О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений а также доходов монастырей

Обновлено: 18.05.2024

Д октор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления А. А. Федотов в данной публикации делает обзор первого периода хрущевских репрессий, который в 1958—1961 годах стал для Русской Православной Церкви очередным испытанием.

В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава [3] .

Условно антицерковные репрессии, инициированные Н. С. Хрущевым, можно разделить на два этапа:

  1. 1958–1961 гг., когда антирелигиозные мероприятия проводились в основном силами государственных структур;
  2. 1961–1964 гг., когда в реализации данных акций были широко задействованы и собственно церковные органы управления.

Происходившее вызвало глубокую озабоченность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова. В своем письме на имя секретаря ЦК КПСС Е. А. Фурцевой он отмечал: «. Что я прошу? Я хотел бы, чтобы Вы лично или т. Суслов, или другой Секретарь ЦК КПСС приняли меня.

Но ни Фурцева, ни Суслов его не приняли, переложив встречу на заместителя Отдела пропаганды и агитации.

Через восемь дней, 14 марта, он передает помощнику Фурцевой еще одно письмо. Там нет эмоциональных всплесков, оно обстоятельно и выдержанно, целиком посвящено отстаиванию принципов нормализации отношений государства и Церкви. Карпов подчеркивает внешнеполитические интересы страны, в осуществлении которых может принять участие Русская Православная Церковь: «Из 14 автокефальных православных церквей мира 9 церквей целиком поддерживают начинания Московской Патриархии.

. Сейчас предполагается подготовить и провести в течение 1—2 лет Вселенский Собор или Совещание всех православных церквей мира.

. Как же можно проводить эту работу. если мы будем. поощрять грубое администрирование по отношению к церкви и не реагировать на извращения в научно-атеистической пропаганде.

В письме Г. Карпов отметил также недовольство духовенства массовыми фактами администрирования, сослался на размышления Патриарха Алексия об отставке [6] .

По указанию Совета по делам РПЦ Патриархия уже к концу 1959 года была вынуждена ликвидировать Сумскую, Челябинскую и Ульяновскую епархии, закрывать монастыри и храмы [8] .

Епархии ликвидировались путем слияния тех из них, которые имели незначительное количество приходов по сравнению с соседними епархиями.

С 1959 года Патриарх Алексий I «настойчиво добивался встречи с Н. С. Хрущевым, чтобы довести до его сведения озабоченность состояния взаимоотношений государства и Церкви.

Перед партийными организациями ставилась задача через 12—17 лет в соответствии с программой КПСС полностью освободить сознание советских людей от пережитков старого строя, в том числе и от религиозных предрассудков [14] .

Основными задачами института научного атеизма, согласно рекомендации расширенного заседания Ученого совета института научного атеизма академии общественных наук при ЦК КПСС по улучшению координации научно-исследовательской работы в области атеизма, были следующие: критика идеологии и деятельности религиозных организаций в современных условиях, раскрытие модернистских тенденций религии и церкви; особенности борьбы науки и религии на современном этапе, значение побед материалистической научной мысли в борьбе против религии, разоблачение попыток современных теологов примирить науку и религию, раскрытие коренной противоположности и непримиримости научного мировоззрения и религиозной идеологии, обобщение ленинского этапа в развитии атеизма; критика социально-нравственной доктрины религии и Церкви, раскрытие непримиримости коммунистического и религиозного понимания цели и смысла жизни, моральной оценки и ответственности, отношения к труду, общественному долгу, семье, женщине и т. д.; изучения степени и характера религиозности населения, психологии современного верующего путем конкретных социальных исследований, разработка предпосылок и путей полного преодоления религии в нашей стране, действенных форм и методов атеистического воспитания трудящихся; исследование тенденции в развитии религиозной идеологии и религиозной организации в капиталистических странах [17] .

Одновременно были сделаны шаги, подорвавшие и материальную базу Церкви. Было запрещено продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских. Это было серьезным ударом по доходам и бюджету церковных приходов, так как приобретение свечей в епархиальных свечных мастерских стало убыточным для храмов, что привело, в свою очередь, к закрытию мастерских [18] .

Местные органы власти вмешивались в вопросы установления цен на свечи и церковную утварь непосредственно в храмах. Так, в своем письме в Рязанское епархиальное управление члены церковного совета села Борец Сараевского района рассказывали о фактах грубого давления на них со стороны ответственных работников райисполкома с целью резкого снижения существовавших цен, что могло привести фактически к полной финансовой несостоятельности данного храма [19] . Подобные же проблемы были и у других храмов этого района, в частности у церкви города Сапожка [20] .

В тоже время государство продолжало использовать Церковь как инструмент в международной политике.

В 1960 году был осуждён на три года заключения архиепископ Иов (Кресович) (в 1973—1977 гг. Ивановский и Кинешемский) за то, что активно пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по сёлам и призывал паству твёрдо стоять за свои храмы. Архиепископ Иов был обвинён в неуплате налогов и в сокрытии доходов.

Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома. Из 13 008 приходов на 1 января 1961 года осталось 11 571, 1437 храмов были закрыты, многие разрушены или взорваны [35] .

Например, статья 21 Постановления 1929 года, устанавливающая надзор органов госбезопасности над Церковью, в редакции закона, принятого в 1962 году, была исключена. Типичное изменение формулировок норм заключалось в указании на решающую роль Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, к которому перешли все права по открытию и закрытию храмов и все вопросы, связанные с отношениями Церкви и общества, Церкви и государства. Если в прежней редакции закона практически все подобные вопросы решались местной властью, то теперь повелевается все решать в центре, в Москве [39] .

Но искренне ли верил главный идеолог новых гонений на Церковь Н. С. Хрущев в возможность скорого построения коммунизма, в котором не должно быть места религиозным предрассудкам?

Естественно такое положение дел не устраивало властей. Правительство не хотело видеть Церковь сильной и восстановившейся после довоенных гонений. А поэтому стало всячески препятствовать активизации Церкви.


Правительство не хотело видеть Церковь сильной, поэтому стало всячески препятствовать ее активизации


По принятому новому постановлению, предложенному Советом и Министерством Финансов, свечные мастерские теперь были вынуждены отпускать свечи по 200 руб. за килограмм. Это было почти в 70 раз больше прежнего. В тоже время запрещалось повышать значительно более низкие цены на свечи в храмах.


Некоторые приходы повышали цены на свечи, чтобы хоть как-то выйти из ситуации


Не облагались подоходным налогом только пособия на лечения, выдаваемые религиозным объединениям один раз в год в сумме, не превышающей месячного дохода, а для лиц старше 60 лет ― двухмесячного дохода. По утверждению Д. В. Поспеловского вышеописанный документ долго держался в секрете, оставаясь неизвестным руководству и верующим. [16]

Это мероприятие, как и приходская реформа, совершалось с вынужденного согласия самой Московской Патриархии. В Совете по делам Русской Православной Церкви добились от Патриарха дать указание епархиальным управлениям о целесообразности перевода духовенства на твёрдые оклады под предлогом, что такой мерой будут устранены различные недоразумения в начислении подоходного налога между священнослужителями и местными финансовыми органами.

По данным уполномоченного по Москве и Московской области А. Трушина, уже к середине 1962 года практически все церкви города Москвы были переведены на твёрдые оклады. Но Мосгорфинуправление по мотивам недообложения, решило пересмотреть облагаемые доходы за прошлые 1960-1961 гг., в результате чего отдельные священнослужители, будучи уже на твёрдом окладе, как, например, священники Воскресенской церкви (Куйбышевский район), должны были уплатить дополнительного налога по 11.772 руб., Всехсвятской церкви (Ленинградский район) по 7.158 руб. Даже семья, давно умершего священника этой церкви Говорова должна была уплатить 3.181 руб. [19]



Помимо того, что введение весной 1962 года новой окладной системы подразумевало под собой перевод священнослужителей на определённую фиксированную зарплату, им теперь запрещалось без финансовых документов получать, непосредственно от верующих, какие-либо дополнительные деньги.

К лету 1962 года был установлен жесткий контроль за совершением треб в храмах. Крещения, Венчания, отпевания заносились в особые книги уже не самими их совершителями-священниками, а сотрудниками из числа представителей исполнительных органов приходов, в большинстве своём ставленников уполномоченных и райисполкомов. А те в свою очередь сдавали отобранные у священников деньги в Фонд мира. Только за 1961 год и первое полугодие 1962 года православными религиозными обществами было принудительно внесено в Фонд мира свыше 5 миллионов рублей в новых деньгах.[23]

Акция переведения священнослужителей с дохода на твёрдые оклады и введение квитанционной системы как мера антирелигиозной борьбы, по мнению уполномоченных и партийных функционеров, дала свои результаты. Удалось несколько снизить активность духовенства и количество совершаемых ими религиозных обрядов.


Все требы должны были оплачиваться верующими по специальным квитанционным книжкам, выдававшимся священникам


Однако, если квитанционно-окладная система и смогла подорвать материальное положение духовенства, то ей не удалось решить задачу быстрого сокращения религиозной обрядности. По этому пункту совершение обрядов осталось приблизительно на уровне 1961 года.


Значительно реже уполномоченные докладывали своему начальству о тех священниках, которые остались верными своему пастырскому долгу


Необходимо отметить, что в докладах уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви, как правило, получали подробное отражение лишь худшие примеры поведения духовенства, потерявшего свои доходы. Значительно реже уполномоченные докладывали своему начальству о тех священниках, которые остались верными своему пастырскому долгу.

Чтобы лишить духовенство стимула совершать требы и другие религиозные обряды, в 1962 году все священнослужители РПЦ были переведены на твёрдые оклады. Также для контроля за совершением треб на дому и в храме в церквах был введён квитанционный учёт.

Квитанционно-окладная система стала составной частью плана отстранения духовенства от финансово-хозяйственной деятельности приходов и была тесно связана с уже проведённой реформой приходского управления. Она позволила государству более эффективно проводить политику подрыва материальной базы Русской Православной Церкви и установить полный контроль над её финансами. После введения фиксированных окладов все деньги стали находиться в полном распоряжении исполнительных органов церквей, которые по первому же требованию уполномоченных и исполкомов отдавали их в различные государственные фонды.[35]

Многие священнослужители в епархиях были недовольны переводом на твёрдые оклады, материальное положение которых существенно уменьшилось. Протесты священников в основном выражались в попытках по-прежнему получать дополнительные доходы от совершаемых треб.

Перевод духовенства на твёрдые оклады сопровождался некоторым снижением богослужебной активности священников, однако не решил насущной для властей проблемы религиозной обрядности. Количество Крещений, отпеваний и Венчаний практически не изменилось по сравнению с предыдущими годами. Властям не удалось до конца искоренить из самосознания русского населения значение Русской Православной Церкви как для всей России в целом, так и для каждого отдельного человека. Именно поэтому, несмотря на все препятствия, чинимые со стороны атеистического правительства, народ продолжал наполнять храмы, ходить на богослужения, участвовать в таинствах и обрядах Церкви.

иерей Илья Матвеев

Ключевые слова: духовенство, твердый оклад, финансовая реформа, материальное положение, требы, квитационно-окладная система, антирелигиозная кампания, налоги, религиозная обрядность

[1] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1646. Л. 73-78.

[3] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. ― М.: Республика, 1995. ― С. 464-465.

[4] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1646. Л. 73-78.

[5] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) ― М.: Изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 1999. ― С. 364.

[8] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1646. Л. 73-78.

[9] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) ― М.: Изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 1999. ― С. 365.

[10] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 227. Л. 90-91.

[12] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1646. Л. 73-78.

[15] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 302. Л. 2-3.

[16] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. ― М.: Республика, 1995. ― С. 294-295.

[17] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 453. Л. 2-5.

[19] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2069. Л. 13.

[20] ГАРФ. Ф. 6991. Оп.2. Д. 453. Л. 22.

[23] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) ― М.: Изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 1999. ― С. 383.

[24] ГАРФ. Ф. 6991. Оп.2. Д. 2069. Л. 14.

[25] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1970. Л. 36-37.

[31] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2069. Л. 17.

Читайте также: