Вводилась система штрафов за отдельные виды преступлений
Обновлено: 18.05.2024
С 2009 года в России введен запрет на игорную деятельность вне специальных зон. Спустя два года Уголовный кодекс пополнился статьей 171.2, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Как реализуется на практике механизм привлечения к ответственности за такие преступления?
Государство в борьбе с азартными играми
История ограничительных мер в отношении азартных игр в нашей стране уходит в средние века. Первоначальным инициатором таких мер являлась церковь.
С 16 века устанавливается система регулирования азартных игр для пополнения казны. Участие в азартных играх и даже присутствие при их проведении являются наказуемыми.
При этом азартные игры осуждаются властями, а их нелегальное проведение строго карается. В 17 веке государство балансирует между запретительными мерами и фискальными интересами. Несложно догадаться, куда склонилась чаша весов.
С 18 века азартные игры появляются при государственном дворе, широко распространяются среди высшего света. В отношении же простого люда продолжают применяться наказания: от штрафов до тюремного заключения.
Увлечение азартными играми постепенно проникает во все слои населения и приобретает невероятные масштабы, несмотря на продолжение политики ужесточения мер против азартных игр.
После революции карты остались одной из самых популярных в народе игр. При советской власти с азартными играми также ничего не могли сделать - они плотно вошли в жизнь людей.
Введен запрет на игорную деятельность с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и средств связи.
Игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, с 2009 года может осуществляться лишь в четырех специально организованных игорных зонах в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. Позже к ним добавилась Республика Крым.
Что есть игра?
Согласно ст. 4 ФЗ № 244 азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Последние годы наиболее часто незаконная игорная деятельность осуществляется через компьютерные вариации слот-машины - игрового автомата, дающего шанс выиграть сумму, во много раз большую чем размер ставки. Цель игры - собрать, вращая барабаны, выигрышную комбинацию символов. Чем лучше комбинация, тем больше выигрыш.
В большинстве случаев физические слот-машины — это компьютеры, а выпадение комбинаций происходит за счет генератора случайных чисел. Такая же система используется и в онлайн-слотах.
Но в практике можно встретить и живую игру - рулетку или покер в закрытых клубах.
Квалифицирующими признаками являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, использование служебного положения и извлечение дохода в крупном (свыше полутора миллионов рублей) или особо крупном размерах (свыше 6 миллионов рублей).
Самая строгая санкция предусматривает лишение свободы на срок до шести лет со штрафом.
Учитывая, что незаконная игорная деятельность направлена на извлечение прибыли и ее размеры напрямую зависят от количества игорных заведений (терминалов) и задействованных лиц, она зачастую характеризуется высокой степенью организованности, заранее разработанным планом преступной деятельности, распределением функций между участниками, применением различных технических средств и ухищрений при совершении и сокрытии своей преступной деятельности, в том числе при помощи привлеченных сотрудников правоохранительных органов, в связи с чем нередко квалифицируется по ст. 210 УК (организация преступного сообщества или участие в нем).
В общем массиве преступлений незаконная игорная деятельность далеко не на первом месте, но, например, для столичных правоохранителей дела рассматриваемой категории уже не являются чем-то уникальным с туманной перспективой расследования: в суды в среднем направляется около 50 уголовных дел в год.
Некоторые уголовные дела отличаются масштабом выявленных эпизодов преступной деятельности и количеством привлеченных к ответственности лиц. Например, в настоящее время главком Следственного комитета по г. Москве расследуется уголовное дело по факту организации незаконной игорной деятельности с использованием слот-машин, покерных столов и другого игрового оборудования в более чем в 10 законспирированных игорных клубах, по которому свыше 60 лиц проходят обвиняемыми.
Выявление и расследование преступлений
Выявлением преступлений рассматриваемой категории, в первую очередь заняты подразделения ОЭБ и ПК, реже – иные подразделений органов внутренних дел и ФСБ.
Само обнаружение игорного зала и инициирование уголовного дела может быть предельно элементарным: оперативники в ходе обследования или осмотра места происшествия изымают оборудование, проводят его исследование, опрашивают администраторов, охранников и иных лиц, после чего направляют материалы в органы Следственного комитета, к чьей компетенции отнесено расследование данной категории дел.
При таком подходе оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия сводятся лишь к изъятию игрового оборудования и опросу лиц, находившихся в заведении, что в дальнейшем влечет сложность установления как события преступления, так и привлечения организаторов к уголовной ответственности.
Выявление законспирированных схем незаконной игорной деятельности требует грамотного проведения оперативно-розыскных мероприятий для фиксации происходящего в помещениях: распределению ролей между соучастниками по охране, приему денежных средств, выдаче вознаграждения и др. Естественно, необходимо зафиксировать и изъять игровое оборудование и установить алгоритм его работы. Проведению обследований помещений могут предшествовать иные оперативно-розыскные мероприятия: наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, проверочная закупка и другие.
Конечно, оперативники заинтересованы установить и привлечь к ответственности не только персонал игорных залов, но и организаторов преступной деятельности и иных соучастников.
Сами организаторы незаконной игорной деятельности, как правило, дистанцируются от непосредственных исполнителей и самих игорных заведений. Их участие можно доказать только при долгой и тщательно спланированной оперативной работе, направленной на установление обстоятельств организации нелегального бизнеса, аренды помещений, созданию и администрированию интернет сайтов, сборки игровых терминалов и установки на них программного обеспечения, организации процесса распределения преступного дохода, а также финансирования преступной деятельности.
После проведения мероприятий материалы оперативно-розыскной деятельности направляются в следственные органы.
Минимум следственной работы по получению доказательственной базы заключается в осмотре изъятого оборудования, денежных средств, документов, а также предоставленных оперативниками носителей с результатами оперативно-розыскных мероприятий, допросов работников игорных заведений (кассиров, охранников, администраторов) и других лиц (посетителей, собственников помещений).
Особое значение по данной категории дел имеет компьютерно-техническая судебная экспертиза для установления наличия на изъятом оборудовании программного обеспечения, предназначенного для организации игрового процесса с получением денежного выигрыша, его алгоритма, а также статистических данных (суммы введенных в аппарат денежных единиц, периода проведения игр и др.). Объектами исследования обычно являются игровые автоматы, платы, терминалы, жесткие диски.
Несмотря на позицию ряда представителей органов внутренних дел и Следственного комитета, считающих, что для возбуждения уголовного дела и направления его в суд, проведение экспертизы на предмет признания оборудования игровым не является обязательным, судебная практика идет по другому пути.
При этом следователи сталкиваются проблемой, связанной с проведения компьютерно-технической экспертизы изъятого оборудования в государственном экспертном учреждении.
Свежая практика
Буквально на днях прокуратура города Москвы утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 25 лиц, обвиняемых в организации и проведении незаконной игорной деятельности.
Сторона обвинения считает, что под прикрытием лицензии на право осуществления букмекерской деятельности действовала организованная преступная группа из числа сотрудников крупной букмекерской конторы.
К уголовной ответственности привлечено 5 организаторов, которым предъявлено обвинение по 14 эпизодам преступной деятельности, в том числе генеральный директор организации и 4 технических сотрудника, разработавших и поддерживающих работоспособность программы с азартными играми. По версии следствия, в состав преступной группы также входил управляющий игровым залом и 19 исполнителей – операторы игровых автоматов.
Вместе с тем, стороной защиты занята позиция о предоставлении букмекерских услуг (соответствующая лицензия у организации имеется), а все ставки на имеющемся у организации оборудовании возможны лишь на реальные международные спортивные события. При этом статистические сведения о результатах игр получались из иностранной компании, с которой имеется соответствующий договор.
А что с законным букмекерским бизнесом?
Сама отрасль стала жестко законодательно урегулированной, а над организаторами букмекерского бизнеса висит риск уголовного преследования за создание преступного сообщества и незаконное проведение азартных игр. При этом за последние 10 лет оперативники и следователи наработали достаточную практику выявления и расследования преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, а соответствующая статья уголовного закона превратилась в реально работающую.
Штраф является уголовным наказанием имущественного характера и представляет собой денежное взыскание с осужденного, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законом. Порядок его назначения установлен ст.46 УК РФ.
Согласно указанной норме закона исчисление размера штрафа может осуществляться в трех видах: в определенной сумме, в размере заработной платы или иного дохода осужденного, а также кратно в случае осуждения лица за преступления коррупционной направленности.
Принцип кратности исчисления размеров штрафа был введен Федеральным законом от 4 мая 2011 года №97-ФЗ, принятие которого стало одним из важных шагов в повышении эффективности уголовно-правовой борьбы с коррупционными преступлениями, поскольку общественная опасность деяний, связанных с получением и дачей взятки (либо коммерческого подкупа), во многом обусловлена их размером.
Данная мера наказания за коррупционные преступления в настоящее время широко применяется судами Российской Федерации и обеспечивает дифференциацию уголовной ответственности за такие деяния.
В соответствии с ч.2 ст.46 УК РФ штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.
При этом на основании ч.2 ст.46 УК РФ штраф назначается в размере двадцати пяти тысяч рублей, даже если эта сумма превысит минимальную кратность, предусмотренную в санкции статьи Особенной части УК РФ. Например, при размере взятки 500 рублей и назначении по ч.1 ст.290 УК РФ штрафа в размере десятикратной суммы взятки (5 000 рублей) осужденному не может быть назначено менее 25 00 рублей.
Решение о размере штрафа принимается с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5 лет.
Данным законом была снижена минимальная кратность штрафа, предусмотренного за коррупционные преступления небольшой тяжести (части 1 ст.290 и 291 УК РФ), для того, чтобы осужденные имели реальную возможность уплатить штрафы, а судебные приставы-исполнители не обращались бы в суды с ходатайствами о его замене лишением свободы.
Во-вторых, за коррупционные преступления небольшой тяжести были введены альтернативные виды наказаний - исправительные работы и штраф в фиксированном размере с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Кроме того, поправками предусмотрено, что вместе с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы кратный штраф в качестве дополнительного наказания назначается по усмотрению суда (а не в обязательном порядке, как ранее).
Этим же законом увеличен и срок добровольной уплаты штрафа – с 30 до 60 дней.
В свою очередь, Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа, а также определяющими порядок наложения ареста в этом случае (ч.1 ст.116, ч.5 ст.220, ч.3.1 ст.225 УПК РФ).
Свои особенности имеются и при рассмотрении вопроса о замене штрафа другим наказанием при злостном уклонении от его уплаты.
Так, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания не в кратном порядке исчисления, то есть за преступления иных категорий, штраф заменяется другим наказанием, за исключением лишением свободы.
В случае же злостного уклонения от уплаты штрафа за совершение преступлений коррупционной направленности, то есть в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, он заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ (то есть в том числе и лишением свободы), при этом назначенное наказание не может быть условным.
Читайте также: