Постановка на учет в налоговом органе юридического лица

Обновлено: 28.06.2024

В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Постановка на учет в налоговом органе организаций осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией – в выбранный ею налоговый орган.

Приказ ФНС России от 11.08.2011 №ЯК-7-6/488

Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указанные правила применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.

Обращается внимание, что при получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ(о недвижимом имуществе и транспортных средствах), в отношении организации, которая уже состоит на учете в этом налоговом органе по такому основанию, налоговый орган осуществляет учет таких сведений, уведомление о постановке на учет (снятия с учета) в таком случае не выдается.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 НК РФ, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента (п. 4.8. ст. 83 НК РФ).

Порядок учета организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков

Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, без участия самого налогоплательщиков. Подробнее…

Ведение налоговой отчетности - сложный процесс, который нуждается в подробном изучении. Именно этим мы сейчас займемся.

Ведение налоговой отчетности - сложный процесс, который нуждается в подробном изучении. Именно этим мы сейчас займемся.


Что такое налоговый учет?

Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.

Налоговый учет: какие принципы имеет?

Налоговый учет (НУ) имеет несколько важных принципов, которые необходимо знать:

Согласно текущему Налоговому кодексу можно самостоятельно определить, какой выбор сделать в плане ведения налоговой отчетности. В том числе это касается того, какой системой налогообложения пользоваться.


Как ведется налоговый учет в ИП

Налоговый учет доходовпроводится согласно определенным принципам, что определяются зависимо от выбранной системы налогообложения, которую подобрал предприниматель на момент регистрации своей деятельности. Обычно предприниматели предпочитают выбирать УСН, поскольку эта система предусматривает упрощенный формат налогообложения. Хотя прежде чем остановиться на рассматриваемом варианте следует помнить, что такой формат не всегда предусматривает возможность его использовать. Например, некоторые виды деятельности не смогут воспользоваться простой схемой. В частности, это касается следующих направлений:

  • Банковской области;
  • Области страхования;
  • При открытии ломбардов;
  • При создании компаний, область деятельности которых находится в игорном бизнесе.

Если ИП не может остановиться на УСН, он может использовать другую популярную систему – ЕНВД или ОСНО. Кроме того может использоваться патентная система. В любом случае, чтобы можно было вести налоговый учет (НУ)? необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если этого не сделать, ИП изначально будет работать на ОСНО – одной из самых сложных и невыгодных систем. А если захотите перейти на альтернативный вариант, придется подождать до следующего года.

Как вести налоговый учет для ООО

Налоговый учет в 2022 году для ООО, как правило, ведут специалисты. Это связано с тем, что деятельность ООО намного сложнее и многограннее, чем у ИП. Соответственно, намного больше налогов, за уплатой которых приходится следить. Не говоря уже о ведении документации, в том числе отчетности, что будет передана в ФНС.

Система, по которой будет вестись налоговый учет, также выбирается в начале деятельности компании. Сделать это может директор. Выбор, как и в предыдущем случае, заключается в том, чтобы остановиться на одной из предложенных государством систем. Для того, чтобы разобраться, какой же вариант выбрать, рассмотрим каждый отдельно.

ОСНО. Учет налогов ведется в нескольких направлениях. В частности, каждый квартал нужно сдавать отчет НДС и платить 18% в рамках этого же налога. Также платите налог на прибыль (20% каждый месяц или квартал), на имущество компании (действует местный тариф, который не должен быть выше 2,2% и оплачивается раз в год), транспортный и земельный налог (если компания выступает владелицей земли и транспорта). Кроме того, налоговый учет ведется и с зарплаты работников (от 13% до 30% каждую зарплату, а также придется каждый год передавать справку 2-НДФЛ, а 6-НДФЛ каждый квартал). Помимо этого, нужно платить страховые взносы за работников.

УСН. Если выбрать эту систему, не придется платить НДС и налоги на прибыль. Зато актуальным является земельный/транспортный, а также единый налог 6%. Декларацию нужно передавать каждый год. Платится налог с зарплаты работников, а также страховые взносы на них (передается форма 4-ФСС в ФСС - Фонда социального страхования).

ЕНВД. Как и в предыдущем случае, нужно заплатить единый налог по индивидуальной ставке, зато освободитесь от некоторых других. Хотя все ещё придется вести налоговый учет доходов, это освобождает от лишней бумажной волокиты. Будете платить только взносы за страховку, налог на зарплату сотрудников, а также на имущество, транспорт и землю.

Чтобы правильно вести налоговый учет в 2022 году, нужно учитывать особенности каждого рассмотренного варианта.

Читайте также: