В выборах могли участвовать женщины и мужчины достигшие 25 лет и платившие городские налоги

Обновлено: 25.06.2024

Предпосылками для принятия решения о создании Государственной Думы послужили революционные события в стране с начала 1905 года, которые вынудили Николая Второго пойти на определенные уступки населению России. Основой революционных действий являлся вопрос об изменении власти в стране, перевод ее на демократический вектор развития. Народ требовал ограничения самодержавия, учреждения народного представительства, проведения всеобщих выборов на основе равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Законодательство о Государственной думе формировалось в несколько этапов.

На первом этапе, в августе 1905 г., оно не было радикальным. Ду­ма провозглашалась представительным органом, избираемым сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права. в выборах могли участвовать только мужчины старше 25 лет (кроме военных; осуждённых или привлечённых к ответственности по обвинениям в серьёзных преступлениях и некоторых др. категорий), владевшие (единолично или коллективно) недвижимостью. По традиции избирательного права лишались женщины (они не имели этого права так­же в Англии, Германии, Франции), военнослужащие срочной службы (считалось, что армия выражает сугубо государственные интересы и в по­литике не участвует),бродячие инородцы (кочевые и полукочевые народы в силу образа жизни).

Остальное население, которое могло участвовать в выборах, делилось на три курии: землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы предполагались многостепенные.

Дума должна была состоять из 524 депутатов, однако практически до самого своего роспуска (время работы: с 27 апреля 1906 года по 8 июля 1906 года, 72 дня) она находилась не в полном составе. Причинами этому послужили неоднократные отмены и 2 переносы выборов в некоторых регионах страны из-за революционных выступлений народных масс. Таким образом избиралось 330 членов Думы. Кроме того, 51 депутат (1 от губернии) избирался крестьянскими выборщиками из своего состава, 3 депутата (по одному от Донского, Астраханского и Оренбургского казачьих войск) – казачьими выборщиками также из своего состава. 20 крупнейших городов имели отдельное представительство, избирая двухстепенным голосованием 28 членов Думы.

На этом этапе Дума мыслилась как орган, совмещающий черты запад­ного парламента и старинных Земских соборов Московской Руси. Глав­ным в ней было законосовещательное начало. Дума должна была осущест­влять предварительную разработку и обсуждение законодательных предпо­ложений, передаваемых затем через Государственный совет на утверждение царю. Дума не могла иметь право голоса по вопросам бюджета и рас­пускалась досрочно по указу царя.

Одновременно по закону от 19 октября был преобразован высший ор­ган исполнительной власти. Хотя министерства остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в рукахпремьер-министра. Совет министров мог действовать самостоятельно, без вмешательства императора, что можно расценивать как шаг к формирова­нию принципов ответственности между парламентом и министрами.

Следующим этапом формирования законодательства о Государствен­ной думе стал закон от 11 декабря 1905 г.Он был принят в

В декабре 1905 года внесены изменения в Положение о выборах царским указом от 11 декабря 1905 года, которые существенно скорректировали избирательное законодательство. Всего было учреждено четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. По представительству они существенно различались – 1 выборщик от 2 тысяч населения в землевладельческой, от 4 тысяч – в городской, от 30 тысяч – в крестьянской и от 90 тысяч – в рабочей куриях. Очевидно, что избранную по таким правилам Государственную Думу нельзя было считать всенародно избранным представительным органом.

Для контроля за соблюдением избирательного законодательства, рассмотрения заявлений и жалоб в период избирательной кампании создавались губернская и уездные по делам о выборах в Государственную Думу комиссии. Губернскую возглавлял председатель окружного суда.

Губернское или городское избирательное собрание проходило под председательством губернского предводителя дворянства или городского головы. Собрание считалось правомочным избрать членов Государственной Думы, если на нем присутствовало не менее половины общего числа выборщиков. При отсутствии кворума собрание распускалось и собиралось вновь через 7 дней. Новое собрание считалось состоявшимся независимо от числа выборщиков.

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были "сотни" и "улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица - староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборногопринципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода -посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.

Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления - губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедуравыборов.

Особое место среди органов государственной власти в XVI - XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. - избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. - Василий Шуйский, 1613 г. - Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборовцарей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

XIX - начало XX вв. в России - это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х - 70-х гг. XIX в. понятие "выборное право" в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.

Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - городские Думы - получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.

В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905 - 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались политические свободы.

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" (11 октября 1905 г.), Манифест "Об изменении Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственной Думы" (20 февраля 1906 г.), а также новое "Учреждение Государственной Думы" (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.

Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской - 7 тысяч, в крестьянской - 30 тысяч, в рабочей - 90 тысяч.

"Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.

Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.

27 мая 1917 г. были изданы "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление "О волостном земском управлении". Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20 лет.

2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание". Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системывыборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей - право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. "Положение" определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.

Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.

С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.

Воробьев Н.И., Никулин В.В.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации:
Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005. 104 с., 2005

Основы городского представительства, введенные законодательством Екатерины II, подверглись существенному пересмотру в годы правления Павла I. Первоначально уменьшилось количество гласных Петербургской городской думы, а вскоре сама дума была упразднена.

В начале правления Александра I городам были возвращены права, данные Екатериной II. 2 апреля 1801 г. императорский манифест торжественно подтвердил восстановление действия Жалованной грамоты городам.

К третьему разряду принадлежали купцы всех гильдий. В четвертый входили мещане, не состоящие в цехах и в пятый - цеховые ремесленники и мещане. Имущественный ценз для городских избирателей составлял 100 рублей годового дохода с недвижимой собственности или капитала.

Каждое из пяти отделений думы представляло соответствующее сословие, а общая дума в целом - все городское общество. Отделения возглавляли сословные старшины, избиравшиеся из лиц, владеющих собственностью, оцененной на сумму не менее 6 ООО рублей.

Численность Петербургской общей думы достигала 750 человек. Такое многочисленное собрание было малоэффективным при решении вопросов городского управления; для осуществления практической деятельности формировалась распорядительная дума. Она состояла из городского головы, представителей, выбранных по всем пяти отделениям и одного лица, назначенного правительством.

Личное активное избирательное право приобретали мужчины, а женщины доверяли свой голос уполномоченным. Избирателями являлись лица, достигшие 21 года, прожившие в Москве не менее 2-х лет, владевшие в этом городе капиталом или недвижимой собственностью, приносящей ежегодный доход не менее 100 рублей.

Для избрания общей думы московские избиратели, так же как и петербургские, группировались в пять курий, представляющих основные социальные группы городского населения: потомственных дворян, личных дворян, почетных граждан и других категорий населения, купцов, мещан, ремесленников. Наиболее пестрым был социальный состав второй курии.

В нее были включены домовладельцы, не входящие в состав других разрядов избирателей, в частности, священники.

Выборы проходили по двухстепенной системе. Сначала избирались выборщики - по сто человек от каждой курии, затем из каждого разряда выбиралось по 35 человек. Таким образом, общую городскую думу составляли 175 гласных. Городской голова избирался всеми выборщиками. В исполнительный орган думы - распорядительную думу входили по два представителя от каждого разряда гласных, составлявших общую думу.

Гласными думы могли быть лишь состоятельные граждане, владеющие капиталом или недвижимым имуществом стоимостью не менее 15 ООО рублей. Возрастной ценз составлял 25 лет для гласных и 30 для городского головы''.

Портрет М. М. Плешанова, ростовского городского головы

- Московская власть: Городские головы. 1782-1997. - М., 1997. - С. 15-16.

ром 16 июня 1870 г. Так начался новый этап в истории российского городского представительства1.

По данной норме любой торговец, уплачивающий от одного до двух рублей ежегодного сбора, получал право участия в выборах.

Это обстоятельство существенно увеличивало контингент городских избирателей. Например, в 1884 г. в Москве имело право голоса 19 802 человек. Разумеется, эта цифра составляла незначительный процент от общего числа жителей города, которое по переписи 1882 г. насчитывало 783 469 лиц обоего пола.

2 Высочайше утвержденное Городовое положение от ,|3/2Й июня 1870 г.// Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XLV. Отд-нпе 1-е. - СПб. 1874. - Ст. 48498. - С. 825.

В выборах не могли участвовать чиновники органов местного управления: губернатор, члены губернского по городским делам присутствия (исключая городского голову), члены губернского правления и чины местной полиции.

Аналогично земскому избирательному праву, женщины и лица, в возрасте от 21 года до 25 лет, соответствуюнше требованиям цензов, получали право делегировать на выборы уполномоченных, а опекуны и попечители могли голосовать за своих подопечных.

Избиратели распределялись па три группы по принципу, заимствованному из муниципального права Пруссии.

Городской управой составлялся список всех местных налогоплательщиков, имеющих право голоса. Первыми в него включались те избиратели, которые уплачивали наибольшие суммы городских сборов, затем менее состоятельные и так далее, по мере уменьшения сумм, внесенных в доход города. В первое избирательное собрание входили горожане, включенные в список первыми и уплачивающие в совокупности всех городских налогов. Второе составляла более многочисленная группа лиц, следующих далее по списку и также уплачивающая вместе '/3 налогов. Наконец, в третьем собрании объединялись все остальные избиратели-налогоплательщики. В соответствии с местными условиями, например, в небольших городах, могло быть два избирательных собрания.

Неудивительно, что степень активности избирателей на городских выборах во многом зависела от того, к какой курии они принадлежали и, следовательно, насколько реальным было их влияние на предстоящий выбор. Так, на московских выборах 1884 г. по первой курии явка избирателей составила 43 % (96 человек), по второй - 17 % (228 человек), по третьей - всего 5 % (912 человек из 18 310 потенциальных избирателей)548.

Большой зал Московской городской думы

Минимальное количество гласных, подлежащих избранию, составляло 30 человек при 300 избирателях. На каждые дополнительные 150 избирателей полагалось 6 гласных. Максимальное число гласных для нестоличных городов составляло 72 человека.

Таким образом, в городе проводилось три (или, в отдельных случаях, два) избирательных собрания. Как правило, сначала голосовали избиратели первой курии, затем второй и, наконец, третьей. Каждое проходило под председательством городского головы. Для подсчета голосов и организации выборного процесса из состава избирательного собрания назначалось от двух до шести помощников председателя.

Собрание было правомочно осуществлять выборы, если число присутствующих превышало число вакансий. Если число избирателей, прибывших на выборы, было меньше числа избираемых гласных, следовало назначить новые выборы. Повторное собрание приступало к выборам при любом количестве избирателей.

Владивосток, здание городской думы и управы

Каждый избиратель имел право выдвижения любого количества кандидатов (включая и себя). Для этого он должен был подать председателю список лиц, которых предстояло включить в число претендентов1. В Москве для этого печатались специальные бланки, в которые избиратели вносили имена кандидатов.

Право избрания в гласные имели все участники собрания, в том числе уполномоченные. Один человек мог подать не более двух голосов: один лично и один по доверенности. Лица, выдвигаемые для баллотировки в избирательном собрании, могли не принадлежать к данному разряду избирателей-.

Выборы производились путем тайного голосования шарами.

Так же как и при земских выборах, избранными считались кандидаты, получившие более половины голосов членов собрания. Если число таких лиц было недостаточно для заполнения всех вакансий, то учитывались кандидаты, набравшие относительное большинство голосов. Из них составлялся отдельный список, в количестве, вдвое превышающем число незанятых мест в думе. Кандидаты из данного списка ставились на голосование, и для избрания было достаточно получить относительное большинство. Если несколько человек получали равное число голосов, победитель определялся по жребию.

В том случае, если у избирателей или должностных лиц имелись основания считать, что на выборах городских гласных было нарушено избирательное законодательство, они имели право в течение семи дней со времени оглашения результатов выборов, подать жалобу в городскую управу. Заявления, указывающие на незаконность выборов в целом, городской голова должен был представлять губернатору; рассмотрение вопроса предписывалось осуществлять в губернском по городским делам при- сутствии. Жалобы по отдельным случаям нарушения норм законодательства рассматривал новый состав думы, исключая гласных, избрание которых оспаривалось. Признав незаконность избрания отдельных гласных или избирательного собрания в целом, дума или городское присутствие должны были назначить повторные выборы.

Если в течение семи дней после объявления итогов выборов, они не были оспорены в законном порядке или жалобы на нарушения выборного законодательства не были удовлетворены, гласные приступали к осуществлению своей деятельности.

Городская дума избирала членов распорядительного органа - городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления - городского голову. Таким образом, последний являлся главой городской думы и городской управы.

Основы городского представительства, введенные законодательством Екатерины II, подверглись существенному пересмотру в годы правления Павла I. Первоначально уменьшилось количество гласных Петербургской городской думы, а вскоре сама дума была упразднена.

В начале правления Александра I городам были возвращены права, данные Екатериной II. 2 апреля 1801 г. императорский манифест торжественно подтвердил восстановление действия Жалованной грамоты городам.

К третьему разряду принадлежали купцы всех гильдий. В четвертый входили мещане, не состоящие в цехах и в пятый - цеховые ремесленники и мещане. Имущественный ценз для городских избирателей составлял 100 рублей годового дохода с недвижимой собственности или капитала.

Каждое из пяти отделений думы представляло соответствующее сословие, а общая дума в целом - все городское общество. Отделения возглавляли сословные старшины, избиравшиеся из лиц, владеющих собственностью, оцененной на сумму не менее 6 ООО рублей.

Численность Петербургской общей думы достигала 750 человек. Такое многочисленное собрание было малоэффективным при решении вопросов городского управления; для осуществления практической деятельности формировалась распорядительная дума. Она состояла из городского головы, представителей, выбранных по всем пяти отделениям и одного лица, назначенного правительством.

Личное активное избирательное право приобретали мужчины, а женщины доверяли свой голос уполномоченным. Избирателями являлись лица, достигшие 21 года, прожившие в Москве не менее 2-х лет, владевшие в этом городе капиталом или недвижимой собственностью, приносящей ежегодный доход не менее 100 рублей.

Для избрания общей думы московские избиратели, так же как и петербургские, группировались в пять курий, представляющих основные социальные группы городского населения: потомственных дворян, личных дворян, почетных граждан и других категорий населения, купцов, мещан, ремесленников. Наиболее пестрым был социальный состав второй курии.

В нее были включены домовладельцы, не входящие в состав других разрядов избирателей, в частности, священники.

Выборы проходили по двухстепенной системе. Сначала избирались выборщики - по сто человек от каждой курии, затем из каждого разряда выбиралось по 35 человек. Таким образом, общую городскую думу составляли 175 гласных. Городской голова избирался всеми выборщиками. В исполнительный орган думы - распорядительную думу входили по два представителя от каждого разряда гласных, составлявших общую думу.

Гласными думы могли быть лишь состоятельные граждане, владеющие капиталом или недвижимым имуществом стоимостью не менее 15 ООО рублей. Возрастной ценз составлял 25 лет для гласных и 30 для городского головы''.

Портрет М. М. Плешанова, ростовского городского головы

- Московская власть: Городские головы. 1782-1997. - М., 1997. - С. 15-16.

ром 16 июня 1870 г. Так начался новый этап в истории российского городского представительства1.

По данной норме любой торговец, уплачивающий от одного до двух рублей ежегодного сбора, получал право участия в выборах.

Это обстоятельство существенно увеличивало контингент городских избирателей. Например, в 1884 г. в Москве имело право голоса 19 802 человек. Разумеется, эта цифра составляла незначительный процент от общего числа жителей города, которое по переписи 1882 г. насчитывало 783 469 лиц обоего пола.

2 Высочайше утвержденное Городовое положение от ,|3/2Й июня 1870 г.// Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XLV. Отд-нпе 1-е. - СПб. 1874. - Ст. 48498. - С. 825.

В выборах не могли участвовать чиновники органов местного управления: губернатор, члены губернского по городским делам присутствия (исключая городского голову), члены губернского правления и чины местной полиции.

Аналогично земскому избирательному праву, женщины и лица, в возрасте от 21 года до 25 лет, соответствуюнше требованиям цензов, получали право делегировать на выборы уполномоченных, а опекуны и попечители могли голосовать за своих подопечных.

Избиратели распределялись па три группы по принципу, заимствованному из муниципального права Пруссии.

Городской управой составлялся список всех местных налогоплательщиков, имеющих право голоса. Первыми в него включались те избиратели, которые уплачивали наибольшие суммы городских сборов, затем менее состоятельные и так далее, по мере уменьшения сумм, внесенных в доход города. В первое избирательное собрание входили горожане, включенные в список первыми и уплачивающие в совокупности всех городских налогов. Второе составляла более многочисленная группа лиц, следующих далее по списку и также уплачивающая вместе '/3 налогов. Наконец, в третьем собрании объединялись все остальные избиратели-налогоплательщики. В соответствии с местными условиями, например, в небольших городах, могло быть два избирательных собрания.

Неудивительно, что степень активности избирателей на городских выборах во многом зависела от того, к какой курии они принадлежали и, следовательно, насколько реальным было их влияние на предстоящий выбор. Так, на московских выборах 1884 г. по первой курии явка избирателей составила 43 % (96 человек), по второй - 17 % (228 человек), по третьей - всего 5 % (912 человек из 18 310 потенциальных избирателей)548.

Большой зал Московской городской думы

Минимальное количество гласных, подлежащих избранию, составляло 30 человек при 300 избирателях. На каждые дополнительные 150 избирателей полагалось 6 гласных. Максимальное число гласных для нестоличных городов составляло 72 человека.

Таким образом, в городе проводилось три (или, в отдельных случаях, два) избирательных собрания. Как правило, сначала голосовали избиратели первой курии, затем второй и, наконец, третьей. Каждое проходило под председательством городского головы. Для подсчета голосов и организации выборного процесса из состава избирательного собрания назначалось от двух до шести помощников председателя.

Собрание было правомочно осуществлять выборы, если число присутствующих превышало число вакансий. Если число избирателей, прибывших на выборы, было меньше числа избираемых гласных, следовало назначить новые выборы. Повторное собрание приступало к выборам при любом количестве избирателей.

Владивосток, здание городской думы и управы

Каждый избиратель имел право выдвижения любого количества кандидатов (включая и себя). Для этого он должен был подать председателю список лиц, которых предстояло включить в число претендентов1. В Москве для этого печатались специальные бланки, в которые избиратели вносили имена кандидатов.

Право избрания в гласные имели все участники собрания, в том числе уполномоченные. Один человек мог подать не более двух голосов: один лично и один по доверенности. Лица, выдвигаемые для баллотировки в избирательном собрании, могли не принадлежать к данному разряду избирателей-.

Выборы производились путем тайного голосования шарами.

Так же как и при земских выборах, избранными считались кандидаты, получившие более половины голосов членов собрания. Если число таких лиц было недостаточно для заполнения всех вакансий, то учитывались кандидаты, набравшие относительное большинство голосов. Из них составлялся отдельный список, в количестве, вдвое превышающем число незанятых мест в думе. Кандидаты из данного списка ставились на голосование, и для избрания было достаточно получить относительное большинство. Если несколько человек получали равное число голосов, победитель определялся по жребию.

В том случае, если у избирателей или должностных лиц имелись основания считать, что на выборах городских гласных было нарушено избирательное законодательство, они имели право в течение семи дней со времени оглашения результатов выборов, подать жалобу в городскую управу. Заявления, указывающие на незаконность выборов в целом, городской голова должен был представлять губернатору; рассмотрение вопроса предписывалось осуществлять в губернском по городским делам при- сутствии. Жалобы по отдельным случаям нарушения норм законодательства рассматривал новый состав думы, исключая гласных, избрание которых оспаривалось. Признав незаконность избрания отдельных гласных или избирательного собрания в целом, дума или городское присутствие должны были назначить повторные выборы.

Если в течение семи дней после объявления итогов выборов, они не были оспорены в законном порядке или жалобы на нарушения выборного законодательства не были удовлетворены, гласные приступали к осуществлению своей деятельности.

Городская дума избирала членов распорядительного органа - городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления - городского голову. Таким образом, последний являлся главой городской думы и городской управы.

Читайте также: