Древнекитайский император существенно понизил налоги на сельское хозяйство а увеличил на торговлю

Обновлено: 28.06.2024

Зачем изобретать велосипед, если это давно уже сделано в Германии? А ещё очень много сделано китайцами. Они придумали массу полезных вещей, начиная с бумажных денег и заканчивая доменной металлургией. Поэтому когда кое-кто уверяет доверчивых россиян в том, что наша налоговая система – чуть ли не лучшая в мире, идеально соответствует сложившейся в стране и мире экономической ситуации, то нам надо включить голову и вспомнить про китайцев. Причём достаточно древних. Которые жили, например, во времена династии Старшая Хань в I веке до нашей эры.

Он не читал Адама Смита

Император Цзин-ди (годы правления 157 – 144 г.г. до н. э.) был сторонником принципа laisser faire - принцип невмешательства, согласно которому влияние государства на экономику должно быть минимальным. Заметьте, он не читал Адама Смита! Причина для этого у правителя Поднебесной была самая уважительная: знаменитый шотландский экономист в те времена ещё просто не успел родиться.

Налоги при Цзин-ди были снижены до 3%. Закрома китайской родины были переполнены до такой степени, что основной проблемой стало сохранение запасов. Император направил специальное посольство в Египет для закупки тамошних кошек, которые должны были защитить зерно от пожирающих его мышей.

Этот период принято считать золотым веком финансово-экономической системы Китая. В те времена режим частной собственности достиг своего абсолютного расцвета, государство всячески этому содействовало. Кстати, даосизм – одна из трёх основ китайского религиозно-философского мировоззрения – тоже содержал догмат о необходимости введения низких налогов.

Философия грамотного налогообложения

В одном из комментариев к классическому даосскому тексту Дао Дэ Цзин приводится один поучительный диалог. Правитель беседует с совершенномудрым мужем (так было принято обращаться к авторитетным монахам и отшельникам):

Ум, честь и совесть целой эпохи

Таким образом, многие из положений объективизма и либертарианства, по сути дела, основаны на идеях древнекитайской философии. Налоговая политика Китая опирается на мудрость великого Конфуция (V век до н. э.). Эта финансовая система давала отличные результаты более двух тысяч лет. Учитель Кун (так почтительно именуют Конфуция в Китае) разработал принципы налоговой справедливости, которые ограничивают полномочия самого императора. Если правитель нарушал правила налогообложения, предложенные Конфуцием, он нарушал тем самым и божественные установления, а потому должен был покинуть престол.

Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10-процентный налог (вспомним, кстати, и библейскую десятину). Правитель никогда не должен был превышать этот порог.

Когда войска свирепого Чингисхана покорили Русь, он потребовал дань в размере тех же десяти процентов, что вполне соответствовало конфуцианским представлениям о должном и справедливом. Видимо, пока монголы покоряли Китай (до похода на Запад), они набрались там налоговой премудрости.

Как известно, классиком марксизма № 2 считается Фридрих Энгельс. Поэтому если сравнить Конфуция с Карлом Марксом, то за Энгельса у него будет Мэн-цзы (372 – 289 г.г. до н.э.). Он тоже прекрасно разбирался в принципах разумного и справедливого налогообложения.

А вот как Мэн-цзы излагает любознательному правителю общие принципы эффективного налогообложения:

Мэн-цзы писал и о священном праве народа на восстание против плохого государя и говорил, что правительство уполномочено небесами на то, чтобы делать людей счастливыми и состоятельными. Высокие налоги – негодное средство для достижения этой благородной цели. Обратите внимание на то, что через несколько столетий о том же самом писали отцы основатели США в Декларации независимости.

Мы вас услышали

Большинство императоров династии Хань были людьми благоразумными и прислушивались к мнению хороших специалистов. Поэтому благодаря конфуцианским принципам налоговая система древнего Китая работала следующим образом.

Население обязано было платить земельный налог, размер которого зависел от урожая. Налог этот выплачивался натурой. Плюс подушный налог и налог на имущество (эти два налога платили наличными). Годовая величина подушного налога составляла для взрослых мужчин и женщин по 120 монет, а для детей - 20 монет. Торговцы были обязаны платить его по более высокой ставке в 240 монет. Подушный налог стимулировал денежный оборот, что повлекло выпуск более 28 миллиардов монет с периода 118 год до н. э. — 5 год н. э., то есть в среднем чеканилось 220 миллионов монет в год.

Широкое обращение наличности позволило успешным торговцам вкладывать деньги в покупку земель, несмотря на регулярно возобновляемый попытки правительства поставить его представителей в жёсткие условия путём введения больших торговых и имущественных налогов. Император У-ди (140 – 87 г.г. до н.э.) даже ввёл законы, которые запрещали купцам владеть землёй, но крупные торговцы могли обойти это правило и приобретали большие земельными участками.

Огромные крестьянские массы, владевшие небольшими участками земли, стали основным источником поступления налогов в период династии Хань. Проблемы начались позже, во II в. н.э., когда многие крестьяне влезли в долги и были вынуждены работать на богатых землевладельцев. Отчасти это было обусловлено неблагоприятными климатическими условиями того времени. Тогда правительство провело реформы, чтобы освободить мелких землевладельцев от кабалы и дать им возможность работать на собственной земле. Эти реформы предусматривали снижение налогов, временное освобождение от их уплаты, выдачу государственных ссуд, а также обеспечение безземельных крестьян временным жильём и работой до выплаты долгов на специальных земельных участках. Они должны были отдавать государству половину урожая, а правительство обеспечивало их орудиями труда.

В 168 году ставка налога на землю была уменьшена с 1/15 части урожая до 1/30. А позднее - до 1/100 (в последние десятилетия династии Хань). Выпадение этих доходов было компенсировано повышением налогов на собственность.

Кроме всеобщей двухгодичной военной службы мужчинам в возрасте от 15 до 56 лет надо было отрабатывать один месяц в году трудовую повинность. Во времена младшей династии Хань можно было откупиться от такой службы путём уплаты замещающего налога.

Как вы думаете, кто-нибудь сегодня может предложить что-то более разумное?

Полезные традиции

Итак, история в очередной раз показывает нам, что грамотные системные реформы находятся в русле традиций великой цивилизации. Поэтому "Партия налогоплательщиков России" предлагает внести предельную ясность в перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Каждый гражданин должен быть уверен в том, что, соблюдая разумные и понятные правила, он получает право спокойно заниматься своим делом, вести собственный бизнес. А собранные со всех нас налоги будут использованы на благо великой России.

Читайте также: