Возврат ндс на основании акта сверки

Обновлено: 25.05.2024

Необходимость возврата/зачета переплаты по налогам возникает в связи с излишне уплаченными налогами (авансовыми платежами, пени, штрафами) в бюджет, либо как заключительный этап успешного возмещения НДС.

Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

Основными причинами излишней уплаты налогов (авансовых платежей, пеней, штрафов) являются:

  • неправильный расчет налоговых обязательств (неточность при исчислении налоговой базы, применение другой налоговой ставки и т.п.), что, как правило, сопровождается подачей уточненных деклараций;
  • ошибки при заполнении платежных поручений на уплату налогов, повлекшие перечисление в бюджет в излишних сумм;
  • исчисление налога к уменьшению по итогам текущего налогового периода (как правило, касается налога на прибыль в связи с действующим порядком уплаты авансовых платежей).

Примеры документов

Когда можно выявить переплату по налогам?

  • в момент составления декларации по налогу прибыль за текущий налоговый период;
  • по результатам проведения налоговой проверки;
  • по итогам проведения аудиторской проверки (рекомендуем проводить аудит ежегодно по итогам сдачи годовой отчетности);
  • в ходе внутренней проверки бухгалтерской базы и счетов бухгалтерского учета по взаиморасчетам с бюджетом;
  • из информационного письма налоговых органов;
  • по результатам проведения сверки с налоговым органом (рекомендуем проводить данную процедуру не реже, чем один раз в год - сразу после составления годовой отчетности).

Вернуть можно только ту переплату, которая возникла в течение трех лет с даты перечисления соответствующей суммы в бюджет, независимо от того, в связи с чем возникла переплата и когда стало о ней известно.

Если Вы убедились, что трехлетний срок для возврата переплаты не пропущен, то рекомендуем следующий порядок действий.

Вы излишне уплатили налог в бюджет или налоговый орган вынес решение о возмещении НДС, но возвращать налог не торопится. Наши юристы знают, как добиться от инспекции возврата Ваших денег.

Этапы возврата/зачета переплаты по налогам

  • Подать заявление о возврате/зачете переплаты по налогу из бюджета

Заявление в налоговый орган подается в произвольной форме, но для Вашего удобства мы привели образцы подобных заявлений (см. вверху).

Возврат/зачет денежных средств должен быть осуществлен налоговым органом в течение одного месяца с момента подачи такого заявления.

С высокой вероятностью, если у Вас имеется задолженность перед бюджетом, налоговые органы инициируют процедуру сверки взаиморасчетов с бюджетом. Цель такой сверки - зафиксировать состояние взаиморасчетов с бюджетом, для последующего зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Поэтому, рекомендуем до подачи заявления о возврате переплаты, пройти такую процедуру и погасить имеющуюся задолженность. Либо одновременно с заявлением о возврате необходимо подать заявление о частичном зачете переплаты (см. образец заявления). Это позволит провести процедуру сверки быстрее либо избежать её.

Вам следует знать, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) должно быть принято налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления о возврате или со дня подписания налоговым органом акта сверки, если такая совместная сверка проводилась. Ещё пять рабочих дней со дня принятия решения отводиться на то, чтобы Вам успели сообщить о нем в письменном виде. Итого - не более пятнадцати рабочих дней.

Если в указанные сроки Вы не получили решения о возврате либо получили незаконный отказ в осуществлении возврата, эффективно обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

Важно не пропустить срок давности подачи заявления в суд.

До сих пор арбитражными судами не выработан единообразный подход к разрешению вопроса о начале течения срока давности обращения в суд с требованием об обязании налогового органа произвести возврат переплаты.

Как показывает наша практика, судебный порядок позволит ускорить процедуру возврата переплаты. Зачастую, уже к предварительному заседанию налоговый орган приносит решение о возврате излишне уплаченного налога. Вам остается просто дождаться денег.

Если переплата была возвращена налоговым органом по истечении одного месяца со дня подачи заявления (или со дня подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась), за каждый календарный день просрочки подлежат начислению и уплате налогоплательщику проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, что составляет 8,25% в год от суммы возврата/зачета.

Несмотря на то, что проценты должны перечисляться одновременно с суммой переплаты, налоговые органы повсеместно игнорируют данную обязанность. Поэтому для получения процентов, как правило, требуется подача отдельного заявления (см. выше образец), а при бездействии налогового органа - обращение в суд. В последнем случае срок на подачу заявления об обязании налогового органа уплатить проценты будет определяться как три года со дня получения суммы переплаты без начисленных на неё процентов за нарушение срока ее возврата.

Вы излишне уплатили налог в бюджет или налоговый орган вынес решение о возмещении НДС, но возвращать налог не торопится. Наши юристы знают, как добиться от инспекции возврата Ваших денег.

Воспользуйтесь помощью налоговых юристов. К процессу возврата/зачета налогов мы подходим индивидуально, т.к. имеет значение всё: обстоятельства и момент возникновения излишне уплаченного налога, документальная подтвержденность переплаты, наличие / отсутствие формальной позиции налогового органа по данному вопросу и пр.

Рекомендуем в этой связи рекомендуем тщательно подготовиться к возврату переплаты: при необходимости провести аудит, спланировать подачу уточненных налоговых деклараций, пройти сверку, погасить недоимки по другим видам налогов.

Вы можете заказать наши услуги по возврату/зачету переплаты либо взысканию процентов на любом этапе.

Чем можем помочь?

  • Установим природу и момент образования переплаты;
  • Проверим наличие всех документов, подтверждающих переплату;
  • Подготовим и подадим заявление о зачете/возврате переплаты;
  • Проведем сверку расчетов с налоговым органом и получить подписанный акт сверки;
  • Проконтролируем соблюдение сроков возврата/зачета переплаты;
  • Обжалуем бездействие налоговых органов в судебном порядке;
  • Оспорим незаконный отказ возврата/зачета переплаты в вышестоящем налоговом органе и в суде;
  • Вернем переплату на расчетный счет / осуществим зачет (с подтверждающими документами).

Стоимость наших услуг по возврату/зачету переплаты

От 4% до 10%от суммы фактически произведенного зачета/возврата. Основная часть оплаты - за результат.

Цена зависит от:

  • того, на каком этапе мы подключаемся к работе;
  • от причины и момента возникновения переплаты;
  • от позиции налогового органа по вопросу переплаты.

Почему не стоит заниматься возмещением НДС самостоятельно?

  • Оставайтесь в хороших отношениях с налоговой
    Наверняка Ваш бухгалтер часто общается с налоговой по рабочим вопросам и ему важно сохранить хорошие отношения с инспекцией. Поручая решение вопроса третьей стороне, Вы даете возможность Вашим штатным сотрудникам устраниться от возможного налогового спора.
  • Не переоценивайте своих сотрудников

Уверены, Вашим сотрудникам есть, чем заняться помимо прохождения проверок и выяснения отношений с налоговыми органами. Мало того, что дополнительная нагрузка может сказаться на качестве их основной работы, в силу нехватки времени, а иногда и недостатка нужных знаний, Ваши сотрудники будут испытать стресс от взаимодействия с налоговыми органами и им требуется профессиональная поддержка.

Между тем мы, оказывая Вам профессиональные услуги по сопровождению проверок и обжалованию решения налоговых органов, рискуем не только своей репутацией, но и своим доходом, поэтому очень мотивированы на успешный результат. Важно понимать, что налоговые юристы – это не просто юристы. Сопровождение выездных и налоговых проверок, налоговые споры требуют особых знаний и узкой специализации, т.к. природа спора и стратегия защиты строится на стыке экономической сути операций, налогового и арбитражно-процессуального права. Кроме того, чем многообразнее опыт налогового юриста – тем больше шансов на победу. Часто требуется и восстановление учета, чтобы подготовиться к прохождению проверки, либо помощь квалифицированных бухгалтеров, аудиторов и здесь мы располагаем необходимыми кадровыми ресурсами, чтобы успешно осуществлять подобные проекты.

Вы излишне уплатили налог в бюджет или налоговый орган вынес решение о возмещении НДС, но возвращать налог не торопится. Наши юристы знают, как добиться от инспекции возврата Ваших денег.

При ошибочном перечислении денег организацией, ИП или физлицом по платежке, если сумма еще не была проведена по счетам, можно сделать возврат средств через отзыв платежа. Для этого надо срочно позвонить в банк, который обслуживал эту транзакцию, и попросить сделать отмену.

Если средств на счете уже нет, то остается только надеяться на законопослушность и совесть получателя. На его имя пишется заявление о возврате средств, которые были ошибочно перечислены.

Иногда возможно договориться с человеком или руководством организации, если действовать быстро, и они сделают обратный перевод средств. Но чаще всего такая ошибка, которая совершается мгновенно, требует много времени на исправление.

Чтобы вернуть не туда отправленные средства, нужно будет потратить много времени на составление бумаг и общение с людьми, которые оказались втянутыми в эту ситуацию. Возможно, придется дойти до суда. Если сумма большая, то стоит сразу обратиться к опытному юристу, И тогда из этой ситуации можно будет выйти с наименьшими потерями.

Обращение в банк при ошибочном поступлении денежных средств

В банк в подобной ситуации нужно обращаться в первую очередь. Но финансово-кредитные организации чаще всего не могут произвести возврат средств, когда они уже переведены на другой счет. Им для отмены транзакции необходимо разрешение клиента. Если удалось договориться с получателем сразу, без письма, то средства должны будут возвратиться достаточно быстро.

Бывает, что ошибочное перечисление происходит не из-за плательщика, и тогда возврат средств происходит оперативно. Банк сам организует весь процесс, ведь это по его вине произошло неправильное перечисление. Но если к неправильной транзакции привели действия плательщика, то банк не будет ему особо помогать в получении возврата. Придется договариваться с получателем, ведь возврат средств на досудебном этапе зависит прежде всего от его доброй воли.

Если незадачливому отправителю удалось уговорить случайного получателя на возврат средств, тот в течение 10 дней должен написать заявление о намерении вернуть неоснованно полученную денежную сумму. На перечисление самих средств дается больший срок, до 30 дней.

Заявление на возврат ошибочно полученных денежных средств на имя получателя

Письмо, в котором отправитель платежа сообщает о случившемся форс-мажоре и просит получателя произвести возврат денежных средств, составляется произвольно. Но определенные правила для писем о возврате все же есть. Если эта неприятность случилась у юридического лица, то принято оформлять документ на бланке фирмы. Внизу должна стоять подпись руководителя.

При составлении письма стоит помнить, что оно нужно для разъяснения ситуации получателю, чтобы он понял, что случилось, и какие последствия могут быть при его неправильных ответных действиях по отношению к полученным средствам. Поэтому обосновывать необходимость возврата нужно максимально подробно и понятно.

В тексте заявления нужно указать:

  • реквизиты ушедшего не тому получателю платежа — сумму, дату, порядковый номер;
  • требование возвратить денежные средства;
  • обязательства при неосновательном обогащении по статье ГК №1102 и возможность наложения взысканий по статье №395 того же Гражданского Кодекса;
  • данные банковского счета, на который нужно вернуть деньги.

Желательно указать конкретный временной промежуток, в течении которого должен быть осуществлен обратный перевод средств отправителю. Еще стоит напомнить о том, что отправитель средств в этой ситуации может иметь основания для обращения в суд.

Если перед отправкой письма организацией-плательщиком была проведена сверка расчетов, то в письме можно указать сведения из акта сверки. При наличии каких-то документальных подтверждений отправки средств по неправильно адресу (квитанций, чеков) их копии нужно приложить к письму и указать в тексте, что именно прилагается.

При составлении письма без учета перечисленных правил получатель может его проигнорировать. А на суде оправдаться тем, что был недостаточно информирован и не понял, что от не требуют вернуть средства.

Применение письма на возврат средств считается досудебной процедурой. Обращаться в арбитражный суд можно не раньше, чем через 30 дней после получения письма адресатом. Но суд признает несвоевременность возвращения средств, только если дата получения заявления будет зафиксирована.

Для этого в случае личного вручения письмо нужно составить в двух экземплярах, на втором проставить пометку о получении и оставить его у себя. Если это было заказное письмо, отправленное по почте, то должно прийти уведомление, что корреспонденция о возврате вручена. Там должна быть проставлена дата получения.

Важно соблюсти все правила досудебной процедуры, чтобы иск о возврате ошибочно перечисленных денежных средств не оставили в суде без рассмотрения. В случае успешного судебного результата получатель должен компенсировать всю сумму перевода и уплатить проценты с учетом суммы средств, длительности просрочки и базовой ставки ЦРБ, согласно статье №395 ГК. Если неправомерный получатель средств успел их куда-то вложить и получить проценты, то по суду возвращаются и они, согласно статье №1107 ГК.

Бухгалтерский и налоговый учёт операций возврата денежных средств

Если в организации произошел неправильный платеж, то бухгалтер это должен отразить в дебете субсчета №76.2 как расчет по претензиям. А также в кредите счета 51, если это были средства в рублях, или 52, если в валюте.

У организации на основном налогообложении, которая получила перевод средств по ошибке, могут быть проблемы с налогами. Бухгалтера особенно боятся таких ситуации, когда средства переведены с учетом НДС. В этом случае платеж затрагивает налоговые службы, и может возникнуть вопрос о махинациях с безналичными средствами. Надо провести все операции через отчетность и заранее обсудить ситуацию с местными налоговиками, чтобы снять с себя необоснованные подозрения.

Если средства поступили на чей-то счет ошибочно, они должны быть возвращены. С законодательной точки зрения в этом случае причина ошибки не имеет никакого значения. Обязательно должен произойти возврат средств, которые по закону требуется вернуть владельцу независимо от того, кто их неправильно переводил – получатель, отправитель или банковский компьютер.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.


Судебный акт: Постановление Президиума ВАС РФ №13031/12 от 05 марта 2013 года.

Фабула дела.


Спор между подрядчиком и заказчиком о взыскании задолженности по оплате выполненных подрядчиком и принятых заказчиком пусконаладочных работ, а также по оплате поставленного заказчику оборудования по государственным контрактам.


Суд первой инстанции признал требования подрядчика обоснованными и удовлетворил иск в части. Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности. В отношении основной суммы задолженности по контрактам суд отклонил заявление ответчика, указав на то, что между сторонами был подписан акт сверки расчетов, что следует рассматривать как совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. При таких обстоятельствах, течение срока исковой давности было прервано с подписанием акта сверки. Что касается требования об уплате неустойки, то оно подлежит удовлетворению за последние три года до момента предъявления иска истцом.


Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.


Иную позицию занял ФАС Московского округа, который отменил судебные акты нижестоящих судов и отказал истцу в иске, указав на следующее.


Акт сверки взаиморасчетов, подписание которого было рассмотрено нижестоящими судами в качестве основания для перерыва течения срока исковой давности, не содержит ссылки на первичные документы бухгалтерского учета, не содержит даты его подписания и не содержит указание на основание возникновения указанной в нем задолженности. В связи с этим подписание указанного акта не может быть рассмотрено в качестве совершения ответчиком действий, свидетельствующих о признании долга.

Однако, Президиум ВАС РФ отменил постановление ФАС Московского округа, указав на следующее.


1. Суд кассационной инстанции фактически вышел за пределы своих полномочий, установленных АПК, поскольку осуществил переоценку полно и всесторонне исследованных нижестоящими судами доказательств и установил иные обстоятельства, отличающиеся от ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций.


2. Суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить обжалуемый судебный акт полностью или в части и принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, но только в случае, когда нижестоящими судами всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела (и переоценка этих обстоятельств не требуется), но при этом неправильно применена норма права.


3. Арбитражный суд должен оценивать не только относимость, допустимость, достоверность каждого отдельного доказательства, но и достаточность и взаимную связь совокупности доказательств.


Позиция ФАС о том, что акт сверки не содержит указания на основание возникновения указанной в нем задолженности не соответствует указанному подходу, т.к. иные материалы дела (акт выполненных работ, справки о выполненных работах и затратах) подтверждают указанную в акте сверки информацию. Доказательства наличия между истцом и ответчиком иных договорных обязательств, во исполнение которых мог быть составлен акт сверки, в материалах дела отсутствуют.

Комментарий.


1. Подписание акта сверки взаиморасчетов является действиями, свидетельствующими о признании обязанным лицом суммы долга. Его наличие для кредитора будет дополнительным аргументом при рассмотрение иска о взыскании задолженности. Для должника же его наличие повлечет необходимость формулировать дополнительные возражения.


2. Если обязанное лицо – ваш контрагент, во избежание в дальнейшем риска признания акта сверки недопустимым доказательством, стоит уделить внимание форме подписываемого акта - наличие в нем указания на первичные документы, из которых возникла задолженность и/или на основание возникновения задолженности. Такое указание должно обеспечивать возможность однозначно определить, на основании чего возникла задолженность, за какой период, в какой сумме. Будьте особенно внимательны, если между контрагентами существуют длительные договорные отношения и/или договорные отношения, вытекающие из нескольких соглашений.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Читайте также: