Виды мер принуждения применяемых в сфере налогообложения в т ч уплаты страховых взносов

Обновлено: 26.04.2024

К настоящему времени в Российской Федерации сложилась и функционирует сложная и достаточно разветвленная система мер государственного принуждения в сфере налогообложения. В этой системе межотраслевые связи различных принудительных мер сопровождаются межвидовыми связями мер одной отраслевой принадлежности, но разного целевого предназначения (предупредительных, пресекательных, обеспечительных, правовосстановительных, карательных). Однако целостность этой системы обусловлена единством объекта защиты (налоговые правоотношения) и целей применения (обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах).

Взаимосвязь различных видов государственного принуждения, применяемых в сфере налогообложения, по справедливому замечанию В. В. Стрельникова, следует рассматривать в двух аспектах: правовом (в рамках которого выделяются материально-правовая и процессуально-правовая составляющие) и организационном[19].

Процессуально-правовой аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается в разграничении компетенции уполномоченных государственных органов, в частности, в распределении обязанностей по возбуждению и рассмотрению дел, принятию юрисдикционных решений и их исполнению; установлении необходимых процессуальных сроков; закреплении процессуальных средств воздействия на правонарушителя, например, мер обеспечения (пресечения); указании специфических средств, способов и предмета доказывания; закреплении особенностей исполнения юрисдикционных решений и преюдиции между ними.

Организационный аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается, например, в обмене информацией между этими органами в целях эффективного осуществления налогового контроля и взыскания с неплательщиков налоговой задолженности.

Система мер государственного принуждения в сфере налогообложения включает в себя:

• меры принуждения, применяемые в рамках налоговых процедур (в основном, в рамках налогового контроля) к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и лицам, обязанным содействовать налоговому администрированию, в случае их действительного или предполагаемого противоправного поведения. В связи с неоднозначностью правовой природы некоторых из этих мер среди них условно можно выделить меры предупредительные, пресекательные, обеспечительные и правовосстановительные;

• меры принуждения, применяемые к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам в рамках гражданского или арбитражного (в зависимости от правового статуса налогообязанного лица) процесса, возбужденного при наличии спора между этими лицами и налоговым органом. В большинстве случаев споры обусловлены несогласием налогообязанного лица с решением о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и взысканием на основании этого решения недоимок по налогам (сборам), пеней и штрафов;

• меры принуждения, применяемые к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам в рамках исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем на основании постановления налогового органа о взыскании налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя либо на основании исполнительного листа, выданного налоговому органу по решению суда;

• меры административно-процессуального принуждения, применяемые в связи с обнаружением признаков административно наказуемого нарушения законодательства о налогах и сборах либо при достаточных основаниях предполагать наличие таких признаков;

• меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при возбуждении, предварительном расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях;

• меры юридической ответственности разных типов и видов.

Меры налогово-правового принуждения (речь идет о мерах, не являющихся юридической ответственностью) применяются по большей части к лицам, совершившим налоговое правонарушение, однако некоторые из этих мер могут быть применены в отсутствие объективного факта правонарушения, при наличии обстоятельств, свидетельствующих только о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах (например, когда у налоговых органов есть обоснованные основания предполагать недобросовестность налогоплательщика). Целью применения мер налогово-правового принуждения является понуждение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к надлежащему исполнению налоговой обязанности, создание условий для эффективного выполнения возложенных на налоговые органы задач, устранение обстоятельств, препятствующих нормальной деятельности налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля и привлечения правонарушителей к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. На практике указанные цели реализуются путем предупреждения и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, предотвращения негативных последствий таких нарушений, обеспечения возможности восстановления имущественных прав государства.

В юридической литературе предлагаются различные классификации мер налогово-правового принуждения, например, в зависимости от вида налогового производства, в рамках которого предусмотрено применение соответствующих мер[26], или в зависимости от характера мер[27]. Первое из указанных оснований классификации представляется не совсем удачным, поскольку предполагает необходимость сначала установить содержание самих налоговых производств. А надо отметить, что к настоящему моменту в российской юриспруденции отсутствует не только единообразное, но и какое-либо господствующее мнение относительно классификации таких производств[28]. Кроме того, в рамках одного и того же налогового производства могут применяться меры принуждения, принципиально отличные по основаниям и целям применения. В связи с этим, на наш взгляд, более целесообразной в теоретическом плане является классификация мер налогово-правового принуждения в зависимости от их характера. Такая классификация позволяет разграничить действующие меры государственного принуждения в зависимости от их целевого и функционального предназначения, т. е. установить основные признаки принудительных мер каждой видовой группы, которые определяют их сущность и качественно отличают от мер иных групп. На основании этой классификации можно выделить среди мер налогово-правового принуждения (не являющихся юридической ответственностью) меры предупредительные, пресекательные, обеспечительные и правовосстановительные.

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Комментарии к ст. 120 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств - в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ.

Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Задайте вопрос юристу:

В связи со вступлением в силу второй части Налогового кодекса РФ в очередной раз изменились меры ответственности за правонарушения, возникающие при уплате страховых взносов в ПФР. Для того, чтобы оценить размеры штрафов и пеней, которые теперь будут взиматься с плательщиков единого социального налога, юрист О.Н. Толмачева напоминает о том, как они изменялись в последнее время, и проводит сравнительный анализ норм об ответственности, действовавших ранее и применяющихся с 1 января 2001 года.

До принятия части первой НК РФ

До принятия первой части Налогового кодекса РФ ответственность за правонарушения, совершаемые плательщиками сборов в ПФР, была регламентирована Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1, а также Законами РФ о бюджете ПФР на соответствующий год.

Так, указанный выше Порядок устанавливал три состава правонарушения:

- сокрытие или занижение суммы оплаты труда при начислении страховых взносов в ПФР;

- отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФР;

- непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начисляются страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам.

За сокрытие или занижение суммы оплаты труда при начислении страховых взносов с нарушителя взыскивалась сокрытая или заниженная сумма оплаты труда, а также штраф в размере указанной суммы. В случае повторного нарушения штраф взыскивался в двойном размере. За отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФР, а также за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости - взыскивался штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм страховых взносов.

После принятия части первой НК РФ

После принятия и вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ как у плательщиков сборов в ПФР, так и у самих правоприменительных органов (ПФР и арбитражных судов) возникло очень много вопросов. В частности, распространяются ли положения Налогового кодекса РФ об ответственности за налоговые правонарушения на плательщиков сборов в ПФР или следует руководствоваться нормами об ответственности, закрепленными в нормативных актах, регулирующих отношения по уплате страховых взносов в ПФР.

Долгожданное разъяснение последовало только 15 августа 2000 года, когда ПФР выпустил письмо № МЗ-09-25/7298. Итак, положения главы 16 НК РФ об ответственности за налоговые правонарушения следует применять только в отдельных случаях. По общему правилу при применении мер ответственности следует руководствоваться нормами специального законодательства.

Статьи 116 и 117 НК РФ об ответственности за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в отношении плательщиков страховых сборов в ПФР применению не подлежат. Ответственность за аналогичные составы правонарушений предусмотрена специальным законодательством. В частности, пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР предусмотрена ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов в виде взыскания 10 процентов страховых взносов, причитающихся к уплате в ПФР со дня государственной регистрации или получения соответствующей лицензии.

Не подлежат применению органами ПФР статьи 119, 120, 123 и 125 НК РФ, устанавливающие ответственность за непредставление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Статья 118 НК РФ, устанавливающая ответственности за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, напротив, используется органами ПФР. Также применяются меры ответственности, предусмотренные в статье 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога. Так, к нарушителю данной нормы применяется ответственность в виде 20 или 40 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Отметим, что предусмотренная в пункте 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР мера ответственности в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в ПФР сумм выплат в пользу работников по всем основаниям, а также штрафа в том же размере, применению не подлежит.

Органы ПФР применяют ответственность, предусмотренную статьями 124 и 126 НК РФ, за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение и за непредставление органам ПФР сведений, необходимых для осуществления соответствующего контроля. При этом применение мер ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ не исключает применение органами ПФР ответственности, предусмотренной пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, а именно:

- в виде взыскания 10 процентов сумм страховых взносов начисленных за отчетный год за непредставление сведений либо представление недостоверных о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в ПФР.

Нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на разъяснение ПФР о частичном применении главы НК РФ об ответственности, данный вопрос остался спорным. Многие юристы отстаивают позицию, что после принятия и вступления в действие первой части НК РФ в вопросах ответственности следует руководствоваться исключительно главой 16 НК РФ, иные нормативные акты, содержащие нормы об ответственности, применению не подлежат. В этой связи можно также отметить информационное письмо ВАС РФ от 12.07.2000 № 55, в котором говорится, что на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, распространяются требования первой части НК РФ. Специальные нормативные акты подлежат применению только относительно строго ограниченного круга вопросов. В частности, специальное законодательство применяется при определении плательщиков взносов, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов в ПФР.

После принятия части второй НК РФ

Как известно, в связи с введением в действие второй части НК РФ страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в том числе и в ПФР, заменяются единым социальным налогом. Таким образом, нормативные акты, регулирующие отношения по уплате страховых взносов в ПФР, а также устанавливающие ответственность, утрачивают силу. Ответственность за нарушения порядка исчисления и уплаты единого социального налога будет применяться в соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ. Другими словами, с 1 января 2001 года будут применяться меры ответственности, предусмотренные главой 16 НК РФ.

Отметим, что в связи с этим не будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, а именно:

- в виде взыскания 10 процентов сумм страховых взносов начисленных за отчетный год за непредставление сведений либо представление недостоверных о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в ПФР.

Вместо указанных выше правонарушений, с 1 января 2001 года будет применяться статья 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление сведений (документов), необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Следует учитывать специфику применения мер ответственности за налоговые правонарушения, совершенные до 1 января 2001 года, а обнаруженные – после указанной даты. Так, исходя из общего принципа, закрепленного в статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие и смягчающие ответственность, имеют обратную силу. Напротив, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые меры ответственности или отягчающие уже существующие, обратной силы не имеют. Другими словами, если за совершенное до 1 января 2001 года налоговое правонарушение в ранее действовавшем законодательстве установлена более мягкая ответственность, то налогоплательщик будет отвечать исходя из ранее действовавших норм. Если же наоборот, более мягкая ответственность содержится в нормах, применяемых с 1 января 2001 года, то налогоплательщик (плательщик сбора в ПФР), будет отвечать за правонарушение, совершенное до 1 января 2001 года, в соответствии с новыми нормами.

Сравнительный анализ норм об ответственности за неуплату ЕСН и взносов в ПФР

До принятия части первой НК РФ

До принятия первой части Налогового кодекса РФ ответственность за правонарушения, совершаемые плательщиками сборов в ПФР, была регламентирована Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1, а также Законами РФ о бюджете ПФР на соответствующий год.

Так, указанный выше Порядок устанавливал три состава правонарушения:

- сокрытие или занижение суммы оплаты труда при начислении страховых взносов в ПФР;

- отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФР;

- непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начисляются страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам.

За сокрытие или занижение суммы оплаты труда при начислении страховых взносов с нарушителя взыскивалась сокрытая или заниженная сумма оплаты труда, а также штраф в размере указанной суммы. В случае повторного нарушения штраф взыскивался в двойном размере. За отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФР, а также за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости - взыскивался штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм страховых взносов.

После принятия части первой НК РФ

После принятия и вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ как у плательщиков сборов в ПФР, так и у самих правоприменительных органов (ПФР и арбитражных судов) возникло очень много вопросов. В частности, распространяются ли положения Налогового кодекса РФ об ответственности за налоговые правонарушения на плательщиков сборов в ПФР или следует руководствоваться нормами об ответственности, закрепленными в нормативных актах, регулирующих отношения по уплате страховых взносов в ПФР.

Долгожданное разъяснение последовало только 15 августа 2000 года, когда ПФР выпустил письмо № МЗ-09-25/7298. Итак, положения главы 16 НК РФ об ответственности за налоговые правонарушения следует применять только в отдельных случаях. По общему правилу при применении мер ответственности следует руководствоваться нормами специального законодательства.

Статьи 116 и 117 НК РФ об ответственности за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в отношении плательщиков страховых сборов в ПФР применению не подлежат. Ответственность за аналогичные составы правонарушений предусмотрена специальным законодательством. В частности, пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР предусмотрена ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов в виде взыскания 10 процентов страховых взносов, причитающихся к уплате в ПФР со дня государственной регистрации или получения соответствующей лицензии.

Не подлежат применению органами ПФР статьи 119, 120, 123 и 125 НК РФ, устанавливающие ответственность за непредставление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Статья 118 НК РФ, устанавливающая ответственности за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, напротив, используется органами ПФР. Также применяются меры ответственности, предусмотренные в статье 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога. Так, к нарушителю данной нормы применяется ответственность в виде 20 или 40 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Отметим, что предусмотренная в пункте 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР мера ответственности в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в ПФР сумм выплат в пользу работников по всем основаниям, а также штрафа в том же размере, применению не подлежит.

Органы ПФР применяют ответственность, предусмотренную статьями 124 и 126 НК РФ, за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение и за непредставление органам ПФР сведений, необходимых для осуществления соответствующего контроля. При этом применение мер ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ не исключает применение органами ПФР ответственности, предусмотренной пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, а именно:

- в виде взыскания 10 процентов сумм страховых взносов начисленных за отчетный год за непредставление сведений либо представление недостоверных о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в ПФР.

Нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на разъяснение ПФР о частичном применении главы НК РФ об ответственности, данный вопрос остался спорным. Многие юристы отстаивают позицию, что после принятия и вступления в действие первой части НК РФ в вопросах ответственности следует руководствоваться исключительно главой 16 НК РФ, иные нормативные акты, содержащие нормы об ответственности, применению не подлежат. В этой связи можно также отметить информационное письмо ВАС РФ от 12.07.2000 № 55, в котором говорится, что на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, распространяются требования первой части НК РФ. Специальные нормативные акты подлежат применению только относительно строго ограниченного круга вопросов. В частности, специальное законодательство применяется при определении плательщиков взносов, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов в ПФР.

После принятия части второй НК РФ

Как известно, в связи с введением в действие второй части НК РФ страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в том числе и в ПФР, заменяются единым социальным налогом. Таким образом, нормативные акты, регулирующие отношения по уплате страховых взносов в ПФР, а также устанавливающие ответственность, утрачивают силу. Ответственность за нарушения порядка исчисления и уплаты единого социального налога будет применяться в соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ. Другими словами, с 1 января 2001 года будут применяться меры ответственности, предусмотренные главой 16 НК РФ.

Отметим, что в связи с этим не будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, а именно:

- в виде взыскания 10 процентов сумм страховых взносов начисленных за отчетный год за непредставление сведений либо представление недостоверных о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в ПФР.

Вместо указанных выше правонарушений, с 1 января 2001 года будет применяться статья 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление сведений (документов), необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Следует учитывать специфику применения мер ответственности за налоговые правонарушения, совершенные до 1 января 2001 года, а обнаруженные – после указанной даты. Так, исходя из общего принципа, закрепленного в статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие и смягчающие ответственность, имеют обратную силу. Напротив, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые меры ответственности или отягчающие уже существующие, обратной силы не имеют. Другими словами, если за совершенное до 1 января 2001 года налоговое правонарушение в ранее действовавшем законодательстве установлена более мягкая ответственность, то налогоплательщик будет отвечать исходя из ранее действовавших норм. Если же наоборот, более мягкая ответственность содержится в нормах, применяемых с 1 января 2001 года, то налогоплательщик (плательщик сбора в ПФР), будет отвечать за правонарушение, совершенное до 1 января 2001 года, в соответствии с новыми нормами.

Выплачивая страховые взносы, работодатель должен соблюдать общий порядок их расчета, учитывать изменения законодательства. Значительных изменений в части уплаты страховых взносов в 2021 г. нет, однако ряд послаблений получили индивидуальные предприниматели и представители среднего и малого бизнеса.

В статье расскажем о нюансах расчета страховых взносов в 2021 г. на примере конкретной организации.

КТО ОБЯЗАН УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Для плательщиков устанавливают предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2021 г. — 2,3).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ.

НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В БАЗУ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ СУММЫ ЗАРПЛАТЫ ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

КАКИЕ СУММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказаниемедицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и др.;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, и др.;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и т. д.;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

  • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Тарифы страховых взносов

на ОПС

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

на ОМС

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

в отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины

Свыше установленной предельной величины

* В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ БАЗ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2021 ГОДУ?

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

ПРИМЕР

Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

Месяц

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

Читайте также: