Водный кодекс рф ндс

Обновлено: 04.05.2024

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.

В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.

С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • дать характеристику содержания и значения водного налога;
  • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения водного налога;
  • определить налоговую базу водного налога;
  • применять ставки водного налога;
  • рассчитать водный налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.

Оглавление

6.2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Объем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м 3 ), определяемый:

  • на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
  • при отсутствии водоизмерительных приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств;
  • в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств – исходя из норм водопотребления

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Произведение объема древесины (тыс. м 3 ) и расстояния сплава (км), деленного на 100

Использование акватории водных объектов в других целях

Площадь предоставленного водного пространства, определяемая:

  • по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование);
  • в случае отсутствия в лицензии (договоре) данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Дифференциация ставок водного налога

Единица
измерения ставки

Примеры дифференциации
налоговых ставок

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

По экономическим районам (реки и озера):

Северо-западный экономический район:

Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.

По бассейнам морей:

Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

В рублях за 1 тыс. м 3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава

По бассейнам рек, озер и морей:

Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2

Использование акватории водных объектов в других целях

В тыс. руб. в год за 1 м 2 используемой акватории

По экономическим районам (реки, озера):

Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.

По бассейнам морей:

Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии

Нева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;

Енисей –13,70; Лена – 13,50;

Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.

Забор воды водоснабжения населения

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.

В наступившем 2020 г. масштабных изменений, как в 2019 г., в природоохранном законодательстве не случилось. Стоит разобраться, что в водопользовании перешло вместе с нами рубеж нового года. Итак, водопользование — 2020: вспомним всё!

Структура законодательства в области водных отношений

Водные отношения регулируются федеральными законами, постановлениями правительства и подзаконными актами министерств и ведомств. Разберем, что и как необходимо оформить и в соответствии с каким документом.

Федеральный закон № 7-ФЗ[1]

Нормативы допустимых сбросов

Непосредственно водопользования касается ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ. Здесь идет речь о нормативах допустимых сбросов (далее — НДС).

Итак, основные положения:

  1. Расчет НДС выполняется для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников сбросов сточных вод в поверхностный водный объект. Для расчета НДС используются предельно допустимые концентрации для водных объектов рыбохозяйственного назначения, данные фоновых концентраций водного объекта (п. 1 ст. 22).
  2. Расчет НДС выполняется для строящихся объектов, если эти объекты относятся к I и II категориям (п. 2 ст. 22).
  3. Расчет НДС выполняется для объектов, относящихся ко II категории (п. 2 ст. 22).
  4. Расчет НДС для объектов III категории производится для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п. 4 ст. 22).
  5. Для объектов, относящихся к IVкатегории, расчет НДС не производится (п. 5 ст. 22).
  6. НДС радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 22).

Для объектов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ):

  1. Для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, НДС устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (п. 10 ст. 22).
  2. НДС для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством РФ, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта (п. 11 ст. 22).

Таким образом, для ЦСВ должен производиться расчет НДС.

Временно разрешенные сбросы

Следующей статьей, касающейся водопользования, является ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Основные положения:

  1. При невозможности соблюдения НДС, технологических нормативов действующим стационарным источником устанавливаются временно разрешенные сбросы (далее — ВРС) (п. 1 ст. 23.1).
  2. Установление ВРС допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 23.1).
  3. ВРС устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных НДС, технологических нормативов (п. 3 ст. 23.1).
  4. ВРС устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы сбросов загрязняющих веществ (п. 4 ст. 23.1).
  5. ВРС устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 6 ст. 23.1).

Для объектов ЦСВ: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются ВРС на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы) (п. 7 ст. 23.1).

Водный кодекс Российской Федерации

С 01.01.2020 вступили в силу следующие изменения в Водном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ):

Необходимые документы на предприятии

Предприятие является водопользователем только при наличии подтверждающей документации.

Водный кодекс России был принят в 2006 году. Он регулирует взаимоотношения государственных и муниципальных органов, а так же физических и юридических лиц в области водопользования. ВК РФ представляет собой основу совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, регулирующих пользование водными объектами на территории юрисдикции России. Все нормативы данной направленности составляют водное законодательство страны.

Объекты и термины

Водопользование – это, конечно, пользование водой. Только объектом взаимоотношений, регулируемых данным кодексом, является специфическая деятельность по использованию воды, находящейся в природных водоёмах. К природным приравнены и водоёмы, созданные человеком, но функционирующие в качестве естественных саморегулирующихся объектов. Например, водными объектами являются подземные и поверхностные реки, моря, океаны, озёра, пруды, водохранилища.

В то же время вода, текущая из крана в квартире, находящаяся в вёдрах, ванной, бочках и батареях отопления объектов уже не является объектом взаимоотношений, регулируемых ВК России. Такая вода обычно является объектом нормирования санитарно-гигиенического характера.

Весь перечень объектов водного законодательства сосредоточен в статье 5 ВК РФ. Если его обобщить, то в сфере действия Водного кодекса окажутся все очерченные береговыми линиями поверхностные водоёмы, снежники, ледники, болота (по границам залежей торфа), подземные воды, их выходы на поверхность суши, водоносные горизонты. Для определения границ подземных вод применяется отсылочная норма. Поскольку подземная вода является ещё и полезным ископаемым, то её месторасположения определяется по нормам статьи 7 ФЗ № 2395-1.

Объектами отношений, регулируемых Водным кодексом, не могут быть признаны временные водоёмы, образовавшиеся в результате обильных осадков или таяния снега. Временный характер водоёма определяется его существованием на протяжении одного сезона. Такие объекты не вносятся в государственный водный реестр, что не позволяет контролировать их состояние в рамках нормативов Водного кодекса (ст. 31).

Регламентация пользования водоёмами

Понятие водопользования выходит за пределы процесса потребления воды для бытовых и промышленных нужд. Это любое использование водоёма, в той или иной степени изменяющее его состояние. Водопользование – это использование воды, находящейся в водоёме, для целей (ст. 37):

  • забора воды;
  • производства электроэнергии;
  • сброса стоков;
  • передвижения транспорта;
  • рекреации.

Пользование водоёмами, находящимися в юрисдикции данного кодекса, может осуществляться с изъятием воды или без него (ст. 38 ВК). Последний вариант так же делится на забор с возвратом или без него.

Кроме того, пользование водоёмами может быть обособленным или совместным. Последний вариант распространяется на объекты, которые находятся в свободном пользовании нескольких физических и юридических лиц. Обособленное пользование производится на фактически закрытом объекте, находящемся в собственности физических и юридических лиц, а так же государства и муниципалитетов. Обособленность водопользования чаще всего продиктована особой необходимостью, исключающей иные виды эксплуатации.

Правовой режим

Использование водных объектов производится на основании решений органов управления субъектами федерации или муниципалитетов. Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут использоваться по решению Правительства РФ (ст. 21).

Собственники водных объектов могут пользоваться ресурсом без заключения договоров и специальных разрешений. Однако их деятельность ограничивается необходимостью (ст. 39):

  • соблюдения природоохранного законодательства;
  • содержания в исправности сооружений водопользования;
  • своевременного информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление профилактики возникновения аварий и других ЧС на водоёмах;
  • проведения учёта забора воды или спуска сточных вод;
  • осуществления мониторинга.

Право целевого пользования водоёмами, находящимися в собственности государства и муниципалитетов приобретается на основании договора (ст. 11). При заключении договора лицо приобретает и право аренды водоёма в части разрешённого использования (ст. 12). Это означает, что за реализацию своего права пользователь должен платить сумму, оговоренную в договоре.

Управление

В сфере пользования данной категорией ресурсов управление осуществляется по принципу иерархии полномочий, разделённых между государственными и муниципальными органами власти (глава 4). Кроме того, для целей осуществления мониторинга, сохранения ресурсов в оптимальном состоянии и контроля водопользования вся территория страны разделена на бассейновые округа (ст. 28). В настоящий момент существует 21 округ. В основе выделения округов лежат водосборные бассейны крупных или совокупности мелких и средних рек в их связи с морями. При этом в состав бассейна входят не только наземные, но и подземные воды.

Поскольку границы округов не совпадают с административными границами страны, для управления этими территориями создаются бассейновые советы (ст. 29). В их состав входят представители всех органов власти, общественных организаций, водопользователей, общин коренных народов данной территории. Советы участвуют в разработке схем развития территорий и охраны водных объектов.

Охрана и ответственность

Несмотря на сложные процессы перемещения воды на планете, водные ресурсы считаются исчерпаемыми. Дело в том, что водоёмы могут быть наполнены водой, которую невозможно использовать из-за её низкого потребительского качества.

Охрана водных объектов возложена на их собственников, то есть на физических и юридических лиц, государство и органы местного самоуправления (ст. 55 ВК РФ). Собственники принимают меры по недопущению истощения, засорения и загрязнения водоёмов, а так же по их восстановлению после чрезвычайных ситуаций.

За нарушение водного законодательства предусмотрены три вида наказаний – административная, уголовная и материальная. В зависимости от масштабов содеянного виновные лица не только подлежат наказанию в соответствии с требованиями уголовного и административного кодексов. На них возлагается обязанность возместить ущерб, и устранить последствия правонарушения (ст. 68).

Таким образом, Водный кодекс России построен по принципу создания оптимальных условий эксплуатации одного из самых ключевых ресурсов планеты. Оптимальность заключается не только в обеспечении доступа граждан к данному ресурсу, но и в создании системы, призванной поддерживать допустимый уровень состояния водоёмов.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Водное законодательство
Статья 3. Основные принципы водного законодательства
Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Статья 6. Водные объекты общего пользования
Статья 7. Участники водных отношений
Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты

Статья 8. Право собственности на водные объекты
Статья 9. Право пользования водными объектами
Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами

Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 12. Договор водопользования
Статья 13. Содержание договора водопользования
Статья 14. Срок договора водопользования
Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок
Статья 16. Заключение договора водопользования
Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования
Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Статья 20. Плата за пользование водным объектом
Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование

Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений
Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений
Статья 28. Бассейновые округа
Статья 29. Бассейновые советы
Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
Статья 31. Государственный водный реестр
Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации
Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

Глава 5. Водопользование

Статья 37. Цели водопользования
Статья 38. Виды водопользования
Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов
Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования
Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод
Статья 45. Использование водохранилищ
Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии
Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта
Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины
Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
Статья 51. Использование водных объектов для целей охоты
Статья 51.1. Использование водных объектов для целей рыболовства
Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Глава 6. Охрана водных объектов

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения
Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
Статья 59. Охрана подземных водных объектов
Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ
Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства

Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства
Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Читайте также: