Вести в установленном порядке учет своих доходов расходов уплачивать законно установленные налоги

Обновлено: 16.05.2024


Виталий Викторович — совершеннолетний гражданин РФ. Что из перечисленного ниже относится к его правам как налогоплательщика? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
3) уплачивать законно установленные налоги
4) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено Налоговым кодексом РФ
5) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков
6) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах


Для выполнения данного задания необходимо повторить права и обязанности налогоплательщика.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, это обязанность.
4) неверно, это обязанность.
5) верно.
6) неверно, это обязанность.
Обязанности налогоплательщиков:
1. своевременная и полная уплата налога.
2. Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет.
3. Обязанность представлять налоговым органам необходимые документы и сведения.
4. Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акт (Данная обязанность налогоплательщика не означает, что он должен подписывать акт проверки, поскольку изначально подписание акта - это право лица. Вместе с тем, отказываясь от подписания, налогоплательщик должен письменно изложить мотивы отказа).
5. Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.
Права налогоплательщиков:
1. Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.
2. Право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
3. Право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
4. Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами.
5. Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика.


Гражданин К — индивидуальный предприниматель. Какие из приведённых позиций характеризуют его обязанности как налогоплательщика в РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
2) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
3) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
4) уплачивать законно установленные налоги и сборы
5) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
6) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством


Для выполнения этого задания повторите права и обязанности налогоплательщиков.
Обязанности налогоплательщиков:
1. своевременная и полная уплата налога.
2. Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет.
3. Обязанность представлять налоговым органам необходимые документы и сведения.
4. Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акт (Данная обязанность налогоплательщика не означает, что он должен подписывать акт проверки, поскольку изначально подписание акта - это право лица. Вместе с тем, отказываясь от подписания, налогоплательщик должен письменно изложить мотивы отказа).
5. Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.
Права налогоплательщиков:
1. Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.
2. Право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
3. Право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
4. Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами.
5. Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика.

Кратко о фабуле дел.

1. Решением от 28.10.2016 № 51221099 доначислено налогов в общем размере 346 133 004 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ – 121 185 873 руб., штрафа – по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 26 608 022 рубля. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 521 051 549 руб., завышение заявленного к возмещению из бюджета НДС за 1 квартал 2013 года – 5 299 890 руб.

2. Решением от 27.06.2018 № 03-21/56391621 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений доначислено налогов в общем размере 1 653 430 694,45 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ - 602 085 729,02 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 240 016 329,11 рублей. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 379 768 851 руб.

Рассмотрим подробнее вторую проверку, к первой же мы еще вернемся.

Доначисления мотивированы тем, что якобы общество производило неучтенную продукцию и, соответственно, не уплачивало с ее реализации налоги. Налогоплательщик заявляет о том, что никакой неучтенной продукции не производилось, ссылаясь при этом на то, что за период с 2014 по 2018 год контролирующим органом - Росалкогольрегулированием - было проведено 3 плановых и 40 внеплановых проверок общества, по результатам которых никаких фактов (признаков) наличия производства неучтенной продукции не было выявлено. При этом Росалкогольрегулирование проводит свои проверки в режиме реального времени. Однако налоговым органом обществу были вменены производство и реализация неучтенного объема пива и пивных напитков, реализованного третьими лицами, за прошедшие периоды. Доводы о том, что произвести якобы неучтенную продукцию, с учетом отсутствия для этого технической возможности, общество не могло в принципе, налоговым органом проигнорированы. Также оставлены без внимания доводы о том, что установленные на оборудовании общества средства контроля (счетчики произведенной продукции, система ЕГАИС и т.п.) не подтверждают изготовление какой-либо неучтенной продукции.

Тут необходимое отступление - письменные пояснения налогоплательщика, возражения налогового органа, а также документы, подтверждающие изложенные сведения, в электронном виде размещены в облачном хранилище в сети Интернет для свободного доступа, по следующей ссылке. Сделано это с той целью, чтобы заинтересовавшееся данным случаем лицо могло самостоятельно их изучить и сформировать свою позицию.

Более того, в материалах дела имеются документы, которые не только не находятся во взаимосвязи с доказательствами, на которые ссылается инспекция, но и прямо им противоречат – например, материалы проверок РАР, которые представлены до вынесения инспекцией решения – 20.03.2018 (вместе с дополнительными возражениям на акт проверки), причем во время проведения инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля. Проверкой данные противоречия устранены не были, контрольные мероприятия не проведены, фактические обстоятельства не выяснены.

Теперь перейдем к тому, как налоговым органом были рассчитаны налоговые обязательства. А производила инспекция расчеты налоговых обязательств произвольно, руководствуясь одной ей известной логике, не основываясь на положениях НК РФ. При этом по непонятной причине инспекция отказалась от применения расчетного метода исчисления налогов и сборов, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Информация об аналогичных налогоплательщиках в обжалуемом решении не содержится.

Что произошло в итоге применения такого подхода налоговым органом? Если в фундаменте содержится изъян, сложно рассчитывать на устойчивость всего здания. Так и вышло в данном случае.

Суммы за 2014-2015 гг.

№ приложений к решению по итогам проверки за 2014-2015 гг.,

Выручка без НДС, руб. (определена на основании первичных документов и выборок из банковских выписок третьих лиц), руб.

1 260 330 157

Выручка с НДС, руб.

(данные из приложений №45+№46) * 1,18

Сумма доначисленных налогов, руб. (с учетом Решения УФНС России от 26.12.2018 № 16-22/19341@)

1 442 396 606

Сумма итоговых показателей из приложений №№ 50, 51, 52, 53

Среднеотраслевая налоговая нагрузка, %

Среднеарифметическая за 2 года – 18, 8

Суммы пени по решению, руб.

Стр. 466 решения

Суммы штрафа по решению, руб.

Стр. 466 решения

Итого сумма налогов, штрафов, пени

Стр. 466 решения

Соответственно, из таблицы наглядно видно, что инспекцией доначислены налоговые обязательства, размер которых не объективен и не реален.

А теперь несколько выводов, почему, по мнению автора, так произошло. И здесь необходимо вернуться к судьбе решения налогового органа, вынесенного по результатам первой проверки.

Однако суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, а в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС было отказано. Общество обратилось с еще одной кассационной жалобой, уже в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ. А дальне произошло странное. Данная жалоба была подана 06.02.2019, однако была Верховным Судом Российской Федерации возвращена без рассмотрения по существу на основании п. 1 ч. 1 ст. 291.5 АПК РФ. Так, согласно письма Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 г. № 304-КГ18/25070, жалобы была возвращена, так как к ней было приложено платежное поручение от 14.12.2018 г. № 1170, свидетельствующее об оплате государственной пошлины за ранее поданную и рассмотренную в ВС РФ кассационную жалобу от 14.12.2018 г. Хотя на самом деле к возвращенной жалобе, поступившей 15.08.2018 г., было приложено платежное поручение № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей, а к жалобе от 14.12.2018 г. было приложено иное платежное поручение № 1171 от 14.12.2018 г. на сумму 3 000,00 рублей. То есть платежное поручение об оплате государственной пошлины № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей ранее нигде не использовалось и никуда не прикладывалось. Таким образом, по причине ошибки сотрудников аппарата Верховного Суда Российской Федерации налогоплательщик был лишен права на рассмотрение его обращения от 06.02.2019 и, соответственно, права на судебную защиту его интересов, гарантированного законом. В настоящий момент кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ, совместно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Однако пока дальнейшая ее судьба неизвестна.

Целью настоящей статьи не является какая-либо критика вынесенных судебных актов, однако необходимо отметить, что Оставление в силе обжалуемых судебных актов создает, как указывалось в жалобе, опасный прецедент, без преувеличения, для всей налоговой и судебной системы Российской Федерации, так как нижестоящие суды предоставили право всем налоговым инспекциям страны при проведении выездных налоговых проверок произвольно отказываться от применения расчетного метода, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и бесконтрольно доначислять налоги и сборы, в том числе на основании юридически порочных документов. Такой порочный подход ведёт к нарушению фундаментальных норм налогового права и идет вразрез как с устоявшейся судебной практикой, так и с официальной позицией Верховного Суда Российской Федерации. Но что ещё более важно, такой подход ведёт к подрыву доверия со стороны предпринимательского сообщества к деятельности ФНС России, а это, в свою очередь, может быть причиной дестабилизации всей финансовой системы страны.

В результате сложилась ситуация, при которой, несмотря на всю абсурдность:

- налоговая нагрузка налогоплательщика в размере 116,1 % (при среднеотраслевой 19,1 %) соответствует его действительным налоговым обязательствам и не противоречит принципу справедливости, соразмерности, всеобщности и равенства налогообложения в Российской Федерации.

Установление налоговых обязательств, как это следует из основных принципов налогообложения в Российской Федерации согласно действующему Налоговому кодексу РФ, не должно приводить к более обременительному налогообложению налогоплательщика - в ином случае весь механизм борьбы с налоговыми правонарушениями выполнял бы не восстановительно-фискальную функцию, а исключительно карательную.

Но все же, еще есть шанс на пересмотр дела № А46-15322/2017, а в рамках дела № А46-5513/2019 решение налогового органа в абсолютно большей части все же признано незаконным. Посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы . Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоги — обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сборы — обязательные взносы за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий.

Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, нотариусам, занимающимся частной практикой, и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые органы по месту жительства налоговую декларацию — письменное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговые правоотношения являются разновидностью финансово-правовых отношений.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права две группы общественных отношений возникающих по поводу установления, введения и уплаты налогов, в процессе осуществления налогового контроля, обжалования действий налоговых органов, привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.

Особенностью налоговых правоотношений является обязательное участие государства в качестве одного из субъектов.

Структура налоговых правоотношений включает в себя следующие элементы:

1) Объект (денежные средства, которые должны быть внесены налогоплательщиком в бюджетную систему РФ).
2) Субъект (участники отношений).
3) Содержание (права и обязанности участников налоговых отношений).

Налогоплательщики — субъекты налоговых отношений — физические и юридические лица, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы за счёт собственных средств.

↑ Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

↑ Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена
настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

  • Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности.
  • Залог имущества — соглашение между залогодателем и налоговым органом, в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счёт стоимости заложенного имущества.
  • Поручительство — обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Оформляется договором между налоговым органом и поручителем (может быть физическое или юридическое лицо).
  • Приостановление операций по счетам в банке — прекращение банком всех расходных операций по счёту налогоплательщика. Применяется для обеспечения решения о принудительном взыскании налога.
  • Арест имущества налогоплательщика — действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Применяется только к организациям.
  • По российскому законодательству граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке не только к финансовой (налоговой), дисциплинарной, но и к административной и уголовной ответственности.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Налогоплательщик - организация (российская или иностранная) и физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое законом возложена обязанность платить налоги и сборы. 1

Права налогоплательщика

Права налогоплательщика устанавливаются Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, постановлением городской думы). В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

  • получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщика:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет.

Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля. 2

Виды доходов физических лиц, подлежащих налогообложению:

  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая;
  • доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;
  • доходы, полученные от использования любых транспортных средств, и др.

Виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению:

  • государственные пособия (за исключением пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребёнком);
  • государственные пенсии;
  • все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности:

Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности.

Залог имущества - соглашение между залогодателем и налоговым органом, в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счёт стоимости заложенного имущества.

Поручительство - обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Оформляется договором между налоговым органом и поручителем (может быть физическое или юридическое лицо).

Приостановление операций по счетам в банке - прекращение банком всех расходных операций по счёту налогоплательщика. Применяется для обеспечения решения о принудительном взыскании налога.

Арест имущества налогоплательщика - действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Применяется только к организациям.

Разновидности ответственности за неуплату налогов

По российскому законодательству граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке не только к финансовой (налоговой), дисциплинарной, но и к административной и уголовной ответственности.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры административной ответственности налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения:

  • уклонение от постановки на учёт в налоговом органе - предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных за период, в который осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на учёт;
  • нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов- штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации;
  • нарушение правил составления налоговой декларации, т. е. неотражение или неполное отражение доходов - штраф в размере 5000 рублей;
  • неумышленная неуплата или неполная уплата сумм налога - штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога;
  • те же действия, совершённые умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога и т. д.

К налоговым преступлениям, за которые предусматривается уголовная ответственность, относятся следующие:

  • уклонение от уплаты налогов с организаций путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах путём сокрытия других объектов налогообложения, совершённое в крупном размере (если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных зарплат), наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет;
  • при неоднократном совершении этого преступления предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет;
  • уклонение гражданина от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах в случаях, когда её подача является обязательной, либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 80 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года;
  • то же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от пяти месяцев до одного го­да либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершённым в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере - 500 МРОТ. 3

Читайте также: