1. 1-й – сумму налога;
  2. 2-й – число объектов, подлежащих обложению налогом;
  3. 3-й – изменения, внесённые плательщиком в количественный состав категорий объектов налогообложения.

Ответственность за нарушение законодательства

В случае несвоевременной подачи декларации по налогу на игорный бизнес плательщик внести в бюджет штраф в размере 30% проставленной в документе суммы налога. Следует помнить, вне зависимости от базы налогообложения и итоговой суммы налога, меньше 1000 руб. штраф быть не может. При несвоевременной уплате с 21 числа автоматически начинается начисление пени, ежедневная сумма которой составляет трёхсотую часть ставки рефинансирования на день просрочки.

Сумма штрафа может достигать 40% задекларированного налога. Кроме сроков, то касается и нарушения порядка уплаты. При нарушении порядка регистрации объекта (в том числе, любых изменений) сумма штрафа может составить тройную ставку налога. Повторное нарушение автоматически увеличивает сумму штрафа на 100%.

Жёстко караются законом глобальные нарушения:

  • занятие игорным бизнесом вне установленных законом игровых зон на территории России;
  • организация азартных игр без получения лицензии;
  • нарушение порядка ведения игорного бизнеса.

Для различных видов нарушений Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей, или лишение права заниматься организацией игорной деятельности на срок до 90 суток. Органам государственного надзора и прокуратуры законом делегировано право проведения проверок деятельности юридических лиц в сфере игорного бизнеса.

☎️ Остались вопросы после прочтения статьи?

Читайте также: